ЭКОНОМИКА
УДК 336.113.23
ОСНОВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
© Ирина Владимировна ПАВЛОВА
Институт экономики и антикризисного управления, г. Москва, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансов, бухгалтерского учета и аудита, e-mail: irdim@mail.ru
Перечислены основные проблемы и направления совершенствования социального обеспечения и социальной защиты в России, используя передовой зарубежный опыт экономически развитых стран мира. В частности, рассматриваются вопросы пенсионного и частично медицинского обеспечения в стране.
Ключевые слова: социальная защита; пенсионное обеспечение; финансирование пенсий; индексирование пенсий; медицинское страхование; налог НДФЛ; страховые отчисления.
Сегодня представляется целесообразным для России использовать опыт западноевропейских стран по организации систем социального страхования, которые являются мощными механизмами не только изыскания финансовых источников для социальной защиты, но и достижения социальной справедливости, а также социального согласия в обществе. Первоочередными направлениями при построении системы социального страхования для России может быть пенсионная система.
Для совершенствования системы социального обеспечения и системы социального страхования России, в частности, системы пенсионного обеспечения, необходимы изменения в законодательстве, касающиеся формирования и финансирования пенсионной системы РФ, поскольку размер пенсии не обеспечивает ни материальных, ни духовных потребностей граждан. Возникла насущная необходимость разработать более сложную систему пенсионного обеспечения, исключающую уравниловку и позволяющую учитывать интеллектуальные потребности пенсионеров. На сегодня государство уже сделало определенные шаги для изменения создавшейся ситуации с минимальными выплатами (по сравнению с развитыми странами) пенсий по старости: на каждую тысячу
потенциального пенсионера государство добавляет еще одну тысячу до 12 тыс. в год. Есть еще ряд предложений, срок введения которых - 2010 г.
С 2010 г. российское законодательство в сфере социального страхования претерпело значительные изменения [1; 2].
Можно выделить пять основных направлений реформирования всей системы социального страхования Российской Федерации.
1. Валоризация - это переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до пенсионной реформы 2002 г., т. е. она уже сейчас коснется всех пенсионеров и граждан Российской Федерации, которые имеют стаж работы до 2002 г.
До реформ 2002 г. пенсия в Российской Федерации рассчитывалась исходя из трудового стажа и среднемесячного заработка, но имела ограничение - «максимальный размер пенсии». То есть насколько бы большого заработка ты не имел или сколько-нибудь долго не трудился, всегда был потолок пенсии. Фактически такая ситуация привела к «уравниловке», когда большинство пенсионеров получали практически одинаковые пенсии независимо от своих заслуг. В 1998 г. была попытка изменить сложившееся положение за счет введения «индивидуального коэффи-
циента пенсионера». Можно было рассчитывать пенсию по традиционной схеме, но с ограничением заработка или с использованием этого коэффициента, но без включений в общий трудовой стаж таких периодов, как учеба, служба в армии, уход за детьми и т. д.
В 2002 г. была введена новая система пенсионного обеспечения, где на величину пенсии влияет сумма уплаченных страховых взносов, указанная в лицевом счете гражданина Российской Федерации. Если ранее связи между уплатой взносов и получаемой пенсией граждане Российской Федерации не видели, со вступлением в силу реформы она обозначилась. Для того чтобы рассчитать размер пенсии, нужно поделить количество всех уплаченных страховых взносов на ожидаемый период получения пенсии.
Для тех, кто начал работать до 2002 г., оценка их заработанных пенсионных прав происходила с помощью конвертации, одним из элементов которой была среднемесячная заработная плата в Российской Федерации по состоянию на III квартал 2001 г. - период, предшествующий конвертации. Данные брались не по статистике Федеральной службы государственной статистики, а по выплатам, произведенным работодателями в Пенсионный фонд Российской Федерации. Искусственно полученная путем обратного подсчета от страховых взносов среднемесячная заработная плата в размере 1671 руб. была существенно ниже, чем данная Федеральной службой государственной статистики - 3240 руб. Это привело к тому, что размер получаемых пенсий после вступления в силу реформы 2002 г. не изменился, что не могло не вызвать жалоб и недовольства пенсионеров.
Размер пенсии регулярно индексировался в соответствии с уровнем инфляции и средней заработной платой по стране, но, к сожалению, это не приводило к каким-либо материальным улучшениям у пенсионеров, т. к. рост пенсии «съедался» ростом цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства и продукты. Пенсия существенно отставала от заработной платы, компенсируя ее лишь на 25-27 %, а самые низкие пенсии получали граждане, у кого пенсионный капитал сформировался до 1991 г.
Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, с 1 января 2010 г. была введена валоризация пенсионных прав. Расчетный пенсион-
ный капитал граждан, имеющих хоть один день трудового стажа до 2002 г., был увеличен на 10 % и еще на 1 % за каждый год трудового стажа до 1991 г.
Перерасчет производился без заявлений граждан в автоматическом режиме, что позволило им с 1 января 2010 г. получить пересчитанный размер пенсии.
Существует еще одно обстоятельство. Если есть стаж свыше 40 лет у женщин и 45 лет у мужчин, не учтенный ранее в связи с ограничениями, то теперь, представив доказательства о наличии такого стажа в Пенсионный фонд Российской Федерации, можно рассчитывать на его учет при валоризации.
Существуют приблизительные данные (табл. 1), составленные Министерством здравоохранения и социального развития, какой размер прибавки в среднем получит пенсионер после валоризации.
2. С 1 января 2010 г. установлена социальная доплата пенсионеру до величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации. Если пенсия меньше прожиточного минимума в субъекте федерации, который, в свою очередь, меньше федерального прожиточного минимума, тогда пенсионеру назначается федеральная социальная доплата в таком размере, чтобы пенсия составляла прожиточный минимум по субъекту федерации.
Если рассчитанная пенсия меньше прожиточного минимума в субъекте федерации, который, в свою очередь, больше федерального прожиточного минимума, тогда пенсионеру назначается региональная социальная доплата в таком размере, чтобы пенсия составляла прожиточный минимум по субъекту.
Если у бюджета субъекта не будет на эти цели денег, тогда будет реализован механизм межбюджетных трансфертов, выделяемых Министерством финансов Российской Федерации.
3. С 1 января 2010 г. единый социальный налог, 20 % которого шли на пенсионное обеспечение, был упразднен. Его заменил единый полноценный страховой взнос в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере сначала тех же 20 % в 2010 г., но уже с 2013 г. он снова составит 26 %. В связи с этим нововведением необходимость деления пенсии на базовую и страховую части отпадет. Большинство пенсионеров будут полу-
чать страховую пенсию, к которой у граждан 1967 г. рождения и моложе добавится еще и накопительная.
Ранее базовая часть индексировалась по росту инфляции, а страховая - по средней заработной плате, но не свыше роста дохода Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера. С 2010 г. пенсия индексируется по единым правилам -росту инфляции, что выгоднее для пенсионеров.
Преследуя цель выхода на пенсию граждан в более поздний срок, государством установлен требуемый страховой стаж 30 лет. Если выработан 30-летний страховой стаж, то за пенсионером фиксируется базовый размер страховой части пенсии (ранее - базовая часть пенсии), определяемый государством. В зависимости от наличия или отсутствия 30-летнего страхового стажа эта сумма будет увеличиваться на 6 % за каждый дополнительный год сверх 30-летнего стажа или уменьшаться на 3 %. Следует отметить, что такой перерасчет будет возможен только один раз, чтобы человеку было выгоднее, не оформляя пенсию, продолжить работу и накопить больше процентов. Также сокращается ожидаемый период выплаты, что влияет на пенсию в сторону ее увеличения.
Такая система будет введена в 2015 г., позже на пять лет, чтобы люди адаптировались к новой системе исчисления страховой части трудовой пенсии. Для тех, кто начал
работать в 2002 г., требуемый стаж в 2015 г. будет составлять 9 лет, в 2016 - 10 лет, в 2017 г. - 11 лет пока не достигнет 30, т. е. к 2036 г.
4. Возвращение к дифференциации людей по группам инвалидности и отказ от степеней инвалидности вследствие невозможности объективного определения медикосоциальными экспертными комиссиями утраты трудоспособности. Благодаря этому у многих инвалидов уровень пенсии будет повышен, т. к. ранее часто степень трудоспособности оказывалась ниже, чем группа инвалидности.
5. При переходе на страховые взносы в системе социального страхования исчезает регрессивная шкала взимания взносов. Страховой взнос одинаков для всех застрахованных лиц и определяется по величине, которая охватывает заработки большинства застрахованных лиц. С 2010 г. такая величина составила 415 тыс. руб. в год, а все, что свыше этой суммы, не облагается страховыми взносами. Необходимо отметить, что исключений, которые были сделаны для малого и среднего бизнеса при уплате единого социального налога, при страховых взносах не будет. Понятно, что любое реформирование системы пенсионного законодательства затрагивает интересы как государства, так и бизнеса. И поэтому вполне естественно, что еще не вступив в свою силу, новые законы собрали критику.
Таблица 1
Размер прибавки пенсионерам от валоризации [3, с. 9-10]
Численность пенсионеров, человек Средневзвешенная прибавка от валоризации, руб.
Вышедшие на пенсию до 2002 г.
Всего 20 674 964 1431
в т. ч. по возрасту:
0-50 1394381 209
51-60 1713450 738
61-70 6053400 1313
71-80 8141954 1648
81-90 3055192 1732
91-100 316587 1733
Вышедшие на пенсию с 2002 г.
2002 1409606 1 007
2003 1421204 865
2004 1707240 871
2005 1721198 937
2006 1730930 845
2007 1824842 902
2008 1905620 754
Для сферы бизнеса основным недостатком станет переход с единого социального налога, при уплате которого у среднего и малого бизнеса были льготы, на страховые взносы, при которых никаких льгот не предусмотрено. Если в 2010 г. единая страховая ставка составляла те же 26 %, то с 2011 г. вырасла до 34 %: 26 % в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9 % в Фонд социального страхования Российской Федерации, 5,1 % в Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации по 2,1 и 3 % в федеральный и территориальный соответственно.
Но эти меры явно недостаточны.
Для улучшения системы пенсионного обеспечения России нужны системные меры, использующие финансовые рычаги воздействия на желаемые результаты. Необходимо создание нового экономического механизма пенсионного обеспечения:
- государственного (накопительные, а не перераспределительные системы),
- предприятий (с установленными вы-
платами, установленными взносами, с участием в негосударственных пенсионных фондах) путем создания механизма заинтересованности работодателя в пенсионных накоплениях - пенсионных планах (за счет льготного налогообложения) [4, с. 187].
Здесь необходимо использовать общий принцип: взносы как работников, так и работодателей в пенсионные фонды, а также инвестиционный доход не облагаются подоходным налогом за весь период накопления;
- для работников (например, налоговые льготы тем, кто осуществляет социальные мероприятия (малый бизнес, физические лица и предприятия) - налоги уплачивают через 5 лет или делают встречные перечисления.
То есть можно было бы создать систему, когда человек может получать три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия ЛПС - по примеру США [5, с. 8].
По примеру Франции, к российской пенсии по старости можно было бы присовокупить систему надбавок, наследование пенсионных прав (надбавки положены супругам, воспитавшим трех и более детей; одному из супругов, на иждивении которого находится
другой, не имеющий собственной пенсии; пенсионерам, которые не могут обходиться без посторонней помощи, и др.). По принятым во Франции правилам один из супругов может наследовать часть пенсии умершего супруга [6, с. 3].
Для изменения системы пенсионного обеспечения необходимо поддержание баланса между затратами на социальное обеспечение и налоговым бременем, т. е. необходимо внесение изменений в налоговое законодательство. Для стимулирования людей, потерявших работу и не отчисляющих социальные налоги, можно было бы ввести премию за трудоустройство и системы страхования на случай безработицы.
Сегодня в России размер вычета по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) исчисляется в зависимости от состава семьи. По тем же основаниям могут определяться размеры надбавок к пенсии по старости [7, с. 17].
Кроме того, для стимулирования физических лиц к накоплению собственной пенсии за свой счет при перечислении денег на персональный счет можно было бы не облагать НДФЛ данные суммы.
В РФ действует система индексирования пенсий и система индексирования минимальной заработной платы, совершенно автономные друг от друга. Коэффициент замещения заработной платы пенсией на протяжении последнего десятилетия постоянно и существенно сокращается, что ведет к росту социальной напряженности в обществе. В связи с этим можно было бы индексировать пенсии в той же пропорции, что и рост заработной платы (ввести зависимость размера пенсии от размера зарплаты).
Система пенсионного обеспечения должна иметь сложную структуру, исключающую уравнивание размеров пенсий для различных слоев населения. Малообеспеченным нужно вводить систему льгот и дотаций, не связанных с выплатами из пенсионного фонда за счет накоплений. Например, предоставление социальной помощи семье и детям, оказавшимся в бедственном положении [7, с. 18].
В связи с изменением структуры пенсионного обеспечения, возможно, было бы целесообразным ввести разграничения пенсий госслужащим и бизнесу.
В Конституции РФ декларировано, что Россия является социальным государством, т. е. необходимо сохранение государственных дотаций (ответственности государства) [8, с. 3].
Как известно, при первом трудоустройстве у работника требуют номер ИНН. Можно было бы на этот счет при рождении нового гражданина Российской Федерации резервировать сумму, эквивалентную, скажем, 400 долл. США (по примеру Норвегии). При этом нужно оговорить условия, в соответствии с которыми держатель счета может получить доступ к данным средствам - в каком возрасте, в случае тяжелой жизненной ситуации, в случае болезни, в случае выхода на пенсию и т. д. При этом был бы соблюден принцип социальной справедливости.
Прежде чем реформировать систему социального обеспечения, необходимо установить соотношение между затратами на пенсионное обеспечение, страхованием здоровья и общественным вспомоществованием, как это делается в Японии. В этой стране большое внимание уделяется созданию достойного уровня жизни лицам пожилого возраста, что на сегодня актуально и для России, где наряду с увеличением уровня жизни происходит неуклонное старение населения [4, с. 58].
Система социального обеспечения в Японии, второй экономической державы мира, вышедшей, по данным ООН (с 1993 г.), на первое место по сводному показателю качества жизни, представляет, на наш взгляд, интерес для российского общества. Особого внимания заслуживают такие ее стороны, как массовый охват населения пенсиями и страхованием здоровья; адресность предоставления различных видов помощи малоимущим и социально незащищенным слоям; постоянная коррекция всей системы социального обеспечения в соответствии с изменениями ситуации в стране и определение приоритетов в этой области.
Конечно, сегодня реформу социального страхования экономически «вытянуть» будет очень трудно, поскольку любая накопительная система предполагает стабильную работу фондового рынка страны. Но система будет начинать работать «на взлете» рынка, что должно привести к положительным результатам.
Необходимо также заметить, что в России по сравнению с более развитыми странами мира очень низок возраст выхода на пенсию по старости [9]. Поэтому было бы целесообразным создать систему стимулов, заставляющих людей оттягивать время выхода на пенсию (например, увеличение пенсии за каждый проработанный свыше год) и увеличение страхового стажа. При подсчете стажа теперь учитываются только периоды, в течение которых страховые взносы выплачивались с зарплаты. Прежде пенсии полного размера рассчитывались по заработной плате за 10 лет с наиболее высокой зарплатой. С 1 января 1994 г. этот период начал ежегодно увеличиваться на 1 год, и в 2008 г. он стал равен 25 годам. При этом учитывается не вся сумма заработка, а его величина в пределах «потолка заработка», который постоянно пересматривается.
Система работы фондов обязательного медицинского страхования также требует пересмотра. Учитывая все нарастающий процесс старения населения России необходимо, помимо повышения благосостояния лиц пожилого возраста, улучшить их медицинское обслуживание: нужно создать систему обслуживания людей этой возрастной категории на дому и обеспечить строительство домов-пансионатов с полным набором услуг; требуется принятие закона об оказании помощи на дому. Здесь необходимо учесть опыт других стран (Франции): финансирование медицинского обслуживания престарелых, инвалидов, лиц с низкими доходами осуществляется за счет средств госбюджета, если доход на одного человека составляет не более 3 тыс. 500 евро, супругов без детей - 5 тыс. 200 евро, семью с одним ребенком - 6 тыс. 300 евро, семью с двумя детьми -7 тыс. 350 евро и т. д. Этот закон предусматривает новые правила бесплатных медицинских услуг молодым людям в возрасте от 18 до 25 лет, живущим без поддержки семьи и оказавшимся в трудном положении.
Необходимо в ближайшее время ввести систему персонифицированного учета в области медицинского страхования и объединить системы социального страхования России в одну.
В связи с увеличением беспризорных детей требует безотлагательного решения вопрос о предоставлении социальной помощи
семье и детям, оказавшимся в бедственном положении - система приютов мала и не справляется с возросшим количеством нуждающихся в этом виде помощи.
При реформировании системы социальной защиты населения необходимо учесть, что обеспечение социальной справедливости должно происходить через налоговую и социальную поддержку. Было бы желательным разработать более сложную систему пенсионного обеспечения, исключающую уравниловку и позволяющую учитывать интеллектуальные потребности пенсионеров. Скорее всего, без повышения нормативов отчислений на социальные нужды это сделать будет весьма трудно, учитывая разразившийся мировой финансовый кризис.
1. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ. ЦЯЬ: www.consultant.ru.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений и законодатель-
ных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: федеральный закон от 24.07.2009 г. № 213-Ф3. URL: www. consultant.ru.
3. Воронин Ю.В. Пенсионная реформа: смогут ли россияне накопить на достойную старость? URL: http://kp.ru/daily/25696/899846. Загл. с экрана.
4. Уайтхауз Э. Пенсионная панорама: пенсионные системы 53 стран. М., 2008.
5. Попов А.А. Частные пенсионные системы в США // Труды Института США и Канады РАН. Аналитическая записка. М., 2008.
6. Моро Я. Система пенсионного обеспечения во Франции. URL: www.premier-ministre.gouv.fr. Загл. с экрана.
7. Лукьянова Г. Система социальной защиты во Франции // Современная Европа. 2009. № 4.
8. Конституция РФ. URL: www.constitution.ru.
9. Зарубежный и отечественный опыт организации и совершенствования национальных систем социального страхования. Аналитический вестник Аналитического управления Аппарата Совета Федерации. М., 2006. № 13 (301).
Поступила в редакцию 18.06.2012 г.
UDC 336.113.23
MODERNIZATION BASES OF SOCIAL PROTECTION SYSTEM IN RUSSIA
Irina Vladimirovna PAVLOVA, Institute of Economy and Crisis Management, Moscow, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Finance, Accounting and Auditing Department, e-mail: irdim@mail.ru
The main problems and ways of improving social welfare and social security in Russia, using advanced foreign experience of economically developed countries are listed. In particular, it deals with the pension and part of medical care in the country.
Key words: social security; pensions; funding pensions; indexing of pensions; health insurance; personal income tax; insurance payments.