_UPBRINGING AND TRAINING QUESTIONS_
УДК 371.4
Шустова Инна Юрьевна
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории теории воспитания, Институт стратегии и теории образования РАО, [email protected], Москва
основы конструирования опытно-экспериментальной
работы по воспитанию в современной школе*
Аннотация. Статья затрагивает актуальные для современного образования проблемы, связанные с конструированием и организацией опытно-экспериментальной работы в школе как способом практического освоения инновационных процессов в образовании. Статья посвящена раскрытию теоретических и методических оснований конструирования опытно-экспериментальной работы как синтеза изучения опыта реальной практики по воспитанию и проектированию реализации педагогического эксперимента в сфере школьного воспитания. Объектом и предметом опытно-экспериментальной работы является не столько педагогический процесс сам по себе, сколько жизнедеятельность человека, включенного в него. Содержание опытно-экспериментальной работы по воспитанию в современной школе представлено через взаимодействие и взаимопроникновение науки и практики в их единстве, как система направлений, методов и форм профессиональной деятельности педагогов по осознанию и реализации на практике новых образцов педагогического опыта. Выделены значимые факторы, способствующие проведению опытно-экспериментальной работы по воспитанию в школе: научно-методическое сопровождение, профессионально-личностная общность педагогов, система стимулирования и поддержки педагогов и пр. Раскрыты критерии результативности опытно-экспериментальной работы в школе.
Ключевые слова: воспитание, опытно-экспериментальная работа, исследовательская деятельность, педагогический эксперимент, педагогическая реальность, педагогическая практика, инновационные процессы.
Образование в современных социокультурных условиях должно быстро учитывать меняющиеся запросы общества и потребности будущего и постепенно становиться целостной саморазвивающейся системой. Основным механизмом такого совершенствования является опытно-экспериментальная исследовательская деятельность, заключающаяся в инновационном поиске новых ценностных ориентаций, целей и содержания образования, новых моделей воспитания и обучения, способов организации образовательного процесса, отражающих запросы времени.
Рассматривая сущность и содержание опытно-экспериментальной работы (ОЭР) по воспитанию в современной школе, важно, с одной стороны, ориентироваться на государственный заказ в сфере образования, на новую стратегию развития воспитания в Российской Федерации. Стратегия ориентирует на качественно новый общественный статус социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса на
основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ и пр. С другой стороны, содержание и условия организации ОЭР по воспитанию в школе должны строиться на внутренних процессах школьной жизни и интересах детей, на приоритетных педагогических идеях в воспитании и актуальных проблемах для педагогического коллектива школы. Школьное воспитание рассматривается не как педагогическая трансляция норм и ценностей, а как реальность ценностно-смыслового взаимодействия взрослых и детей в образовательном пространстве школы.
Анализ научных работ, посвященных вопросам ОЭР в системе общего образования [3; 6; 13], позволяет сформулировать следующее определение: опытно-экспериментальная работа - это продуманный и целенаправленный процесс конструирования и апробации исследовательской деятельности в школе, ориентированный на экспертизу и контроль изменений в школьной практике. Сопровождается обязательной ги-
* Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00089
потезой, продуманным образом ожидаемых результатов, фиксацией стартовых условий, вводимых независимых переменных, выведением организационно-методических условий эксперимента, отслеживанием реальных результатов (промежуточных и итоговых). Опытно-экспериментальная работа в школе является способом практического освоения инновационных процессов в образовании.
Современная практика организации ОЭР по воспитанию в сфере общего образования представлена в работах исследователей лаборатории теории воспитания Института стратегии и теории образования РАО: Н. Л. Селивановой [7], Л. В. Алиевой [1], И. Д. Демаковой [2], П. В. Степанова [9], И. В. Степановой [8], И. С. Парфеновой [5], И. Ю. Шустовой [11; 12] и др. В этих работах исследуются теоретические и методические основы конструирования ОЭР по воспитанию в сфере общего образования, идет определение возможных границ и оптимальных способов исследовательского и проектировочного проникновения в реальность ценностно-смыслового взаимодействия взрослых и детей, составляющего основу процесса воспитания. Объектом ОЭР выступает образовательный процесс во всех его проявлениях, а предметом исследования могут являться любые элементы системы педагогической реальности: ее субъекты, явления, процессы, которые определяются темой, целью и задачами деятельности, гипотезой.
При гуманистической парадигме объектом и предметом исследования в ОЭР становятся в большей мере не процессы воспитания и развития сами по себе, а жизнедеятельность человека, включенного в эти процессы, его субъектность в них. В таких условиях исследование не может избежать субъективного отношения исследователя к проектированию и отслеживанию происходящего. Сложно определить объективные критерии и показатели, которые будут обозначать результат исследования. Подтверждение этому находим у Л. И. Новиковой: «Трудности использования эксперимента в сфере воспитания обусловлены спецификой исследуемых объектов, характером их связей с окружающей социальной действительностью, их индивидуальной неповторимостью. Все это чрезвычайно усложняет задачу отбора конкретных объектов, дан-
ные экспериментального изучения которых были бы репрезентативны <...> сущность мотивов, отношений, переживаний раскрывается лишь при сопоставлении косвенных данных, полученных в экспериментальных ситуациях, охватывающих различные состояния ребенка» [4, с. 262-264].
Определение теоретических и методических основ конструирования ОЭР видится как синтез изучения опыта реальной практики ОЭР по воспитанию (существующей в современных школах) и проектирования реализации педагогического эксперимента в сфере школьного воспитания на основе актуальных теоретических подходов и идей. Следовательно, основой ОЭР в школе становится единство теории и практики воспитания. Педагогика - во многом прикладная наука, она должна удерживать поле практики, теория должна быть актуальной и своевременной для практики, отражать запросы времени, быть созвучной детской культуре, понимать, с какими детьми и в каких условиях работает современная педагогическая практика. Одновременно педагог-практик должен найти поддержку в педагогической теории, сам осознать и выстроить свой исследовательский вопрос, провести исследование в профессиональном поле и увидеть его результаты. В исследовательской работе важно общее поле как разрешение диалектического противоречия между теорией и практикой. Теоретические построения, нивелируя частные и несущественные элементы, дают обобщенный, системный взгляд на изучаемое явление. Вместе с тем педагогическая теория должна находить отражение в деятельности педагога, подтверждать реальные процессы воспитания. Хорошая практика выводит теорию на новые этажи осмысления и проработки теоретических положений, созвучных «живому» педагогическому процессу. Важно выстроить исследовательский процесс в воспитании, соединяя теорию с практикой, находя связи и закономерности их взаимопересечения и взаимообогащения.
К теоретическим основам ОЭР следует отнести методологию науки, которая включает разработанные научные идеи и подходы, а также систему методов исследования. Значимыми теоретическими идеями, имеющими несомненный общепедагогический
смысл и составляющими основу концептуальной платформы любых образовательных программ в школе по воспитанию, можно обозначить:
- непрерывное теоретическое обновление целей, содержания и методов воспитания в соответствии с требованиями времени, особенностями развития современных детей, понимание инновационных процессов в образовании;
- множественность факторов, влияющих на воспитание и развитие современного ребенка (среда, семья, школа, класс, клуб, микросоциум и пр.);
- целостность и системность воспитания, согласованность условий и методов, влияющих на воспитание и развитие личности современного ребенка;
- преемственность целей, содержания и методов воспитания при организации ОЭР;
- многомерность педагогического процесса (развитие личности воспитанника; становление и развитие воспитательного коллектива и детско-взрослой общности на уровне класса, школы, разновозрастных сообществ в школе; создание воспитательного пространства школы и пр.);
- персонализация способов и форм воспитания, ориентация на педагогическую поддержку и помощь воспитаннику в процессах самопознания и самоопределения, самореализации и саморазвития, в решении проблемных жизненных ситуаций;
- деятельностный подход в воспитании, создание условий для проявления и развития субъектных качеств воспитанника в различных направлениях и формах деятельности, где происходит перенос общественно-выработанных способов действия во внутренние условия самореализации и саморазвития;
- роль детско-взрослой общности, открытое взаимодействие с воспитанниками как условие их ценностного самоопределения, становления нравственных убеждений, системы правил и норм жизни в обществе.
К методическим основам ОЭР следует отнести владение навыками конструирования и организации исследовательской деятельности, теоретическими и эмпирическими методами исследования (во всем их многообразии), методами качественного и количественного анализа, мониторинга (на разных этапах и уровнях проведения исследования).
Целью ОЭР по воспитанию в школе является оказание научной и практической поддержки возникающим инновационным процессам в школе в сфере воспитания, отражающим современные социокультурные условия в стране, актуальные запросы детей, задачи школы в рамках работы по воспитанию с учетом государственного заказа, интерес и стремление к профессиональному росту и самосовершенствованию педагогов-воспитателей школы.
Для решения поставленной цели необходимо:
- разработать программу ОЭР в школе в соответствии с целями и задачами, ведущими педагогическими идеями, ожидаемым результатом и установленными сроками по каждому из намеченных направлений опытно-экспериментальной деятельности;
- определить конкретные пути и средства реализации программы ОЭР развития инновационных воспитательных процессов в школе с учетом социокультурных, кадровых, материально-технических и иных условий функционирования и развития образовательного учреждения;
- способствовать повышению научно-исследовательской культуры педагогов, уровню их самостоятельной исследовательской деятельности в сфере воспитания;
- проводить экспертизу ОЭР по каждому из выбранных направлений опытно-экспериментальной деятельности в сфере воспитания;
- рефлексировать, уточнять и распространять полученный инновационный опыт.
Можно выделить несколько значимых факторов, способствующих проведению ОЭР по воспитанию в школе.
1. Научно-методическое сопровождение ОЭР, наличие научных руководителей и внешних экспертов в организации работы, которые могут задать высокий теоретический и методологический уровень проводимого исследования, направить исследовательскую работу коллектива школы посредством обучающих и проблемных рефлексивных семинаров по анализу процесса ОЭР и его результатов. Научный руководитель помогает выявить проблемное поле внутри образовательного пространства школы, сформулировать научную гипотезу, определить цели и задачи исследования, ожидаемые результаты, зафиксировать стар-
товые условия и независимые переменные, разработать организационно-методические условия опытно-экспериментальной работы в школе, выстроить логику ОЭР (ее этапы и уровни организации), а также проводит экспертизу и строгий контроль изменений в образовательной практике школы, консультирование отдельных педагогов и педагогического коллектива школы.
2. Проявление профессионально-личностной общности в педагогическом коллективе школы, когда педагоги видят общие значимые цели и задачи для инновационного обновления образовательного процесса в школе, совместно прорабатывают и выстраивают исследовательскую деятельность, настроены на взаимодействие и сотрудничество друг с другом, каждый видит меру своей ответственности и свой личный профессиональный рост в совместной ОЭР.
3. Наличие системы поддержки инновационной деятельности педагогов школы (материальная и нематериальная система поощрений педагогов-исследователей; открытый характер проведения ОЭР с обязательным обменом опытом между собой, другими образовательными учреждениями; презентация успешного опыта экспериментальной деятельности педагогов на городском, районном и федеральном уровнях в области организации воспитательной деятельности в школе с разных позиций; осознание педагогами роста своего профессионального рейтинга посредством участия и проведения семинаров и конференций различного уровня).
4. Сетевое взаимодействие школы с различными образовательными и культурными учреждениями разного уровня, государственными и межведомственными структурами в рамках реализации задач ОЭР. Гибкость и открытость такого взаимодействия обеспечивает сотрудничество и сотворчество в работе (общие мероприятия разного уровня, обмен кадрами и информацией, общие творческие проекты и пр.), обмен всеми видами ресурсов и возможностей разных структур в рамках решения общих задач. Важно найти возможности для использования культурного и научного потенциала внешней среды (мира, страны, региона, города, района, села и пр.), что задает широкие социокультурные рамки ОЭР, делает ее актуальной и значимой для участников, создает
пространство для их самореализации.
Отдельного внимания заслуживает самоопределение педагога в опытно-экспериментальной работе, его позиция как исследователя и то, на чем она основывается. Важен настрой педагогов на рефлексию своей профессиональной деятельности, владение навыками педагогической рефлексии. Педагогическая рефлексия характеризуется осознанием собственного педагогического опыта, выработкой критериев, определяющих эффективность и успешность своей профессиональной деятельности с точки зрения своей субъектности (своего авторства в ней) и ее образовательного потенциала для развития личности школьника. Рефлексивное действие имеет двухплоскостной характер: онтологический (видение и понимание) и организационно-деятельностный (организация индивидуального и коллективного действия). Именно в такой двухплоскостной форме и может проходить опытно-экспериментальная работа, где адекватно схватывается то новое и общее, что привносят акты рефлексии как связующее звено между дей-ствованием (опытом) и мышлением, осознающим этот опыт.
Результатами ОЭР в воспитании являются изменения в воспитательной системе школы, полученное новое научное знание, отраженное в научно-методической продукции (концепции воспитания, разработанные модели воспитания), в новом видении методов, средств и форм воспитания в современных условиях, в образовательных программах, методических рекомендациях для педагогов, классных руководителей и воспитанников, отдельных частных методиках и сценариях, выделенных критериях и нормах воспитательной деятельности и ее эффективности, диагностиках, используемых в исследовательской деятельности и пр.
Результативность ОЭР определяется качественными и количественными критериями. К качественным показателям можно отнести проработанную актуальность и научную новизну исследования; его теоретическую значимость; продуманность и законченность основополагающей гипотезы и проработанность научных положений, к которым пришел коллектив в процессе ОЭР; готовность проработанных идей к внедрению в практику своей школы, других образовательных
учреждений. Особый показатель результата ОЭР в воспитании - это изменение уклада школьной жизни, которое отражается в характере взаимодействия и взаимоотношений между педагогами и школьниками, общем ценностно-смысловом пространстве, возникающем в школе, где происходит трансляция норм и ценностей. Количественными показателями проводимой ОЭР будут являться количество и качество публикаций; участие педагогов школы в круглых столах, конкурсах по теме исследования, научно-практических конференциях и семинарах разного уровня; проведение педагогами школы открытых мероприятий в рамках ОЭР на разных уровнях.
Практическая результативность ОЭР по воспитанию в школе отражается в выполнении программы исследования, появлении инновационных процессов. Это может проявиться в качествах личности отдельного воспитанника, характеристиках детского коллектива, проявлении детско-взрослой общности в школе; психологическом климате (класса, школы), ценностно-ориента-ционном единстве; в системе мероприятий по воспитанию и их качестве, улучшении качества образования; в сохранении и улучшении здоровья обучающихся; повышении квалификации педагогов школы в области воспитания и исследовательской деятельности; вариативности и доступности образовательных услуг в рамках основного и дополнительного образования; степени привлекательности школы для обучающихся и родителей и пр.
Результатом работы всегда будет создание новой практики образования, которая может быть не востребована в настоящее время, но она показывает, как может развиваться школа в отдаленном будущем.
Библиографический список
1. Алиева Л. В. Опытно-экспериментальная работа - стимул личностного профессионального роста педагога-воспитателя // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. -№ 2 (34). - С. 136-146.
2. Демакова И. Д. Специфика опытно-экспериментальной работы педагога-воспитателя в международном корчаковском интеграционном лагере «Наш Дом» (1993-2013) // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. -№ 2 (34). - С. 118-135.
3. Загвязинский В. И. Практическая методология педагогического поиска: учеб. пособие. - Тюмень: Изд-во ТГУ, 2008. - 120 с.
4. Новикова Л. И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды. - М.: ПЕР СЭ, 2010. - 336 с.
5. Парфенова И. С. Критерии оценки качества воспитательной деятельности классного руководителя в контексте гуманистического воспитания // Вопросы воспитания. - 2012. - № 3 (12). -С. 99-104.
6. Психолого-педагогические основы экспериментальной работы в образовательном учреждении: монография. - М.: Шадринск: Шадрин-ский Дом печати, 2009. - 151 с.
7. Селиванова Н. Л. Особенности организации опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования // Новое в психолого-педагогических исследованиях. -2014. - № 2 (34). - С. 112-117.
8. Степанова И. В. Профессиональная позиция педагога как условие эффективности опытно-экспериментальной работы в образовательной организации // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 2 (34). - С. 161-166.
9. Степанов П. В. О возможностях и ограничениях эксперимента в сфере воспитания // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2014. - № 2 (34). - С. 167-172.
10. Современная практика организации опытно-экспериментальной работы по воспитанию в сфере общего образования: сборник научных статей. - М.; Тверь: ГК «Стимул», 2014. - 160 с.
11. Шустова И. Ю. Направления и формы опытно-экспериментальной работы // Новое в психолого-педагогических исследованиях. -2014. - № 2 (34). - С. 173-181.
12. Шустова И. Ю. Сохранение и развитие тенденций коллективного воспитания в современном образовании // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 36-42.
13. Action and Reflection in Teacher Education / editors Gareth Harvard, Phil Hodkinson. - New Jersey: Ablex Publishing Corporation Norwood, 1994. - 274 p.
Shustova Inna Yurievna
Dr. Sci. (Pedag.), Senior Researcher at the Laboratory of Theory of Education, Institute for Strategy and Theory of Education of the Russian Academy of Education, [email protected], Moscow
basics of construction of experimental work on education in the modern school*
Abstract. The article considers relevant to modern education problems associated with the construction and organization of experimental work in school, as a practical way of development of innovative processes in education. The article is devoted to the disclosure of theoretical and methodological bases of construction of experimental work as a synthesis of study of the experience of actual practice of education and construction of the implementation of the pedagogical experiment in the sphere of school education. The object and subject of experimental work is not so much the pedagogical process itself, but a human activity that is included in it. Contents of experimental work on education in the modern school is represented through the interaction and interpenetration of science and practice in their unity as a system of directions, methods and forms of professional activity of teachers in the realization and implementation of new models of teaching experience. Selected significant factors contributing to the experimental education in school: research and methodological support, professional and personal community of teachers, incentives and support for teachers and others.
Keywords: education, experimental work, research, pedagogical experiment, pedagogical reality, pedagogical practice, and innovative processes.
' The investigation is supported with grant of RFH (No 14-06-00089)
Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2015
42