УДК 94:394 (47) ББК 63.3 (2) +63.521
ОСНОВЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО ЕДИНСТВА СЛАВЯНСКИХ И ТЮРКСКИХ НАРОДОВ РОССИИ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ*
Васильев А. А.
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия) Сорокин В. В.
Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
Современные данные показывают, что вторая половина первого тысячелетия — период, имеющий огромное значение для целостного понимания истории Центральной Азии и сопредельных территорий. В это время произошло формирование новой общности кочевников, ставшей ядром одной из крупнейших империй раннего Средневековья — Первого тюркского каганата. В последующее время масштабы данного политического образования, выходившего далеко за пределы центральноази-атского региона, определили диалог тюрок со славянскими народами и их общую судьбу на территории Евразии.
Ключевые слова: славяно-тюркский мир, общая безопасность, самобытность, правовая культура, сакральный центр.
BASES OF HISTORICAL AND CULTURAL UNITY OF THE SLAVIC AND TURKIC PEOPLES IN RUSSIA AND CENTRAL ASIA
A. A. Vasiliev
Altai State University (Barnaul, Russia) V. V. Sorokin
Altai State University (Barnaul, Russia)
Modern data show that the second half of the first millennium is a period of great importance for a holistic understanding of the history of Central Asia and adjacent territories. At this time, a new community of nomads was formed, which became the core of one of the largest empires of the early Middle Ages — the First Turkic Khaganate. In the subsequent time, the scale of this political formation, which went far beyond the Central Asian region, determined the dialogue of the Turks with the Slavic peoples and their common fate on the territory of Eurasia.
Keywords: Slavic-Turkic world, general security, originality, legal culture, sacral center.
Doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2022)4.8
В настоящее время возникла необходимость системного взаимодействия с тюркскими государствами Центральной Азии, чтобы Россия могла укрепить свое геополитическое положение в этом регионе.
Для достижения этой цели требуется представить научно обоснованную систему социально-культурных, мировоззренческих ценностей и практик, основанных на историко-цивилизационном наследии славянских и тюркских народов России и государств Центральной Азии и подтверждающих их историко-культурное единство.
Текст подготовлен в рамках госзадания Алтайского государственного университета «Тюркский мир Большого Алтая: единство и многообразие в истории и современности» (проект номер 74871 5Ф. 99.1. ББ97АА00002).
38
Российско-Азиатский правовой журнал
В основе системы социально-культурных, мировоззренческих и других ценностей и практик представлены обобщающие и объясняющие идеи славяно-тюркского единства в их возникновении, развитии и дальнейшем применении. Важно сделать акцент на общую историю взаимодействия славянских и тюркских народов с учетом их опыта совместного проживания, межэтнического взаимодействия и нахождения в составе тюркских, монгольских и славянских государственных образований — Тюркских каганатов, Золотой Орды, Российской империи, СССР. Важно учитывать, что славяно-тюркские отношения не исчерпываются рамками современных отдельных государств, а охватывают период 1000-летней истории и в силу этого имеют прочный фундамент для дальнейшей интеграции.
Тысячелетняя история взаимоотношений славян и тюрок — цивилизационное наследие и геополитическая ценность. Тюрко-славянская тысячелетняя общность — это цивилизационное основание и фундамент интеграции России и Центральной Азии, базирующейся на генетической, исторической, территориальной, государственно-правовой, культурной основе и позволяющей добиться более масштабных результатов, но с меньшими социальными издержками. Основным смысловым ядром интеграции, проектом ее будущего развития и укрепления является славяно-тюркское единство. Это двуединый славяно-тюркский, христианско-мусульманский и социально-объединительный геополитический проект — Евразийский союз.
Концепция славяно-тюркского единства основывается на общей территории проживания, на которой происходили процессы возрождения, переселения, ассимиляции и объединения многих народов, преимущественно тюрко-монголо-славянских [1]. Развитие и продвижение тюркских народов с VI в. шло с востока на запад и включало в свое влияние и славянские народы. Становление России с XIV в., ее расширение до границ Российской империи в XIX веке и до СССР происходило преимущественно за счет включения неславянских народов, преимущественно тюркских.
Необходимо давать своевременный ответ на современные вызовы, которые возникают в России и Центральной Азии. В первую очередь это турецкое влияние — пантюркизм; создание «Союза тюркских государств» и принятие в 2021 г. декларации «Видение тюркского мира 2040», направленной в том числе на продвижение общей тюркской идентичности, основанной на исторической общности. Выступая в качестве альтернативы пантюркскому проекту, представленная концепция наделяет российский Алтай историко-цивилизационным статусом прародины тюркских народов, а Россию — гаранта сохранения их национальной и культурной самобытности, а также обосновывает естественный и взаимовыгодный характер славяно-тюркской интеграции на евразийском пространстве.
В настоящее время необходимость интеграции с тюркскими государствами Центральной Азии значительно усилилась вследствие реакции Запада на специальную военную операцию на Украине, обострение китайско-американских отношений, решения ОДКБ по вводу в Казахстан контингента миротворческих сил. Данная концепция является платформой, которая содержит набор инструментов для выработки практических решений (программ, документов и т. д.) и углубления интеграции и усиления российского влияния в Центральной Азии.
Укрепление российской государственности подразумевает славяно-тюркское единство в рамках Российского государства. Трансграничные регионы России получат дополнительные гарантии безопасности от налаживания добрососедских связей со странами Центральной Азии.
Мы исходим из закономерности, что только Россия всегда справлялась с миссией умиротворения региона Центральной Азии, предотвращения между народами национальных и религиозных конфликтов и сбережения их культурной идентичности. В периоды, когда влияние России в этом регионе ослаблялось, там начинались резня, нашествие терроризма и обнищание основной массы местного населения.
Сохранение и развитие объединяющей системы ценностей составляет предназначение Концепции славяно-тюркского единства России и стран Центральной Азии. Такая концепция разработана научным коллективом ученых России и стран Центральной Азии на базе НОЦ алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» Алтайского государственного университета.
Отдельные положения концепции нашли закрепление в законодательной сфере России и стран Центральной Азии в виде законов и государственных программ. В Российской Федерации приняты Стратегия национальной безопасности России (июль 2021 г.), Закон Российской Федерации «О языках народов Российской Федерации», Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочислен-
ных народов Российской Федерации», реализована Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Администрацией Президента Республики Казахстан в 2010 г. одобрена Доктрина национального единства Казахстана. В Кыргызстане реализуется Концепция укрепления единства народа и межэтнических отношений в Кыргызской Республике (2013 г.) и др.
Реализация Концепции в рамках культурно-гуманитарного сотрудничества предполагает работу с университетами и научными организациями стран Большого Алтая и Центральной Азии, между молодежными организациями, медиаизданиями. Требует продвижения проект «Алтай — территория этногенеза тюркских народов».
Разработка и реализация программ поддержки славянского населения в странах Центральной Азии должны происходить через развитие русского язык и культуры в странах Центральной Азии как средства гуманитарного и межнационального общения.
Основываясь на представлениях об Алтае как сакральном центре, необходимо развивать и популяризировать общие для тюркских и славянских народов сакральные природные и историко-культурные объекты на этой территории.
«Алтайская» гипотеза происхождения тюрок находит подтверждение, как в письменных памятниках, так и в археологических материалах [2]. Согласно одной из легенд, представленных в китайских летописях, в 460 г. на Алтай переселилось племя Ашина. На новом месте предкам тюрок пришлось взаимодействовать с местным населением. В результате именно на Алтае с течением времени сложился союз племен, получивший название «Тюрк». Сведения письменных источников подтверждаются результатами раскопок археологических памятников в горной части Алтая. К настоящему времени только на этой территории известны наиболее ранние объекты (2 пол. V — сер. VI в. н. э.), демонстрирующие процессы формирования тюркской общности. Это памятники Кок-Паш, Кудырге, Усть-Карасу и др., расположенные в горах Республики Алтай в Российской Федерации.
Современные данные показывают, что 2 пол. 1 тыс. — период, имеющий огромное значение для целостного понимания истории Центральной Азии и сопредельных территорий. В это время произошло формирование новой общности кочевников, ставшей ядром одной из крупнейших империй раннего Средневековья, — Первого тюркского каганата. В последующее время масштабы данного политического образования, выходившего далеко за пределы центральноазиатского региона, определили влияние тюрок на исторические судьбы многих народов Евразии. Тюркские каганаты в период раннего Средневековья простирались на огромные территории Евразии.
Имеющиеся материалы свидетельствуют о значительных перспективах дальнейшего комплексного изучения археологических памятников тюркского периода на Алтае. Актуальной представляется реализация программы междисциплинарного исследования, в том числе проведение серии гуманитарных и естественно-научных анализов антропологических и остеологических материалов из археологических комплексов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ибрагимов Ж. Институты монгольского права периода Золотой Орды // Российско-азиатский правовой журнал. 2022. № 3. С. 45.
2. Аюпова З. К. О социо-культурных особенностях формирования мировоззрения тюрков // Евразийский союз. 2021. № 6. С. 112.