Научная статья на тему 'Основы и перспективы сотрудничества Государственной службы по контролю наркотиков Кыргызской Республики с ФСКН России'

Основы и перспективы сотрудничества Государственной службы по контролю наркотиков Кыргызской Республики с ФСКН России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОСИТУАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ НАРКОТИКОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КОЛЛЕКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / DRUG SITUATION / THE KYRGYZ STATE DRUG CONTROL SERVICE / INTERNATIONAL COOPERATION / COLLECTIVE SECURITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Султанов Алымбай Алымбекович

В статье изложен исторический очерк развития Государственной службы по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики, проблемы её функционирования и задачи на ближайшее будущее. Отмечается важная роль сотрудничества данной службы с ФСКН России в противодействии наркоугрозам. Указывается на потребность и перспективы подготовки высококвалифицированных кадров для данной службы в Сибирском юридическом институте ФСКН России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Султанов Алымбай Алымбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES AND PERSPECTIVES OF COOPERATION BETWEEN THE KYRGYZ STATE DRUG CONTROL SERVICE AND THE FDCS OF RUSSIA

A historical sketch of the development of the State Drug Control Service affiliated to the government of the Kyrgyz Republic, problems of its functioning and goals for the nearest future are considered in the article. The author underlines the significant role of cooperation with the FDCS of Russia in counteraction to drug menace. The necessity and perspectives of training of highly professional personnel for this service at the Siberian Law Institute of the FDCS of Russia are pointed out.

Текст научной работы на тему «Основы и перспективы сотрудничества Государственной службы по контролю наркотиков Кыргызской Республики с ФСКН России»

Зарубежный опыт

УДК 35.08

Алымбай Алымбекович СУЛТАНОВ,

Председатель Государственной службы

по контролю наркотиков

при Правительстве Кыргызской Республики

[email protected]

ОСНОВЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРОЛЮ НАРКОТИКОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ С ФСКН РОССИИ

PRINCIPLES AND PERSPECTIVES OF COOPERATION BETWEEN THE KYRGYZ STATE DRUG CONTROL SERVICE AND THE FDCS OF RUSSIA

В статье изложен исторический очерк развития Государственной службы по контролю наркотиков при Правительстве Кыргызской Республики, проблемы её функционирования и задачи на ближайшее будущее. Отмечается важная роль сотрудничества данной службы с ФСКН России в противодействии наркоугрозам. Указывается на потребность и перспективы подготовки высококвалифицированных кадров для данной службы в Сибирском юридическом институте ФСКН России.

A historical sketch of the development of the State Drug Control Service affiliated to the government of the Kyrgyz Republic, problems of its functioning and goals for the nearest future are considered in the article. The author underlines the significant role of cooperation with the FDCS of Russia in counteraction to drug menace. The necessity and perspectives of training of highly professional personnel for this service at the Siberian Law Institute of the FDCS of Russia are pointed out.

Ключевые слова: наркоситуация, Государственная служба по контролю наркотиков Кыргызской Республики, международное сотрудничество, коллективная безопасность

Keywords: drug situation, the Kyrgyz State Drug Control Service, international cooperation, collective security.

Политическая воля и приверженность руководства Кыргызской Республики в противодействии незаконному обороту наркотиков четко подтверждена всей гаммой нормативно-правовых актов, позволяющих на системной основе противостоять злу наркотизации и криминального наркобизнеса, приносящему нашей стране громадный ущерб и страдания десяткам тысяч семей.

Системный взгляд Правительства Кыргызской Республики на происходящие общественные явления, связанные с проблемой наркотизации населения, выражен в концепциях антинаркотической политики и

национальной безопасности, а также в принятых государственных программах, направленных на снижение вредных последствий наркоситуации.

Система законов и подзаконных актов Кыргызской Республики позволяет на практике применять весь спектр мер государственного принуждения для предупреждения, пресечения и нейтрализации посягательств, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Обращаясь к криминогенной обстановке и наркоситуации в Кыргызской Республике, нельзя не остановиться на проблеме

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России — -

незаконного производства наркотиков в Афганистане, носящей крайне разрушительный характер для прогрессивного развития народов мира, особенно Центральной Азии, в том числе и Кыргызской Республики.

Учитывая масштабность незаконного оборота наркотических средств и уровень наркопотребления в регионе, а также интенсивность и объемы товарно-денежного оборота в этой сфере, мы осознаем, каких гигантских размеров международная наркомафия нам противостоит. Справиться с ней силами одной только Кыргызской Республики невозможно, поэтому мы являемся одним из активных участников мировой антинаркотической системы, координируем наши усилия, обмениваемся опытом, привлекаем дополнительные ресурсы.

Национальный орган Кыргызской Республики по контролю за наркотиками (далее - ГСКН) прошел тернистый путь развития. Несмотря на продемонстрированную им высокую эффективность (а только наиболее опасных видов наркотиков - героина и гашиша было изъято свыше 5 тонн) и значительный потенциал в виде наработанной системы международных операций по перекрытию международных каналов наркотрафика, в октябре 2009 г. бывшим Президентом Кыргызской Республики Бакиевым и созданным им семейно-клановым режимом под предлогом реформирования органов государственной власти Агентство по контролю наркотиков Кыргызской Республики было ликвидировано. И лишь только после апрельской революции 2010 г. было восстановлено.

Вследствие такого недальновидного политического шага вся материально-техническая база была утрачена, система оперативных наработок разрушена, имеющиеся международные связи утеряны, а костяк высокопрофессиональных офицеров в одночасье остался не у дел.

Первые шаги восстановленной Государственной службы по контролю за наркотиками при Правительстве Кыргызской Республики были направлены на возвращение доверия международного сообщества, вос-

становление нарушенных связей, воссоздание материально-технической базы.

Мы с особой благодарностью отмечаем, что одним из первых партнеров, кто протянул руку помощи, выступила Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, за что отдельные слова признательности высшему политическому руководству российского государства и Правительству Российской Федерации.

В стороне не остались и другие наши партнеры - Центком США, ДЕА США и Министерство общественной безопасности КНР, с которыми мы тесно взаимодействуем при решении возложенных на орган наркоконтроля задач и проведении совместных спецопераций.

Результаты не замедлили себя ждать. Были восстановлены, а затем и улучшены показатели по основным направлениям оперативно-служебной деятельности. Так, за период с 2011 г. по настоящее время только на территории Кыргызской Республики изъято наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров порядка 44 тонн. Проведены 41 совместная международная операция с ФСКН России, ДЕА США, МВД Республики Казахстан и АКН Республики Таджикистан. Но наибольшее их число - 20 операций - приходится на взаимодействие с ФСКН России. В результате указанных совместных мероприятий было изъято 599 кг опиатов афганского производства, разобщены более двадцати транснациональных организованных наркогруппировок, вскрыты и ликвидированы двадцать три международных наркоканала, задержаны особо опасные наркопреступники и лица, находившиеся в межгосударственном розыске.

Из незаконного оборота изъято наркотиков афганского происхождения на сумму более 32 млн. долларов США (героин

- 142 кг, гашиш - 215 кг). Таким образом, финансовым устоям организованной трансграничной наркопреступности нанесен существенный урон.

Мы планируем и далее повышать качество своей работы,а для этого нужна не

0 г ~ Зарубежный опыт

только современная техника, но и кадры, которые, как известно, "решают все".

За сравнительно короткий промежуток времени мы во взаимодействии с ФСКН России организовали переподготовку 62 сотрудников ГСКН, из числа которых 7 офицеров по окончании курсов обучения были повышены в должности. Из них по линии оперативных подразделений, ведущих скрытое наблюдение, повышение квалификации в России прошли одиннадцать сотрудников ГСКН, двое из которых повышены в должностях по прибытии с учебы.

Более того, в рамках достигнутых договоренностей глав государств в формате ОДКБ и Программы помощи в настоящее время в Сибирском юридическом институте ФСКН России (г.Красноярск) обучаются за счет средств российского бюджета 10 наших курсантов, которые получают уникальные знания в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и по окончании института составят будущий костяк наркополицейских Кыргызстана.

Мы понимаем уникальность этого учебного заведения, так как на постсоветском пространстве вузов, подготавливающих именно такого рода кадры, на сегодняшний день нет. И мне отрадно отметить, что совсем недавно прошел уже второй отбор следующих 10 курсантов от Кыргызстана в Сибирский юридический институт ФСКН России! Полученные ими навыки в будущем позволят еще больше расширить и углубить наше взаимодействие с ФСКН России и не только. Глубоко убежден, что в перспективе выпускники института смогут возглавить антинаркотическую службу не только Кыргызской Республики, но и других государств - членов ОДКБ.

Говоря о перспективах нашего сотрудничества с ФСКН России, стоит отметить что оно носит устойчивый и стратегический характер и имеет тенденцию к поступательному и динамичному развитию. С учетом "фактора 2014 года" нами будут приняты меры по блокированию транснациональных наркоканалов.

Так, в рамках сотрудничества в формате ШОС на ежегодной основе проводится

операция "Мышеловка", в формате ОДКБ - региональная многосторонняя операция "Канал".

Также в рамках председательства Кыргызской Республики в ОДКБ в 2013 г. во взаимодействии с ФСКН России и Секретариатом ОДКБ проводятся оперативнотактические учения КСОР ОДКБ "Гром-2013", целью которых являются:

- слаживание органов управления подразделений антинаркотических служб и ведомств, внутренних войск, органов внутренних дел (полиции) и безопасности, входящих в состав формирований сил специального назначения КСОР ОДКБ (далее -подразделения специального назначения КСОР ОДКБ), повышение их оперативности при подготовке и проведении совместных специальных мероприятий в регионах коллективной безопасности;

- совершенствование полевой выучки и слаживание действий сил и средств подразделений специального назначения КСОР ОДКБ при выполнении специальных мероприятий (операций);

- совершенствование взаимодействия между органами управления подразделений специального назначения КСОР ОДКБ, а также органами государственного управления государств-членов ОДКБ при подготовке и проведении совместных специальных мероприятий (операций);

- совершенствование механизма принятия коллективных решений на применение сил и средств подразделений специального назначения КСОР ОДКБ.

Таким образом, сотрудничество Государственной службы по контролю наркотиков Кыргызской Республики и ФСКН России имеет прочную основу и предполагает оперативно-служебные, кадровые, финансовые и материально-технические точки соприкосновения. Такое сотрудничество будет приобретать новые и укреплять уже имеющие позитивный результат формы взаимодействия, что повысит эффективность противодействия наркоугрозам как на государственном, так и на межрегиональном уровнях.

Вестник Сибирского юридического

института ФСКН России — ------

Библиографический список

1. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года (с изменениями, внесенными Протоколом о внесении изменений в Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1 992 года, подписанным 10 декабря 2010 года).

2. Соглашение о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств-членов ОДКБ. - М., 2008. - 5 сентября.

3. О пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН по ситуации в Афганистане

11.05.2012. - Режим доступа: http://www.odkb-csto.org/cooperation/

detail.php?ELEMENT_ID =218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.