Научная статья на тему 'Основы диагностики эффективности финансовых отношений коммерческих организаций с подразделениями'

Основы диагностики эффективности финансовых отношений коммерческих организаций с подразделениями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРИФИРМЕННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERCOMPANY FINANCIAL RELATIONS / СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / STRUCTURAL DIVISION / ЦЕНТР ФИНАНСОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / CENTER OF FINANCIAL RESPONSIBILITY / ЦЕНТР ФИНАНСОВОГО УЧЕТА / THE CENTER OF FINANCIAL ACCOUNTING / МЕСТО ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЗАТРАТ / COST CENTER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Усенко А. М.

Данная статья посвящена исследованию методических основ диагностики эффективности финансовых отношений между подразделениями, а также между подразделениями и организацией. Определена роль подразделений в финансово-хозяйственной деятельности современной организации и дана их характеристика, исходя из совокупности признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the methodological foundations of diagnostics of efficiency of the financial relations between divisions and between divisions and organizations. The role of divisions in the financial and economic activities of modern organizations and their characteristics are given on the basis of a set of attributes.

Текст научной работы на тему «Основы диагностики эффективности финансовых отношений коммерческих организаций с подразделениями»

РАЗДЕЛ V. ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ

Усенко А. М.,

к. э. н., старший преподаватель кафедры «Финансовый менеджмент» ФГБОУ ВПО «РГЭУ (РИНХ)»

ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

С ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ

УДК 336.64

Аннотация

Данная статья посвящена исследованию методических основ диагностики эффективности финансовых отношений между подразделениями, а также между подразделениями и организацией. Определена роль подразделений в финансово-хозяйственной деятельности современной организации и дана их характеристика, исходя из совокупности признаков.

Ключевые слова

Внутрифирменные финансовые отношения, структурное подразделение, центр финансовой ответственности, центр финансового учета, место возникновения затрат.

Диагностика внутрифирменных финансовых отношений в исследовании финансовых отношений организации имеет особое значение прежде всего потому, что именно это направление финансовых отношений представляет собой основной резерв улучшения общего их состояния.

Под внутрифирменными финансовыми отношениями в данном случае будем понимать процесс взаимодействия организации с входящими в ее состав для осуществления уставных целей ее деятельности экономическими субъектами.

Необходимо сформулировать признаки, характерные для внутрифирменных финансовых отношений:

• данный вид финансовых отношений является двухсторонним;

• одним из участников внутрифирменных финансовых отношений является сама организация (или ее структурное звено), другой участник может быть частью этой организации;

• не являющийся организацией участник внутрифирменных финансовых отношений, находясь с ней в тесном взаимодействии, имеет к ней выраженный финансовый интерес;

• финансовые интересы организации и остальных участников внутрифирменных финансовых отношений находятся в диалектически противоречивом единстве (их удовлетворение возможно при реализации уставной цели деятельности организации, но финансово выраженные интересы при этом остаются разнонаправленными).

Поиск факторов, улучшение состояния которых может оптимально отразиться на состоянии внутрифирменных финансовых отношений, целесообразно осуществлять по следующим направлениям: финансовые отношения подразделений организации; финансовые отношения с работниками; финансовые отношения с собственниками.

Наибольшим реагированием на управленческое воздействие обладают

финансовые отношения подразделений. Это связано с тем, что изменение распределения финансовых ресурсов между подразделениями зависит исключительно от решений руководства организации и не «натыкается» на ограничения в виде норм трудового и гражданского права. Поэтому для улучшения состояния и результатов финансово-хозяйственной деятельности руководство организации может применять любые инструменты управленческого воздействия: от создания, реорганизации и прекращения деятельности подразделений, до изменения их участия в распределительных процессах организации. Таким образом, необходима диагностика финансовых отношений не только организации со своими подразделениями, но и между подразделениями самой организации.

В современном менеджменте под структурным подразделением принято понимать официально выделенную часть организации, к которой относятся работники, выполняющие установленный круг обязанностей и возложенных задач. Именно по характеру выполняемых задач в структуре современной организации выделяют различные виды структурных подразделений (управление, отдел, секция, производство, цех, участок, звено и др.). В этом смысле подразделение представляет собой часть организации (либо корпоративного образования), в состав которого оно входит.

Для целей диагностики, по мнению Н. И. Чупахина и В. Т. Чая [3, 74], важно определить объекты планово-учетной деятельности, соблюдая при этом баланс между чрезмерной детализацией и излишней обобщенностью, учитывая при этом пожелания собственников, особенности рынка и специфику управления бизнесом. Поэтому одним из необходимых условий оценки финансовых отношений между подразделениями организации является по-

строение такой финансовой модели организации, которая обеспечит совпадение объектов оценки - подразделений -с объектами планово-учетной деятельности.

В качестве финансовой модели учета, отвечающей обозначенным требованиям к финансовой информации, в современном финансовом менеджменте рекомендуют учет по центрам ответственности, под которыми понимается сегмент предприятия, осуществляющий деятельность, менеджеры которого способны оказывать непосредственное воздействие на результаты и затраты этой деятельности, несут ответственность и мотивируются за результаты принимаемых решений в рамках возложенных на них полномочий. В зависимости от того, какие задачи решают менеджеры, выделяются оперативные и стратегические центры ответственности [4, с. 374].

Обычно центры ответственности выделяются для:

• оптимального распределения функций по уровням управления посредством делегирования полномочий по управлению бизнес-процессами менеджеру, возглавляющему центр ответственности;

• эффективного распределения и использования различных видов ресурсов в соответствии с целями деятельности и стратегией организации.

Роль подразделения в финансово-хозяйственной деятельности современной организации может быть различной. Поэтому подразделения современных организаций могут быть охарактеризованы исходя из целой совокупности признаков, позволяющих выделить различия в их деятельности, значимые для управления и влияющие на результативность функционирования.

Преобразование схемы финансовых потоков в финансовую структуру требует также ответа на вопрос, какой из видов центров должен лежать в основе детализации. Изучив организацион-

но-производственную структуру компании, необходимо вычленить ее подразделения в качестве входящих в ее состав Центров финансовой ответственности (ЦФО), Центров финансового учета (ЦФУ) и Места возникновения затрат

(мвз).

Под Центром финансовой ответственности принято принимать объект финансовой структуры организации, несущий ответственность за доходы, расходы, финансовые результаты и/или иные целевые установки ее деятельности. Как правило, ЦФО становятся дочерние компании холдингов, обособленные подразделения предприятий, отдельные предприятия внутри корпоративных структур, филиалы и представительства крупных компаний, а также технологически обособленные и регионально разнесенные виды деятельности в многопрофильных компаниях.

Диагностика состояния финансовых отношений между центрами финансовой ответственности необходима для определения направлений специализации и кооперирования, формирования трансфертных цен, выявления наиболее успешных и отстающих подразделений внутри корпоративной структуры, определения направлений ее дальнейшего развития.

К центрам финансового учета принято относить такие объекты финансовой структуры, которые отвечают за определенные показатели состояния финансов организации или ее подразделений. В качестве ЦФУ принято выделять производственные цеха, участвующие в технологических цепочках, сбытовые и другие подразделения, имеющие узкую направленность. Среди таких центров могут быть выделены: центры прибылей (профит-центры), центры доходов, центры инвестиций (венчур-центры).

Центры прибыли представляют собой такие структурные подразделения или группы подразделений организации, функции которых направлены на

реализацию одного или ряда бизнес-проектов, обеспечивающих получение прибыли, а также дающих возможность ее учета.

Диагностика финансовых отношений между центрами прибылей и компанией актуальна для решения задач финансирования подразделений и материального стимулирования их работников.

Центры доходов - это такие структурные подразделения организаций, основной функцией которых является получение доходов, но не возможность комплексного воздействия на уровень прибыли.

Диагностика финансовых отношений центров доходов может осуществляться в двух направлениях: диагностика финансовых отношений центров доходов друг с другом и диагностика финансовых отношений центров доходов с компанией. Первое направление диагностики актуально в тех случаях, когда ряд подразделений имеет совместно и раздельно выполняемые функции. Например, подразделения участвуют в бизнес-процессах компании параллельно, обслуживая друг друга определенными видами работ, услуг и поставками полуфабрикатов. Второе направление диагностики необходимо для решения вопросов о финансировании расходов центров доходов, об оценке результатов их деятельности и мотивации персонала.

Центры инвестиций (венчур-центры) - это особые структурные подразделения или группы подразделений организации, функции которых заключаются в развитии новых направлений деятельности, организации новых проектов, прибыль от которых может быть получена в будущем.

Диагностика состояния и перспектив развития финансовых отношений актуальна по отношению к финансовым отношениям центров инвестиций и компании. Речь здесь, прежде всего,

должна идти о целесообразности и достаточности финансирования для решения стоящих перед ними задач.

В целом, диагностика финансовых отношений между центрами финансового учета актуальна тогда, когда есть необходимость построения регламента или изменения форм действующих финансовых отношений подразделений с организацией, а в некоторых случаях -и центров финансовых отношений, участвующих в формировании доходов и/или прибылей между собой.

Местами возникновения затрат (центрами затрат) принято называть такие подразделения организации, которые обслуживают основные бизнес-процессы и отвечают за такие расходы, которые руководство этих центров может контролировать.

Диагностика финансовых отношений мест возникновения затрат как и большинства других объектов финансовой структуры организации актуальна для решения вопросов финансирования и оптимизации бизнес-процессов и ответственности за их успешность внутри компании.

Выделение подразделений как объектов финансовой структуры должно строиться в зависимости от типа бизнеса, направления экономической деятельности (отрасли экономики), масштабов деятельности и ряда других факторов. Например, на производственных предприятиях для организации внутрихозяйственного расчета и организации внутрифирменных финансовых отношений может применяться следующая детализация подразделений [5, с. 151-152]:

1) в зависимости от уровня управления: заводы, отделения и другие структурные подразделения высшего иерархического уровня управления, которым могут делегироваться некоторые функции предприятия в целом; отделы службы; отдельные рабочие места.

2) в зависимости от места структурных подразделений во внутрипроизводственной кооперации труда: подразделения основного производства (цеха, участки, бригады, смены, рабочие места); функциональные подразделения (технические, вспомогательные, коммерческие, экономические, прочие).

Вопрос о финансовых отношениях подразделений инициирует задачу оптимизации структуры компании и иерархии ее служб. При определении ответа на вопрос об оптимальном составе подразделений в организационной структуре компании важно помнить о следующих правилах [1, с. 259]:

- каждая функция компании, должна быть закреплена за конкретным подразделением;

- во избежание дублирования функций нельзя допускать закрепления одной функции за двумя или несколькими службами, но при этом содействовать в ее выполнении они могут;

- нецелесообразно использовать подчинение одному субъекту более 67 объектов (структурных подразделений).

В оптимальном варианте организация внутрифирменных финансовых отношений должна основываться на соблюдении перечисленных правил и выборе оптимальной структуры управления, которая должна в определенном смысле подчиняться финансовой структуре и быть ее определенным каркасом. Поэтому подразделения часто выделяются исходя из следующих факторов: внешних условий и задач отчетности, удобства ведения учета, а также направлений движения финансовых потоков. Последний фактор должен являться определяющим, поскольку именно движение финансовых потоков, совершение денежных оборотов и формирование обусловленных ими финансовых результатов в наибольшей степени требу-

ет аккумулирования и детализации финансовой информации.

Принадлежность подразделений компании к разным типам центров финансовой ответственности предполагает различные принципы управления и мотивации сотрудников. В том случае, когда персонал подразделения не имеет четкой мотивации к формированию прибыли, эффективно участвовать в формировании финансовых результатов его персонал не будет. Если сама организационная структура компании оптимальна, то соответствующая ей финансовая структура позволит при выделении Центров финансовой ответственности повысить качество финансовых отношений между подразделениями организации.

Оценивая деятельность подразделения с позиции организации необходимо учитывать как количественные, так и качественные факторы.

Известно, что количественные факторы легко принимают числовое выражение (например заработная плата производственных рабочих, затраты материалов, расходы на аренду и др.). Финансисты стремятся максимально возможно использовать количественные факторы для выражения как можно большего числа аспектов финансово-хозяйственной деятельности. Качественные факторы, такие как удовлетворение вкусов потребителей, стабильность отношений с основными поставщиками сырья и т. д. не поддаются прямому количественному измерению [5, с. 255]. В оценке эффективности финансовых отношений между подразделениями организации, а также финансо-

вых отношений подразделений с организацией необходимо учитывать как количественные, так и целую совокупность качественных факторов.

Диагностика эффективности финансовых отношений между структурными подразделениями предназначена для повышения эффективности управления ими за счет [5, с. 127]: создания стимулов развития трудовой инициативы работников и менеджеров; конкретизации ответственности за несвоевременное и/или некачественное выполнение служебных обязанностей; доведения до исполнителей экономических последствий выполняемых ими обязанностей и принимаемых ими решений.

Библиографический список

1. 7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя / под ред. В. В. Кондратьева. - 7-е изд., перераб и доп. - М. : Эксмо, 2008. - 976 с.

2. Когденко В. Г. Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией : моногр. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 543 с.

3. Управленческий учет : учеб. пособие / под ред. В. Т. Чая, Н. И. Чупа-хина. - М. : Эксмо, 2009. - 480 с.

4. Управленческий учет : учеб. пособие / под ред. Я. В. Соколова. - М. : Магистр, 2010. - 428 с.

5. Управленческий учет : учебник / под ред. А. Д. Шеремета. - 4-6 изд., перераб и доп. - М. : ИНФРА-М, 2009. -429 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.