children learn about the world around them, form the syllabic structure of a word, enrich the vocabulary, develop mental and phonemic processes, cognitive and speech activity and coherent speech. They cultivate interest in the lesson, perseverance, goodwill, responsibility and independence; they teach you to work in a team and listen carefully to the interlocutor. Playing with objects:
"Hammers", "Collect objects", "Magic pyramid", "Magic bag", "Describe the object", "I roll the ball - I pronounce the sounds"
Board-printed games:
"The fourth extra", "Whose tail is it?", "Put words in houses", "Inseparable friends", "One - many", "Big -small", "Spread out in baskets", "Fix a toy", "Fairy tale associations", "Dress a doll for a walk", "Find a shadow". Word games:
"Finish the word", "Echo", "Say in one word", "Alive - inanimate", "Finish the sentence", "It happens - it does not happen", "Clap - stomp, "Listen - repeat".
Remember, to achieve success, to develop a child's speech, it is not enough just to play. It is very important that the teacher himself is able to speak correctly, study methodological literature, apply modern methods and techniques of speech therapy in his work.
In conclusion, I would like to note once again that the game is one of the main means of influencing the child. It should always maintain a positive impact on all aspects of the child's mental and physical development, and only in this case the corrective effect will achieve its goal. List of used literature.
1. Volkova L.S. Speech therapy: Textbook for students of defectological faculties of pedagogical universities / edited by L.S. Volkova, S.N. Shakhovskaya. Moscow: VLADOS, 1998. - 680 p. (In Russian)
2. Kulikova T.A. Family pedagogy and home education: A textbook for students of secondary and higher pedagogical educational institutions. Moscow: Akademiya, 2002. - 232 p. (In Russian)
3. Metieva L.A., Udalova E.Ya. Development of the sensory sphere of children. A manual for teachers of special (correctional) educational institutions of the VIII type. Moscow: Prosveshchenie, 2009. - 160 p. (In Russian)
4. Games in speech therapy work with children. / Edited by Seliverstov V.I. M.: Enlightenment, 2002. (In Russian)
5. Lopukhina I.S. Speech therapy 550 entertaining exercises for speech development: manuals for speech therapists and parents. M., 2010. (In Russian)
6. Maksakov A.I., Tumakov G.A. Teach by playing. M., 2003. (In Russian)
7. Shvayko G.S. Games and gaming exercises for the development of speech. M., 2011. (In Russian)
8. Ushinsky K.D. Selected pedagogical works: In 2 vols. Vol. 1 / Edited by A. I. Piskunov. - M., 1974. (In Russian)
© Vlasova G.V., 2024
УДК 37
Акмырадова О.О.,
Преподаватель кафедры русского языка Туркменского национального института мировых языков
имени Довлетмаммета Азади, Ашхабад, Туркменистан
ОСНОВОПОЛОЖНИК ТУРКМЕНСКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА МАХТЫМКУЛИ ФРАГИ
Аннотация
Махтымкули Фраги - великий туркменский поэт, мыслитель, основоположник туркменского
литературного языка. Его творчество стало вершиной развития туркменской поэзии XVIII века и оказало огромное влияние на становление и развитие туркменской литературы в последующие века.
Ключевые слова:
Махтымкули Фраги, туркменская литература, мыслитель, творчество, произведения, жизнь.
Akmyradova O. O.,
Instructor of the Russian language department of the Turkmen National Institute of World Languages named after Dovletmammet Azadi,
Ashgabat, Turkmenistan
THE FOUNDER OF THE TURKMEN LITERARY LANGUAGE MAGTYMGULY PYRAGY
Annotation
Magtymguly Pyragy is a great Turkmen poet, thinker, founder of the Turkmen literary language. His work became the pinnacle of the development of Turkmen poetry of the 18th century and had a huge influence on the formation and development of Turkmen literature in subsequent centuries.
Keywords:
Magtymguly Pyragy, Turkmen literature, thinker, creativity, works, life.
Введение
Махтумкули Фраги - великий туркменский поэт, философ, мыслитель, основоположник туркменского литературного языка. Его творчество оказало огромное влияние на развитие туркменской литературы и культуры.
Жизнь и творчество
Махтумкули Фраги родился в селении Хаджи-Говшан в долине реки Этрек. Он получил образование в медресе, изучал арабский и персидский языки. В своих стихах он воспевал красоту природы, любовь к родине, свободу и справедливость. Он также критиковал социальное неравенство и произвол феодалов.
Влияние на туркменский язык
Махтумкули Фраги сыграл огромную роль в становлении туркменского литературного языка. Он очистил язык от арабских и персидских заимствований, приблизил его к народной речи. Он также создал новую систему стихосложения, основанную на туркменском фольклоре. До Махтымкули Фраги туркменская литература развивалась в основном на основе устного народного творчества. Письменный язык был ограничен использованием арабского и персидского языков, что делало его недоступным для широких масс населения.
Махтымкули Фраги первым начал использовать в своих произведениях разговорный туркменский язык, обогатив его лексикой и грамматическими формами. Он также создал новую систему стихосложения, основанную на народных размерах и ритмах. В результате реформ Махтымкули Фраги туркменский литературный язык стал более понятным и доступным для народа, что дало толчок к развитию национальной литературы.
Значение творчества
Творчество Махтумкули Фраги является бесценным достоянием туркменского народа. Его стихи переведены на многие языки мира. Он по праву считается одним из величайших поэтов Востока.
В своих произведениях Махтымкули Фраги поднимал широкий круг тем:
Патриотизм - поэт воспевал красоту и величие своей Родины, призывал к единству и сплочению туркменского народа.
Свобода и независимость - Махтымкули Фраги был борцом за свободу и независимость
туркменского народа, он обличал тиранию и деспотизм.
Гуманизм - поэт воспевал человеческие добродетели: любовь, дружбу, справедливость, милосердие.
Нравственность - Махтымкули Фраги призывал людей к честности, благородству, духовному самосовершенствованию.
Творчество Махтымкули Фраги имело огромное значение для развития туркменской культуры. Он по праву считается основоположником туркменского литературного языка, его произведения стали классикой туркменской литературы.
Махтымкули Фраги оказал влияние не только на развитие туркменской литературы, но и на становление туркменского национального самосознания. Его стихи и поэмы стали неотъемлемой частью туркменской культуры и духовного наследия. Заключение
Махтумкули Фраги - великий поэт и мыслитель, который оставил глубокий след в истории туркменской культуры. Его творчество актуально и сегодня. Список использованной литературы:
1. Махтумкули Фраги. Стихи и поэмы.
2. Music born with poetry». Turkmenistan (in Russian).
3. Gudar, Nurcan Oznal (2016). Mahtumkulu Guldeste. Istanbul: Salon Yayinlari.
4. Ekber, Kadir (1999). «Mahtumkulu». Turkic World Studies (in Turkish). 3 (2). Wisconsin University: Aegean University.
© Акмырадова О.О., 2024
УДК 37
Аннагурбанов Ш.,
институты профсоюзный комитеты.
Эмирханов Ш., преподаватель.
Черкезов Б., преподаватель.
Байраммырадов М., преподаватель.
Туркменский сельскохозяйственный институт.
Дашогуз, Туркменистан.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЫШЦ КОРПУСА И ШЕИ Аннотация
1. Наклоняйте голову и шею вперед и назад (талия прямая и согнутая). Основная поза - боком, руки вверх, вбок, руки за головой, ноги на ширине плеч. С колена, пола и стоя, сидя на стуле, а также на гимнастических брусьях, гантелях, гантелях, на спине с партнером;
2. Повороты головы и шеи из стороны в сторону. Позу удобно выполнять стоя и сидя, расставив ноги и ширину плеч. Исходное положение руки для наиболее эффективного результата - рука вверх, с гимнастической палкой, штангой на плече;