УДК 658.62
ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ БЕРЕЖЛИВЫХ
ИННОВАЦИЙ
Синева Надежда Леонидовна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Яшкова Елена Вячеславовна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия
(e-mail: [email protected]) Исламова Гузаль Илгизовна, ассистент Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет) г.Москва, Россия (e-mail: [email protected])
В данной статье актуализируются проблемы, связанные с ресурсосбережением в развитых странах мира и применением в связи с этим технологий «бережливые инновации». Определяется понятие «бережливые инновации» как инновационное решение проблем локального уровня и глобального значения, обладающие низкой себестоимости, высокой полезностью, высокой конкурентоспособностью. Рассматривается история возникновения данной технологии. Описывается необходимость распространения ресурсосберегающих технологий, связанная с особым вниманием на нематериальные ценности: социальную гармонию, экологию, истощение природных ресурсов. В целом авторы рассматривают бережливость как средство повышения качества жизни. В соответствии с этим, предлагается в целях оптимизации работы компаний и производству доступных по цене и экологичности продуктов, внедрение системы по разработке быстрых, качественных и дешевых инноваций и проведению их количественной оценки. Как научный фундамент внедрения данной технологии рассматриваются базовые принципы, на которых основываются ресурсосберегающие инновации: активное итерационное взаимодействие с клиентами, гибкое использование производственных мощностей и ресурсов, разработка ресурсосберегающих и экологичных решений, формирование поведения потребителей, творческое сотрудничество с потребителями и дружественные связи со сторонниками инноваций. В рамках исследования принципов «бережливых инноваций» рассматривается инновационная стратегия достижения долгосрочной экологической устойчивости, определяемая как «биомиметика» или «биомимикрия». Данная стратегия трактуется как воспроизведение или имитация в технологических циклах подходящих моделей или систем, позаимствованных у живой или неживой природы. Проведенные исследования доказывают эффективность и необходимость переориентации организаций на ресурсосбережение, что требует радикальных изменений.
Ключевые слова: бережливые инновации, принципы, потребители, ресурсосбережение, экология, стратегии, технологии.
Бережливые инновации основываются на принципах максимизации ценности продукции для потребителей, акционеров и общества с минимизацией ресурсных, временных и финансовых затрат [1,9]. Бережливые инновации рассматривается как инновационное решение проблем локального уровня и глобального значения, обладающие низкой себестоимости, высокой полезностью, высокой конкурентоспособностью, создающее большую коммерческую и социальную ценность, снижая ресурсоемкость, энергоемкость, капиталоемкость и время производственного процесса. В силу этого бережливые инновации являются ключом для разработки современной стратегии развития бизнеса.
Понятие «бережливые инновации» появилось в 1960-80-х гг. от таких понятий, как «подходящие технологии», «реверсивное производство» и «ресурсно-эффективное производство», которые появились в ответ на рост рынков развивающихся стран, увеличением актуальности информационно-коммуникационных технологий и распространением социальных течений. Во всем развитом мире потребители сегодня рассматривают бережливость как средство повышения, а не снижения качества жизни [11,17]. Разработчикам бережливых инноваций приходится стремиться к созданию продуктов и услуг, удовлетворяющих трем запросам потребителей: дешевизна, качество и экологичность. Исследованиями доказано [3,4,5,7,12], чтобы производить доступные по цене и экологичные продукты, компании должны внедрить систему, которая обеспечит разработку быстрых, качественных и дешевых инноваций. Любой по-настоящему ресурсосберегающий подход подразумевает прорыв, а степень его радикальности вполне поддается количественной оценке по формуле:
БП = БЦП (1)
МЗ у '
где БП - бережливое (ресурсосберегающее) производство;
БЦП - большая ценность продукта (для потребителей, акционеров и общества);
МЗ - меньшие затраты (природных ресурсов, капитала, времени).
Таким образом, организации должны максимизировать ценность продукции для всей аудитории и минимизировать расходы ресурсов, поскольку их клиенты требуют продукт высочайшего качества индустриально развитых стран и не готовы за это качество переплачивать [2,6,8,13].
Обратим внимание на базовые принципы, на которых основываются ресурсосберегающие инновации, справедливые для всех отраслей и компаний. Рассмотрим их более подробно.
1. Активное итерационное взаимодействие с клиентами. Основной смысл принципа заключается в том, что первым делом компания должна глубоко изучать и анализировать потребности «изнутри», а затем изыски-
вать способы решения реальных проблем потребителей; выявить реальные трудности клиентов, а затем найти и проработать правильные решения для их устранения [1]. Проблемы компаний как правило, заключаются в нарушении озвученного принципа. Коротко их можно представить следующим образом: слепота к рыночной конъюнктуре и отстранение потребителей от участия в процессе инновационных разработок; затратные по времени и жестко структурированные организационно процессы; стремление к совершенным решениям вместо оптимальных с точки зрения их общей пользы.
2. Гибкое использование производственных мощностей и ресурсов. Оптимизация использования производственных мощностей и ресурсов способствует экономии времени, денег и иных материальных средств, что дает возможность наладить производство товарных продуктов и обслуживание клиентов по месту их жительства и/или работы по мере возникновения спроса, быстро, дешево и качественно. Однако на этом пути их поджидают дополнительные трудности и ограничения пределов возможного - в частности, в силу дефицита природных ресурсов.
3. Разработка ресурсосберегающих и экологичных решений. Руководители компаний долгие годы признавали важность принципов устойчивого развития и рационального использования природных ресурсов лишь на словах, включая их в число формальных приоритетов в рамках программ корпоративной социальной ответственности (КСО) и благотворительности [10]. Сегодня потребители стали экологически грамотнее, они заботятся о состоянии окружающей среды и предпочитают продукцию, основанную на безотходном производстве, тем самым положив начало развитию экономики замкнутого цикла. Подтверждением тому является стратегия разработки продуктов компании, органично вписывающейся в концепцию С2С [19], ориентированная на безотходное производство. Еще одна стратегия достижения долгосрочной экологической устойчивости известна под названиями «биомиметика» или «биомимикрия» и заключается в воспроизведении или имитации в технологических циклах подходящих моделей или систем, позаимствованных у живой или неживой природы.
4. Формирование поведения потребителей. Потребители на словах озабочены состоянием окружающей среды и иногда демонстрируют свою активную гражданскую позицию по социально-экологическим вопросам, но им часто не хватает информации или нет доступа к информации, позволяющей делать правильный выбор и/или оптимизировать потребление. Акцент корпоративных стратегий должен смещаться с принуждения людей к потреблению в больших объемах в сторону стимулирования их к потреблению более качественной продукции, а стремление к прибыли уступает место стремлению внести в клад общественного процветания. В таком случае потребителей тревожит, с одной стороны, состояние окружающей среды и рост стоимости жизни на фоне все большей информативности, с другой, им трудно побороть в себе эгоизм, инерцию и неспособность или
нежелание меняться. В связи с этим перед компаниями стоят сложные задачи: оказывать влияние, а не манипулировать потребителями; помогать им сочетать собственные интересы с заботой об окружающей среде; проводить в жизнь принципы ресурсосбережения без ущерба для пребывания потребителей в ощущении полной доступности им товарного изобилия [14]. Изменить модель поведения потребителей очень непросто, - слишком глубоко укоренились привычки в индивидуальном и массовом сознании: когнитивные диссонансы, психологические барьеры, социальные предрассудки. У них есть в этом помощник - «потребители-профессионалы», настолько мотивированные и чувствующие себя вправе и в силах влиять на окружающий мир; они с готовностью принимают участие в разработке новых, ресурсосберегающих и экологичных продуктов и услуг [15,16].
5. Творческое сотрудничество с потребителями. Покупатели, питающие искреннюю многолетнюю привязанность к полюбившимся брендам, ждут взаимности и часто хотят играть активную роль в их поддержке и дальнейшем развитии. М. Нортон утверждает, что вложение собственного времени, труда средств в продукты и их производителей позитивно влияет на субъективную оценку качества, полезности и ценности продуктов [18].
Однако большинство компаний по-прежнему ориентируются на монолог в организации маркетинга. Фирмы, упускающие возможность вовлечь аудиторию в процесс сотворчества, не используют мощнейшую и разумную возможность при минимальных затратах сформировать и закрепить за своими брендами репутацию всенародно популярных и пользующихся массовой поддержкой. Игнорирование творческих стремлений потребителей могут оттолкнуть их и побудить заняться поиском более осмысленного потребительского опыта.
Потребители могут стать для компаний мощным источником малозатратных инноваций. Наиболее активные и продуктивные потребители помогают компаниям находить новые идеи, оценивать их перспективность, воплощать их в продукты и услуги и продвигать их на рынок быстрее, лучше и дешевле рекламных агентств. Однако потребители не единственная движущая сила, заинтересованная в процветании компании и способная помочь ей добиться большего при меньших затратах. Это могут быть партнеры по бизнесу - поставщики, смежники или распространители продукции, - и даже конкуренты любого уровня.
6. Дружественные связи со сторонниками инноваций. Нацеленные на открытое сотрудничество компании должны использовать возможности для налаживания партнерств с представителями самых разнообразных групп, способных поставить под сомнение сложившиеся у высшего руководства стереотипы мышления и побудить их к непрерывному переосмыслению происходящего, отказу их от старых парадигм и усвоению новых. Добиться этого можно следующими путями:
- обсуждать ситуации с творчески мыслящими поставщиками;
- прорабатывать с партнерами возможностей для переориентации совместного бизнеса на обслуживание «м-экосистем» (один из четырех главных взаимосвязанных компонентов «прорывной» модели «нового мироустройства» в условиях всеобщего охвата сетями, предложенной группой Altimer стратегического консалтингового агентства Prophet: в центре модели находится «цифровой мир», в котором сосуществуют и взаимодействуют индивидуальные «м-экосистемы», «цифровые экономики» и «динамичные организации» [20];
- привлекать конкурентов к реализации больших и пугающе дерзких целей;
- совместно использовать мощности и ресурсы как источник экономии;
- сотрудничать с общественными и государственными секторами;
- привлекать неутомимых предпринимателей, компьютерщиков, изобретателей.
Таким образом, компаниям, стремящимся одновременно и к экономии, и к инновациям, необходимо следовать рассмотренным принципам, поскольку полная перестройка бизнеса с его переориентацией на ресурсосбережение требует радикальных изменений в масштабах организации и подразумевает не только структурную трансформацию, но и радикальный сдвиг в корпоративной культуре и образе мышления.
Список литературы
1. Бережливые инновации: Как сделать лучше меньшим/ Нави Раджу, Джайдип Прабху: [перевод с английского]. - Москва: Олимп, Бизнес, 2017. - 432 с.
2. Бережливые ... инновации! К чему бы это? [Электронный ресурс] - URL: http://www.lean6sigma.org.ua/2015/08/lean_innovations/ (дата обращения: 23.06.18).
3. Глебова, А.Г. Бережливое производство или Лин-менеджмент в сельском хозяйстве / А.Г. Глебова, С.Н. Волкова // Материалы Международной научно-практической конференции «Организационно-экономический механизм инновационного развития сельского хозяйства в исследованиях молодых ученых». М.: ГНУ ВНИОПТУСХ, 2014. С. 61 - 65.
4. Казарин В. Подрывные инновации и бережливое производство [Электронный ресурс] - URL: http://wkazarin.ru/2015/03/22/disruptive-innovatoins-and-lean-production/ (17.06.18).
5. Клочков, Ю.П. Организация бережливого производства на предприятиях машиностроения: автореф. дис. ... канд. экон. наук / Ю.П. Клочков. Ижевск, 2012. 23 с.
6. Мель Х. Бережливые инновации: искусство зарабатывать [Электронный ресурс] - URL: http://www.secuteck.ru/articles2/videonabl/berezhlivye-innovatsii-iskusstvo-zarabatyvat/ (дата обращения: 27.05.18).
7. Оно, Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства / Т. Оно; перевод с англ. А. Грязнова, А. Тяглова. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2008. 208 с.
8. Панина, Ф.Ю. Построение карты потока создания ценности в системе бережливого производства: практический подход [Электронный ресурс] - URL: www.up-pro.ru/library/production_management/lean/karta-potoka-cennosti.html (дата обращения: 20.06.2018).
9. Раджу Н., Прабху Дж. Бережливые инновации. Технологии умных затрат. Изд-во «Олимп-Бизнес». - Москва, 2018. - 388 с.
10. Синева Н.Л. Причины неэффективности стратегических инициатив эффективных компаний в условиях быстрых перемен В сборнике: Инновационные технологии управления Сборник статей по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 161-163.
11. Тайга П. Бережливые инновации [Электронный ресурс] - URL: http://strategylife.ru/archive/2015-01-31_frugal_innovation/ (дата обращения: 27.05.18).
12. Технологические инновации и бережливое производство [Электронный ресурс] -URL: http://lean-kaizen.ru/tehnologicheskie-innovacii-i-berezhlivoe-proizvodstvo.html (дата обращения: 15.06.18).
13. Фукс Ханс Йоахим, Важова Е. «Бережливые инновации»: от качества «преми-ум-класса» к «достаточно хорошему» // Инновации. № 9 (203), 2015. - С.128-131.
14. Шумахер Э.Ф. Малое прекрасно: экономика для человека. Карта для заблудившихся/ Ред. с англ. Л. и И. Шарашкиных. - РСПИ - 2007.
15. Яшкова Е.В., Бегаева Л.Г. Оптимизация деловой оценки кадрового потенциала как необходимое условие развития организации// Интернет-журнал Науковедение. 2016. Т. 8. № 2 (33). С. 92.
16. Яшкова Е.В., Синева Н.Л. Актуализация инновационной маркетинговой технологии HR-брендинга в системе управления персоналом нижегородских компаний// Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7. № 1 (26). С. 55.
17. Mainwaring, S. We First: How Brands and Consumers Use Social Media to Build a Better World. - Palgrave Macmillan, 2011.
18. Dunn E., Norton M. Happy Money: The Science of Smarter Spending. -Simon&Schuster, 2013.
19. McDonougt, W. and Braungart, M. Cradle to Cradle: Remaking the Way We Make Things/ - North Point, 2002.
20. Four Disruption Themes for Business. - The Altimeter Group, April 2013.
Sineva Nadezhda Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, docent (e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia
Yashkova Elena Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, docent
(e-mail: [email protected])
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Russia
Islamova Guzal Ilgizovna assistant of the Department of Economics and Management, e-mail: [email protected]
First Moscow State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation (Sechenov University), Russia
FUNDAMENTAL PRINCIPLES OF THIRD INNOVATIONS
Abstract. In this article, problems related to resource saving in developed countries of the world and application of "lean innovations" in connection with this technology are actualized. The notion "lean innovations" is defined as an innovative solution of local level and global importance problems, which have low cost, high utility, and high competitiveness. The history of this technology is considered. The need for dissemination of resource-saving technologies is described, which is connected with special attention to non-material values: social harmony, ecology, depletion of natural resources. In general, the authors consider thrift as a means of improving the quality of life. Accordingly, it is proposed in order to optimize the work of companies and produce affordable and environmentally friendly products, the introduction of a system for the development of fast, high-quality and low-cost innovations and their quantification. As a scientific foundation for the introduction of this technology, the basic principles on which resource-saving innovations are based: ac-
tive iterative interaction with customers, the flexible use of production capacities and resources, the development of resource-saving and eco-friendly solutions, the formation of consumer behavior, creative cooperation with consumers, and friendly relations with supporters of innovation. In the framework of the study of the principles of "lean innovation", an innovative strategy for achieving long-term environmental sustainability, defined as "biomimetics" or "biomimicry", is considered. This strategy is interpreted as the reproduction or imitation in technological cycles of suitable models or systems borrowed from animate or inanimate nature. The conducted studies prove the efficiency and necessity of reorientation of organizations for resource saving, which requires radical changes. Keywords: lean innovations, principles, consumers, resource-saving, ecology, strategy, technology.
УДК 308
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Скриплева Елена Викторовна, к.пед.н., доцент, доцент кафедры физического воспитания (e-mail: [email protected]) Андреева Валерия Юрьевна, к.фил.н., доцент (e-mail: [email protected]) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия
В статье представлен комплексный подход к исследованию физической культуры и спорта как социально-культурного феномена. Представлено многообразие подходов к феномену «культура». Обоснована высокая значимость системы физической культуры и спорта как социального института, в котором происходит процесс развития нового человека. Обосновано формирование физической культуры личности соответствующее требованиям современной системы образования и социальным требованиям к ее формированию.
Ключевые слова: социализация, физическая культура, спорт, физическое воспитание, физическая культура личности, социально-культурный феномен, культура, индивидуальная культура.
Представленный в данной статье материал является частью исследования социально-культурного феномена физической культуры и спорта проведенного в ЮЗГУ в научно-образовательном центре кинезиологии. Физическая культура и спорт, являясь одними из значимых социальных институтов современности, определяют многогранную деятельность человека на протяжении всей его жизни.
Анализ многочисленных исследований последних лет по изучению культуры как социального явления выявил две тенденции [4, 5, 6, 9, 21]. Осуществленные культурологические исследования, во-первых, исследуют отдельные направления или стороны культуры. Например, культура личности и социальная культура; культура деятельности и культура мышле-