Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ'

ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНОЧНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОЦЕНИВАНИЕ / САМООЦЕНИВАНИЕ / САМОДИАГНОСТИКА / ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Лариса Михайловна

В статье рассматривается проблема готовности учителей к развитию оценочной компетентности. Современный учитель должен обладать профессиональными компетенциями адекватно и объективно оценивать качество не только образовательных планируемых результатов обучающихся, но и качество своей собственной образовательной деятельности. Для реализации новых и современных процедур оценки и контроля качества профессиональной образовательной деятельности каждый педагог должен обладать желанием и готовностью к развитию оценочной компетентности. В соответствии с нормативными документами, такими как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, проблема развития оценочной компетентности учителей в современных условиях становится очень актуальной и важной. Данное исследование проводилось на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Использовались теоретический и практический анализ, наблюдение, фокус-групповая дискуссия, опрос и анкетирование учителей начальных классов. Понятие «оценочная компетентность» рассматривается нами как важный и необходимый компонент образовательной деятельности, который входит в структуру профессиональной компетентности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN DIFFICULTIES IN THE DEVELOPMENT OF THE ASSESSMENT COMPETENCE OF TEACHERS

This article discusses the relevance of the problem of teachers readiness to develop assessment competence. A modern teacher should have professional competencies to adequately and objectively assess not only the quality of educational planned results of students, but also the quality of their own educational activities. To implement new and modern procedures for evaluating and controlling the quality of professional and educational activities, every teacher must have the desire and willingness to develop evaluation competence. In accordance with the normative documents, such as the Federal Law “On Education in the Russian Federation”, the State Program of the Russian Federation “Development of Education” for 2013-2020 and the Federal State Educational Standard of Primary General Education, the problem of developing the assessment competence of teachers in modern conditions has become very relevant and important recently. This study was conducted on the basis of Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Educational Workers, in which we used theoretical and practical analysis, as well as observation, focus group discussion, survey and questionnaire survey of primary school teachers. The concept of “evaluative competence” is considered by us as an important and necessary component of educational activity, which is included in the structure of the teacher’s professional competence.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 339-343 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 339-343

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-339-343

Научная статья УДК 373.3

Основные затруднения в развитии оценочной компетентности педагогов

Л. М. Владимирова

Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Россия, 650070, г. Кемерово, ул. Заузелкова, д. 3

Владимирова Лариса Михайловна, аспирант кафедры начального общего образования, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9493-3247

Аннотация. В статье рассматривается проблема готовности учителей к развитию оценочной компетентности. Современный учитель должен обладать профессиональными компетенциями адекватно и объективно оценивать качество не только образовательных планируемых результатов обучающихся, но и качество своей собственной образовательной деятельности. Для реализации новых и современных процедур оценки и контроля качества профессиональной образовательной деятельности каждый педагог должен обладать желанием и готовностью к развитию оценочной компетентности. В соответствии с нормативными документами, такими как Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, проблема развития оценочной компетентности учителей в современных условиях становится очень актуальной и важной. Данное исследование проводилось на базе Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Использовались теоретический и практический анализ, наблюдение, фокус-групповая дискуссия, опрос и анкетирование учителей начальных классов. Понятие «оценочная компетентность» рассматривается нами как важный и необходимый компонент образовательной деятельности, который входит в структуру профессиональной компетентности учителя. Ключевые слова: оценочная компетентность, оценочная деятельность, оценивание, самооценивание, самодиагностика, оценка Для цитирования: Владимирова Л. М. Основные затруднения в развитии оценочной компетентности педагогов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 21, вып. 3. С. 339-343. https://doi. org/10.18500/1819-7671-2021-21-3-339-343

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Main difficulties in the development of the assessment competence of teachers L. M. Vladimirova

Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Educational Workers, 3 Zauzelkova St., Kemerovo 650070, Russia Larisa M. Vladimirova, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-9493-3247

Abstract. This article discusses the relevance of the problem of teachers readiness to develop assessment competence. A modern

teacher should have professional competencies to adequately and objectively assess not only the quality of educational planned results of

students, but also the quality of their own educational activities. To implement new and modern procedures for evaluating and controlling

the quality of professional and educational activities, every teacher must have the desire and willingness to develop evaluation competence.

In accordance with the normative documents, such as the Federal Law "On Education in the Russian Federation", the State Program of the

Russian Federation "Development of Education" for 2013-2020 and the Federal State Educational Standard of Primary General Education,

the problem of developing the assessment competence of teachers in modern conditions has become very relevant and important recently.

This study was conducted on the basis of Kuzbass Regional Institute of Advanced Training and Retraining of Educational Workers, in which

we used theoretical and practical analysis, as well as observation, focus group discussion, survey and questionnaire survey of primary

school teachers. The concept of "evaluative competence" is considered by us as an important and necessary component of educational

activity, which is included in the structure of the teacher's professional competence.

Keywords: evaluative competence, evaluation activity, assessment, self-assessment, self-diagnosis, evaluation

For citation: Vladimirova L. M. Main difficulties in the development of the assessment competence of teachers. Izvestiya of Saratov

University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2021, vol. 21, iss. 3, pp. 339-343 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-

2021-21-3-339-343

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Владимирова Л. М., 2021

В рамках современного образования каждый педагог должен обладать готовностью к реализации новых способов оценки и контроля качества образовательной деятельности, что определяется оценкой теоретических и практических знаний и умений. Важно понимать, что на начальном уровне образования при формировании универсальных учебных действий у обучающихся необходимо ориентироваться на саморазвитие и самосовершенствование.

Изучение научных работ, методико-педаго-гической литературы, а также анализ профессиональной деятельностью педагогов начальных классов и результаты нашего исследования в период освоения программы повышения квалификации выявили ряд профессиональных затруднений, имеющих место в оценочной деятельности педагога начальной школы, что говорит о недостаточном уровне готовности педагогов к оценочной деятельности [1—3].

Среди опрошенных педагогов более 60% испытывают затруднения в повышении уровня оценочной компетентности. В настоящее время хорошо исследованы разные аспекты оценочной деятельности педагогов в системе непрерывного профессионального образования [4, 5]. Проблема развития оценочной компетентности педагога не изучена в должной мере и не отражает всей полноты системы готовности педагогов к оценочной деятельности. Поэтому необходимо тщательно рассмотреть структуру оценочной

компетентности педагога в системе непрерывного профессионального образования согласно научному ее обоснованию.

В нашем исследовании оценочная компетентность как педагогическое оценивание рассматривается как отдельный и важный элемент в структуре профессиональной компетентности педагога. Взгляды многих авторов [6-8] сходятся в том, что оценочная компетентность педагога - это значимая составляющая готовности их к реализации профессиональных задач в системе оценивания образовательных результатов, включающая в себя такие качества личности, как нравственно-этические установки, знания моральных норм и т. д.

Для выявления наиболее важных ключевых критериев оценочной компетентности педагога нами были проведены независимое тестирование, анкетирование, фокусированное групповое интервью (фокус-группа) среди педагогов начальных классов. Результаты исследования выявили важность всех ключевых критериев, определяющих структуру и содержание оценочной компетентности. Наиболее важным составляющим критерием, по мнению испытуемых, является критерий, определяющий уровень оценочных умений в реализации правильных действий в решении проблемной оценочной ситуации. Весь процесс развития оценочной компетентности педагога включает в себя три уровня (рисунок).

* Низкий - уровень формального оценивания, основанный на отображении действий по образцу (соответствует третьему уровню национальной рамки квалификаций)

* Средний - уровень продуктивного оценивания, при котором педагог самостоятельно любыми способами реализует задачи оценивания

в привычных ситуациях (соответствует шестому уровню национальной рамки квалификаций)

* Высокий - уровень творческого оценивания, когда педагог не только готов решать задачи оценивания в особых ситуациях, но и готов

к диссеминации собственного опыта оценочной деятельности

Уровни развития оценочной компетентности педагога Levels of development of the teacher's evaluation competence

Так как выявление профессиональных затруднений педагога отражает неумение анализировать и оценивать качество достижения результатов обучающихся и свою профессиональную деятельность, немаловажную роль в развитии его оценочной компетентности играет самодиагностика. К сожалению, многие педагоги используют в своей деятельности исключительно традиционные способы и приемы оценивания ре-

зультатов обучающихся, что является серьезным недостатком в контрольно-оценочной деятельности педагога.

Рассматривая результаты педагогических затруднений в реализации оценочной деятельности, можно сделать вывод, согласно которому значительная часть педагогов все еще недостаточно владеет знаниями о способах, приемах и средствах оценки образовательных ре-

зультатов обучающихся и соответственно слабо подготовлена к их объективному оцениванию [9].

Одним из основных затруднений в реализации оценочной деятельности педагога начальных классов можно считать планирование оценивания и выбор объектов оценивания на всех уровнях обучения младших школьников.

Важно, чтобы объектом оценивания были только образовательные результаты обучающихся. Большее затруднение испытывают педагоги в начальной школе при оценивании метапредмет-ных результатов младших школьников. Нужны грамотные и объективные как методические, так и контрольно-измерительные материалы. К сожалению, подобный инструментарий не в полной мере освоен самими педагогами. Поэтому необходимы его доработка и компетентное методическое сопровождение при оценивании образовательных результатов по реализации уровневой дифференциации, индивидуализации и пр.

Не менее распространенным затруднением в развитии оценочного компонента в профессиональной деятельности педагога начальных классов является установление разных способов и методов оценивания образовательных достижений младших школьников.

На сегодняшний день необходима ориентированность оценочной деятельности педагога начальных классов на самостоятельный выбор новых методов и средств в области оценивания образовательных результатов обучающихся. К сожалению, методические рекомендации и оценочные материалы очень ограничены. В связи с этим актуальным на сегодняшний день становится применение контрольно-оценочных показателей для анализа, мониторинга и дальнейшей корректировки профессиональной деятельности педагога в аспекте оценочного компонента.

Необходимый уровень развития оценочной компетентности педагога будет достигнут в том случае, если ему будет предоставлен вариативный выбор реализации программы повышения квалификации, которая перекроет все его профессиональные затруднения в области оценочного компонента. Это, в свою очередь, позволит расширить область профессиональной рефлексии и развития оценочного компонента.

В нашем исследовании приняли участие 345 педагогов начальных классов Кемеровской области. Полученные результаты показывают, что более 80% педагогов считают в качестве цели и предмета оценки достижений планируемые результаты обучающихся. Установлено, что доля педагогов, ориентированных на внешнее предметное оценивание, составляет всего 26%,

а отношение к оценке как инструменту развития личности обучающегося и собственного профессионального развития - 89%. Все это свидетельствует об актуальности развития оценочной компетентности педагогов.

Таким образом, можно заключить, что изменяется отношение педагогов к системе оценивания, что на первое место ставится развитие личности ученика, а также профессиональное саморазвитие.

Выявленные результаты по самооценке знаний педагогов в области оценочной деятельности отражают затруднения в раскрытии таких понятий, как «оценка», «отметка», «контроль», «оценивание», «самооценивание», при реализации профессиональной деятельности.

Около 57% всех опрошенных педагогов понимают определенные функции оценивания, такие как диагностическая, контролирующая, развивающая, но затрудняются в раскрытии их смысла; около 60% понимают методы оценивания, но испытывают сложности в раскрытии их смысла; более 50% знают и понимают, что оцениванию подлежат предметные и метапредметные результаты, профессиональные компетенции.

Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:

около 60% исследуемых педагогов испытывают затруднения в разработке инструментария оценивания планируемых результатов обучающихся;

около 46% используют в своей практике наиболее популярные методы педагогического оценивания, но сталкиваются с проблемами в организации таких методов, как взаимооценка и самооценка;

более 70% педагогов по результатам оценивания выявляют меру успешности обучающихся и своей оценочной деятельности, но испытывают трудности в определении проблемы реализации образовательной деятельности для достижения планируемых результатов;

около 80% педагогов применяют готовые средства оценивания, поддерживают баланс оценки педагога и обучающихся, ориентируют оценку на результат деятельности;

более 80% педагогов проводят самооценку своей профессиональной деятельности согласно внешнему требованию и аттестации, но имеют сложности в определении задач, которые необходимо решать в целях ее совершенствования.

Таким образом, самоанализ у большинства педагогов (около 65%) подменяется понятием своей профессиональной деятельности, а результативность ее фиксируется в виде отметок

предметных знаний обучающихся. Сама организация учебной деятельности обучающихся не рассматривается многими педагогами вообще.

Причины недостаточного осознания педагогами значения оценочного компонента заключаются в том, что большая часть научных публикаций по этому направлению пугает сложностью своей терминологии, а также отсутствием разработанных методических рекомендаций, ориентированных на решение профессиональных задач.

К причинам ранее описанных затруднений педагогов можно отнести следующие:

1) недостаточное методическое сопровождение в образовательных организациях и в муниципальных методических службах;

2) низкий уровень психологической и педагогической подготовленности педагогов;

3) противоречия между теоретическими знаниями о формировании у обучающихся желания учиться и имеющимися практическими умениями;

4) противоречия между требованиями к организации коммуникативного взаимодействия педагогов и уровнем подготовленности методистов.

Оценочная компетентность педагога будет эффективной только при условии непрерывности и самостоятельного выбора тех методов и форм, которые будут нацелены на удовлетворение профессиональных потребностей педагога в области оценивания [10].

В связи с этим оценочную компетентность педагога можно расценивать как важную и значимую задачу, которая будет реализовываться на всех уровнях его профессионального развития.

Список литературы

1. Автайкина Т. О. Формирование готовности учителя начальных классов к личностно-ориентированной контрольно-оценочной деятельности в системе повышения квалификации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Новокузнецк, 2008. 23 с.

2. Певицына Л. М. Научно-методические аспекты совершенствования профессиональной компетентности учителей физической культуры в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. Ростов н/Д, 2007. 219 с.

3. Синебрюхова В. Л. Дидактические затруднения в контрольно-оценочной деятельности учителя при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Концепт. 2013. Спецвыпуск № 6. С. 31-35.

4. БолтачёваЖ. В. Формирование готовности студентов к оценочной деятельности в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2007. 24 с.

5. Хазова С. А. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту как показатель их конкурентоспособности // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. 2008. № 1. С. 50-53.

6. Мильченко Л. В. Формирование оценочных компетенций будущего учителя : акмеологический подход // Гуманизация обучения и воспитания в системе образования : теория и практика : материалы Международной научно-практической конференции. Пенза ; Ереван ; Колин : Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 127-135.

7. Примеров Д. А. Формирование оценочной компетенции студентов педагогического вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2012. 27 с.

8. Ахмадиева Ж. К. Развитие оценочных компетенций будущих учителей в условиях информатизации образования // Поиск. Сер. Гуманитарных наук. 2005. № 4. С. 249-254.

9. Жаркова Е. Н., Калашников Н. Г. Формирование индивидуальных технических заданий на повышение квалификации учителей (воспитателей) с учетом выявленных в ходе оценки квалификации дефицитов компетенций с точки зрения требований профессионального стандарта : методические рекомендации. Барнаул : АКИПКРО, 2015. 38 с.

10. Владимирова Л. М. Развитие оценочной компетентности учителя как педагогическая проблема // Наука и школа. 2020. № 3. С. 93-100.

References

1. Avtaykina T. O. Formation of the readiness of primary school teachers for personality-oriented control and assessment activities in the system of advanced training. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Novokuznetsk, 2008. 23 p. (in Russian).

2. Pevitsyna L. M. Scientific and methodological aspects of improving the professional competence of physical culture teachers in the process of advanced training. Diss. Cand. Sci. (Ped.). Rostov on Don, 2007. 219 p. (in Russian).

3. Sinebryukhova V. L. Didactic difficulties in the control and evaluation activities of teachers in the implementation of the Federal State Educational Standard of primary General education. Kontsept [Concept], 2013, special iss. no. 6, pp. 31-35 (in Russian).

4. Boltacheva Zh. V. Formation of students readiness for assessment activities in the process of studying the disciplines of the humanitarian cycle. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Saratov, 2007, 24 p. (in Russian).

5. Khazova S. A. Professional competence of specialists in physical culture and sports as an indicator of their competitiveness. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka [Physical Culture: Upbringing, Education, Training], 2008, no. 1, pp. 50-53 (in Russian).

6. Milchenko L. V. Formation of evaluative competencies of a future teacher: An acmeological approach. In:

Gumanizatsiya obucheniya i vospitaniya v sisteme obra-zovaniya: teoriya i praktika [Humanization of Teaching and Upbringing in the Education System: Theory and Practice: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference]. Penza, Erevan, Kolin, Nauchno-izdatelskii tsentr "Sotsiosfera", 2012. pp. 127-135 (in Russian).

7. Primerov D. A. Formation of the assessment competence of students of a pedagogical university. Thesis Diss. Cand. Sci. (Ped.). Ekaterinburg, 2012. 27 p. (in Russian).

8. Akhmadieva Zh. K. Development of evaluation competencies of future teachers in the context of Informatization of education. Poisk. Ser. Gumanitarnykh nauk [Search. Ser. Humanities], 2005, no. 4, pp. 249-254 (in Russian).

9. Zharkova E. N., Kalashnikov N. G. Formirovanie individualnykh tekhnicheskikh zadaniy na povyshenie kvalifikatsii uchiteley (vospitateley) s uchetom vyyavlen-nykh v khode otsenki kvalifikatsii defitsitov kompetentsiy s tochki zreniya trebovaniy professionalnogo standarta. Metodicheskie rekomendatsii [Formation of Individual Technical Tasks for Professional Development of Teachers (Educators), Taking into Account the Deficiencies of Competencies Identified During the Qualification Assessment. Methodical Recommendations]. Barnaul, AKIPKRO, 2015. 38 p. (in Russian).

10. Vladimirova L. M. Development of the evaluative competence of the teacher as a pedagogical problem. Nauka i shkola [Science and School], 2020, no. 3, pp. 93-100 (in Russian).

Поступила в редакцию 01.02.2021, после рецензирования 14.02.2021, принята к публикации 05.07.2021 Received 01.02.2021, revised 14.02.2021, accepted 05.07.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.