УДК 94(470.67)
ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ ЦАХУРСКОГО СУЛТАНСТВА
В XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА
© 2014г. И.Г. Ибрагимов, М.С. Саидов
Ибрагимов Ибрагим Гаджиевич -кандидат исторических наук, доцент,
кафедра истории,
Дагестанский государственный
педагогический университет,
ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003.
E-mail: [email protected].
Ibragimov Ibragim Gadzhiyevich -Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History, Dagestan State Pedagogical University,
M. Yaragskiy St., 57, Makhachkala, 367003. Russia. E-mail: [email protected].
Саидов Мажид Сехретович -аспирант,
кафедра истории Дагестана, Дагестанский государственный педагогический университет, ул. М. Ярагского, 57, г. Махачкала, 367003. E-mail: [email protected].
Saidov Mazhid Sekhretovich -Post-Graduate,
Department of History of Daghestan, Dagestan State Pedagogical University,
M. Yaragskiy St., 57, Makhachkala, 367003. Russia. E-mail: [email protected].
На основе разнообразных источников - археологических, письменных, а также обширной литературы анализируются основные занятия населения одного из древних феодальных владений Дагестана - Цахурского султанства. Делается вывод, что на территории султанства занимались в XVIII - XIX вв. земледелием, скотоводством, кустарными промысами, а с ростом торговли стали развиваться товарно-денежные отношения.
Ключевые слова: Цахурское султанство, Дагестан, земледелие, скотоводство, домашние промыслы.
Based on a variety of sources - archaeological, written, as well as the extensive literature the authors analyze the main population's occupations in one of ancient feudal fiefdoms of Dagestan -Tsakhur sultanates. It is concluded that on the territory of sultanates in XVIII - XIX centuries the population was involved in agriculture, ranching, handicrafts, and with the growth of trade began to develop commodity-money relations.
Keywords: Tsakhur sultanate, Dagestan, farming, ranching, homemade crafts.
Изучение социально-экономического развития отдельных владений и обществ Дагестана является одним из важнейших аспектов, характеризующих степень и уровень развития общества.
Вопросы, касающиеся занятия населения Цахурского султанства, еще не получили достаточного освещения в литературе, хотя делались некоторые попытки в этом направлении. Данная тема затрагивалась в обобщающих работах, монографиях и статьях дагестанских авторов [1 - 6].
В XVIII - начале XIX в. одной из основных отраслей хозяйства у населения Цахурского султанства оставалось земледелие. Об этом свидетельствует археологический материал, в частности заброшенные довольно крупных размеров поселения и множество террас в их окрестностях.
Территория Цахурского султанства разделена на две зоны - горную и высокогорную. В горной зоне слабо, но все же было развито орошаемое земледелие, а в высокогорной -обрабатываемые земли были богарными.
Жителям Цахурского султанства известна двухпольная и трехпольная система севооборота. Кроме того встречались и однопольный севооборот и даже залежно-переложная система [2, с. 137].
Основными сельскохозяйственными культурами, возделываемыми населением, были пшеница, рожь, овес, полба, голозерный ячмень, просо, горох. Сельскохозяйственные работы начинались ранней весной. В первых числах марта вывозили на поля навоз и золу, накопившиеся за зиму, которые рассыпали на
маленькие кучки, а перед вспашкой разбрасывали по всему полю.
Весенний сев начинался в зависимости от погоды в конце марта - апреле. Первый день сева сопровождался различными обрядами и церемониями. Только после совершения обряда «первой борозды» члены джамаата имели право приступить к распашке на своих полях. Как отмечает Г.Ф. Чурсин, «до совершения обряда вывоза плуга на поле никто из сельчан не вправе приступать к распашке полей. Здесь мы имеем дело с довольно распространенным среди горских народов Кавказа - дагестанцев, чеченов, осетин, и др. обычаем начинать полевые работы в обязательные для всех сроки, устанавливаемые обществом» [7, с. 45].
Посев зерновых проводили, разбрасывая семена на вспаханное поле, а потом вспахивали его еще раз. Зерно при вспашке уходило вглубь [8], чему в значительной степени способствовали полоз и отвал.
Вспахивали землю деревянной сохой, которая имела такое же устройство, как и азербайджанский хиш, табасаранское дуруц [5, с. 38], агульское дурац! [9, с. 104]. Пахали как с лошадью, так и на паре волов. Бороновали жители очень редко, так как они не располагали большими орошаемыми полями. Все эти работы производились только мужчинами. До созревания урожая посевы несколько раз очищались от сорняков. Занимались этим только женщины. Сразу после созревания приступали к уборке. Жатвой занимались и женщины, и мужчины. Жали хлеб особыми железными серпами, связывали в снопы и перевозили на ток (атта) [1, с. 31].
Хлеб молотили в специально выделенных для этого местах, используя особые молотильные доски - «миграбы». «Массивные молотильные доски предназначались для пары быков, по две штуки для каждой лошади» [1, с. 31]. Помол зерновых производили на водяных мельницах. За работу собственники мельниц получали плату зерном. Помимо водяных имелись и ручные мельницы. На них мололи из пшеницы крупу и толокно [4, с. 32].
Производимого хлеба жителям Цахурского султанства от силы хватало на 2 - 3 месяца. Так, согласно архивным данным, в Самурской долине на один дом приходилось всего 17 десятин земли: пахотной, покосной и пастбищной [10]. Принимая во внимание, что значительную часть занимали пастбища, средний надел для земледелия составлял около одной десятины. Конечно же, при таком малоземелье население не могло обеспечивать себя хлебом, и поэтому приходилось, пополнять запасы хлеба путем покупки и привоза из соседних аулов Кюринского ханства и Закаталь-ских обществ, уездов Бакинской и Елисавет-польской губернии [11].
В результате многовекового опыта по особому календарю каждому аулу определялись сроки проведения сельскохозяйственных работ. Умелая эксплуатация пастбищных земель, своевременный перегон скота с гор на равнину и обратно, выполнение различных сезонных работ - это далеко не полный перечень работ, сроки которых жители султанства соблюдали с точностью.
В рассматриваемый период важную роль в хозяйственной жизни играло и скотоводство. Природные условия - умеренный климат, богатая растительность, прекрасные альпийские и субальпийские луга - во многом благоприятно сказывались на развитии скотоводства.
О значимости этой отрасли хозяйства свидетельствует то, что скотоводство обеспечивало население основными продуктами питания, скот являлся тягловой силой при обработке земли, а также служил в качестве транспорта.
Основой материального благополучия жителей султанства служило овцеводство, наиболее развитое в Южном Дагестане, где и расположено Цахурское султанство. Это подтверждает и архивный материал, в котором в частности говорится, что в Самурской долине преобладающей отраслью скотоводства было
овцеводство. В значительных размерах им занимались 14 селений Горного магала [12].
В Цахурском султанстве распространена в основном дагестанская верхнесамурская порода овец, напоминающая аварскую. Качество шерсти было высокое, ценилось мясо особенно молодняка. В горной и высокогорной частях султанства в жаркое время года овцы находились на высокогорных летних пастбищах, где строились временные помещения для чабанов. Овцы содержались в кошарах на открытом воздухе. С наступлением холодов скот перегонялся на приаульные пастбища. Пасли овец по очереди, и дни пастьбы в основном зависели от количества скота.
Для скотоводческого хозяйства, в частности для овцеводства, наличия одних летних пастбищ было недостаточно. Поэтому остро ощущалась необходимость еще и в зимних пастбищах. К тому же общий недостаток сенокосов не позволял заготавливать сено для 4 - 5-месячного стойлового содержания крупного и мелкого рогатого скота. Выход жители султанства нашли в системе отгонного животноводства. Скот перегонялся за десятки и сотни километров на арендованные в равнинной части Дагестана и Азербайджана зимние пастбища. Но крупный рогатый скот оставался на зиму в хозяйстве на стойловом содержании. Если погода позволяла, скот выгонялся на пастбищные участки, оставленные с лета и осени [2, с. 141].
За аренду пастбищ горцы давали большую плату, причем в натуральном виде. И поскольку трудно было нести самостоятельные расходы, связанные с арендой пастбищ и проведением зимовки, они объединялись в кош. Для решения организационных и других вопросов, связанных с ведением животноводческого хозяйства, выбирался один старший - серкер или удаман. Им мог быть любой хозяин, имеющий опыт практической работы, но чаще всего это был владелец большей части овец и арендной доли. Он решал вопросы, связанные с арендой пастбищ, распределял обязанности кошевого объединения и следил за соблюдением внутреннего распорядка, в основе которого лежало традиционно строгое выполнение всех указаний серкера [13, с. 118].
С наступлением весны у жителей формировалось стадо крупного рогатого скота, которое паслось наемными либо местными пастухами. Каждый пастух получал по 12 кг зерна за каждую
голову крупного рогатого скота. Пастбищный сезон весной начинался сравнительно поздно, а осенью заканчивался рано. Самым ответственным был период стойлового содержания. Необходимо было создать достаточные запасы сена и соломы. В горной зоне сено ценилось на уровне хлеба, поэтому в годы неурожая и засухи зимнее содержание скота обходилось в стоимость самого скота. В силу этого жители знали, сколько голов крупного рогатого скота они могут прокормить, а лишних бычков и телок, как правило, продавали. Особенно оживленные базары бывали осенью. Жители султанства свой скот в основном продавали в Азербайджане, перегоняя через Диндийский перевал.
Одну из важных ролей в хозяйственной жизни султанства играло коневодство, которое имело повсеместное распространение. Использовались кони в основном для верховой езды и как тягловая сила. Содержать их было довольно трудно и дорого - в среднем лошадь стоила 30 руб., а бык 20. Несмотря на это, редко кто не имел лошадь. В более состоятельных семьях держали даже по две лошади, одна держалась в качестве скакуна, другая - как вьючное животное. Содержали ослов и мулов, их использовали в качестве вьючного транспорта там, где невозможно было использовать лошадей [6, с. 76].
Состояние скотоводства в Цахурском султанстве очень хорошо характеризуют архивные данные за 1886 г. Только в трех селах его южной зоны - Гельмеце, Микике, Курдуле - было 170 хозяйств, содержавших 620 голов крупного и 14 604 головы мелкого рогатого скота [12].
Необеспеченность пашнями, низкая продуктивность животноводства заставляла дагестанских горцев искать дополнительные источники дохода. Ими были кустарные промыслы и ремесла. Кустарные изделия не только обеспечивали нужды горцев в одежде, обуви, предметах домашнего обихода, сельскохозяйственном инвентаре, холодном оружии, но и приносили значительные доходы, которыми горцы в известной мере покрывали расходы на приобретение продуктов питания, главным образом хлеба [3, с. 42].
Основными кустарными промыслами были: обработка шерсти, кожи, дерева, железа, камня, развивалось производство сукон и шалей, домашние промыслы осуществлялись в рамках натурального хозяйства.
Одно из ведущих мест занимала обработка овечьей и козьей шерсти, из которых изготов-
ляли сукно, ковры, паласы, войлок, мешки, веревки, шерстяную обувь и пр. как для собственных нужд, так и для продажи. Этим видом домашней промышленности занимались женщины. Как пишет Ф.Ф. Симонович, жители горной части Южного Дагестана «достачевст-вуя скотоводством, промышляют вообще сукном, коврами, и другими шерстяными тканями, но в таком рукоделии упражняется женский пол, а мужчины вырабатывают овчинные меха и другие кожи» [14, с. 139]. Профессиональной специализации в выделке этих рукоделий на территории султанства не было. Такие работы выполнялись практически в каждом ауле.
В условиях натурального хозяйства самым необходимым среди домашних промыслов было производство сукна, которое шло на изготовление одежды, покрывал и др. Для получения сукна подбирали шерсть преимущественно молодняка осенней стрижки. Желаемый цвет сукну придавали путем использования растительных красок.
Из шерсти изготовляли войлок, который играл немаловажную роль в хозяйстве. Войлоком настилали полы домов, делали накидку для чабанов, попонки для вьючных животных. Для изготовления войлока годилась всякая шерсть, предварительно обработанная и отсортированная. Занимались этой работой мужчины, а женщины оказывали им помощь. Техника производства войлока была та же, что и у соседних народов.
Традиционным и немаловажным промыслом жителей Цахурского султанства являлось производство ковровых изделий. Этому благоприятствовало наличие шерсти как сырья. Наиболее распространенным было производство как безворсовых ковров, так и ковров с длинным ворсом.
Необходимость столь масштабного производства ковров была продиктована тем, что во многих домах у жителей султанства полы были земляными. Внизу настилали простые паласы, а потом уже ворсовые ковры.
Определенное место в домашних промыслах у жителей султанство занимала обработка кожи. Из овечьих и козьих шкур после обработки делали шубы, тулупы, брюки, обувь, папахи, сумки. Из кожи крупного рогатого скота изготавливали ремни, обувь, детали сельскохозяйственных орудий [2, с. 143].
Занимались жители Цахурского султанства и обработкой дерева. Из него изготавливали
сельскохозяйственные орудия труда: деревянные лопаты, вилы, сохи, бороны, молотильные доски, подносы, лари под зерно, а также ткацкие станки и люльки. Производством люлек, чанахов, ларей занимались жители с. Ца-хур, Мишлеш, Джиных. Цены на деревянные изделия были высокие. За одно деревянное корыто «чанах» платили пуд пшеницы или два пуда ячменя, лари вместимостью 500 кг стоили каждый по 8 пудов пшеницы [4, с. 54].
Большое значение в экономической жизни имела торговля, носившая в основном натуральный характер. В основе внутренних и внешних торговых связей лежала жизненная необходимость приобретать те товары, в которых остро нуждалось население. Это в первую очередь зерно, соль, фрукты, пряности, нефть, хлопчатобумажные и шелковые ткани. Жители султанства привозили свои товары на базары в крупные торговые центры - Ахты, Кумух, Хучни, Кубу. Дорогой через Самур -Кумух - Чох они были связаны с аварскими и лакскими торговыми центрами.
Особое значение для развития торговли имела торгово-стратегическая магистраль через Цахур - Мишлеш - Кальял - Диндинский перевал - Мухах - Закаталы.
Жители султанства находились в торгово-экономических отношениях с населением Азербайджана. Они привозили в Азербайджан шерсть, кожу, масло, мясо, сыр, бурки, посуду, войлок и т.д. В обмен приобретали зерно, пряности, соль, шелк, парчу, нефть и другие товары [15, с. 146].
Таким образом, на территории Цахурско-го султанства в рассматриваемый период од-
Поступила в редакцию
ним из основных занятий населения оставались земледелие, скотоводство и кустарные промыслы, с ростом торговли стали активно развиваться товарно-денежные отношения. Население султанства находилось в торгово-экономических отношениях с политическими образованиями Дагестана и Азербайджана.
Литература
1. История Дагестана. Т. 1. М., 1967.
2. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. Махачкала, 1964.
3. Гасанов М.Р., Магомедова Э.М. История Дагестана XIX в. Махачкала, 2009.
4. Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX - начала XX века. М., 1978.
5. Мусаев Г.М.-С. Рутулы. Махачкала, 1997.
6. Османов М.З.-О. Формы традиционного скотоводства народов Дагестана в XIX - нач. XX в. М., 1990.
7. Чурсин Г.Ф. Праздник выхода плуга у горских народов Дагестана. Тифлис, 1927.
8. Полевой материал, собранный авторами во время поездок в Рутульский район Республики Дагестан в 2012 г.
9. Ибрагимов И.Г. Агулы. XVIII - первая половина XIX в. Махачкала, 2008.
10. ЦГА РД. Ф. 21. Оп. 8. Д. 69.
11. Там же. Оп. 5. Д. 61.
12. Там же. Оп. 3. Д. 100.
13. Мусаев Г.М. -С. Цахуры. Махачкала, 2009.
14. Симонович Ф.Ф. Описание Южного Дагестана // ИГЭД. М., 1958.
15. Гасанов М.Р. Дагестан: перекресток цивилизаций. Махачкала, 2007.
7 августа 2014 г.