15. ГУ ОГАЧО. Ф. Р-802. Оп. 1. Д. 6. Л. 166 об.
16. Вандышев, И. Л. Дневник [Текст] / И. Л. Вандышев // Челябинск неизвестный : краеведч. сборник. Вып. 3 / сост. В. С. Боже. — Челябинск, 2002. — С. 603-604, 606.
17. Байнов, Л. П. Художники Челябинска [Текст] / Л. П. Байнов. — Челябинск, 1979. — С. 59.
18. ГУ ОГАЧО. Ф. Р-802. Оп. 1. Д. 4. Л. 281.
19. Литературные консультации [Текст] // Челябинский рабочий. — 1942. — 5 июля.
УДК 371/94(47) М. В. Егорова, зав. кафедрой
Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ), д-р ист. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: m_egorova@inbox.ru
ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ И УВЛЕЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ШКОЛ УРАЛА
В статье рассказывается об основных занятиях и увлечениях учащихся дореволюционных школ Урала во внешкольное время. Анализируется влияние, которое оказывали эти увлечения на становление характера и личности учеников. Отмечается также, что изменения, которые происходили в общественной жизни страны накануне революции, меняли общее настроение учащейся молодежи.
Ключевые слова: дореволюционная школа, Урал, учащиеся, внешкольная жизнь, свободное время, учителя.
В дореволюционный период, в кон. XIX — нач. XX в., учебные занятия в большинстве средних школ Урала начинались в 9 ч. утра и заканчивались в 2-3 ч. дня. В школе ученики находились максимум шесть часов, остальное время они проводили вне учебного заведения. Чем же было занято свободное время учащихся? Во-первых, выполнением домашнего задания. По подсчетам преподавателей, в первом классе мужских гимназий на выполнение домашнего задания уходило 2-2,5 ч., во втором и третьем — 3-3,5 ч., в чет-вертом-пятом — 4-5 ч. В женских гимназиях в младших классах ученицы тратили на домашнее задание 2,5 ч., а в старших классах — 3-4 ч.
Подготовка домашнего задания занимала лишь часть свободного времени учащихся. Остававшееся время ученики могли потратить с пользой для себя, своего развития, как умственного, так и физического, или совершенно бесцельно, праздно проводя его на улице, а иногда и в увеселительных заведениях. Учебное начальство, стремившееся держать под контролем учеников, пыталось организовывать их свободное время. Для этого устраивались литературные беседы, литературно-музыкально-вокальные вечера, торжественные акты, посвященные памятным датам и событиям истории и современности.
Организовывая свободное время учащихся, учителя пытались использовать все возможности для эстетического, умственного, нравственного развития своих воспитанников. Общеобразовательные лекции были призваны повысить интерес учеников к учебе, к получению новых знаний. Нередко и сами учащиеся выступали с интересными, познавательными докладами. На литературно-музыкально-вокальных вечерах воспитанники средних учебных заведений, увлекавшиеся музыкой, декламацией, литературой, с удовольствием демонстрировали свои умения. Огромный интерес учащихся к театру в тот период способствовал тому, что они с большим успехом ставили небольшие театральные сценки, а иногда и полноценные спектакли. В полную силу все таланты, способности учащихся проявлялись на новогодних музыкальных вечерах, которые проводились для учеников и их родителей. Следуя традициям, в этот вечер зажигали елку, учащиеся пели песни, разученные в классах: «Пахнет снегом над лугами», «Сквозь волнистые туманы» и др. Если в школе имелся ученический хор, то он обязательно исполнял несколько песен. При многих учебных заведениях были оркестры, в которых играли на балалайках, гитарах, мандолинах [1].
Другим способом организации свободного времени учащихся, преследовавшим как образовательные, так и воспитательные цели, были экскурсии: гимнастические, ботанические, геологические, химические. Интерес к ним особенно возрос в кон. XIX — нач. ХХ в. При многих школах создавались экскурсионные комиссии, в состав которых входили учителя и которые занимались вопросами организации и проведения экскурсий [2]. Специфика губернии, города, где находилась средняя школа, позволяла знакомить учеников с различными видами производства, существовавшими в данной местности. Для учащихся устраивались экскурсии на мельницы, свечные заводы, соляные копи, на заводы фруктовых вод, городские электростанции, конфетные фабрики, хлебопекарни, мыльные заводы и т. д. Проводившиеся экскурсии, несомненно, разнообразили повседневную жизнь учащихся, делали ее более интересной, насыщенной, отвлекали от повседневной рутины, позволяли по-новому взглянуть на окружающий мир.
Хорошей традицией в организации свободного времени учащихся, которая также способствовала развитию правильного отношения и любви к природе, были праздники древонасаждения. Проходили они во многих средних школах, а к кон. XIX — нач. ХХ в. совместно устраивались несколькими учебными заведениями города в последний месяц весны. Предварительно на занятиях по естествознанию ученикам рассказывали о правилах посадки деревьев и ухода за ними [2].
Однако у каждого учащегося были и свои, индивидуальные интересы, внешкольные занятия, которым они с удовольствием посвящали свое свободное время. Среди девочек большое распространение имело рукоделие, которое в дальнейшей жизни, конечно же, могло пригодиться. Учащиеся же мужских учебных заведений занимались столярным ремеслом, переплетным делом, ставили физические опыты, фотографировали, выжигали и выпиливали, занимались лепкой. Чтобы поощрить увлечения учащихся этими видами деятельности, учебное начальство периодически устраивало выставки детских работ, которые пользовались большим интересом у общественности [3; 4].
Увлекались ученики и гимнастикой. В нач. ХХ в., видимо под влиянием развития таких видов спорта, как бокс, борьба, ученики мужских гимназий проявляли интерес к этим видами спорта и даже выписывали спортивные журналы. В зимнее время распространены были лыжные прогулки, катание на коньках, летом —
катание на лодках, гребля, езда на велосипеде. Небольшая часть учеников увлекалась шахматами. Ученики и ученицы средних школ занимались рисованием и нередко просили учителей проводить для них дополнительные уроки. Большой интерес вызывали занятия музыкой, но, как отмечалось учителями, это увлечение не имело ничего общего с профессиональным, серьезным отношением к этому виду деятельности. И все же под руководством учителей пения при большинстве средних школ Урала были созданы ученические хоры, которые принимали активное участие в литературно-музыкальных вечерах, в церковных службах [5].
Но на первом месте стояло, конечно, чтение. Однако надо отметить, что распространенное мнение о том, что ученики средних учебных заведений до революции поголовно были увлечены этим занятием, несколько преувеличено. Так, например, 25 % учащихся второго класса Яранской мужской гимназии не любили читать; 23 % учениц первого класса женской гимназии также не увлекались чтением. Постепенно по мере взросления в учащихся просыпался этот интерес, но в старших классах они уже не могли уделять достаточного внимания чтению из-за нехватки времени — учебные нагрузки были слишком большими.
При каждом среднем учебном заведении имелись ученическая и фундаментальная библиотеки. В разных школах состояние этих библиотек было различным, но все же основная литература, рекомендованная Министерством народного просвещения, была в наличии. Учителя ежегодно составляли списки литературы, которую должны были прочитать учащиеся того или иного класса. В основном в списках были произведения русских классиков. Не особо приветствовалось чтение западной литературы. Имелись в библиотеках и современные журналы, но подбор их был очень тщательным, а потому их было немного. В отчетах средних учебных заведений отмечался тот факт, что, к сожалению, учащиеся читали и нерекомендо-ванную литературу, брали книги не из библиотек учебных заведений [6].
Для повышения уровня своего образования ученики использовали любую возможность, чтобы раздобыть книги: пользовались публичными библиотеками, обменивались интересными книгами и даже создавали свои собственные подпольные библиотеки. Практически во всех крупных уральских городах в 1870-90-х гг. силами учеников средних учебных заведений были созданы подпольные ученические библиотеки,
которые сокращенно называли «подполки». На книгах из этих библиотек были воспитаны многие известные деятели культуры Урала.
Запрещенная литература, распространявшаяся среди учащихся в кон. XIX — нач. ХХ в., для ряда учеников средних школ стала первым шагом на пути их вовлечения в кружковую работу. Многим хотелось обсудить прочитанные книги со своими сверстниками или старшими товарищами. Активное участие в пропаганде запрещенной литературы принимали студенты высших учебных заведений, приезжавшие на каникулы в уральские города к своим родственникам [7].
Начиная с 60-х гг. XIX в. на Урале создаются кружки самообразования. И возникают они не без влияния революционно настроенных элементов. Уже в кон. XIX — нач. ХХ вв. практически во всех средних школах Урала были такие кружки, которые периодически разоблачались учебным начальством [8-13].
Учителя, стремясь взять под контроль совместную деятельность учащихся в области самообразования, организуют кружки под своим руководством. Так, в Оренбургском реальном училище под надзором учителей были созданы географическая и астрономическая семинарии, а также кружок «Математические вечера для учащихся». В Челябинском реальном училище был создан «Ученический клуб», членами которого были ученики пятых — седьмых классов. Подобный клуб в 1913 г. предполагалось создать и в Нолинском реальном училище с целью предоставления учащимся разумных развлечений [14-16].
Интересной сферой внешкольной жизни части воспитанников средних школ было издание ученических журналов. Необходимо отметить, что эти журналы имели как минимум два направления. Одни, издававшиеся нелегальными кружками самообразования, находились под влиянием политических партий, в основном левого направления, и статьи в них носили характер довольно жесткого и обличительного выявления всех недостатков современной жизни. Другие, издававшиеся учениками под руководством или с разрешения педагогического совета, имели литературно-художественный или научный характер. Работа над журналом заставляла мыслить, выявлять свой литературный талант, делиться со сверстниками идеями и проблемами, волновавшими авторов. Ученические журналы позволяли быть в курсе многих событий того времени, а также давали их своеобразную интерпретацию.
Многие учащиеся средних учебных заведений Урала были выходцами из небогатых семей. Некоторые в свое время лишились отцов, и зарабатывать на учебу, пропитание, форму им приходилось самостоятельно. Для таких учащихся внешкольная жизнь была полна всевозможных лишений, а также постоянных поисков работы во внеучебное время. Приходилось работать рассыльными на заводах, торговать папиросами, продавать газеты, собирать чугун и сдавать его перекупщикам и т. д. Старшеклассники же, получив в школе некоторые знания, пытались использовать их для добывания необходимых средств. Многие из них занимались репетиторством [17].
И все же немалое количество учащейся молодежи делило свое время между учебным заведением, кинематографом, театром и улицей. Праздное времяпровождение было одной из сторон внешкольной жизни учеников. Учащиеся младших классов, более непосредственные и подвижные, начитавшись приключенческих романов, объединялись в буйные ватаги и своими вылазками причиняли немало беспокойства степенным горожанам [12].
Старшие же гимназисты и реалисты предпочитали проводить время мирно, нередко прогуливаясь по улицам с барышнями или принимая участие в танцевальных вечерах [13]. Большое распространение такие вечера получили в начале ХХ в., являясь, видимо, одним из способов отвлечь учащуюся молодежь от радикальных настроений. На танцевальных вечерах играли духовые оркестры, а гимназисты и реалисты получали возможность познакомиться с барышнями и начать за ними ухаживать. Правда, не все танцы приветствовались учебным начальством. В нач. ХХ в. в моду стал входить такой танец, как танго. Попечитель Оренбургского учебного округа в 1914 г. издал циркуляр о запрещении преподавания танго в учебных заведениях в виду его явно непристойного характера. Кроме того, учащимся средних школ было запрещено посещать танцклассы, в которых преподавался этот танец [18].
Важную роль в повседневной жизни учащихся играл театр. Наличие в губернских городах Урала профессиональных театров, а также самодеятельных театральных коллективов, приезд гастролирующих трупп — все это вызывало у учащихся живой интерес к театральным постановкам. Однако учебное начальство строго контролировало и эту сторону внешкольной жизни учащихся. Посещение театра было ограниченным. Воспитанники могли посещать театр
только в праздничные и выходные дни, заблаговременно испросив разрешение у администрации учебного заведения. Репертуары местных трупп предварительно просматривались директорами, и выявлялись те постановки, которые были безупречны во всех отношениях. Строго следило учебное начальство и за поведением учеников в театре [19].
В нач. ХХ в. в будничную жизнь учащихся входит кинематограф. Появляются электротеатры и в крупных уральских городах. Учащиеся становятся усердными посетителями кино. Стоило появиться в кармане 15-20 копейкам — и можно было отправляться на просмотр новой картины. М. Д. Голубых, обучавшийся в нач. ХХ в. в Челябинском реальном училище, провел опрос среди учеников этого учебного заведения с целью выяснить, какую роль играл кинематограф в жизни учащихся. Оказалось, что почти 90 % учеников посещали «иллюзион», причем они проявляли интерес к картинам самой разнообразной тематики. Так, смотрели следующие картины:
1) комические — 24,34 % учащихся;
2) драмы — 19,92 %;
3) исторические — 18,81 %;
4) военные — 18,08 %;
5) видовые — 6,64 %;
6) по сочинениям писателей — 2,58 %;
7) научные — 2,58 %;
8) любые — 1,47 %;
9) по естественной истории — 0,73 %;
10) хроники — 0,73 % [20].
Еще одним из способов отвлечься, интересно провести время было посещение бильярдных, что, правда, правилами для учащихся было категорически запрещено. В бильярдных часто можно было встретить учеников мужских гимназий и реальных училищ. При этом они не являлись только лишь зрителями, а сами принимали активное участие в игре. Интересно, что некоторые родители поощряли такое времяпровождение своих детей [21].
После революции 1905-07 гг. в среде учащейся молодежи стали проявляться настроения апатии, потери интереса к активной общественной жизни. Скучное внешкольное существование, неумение найти себе дело по душе нередко
Библиографический список
побуждали учащихся старших классов мужских гимназий и реальных училищ пойти в кабак, где можно было забыться за бутылкой, либо объединиться с товарищами и распивать спиртное на природе. Учащиеся все чаще стали проявлять открытый интерес к половым потребностям, посещая публичные дома и задние комнаты ресторанов. На заседаниях педагогических советов, в городских газетах, а также в ученических журналах не раз поднимался вопрос о таком времяпровождении учеников [22].
Изменившееся настроение учащейся молодежи в нач. ХХ в. отмечало и Министерство народного просвещения, которое настоятельно стремилось обратить на этот факт внимание и родителей, и учителей, и общественности в целом. В одном из циркуляров отмечалось: «Это ненормальное настроение современного молодого поколения выражается в каком-то беспокойстве, в жажде все новых удовольствий и впечатлений и в постоянном возрастании все новых потребностей, но без всякого желания для удовлетворения этих потребностей приложить свой собственный труд. Такое ненормальное настроение учащихся и в связи с ним поверхностность, неустойчивость характера, излишняя рассеянность и рядом с этим неврастения в значительной мере обуславливаются слишком сильными и самыми разнообразными впечатлениями, чрезмерным внешним возбуждением, усиливающимися неподходящими развлечениями и зрелищами» [23].
Внеклассные занятия учащихся до революции отличались определенным разнообразием. Большинство учеников средних школ вполне могли найти себе дело по душе и способностям, удовлетворить свой интерес в познании окружающего мира. Однако в нач. ХХ в. учащиеся начали испытывать апатию, потерю интереса к активной жизни. Причины таких явлений лежали как непосредственно в школьной жизни, так и в изменяющейся окружающей действительности. Определенная вседозволенность, утрата духовных ценностей, разлагающие внешние факторы — все это вело к тем негативным последствиям, которые можно было наблюдать во внешкольной жизни учащихся перед революцией.
1. ГАКО. Ф. 205. Оп. 3. Д. 2754. Л. 2 — 2 об.
2. Дернов, П. А. Историческая записка о состоянии Елабужского реального училища за 25 лет (1878-1903) [Текст] / П. А. Дернов. — Елабуга, 1903.
3. По поводу выставки в мужской гимназии [Текст] // Вятская речь. — 1911. — № 37. — 16 февр. — С. 3.
4. Вятское среднее сельскохозяйственно-техническое училище имени императора Александра II : Краткий исторический очерк за первое десятилетие : 1901-1911 [Текст]. — Вятка, 1911 _с 95
5. ГАКО. Ф. 880. Оп. 1. Д. 12. Л. 21 об.
6. НАРТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18988. Л. 6 об.
7. НАРТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18988. Л. 77.
8. Рушанин, В. Я. Молодежное движение в России : региональный аспект (1861-1904 гг.) [Текст] / В. Я. Рушанин. — Челябинск, 1998.
9. ЦГИА РБ. Ф.И. 109. Оп. 1. Д. 120. Л. 1-12.
10. ГАКО. Ф.Р. — 1397. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.
11. Уткин, Б. Симбирская гимназия в Троицке [Текст] // Челябинский рабочий. — 1971. — 26 авг. — С. 4.
12. Чарушин, Н. А. О далеком прошлом. Из воспоминаний о революционном движении 70-х годов XIX века [Текст] / Н. А. Чарушин. — М., 1973.
13. Шкляев, В. Н. Моя жизнь. Ч. I [Текст] / В. Н. Шкляев. — Горький, 1973.
14. НАРТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18988. Л. 29-30.
15. Первые шаги [Текст] : ученич. журнал Челябинского реального училища. — 1916. — № 2.
16. ГАКО. Ф. 880. Оп. 1. Д. 12. Л. 10.
17. ОГАЧО. Ф.Р. — 1741. Оп. 1. Д. 11. Л. 6.
18. ЦГИА РБ. Ф.И. — 128. Оп. 1. Д. 29. Л. 15.
19. Чарушин, Н. А. Черта оседлости... для наших детей [Текст] / Н. А. Чарушин // Вятская речь. — 1912. — № 27. — С. 2.
20. Голубых, М. Д. Роль кинематографа в жизни современного общества (1916 г.) [Текст] / М. Д. Голубых // Дореволюционный Челябинск в слове современников : собр. текстов / сост. В. С. Боже. — Челябинск, 1997. — С. 161 — 178.
21. ГАКО. Ф. 205. Оп. 2. Д. 1629. Л. 3.
22. ГАПО. Ф.Р. — 973. Оп. 1. Д. 491. Л. 11 — 13.
23. НАРТ. Ф. 92. Оп. 2. Д. 18988. Л. 25 об.
УДК 001+378 В. С. Елагина, проф. филиала
Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), г. Челябинск, д-р пед. наук, проф., e-mail: V_275@mail.ru
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
В работе раскрывается содержание компетентностного подхода к организации исследовательской деятельности студентов педагогического колледжа, акцентируется внимание на методическом руководстве деятельностью студентов, особенности которого проявляются в изменении цели, форм и методов обучения, способов приобретения профессиональных знаний и умений, оценки качества подготовки и характера деятельности студента.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенции, исследовательская деятельность студента.
Компетентностный подход к организации образовательного процесса следует рассматривать в качестве перспективного направления обновления образования, подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям.
Для современного специалиста особенно важным становится умение осмысленно действовать в ситуации выбора, осознанно планировать жизненные цели и достигать их, продуктивно действовать в образовательной, профессиональной