УДК 33
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ БАНКОВ
© М.В. Ильина
Перед банковским сектором России стоят непростые задачи по насыщению рынка качественными финансовыми услугами и обеспечению их доступности для каждого гражданина. Развитие региональной сети позволит банкам увеличить собственную клиентскую базу и предоставить доступ населению к банковским услугам.
Ключевые слова: региональные сети; финансовые услуги; банковские продукты.
Региональному развитию коммерческих банков посвящено множество публикаций в прессе. Устойчивый интерес к данной теме обеспечивает все возрастающая потребность населения в получении качественных финансовых услуг. Эффективность участия населения в современной экономике напрямую зависит от понимания того, каким образом с выгодой для себя можно использовать новые финансовые продукты, что, в свою очередь, способствует устойчивому развитию экономики страны.
Последние годы большинство российских регионов испытывали экономический подъем, характеризующийся ростом промышленности, но по-прежнему острой остается проблема инвестиций и финансового обслуживания региональных предприятий. Начиная с 2007 г. крупные федеральные и иностранные банки начали активно развивать свои региональные сети. Все крупнейшие банки, представленные на российском рынке и входящие в топ-20, проводят активную региональную политику и имеют минимум 100-200 региональных точек в экономически активных регионах.
Данные о количестве точек продаж крупнейших банков России по состоянию на 1 января 2009 г. приведены в табл. 1 [1].
Развитие региональной сети позволяет банку значительно увеличить свою клиентскую базу, что способствует поддержанию его стабильного роста.
Каждый банк самостоятельно определяет свою стратегию вхождения на рынок, но принципы оценки эффективности развития сети являются общими. Развивая региональные сети, банки анализируют состояние бизнеса, наличие привлекательных, обладающих потенциалом роста секторов экономики в регионе, численность населения, уровень
жизни, доходы. Исходя из проведенного анализа, банком планируется стратегия регионального развития, формат организации бизнеса и ключевые, приоритетные направления развития - банковские продукты, на которые следует делать ставку.
Выбор региона присутствия для банка зависит от ряда факторов: от экономической ситуации в данном регионе, насыщенности региона банками, от неудовлетворенного спроса на те или иные банковские услуги, уровня доходов населения, уровня безработицы, темпов строительства нового жилья. Конечно, банки, в первую очередь, интересуют регионы, в которых есть деньги и перспективы развития, где рынок позволит в короткие сроки окупить затраты на создание новых структурных подразделений, но немалую роль также играют общий уровень развития финансового рынка в регионе и его потенциал.
Если раньше банки в своем развитии, в основном, делали ставки на крупные промышленные центры с высоким экономическим потенциалом, то сейчас перспективными регионами являются Татарстан, Башкортостан, Самарская область, Челябинская область, Краснодарский край. Банковская конкуренция в крупнейших городах России значительно возросла, и банки все чаще стали обращать внимание на другие перспективные регионы с небольшими городами, где наблюдается низкий уровень насыщенности рынка финансовых услуг при стабильном росте платежеспособности населения. Банковская система в таких городах представлена, в основном, отделениями Сбербанка и нескольких региональных банков, вхождение на региональные рынки новых крупных банковских игроков позволяет получить выгоды не только им самим - расширить собственную сеть, клиентскую базу, увеличить собст-
венную прибыль, - но также предоставляет доступ к банковским услугам населению.
Немаловажным фактором для банков является выбор формата присутствия в регионе. До 2007 г. банки могли использовать три основные организационные формы ведения работы региональных подразделений: филиал, кредитно-кассовый офис (ККО) и представительство.
Филиал - наиболее затратная из них, т. к. подразумевает ведение полной бухгалтерской и налоговой отчетности в региональном подразделении. Представительство и ККО можно открыть быстрее и проще филиала, но имеется целый ряд ограничений по проведению различных банковских операций.
Начиная с апреля 2007 г., банки получили возможность открывать операционные офисы [2], что позволило не только ускорить и упростить процесс открытия, но и сократить расходы на открытие и функционирование новых точек продаж. Открытие операционных офисов не требует согласования с территориальными учреждениями Банка России помещений банков, а также кандидатур руководителей, что существенно сокращает сроки открытия точек. Операционные офисы не имеют собственного баланса, не
представляют самостоятельно бухгалтерскую и налоговую отчетность, что позволяет сократить издержки на содержание сотрудников бэк-офиса и централизовать сервисные функции.
К началу 2009 г. уже открыто более 1400 операционных офисов. Новый формат работы позволяет оказывать практически весь спектр банковских услуг для юридических и физических лиц.
Таким образом, жители регионов получают возможность пользоваться всеми услугами, предлагаемыми банками вне зависимости от степени удаленности от столичных регионов.
Однако, несмотря на активное продвижение банков в регионы, общие показатели обеспеченности населения банковскими услугами остаются низкими. Средняя обеспеченность населения финансовыми услугами в целом по России достигает 4 % от уровня Москвы и составляет 24,7 тыс. руб. на душу населения. Число филиалов кредитных организаций в России на 1 тыс. жителей составляет 0,169. Для сравнения: этот же показатель в США составляет 0,365, в Швейцарии -
0,461, в Германии - 0,515 [3].
Крупнейшие банки России в 2008 г.
Таблица 1
№ Банк Чистые активы на 1 января 2009 г. (млн руб.) Чистые активы на 1 января 2008 г. (млн руб.) Количество подразделений банка
1 Сбербанк 6746823 4832075 20433
2 ВТБ 2536021 1482094 145
3 Газпромбанк 1740622 791614 228
4 Россельхозбанк 816724 477077 1498
5 Банк Москвы 750435 495080 385
6 Альфа-Банк 689147 496902 136
7 ВТБ 24 596986 321902 326
8 Райффайзенбанк 565804 422187 238
9 Юникредит банк 555437 343615 92
10 Росбанк 498145 393368 57
11 Промсвязьбанк 439462 269564 248
12 Уралсиб 436193 360340 451
13 МДМ-Банк 309343 262202 148
14 Номос-Банк 263684 181202 101
15 ВТБ Северо-Запад 236026 216277 44
16 Т ранскредитбанк 233788 117408 172
17 Русский Стандарт 230801 212636 117
18 БСЖВ 214493 104397 -
19 УРСА банк 212344 179633 267
20 АК Барс 210774 153436 331
По итогам опросов, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения [4], в 2007 г. более 54 % россиян не планировали в ближайшие два года пользоваться какими-либо финансовыми услугами. Кроме того, запросы пользователей финансовых услуг в России не отличаются разнообразием.
Так, в июле 2008 г. в рамках III Интернационального форума, организованного Ассоциацией региональных банков России, обсуждались вопросы, связанные с анализом основных категорий потребителей финансовых услуг [5]. На форуме были представлены итоги исследования-опроса, в котором приняли участие жители 68 регионов страны. По данным этого опроса за последний год финансовыми услугами воспользовалось 44 % населения России, из них 80 % - только одной банковской услугой. 38 % населения являются пользователями кредитных услуг, и всего 15 % россиян пользуются инвестиционными услугами (вложения в депозиты, акции, ПИФы, вклады в НПФ и пр.).
Таким образом, перед банками, выходящими на региональные рынки, встает задача по организации эффективного продвижения собственных банковских продуктов с учетом региональной конъюнктуры.
В настоящее время основное количество банков являются универсальными, т. е. предлагают клиентам полный перечень услуг, но в зависимости от спроса на рынке, а также от возможностей каждого банка, те или иные направления выделяются как приоритетные.
В современных условиях банки предлагают своим клиентам - физическим лицам различные виды кредитования, кредитные карты, вклады, расчетные услуги. В каждом направлении предлагается несколько программ, учитывающих различные потребности и возможности клиентов. Эти предложения постоянно меняются, реагируя на изменения рынка. Линейка предлагаемых продуктов может быть очень широкой.
Так, например, в рамках потребительского кредитования банк ВТБ 24 предлагает несколько видов кредитов на срок от полуго-да до пяти лет, без обеспечения или под поручительство третьих лиц. В зависимости от дохода заемщика и наличия или отсутствия обеспечения, а также скорости принятия решения банком будут различаться сумма и
ставки по кредиту. При оформлении кредита, по желанию клиента, можно получить дополнительную услугу - застраховать жизнь и трудоспособность.
Сбербанк РФ в рамках программы автокредитования предлагает кредиты на приобретение автомобилей импортного и отечественного производства на различные сроки. Ставка и сумма кредита будут зависеть от наличия собственных средств заемщика, типа автомобиля, а также от срока кредита.
Ипотечные кредиты до осени прошедшего года предлагались на самых разных условиях. В зависимости от срока кредита, наличия собственных средств для первоначального взноса, вида жилья - новое или приобретаемое на вторичном рынке, - степени готовности банки предоставляли широкие возможности заемщикам. С осени 2008 г., в условиях экономического кризиса, предложения банков в области ипотечного кредитования сократились.
Например, Городской ипотечный банк в настоящий момент кредитует приобретение квартир на вторичном рынке или приобретение новых квартир под залог имеющегося жилья в рублях и долларах, предлагается также кредит на обмен имеющейся недвижимости с доплатой.
Одним из актуальных направлений в банковской сфере в последние годы стало кредитование малого и среднего бизнеса. За последние три года, по некоторым оценкам, объемы кредитования в этой сфере увеличились в два раза. Разные банки по-разному классифицируют данный сегмент, однако потребность малых предприятий в финансовых ресурсах, по разным данным, оценивается от 25 до 55 млрд долл., при этом удовлетворенность составляет 20-30 %.
В целом ставки по кредитам для малых предприятий превышают в полтора раза стоимость ресурсов для остальных заемщиков. Зависят они от сроков кредитования, обеспечения кредита, региона, насыщенности ресурсами. Повышенные ставки объясняются более высоким уровнем риска, закладываемым банком при кредитовании малого предприятия. К тому же малые предприятия готовы платить высокие проценты с учетом срочности выдачи кредита.
Повышенный интерес банков к развитию данного направления объясняется неудовле-
творенным спросом малых предприятий и предпринимателей на кредитные ресурсы - в настоящее время этим направлением активно занимаются не только региональные банки, но и крупные федеральные кредитные организации, способные предложить значительные ресурсы, интересные ставки, короткие сроки принятия решений.
В ближайшие три года прогнозируется увеличение объемов кредитования в этой сфере в три-четыре раза. Немалую роль в этом играют специальные программы Правительства РФ по развитию малого и среднего бизнеса.
Помимо кредитования населения, предприятий и организаций банки традиционно предлагают услуги по сбережению средств. В настоящее время это не только вклады, но также возможность вложений в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), акции, облигации. Главное основное отличие пая от банковского вклада заключается в том, что доходность по вкладу гарантирована банком и не может измениться до окончания срока вклада, а доходность пая зависит от ситуации на фондовом рынке и профессиональных действий управляющей компании.
Однако большая часть россиян не склонна принимать на себя высокие риски, связанные с инвестированием на фондовом рынке: по итогам 2008 г. отток средств из ПИФов составил 19,5 млрд руб. По этой причине банковские депозиты, защищенные системой государственного страхования вкладов, в среднесрочной перспективе останутся ключевым каналом привлечения ресурсов кредитными организациями. За 2008 г. прирост депозитов физических лиц в банках составил 747,8 млрд руб. [1].
Не менее важным фактором в современных условиях становится доступность банковских услуг для клиентов. Если два года назад Интернет и телефон для коммуникации с банками использовали около 150 тыс. россиян, то сегодня - свыше 1 млн.
Все большим спросом пользуются технологии, позволяющие людям совершать финансовые операции дистанционно, вне служебных помещений: с использованием платежных карточных систем или с применением технологий сотовой связи, платежных терминалов, использованием электронных (агентских) платежных систем, построенных на основе использования сети Интернет и электронных денег.
Уровень развития банковских услуг является одним из факторов, определяющих развитие экономики страны и отдельных регионов. Учитывая фактический уровень развития, перед банковским сектором России стоят непростые задачи по насыщению рынка качественными финансовыми услугами и обеспечению их доступности для каждого гражданина.
1. иКЬ: www.rbc.ru
2. О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций: инструкция Банка России № 109-И от 14 янв. 2004 г.
3. иКЬ: www.mifp.ru
4. иКЬ: www.wciom.ru
5. Эртштейн О. О. Состояние и потенциал общероссийского рынка финансовых супермаркетов и региональных рынков // Банковский ритейл. 2008. № 3.
Поступила в редакцию 11.05.2009 г.
Ilina M.V. The objective laws of regional development of banks. The bank sector of Russia is facing uneasy problems of saturation the market by the qualitative financial services and providing of their availability for each citizen. Development of a regional network will allow banks increasing own client base and affording the population an access to the bank services.
Key words: regional networks; financial services; bank products.