УДК 355.233.2
Сизов Д.С.
Основные закономерности и условия развития навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании военнослужащих
В условиях компетентностного подхода, когда, комплексный результат, наряду с учебой, формируется воспитательной работой, повседневной военно-профессиональной деятельностью, военным бытом и военно-профессиональной средой, способность сержантского состава военного вуза к целесообразной организации образовательного процесса на уровне своего подразделения выступает условием формирования профессиональной компетентности будущих офицеров. Учитывая характер педагогической деятельности сержантов в образовательном процессе военного вуза, особую значимость в структуре их педагогического мастерства приобретают умения и навыки в обучении и воспитании личного состава. В отношении сержантского состава формирование и развитие навыков в обучении и воспитании курсантов считается одной из ключевых задач, решение которой связано с разработкой специальных педагогических инструментов.
«Развитие» является одной из базовых философских категорий, отражающих способ существования идеальных и материальных объектов. Философский словарь определяет «развитие» как «... существенное, необходимое движение, изменение чего-либо во времени» [14, С. 463]. Процессуальными характеристиками развития в философии выступают необратимость, направленность и закономерность. Последняя характеристика представляется нам особенно важной, а решение задач данного исследования, как нам кажется, требует определения основных закономерностей развития умений и навыков для того, чтобы реализовать их в системе должностной подготовки сержантов военного вуза.
Закономерность, как характеристику процесса развития личности выделял, в частности, А.В. Петровский [11]. Развитие личности, по А.В. Петровскому - это процесс ее закономерного изменения как свойства индивида, находящегося в системе социальных связей и отношений. Предпосылкой и фактором развития личности, как он считал, выступает конфликт между растущими потребностями и возможностями их удовлетворения, но далеко не только он. Важной предпосылкой развития личности А.В. Петровский считал взаимоотношения индивида с окружающей его референтной группой, опосредованные ведущей деятельностью [11]. Отсюда следует, что еще одной сущностной характеристикой развития является опосредованность ведущим видом деятельности, а также возникающими в ее процессе отношениями. В нашем случае речь может идти о военно-профессиональной деятельности сержантов военного вуза и взаимоотношениями, в которые они вступают с подчиненными военнослужащими в процессе обучения и воспитания последних.
В психологии и педагогике, чаще всего, используется категория «психическое развитие», которая, если она применяется в отношении личности, может касаться различных сторон бытия: духовной, социальной, мировоззренческой, профессиональной и др. Традиционное понимание развития в отечественной психологии отражает культурно-историческая концепция Л.С. Выготского [2] и его последователей. Концепция основана на понимании человека, личности как активного деятеля и субъекта развития, движущими силами которого выступают осознаваемые им противоречия между целями и имеющимися средствами их достижения, между потребностями и возможностями и пр. Психическое развитие человека, в данной концепции - это развитие высших психических функций, социальное по своему характеру. Средством развития, при этом, выступает социальный опыт и тот культурный контекст, с которым взаимодействует человек. Третья сущностная черта развития, таким образом - его обусловленность социокультурным опытом и контекстом.
Развитие умений и навыков как способов организации человеческой деятельности не может иметь иной сущности в силу целостности самой личности. Любое личностное образование, приобретенное в процессе освоения социокультурного опыта, «вплетается» в целостный процесс развития личности. Психологическим теориям развития умений и навыков посвящены работы Е.П. Ильина [5], Е.Н. Кабановой-Меллер [6], В.Т. Кудрявцева [7], Е.А. Миллеряна [9] и др. ученых. Развитие умений и навыков рассматриваются перечисленными учеными как часть процесса психического развития личности, в которых она приобретает возможность использования правильных (основанных на правиле) действий в новых условиях. Условием развития умения и навыка выступает необходимость целенаправленного и сознательного применения правила - знания при решении новой мыслительной задачи в процессе определенного вида деятельности, которая, естественно, определяет специфику умений и навыков, а также особенности процесса их развития.
В военной педагогике преобладают практикориентированные работы в области развития профессиональных умений и навыков военнослужащих. Авторы работ, опираясь на общие фундаментальные теоретические основы целенаправленного развития умений и навыков человека, разрабатывают педагогические системы, ориентированные на узкоспециальные или обобщенные группы профессиональных умений и навыков военнослужащих.
С незначительными расхождениями, военные ученые считают сутью развития умений и навыков военнослужащих процесс трансформации полученных ими знаний в практические действия, формирования на их основе способов действий, используемых в решении проблемных профессиональных задач.
Развитие умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании военнослужащих можно определить как целенаправленный, организованный и управляемый процесс трансформации педагогических знаний-правил, получаемых сержантами военного вуза в целесообразные самостоятельные способы их действий как субъектов педагогических технологий и воспитательной системы военного вуза. Развитие умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании военнослужащих происходит в процессе освоения ими основной образовательной программы, в должностной подготовке, а также непосредственно в обучении и воспитании подчиненного личного состава. Целенаправленная организация развития умений и навыков сержантов требует определения основных закономерностей этого процесса, к числу которых мы относим психологические механизмы и педагогические условия, при которых они действуют.
Механизм, в самом общем понимании термина - это «... внутренне устройство, система функционирования чего-либо» [17, С. 444]. В рамках общенаучного системного подхода, «механизм» чаще всего, определяется как закономерная смена состояний динамичной системы, отражающая внутреннюю связь ее компонентов, или же внешнюю связь с различными метасистемами [8]. Психологический механизм, в свою очередь, - это «... система различных психологических факторов, средств, обеспечивающих тот или иной процесс проявления психических свойств, различные психические изменения и т.д. Психологический механизм - это постоянно действующая или ситуативно возникающая целостная психологическая система средств, которая обеспечивает выполнение тех или иных регулятивных функций и включает в себя основные подсистемы регуляции» [12].
Обращаясь к исследованию процессов появления и развития психических свойств, Б.М. Теплов установил, что психологические механизмы есть объяснения сложных психических процессов [16]. Изучение психологических механизмов, как важнейших закономерностей развития, обеспечивает переход от психологической теории к педагогической практике, при этом воспроизведение психологических механизмов в педагогической системе требует раскрытия педагогических условий, необходимых для их «срабатывания». Педагогические условия - это « . обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1, С. 568]. Психологические механизмы развития умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании военнослужащих, таким образом, представляются отражением на субъективном уровне специально создаваемых в образовательном процессе военного вуза педагогических условий, результатом которого является закономерная трансформация
знаний-правил в способы действий, необходимых сержантам для выполнения роли в педагогических технологиях и системе воспитательной работы.
Развитие умений и навыков как закономерный процесс, происходящий в учебной деятельности и обусловленный психологическими механизмами рассматривают теории научения. Р.С. Немов, в частности, подчеркивает, что понятие «научение» характеризует результативную сторону учебной деятельности [10]. Управляемость процесса научения, его субъективный характер утверждаются в концепции поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин [сс], Н.Ф. Талызина [сс] и др.), которую мы используем как теоретическую основу организации процесса развития умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании военнослужащих.
Теории П.Я. Гальперина [3], Н.Ф. Талызиной [15] и др. ученых кладут в основу формирования предметных умений и навыков человека механизм интериоризации действия, т.е. его перевода из внешнего во внутренний план регулирования, в глубокие свернутые процессы мышления.
По мнению С.П. Сенющенкова [13], в развитии отечественных теорий, описывающих механизм интериоризации, присутствует определенная преемственность и традиция, оно постепенно следует по пути уточнения основных характеристики механизма, снятия определенных противоречий. В итоге, интериоризация как психологический механизм научения трактуется как закономерный процесс перевода внешнего способа регулирования деятельности во внутрь самой структуры деятельности, « . т.е. переорганизацию уже наличных внутренних процессов по образцу структуры внешней деятельности» [13, С. 14]. Интериоризация имеет три грани:
- перевод из внешних (наблюдаемых) во внутренние способы действий;
- формирование внутренне регулируемых способов действий на основе накопленного социального опыта;
- перевод коллективных действий во внутренне регулируемые.
В нашем случае интериоризации подлежат знания-правила обучения и воспитания военнослужащих, источниками которых являются:
- современные военно-педагогические знания;
- сложившийся опыт обучения и воспитания военнослужащих;
- роль и функции сержантов в педагогических технологиях и воспитательной системе военного вуза.
В теории поэтапного формирования умственных действий действие механизма интериоризации обеспечивается поэтапно изменяющейся организацией учебной деятельности [3, 15]. Опираясь на работы в области
развития умений и навыков, в которых эта теория использовалась для решения практических задач, связанных с профессиональной подготовкой военнослужащих, мы определяли содержание этапов применительно к образовательному процессу военного вуза.
На первом (ориентировочно-мотивационном) этапе у сержантов военного вуза может формироваться ориентировочная основа деятельности, а кроме того, актуализироваться основные мотивы обучения и воспитания военнослужащих. На этом этапе возможно передавать и осваивать алгоритмы решения основных педагогических задач, делегированных сержантам в современных педагогических технологиях и воспитательной системе военного вуза. К ориентировочной основе деятельности следует также отнести принципы, знания, правила и рекомендации для сержантского состава, права и обязанности, функции в современных педагогических технологиях и воспитательной системе военного вуза, а также др. внешние установки, которые могут быть отнесены к теоретическому обучению сержантов военного вуза.
На втором (инструктивно-строевом) этапе действия сержантов в рамках педагогических технологий выполняются в материализованной форме в сокращенном объеме, и, как правило, в искусственно моделируемых педагогических ситуациях. Это этап тренировок в действиях по обучению и воспитанию военнослужащих, в которых сержанты действуют, опираясь на схему.
На третьем (учебно-тренировочном) этапе сержанты продолжают выполнять действия в искусственно моделируемых педагогических ситуациях, однако, без использования внешнего подкрепления. В моделируемых ситуациях используется громкоречевое регулирование, т.е. сначала определяется, докладывается и обсуждается порядок действий, а затем в практической деятельности сержант воспроизводит его алгоритм.
Четвертый (практический) этап может быть связан с переносом процесса развития умений и навыков сержантов военного вуза непосредственно в педагогическую практику. Выполняя практические педагогические задачи в образовательном процессе военного вуза, сержанты смогут самостоятельно формировать и использовать алгоритмы действий, на основе освоенных схем, но в вариативной педагогической обстановке.
На пятом (методическом) этапе, предполагается полное закрепление действий, связанных с обучением и воспитанием военнослужащих. Сержанты, согласно замыслу, воспроизводят целесообразные и эффективные действия, практически не обращаясь к схемам, правилам и пр. внешним способам регулирования их деятельности. Здесь они сами выступают в роли инструкторов, обучающих способам педагогической деятельности подчиненных курсантов.
Обращаясь к педагогическим условиям, необходимым для «запуска» механизма интериоризации в развитии умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании военнослужащих, следует оговориться, что они могут быть, условно, отнесены к двум группам:
- первая группа включает общие условия, установленные в концепции поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [3], Н.Ф. Талызиной [15] и др., адаптированные к образовательному процессу военного вуза;
- вторая группа объединяет частные условия, определяемые спецификой деятельности и ориентированных на нее обобщенных групп умений и навыков сержантского состава в обучении и воспитании военнослужащих (информационных, коммуникативных, организационных, развивающих и управляющих).
К основным группам условий, необходимых для формирования определенного умственного действия авторы концепции отнесли: мотивацию действия, правильное выполнение действия в его исходной внешней форме, планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.), полноценное воспроизведение действий в умственном плане.
В отношении развития умений и навыков сержантов военного вуза в обучении и воспитании военнослужащих можно выделить следующие общие педагогические условия:
- мотивация и стимулирование профессиональной деятельности сержантов по обучению и воспитанию военнослужащих;
- возможность получать из накопленного в военно-педагогической теории и практике знания и опыта целесообразные и эффективные внешние схемы действий сержанта в рамках педагогических технологий и системы воспитательной работы военного вуза;
- целенаправленная организация учебной и профессиональной деятельности сержантов, в которой развиваются их умения и навыки в обучении и воспитании военнослужащих в соответствие с концепцией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина [3], Н.Ф. Талызиной [15] и др., а также управление ею;
- постоянное усложнение практической деятельности сержантов по обучению и воспитанию военнослужащих, от репродукции до педагогического творчества и передачи собственных умений и навыков будущим офицерам.
На основе механизма интериоризации профессионального военно-педагогического опыта, для которого будут созданы общие и частные
педагогические условия может быть организовано эффективное развитие умений и навыков сержантов в обучении и воспитании военнослужащих в образовательном процессе военного вуза.
Библиографический список:
1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: В 2 кн. Кн. 2. / В.И. Андреев. - Казань: Изд-во Казанского Университета, 1998. - 320 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.
3. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / П.Я. Гальперин. - М. : АСТ, 2008. - 400 с.
4. Запорожец, А.В. и др. Психология действия / А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Л.А. Венгер, В.И. Зинченко. - М. : МОДЭК, 2000. - 736 с.
5. Ильин, Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы / Е.П. Ильин // Вопросы психологии. - 1986. - № 2. - С. 138-14
6. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер // Акад. пед. наук СССР. Ин-т психологии. - М.: Просвещение, 1968. - 288 с.
7. Кудрявцев, В.Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. Ч.1 [Электронный ресурс] / В.Т. Кудрявцев. - Режим доступа: http://www.experiment.lv/rus/biblio/kudrjavc.htm (дата обращения 10.03.2014)
8. Кузнецова, А.Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике. Монография / А.Г. кузнецова. - Хабаровск: Изд-во ХК ИППК ПК, 2001. - 152 с.
9. Милерян, Е.А. Психология формирования общетрудовых умений:
автореф. дис..... докт. пед. наук (по психологии) / Милерян Евгений
Александрович. - Ленинград, 1968. - 55 с.
10. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М. : Юрайт, 2013. - 640 с.
11. Петровский, А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности [Электронный ресурс] / А.В. Петровский // Научно-просветительский журнал «Скепсис». - Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_2190.html (дата обращения 11.03.2014)
12. Самылова, О.А. Психологические механизмы духовно-нравственного развития в юношеском периоде [Электронный ресурс] / О.А.
Самылова // Теория и практика общественного развития. - №2. - 2013. -Режим доступа: http://www.teoria-practica.ru/ru/2013/2-2013.html (дата обращения 14.03.2014)
13. Сенющенков, С.П. Проблема интериоризации в истории отечественной психологии: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Сенющенков Станислав Петрович. - М., 2009. - 306 с.
14. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецов. - М. : ИНФРА-М, 2007. - 731 с.
15. Талызина, Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения / Н.Ф. Талызина. - М. : Изд-во МГУ, 1979. -208 с.
16. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. - М. : МПСИ, 2009. - 640 с.
17. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. - М. : Альта-Принт, 2008. - 1239 с.
18. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 560 с.