УДК.333.7 А. АГЗАМОВ
ББК 65.5
А-23
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ИНТЕГРАЦИИ ЭКОНОМИКИ ТАДЖИКИСТАНА В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Основной целью экономических реформ в Республике Таджикистан являлся переход экономики Республики Таджикистан (РТ) от планово-распределительной системы к рыночной системе.
Изменение национального хозяйства республики осуществлялось по следующим направлениям:
- либерализация экономики;
- процесс приватизации и реформа собственности;
- становление рыночных инфраструктур.
Существенными особенностями реформы в Республике Таджикистан были осторожность, селективный подход и постепенность.
Вследствие реформ в Республике Таджикистан создаётся многопрофильная, социально-ориентированная экономика. Она предназначена для того, чтобы создать высокоэффективное экономическое пространство, интегрированное в мировое хозяйство. Это происходит на основе трансформации отношений собственности, повышения уровня жизни населения, либерализации внешнеэкономических связей и перестройки отраслевой структуры экономики как её составной части.
Интеграция в мировое хозяйство является жизненно необходимым и важнейшим условием социального и политического развития любой национальной экономики, особенно бывших республик СССР. Результатом межнационального разделения труда является интеграция национальных экономик, которая и создала основные предпосылки для взаимозависимости и взаимодействия различных национальных хозяйств.
Она осуществляется в форме перелива товаров, услуг, переплетения и взаимопроникновения рабочей силы, капитала и др. факторов производства. В определённой мере мы можем оценить её количественно: по объёму ВВП Таджикистан занимал 151-е место в мире, что свидетельствует о невысокой степени его интеграции в мировое хозяйство и его незначительной роли в современной мировой экономике.
Однако известно, что уровень интегрированности республики в мировое хозяйство может оцениваться с помощью производства ВВП. Хотя объем ВВП может не очень точно отражать уровень интегрированности республики в мировую торговлю, в международное движение капитала, рабочей силы и т.д. Современное
состояние Республики Таджикистан не отражает её реального потенциала. Наличие определённых сырьевых ресурсов позволит Республике Таджикистан в будущем занять более достойное место в иерархии мировой экономики.
При определении предпосылок и приоритетов Таджикистана открытым остаётся вопрос преодоления основных проблем, которые могут в значительной мере негативно повлиять на эффективную интеграцию нашей республики в мировое хозяйство. Одновременно необходимо определить пути интегрирования и то, какая отрасль будет локомотивом развития. Разумеется, есть и трудности, поэтому надо определить способы преодоления этих препятствий, иначе эти трудности будут тормозить экономическое развитие страны.
По нашему мнению, для интеграции необходимо пройти 6 этапов (таблица 1) (или организовать единое экономическое пространство ).
№ Этапы интеграции
Зона свободной торговли
1 Форма соглашения, согласно которому страны договариваются об уменьшении или снятии таможенных квот и тарифов в отношении друг друга. При этом к третьим странам это не относится, с ними заключаются другие соответствующие соглашения.
Таможенный союз
2 Это единая таможенная политика по отношению к третьим странам, но могут возникать и серьёзные внутренние разногласия по этому поводу.
Общий рынок
3 Полностью устраняются препятствия, которые могут помешать перемещению факторов производства между странами-участницами. В процессе устранения решаются такие задачи, как: полное или частичное согласование экономической политики, выравнивание экономических показателей и т.д.
Экономический союз
4 Может возникать на этапе высокого развития экономики. На основе согласования (или даже единой) экономической политики идёт снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные органы и начинаются глобальные экономические, финансовые преобразования во всех странах-участницах.
Валютный союз
5 Форма экономического союза, а также его крупная составляющая. Характерные приметы валютного союза: 1. совместное (согласованное) колебание национальных валют союза;
*
Экономическая зона, образованная несколькими объединившимися в экономический союз государствами. В пределах этой зоны достигается высокая степень единства и согласованности их экономических действий, используется единая валюта, вводятся единые таможенные пошлины, закладываются основы единой экономической политики. Гацалов М.М. Современный экономический словарь-справочник. - Ухта: УГТУ, 2002. -С.102.
2. установление фиксированных валютных курсов по соглашению, целенаправленно поддерживающихся национальными (Центральными) банками стран-участниц; 3. создание единой региональной валюты; 4. для эмиссионного центра международной валютной единицы -формирование единого регионального банка
6 Полная экономическая интеграция Единая экономическая политика, а также унификация законодательной базы. Для этого нужны: наличие единых стандартов; единое трудовое законодательство; общая финансовая и налоговая система; и т.д.
Анализ показывает, что этапы интеграционных процессов в странах СНГ проходят не по историческому опыту, а по тому, как их диктует время, политическое и экономическое положение стран.
Первое требование для развития интеграционных процессов - прежде всего каждое государство должно развиваться и политически, и экономически, и дипломатически, решая вопросы так, чтобы они могли воздействовать на получение жизненно важных услуг, таких как:
- международные мобильные ресурсы;
- контроль над территориями.
Правовое обеспечение общественных услуг: образования, медицины, обеспечения чистой воды и санитарии в целях улучшения благосостояния населения в странах Центральной Азии и за её пределами (2, с. 8-9). По нашему мнению, учитывая неразвитость Республики Таджикистан и рыночных отношений в стране, предпочтительней, если интеграция будет проходить в 6 этапов. Некоторые ученые предлагают 4 этапа (1).
Устранение тарифных таможенных барьеров также может сильно повлиять на международные интеграционные процессы. Одним из них является возрождение Великого шёлкового пути.
Исходя из этого, можно определить, что экономическая интеграция для ускорения интернационализации производства стран-участниц этого процесса создаёт условие, которое одновременно выравнивает их основные социально-экономические параметры.
Для преодоления первостепенных проблем на пути интеграции Таджикистана в мировое хозяйство нужно:
1. Выработать чёткую экономическую, финансовую и социальную политику вхождения в рынок, которая основывалась бы на перспективах и целях развития нашей страны.
2. Организовать в Республике Таджикистан структурные подразделения, которые бы координировали и обеспечивали функционирование внешнеэкономического комплекса, и инфраструктуру внешнеэкономических связей (арбитражных и судебных органов, информационного и страхового обслуживания).
3. Активно участвовать в интеграционных процессах и определять глобальные национальные приоритеты и их сбалансированность с другими, существующими в мировом экономическом хозяйстве.
4. Нужно точно определить цели нашей страны в развитии её внутренней экономики, а также найти её будущее место в мировом хозяйстве.
Другими словами, мы считаем, что для решения вышеназванных проблем для интеграции Республики Таджикистан в мировую экономику нужны конкретные рыночные изменения в экономике и социальной системе нашего государства.
Международные экономические организации, такие как МВФ, ВБ, МБРР и т.д. играют значительную роль в интегрировании Республики Таджикистан. Участие в международной торговле для Республики Таджикистан, в сущности, является наиболее развитой и оптимальной формой интеграции в мировое хозяйство. Несмотря на невысокий вклад в мировую торговлю (0,01% от общемирового товарооборота), Таджикистан достаточно глубоко интегрирован в эту сферу, свидетельством чего являются показатели экспортной и импортной квот (в 1 квартале 2012 г.) - 30,06% (3) при аналогичных мировых показателях 20,2 и 20,8 % годовых.
С одной стороны, это может свидетельствовать о высокой степени интеграции страны в мировую торговлю, но с другой - может отражать высокую степень зависимости страны от внешних факторов и рынков. Столь высокая степень "открытости экономики" Республики Таджикистан требует точной оценки с точки зрения национальной безопасности республики по отношению к мировому рынку. Это особенно важно в связи со сложившейся структурой экспорта и импорта республики. В экспорте доминируют в основном сырьевые товары - хлопок и алюминий, а в импорте преобладает готовая продукция, которую отечественные товаропроизводители не в состоянии преимущественно производить (по субъективным и объективным причинам), чтобы удовлетворить потребности населения.
Поднятие конкурентоспособности всей экономики Республики Таджикистан неразрывно связано с оптимизацией товарной структуры внешней торговли республики и участием в ВТО, желанием вступить в Таможенный Союз (ТС) и ролью республики в ЕврАЗЭС.
Важно отметить, что географическое положение и структура торговых отношений республики свидетельствуют о высокой зависимости экспорта от стран дальнего зарубежья, а импорта - от стран СНГ. Нужно отметить, что именно с помощью внешнеэкономических связей со странами дальнего зарубежья республике удалось выйти из (системного) кризиса и обеспечить политическую независимость. Хотя логика развития предполагала тесную зависимость и выгоду от сотрудничества с странами СНГ, в системе междунационального движения капитала Республика Таджикистан может участвовать в качестве нетто-импортёра, это обусловливается современным состоянием экономики республики.
Участие в международном движении капитала Республика Таджикистан рассматривает как одну из форм интеграции республики в мировое хозяйство и как важнейшее условие обеспечения национальной экономики финансовыми ресурсами в условиях отсутствия достаточных финансовых ресурсов.
Основной иностранный капитал, который привлекается в Республику Таджикистан, поступает в форме как ссудного, так и, частично, в форме плавающего (т.е. переводимый с одного финансового рынка на другой с целью его выгодного помещения в акции, находящиеся в постоянном росте). Особое положение в системе международных отношений Республики Таджикистан с субъектами мирового финансового рынка связано с международными финансовыми институтами.
Прямые инвестиции зарубежных государств в экономической системе Республики Таджикистан на сегодняшний день играют необходимую роль для создания совместных предприятий и организаций. Особое место в них занимают инвестиции из России, Ирана, Китая, США, Италии и других стран ближнего и дальнего зарубежья, которые обеспечивают реальную интеграцию республики в мировое хозяйство.
Основные сферы вложения иностранного капитала - это выработка электроэнергии, сельское хозяйство, дорожное хозяйство, добыча и переработка золота и т.д. для развития экспортоориентированных отраслей.
Республика Таджикистан богата природными и сырьевыми ресурсами, а также сравнительно квалифицированной и дешёвой рабочей силой, для того чтобы увеличить соучастие в мирохозяйственных отношениях и увеличить финансово-экономический потенциал республики.
Как известно, в данное время агропромышленный комплекс республики имеет достаточные возможности для наилучшего интеграционного взаимодействия и эффективного повышения социально-экономического уровня республики за короткий промежуток времени.
Это, в основном, касается сравнительных преимуществ национального производства. Прежде всего в выращивании хлопка, сухофруктов, фруктов и овощей при условии, что можно будет повысить уровень современной индустриализации этих сфер, а также развивать смежное производство.
Безусловным абсолютным преимуществом РТ является то, что у неё имеются достаточные ресурсы гидроэнергетики. Отметим, что на данном этапе идут заключительные работы по завершению экспертизы крупных гидроэлектростанций, таких как «Рогун», «Сангтуда-1» и «Сангтуда-2». Это в скором времени должно позволить РТ стать не только экспортёром электроэнергии, но и развивать энергоёмкие отрасли промышленности.
Прежде всего это алюминиевая промышленность, продукция которой пользуется большим спросом на мировом рынке цветной металлургии, а также республика может развивать другие конкурентоспособные отрасли.
Отсутствие у республики необходимых финансовых ресурсов препятствует эффективному использованию имеющихся ресурсов и созданию современных, из-за этого она вынуждена обращаться за помощью к международным финансовым институтам.
В данном случае определённую роль играет выбор оптимальной модели интеграционного развития. Сбалансированный и устойчивый рост РТ, по нашему мнению, может быть обеспечен, если лёгкая промышленность и сельское хозяйство будут развиваться параллельно, шаг за шагом переходить к развитию тяжёлой
промышленности. Но при этом не следует забывать и о развитии кадрового потенциала РТ. Если этого не учитывать, то республика может потерять многое из-за неэффективного участия в системе мирохозяйственных отношений.
Эффективность участия страны в мировом хозяйстве определяется не подчинением её каким-то глобальным интересам или закономерностям, а уровнем обеспечения своих собственных национально-государственных интересов. Для этого общепринятые закономерности интегрированности национальных экономик в мировое хозяйство для Республики Таджикистан неприемлемы. Излишняя включённость страны в мировую торговлю означает глубокую зависимость от критического импорта и вывоз её сырьевых ресурсов. Такой риск существует. То же может случиться и с включённостью страны в международное движение капитала, если она будет выступать как республика-нетто-импортёр, в связи с чем может сформироваться её долговая зависимость от мировой экономики.
В современных условиях острой конкуренции участие в региональных экономических организациях (ВТО, ТС, ЕврАЗЭС) может существенно облегчить интегрирование республики в мировое хозяйство. Основное значение республика придаёт сотрудничеству в рамках СНГ. Республика Таджикистан является одним из активных участников организации Центрально-Азиатского сотрудничества, Евразийского экономического сообщества, с чем связывается обеспечение эффективного воспроизводственного процесса в стране и нормального уровня жизни населения.
Помимо СНГ, Республика Таджикистан участвует в системе интеграционного сообщества ЭКО, расширяет горизонты своего сотрудничества со многими финансовыми институтами и международными экономическими организациями. В современной жизни Республики Таджикистан немаловажную роль играют международные экономические организации, которые содействуют государству в период его становления и помогают в настоящее время.
Таким образом, можно отметить, что участие РТ в мировом производственном процессе и привлечение иностранных средств от МВФ, МБРР и т.д., нужно рассматривать не только с точки зрения удовлетворения срочных потребностей страны, но и с точки зрения будущего. Учитывая необходимость возврата полученных средств, нужно эффективно оценить привлекаемый капитал, чтобы внешний долг не стал тяжёлой ношей для экономики республики на долгосрочный период.
Список использованной литературы:
1. Гацалов, М.М. Современный экономический словарь-справочник / М.М. Гацалов. -Ухта: УГТУ, 2002. -С.102.
2. Кошонова, М. Интеграционные процессы Центральной Азии в контексте экономического роста Таджикистана//Бочу хироч. 7.03.2011. №10 (745). С.8-9.
3. Банковский статистический бюллетень Национального банка Таджикистана. №1 (198). - 2012 г.
Reference Literature
1. Gatsalov M.M. Modern Reference Economy Dictionary. -Ukhta: USTU, 2002. -P.102.
2. Koshonova M. Integrational Processes of Central Asia in the Context of Economy Growth in Tajikistan //Bodju Khiroj (Tribute and Tax) 7.03.2011. №10 (745)pp.8-9.
3. Statistics Bulletin of Tajikistan National Bank, №1 (198) -2012.
Основные вопросы интеграции экономики Таджикистана в мировое хозяйство Ключевые слова: интеграция Таджикистана, Всемирная Торговая Организация, Таможенный союз, Евразейское экономическое сообщество, ЕврАЗЭС, СНГ Статья посвящена процессу интеграции Таджикистана в мировое хозяйство. Основные сферы вложения иностранного капитала - это производство электроэнергии, сельское хозяйство, дорожное хозяйство, добыча и переработка золота и т.д. для развития экспорто-ориентированных отраслей. Отмечается, что в условиях острой конкуренции участие в региональных экономических организациях (ВТО, ТС, ЕврАЗЭС) может существенно облегчить интеграцию республики в мировое хозяйство. Основное значение республика придаёт сотрудничеству в рамках СНГ. Республика Таджикистан является одним из активных участников организации Центрально-Азиатского сотрудничества, Евразийского экономического сообщества, с чем связывается обеспечение эффективного воспроизводственного процесса в стране и нормального уровня жизни населения.
Principal Issues of Tajikistan Integration into the World Economy
Key words: integration of Tajikistan, World Trade organization, customs' Union, Eurasian Economic Community, (EurASEQ, CIS
This article is devoted to the process of integration of Tajikistan into the world economy. Foreign capital is mainly invested in the spheres of electric power production, agriculture, road-building, processing and mining of gold for the export oriented spheres. It was mentioned that under the conditions of hard competition the participation of Tajikistan in the regional economic organizations (WTO, Customs' Union, Euro-Asian Economic Community) can favourably assist its integration into the world economy. The republic of Tajikistan mostly concentrates on cooperation in the frames of CIS. It is one of the active participants of Central Asian Collaboration and Euro-Asian Economic Community that promotes ensuring of effective production process in the country and stable standard living of the population.
Сведения об авторе:
Агзамов Азамат, аспирант кафедры информационных систем в экономике Худжандского государственного университета им. акад. Б.Г. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), e-mail: azamat-agzamov@mail. ru
Information about the author:
Agzamov Azamat, post-graduate student of the department of informational systems in economy under Khudjand State University named after acad. B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khudjand), e-mail: [email protected]