Научная статья на тему 'Основные виды творческих текстовых упражнений на уроках русского языка в начальных классах'

Основные виды творческих текстовых упражнений на уроках русского языка в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2921
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ / ТВОРЧЕСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / СОСТАВЛЕНИЕ ТЕКСТА / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА / TEACHING THE RUSSIAN LANGUAGE / PRIMARY SCHOOL / DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH / CREATIVE TEXT EXERCISES / TEXT COMPILATION / TEXT RECONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кислицкая Светлана Степановна

В статье рассматриваются основные виды творческих текстовых упражнений, проводимых в начальных классах на уроках русского языка. Использование таких упражнений и заданий к ним помогает учителю организовать эффективную работу по развитию связной речи младших школьников. Систематическое и целенаправленное проведение творческих текстовых упражнений способствует самостоятельному изучению языковых единиц, раскрывает потенциал каждого ученика, развивает мышление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TYPES OF CREATIVE TEXT EXERCISES AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AT PRIMARY SCHOOL

The article deals with the main types of creative text exercises at the lessons of the Russian language at primary school. The use of such exercises and assignments to them helps the teacher to organize effective work on the development of younger schoolchildren’s coherent speech. Systematic and purposeful carrying out of creative text exercises promotes independent study of language units, reveals the potential of each student, and develops thinking.

Текст научной работы на тему «Основные виды творческих текстовых упражнений на уроках русского языка в начальных классах»

Кислицкая Светлана Степановна

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ТЕКСТОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В статье рассматриваются основные виды творческих текстовых упражнений, проводимых в начальных классах на уроках русского языка. Использование таких упражнений и заданий к ним помогает учителю организовать эффективную работу по развитию связной речи младших школьников. Систематическое и целенаправленное проведение творческих текстовых упражнений способствует самостоятельному изучению языковых единиц, раскрывает потенциал каждого ученика, развивает мышление. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2018/3-2/48.11^1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 3(81). Ч. 2. C. 408-412. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2018/3-2/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список источников

1. Осецкая А. И., Свириденко Е. И., Александрова О. В. Деловое общение стран АТР: учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. 138 с.

2. Abbadi R The construction of arguments in English and Arabic: A comparison of the linguistic strategies employed in editorials // Argumentum. 2014. Vol. 10. P. 724-746.

3. Abu Rass R. Cultural transfer as an obstacle for writing well in English: The case of Arabic speakers writing in English // English Language Teaching. 2011. Vol. 4. Issue 2. P. 206-212.

4. Hatim B. Communication across Cultures: Translation theory and contrastive text linguistics. Exeter: University of Exeter Press, 1997. 200 p.

5. Johnstone B. Repetition in Arabic Discourse. Amsterdam: John Benjamins, 1991. 138 p.

6. Kachru B. B. Teaching World Englishes // The Other Tongue: English across cultures / ed. by B. B. Kachru. 2nd edn. Urbana -Chicago: University of Illinois Press, 1992. P. 355-366.

7. Nelson G., Al Batal M., El Bakaray W. Directness vs. indirectness: Egyptian Arabic and US English communication style // International Journal of Intercultural Relations. 2002. Vol. 26. Issue 1. P. 39-57.

8. Zaharna R. Understanding cultural preferences of Arab communication patterns // Public Relations Review. 1995. Vol. 21. Issue 3. P. 241-255.

9. "u^ :lMjjJ CP ^ (Хаф аль Халиф после встречи с Эрдоганом вернулся «с чувством глубокой растерянности») [Электронный ресурс]. URL: http://www.almasryalyoum.com/news/details/1168067 (дата обращения: 20.12.2017).

10. Дъ" il/VI ¿¿¿З (JaI^jj ^jj—' (Правительство не приветствует натурализацию коптов и «строительство церквей») [Электронный ресурс]. URL: https://www.arabi21.com/story/905612/ (дата обращения: 20.12.2017).

11. ^ilJ .^»ЬЛ i_ilkiJl «HjS jji^ ¿bU^ (Мубарак и концепция прав человека: политический дискурс. Амани Масуд) [Электронный ресурс]. URL: http://nhrc-qa.org/wp-content/uploads/2013/06/NADWA-11052008-Amani_Masoud-DOC.doc (дата обращения: 12.12.2017).

THE CONSIDERATION OF THE ARABIC ARGUMENTATIVE RHETORIC PECULIARITIES IN TEACHING THE ARABIC VERSION OF BUSINESS ENGLISH TO STUDENTS OF THE ORIENTAL FACULTY

Datsyuk Vasilisa Vital'evna, Ph. D. in Pedagogy Mullabaev Roman Yur'evich

Saint Petersburg University dvasilisa@yandex. ru; sibirya4ok@bk. ru

The article examines the specific features of business Arabic rhetoric. The authors highlight the characteristic features of the Arabic argumentative discourse and justify the need to take them into account when teaching the Arabic version of business English to students of the Oriental faculty. Basing on the analysis of the materials of the Arabic political leaders' speeches, the strategies peculiar to this linguistic culture are highlighted: the indirect presentation of the material, the application of cross-cutting arguments, the use of parallel structures and the use of metadiscourse and allegories from the Koran.

Key words and phrases: Arabic argumentative rhetoric; teaching; intercultural communication; business English; Arabic version; linguistic culture; strategy.

УДК 372.881.161.1

В статье рассматриваются основные виды творческих текстовых упражнений, проводимых в начальных классах на уроках русского языка. Использование таких упражнений и заданий к ним помогает учителю организовать эффективную работу по развитию связной речи младших школьников. Систематическое и целенаправленное проведение творческих текстовых упражнений способствует самостоятельному изучению языковых единиц, раскрывает потенциал каждого ученика, развивает мышление.

Ключевые слова и фразы: обучение русскому языку; начальная школа; развитие связной речи; творческие текстовые упражнения; составление текста; восстановление текста.

Кислицкая Светлана Степановна, к. филол. н., доцент

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала panarina. [email protected]

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКИХ ТЕКСТОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Для нового этапа развития современного российского образования характерны серьезные качественные изменения, затрагивающие структуру и содержание обучения, что обусловливает совершенствование системы методов и средств, кардинально меняет ориентиры всего образовательного пространства. Это касается

и начальной школы. На первый план выдвигается необходимость гармоничного сочетания учебной деятельности, формирующей базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, развивающей индивидуальные способности обучающихся, их познавательный интерес и способность самостоятельно выполнять исследовательские задания. У учителей появилась возможность выбрать наиболее оптимальные и эффективные методы и технологии обучения.

В условиях внедрения новых образовательных стандартов учителя начальных классов наряду с традиционными методами и приемами применяют и творческие виды заданий и упражнений для осознанного, самостоятельного изучения языковых единиц. Современное обучение русскому языку ребенка младшего школьного возраста не мыслится без целенаправленной работы по развитию его творческих способностей, активизации мыслительной деятельности посредством выполнения заданий творческого характера. Целенаправленное и систематическое использование творческих упражнений на уроках русского языка способствует развитию связной речи младших школьников, раскрывает потенциал каждого ученика, открывает возможности для формирования самостоятельного мышления, помогает самому добывать базовую информацию.

Важное место в обучении русскому языку в начальной школе занимают текстовые творческие упражнения. По сравнению с лексико-орфографическими упражнениями они обладают существенным преимуществом. Работа с текстом направлена на более полное и глубокое понимание учащимися начальных классов значений изучаемых языковых категорий, способствует точному усвоению их функционального назначения, установлению сочетаемости с другими языковыми единицами. Текстовая работа обеспечивает учащихся образцами правильной речи, расширяет границы применения полученных ими знаний.

Тексты, предлагаемые для творческой работы на уроке, должны иметь воспитательную, познавательную, художественную направленность. Данное условие позволяет всецело привлечь внимание обучающихся, воздействовать на их нравственно-этические качества, развить умение применять полученные знания в реальной действительности [2, с. 118]. Оригинальные вопросы и задания к текстам, точно учитывающие специфику языковых явлений, предлагающие анализировать материал, преобразовывать его, не только пробуждают интерес и стимулируют мысль учащихся, но и являются существенным условием сохранения материала в памяти.

Процесс выполнения творческого текстового упражнения должен представлять собой хорошо продуманный, последовательно осуществляемый, логически завершенный цикл. Различная организация и проведение творческих текстовых упражнений обусловлено различным уровнем подготовленности школьников, их творческой и практической деятельности. Методика использования всех видов творческих упражнений определяет общие этапы работы и дидактические приемы их подготовки и проведения. Чтобы успешно справиться с поставленными в них практическими и творческими задачами, школьникам необходимо осознать цели выполнения такой работы, увидеть и понять возникшую проблему, определить содержание, последовательность и результаты выполнения предстоящей деятельности.

Для подготовки учащихся к выполнению творческих упражнений намечаются основные направления, эффективные способы самостоятельного осуществления практической деятельности, мобилизации имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения задания. Учащимся предлагается самостоятельно проанализировать исходный текст, восстановить деформированный, составить текст по заданным частям, подготовить задания и вопросы к исходному материалу. Обучающиеся записывают текст (или его часть) и последовательно выполняют несколько заданий: по орфографии, синтаксису, по другим разделам языка. В этапы выполнения заданий учитель включает задание по теме урока, носящее исследовательский характер и имеющее целью подвести ученика к определению темы урока, к изучаемой категории или языковой единице, с которой они будут работать. Исследовательские действия могут быть разнообразными и усложненными. Текст должен подбираться учителем в зависимости от целей, задач урока и уровня подготовленности учащихся [1, с. 18].

Работа с текстовыми творческими упражнениями может быть представлена следующим образом.

1. Завершение текста, используя его начало.

Учитель читает учащимся незаконченный текст.

В полдень неожиданно поднялся сильный ветер. Небо заволокло снежными тучами, пошел крупный снег. Снежинки кружились в воздухе и оседали на землю...

Задание: продолжить рассказ от имени детей, возвращавшихся из школы; щенка, сидящего под лавкой; воробья на крыше; дворника.

2. Составление текста по его концовке.

... Лежавшая на подоконнике кошка Мурка так ничего и не ответила мне.

...Я так и не смог решить эту странную задачу.

3. Составление второй части текста по опорным словам (последнее предложение составляется самостоятельно).

Дети внимательно читают первую часть текста и знакомятся с заготовками для второй части. Им предлагается сформулировать самостоятельно задания к тексту.

Наступила долгожданная весна. Солнце стало теплее пригревать. Дни стали длиннее, а ночи - короче. Небо посветлело. Реже стали идти дожди. Все деревья надели новый наряд.

Опорные слова для второй части: радует, великолепные краски, ветер, наш город, дворы и улицы, птицы, теплые края, прекрасная пора.

4. Восстановление пропущенных слов в предложениях текста.

Учащиеся записывают текст, вставляя пропущенные слова.

Тема: «Глагол».

Задание: познакомьтесь с данной записью. Сформулируйте задание, соответствующее теме сегодняшнего урока. Вместо условных обозначений надо вставить в текст подходящие по смыслу глаголы.

Ягодная поляна.

Справка: отправились, растет, разносится, собрали, сварила, спряталась, нашли.

В лесу_мы ягодную поляну. Здесь_красная земляника. А под кустиками_веселая голубика. Аромат от ягод_по всей округе. Спелые ягодки_мы в лукошко. Веселые и довольные_

домой. Бабушка_душистое варенье из наших ягод.

5. Восстановление текста по смыслу без справочного материала.

Задание предлагается при изучении темы «Имя прилагательное». Учащиеся знакомятся с разнообразными вариантами словесных сочетаний.

_ ветер разогнал_ облака. Над городом нависла_туча. Скоро грянут _раскаты

грома._капли дождя барабанят по крышам.

6. Деление текста на части по заданной орфограмме.

Учащиеся находят в тексте слова с орфограммой, которой нет в одной части текста, но они представлены в другой части текста.

Ребята взяли лопаты и расчистили площадку, залили ее водой. К утру вода замерзла. Хороший каток получился.

Вечером девочки взяли коньки и пошли кататься. Весело на катке!

Мальчики взяли коньки, клюшки и шайбу и стали играть в хоккей.

7. Составление текста со словами по данной теме.

Например, при изучении имени существительного: над рекой, по мосту, машины, на прогулку, день, в лесу, сосны, ели.

8. Сокращение одной части исходного текста и завершение его концовки.

Полученный текст представляет собой своеобразное соединение сжатого изложения и сочинения.

Для данного вида работы с текстом можно подобрать материал из трех-четырех небольших частей. Выполняя данную работу, учащиеся из одной или двух частей исходного текста составляют сжатое изложение, концовку дописывают самостоятельно, учитывая смысл предыдущих частей. При этом дети учатся выражать собственные мысли, размышлять, делать заключения по идее текста. Это творчество напоминает сочинение.

Однажды по лесу бродил маленький медвежонок. Он рано проснулся и вылез из берлоги. Далеко от мамы ушел малыш и заблудился. Сел медвежонок на пенек и громко заплакал.

Вдруг из-за куста выскочил к нему заяц. Косой стал смеяться над бедным медвежонком, который не мог найти дорогу домой. Услышал это тетерев и прогнал зайца. Успокоил он малыша и решил проводить к маме.

- Не плачь, медвежонок, найдем мы твою берлогу, - сказал тетерев. - Я полечу между деревьями, а ты иди за мной.

Так и сделали. Тетерев летел, а медвежонок бежал за ним. Так и добрались они до дома. Хорошо мама-медведица еще не проснулась и ничего не узнала.

- Почему ты мне помог? - спросил медвежонок.

- А знаешь, когда-то...

Задание 1. Прочитайте внимательно текст. Озаглавьте его и составьте ответ тетерева медвежонку.

Возможные варианты названий текста: Медвежонок и тетерев. Бедный малыш. Медвежонок заблудился.

Задание 2. Сократите первую и вторую часть до трех-четырех предложений.

Задание 3. Напишите текст с сокращенной первой частью и составленной концовкой.

Задание 4. Расскажите об изученных орфограммах. Найдите слова, в которых встретилось по две орфограммы.

9. Работа с деформированным текстом.

Дается исходный текст, в котором предложения записаны вразброс. Необходимо восстановить последовательность предложений по смыслу. Последнее предложение текста подчеркнуто.

Задание 1. Сформулируйте задание к тексту (нужно найти первое предложение и записать все предложения в смысловой последовательности).

Задание 2. Назовите предложения, в которых есть слова, отвечающие на вопрос какой? и обозначающие цвет.

Задание 3. Найдите в первом тексте предложение, соответствующее схеме:

1. На лугу летают белые, желтые, синие бабочки. Растаял на дорожках снег.

Прилетели из теплых краев перелетные птицы. Пришла солнечная весна.

2. Он покрыл белым одеялом поля и луга, крыши и дороги. По дорогам скользят машины.

Мороз расписал узором стекла на окнах. Выпал долгожданный снег.

3. Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Он упал из гнезда и сидел неподвижно. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться. Я увидел молодого воробья. Собака бежала впереди меня.

10. Составление текста по завершению предложений по догадке.

Роса брызгала в ли? с высокой тра?, капала с ?вьев в ре?.

Я промок ?сквозь от этой ?сы и развел ?стер.

Дым подыма? к ?шинам дер?.

Я сушился и смот? на ре?.

Желтые лис? ?ыли островами по темной во?.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Исключение предложений, не соответствующих теме.

Задание: пользуясь текстом, составьте описание белого гриба. Исключите предложения, которые не подходят по теме.

Однажды рано утром я направился в лес за грибами. Больше всего мне хотелось найти белый гриб. Он мне снился, толстенький, кругленький, шляпка коричневая.

В лесу мне попадались и сыроежки, и маслята, и подосиновики. А белого гриба не было. Долго я ходил по лесу. А мое счастье было на самой опушке. Рядом с орешником стоял настоящий белый гриб. Я нагнулся и потрогал его. Он крепко сидел в земле.

Осторожно я взял белый гриб и положил его в корзину. Красавец, а не гриб! Ни один гриб не может сравниться с белым грибом.

12. Определение границ предложений в тексте.

Галка выпала из гнезда, ее нашли в саду на земле она была желторотая, летать не умела и ходила с трудом теперь Сережа с утра копал землю и добывал червей для галки галка жила в его комнате в коробке от кубиков целый день ее крики разносились по двору галка росла деловитой походкой она ходила по дому и по двору сама копалась под кустами сирени - искала червей галка ходила с Сережей на прогулки.

13. Составление текста по описанию предметов.

Собака красивая. Могучие лапы в белых носках. Нос приплюснутый. Коричневая спинка, как у тигра. Собаку звали Булей.

Чудесный сибирский котенок. Пушок. Игривый. Черный гладкий носик. Пушистые лапки.

14. Составление текста-рассуждения по вопросам к ответу загадки.

Тонкий стебель у дорожки, на конце его - сережки. На земле лежат листки -маленькие лопушки. Нам он как хороший друг -лечит ранки ног и рук. (подорожник)

Текст загадки о подорожнике - это пример описания растения. Учитель задает вопрос к этой загадке: Почему? При каком условии? Например: Почему подорожник назван хорошим другом? При каком условии подорожник лечит ранки рук и ног? На основе ответа составляется рассуждение [2, с. 120].

15. Восстановление текста по опорным фразам.

Для указанного вида деятельности первое предложение текста дается в готовом виде. В нем заключается основная мысль. Учащиеся ее детализируют, распространяя предложенные учителем опорные фразы и составляя из них предложения. В каждое предложение вводятся слова по теме урока. В данном случае учащиеся используют близкие по значению глаголы. Одинаковые глаголы не должны повторяться. Тема: «Глагол».

Задание 1. Прочитайте первое предложение и опорные фразы. Сформулируйте задание к упражнению (среди добавленных в опорные фразы слов обязательно должны быть глаголы).

Задание 2. Назовите из предложений (где это возможно) по два слова с одинаковой орфограммой.

Мы расположились в лесу. День и ночь - костер. Вечером у костра - зверь. Зверь - черный нос. Нос - воздух. Острая морда - трава. Заросли - барсук. Сковородка - картошка. Барсук - сковородка, - нос. Барсук - вопли, боль.

Основной чертой данного вида деятельности является возможность формирования у младших школьников логического мышления, так как задания, предлагаемые в текстовых творческих упражнениях, нацелены на мыслительные действия: суждения, умозаключения, выведение понятий.

Ценность представленных упражнений видится в самостоятельном разноплановом анализе исходного материала, в приобретении младшими школьниками умения находить нужные языковые единицы, категории. У учащихся создается внутренняя установка на определенную поисковую деятельность, вместе с тем развивается память, внимание, мышление, речь. Текстовые творческие упражнения способствуют росту мотивации учения, выступают средством повышения интереса и активности младших школьников, развивают

творческий потенциал учащихся. Поэтому творческие упражнения должны прочно войти в структуру урока русского языка в начальной школе. Они помогают создать на уроке атмосферу заинтересованности, ситуацию успеха, что способствует общему развитию детей.

Список источников

1. Бакулина Г. А. Выполнение текстовых упражнений средствами субъективизации в III-IV классах // Начальная школа. 2006. № 4. С. 18-26.

2. Магомедова З. Р., Рамазанова Д. А. Дидактические материалы по методике обучения русскому языку в начальных классах национальной школы. Махачкала, 2009. 236 с.

MAIN TYPES OF CREATIVE TEXT EXERCISES AT THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AT PRIMARY SCHOOL

Kislitskaya Svetlana Stepanovna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala Dagestan State University of National Economy, Makhachkala panarina. 01@mail. ru

The article deals with the main types of creative text exercises at the lessons of the Russian language at primary school. The use of such exercises and assignments to them helps the teacher to organize effective work on the development of younger schoolchildren's coherent speech. Systematic and purposeful carrying out of creative text exercises promotes independent study of language units, reveals the potential of each student, and develops thinking.

Key words and phrases: teaching the Russian language; primary school; development of coherent speech; creative text exercises; text compilation; text reconstruction.

УДК 37(091)

В статье рассматриваются основные образы крестьян, созданные А. Н. Радищевым в «Путешествии из Петербурга в Москву», как средство патриотического воспитания. На материале данного литературного произведения раскрыто значение образа и мифа в сохранении традиций. Показана роль применения этих образов в передаче традиций русского народа подрастающему поколению посредством эстетического познания. Предлагаются практические рекомендации по организации изучения данных образов школьниками в контексте их патриотического воспитания.

Ключевые слова и фразы: патриотическое воспитание; средство воспитания; художественный образ; типическое; восприятие; традиция; эстетическое познание.

Кондратьев Юрий Викторович

Калужский государственный университет имени К. Э. Циолковского kondratiew.iur@yandex. ги

ОБРАЗЫ КРЕСТЬЯН В «ПУТЕШЕСТВИИ ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ» А. Н. РАДИЩЕВА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

«Лучшее в нас, быть может, унаследовано от чувств прежних эпох, которые теперь уже вряд ли доступны нам непосредственно; солнце уже закатилось, но небо нашей жизни ещё пламенеет и сияет его лучами, хотя мы уже не видим его» [3, с. 151], - писал Ф. Ницше о смысле искусства. Искусство, как его традиционно определяют исследователи, - это мышление в художественных образах. Образ как эстетическая категория может быть понят, с одной стороны, как знак, «микрообраз», а с другой - как «макрообраз», целостная картина действительности [1, с. 162]. С помощью образов как знаков транслируются смыслы и значения той или иной культуры, что играет важную роль в воспитании подрастающего поколения и сохранении этой культуры. Воспринимая в образе целостную картину действительности, человек учится строить свою жизнь в соответствии с образцами, данными ему культурой.

Использование художественных образов в педагогической практике имеет большое значение для разных видов воспитания, в том числе патриотического. Создавая образ, художник стремится передать своё эмоциональное состояние, свои чувства другим людям, которые будут воспринимать его произведение. «Настоящее произведение искусства делает то, что в сознании воспринимающего уничтожается разделением между ним и художником, и не только между ним и художником, но и между ним и всеми людьми, которые воспринимают то же произведение искусства. В этом-то освобождении личности от своего отделения от других людей, от своего одиночества, в этом-то слиянии личности с другими и заключается главная привлекательная сила и свойство искусства» [7, с. 180], - писал Л. Н. Толстой. «Путешествие из Петербурга в Москву»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.