Научная статья на тему 'Основные виды коррозии бетона при экспертизе промышленной безопасности'

Основные виды коррозии бетона при экспертизе промышленной безопасности Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
309
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРОЗИЯ / БЕТОН / АРМАТУРА / ДЕФЕКТЫ / ЭКСПЕРТИЗА ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зубко Ольга Викторовна, Выдрин Владимир Николаевич

Рассматриваются вопросы коррозии бетона при проведении экспертизы промышленной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Зубко Ольга Викторовна, Выдрин Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные виды коррозии бетона при экспертизе промышленной безопасности»

Основные виды коррозии бетона при экспертизе промышленной безопасности Зубко О. В.1, Выдрин В. Н.2

1 Зубко Ольга Викторовна / Zubko Olga Viktorovna - эксперт по промышленной безопасности, производственно-коммерческий директор;

2Выдрин Владимир Николаевич / Vydrin Vladimir Nikolaevish - эксперт по промышленной

безопасности, директор,

ООО «ВВЗ», г. Тула

Аннотация: рассматриваются вопросы коррозии бетона при проведении

экспертизы промышленной безопасности.

Ключевые слова: коррозия, бетон, арматура, дефекты, экспертиза промышленной безопасности.

Значительную часть конструкций обследуемых зданий и сооружений по ГОСТ 31937-2011 [2] на опасных производственных объектах, при проведении экспертизы промышленной безопасности на основании требований статьи 13 Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1], образуют железобетонные с длительным сроком эксплуатации. Их старение, преждевременное разрушение, утрата ими герметичности, несущей способности могут привести к угрозе безопасности. До 50-х годов прошлого века в большинстве промышленных зданий применялся монолитный железобетон, который характеризуется жесткими соединениями конструкций, в 60-е годы стали применяться малоразмерные сборные элементы в качестве плит покрытия, которые к настоящему времени почти полностью утратили свои эксплуатационные качества. В дальнейшем появился типовой сборный железобетон с шарнирными схемами соединения отдельных элементов в узлах. Отдельные дефекты и повреждения таких конструкций чаще вызывают обрушение в зданиях, чем конструкции из монолитного железобетона, обладающие в значительно большей мере способностью к перераспределению усилий вследствие повышенной статической неопределимости и жесткости узлов [6]. От проблем с коррозией железобетонных конструкций страдает большое количество зданий и сооружений, расположенных на опасных объектах. На стойкость железобетонных конструкций оказывают значительные воздействия агрессивные среды. Агрессивные среды по физическому состоянию разделяются на газообразные, твердые и жидкие. Степень воздействия агрессивных сред на конструкции определяется: для газообразных сред видом и концентрацией газов (группа газов) и температурно-влажностным режимом помещений или зоной влажности территории; для жидких сред наличием и концентрацией агрессивных агентов, температурой, величиной напора или скоростью движения жидкости у поверхности конструкции; для твердых сред (соли, аэрозоли, пыль, грунты) дисперсностью, растворимостью в воде, гигроскопичностью, температурновлажностным режимом помещений или зоной влажности [6]. Значительное влияние на скорость коррозии бетона в агрессивных средах может оказывать и температура среды. В настоящее время этот фактор должным образом в нормах не учитывается [7]. Руководствуясь СП 63.13330.2012 [4], СП 28.13330.2012 [5], ГОСТ 31384 -2008 [3], в каждом конкретном случае, в зависимости от конкретных условий, устанавливается степень агрессивности среды.

Основные встречающиеся виды коррозии:

Коррозия в твердых средах. К агрессивным твердым средам относят грунты различного состава, соли, в частности минеральные удобрения, другие химические продукты, находящиеся в твердом состоянии. Основные признаки агрессивности твердых сред по отношению к бетону: растворимость в воде, гигроскопичность,

66

способность в растворенном состоянии реагировать с компонентами цементного камня или кристаллизироваться в порах бетона.

Повреждение бетона при замораживании и оттаивании. Повреждение бетона при замораживании и оттаивании развивается вследствие изменения объема отдельных фаз и структурных элементов бетона. Увеличение объема воды при переходе в лед, различие в коэффициентах линейного расширения продуктов гидратации цемента, клинкерных зерен и зерен мелкого и крупного заполнителя создают предпосылки для появления внутренних напряжений в бетоне при замораживании и оттаивании. Тот факт, что разрушение резко ускоряется при замораживании бетона, насыщенного водой, а введение в структуру бетона определенного количества мелких воздушных пор сильно повышает морозостойкость, свидетельствует о решающей роли замораживания воды в порах бетона. Существенным является то, что температура замерзания воды зависит от размера вмещающих ее пор и капилляров; чем меньше размер пор, тем при более низкой температуре вода переходит в лед [7].

Этот вид повреждений встречается достаточно часто, а именно во многих случаях, когда бетон подвергается систематическому воздействию воды или растворов солей и мороза. Ремонт конструкций, подверженных морозной деструкции, затруднен. Ф. И. Ивановым в своих работах было показано, что при небольшой степени морозного повреждения бетона в дальнейшем в теплый период года возможно самозалечивание микротрещин и восстановление прочности. Однако при образовании макротрещин самопроизвольное восстановление прочности бетона невозможно. В отдельных случаях можно упрочнить бетон пропиткой низковязкими мономерами с последующей полимеризацией [8].

Коррозия в маслах и органических средах. При длительном воздействии минеральных масел установлено, что в этих условиях происходит постепенное снижение прочности бетона. За семь лет испытаний прочность бетона снижалась до 30 % от первоначальной. Снижение прочности объясняется уменьшением прочности контактов срастания гидратированных соединений цементного камня при полном отсутствии гидратации клинкерного фонда цементного камня и самозалечивания. Агрессивное действие технических масел связано также с возможным наличием в них кислот и поверхностно—активных веществ. Нефтепродукты могут оказать агрессивное воздействие на бетон. Степень их агрессивного воздействия увеличивается от неагрессивной до среднеагрессивной в ряду: бензин, керосин, дизельное топливо, сернистый мазут, сернистая нефть. Сильноагрессивное воздействие на бетон оказывают многие органические кислоты: уксусная, лимонная, молочная концентрацией свыше 0,05 г/л, а также жирные водонерастворимые кислоты (каприловая, капроновая и другие).

Биологическая коррозия. Под биологической коррозией понимают процессы, вызванные продуктами жизнедеятельности живых организмов, в первую очередь бактерий и организмов, поселяющихся на поверхности конструкций.

Внутренняя коррозия. К процессам внутренней коррозии бетона отнесены процессы взаимодействия компонентов цементного камня и бетона в присутствии влаги, вызывающие ухудшение технических характеристик бетона [7]. Бетон, подвергшийся внутренней коррозии, практически не поддается восстановлению. Процесс может быть лишь остановлен, если бетон будет высушен и в дальнейшем поддерживаться в сухом состоянии [8].

При проведении обследования при визуальном контроле в соответствии с ГОСТ 31937-2011 [2] устанавливаются нарушения защитных покрытий и облицовок, наличие трещин, расположенных вдоль стержней арматуры и являющихся следствием образования продуктов ее коррозии, отслоение защитного слоя в результате интенсивной коррозии арматуры; следует уделять внимание сохранности арматуры в бетоне. Глубина и степень коррозии бетона защитного слоя железобетонных

67

конструкций определяется по изменению величины щелочности (рН) - коррозия вследствие карбонизации. Массовое повреждение конструкций по указанной причине наблюдается при изготовлении низкомарочных бетонов с повышенным водоцементным отношением и вследствие этого с повышенной проницаемостью для углекислого газа. Весьма распространены случаи коррозии из-за заниженной толщины защитного слоя (скрытый брак). Ремонт поврежденных конструкций включает удаление разрушенного бетона и замену его новым плотным бетоном. При ремонте следует удалить карбонизированный слой бетона. Если глубина карбонизации превышает толщину защитного слоя, то бетон должен быть удален, в том числе и за арматурой. Затем механизированным способом (ручного удаления ржавчины стальной щеткой недостаточно) производят очистку арматуры от ржавчины, при необходимости усиливают арматуру и восстанавливают защитный бетон. Обычно применяют ремонтные составы, обладающие после отверждения малой проницаемостью, что исключает повторную карбонизацию защитного слоя [8].

На основании данных натурных обследований, анализа проектных материалов и экспертной оценки специалистов установлено, что агрессивному воздействию подвергаются в различных отраслях народного хозяйства 15-75 % строительных конструкций зданий и сооружений.

Несмотря на отсутствие недостатка в строительной продукции, акционерные общества, коммерческие организации, порой через посредников, приобретают изделия без гарантии их качества и долговечности, и через 10-15 лет, а то и через 1-2 года эксплуатации зданий и сооружений затраты на их ремонт превышают первоначальную сметную стоимость [9].

Литература

1. Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принят Государственной Думой 20 июня 1997 года № 116-ФЗ.

2. ГОСТ 31937-2011. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния.

3. ГОСТ 31384-2008. Защита бетонных и железобетонных конструкций.

4. СП 63.13330.2012. Бетонные и железобетонные конструкции.

5. СП 28.13330.2012. Защита строительных конструкций от коррозии.

6. ОРД 00 000-89. Техническая эксплуатация железобетонных конструкций производственных зданий. Москва, 1993.

7. Степанова В. Ф. Долговечность бетона: Учебное пособие для вузов - М., 2014 г.

8. Розенталь Н. К., Гвоздева А. А. Коррозия и ремонт железобетонных конструкций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://i-stp.ru/.

9. Степанова В. Ф. Проблемы долговечности бетонных и железобетонных конструкций в современном строительстве [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.stroymat.ru/.

68

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.