И
В В. КРУГЛОВ. Г.Б. МАКАРЕНКО
Вячеслав Вениаминович КРУГЛОВ — заслуженный работник высшего образования РФ, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономической истории СПбГУЭФ. почетный профессор СПбГУЭФ.
Окончил ЛФЭИ им. Н.А. Вознесенского в 1964 г. Автор более 100 научных и учебно-методических работ, из них 7 изданы за рубежом.
Сфера научных интересов — аграрные отношения в Западной Европе и в России, история экономики и экономической мысли, проблемы высшего экономического образования, международные экономические отношения.
Георгий Борисович МАКАРЕНКО — кандидат экономических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики.
В 1974 г. окончил Ленинградский институт холодильной промышленности, в 1982 г. — Военную академию тыла и транспорта. В 2008 г. защитил кандидатскую диссертацию.
Автор более 20 научных и учебно-методических работ.
Сфера научных интересов — энергетическая безопасность, соотношение проблем энергетической сферы и экологии.
^ ^ ^
ОСНОВНЫЕ ВЕКТОРЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ
Современная Россия представляет собой уникальное во многих отношениях государство. Уникальность ее проявляется также и в области природных энергетических ресурсов. Действительно, располагая всего 2,8 % населения планеты и 12,8 % ее суши, Россия имеет 12-13 % прогнозных и около 10 % разведанных запасов нефти, 42 % прогнозных ресурсов и 34 % разведанных запасов природного газа, около 20 % разведанных запасов каменного и 32 % бурого угля. Страна имеет и мощную сырьевую базу для ядерной энергетики. Ее прогнозные ресурсы урановых руд составляют 976 тыс. т, или 14 % мировых запасов, а разведанные и освоенные запасы соответственно 8 %. В целом Россия владеет 30 % энергетических ресурсов планеты [4].
Россия относится и к крупнейшим потребителям энергии. Так, по сумме потребления энергии (по нефтяному эквиваленту) в виде нефти, газа, каменного угля, электрической энергии, получаемой от АЭС и ГЭС, Россия стоит на третьем месте в мире после США и КНР, потребляя немногим менее 7 % мирового объема энергоресурсов. Значит, средний житель России потребляет энергии примерно в 3 раза больше по сравнению со средним жителем планеты [7].
ГРНТИ 06.39.02
© В.В. Круглов, Г.Б. Макаренко, 2012
Важная роль России в обеспечении потребностей человечества в энергии постоянно возрастает, даже по признанию большинства экспертов из различных международных и исследовательских центров. Энергетическая (в более широком плане — сырьевая) проблема рассматривается на самом высоком уровне мировой политики [9]. Несмотря на колебательный характер ценовой динамики на энергоносители, в целом анализ состояния мирового рынка энергоносителей убедительно свидетельствует в пользу укрепления российских позиций в этой сфере мировой экономики.
Энергетический сектор занимает ключевое место в перечне важнейших сфер государственных интересов, являясь фундаментом экономики, основой материального производства и экспортной базы, ключевым элементом жизнеспособности страны. Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) страны обеспечивает около трети всех доходов бюджета. Поэтому ТЭК требует основательной стратегической линии развития при мощном участии государства. Государство должно не только создавать правила игры, но и быть активным игроком. Оно вправе реализовать свои права собственника в энергетике как с позиции консолидации активов в рамках государственных корпораций в системообразующих секторах ТЭК (энерготранспортная инфраструктура), объектах повышенной опасности и инфраструктурной значимости, так и с позиции приватизации активов в целях повышения эффективности их управления.
Вместе с тем нельзя не видеть и серьезных проблем, которые стоят перед Россией. Это — растянутость коммуникаций, экстремальные природно-климатические условия извлечения энергоносителей и их доставки потребителям, явно недостаточное развитие производственно-обслуживающей и социальной инфраструктуры на огромных географических пространствах. Неоднородность структуры топливно-энергетического баланса, где доля газа (52 %) существенно превышает долю нефти (21 %) и угля (15 %), превышение ежегодных объемов добычи над приростом доказанных запасов топливно-энергетических ресурсов, особенно нефти и газа, при одновременном ухудшении их качественных характеристик, создают определенные риски энергетической безопасности страны.
Кроме того, высокая обеспеченность энергоресурсами, по сравнению с другими странами, не стимулирует повышения энергоэффективности экономики. Вследствие этого избытка энергетических ресурсов снижается, например, коэффициент извлечения нефти, не осваиваются многие месторождения, часть углеводородов из-за неэффективных технологий добычи остается в недрах, тормозятся развитие неуглеводородной энергетики и применение энергосберегающих технологий.
Справедливо и то, что экономика страны характеризуется высокими абсолютными и удельными показателями потребления первичных топливно-энергетических ресурсов, которые в 2-3 раза превышают удельную энергоемкость экономик развитых стран. Да, в России проводится пока недостаточная работа по внедрению энергоэкономных технологий, отечественная промышленность еще очень энергозатратна и т. п. Однако эта болезнь уже замечена, ясно и то, что быстро от нее не излечиться.
Существует и проблема развития альтернативной энергетики в России. Хотя в ближайшие годы альтернативные источники не будут играть решающую роль в мировом энергетическом балансе, многие страны Европы, США и Азии закладывают инвестиционные основы их интенсивного развития. России же необходимо искать новые методы получения энергии за счет ряда технологий по использованию возобновляемых источников энергии, так как традиционные источники получения энергии можно рассматривать как средство решения энергетических проблем только на современном этапе, но не в ближайшей перспективе. В конечном счете, пока не открыта возможность получения бесконечно возобновляемого источника, угроза прекращения цивилизованной жизни на Земле по причине отсутствия энергии более вероятна, чем от любых предсказываемых коллапсов.
Объем использования возобновляемых источников энергии в России в шесть раз ниже среднего уровня их использования в развитых странах, но сравнивать Россию с промышленно развитыми странами также не вполне корректно, ибо эти страны не располагают такими запасами углеводородных энергоносителей в стратегических размерах. Необходима скорейшая разработка закона о малой энергетике, так как создание промышленной базы для производства предмета «малой» и «средней» энергетики, с учетом как зарубежных разработок, так и специфики природно-климатических условий жизни индивидуальных потребителей, — важнейшая государственная задача. Главное требование к средствам «малой» энергетики — надежность в эксплуатации, быстрый монтаж и демонтаж, адаптация к природно-климатическим условиям и характеру поселений, опора на местные ресурсы. В этом случае
запасы обычных углеводородных энергоносителей в районах Крайнего Севера и горноотдаленных поселений будут иметь сугубо страховочный характер.
К сожалению, производственно-техническая база отраслей энергетики характеризуется высокой степенью износа. К настоящему времени доля амортизации достигает 70-80 % от стоимости основных производственных фондов. Эти цифры настолько часто мелькают в различных сводках, научных публикациях и сообщениях СМИ, что даже нет необходимости цитировать первоисточники — их поистине «тьма». Назрела потребность в масштабной модернизации устаревших производственных фондов.
Мировые цены на нефть в долгосрочной перспективе продолжат свой рост, что неизбежно повлечет за собой рост цен на другие углеводороды, в частности на газ, что, в свою очередь, требует от России более рациональной системы по использованию своих углеводородных ресурсов.
В специальном обзоре «Ударный пункт: рынок энергии» Центра европейских экономических исследований при Университете Маннгейма (ФРГ) приводятся данные опроса экспертов о динамике цен на различные виды энергоресурсов на предстоящие 5 лет. Большинство экспертов (90 %) прогнозируют повышение цен на электроэнергию, тогда как 10 % полагают, что цены не изменятся. Примерно 85 % экспертов считают более вероятным повышение цен на газ, более 90 % экспертов убеждены в том, что в течение предстоящих 5 лет будут расти цены на нефть, примерно 75 % прогнозируют также повышение цен на каменный уголь. Практически никто из опрошенных экспертов не прогнозировал снижение цен на энергоресурсы на предстоящие 5 лет. В связи с этим крайне необходим документ, который должен учитывать внешнеполитическую составляющую конфликтов в сфере энергетики, например обострение социально-политических и экономических отношений между Россией и некоторыми странами СНГ. Газ становится важным политическим фактором, и это тоже нельзя не замечать.
С учетом важности вопросов энергетической безопасности особенно актуальна выработка современной энергетической стратегии с учетом исторического, территориального, природно-климатического и иного своеобразия нашей страны. Кроме того, надо понимать, что энергетическая стратегия — это документ, призванный отражать приоритеты, цели и задачи энергетической политики страны, но он ни в коем случае не должен иметь директивного или нормативного характера. Стратегия дает лишь ориентиры, к которым необходимо стремиться, и направления, которые надо развивать. Энергетическая стратегия не может оценить все риски, т. е. что может произойти, если не выполнить того, что в ней предусмотрено.
Впервые программа поведения ТЭК страны в новых условиях была конспективно очерчена в 1995 г. Эта программа была частично реализована, что позволило в целом справиться с удовлетворением внутренних и экспортных потребностей в энергии и энергоносителях на трудном этапе начала кардинальных реформ.
Вместе с тем эскизность первоначального варианта была столь очевидна, что в 2000 г. проектным группам было поручено приступить к разработке нового варианта энергетической стратегии, рассчитанной до 2020 г. Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 796 (с дополнениями и изменениями от 29 декабря 2001 г.) была принята Федеральная целевая программа «Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года». Упомянутая Программа была призвана стать главным инструментом реализации энергетической стратегии России до 2020 г. К сожалению, в этой Программе обнаружилось много нестыковок и неясных положений. Так, непонятно, от какой базы идут доли тех или иных статей расходов.
Таким образом, целевая энергетическая программа, рассчитанная на 2002-2005 и 2006-2010 гг., сразу обнаружила свою невыполнимость по всем основным направлениям и мероприятиям.
Это очевидное обстоятельство заставило Правительство РФ в августе 2003 г. принять Энергетическую стратегию страны на период до 2020 года (ЭС-2020). Были учтены некоторые ложные установки и недочеты прежней Программы 2001 г., хотя, в общем и целом, задачи, поставленные Программой, сохранились и в Энергетической стратегии. Уже не делая акцента на социально ориентированное хозяйство, энергетическая стратегия, провозглашает в качестве основополагающих установок, во-первых, окончательный переход на рыночные принципы хозяйственных отношений в ТЭК страны и, во-вторых, его глубокую интеграцию в мировую энергетику при соблюдении, по возможности, национальных интересов России.
Такая установка, как переход всего топливно-энергетического комплекса на рыночные принципы хозяйственных отношений, имеет свои слабые стороны, заключающиеся в попытке внедрить в хозяй-
ственную жизнь России механизм рыночных отношений, сложившийся в странах Запада. Не учитывается опыт последних лет, когда на Западе идет процесс слияний и поглощений, который ведет к появлению суперкорпораций, в то время как Россию настойчиво толкают на путь «демонополизации», т. е. раздробления собственных монополий на конкурирующие компании. В энергетический стратегии нет даже упоминания о важности учета социальных последствий рыночных реформ. К чему это может привести, показали «монетизация социальных льгот», жилищно-коммунальная реформа, непродуманная реформа школьного и высшего специального образования, ибо ее основные положения, сформулированные и апробированные на Западе, были некритически (в который уже раз в истории России) перенесены на российскую почву.
Итак, в течение восьми лет разработаны три энергетические программы (стратегии), в каждой из которых, по отношению к предыдущей, менялись количественные параметры и принципы государственной политики в отношении ТЭК. Первая (1995 г.) поощряла использование природного газа и предполагала бурное развитие нефтегазового комплекса. Вторая (2000 г.) ставила главным приоритетом энергосбережение и наращивание экспорта нефтепродуктов при сдерживании экспорта ресурсов. Третья (2000 г.) в очередной раз поменяла базовые ориентиры: была признана локомотивная роль ТЭК в экономическом развитии страны и обоснована задача накопления инвестиционного капитала, в том числе за счет роста нефтедобычи и развития экспорта нефти и газа.
Направлениям совершенствования государственной энергетической политики России, перспективам развития ТЭК, замене «сырьевой» экономики на инновационную, оценке 5-летнего опыта реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года были посвящены выступления и доклады на VI Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке» в апреле 2008 г. В них отмечалось, что топливно-энергетический комплекс России — один из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов экономики страны.
Отдельные прогнозы по развитию ТЭК уже через некоторое время после принятия ЭС-2020 кардинально разошлись с действительностью. Например, добыча нефти к 2020 г. прогнозировалась до 450 млн т в год (в умеренном варианте), а в 2005 г. в России добыто 470 млн т нефти, и она вышла по данному показателю на первое место в мире. Объем добычи газа независимыми производителями по прогнозам с 73 млрд куб. м в 2002 г. до 115 млрд куб. м к 2010 г. был достигнут в 2007 г.
Эти и другие обстоятельства потребовали начать активную работу над проектом Энергетической стратегии России на период до 2030 г. (ЭС-2030), которая не только являлась бы пролонгацией ЭС-2020 и не просто раздвигала ее временные рамки, а формировала бы новые стратегические ориентиры развития энергетического сектора в условиях перехода российской экономики на инновационный путь развития.
По заданию Минпромэнерго России Межведомственной рабочей группой, насчитывающей около 150 специалистов из Российской академии наук, федеральных и региональных органов власти, крупнейших энергетических компаний и ведущих отраслевых институтов, была подготовлена и представлена в виде проекта концепция Энергетической стратегии России на период до 2030 г., которая задает приоритеты долгосрочного стратегического развития ТЭК.
На VII Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке» в апреле 2009 г. в выступлениях и докладах проходит обсуждение проекта ЭС-2030, за основу которой приняты укрупненные прогнозные гипотезы социально-экономического развития.
В докладе министра энергетики РФ С.И. Шматко «Энергетическая стратегия России: преемственность и развитие в условиях мирового финансово-экономического кризиса» даны положения, которые стали базовыми при разработке проекта ЭС-2030.
Кризис не отменяет долгосрочных стратегических целей и качественных ориентиров социально-экономического развития страны. Следовательно, и в энергетическом секторе антикризисные меры должны быть направлены: во-первых, на предсказуемость долгосрочных стратегических приоритетов и ориентиров развития ТЭК; во вторых, на необходимую корректировку с учетом кризиса базового комплекса программных документов по среднесрочному развитию энергетического сектора; в-третьих, на принятие необходимых в связи с кризисом оперативных решений. Главное — не цифры, а приоритеты и ориентиры, задающие долгосрочный курс развития энергетического сектора.
Министр в докладе остановился и на главных отличиях проекта от ЭС-2020: дополнительный учет фактора неопределенности; новые экономические вводные, касающиеся внешних и внутренних мак-
роэкономических условий, и главное: изменившееся содержание и количественные ориентиры представленных в стратегии проектов развития — в терминах отдельных направлений и отраслей, параметров разрабатывавшихся при подготовке ЭС-2030 «дорожных карт» развития по всем основным направлениям.
Представлены этапы реализации и индикаторы составляющих государственной энергетической политики: во-первых, недропользование и управление государственным фондом недр, развитие внутренних рынков, формирование рационального топливно-энергетического баланса, региональная и внешняя энергетическая политика, а также социальная, научно-техническая и инновационная политика в энергетическом секторе; во-вторых, меры по созданию рациональной рыночной среды, введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение, формирование стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной, энергосберегающей сфере.
Достижение результатов, намеченных в ЭС-2030, предполагается осуществлять поэтапно: 1-й этап (2008-2012 гг.) — ресурсно-инвестиционное развитие; 2-й этап (2013-2020 гг.) — инвестиционно-инновационное обновление; 3-й этап (2021-2030 гг.) — инновационное развитие.
Таким образом, в стратегии задается модель поэтапного перспективного развития энергетического сектора в базовом прогнозном поле с учетом объективно существующих рисков. Иначе говоря, курс развития задается не условными сценариями, а системой поэтапных целевых индикаторов. Основное целевое содержание выделенных этапов характеризуется переходом от преодоления кризисных явлений к интенсивному посткризисному развитию. При этом соблюдается принцип преемственности ЭС-2020 по отношению к ЭС-2030. Неизменной остается система главных ориентиров государственной энергетической политики: энергетическая безопасность, экономическая (бюджетная) эффективность, экологическая безопасность и энергетическая эффективность экономики [8]. И это можно оценить весьма положительно, так как от суммы повторений рождаются более активные действия по реализации очевидно дельных предложений.
Правительство РФ на заседании 27 августа 2009 г. утвердило проект Энергетической стратегии России на период до 2030 года. Согласно этому проекту добыча и экспорт нефти и газа в России будут расти, резерв энергомощностей — наращиваться, атомная и гидроэнергетика — развиваться. По планам Правительства, последствия кризиса будут преодолены в период с 2013 по 2015 г. В период с 2015 по 2022 г. будет неуклонно наращиваться уровень энергоэффективности экономики, а до 2030 г. Россия должна совершить переход к нетопливной энергетике.
Развитие отраслей ТЭК, возобновляемых источников энергии, централизованного водоснабжения, локальной энергетики и энергосбережения потребует крупных инвестиций. Как прогнозируется, средний ежегодный объем инвестиций в реализацию мероприятий ЭС-2030, включая развитие отраслей ТЭК и сферы энергоснабжения, возрастет более чем в полтора раза и составит около 60 трлн руб. на период до 2030 г. При этом более половины общего объема инвестиций приходится на третий этап реализации ЭС-2030 [9].
В то же время не учитывается ряд обстоятельств, которые прямо или косвенно будут влиять на экономическое развитие страны.
ЭС-2030, так же как и ЭС-2020, ориентирована на экстенсивный путь развития ТЭК. Предусматривается дальнейшее механическое наращивание объемов добычи энергетического сырья (до 535 млн т нефти, до 940 млрд т газа и до 470 млн т угля в 2030 г.),часть которого отправляется на экспорт. Объемы экспорта нефти и нефтепродуктов, а также угля будут испытывать незначительные колебания в отдельные годы в сторону увеличения или уменьшения поставок. Экспорт газа, осуществляемый преимущественно на основе долгосрочных контрактов, позволит сохранить необходимый объем поставок из России на европейский рынок при кратном увеличении поставок в восточном направлении (Китай, Япония, Корея). Так, в 2006 г. экспорт сырой нефти принес России в три с половиной раза больше денежной выручки, чем экспорт газа.
Экспорт энергетического сырья в виде природного газа и сырой нефти представляет собой, в сущности, поддержку зарубежного производителя. Часть полученной прибыли от этого экспорта тратится на закупки продукции, а ведь разница цен между сырьем и готовой продукцией выгодна исключительно производителю. Вывод один — переход к экспорту переработанных энергоносителей.
Интенсивная добыча и экспорт нефти и газа потребуют постоянного возобновления их запасов за счет ввода новых нефтегазовых месторождений, а для этого необходимы значительные затраты на геологоразведку, а затем и крупные инвестиции в освоение новых месторождений. В последние годы ведется усиленная подготовка к освоению морского шельфа страны. В программе освоения шельфа, в соответствии с общими задачами последнего варианта энергетической стратегии, находятся природные ресурсы северных (арктических) морей. По последним оценкам, годовой объем добычи нефти в Баренцевом, Охотском и Карском морях может составить около 840 млн т. Запасы весьма ценного газового конденсата в этих морях позволяют добывать до 200 млн т, а запасы природного газа составляют более 10 трлн куб. м [3]. Россия располагает и значительными запасами угля, основная добыча которого сосредоточена в Сибири. Угольные центры России — Кузнецкий и Канско-Ачинский бассейны, — которые имеют 43 % и 22 % разведанных запасов угля соответственно, обеспечивают годовую добычу в 450 млн т в течение следующих 100-200 лет; в России еще больше — 300-400 лет, исходя из того, что 1/3 мировых запасов находится на ее территории. По запасам угля наша страна занимает второе место в мире после США, по добыче угля — пятое место. Добыча угля составила 329 млн т (в том числе 246 млн т — каменный уголь) [6].
Россия обладает и огромными запасами торфа, — около 235 млрд т, что составляет 47 % мировых запасов. Ежегодный прирост запасов торфа в России — около 252 млн т. Но доля торфа в топливно-энергетическом балансе всего 0,2 %, а его потребление — около 3,2 млн т [2].
Развитие угольной отрасли в России, увеличение доли торфа в топливно-энергетическом балансе позволят высвободить значительную часть нефти и газа, которая используется в качестве топлива. «Сжигать нефть — это то же самое, что топить печь ассигнациями», — говорил в свое время Дмитрий Иванович Менделеев.
В отличие от ЭС-2020, в ЭС-2030 подробно очерчены проблемы, препятствующие увеличению производства углеводородов и более экономному энергопотреблению. Говорится о необходимости принять решение относительно внутренних цен на газ и электроэнергию, четче определить правила взаимодействия с иностранными энергетическими компаниями. Эти и другие меры призваны усилить приток инвестиций в сферу производства энергоресурсов и электроснабжения.
Утвержденный проект ЭС-2030 делает энергетическую систему страны более устойчивой, а развитие энергетики по этой модели заставляет реально заниматься инновациями, масштабно внедряя новые технологии.
События начала XXI в. говорят о том, что современная человеческая цивилизация достигла предела развития в ее основных технологических параметрах, а также в формах социально-экономических и общественно-политических отношений, которые становятся все более значительным фактором, определяющим темпы и характер экономического развития. К таким событиям и новым условиям существования современного человечества можно отнести вызревание очередного энергетического кризиса.
Это и кризис доминирующего типа силовых установок в виде двигателя внутреннего сгорания и его производных; кризис ориентации на нефть и продукты ее переработки как основного вида энергетического сырья, обеспечивающего главные транспортные и пассажиропотоки. Как следствие — кризис автомобилестроения, так как достигнут технологический барьер этого вида транспорта, перейден оптимальный предел удобства данного вида транспорта индивидуального и коллективного пользования, его зависимость от специального оборудования дорог с твердым покрытием. Растет число ДТП с опасными последствиями для здоровья и жизни людей, экономическим ущербом и т. д. Становятся опасными воздушные путешествия в результате катастроф техногенного характера, а также по причинам «сбоев» в действиях обслуживающего персонала аэропортов и навигационных приборов.
Угрожающие размеры принимают экологические последствия человеческой жизнедеятельности (лавинообразный рост бытовых и промышленных отходов, в том числе долговременного и непредсказуемого действия, как, например, радиоактивные и химические отходы). К новым проявлениям экологического характера есть основания отнести учащающиеся природные катаклизмы последнего десятилетия: ураганы, торнадо, наводнения, снегопады в местностях, в которых они ранее не замечались, и др.
Кризисные проявления испытывают созданные после окончания Второй мировой войны механизмы и учреждения, призванные обеспечить стабильность в международных политических отношениях и достигнутый к концу 1940-х гг. мировой экономический порядок. Если еще сохраняется мировое политическое лидерство одной страны (США), то в мировой экономике отмечается растущее число
влиятельных экономических сил (Европейский Союз, Япония, «новые индустриальные страны»: Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Гонконг), новые центры экономического роста (Таиланд, Индонезия, Малайзия, Филиппины, ЮАР, Чили, Венесуэла и др.), выдвижение стран с их растущим влиянием на характер последующего социально-экономического развития (страны БРИКС, т. е. Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР). Особое место занимают нефтедобывающие страны Ближнего Востока.
Иначе говоря, растет «цветовой спектр» вариантов, стратегий и форм социально-экономического развития в рамках как национально-государственных, так и интернациональных образований.
Конечно, кроме перечисленных выше, непременно будут иметь место и другие факторы кратковременного и среднесрочного действия. Российская энергетическая стратегия и не должна претендовать на непреложную плановую директиву. Как показывает пример стран, широко использующих инструменты индикативного планирования (Япония, Франция, Южная Корея, Индия и др.), и в этих странах отнюдь не все запланированные программы осуществлялись в полном объеме, а некоторые и откровенно проваливались, но общий результат вполне оправдывал стратегические ожидания.
Россия, бесспорно, будет вносить коррективы в действие энергетической стратегии и даже в ее отдельные установки. Инновационный характер экономики достигается не частым использованием этого понятия, а конкретными действиями. Вот эти конкретные действия, по нашему мнению, и должны быть направлены на те тупиковые направления современной экономики, которые нуждаются в нестандартных решениях. В свое время, более 130 лет тому назад, владельцы контор конных дилижансов посмеивались вслед «бензиновым тарахтелкам» Форда, Бенца, Даймлера и Дизеля, но надо понимать, что «по-настоящему смеется тот, кто смеется последним».
Многие страны реализуют национальные и согласованные многонациональные программы, направленные на стимулирование ускоренного освоения возобновляемых источников энергии, сделав это направление частью своей социально-экономической стратегии и технической политики. Для стимулирования научных разработок и поддержки внедрения новых технологий используются различные формы правительственной поддержки. Во многих странах законодательно предписывается обеспечить к определенному сроку заданную долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе. В частности, в практическую плоскость поставлен вопрос об использовании в составе автомобильного топлива смеси бензина и этанола, т. е. технического спирта, получаемого из некоторых растений, а также отходов сельского и лесного хозяйства, деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного производства. В России также имеются большие возможности организации соответствующего производства на базе отходов лесозаготовительного и лесоперерабатывающего комплексов.
При соответствующих масштабах добычи углеводородного топлива и при наличии развитых систем централизованного энергоснабжения возобновляемые источники энергии в обозримой перспективе вряд ли могут составить серьезную конкуренцию традиционной энергетике. По экспертным оценкам, доля возобновляемых источников энергии (кроме ГЭС) — дрова, торф, ветровая энергия и т. п. — не превысить 1 % [1]. Между тем внедрение таких источников в хозяйственную практику в России могло бы внести серьезный вклад в решение следующих энергетических задач:
— организация электро-, теплоснабжения в районах Крайнего Севера и горно-отдаленных районах на основе местного сырья для производства этанола;
— разработка малых ветроэлектростанций быстрого монтажа и демонтажа (для оленеводов, охотников, «кочующих» пасек и т. п.);
— разработка и запуск в серийное производство «малых ГЭС», что особенно актуально для горных районов, в которых имеются большие и малые ручьи, малые речушки с быстротекущей водой;
— строительство в небольших поселках ВетроЭс.
Реализация такой программы с учетом достигнутого зарубежного опыта, особенно в условиях малонаселенной России и очень уязвимой дорожно-транспортной структуры, позволяет решить ряд важных задач, а именно:
— уменьшить объем «северного завоза» энергоресурсов;
— обеспечить гарантированное снабжение населения северных и горноотдаленных районов и отдельных поселений электроэнергией;
— предотвратить дальнейшее обезлюдение районов Северной Сибири, Дальнего Востока, горных районов Алтая;
— решить специфические проблемы экологии Крайнего Севера и Дальнего Востока;
— создать подотрасль энергетического машиностроения, направленную на производство «малой энергетики», эффективных транспортных средств и сборных удобных жилищ для кочевого населения.
Основу биологической жизни человека составляет окружающая природная среда, а основу жизни современной цивилизации — ископаемые природные ресурсы и вырабатываемая из них энергия. После воздуха, почвы и воды природные энергоресурсы занимают следующее место по значимости на Земле. Однако низкий уровень кпд использования топлива ставит перед человечеством задачу поиска способа максимального извлечения потенциальной энергии природных ресурсов. Поэтому любая возможность экономии энергетических ресурсов должна непременно претворяться в жизнь. В этом и состоит долг нашего поколения перед поколениями будущими.
ЛИТЕРАТУРА
1. Безруких П. и др. Ресурсы и эффективность использования возобновляемых источников энергии в России. СПб.: Наука, 2002.
2. Беляков А. Возобновляемые источники энергии в энергетической стратегии России. URL: http://www/ecote co.ru/id814
3. Коммерсантъ. 2011.21 окт.
4. Макаров А., Фортов В. Тенденции развития мировой экономики и энергетическая стратегия России // Энер-гоРынок. 2004. № 7. URL: http://www.e-m.rn /archive/ printer, asp? aid = 4260
5. Онуфриева O.A. Энергетическая стратегия как основа развития ТЭК // Известия СПбУЭФ. 2010. № 6. С. 134-137.
6. Российский статистический ежегодник 2009: стат. сб. М.: Росстат, 2009. 795 с.
7. Сайт Всемирного банка. URL: http://ddp.exp. worldbank.org
8. Шматко С. Проект Энергетической стратегии России на период до 2030 г. Доклад на заседании Правительства России 27.08.2009 г. URL: http://www.worlenergy.ru/dos_main_82/html
9. Язаев В. Направления совершенствования государственной энергетической политики России. Доклад на VI Всероссийском энергетическом форуме «ТЭК России в XXI веке». URL: http://www.cscp.ru/clabses/103 /с/3148/