Научная статья на тему 'Основные вехи жизни и творчества Тильмана Рименшнайдера'

Основные вехи жизни и творчества Тильмана Рименшнайдера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
481
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКУЛЬПТУРА / СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / БАВАРИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕЗЬБА / ПСИХОЛОГИЗМ / ОБРАЩЕННОСТЬ К МАТЕРИАЛЬНОМУ МИРУ / ТИЛЬМАН РИМЕНШНАЙДЕР / SCULPTURE / NORTHERN RENAISSANCE / BAVARIA / ART CARVING / PSYCHOLOGISM / FOCUS ON THE MATERIAL WORLD / TILMAN RIEMENSCHNEIDER

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Морхард Елена Николаевна

В статье представлено описание жизненного и творческого пути Тильмана Рименшнайдера выдающегося баварского скульптора XV в., современника Дюрера и Альтдорфера. Выявлено, что работы немецкого мастера, который творил в переходную художественную эпоху между Средневековьем и Ренессансом, отличают психологизм и портретное сходство, обилие значащих деталей, обращенность к материальному миру (а не к абстрактным идеалам), что нередко вызывало критику со стороны его современников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The major milestones of Tilman Riemenschneider’s life and artistic work

The article is concerned with the biography and artworks of Tilman Riemenschneider, an outstanding Bavarian sculptor of the 15th century, a contemporary of Dürer and Altdorfer. It has been found that the works of the German master, who worked in the era of artistic transition between Middle Ages and Renaissance, are distinguished by psychologism and portrait similarity, abundance of significant details, focus on the material world (not the abstract ideals), which often caused criticism from his contemporaries.

Текст научной работы на тему «Основные вехи жизни и творчества Тильмана Рименшнайдера»

УДК 7.034:73.03Рименшнайдер

Морхард Елена Николаевна

Morhard Elena Nikolayevna

соискатель Санкт-Петербургского государственного института культуры

PhD applicant, Saint-Petersburg State University of

Culture and Arts

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ТИЛЬМАНА РИМЕНШНАЙДЕРА

THE MAJOR MILESTONES OF TILMAN RIEMENSCHNEIDER'S LIFE AND ARTISTIC WORK

Аннотация:

Summary:

В статье представлено описание жизненного и творческого пути Тильмана Рименшнайдера - выдающегося баварского скульптора XV в., современника Дюрера и Альтдорфера. Выявлено, что работы немецкого мастера, который творил в переходную художественную эпоху между Средневековьем и Ренессансом, отличают психологизм и портретное сходство, обилие значащих деталей, обращенность к материальному миру (а не к абстрактным идеалам), что нередко вызывало критику со стороны его современников.

The article is concerned with the biography and artworks of Tilman Riemenschneider, an outstanding Bavarian sculptor of the 15th century, a contemporary of Dürer and Altdorfer. It has been found that the works of the German master, who worked in the era of artistic transition between Middle Ages and Renaissance, are distinguished by psychologism and portrait similarity, abundance of significant details, focus on the material world (not the abstract ideals), which often caused criticism from his contemporaries.

Ключевые слова:

скульптура, Северное Возрождение, Бавария, художественная резьба, психологизм, обращенность к материальному миру, Тильман Рименшнайдер.

sculpture, Northern Renaissance, Bavaria, art carving, psychologism, focus on the material world, Tilman Riemenschneider.

Keywords:

Данная статья рассматривает жизненный путь и произведения Тильмана Рименшнайдера, одного из самых выдающихся немецких резчиков по камню и дереву, работавших в эпоху Возрождения. Его имя стоит в одном ряду с именами таких мастеров, как Адам Крафт, Вайт Штос, Грегор Эрхарт и Эразмус Грассер. Творчество Рименшнайдера оказало большое влияние не только на искусство его родного Вюрцбурга, но и на авторов всей Баварии, его школа конкурировала по своей популярности со школой Вальтера Штосса, его творчеству посвящены художественные книги, одна опера, в его честь назван астероид [1], кроме того, он поминается католической церковью [2].

Творчество Тильмана Рименшнайдера практически не освещено в русскоязычной литературе, нам не удалось найти отдельных работ, посвященных ему. В обзорных работах ему также уделяется мало внимания, например, в книге Александра Степанова ему посвящено всего лишь несколько строк [3]. Единственным исключением является статья Михаила Яковлевича Либмана, изданная в 1991 г. [4]. В то же время в западной библиографии существует целый ряд работ о немецком скульпторе.

Рименшнайдер был достаточно известен в художественных кругах своего времени, однако его имя было забыто после смерти скульптора и оставалось в безвестности до начала XIX в. Работы Рименшнайдера привлекали внимание исследователей, но имя автора оставалось неизвестным, его произведения приписывались «Мастеру из Вюрцбурга». Первооткрывателем имени мастера стал вюрцбургский чиновник Карл Готфрид Шарольд, обнаруживший в 1822 г. надгробную плиту Рименшнайдера [5], ему же принадлежит и атрибуция работ мастера. Обширная монография о Рименшнайдере за авторством Карла Беккера вышла в середине того же века, в названии работы автор называет Рименшнайдера «практически неизвестным» [6]. Уже к началу XX в. Рименшнайдер становится достаточно признанным автором для того, чтобы ему была посвящена отдельная статья во «Всеобщей немецкой биографии» Лилиенкрона [7]. В 20-е гг. прошлого столетия Юстус Бир выпускает ряд монографий о Рименшнайдере [8], имя последнего начинает ассоциироваться с Крестьянской войной, подтверждением чему является появление романа Гейнриха Штайна «Тильман Рименшнайдер в Крестьянской войне» [9]. Уже после Второй мировой войны выходит очередная его биография [10], а также ему посвящает свою оперу австрийский композитор Казимир фон Паштори [11]. На рубеже 1970-80-х гг. почти одновременно в ФРГ и ГДР выходят биографии мастера из Вюрцбурга [12], в одной из них работы Рименшнайдера характеризуются как «самое сердце немецкого народа, его дыхание и биение» [13]. Новый всплеск интереса к Рименшнайдеру происходит в самом конце тысячелетия: после выхода его биографии на английском языке [14] появляется целый ряд немецкоязычных работ [15].

Таким образом, тема жизни и творчества Рименшнайдера является достаточно актуальной в западной литературе, но практически никак не освещена в отечественной.

Биография

Точная дата рождения Тильмана Рименшнайдера неизвестна: несмотря на то что его имя упоминается в приходской книге города Эрфурда, год его рождения устанавливается лишь приблизительно, считается, что он родился между 1449 и 1451 гг. В 1465 г. он со своими родителями переезжает в восточнонемецкий город Харц, затем в Нюрнберг. В Нюрнберге он награжден цеховым званием «мастер-резчик по камню и дереву и художник». Он 4 раза состоял в браке. Скончался Тильман 7 июля 1531 г.

Творчество

Творческая активность Рименшнайдера пришлась на конец XV - начало XVI в., примерно с 1490 по 1525 г. - достаточно сложный период в истории Германии. В это время в Германии разворачивается Крестьянская война, ведет активную деятельность Мартин Лютер. Все эти события находят свое отражение в творчестве Рименшнайдера.

К ранним работам Рименшнайдера относится главный алтарь церкви Святой Магдалены в Мюннерштадте, работа датируется примерно 1490 г., но уже в этом произведении проявляется ряд особенностей, характерных для всего творчества Рименшнайдера. Алтарь представляет собой прямоугольный короб, центральное место внутри короба занимает фигура Марии Магдалены, которую с двух сторон окружают фигуры местной св. Элизабет Тюрингской и св. Килиана, апостола Франконии. Фигура Марии Магдалены как бы поддерживается четырьмя мелкими фигурками ангелов. Все фигуры отличает бесстрастно-отрешенное выражение лиц, что будет характерно для работ мастера и в дальнейшем. К сожалению, алтарь дошел до нас не целиком, отдельные фрагменты хранятся в Баварском национальном музее, а также в музеях Берлина и других городов Германии. Подобная фрагментация произведений характерна для работ Рименшнайдера: в эпоху барокко отдельные элементы его произведений использовались для украшения парадных анфилад и покоев, а в отдельных случаях и домовых церквей состоятельных людей Баварии.

В алтаре проявилась обращенность мастера к материальному миру: образ Магдалены в этой работе, как и во всех остальных творениях Рименшнайдера, строился не как абстрактный образец красоты, а моделировался со вполне конкретной женщины - Анны, первой жены художника. Подобная вольность в свое время принималась в штыки заказчиками и духовенством.

Кроме того, в этой работе, как и в последующих, проявилась способность мастера обращаться с пространством: несмотря на то что все фигуры внутри короба выстроены по одной линии, фигура Магдалены воспринимается так, как если бы она дальше отстояла от зрителя, что подчеркивает ее сакральный статус.

Еще одной особенностью этой и прочих работ Рименшнайдера является их монохром-ность - мастер, в отличие от своих современников, никогда не пользовался красками, предпочитая натуральную фактуру дерева. Существует единственная работа, в которой отдельные элементы акцентируются позолотой, это «Встреча на Голгофе Иисуса Христа и Марии Магдалены». Для того времени это было достаточно новаторское решение для библейского сюжета, в связи с чем данная работа подверглась критике со стороны Вайта Штоса, другого довольно известного мастера, работавшего в Нюрнберге.

Еще одной характерной работой раннего творческого периода Рименшнайдера являются фигуры Адама и Евы, заказанные ратушей Вюрцбурга для оформления южной стороны Мариен-капелле, готической церкви XIV в. Примерно до 1479 г. Рименшнайдер активно участвовал в достройке и украшении этой церкви, но главным его вкладом в дело постройки церкви являются упомянутые фигуры. Достаточно крупные статуи (189 и 183 см) изображают обнаженных Адама и Еву, выполнены из камня и по пластике приближаются скорее к готическим образцам, чем к произведениям Ренессанса. Последнее особенно характерно для фигуры Евы. Это может быть обусловлено обилием прочего готического декора, присутствующего на фасадах этой церкви.

До наших дней также сохранилось надгробие знаменитого архиепископа Франконии Рудольфа фон Шеренберга, умершего 29 апреля 1495 г. Архиепископ пользовался популярностью в городе, согласно городским хроникам Вюрцбурга, он был «самым дружелюбным, спокойным и понимающим архиепископом города» [16]. После его смерти местная епархия и городское собрание высказали намерение установить архиепископу надгробную плиту на собственные средства. Благодаря своему дяде Николаусу, заказ на это надгробие получает именно Тильман. Ри-меншнайдер выполняет эскизный проект - несколько идеализированное изображение фон Ше-ренберга, сидящего в полном облачении на троне. Эскиз был одобрен местной епархией, и окончательный вариант был выполнен в темно-красном зальцбургском мраморе, причем новый епископ Вюрцбурга Лоренс фон Бибр лично контролировал его доставку. Для цоколя и обрамления был использован серый мрамор, что является подражанием надгробию императору Фридриху

Третьему, выполненному Николаусом Герхауэртом в 1467 г. В случае работы Герхауэрта такой необычный выбор был вызван спешкой, с которой выполнялось императорское надгробие, - Фридрих внезапно умер в дороге и памятник был выполнен местными мастерами в крайне сжатые сроки. Для выполнения надгробного памятника Рименшнайдеру было выделено 250 гульденов, что по тем временам было значительной суммой.

Несмотря на упомянутую выше тенденцию к идеализации, образ, воплощенный в надгробии, получился достаточно реалистичным и живым: лицо 95-летнего прорезают морщины, дряблая кожа шеи собирается в складке, его мимика отражает бесстрастность, граничащую с жестокостью. Подобная психологичность портрета ярко выделяет работы Рименшнайдера на фоне современников. Парадное епископское одеяние проработано не столь детально, благодаря чему акцент зрителя всегда смещается на лицо фигуры. Считается, что это надгробие настолько впечатлило императора, когда тот увидел его во время очередного объезда своих владений, что он поручил Рименшнайдеру оформление своего нового замка.

Еще одной работой Рименшнайдера по камню является надгробная плита Конрада фон Шаумберга, который умер в 1499 г. в Динштайне во времена правления князя Рудольфа фон Шеренберга. По заказу Шеренберга над надгробной плитой рыцаря работал Тильман Ри-меншнайдер. В настоящее время ее можно увидеть в Вюрцбурге в Мариенкапелле, чьи фасады Рименшнайдер украсил фигурами Адама и Евы. Конрад фон Шаумберг был рыцарем, организатором и участником одного из последних крестовых походов, поэтому перед художником стояла задача не только передать черты лица фон Шаумберга, но и показать знаки его принадлежности к феодалам - рыцарские доспехи, регалии и семейный герб. Мастером раскрыт образ благородного рыцаря и благочестивого католика и вместе с тем элегантного красивого мужчины, следящего за модой. Изначально надгробие также включало изображения двух супруг фон Шаумберга, но после Второй мировой войны оно было разделено на три части и женские фигуры были переданы в монастыри Франконии.

Одним из самых выдающихся произведений Рименшнайдера является алтарь «Путь на Голгофу», заказанный мастеру по указанию городского собрания небольшого городка Ротенбург-об-дер-Таубер. В 1499 г. мастер впервые приступил к этому заказу и уже через три года, в апреле 1501 г. обсуждал предварительные эскизы этого проекта с бургомистром. Изначально заказ планировалось разместить в главном католическом храме города, Церкви Святого Якова, где по просьбе архиепископа Франконии в течение четырех лет с момента открытия городской церкви хранилась достаточно крупная святыня - капля крови Иисуса Христа, которая в специальной хрустальной капсуле стояла на алтаре работы Рименшнайдера.

Сам алтарь был выполнен в 1499-1504 гг., его длина - 12 м, первоначальное название -«Путь на Голгофу», но в немецкой традиции он больше известен как «Алтарь святой крови» (Heiligblut-Retabef) по капсуле, стоявшей на его крышке.

Главной задачей Тильмана Рименшнайдера было отразить в алтаре самые важные сцены из жизни Спасителя. Эта задача была решена следующим образом: всего в алтаре воплощено четыре сюжета: «Вход в Иерусалим», «Моление о Чаше», «Тайная Вечеря» и «Голгофа». «Вход в Иерусалим» и «Моление о Чаше» выполнены барельефами на левой и правой створках алтаря соответственно. Основной объем короба алтаря занимает сцена Тайной Вечери, под ней, между опорами короба, располагается Голгофа.

Достаточно необычно решена основная сцена Вечери: центральной фигурой здесь является Иуда, на которого обращены взгляды Иисуса и апостолов, в их взглядах прочитываются укоризна и недовольство, сам же Иуда выглядит испуганным и взволнованным. Таким образом, в этой сцене сочетается многоплановость композиции с эмоциональным накалом. Главенствующая роль Иуды в композиции вызвала неоднозначную оценку у старейшин города, но после уверений Рименшнайдера в том, что фигура Иуды является съемной и может быть убрана во время праздников, конфликт был урегулирован. Стоит добавить, что изображение Иуды также находится и на одной из створок алтаря.

Технически работа выполнена на высоком уровне, отдельного упоминания заслуживает проработка не только черт лица, но и прожилок на руках, локонов, складок одежды и других деталей.

К сожалению, работа находится в крайне плачевном состоянии: алтарь одно время хранился в подвале, где был сильно изъеден насекомыми, так что без должной заботы может в скором времени разрушиться.

Последние годы жизни мастера не принесли ему покоя или творческой удачи. В 15241525 гг. в Южной Германии бушевала Крестьянская война, жители Вюрцбурга во главе с городским советом вступили в конфликт с обитателем соседнего замка Мариенберг, князем-епископом Конрадом Вторым. Тильман, будучи немаловажной фигурой в городе, сыграл в этом конфликте

одну из руководящих ролей. В июле 1525 г. восстание потерпело поражение, и аристократ жестоко покарал восставших. Тильман Рименшнайдер, человек гуманистических убеждений и обладатель активной гражданской позиции, оказался в застенках, где его жестоко пытали и даже сломали ему руки, из-за чего тот утратил способность работать. Его семья и родственники заплатили за него крупный выкуп, но он вышел на свободу психологически сломленным. Он лишился звания горожанина, был приговорен к крупным штрафам и оказался в социальной изоляции. Все это привело к тому, что Рименшнайдер оставил творчество и через пять лет умер. Так трагически завершилась блестящая артистическая карьера немецкого мастера.

Проследив основные вехи творчества Тильмана Рименшнайдера, мы можем сказать, что он, живя в переходную художественную эпоху между Средневековьем и Ренессансом, являлся художником нового типа, который не боялся, в отличие от средневековых мастеров, выделяться из ряда своих современников и прокладывать новые пути. В то же время он не был обращен к абстрактным идеалам: его работы отличают психологизм и портретное сходство, обилие значащих деталей и даже такая особенность его творчества, как придание женским библейским фигурам черт реального человека - его жены Анны. Конечно же, подобная смелость была неприемлема для консервативных религиозных кругов того времени, которые отвергали его работы. К сожалению, его яркий темперамент и приверженность гуманистическим идеалам были несвоевременны, что привело к печальному окончанию его творческого пути во время Крестьянской войны.

Ссылки:

1. The Minor Planet Circulars / Minor Planets and Comets. (6145) Riemenschneider [Электронный ресурс]. M.P.C. 26764. URL: http://www.minorplanetcenter.net/iau/ECS/MPCArchive/1996/MPC_19960305.pdf (дата обращения: 13.10.2016).

2. Brinke M. Riemenschneider, Tilman // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Band 8. Bautz, Herzberg, 1994. S. 321-327.

3. Степанов А. Искусство Возрождения. Нидерланды. Германия. Франция. Испания. Англия. СПб., 2001. С. 278-279.

4. Либман М.Я. Тильман Рименшнайдер // Очерки немецкого искусства позднего Средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991. С. 90-108.

5. Kalden-Rosenfeld I. Tilman Riemenschneider und seine Werkstatt. Mit einem Katalog der allgemein als Arbeiten Riemenschneiders und seiner Werkstatt akzeptierten Werke. Königstein, 2011. S. 5.

6. Becker C. Leben und Werke des Bildhauers Tilmann Riemenschneider, eines fast unbekannten aber vortrefflichen Künstlers am Ende des 15. und Anfang des 16. Jahrhunderts. Leipzig, 1849.

7. Haack F. Riemenschneider, Tilman // Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Band 55. Leipzig, 1910. S. 872-879.

8. Bier J. Tilman Riemenschneider. Würzburg, 1928.

9. Stein K.H. Tilman Riemenschneider im deutschen Bauernkrieg. Geschichte einer geistigen Haltung. Wien, 1937.

10. Freeden M.H. von. Tilman Riemenschneider. Leben und Werk. München ; Berlin, 1954.

11. Weber M. Es wagnert und pfitznert und strausst [Электронный ресурс] // Die Zeit. 29. Januar 2004. URL: http://www.zeit.de/2004/06/Paszthory (дата обращения: 13.10.2016).

12. Bruhns L. Tilman Riemenschneider. Berlin, 1957 ; Kirsch H.-C. Tilman Riemenschneider. Ein deutsches Schicksal. München, 1981 ; Muth H. Tilman Riemenschneider und seine Werke. Würzburg, 1978 ; Weismantel L. Dill Riemenschneider. Berlin, 1979.

13. Bruhns L. Op. cit.

14. Chapuis J. Tilman Riemenschneider: Master Sculptor of the Late Middle Ages. New Haven, 1999.

15. Baxandall M. Die Kunst der Bildschnitzer. Tilman Riemenschneider, Veit Stoß & ihre Zeitgenossen. München, 2004 ; Dembinsky L. Tilman Riemenschneider im Bauernkrieg: Langer Aufstieg und schneller Fall in Würzburg - Legende und Wirklichkeit // Der Künstler in der Gesellschaft. Einführungen zur Künstlersozialgeschichte des Mittelalters und der Frühen Neuzeit. Darmstad, 2011. S. 303-321 ; Güldenstubbe E.S. von. Tilman Riemenschneider, Gesichter der Spätgotik und sein Erbe im Taubertal. Gerchsheim, 2004 ; Kalden-Rosenfeld I. Op. cit. ; Lenssen J. Tilman Riemenschneider, Werke seiner Glaubenswelt. Regensburg, 2004 ; Lichte С. Tilman Riemenschneider, Werke seiner Blütezeit. Regensburg, 2004.

16. Freeden M.H. von. Op. cit.

References:

Baxandall, M 2004, Die Kunst der Bildschnitzer. Tilman Riemenschneider, Veit Stoß & ihre Zeitgenossen, München. Becker, C 1849, Leben und Werke des Bildhauers Tilmann Riemenschneider, eines fast unbekannten aber vortrefflichen Künstlers am Ende des 15. und Anfang des 16, Jahrhunderts, Leipzig. Bier, J 1928, Tilman Riemenschneider, Würzburg.

Brinke, M 1994, 'Riemenschneider, Tilman', Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL), Band 8, Bautz, Herzberg, S. 321-327.

Bruhns, L 1957, Tilman Riemenschneider, Berlin.

Chapuis, J 1999, Tilman Riemenschneider: Master Sculptor of the Late Middle Ages, New Haven.

Dembinsky, L 2011, 'Tilman Riemenschneider im Bauernkrieg: Langer Aufstieg und schneller Fall in Würzburg - Legende und Wirklichkeit', Der Künstler in der Gesellschaft. Einführungen zur Künstlersozialgeschichte des Mittelalters und der Frühen Neuzeit, Darmstad, S. 303-321.

Freeden, MH von 1954, Tilman Riemenschneider. Leben und Werk, München, Berlin.

Güldenstubbe, ES von 2004, Tilman Riemenschneider, Gesichter der Spätgotik und sein Erbe im Taubertal, Gerchsheim. Haack, F 1910, 'Riemenschneider, Tilman', Allgemeine Deutsche Biographie (ADB), Band 55, Leipzig, S. 872-879. Kalden-Rosenfeld, I 2011, Tilman Riemenschneider und seine Werkstatt. Mit einem Katalog der allgemein als Arbeiten Riemenschneiders und seiner Werkstatt akzeptierten Werke, Königstein, S. 5.

Kirsch, H-C 1981, Tilman Riemenschneider. Ein deutsches Schicksal, München.

Lenssen, J 2004, Tilman Riemenschneider, Werke seiner Glaubenswelt, Regensburg, Lichte, C 2004, Tilman Riemenschneider, Werke seiner Blütezeit, Regensburg.

Liebman, MY 1991, 'Tilman Riemenschneider', Sketches of German art of the late Middle Ages and the Renaissance, Moscow, pp. 90-108, (in Russian).

Muth, H 1978, Tilman Riemenschneider und seine Werke, Würzburg.

Stein, KH 1937, Tilman Riemenschneider im deutschen Bauernkrieg. Geschichte einer geistigen Haltung, Wien. Stepanov, A 2001, Renaissance Art. Netherlands. Germany. France. Spain. England, St. Petersburg, pp. 278-279, (in Russian). The Minor Planet Circulars/Minor Planets and Comets. (6145) Riemenschneider. M.P.C. 26764 2016, viewed 13 October 2016, <http://www.minorplanetcenter.net/iau/ECS/MPCArchive/1996/MPC_19960305.pdf>.

Weber, M 2004, 'Es wagnert und pfitznert und strausst', Die Zeit, 29. Januar, viewed 13 October 2016, <http://www.zeit.de/2004/06/Paszthory>.

Weismantel, L 1979, Dill Riemenschneider, Berlin.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.