Рис. 1. Оценка качества лекций и практических занятий
Весьма важный показатель - совпадение требований на занятиях и экзаменах/зачетах получил оценку 8,11 балла.
На среднем уровне студенты оценивают возможность участия в научной работе (7,85 балла), а также наглядность и интерактивность преподавания (7,77 балла). Выводы
1) Обучающиеся считают высоким качество педагогического состава кафедр и доброжелательность на занятиях.
2) Качество педагогического процесса оценивается как высокое.
3) Обеспеченность учебной и дополнительной литературой получила высокую оценку.
4) Целесообразно активизировать работу университета по материально-техническому обеспечению учебного процесса.
5) Целесообразно активизировать деятельность профессорско-преподавательского состава по привлечению обучающихся к научной работе.
Литература
1. Бабанов Н. Ю., Батова Н. С. Удовлетворенность студентов образовательными услугами на примере инженерного факультета ГБОУ ВПО НГИЭИ // Вестник НГИЭИ, 2012. № 12 (19). С. 3-12.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Системы менеджмента качества. Требования. Москва: Стандартинформ, 2015. 32 с.
3. Колесников О. Л., Шишкова Ю. С., Тарабрина Ю. О. Оценка качества подготовки студентов 3 и 4 курсов с помощью изучения мнения работодателей // Проблемы педагогики, 2016. № 4 (15). С. 50-53.
4. Медведев В. С., Турчина Т. К., Левкович Л. Г. Степень удовлетворенности студентов качеством учебного процесса на лечебном факультете КРАСГМА // Сибирское медицинское обозрение, 2006. том 41, № 4. С. 85-88.
5. Худякова О. Ю., Колесников О. Л., Колесникова А. А. Результаты мониторинга удовлетворенности потребителей качеством образовательных услуг // International scientific review, 2016. № 4 (14). С. 170-173.
Основные цели и задачи воспитания и свободы: свободное воспитание
Долганова Н. В.
Долганова Наталья Вячеславовна /Dolganova Natalia Vyacheslavovna — старший преподаватель, кафедра профессиональной языковой подготовки, Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Владимир
Аннотация: в статье анализируются некоторые факты из истории развития идей свободного
воспитания. Рассматриваются основополагающие идеи альтернативных школ.
Ключевые слова: воспитание, гуманизм, альтернативные школы, свобод, свободное воспитание.
| 97 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(18) 2016
Потребность в воспитании рождается вместе с человеком и неизбежно сопровождает его всю сознательную жизнь. В связи с этим довольно-таки трудно установить, в какой момент возникли идеи свободного воспитания. Детей воспитывали во все времена, во всех странах с того самого момента как появилась на земле жизнь, несмотря на религиозные и идеологические запросы.
Идеи свободного воспитания находятся в центре научных интересов многих исследователей, так как они всегда вызывали живой интерес не только многих педагогов, но и философов.
Педагогические идеи «раннего» Толстого явились мощным катализатором распространения идей свободного воспитания [1, 14].
В начале ХХ века идеи свободного воспитания были представлены в работах очень многих выдающихся педагогов: С. Т. Шацкого, А. У. Зеленко, И. И. Горбунова-Посадова, С. Н. Дурылина и т.д. Демократизация образования и обучения легла в основу работ известного отечественного педагога К. Д. Ушинского (1824 - 1870). Он считал, что процесс обучения должен основываться на «ясных психологических законах человеческой природы». Аналогичных взглядов придерживался отечественный педагог П. П. Блонский (1884 - 1941), которого часто именуют «советским Песталоцци». Его педагогические идеи также базировались на знании закономерностей развития ребенка, уважении его личности, потребностей и интересов.
Идеал воспитания менялся на протяжении всей истории. Древние индейцы старались подчинить человеческую натуру йоге, в которой путем непрестанных упражнений воспитывались тело, душа и дух. Греки заботились о том, чтобы тело молодых посредством гимнастических и танцевальных упражнений совершенствовалось и приобретало изящную, гармоническую форму.
Древний грек подивился бы на класс, где дети целый день сидят за партой. Для него урок начинался бы с перемены, когда воспитанники резвились и бегали. Римским идеалом был ритор, оратор (как Катон, Цицерон и Цезарь), чьей силой было слово, и центр тяжести в воспитании у римлян был на обучении дыханию, постановке голоса, на развитии способности формулировать свои мысли [3, 24].
В Средние века, например, идеал воспитания был четко установлен и возвышен. Затем от этого стали отходить и идеи гуманизма привлекали все больше внимания. Сегодня наука развивается очень быстро, и, следовательно, также быстро устаревают прежние результаты. Мы смело можем обсуждать, критиковать и предлагать новые концепции в воспитании.
Сегодня определенной популярностью пользуются так называемые альтернативные школы, основой воспитания и образования которых являются идеи свободного воспитания. Подобные школы определяют процесс воспитания как внимание к ребенку как к личности, что заставляет иначе рассматривать учебный процесс. Это позволяет понять интересы ребенка, выбрать соответствующие методы воспитания, позволить ребенку почувствовать себя личностью, способной взять на себя ответственность, самостоятельно сделать свой выбор и принять решение, ощутить себя полноправным членом общества. При таком воспитании ребенок учится иначе относиться не только к воспитательному и учебному процессу, но и к окружающей его среде.
Идеи свободы выступают в области образования и воспитания на различных планах, и обычно их можно рассматривать в различных аспектах.
Воспитание гармоничной личности - именно эту цель преследуют теоретики свободного воспитания. Чтобы достичь этой цели они предлагают дать ребенку свободу. Однако свобода оказывает «сильнодействующее» влияние на ребенка, которое может не пойти ему на пользу. Поэтому свобода должна иметь определенные границы. Задача воспитателя (учителя) должна, очевидно, заключается в том, чтобы все эти ограничения не были для ребенка болезненными.
В последнее время в нашей стране насущными стали проблемы воспитания и обучения, связанные с уже проведенными и еще проводимыми в этой области преобразованиями. В настоящее время актуальными стали антропологические и гуманистические идеи свободного воспитания.
Литература
1. Вентцель (Московский городской педагогический университет) сост. и авт. предисл.: Г. Б.
Корнетов; М. В. Богуславский. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1999. 215 с. (Антология
гуманной педагогики).
2. Ельцова О. В. Система негосударственных общеобразовательных школ // Педагогика. № 9,
2002. С. 91-98.
3. Модзалевский Л. Н. История воспитания и обучения. С.-Петербург: издание книгопродавца Н. Г.
Мартынова. вып. 2, 1892. 727 с.
4. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. Москва «Педагогика», 1989 г. 542 с. [1].
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(18) 2016 | 98 |