ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ФАКТОРЫ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО РАЗВИТИЮ САНАТОРНО ШОРНЫХ ЗОН НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
СУВОРОВА Е.С.
соискатель, Южный федеральный университет, филиал в г. Геленджик, e-mail: [email protected];
ЗАЙКОВ В.П.
доктор экономических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, филиал в г. Анапа, e-mail: [email protected]
Для России, как страны с огромной территорией и чрезвычайно разнообразными условиями жизни в различных регионах, выработка региональной политики была и остается актуальной проблемой. Проводимые в стране экономические преобразования привели к регионализации экономической жизни, росту роли регионов во всех сферах экономической жизни. Авторами рассматриваются определение региональной политики как важнейшей составляющей государственной экономической политики, ее обобщенные цели и специфика санаторно-курортных зон, определяющая их конкретизацию. Определен перечень наиболее существенных методологических предпосылок формирования региональной политики в отношении таких зон. Среди факторов государственного вмешательства в управление процессами развития санаторно-курортных зон называются экологические, экономические, политические, коньюнктурные и социальные.
Ключевые слова: государственная политика; региональная политика; цели; социально-экономическое развитие; санаторно-курортные зоны; факторы и методологические предпосылки региональной политики.
For Russia as a country with vast territory and extremely varied conditions in different regions, the development of regional policy has been and remains an important issue. The country's economic transformation has led to the regionalization of economic life, increasing the role of regions in all spheres of economic life. The author considers the definition of regional policy as an important component of state economic policy, its generalized goals and specific spa areas, determining their specificity. Contains a list of the most important methodological prerequisites for regional policy in respect of such zones. Among the factors of government intervention in the management protsassami development of sanatorium and resort areas, the environmental, economic, political, and social konyunkturnye.
Keywords: public policy; regional policy; objectives; socio-economic development; spa area; factors and methodological premises of regional policy.
Коды классификатора JEL: L83.
Сложные социально-экономические процессы, которые в настоящее время происходят в России, обусловили изменение критериев и факторов территориального развития, создали качественно новую среду для решения социально-экономических проблем регионов и их взаимодействия. Проводимые в последние годы экономические преобразования привели к «регионализации» экономической жизни, росту роли регионов во всех сферах экономической жизни.
© Е.С. Суворова, В.П. Зайков, 2010
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
В настоящее время для Российской Федерации, с ее огромной по масштабам территорией, разнообразием социально-экономических и природных условий, региональная политика является необходимым условием преодоления ныне протекающего финансового кризиса, упрочения территориальной целостности страны и, в результате, повышения уровня жизни.
Регионализация социально-экономического, политического, исторического пространства России, особенности регионов и ее федеративное устройство обусловливают ведущую роль региональной политики в развитии экономики.
Следует констатировать, что новая региональная политика, которая отвечает современным экономическим условиям, только формируется. Для этого необходимо выработать четкое представление о сущности региональной политики, выделить в ней методологические проблемы, определить основные факторы формирования такой политики в отношении развития курортно-санаторных зон, оценить возможности использования в нашей стране передового опыта территориального управления в развитых странах.
Говоря о региональной политике, всегда ее нужно видеть в срезе государственной политики, под которой следует понимать деятельность органов государственной власти и управления, отражающую общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов и слоев населения, политических партий, общественных организаций и группировок, определяемую интересами и целями последних. Политика как заключается в выборе общественных целей и способов их реализации с использованием фактора власти [1].
Региональная политика, в продолжение сказанного, является составной частью государственного регулирования, основным вектором государственной политики. Основываясь на данной методологической предпосылке, нами рассматривается региональная политика, одновременно как отношение между государством и субъектами Федерации (регионами) и как деятельность по регулированию регионального развития. В этой связи, на наш взгляд, вычленение субъектов и объектов региональной политики является одной из основных проблем, которая требует решения с учетом их неоднозначного толкования в современной экономической теории, социологии и регионалистике.
Нами поддерживается та точка зрения, что субъекты политики с позиции власти — социальные институты и их органы, которые реализуют процесс управления различными областями общественной жизни, определяют цель и способ их использования. Субъектом региональной политики в данном контексте выступает государство. Основными же объектами региональной политики являются различные регионы, территории со специфической инфраструктурой, в том числе, идентифицируемые как санаторнокурортные зоны.
Объективным фактором становления и формирования региональной политики считается неоднородность структуры и природы в различных аспектах — ресурсном, социально-экономическом и политическом одного региона.
Так, регионы, и расположенные в них санаторно-курортные зоны, представляют собой социальноэкономические системы, функционирование которых приоритетно направлено на предоставление санаторно-курортного сервиса и развлекательного комплекса услуг, обладающие определенными экологоэкономическими признаками, способствующими строительству домов отдыха, лечебно-профилактических санаториев, курортов, туристических баз, спортивных лагерей и др., расцениваются как особый объект экономического территориального развития.
Региональная политика охватывает все важнейшие отрасли материального производства, занятость населения, размещение сферы обслуживания, стимулирование туризма и т.д. Главная цель региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций между отдельными районами страны [2].
К основным целям региональной политики, которые вполне можно применять и к санатроно-куротным зонам следует отнести:
♦ обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ регионов с целью создания единого экономического пространства;
♦ обеспечение единых минимальных социальных стандартов, независимо от экономических возможностей регионов;
♦ выравнивание условий социально-экономического развития регионов;
♦ экологическая защита регионов;
♦ максимальное использование природно-климатических особенностей регионов и др.
Социально-экономическое развитие регионов характеризуется экономической активностью, которая
требует экономики рационального распределения производства в целях общенационального благосостояния. Вторым фактором, на наш взгляд, является социальная справедливость, цель которой заключается в распределении экономической деятельности, при которой население всех регионов должно иметь более или менее одинаковые возможности достижения желаемого благосостояния.
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ФАКТОРЫ, МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ,
69
Однако глобальные цели региональной социально-экономической политики являются по нашему мнению, слишком общими для того, чтобы служить принятию конкретных решений. Поэтому они должны быть конкретизированы и преобразованы в многоуровневую систему целевых показателей для санаторнокурортных зон.
Концептуальные основы государственной политики в отношении регионов, имеющих санаторнокурортные зоны, целесообразно формировать на основе следующих методологических предпосылок.
В комплекс мер государственного (на федеральном уровне) регулирования регионального развития необходимо включать общие для всех субъектов Федерации и дифференцированные, применяемые в некоторых группах регионах. Санаторно-курортные — лишь одни из них, особенностями которых являются:
а) неравномерность размещения объектов социальной и производственной инфраструктуры;
б) территории с развитым рекреационным комплексом;
в) преобладающее количество предприятий и организаций сферы услуг;
г) присутствие фактора сезонности;
д) сезонные колебания основной категории населения «временно присутствующие»;
е) развитие туристской отрасли в рекреационных городах как одно из важнейших ресурсов социально-экономического развития.
Основной фактор, определяющий необходимость выделения этих регионов в особую группу, — особенность природно-климатических условий — имеет объективный характер, и в обозримой перспективе его влияние не может быть нейтрализовано. Это — первая предпосылка.
Вторая предпосылка: требуется выделение подгрупп в пределах регионов, имеющих санаторнокурортные зоны. Это выделение может быть проведено на основе сочетания отдельных типовых признаков, обуславливающих особенности динамики социально-экономических процессов. Региональная политика должна включать стандартные методы государственного регулирования, необходимые всем регионам, и особые — для отдельных регионов, имеющих санаторно-курортные зоны, или их групп с учетом факторов, определяющих социально-экономическую специфику, место региона в едином общероссийском народнохозяйственном комплексе и перспективы его развития.
Третья предпосылка: необходима комплексная поддержка этих регионов с помощью всех форм государственного регулирования.
И наконец, четвертая предпосылка: интеграция регионов, имеющих санаторно-курортные зоны, в единое экономическое пространство России может быть осуществлена в том случае, если государственная политика будет направлена на их развитие.
На основе предложенных нами методологических предпосылок может быть проведена и классификация субъектов Федерации, относящихся в настоящее время к регионам, имеющих санаторно-курортные зоны, и приравненным к ним территориям, по принципу преобладающего воздействия тех или иных факторов, определяющих особое место региона с точки зрения выбора направлений и форм государственной поддержки.
Целесообразность разработки государственной региональной политики подтверждается как российским, так и мировым опытом. Вместе с тем следует выделить факторы, которые обусловливают необходимость государственного вмешательства в региональное развитие санаторно-курортных зон.
1. Огромное влияние на региональное развитие санаторно-курортных зон оказывают экологические факторы. Они должны быть представлены не только государством, но и бизнес-сообществом. При этом государство и бизнес-сообщество должны быть взаимозависимыми структурами перед экологическими проблемами.
2. Экономические факторы должны быть направлены на эффективное использование факторов производства, перераспределение ресурсных потоков.
3. Социально-политические факторы должны обеспечивать социальную справедливость, безопасность и независимость региона.
Современную региональную политику следует ориентировать на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, социальной инфраструктуре, уровне безработицы, состоянии окружающей среды и др.
Таким образом, резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что в социально-экономической политике регионов, имеющих санаторно-курортные зоны, в той или иной степени, задействован практически весь инструментарий государственной региональной политики. Необходимо осуществление модернизации региональной экономики, то есть обновления региональной экономической системы под воздействием рынка. Для этого по нашему мнению необходимо:
а) совершенствование форм и методов управления всех звеньев хозяйства;
б) проведение реструктуризации экономики, в частности, финансового оздоровления и адаптации отдельных предприятий и отраслей хозяйства к условиям рынка;
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
TERRA ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
в) формирование современной рыночной инфраструктуры;
г) создание механизма мотивации к инвестированию и техническому перевооружению.
В заключение отметим, что трансформация системы управления предполагает создание новых управленческих структур, адекватных изменяющимся условиям хозяйствования, являющихся гибкими, ориентированными на достижение качественно нового социально-экономического эффекта. Этот подход весьма актуален как для государственного регионального управления в общем, так и для управления регионами, имеющими санаторно-курортную специфику.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большая экономическая энциклопедия. М.: Эксмо, 2007.
2. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008.