/24 Civil Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, No. 1-2 (23-24)
УДК 614.8:351.86+519.8
Основные требования к программно-техническим решениям создания Системы-112 с учетом отечественного и зарубежного опыта
В. А. Акимов, С. А. Качанов, С. Н. Нехорошев, С. А. Юдин Аннотация
В статье изложены результаты анализа важнейшего элемента Системы-112, ее автоматизированной системы, необходимые характеристики системы, без которых она не может эффективно функционировать.
Ключевые слова: система вызова экстренных служб, чрезвычайные ситуации, автоматизированная система.
The Basic Requirements to Programmno-Technical Decisions of Creation of sistemy-112 Taking into Account domestic and Foreign Experience
V. Akimov, S. A. Kachanov, S. Nehoroshev, S. Judin Abstract
In article results of the analysis of the major element Sistemy-112, its automated system, necessary characteristics of system without which it cannot effectively function are stated.
Keywords: system of a call of emergency services, the emergency situations, the automated system.
Существующая в Российской Федерации система вызова экстренных оперативных служб, организация их взаимодействия и прибытия на место чрезвычайного происшествия недостаточно эффективна.
Основными причинами, снижающими эффективность реагирования на ЧП, являются следующие факторы:
— отсутствие Единой (межведомственной: МЧС, МВД, Минздрав и т. д.) автоматизированной системы приема и обработки (ЕАСПО) вызовов экстренных оперативных служб о чрезвычайном происшествии;
— отсутствие автоматизированной системы взаимного оповещения экстренных оперативных служб (она должна входить в состав ЕАСПО);
— отсутствие эффективной системы поддержки принятия решения действий дежурно-диспетчерского персонала при приеме и обработке вызова о ЧП и выбора алгоритма действий в той или иной ситуации;
— отсутствие полномасштабной автоматизированной системы мониторинга стационарных и подвижных объектов, а также мест с массовым скоплением людей.
Как следствие этого — несвоевременное прибытие к месту происшествия сил экстренных служб.
Поэтому очевидно, что создание АС Системы-112 является достаточно актуальной и востребованной задачей и ее создание без полнофункциональной автоматизированной системы приведет к задержке реаги-
Технологии гражданской безопасности, том 7, 2010, № 1-2 (23-24)
/25
рования, так как просто появится промежуточная структура.
Не следует забывать также, что автоматизированная система Системы-112 является элементом автоматизированной системы Национального ЦУКСа и АИУС РСЧС.
Место Системы-112 в Объединенной системе оперативно-диспетчерского управления муниципального образования субъекта рф (ОСОду) и Системе антикризисного управления МчС россии
В Российской Федерации сформирована одна из наиболее эффективных систем экстренного реагирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций — РСЧС.
В целях усиления межведомственной координации и централизации управления при угрозе и возникновении кризисных ситуаций, в том числе и экологических катастроф, создан Национальный центр управления в кризисных ситуациях РСЧС и ГО.
В этом году планируется создать и технически оснастить ЦУКС субъектов РФ как элементов НЦУКС. В сентябре на УМС в г Курске впервые было продемонстрировано созданное в системе МЧС России Государственное учреждение «ЦУКС Курской области», оснащенное современными техническими средствами.
Система-112 является нижним, но одним из самым главных элементов Системы антикризисного управления в стране, так как получение первичной информации о ЧП и соответствующее реагирование осуществляется с использованием этой системы.
Основные функциональные подсистемы, входящие в состав Системы-112. Общий перечень в соответствии с Концепцией
В соответствии с одобренной Правительством РФ Концепцией в составе Системы-112 предполагается наличие следующих функциональных подсистем:
— подсистема приема и обработки вызовов;
— подсистема хранения и актуализации баз данных;
— подсистема поддержки принятия решений;
— подсистема консультативного обслуживания населения;
— геоинформационная подсистема;
— подсистема мониторинга;
— подсистема обучения;
— подсистема обеспечения информационной безопасности.
Единая диспетчерская подсистема приема и обработки вызовов экстренных оперативных служб (112, 01, 02, 03) с отображением информации на ГиС. единые словари и классификаторы
Подсистема приема и обработки вызовов, или диспетчерская подсистема, должна быть основной (управляющей) в данной системе (но не единственной).
В настоящее время возможны несколько вариантов построения данной подсистемы.
Рассмотрим два наиболее часто встречающихся варианта.
Вариант 1
В ДДС экстренных служб (01, 02, 03) уже имеются свои ведомственные системы приема и обработки вызовов, которые отработаны годами, и, естественно, замена их связана со многими проблемами.
В этом случае должны создаваться СПОВ только для ЦОВ на базе ЕДДС и интеграционные модули с ДДС экстренных служб (02, 03, 04). Чаще всего данный вариант заканчивается добавлением дополнительного независимого АРМ в ДДС экстренных служб (02, 03, 04), который только передает карточку происшествия, из которой диспетчер вручную переносит информацию в свою систему, что не ускоряет процесс реагирования. В результате с этой системой никто не работает.
В соответствии с Европейскими требованиями у оператора должно быть одно автоматизированное рабочее место (одна клавиатура, мышь и т. д.)
Разработка модулей интеграции АС ДДС экстренных оперативных служб связано с большими трудностями как межведомственного характера, так и чисто технического (разработчикам необходимо открыть свои разработки друг другу), а эффект от этого неочевиден.
Вариант 2
Проведенный анализ показал, что в большинстве случаев в ведомствах вообще отсутствует автоматизированная система ПОВ и вся регистрация происшествий ведется в журнале и по телефону.
Поэтому назрела необходимость разработки единой АС приема и обработки вызовов, которая бы объединяла в единое пространство все ДДС, входящие в состав Системы-112, и позволяла им решать как свои специфические задачи, так и задачи в рамках Системы-112.
Вариант 1 наиболее простой, но менее эффективный, плюс могут быть проблемы с интеграцией.
Вариант 2 наиболее сложный, но и наиболее эффективный и предпочтительный.
Подсистема мониторинга стационарных и подвижных объектов с использованием различных каналов передачи информации (GPS/ГЛОHAСС, радиоканал, GPRS, интернет и т. д.)
Подсистема мониторинга предназначена для приема и обработки информации и сигналов, поступающих в ЕДДС от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, находящихся на территории муниципального образования.
Поступающая информация (сигналы) от датчиков должна автоматически регистрироваться в базе данных ЕДДС и, по желанию диспетчера, одновременно или принудительно высвечиваться на экране рабочего места диспетчера ЕДДС.
Данная система достаточно актуальна. Как показывает практика, в случае серьезной аварии или пожара люди не успевают или не в состоянии сообщить об этом в соответствующую службу, что приводит к позднему
Civil Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, No. 1-2 (23-24)
реагированию экстренных служб и, как следствие, большому числу жертв. Автоматизация передачи сигнала о ЧП позволит избежать влияния человеческого фактора и обеспечить мониторинг технического состояния средств обеспечения безопасности.
Подсистема поддержки принятия решений на основе геоинформационных технологий и дикторо независимой системы голосового распознавания вида чрезвычайного происшествия и автоматического формирования алгоритма действий дежурно-диспетчерского персонала
Само название подсистемы говорит о том, что она должна обеспечить автоматизацию принятия решения диспетчером. Именно эта подсистема, по утверждению представителей разработчиков европейских Си-стем-112, в значительной степени сокращает время реагирования на ЧП. Должна быть заложена огромная база данных сценариев реагирования, которая уже на стадии разговора диспетчера с очевидцем или пострадавшим должна обеспечить выбор алгоритма (сценарий) действий диспетчера. Одним из инновационных проектов в этой области является дикторо-независимая система голосового распознавания вида чрезвычайного происшествия и автоматического формирования алгоритма действий дежурно-диспет-черского персонала (подана заявка в Федеральное агентство по науке и инновациям)
В результате анализа работы ЕДДС страны, пилотной зоны в Курской области, изучения работы Систе-мы-112 в странах Евросоюза, программных продуктов различных компаний были сформулированы достаточно подробные требования, которым должны удовлетворять программно-технические решения, внедряемые в Системе-112, без чего система будет не повышать оперативность, а тормозить процесс реагирования.
Анализ программно-технических решений отечественных и зарубежных разработчиков Системы-112. Пилотные зоны в рф (Курск, Калуга и астрахань) и за рубежом (Австрия и Швеция)
ФГУ ВНИИ ГОЧС обеспечивает научно-методическое сопровождение создания Системы-112. Был проведен анализ отечественных и зарубежных решений построения Системы-112 в соответствии с материалами, представленными разработчиками: «Эрикссон», «Восход», «Сименс». Анализ проведен методом экспертной оценки по следующим качественным критериям (в дальнейшем данные критерии необходимо расширить):
— удобство интерфейса;
— функциональность системы;
— возможность интеграции с существующими
системами;
— возможность использования в других ДДС экстренных служб;
— предполагаемая стоимость решения при внедрении в субъектах РФ.
Для оценки количественных критериев мы предполагаем создание специального стенда Генерального конструктора АИУС РСЧС, которым является ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), на котором будут отрабатываться данные решения.
литература
1. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1240-р «Об одобрении Концепции создания Системы-112».
2. Приказ МЧС России от 15.12.2008 г. № 779 «О реализации распоряжения Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1240-р».
3. Распоряжение Министра от 27.10.2009 г. № 379 « О создании рабочей группы по развертыванию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112 на базе ЕДДС муниципальных образований в Российской Федерации».
4. Приказ МЧС России от 9.04.2009 г. № 224 «Об отработке методологии развертывания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112 на базе ЕДДС муниципальных образований в пилотных регионах Российской Федерации».
5. Приказ МЧС России от 1. 06.2009 г. № 331 «О межведомственной рабочей группе для отработки методологии развертывания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112 на базе ЕДДС муниципальных образований в пилотных регионах Российской Федерации».
6. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб».
7. Решение коллегии МЧС России от 29 августа 2007 г. № 7/1 «О подготовке к развертыванию на территории Российской Федерации системы вызова экстренных оперативных служб через единый номер 112».
8. Протокол оперативного селекторного совещания от 26 октября 2009 г. № 38.
9. ГОСТ Р22. 7.01-99 ЕДДС. Основные положения.
Сведения об авторах
Акимов Валерий александрович, д.т. н., профессор, начальник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Качанов Сергей алексеевич, д.т. н., профессор, заместитель начальника ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) по научной работе.
нехорошев Сергей николаевич, к.т. н., с.н.с., ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского центра.
Юдин Сергей анатольевич, заместитель начальника управления защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ МЧС России.