е) укрепление единства и духовной общности многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
ж) сохранение и развитие этнокультурного многообразия народов России;
з) создание условий для обеспечения прав народов России в социально-культурной сфере;
и) развитие системы образования, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения;
к) обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков народов России, использования русского языка как государственного языка;
л) информационное обеспечение реализации государственной национальной политики РФ;
м) совершенствование взаимодействия государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества;
н) развитие международного сотрудничества в сфере государственной национальной политики РФ.
Таким образом, мы видим, что государство констатирует, узаконивает обеспечение экономических, политических, правовых и организационных условий достижения поставленной цели
- воспитания у российских граждан культуры межнационального общения.
Исходя из научно-педагогического анализа Стратегии государственной национальной политики РФ до 2025 года, в Республике Дагестан реализуются меры, нацеленные на разработку и реализацию учебных курсов по воспитанию культуры межнационального общения:
• Осуществляются научные исследования по разработке методологии и теории воспитания культуры межнационального общения, формирование гражданственности, патриотизма и веротерпимости.
• В содержание школьного и вузовского образования вносятся знания, направленные на формирование культуры межнационального общения.
• В государственные образовательные стандарты включаются требования, обеспечивающие знание выпускниками вузов основных положений государственной национальной поли-
Библиографический список
тики, формирование у них патриотизма, дружбы народов и толерантного сознания.
• Разрабатываются школьные и вузовские курсы «Педагогика и психология межнационального общения», соответствующие государственным образовательным стандартом основного общего и высшего профессионального образования России.
• Государственная национальная политика широко освещается в СМИ; распространяются знания о совместной жизни и общности интересов народов России, формирующие у граждан чувства и сознания российского патриотизма, дружбы народов и веротерпимости.
• Проводятся молодежные форумы, конгрессы, фестивали («Каспий», «Фестиваль молодежи Кавказа», «Неделя дружбы студенческой молодежи», «Форум юных граждан» и др.), основной темой которых является формирование толерантного сознания у подрастающего поколения др.
Проведенный анализ условий формирования интернациональных чувств у молодежи в условиях многонационального Дагестана показывает, что в этом сложном динамичном процессе взаимодействует несколько социально-культурных сред, что составляет культурно-образовательное пространство [4]:
• общество с опорой на национальные представления о ценностях и задачах воспитания, создающее историко-культурный фон, особую атмосферу, в которой молодой человек формируется как личность, обретая и личностную, и культурную, и национальную идентификацию;
• государство, определяющее правовые, социальные, экономические основы жизнедеятельности и нации в целом, и молодого человека в частности;
• семья, формирующая систему личностных ценностей, диктуя нормы бытового и социального поведения;
• средства массовой информации, создающие информационный фон воспитания;
• учебные заведения, выполняющие образовательную функцию;
• творческие коллективы, создающие условия для социального, культурного и гражданского становления.
1. Маллаев, Д.М. Патриотическое воспитание: опыт Дагестанского педагогического университета // Педагогика. - 2008. - № 8.
2. Хомяков, М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России: сб. научных трудов. - М., 2006.
3. Стратегия государственной национальной политики РФ до 2025 г.
4. Гасанова, З.З. Воспитание толерантной личности в полиэтнической и многоконфессиональной среде // Проблемы сохранения толерантности в условиях полиэтнического и многоконфессионального региона. - Махачкала, 2008.
Bibliography
1. Mallaev, D.M. Patrioticheskoe vospitanie: opiht Dagestanskogo pedagogicheskogo universiteta // Pedagogika. - 2008. - № 8.
2. Khomyakov, M.B. Identichnostj, tolerantnostj i ideya grazhdanstva // Grazhdanskie, ehtnicheskie i religioznihe identichnosti v sovremennoyj Rossii: sb. nauchnihkh trudov. - M., 2006.
3. Strategiya gosudarstvennoyj nacionaljnoyj politiki RF do 2025 g.
4. Gasanova, Z.Z. Vospitanie tolerantnoyj lichnosti v poliehtnicheskoyj i mnogokonfessionaljnoyj srede // Problemih sokhraneniya tolerantnosti v usloviyakh poliehtnicheskogo i mnogokonfessionaljnogo regiona. - Makhachkala, 2008.
Статья поступила в редакцию 15.12.13
УДК 378
Ataeva E.A. MAJOR THEORETICAL APPROACHES TO INFORMATION CULTURE FUTURE TEACHER PROFESSIONAL EDUCATION. In this paper we study and covers the main theoretical approaches to the formation of information culture of the future teacher training.
Key words: approach, humanistic approach, student-centered approach, creative and technological approach, cultural approach, system approach.
Э.А. Атаева, соискатель каф. педагогики и технологий профессионального образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский гос. педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье изучены и раскрыты основные теоретические подходы к формированию информационной культуры будущего педагога профессионального обучения.
Ключевые слова: подход, гуманистический подход, личностно-ориентированный подход, креативнотехнологический подход, культурологический подход, системного подход.
Реформирование профессионального образования, его тех-нологизация и информатизация, принятые Национальная доктрина образования (на период с 2010 по 2025 год) и ФГОС, ориентируют высшие учебные заведения не только на высококачественную подготовку будущего педагога профессионального обучения с освоением узкоспециализированных знаний, но и на формирование его информационной культуры. Решая проблему формирования информационной культуры будущего педагога профессионального обучения, необходимо учитывать существующие в педагогической науке теоретические подходы к формированию будущего педагога-профессионала.
Гуманистический эффект информатизации образования зависит от того, в каких социально-информационных условиях она осуществляется, какова образовательно-воспитательная и информационная среда вуза и какую позицию занимает личность студента в данной структуре. Все это обусловлено внедрением гуманистического подхода, основанного на принципах, разработанных Б.Т. Лихачевым, Н.Д. Никандровым, В.А. Кара-ковским и др. в процесс формирования информационной культуры будущего педагога профессионального обучения.
Использование личностно-ориентированного подхода в процессе формирования информационной культуры будущего педагога профессионального обучения рассмотрен в педагогической науке как процесс становления и развития личности в информационной среде, который предполагает применение активных методов обучения, стимулирующих самостоятельность и творчество студентов, их самостоятельную поисковую деятельность и коммуникативную активность. Так, Н.В. Ходякова [1] рассматривает личностный подход в процессе формирования информационной культуры как необходимый компонент обновления обучения, определяют функции и психолого-педагогичес-кие возможности включения компьютерных технологий в личностно-ориентированное обучение.
Креативно-технологический подход в формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения необходим, поскольку ориентирует на формирование творческой (креативной) индивидуальности, выработку творческого стиля деятельности, способности нестандартных решений педагогических задач, способность к инновациям. Существенно новым в развитии педагогического творчества, отмечает Л.К. Гребенкина, является креативная направленность обучения и воспитания, суть которой состоит в смене ценностных ориентации, в установке на рефлексивно-творческое освоение новых знаний, продуктивное их внедрение и творческое использование» [2]. Поэтому информационную культуру будущего педагога профессионального обучения мы рассматриваем как двусторонний процесс. С одной стороны, с выработкой нужных качеств творческой личности будущего педагога профессионального обучения, с другой, с формированием у него опыта творческой деятельности.
Исследования технологического подхода доказывают, что принцип технологичности является составной частью информационной культуры будущего педагога профессионального обучения, который придает ему другое качество, другую сущность, мастерство владения вариативными технологиями, проектированием и организацией диалога, дифференциацией, интеграцией и др., а не просто методикой передачи информации.
Разработка и внедрение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения в вузе требуют от будущего педагога профессионального обучения соблюдения определенных условий, которые обращены к профессионализму педагога, к его деятельности: установка на инновационную технологию, анализ имеющихся технологических ресурсов, умение проектировать (планировать) деятельность, распределение целей, организация и анализ деятельности, умение осваивать свой опыт
Библиографический список
через рефлексию, выражать его в технологической форме, способность к самовыражению, видение старения технологии и умение перестраивать ее [3]. Использование креативно-технологического подхода позволит последовательно реализовать спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий эффективное формирование информационной культуры будущего педагога профессионального обучения.
Рассматривая процесс формирования информационной культуры будущего педагога, нельзя обойти культурологический подход, предполагающий приобщение личности к общечеловеческой культуре, не замыкаясь на узкопрофессиональных педагогических задачах.
Е.В. Данильчук, характеризуя информационную культуру личности в ее гуманитарных, духовных проявлениях считает, что в качестве методологического основания необходимо рассматривать культурологический подход. Она подчеркивает, что «информационная культура - не достижение некоего уровня, а стремление к более высокому, состояние обновления собственной культуросообразности и культурной идентичности в постоянно меняющейся информационной среде» [4].
Поэтому культурологический подход в формировании информационной культуры будущего педагога профессионального обучения предполагает обновление учебных планов и программ (введение в учебные планы новых дисциплин социокультурного содержания), интеграцию общей и педагогической культуры, активное вхождение будущего педагога профессионального обучения в мир педагогических систем, ценностей, новых информационных технологий.
С целью сформировать информационную культуру будущего педагога профессионального обучения, которая соответствует современному уровню информатизации общества, необходимо организовать целый комплекс мероприятий, затрагивающий все звенья социальной системы, что означает использование системного подхода к обучению [5].
Системный подход предполагает раскрытие целостности объекта путем выявления многообразных типов связей в нем и сведения их в единую теоретическую картину на основе определенных общих принципов познавательной деятельности. Ввиду того, что наше исследование обращено к формированию информационной культуры личности будущего педагога профессионального обучения, то мы используем термин «системный подход» в качестве основного, сохраняя за ним первоначальный смысл, за исключением случаев, требующих специальных оговорок. Обращение к системному подходу был детерминирован логикой самодвижения научного познания, а специфику ситуации обращения к данному подходу задавали социокультурные условия.
Среди элементов системного подхода, организующих коллективное образовательное пространство как единое целое, важную роль играют: преподавательский состав, обеспечивающий ориентацию образовательного пространства на творческую деятельность; эмоционально-интеллектуальный фон процесса обучения, формирующий положительную мотивацию творческой деятельности, ситуации успеха, приводящих к воспроизводству творческой инициативы и активности; рейтинговая система оценки по итогам обучения; востребованность и предоставление возможности презентации результатов сформированнос-ти информационной культуры будущего педагога профессионального обучения.
Таким образом, анализ и использование теоретических подходов к процессу формирования информационной культуры будущего педагога профессионального обучения, которые, так или иначе, связаны с его профессиональной подготовкой и профессиональной культурой, способствуют совершенствованию данного процесса.
1. Ходякова, Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов: дис. ... канд. пед. наук. - Волгоград, 1999.
2. Гребенкина, Л.К. Идеи «ненасилия» в гуманистической педагогике // Традиции и новации в педагогике ненасилия: тезисы докладов Всероссийской конференции. - Киров, 1996.
3. Сафонова, В.Г. Организация проектной деятельности по формированию информационной культуры студентов (на материалах деятельности технико-экономического колледжа г. Новокузнецк): дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2011.
4. Данильчук, Е.В. Методическая система формирования информационной культуры будущего педагога: дис. ... д-ра пед. наук. -М., 2003.
5. Маркова, А.Г. Диагностика-коррекция мотивационной сферы // Детский психолог. - Ростов-на-Дону, 2005. - Вып. 7.
Bibliography
1. Khodyakova, N.V. Lichnostnihyj podkhod k formirovaniyu informacionnoyj kuljturih vihpusknikov vuzov: dis. ... kand. ped. nauk. - Volgograd, 1999.
2. Grebenkina, L.K. Idei «nenasiliya» v gumanisticheskoyj pedagogike // Tradicii i novacii v pedagogike nenasiliya: tezisih dokladov Vserossiyjskoyj konferencii. - Kirov, 1996.
3. Safonova, V.G. Organizaciya proektnoyj deyateljnosti po formirovaniyu informacionnoyj kuljturih studentov (na materialakh deyateljnosti tekhniko-ehkonomicheskogo kolledzha g. Novokuzneck): dis. ... kand. ped. nauk. - Tomsk, 2011.
4. Daniljchuk, E.V. Metodicheskaya sistema formirovaniya informacionnoyj kuljturih buduthego pedagoga: dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 2003.
5. Markova, A.G. Diagnostika-korrekciya motivacionnoyj sferih // Detskiyj psikholog. - Rostov-na-Donu, 2005. - Vihp. 7.
Статья поступила в редакцию 18.12.13
УДК 37.01
Balyura M. Y. KNOWLEDGE AND SKILLS: ROLE IN THE FORMATION OF FUNCTIONALLY LITERATE PERSON.
Article is dedicated to one of the most important problems in education-the formation of a meta-subject skills in students. Today there is a demand for «а person who is able to use all received during the life of the knowledge and skills to deal with life's challenges». Author argues that it is necessary to work hard to organize the formation of students a metasubject skills.
Key words: meta-subject skills, organizational, communication, estimates, intellectual, functionally literate person, education, training, development, subject knowledge.
М.Ю. Балюра, аспирантка МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва, E-mail:[email protected]
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ: ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНО ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Статья посвящена одной из важных проблем образования - формированию у школьников метапредметных умений. Сегодня появился спрос на «личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач». Автор статьи доказывает, что необходимо организовывать целенаправленную работу по формированию у школьников метапредметных умений.
Ключевые слова: метапредметные умения: организационные, коммуникативные, оценочные, интеллектуальные; функционально грамотная личность, воспитание, обучение, развитие, предметные знания.
В настоящее время многие вопросы, связанные с воспитанием, обучением и развитием учащихся в школе, требуют нового осмысления, потому что социальные преобразования, происходящие в обществе, не только изменили взгляд на человека, на Детство, но и послужили основой для изменения мировоззрения педагогов и школьников. Как и чему учить сегодня - вопрос далеко не праздный. Если меня учили прочно усваивать знания по предметам, то я формирую у учащихся умения, которые помогут им реализовать весь свой потенциал в будущем.
Что же важнее для ученика: Знание или Умение?
Как учить сегодня: передавать сумму знаний, надеясь на безграничные пределы памяти ребёнка, или развивать умения, позволяющие детям успешно адаптироваться в окружающем их мире и овладевать новыми знаниями. Автор принадлежит к поколению, которому давали прочные знания. Мы, дети 70-ых годов прошлого столетия, обладаем прочными знаниями, многое умеем, состоялись профессионально. Но только сегодня я чётко осознаю, что все мои успехи были результатом заучивания. Вероятно, именно поэтому на выпуске из школы я испытывала определённые трудности. Я прекрасно помню наш разговор с моим учителем литературы (в то время я училась на первом курсе педагогического института):
- Вы учили нас не тому, в жизни всё не так, - говорила я.
- Девочка моя, - с грустью в голосе отвечала она, - этого требовала наша программа. Не могла же я тебе сказать, что в жизни всё будет совсем по-другому. Я просто не имела на это права.
Так начались мои первые взрослые разочарования. Началась работа, работа, прежде всего, над собой. Я старалась не просто больше узнать о чём-нибудь, но в первую очередь научиться, КАК надо это делать.
Сегодня у наших выпускников такие же трудности. Сначала они поступают в профессиональное учебное заведение, по окончании которого мало надежды, что они смогут работать по специальности. Чаще всего молодым специалистам приходится сразу же переучиваться, чтобы заинтересовать работодателя. Предлагая себя на какое-либо рабочее место, начинающий спе-
циалист должен показать свои возможности и убедить будущего начальника в своей перспективности.
А сколько жизненных задач приходится решать нашим детям?! И у них нет права на ошибку, потому что ошибка приводит к разочарованию, пропадает уверенность в своих силах, возникает боязнь перед будущим. А это и есть первый шаг к краху главной мечты любого ребёнка - быть успешным.
Затруднения школьников, связанные с неумением учиться, привлекают пристальное внимание учёных, родителей и педагогов. Исследования кафедры педагогики МГУ показали, что более половины старшеклассников считают основной причиной своего отставания нехватку у них не знаний, а умений. По результатам исследований только 33% обследованных детей хорошо умеют доказывать свою правоту, сравнивать, рассуждать, анализировать, классифицировать, обобщать знания, планировать, осуществлять самоконтроль. 20% обладают примерно половиной перечисленных умений, а 12% владеют одним-двумя из них. Думаю, и вас не может оставить равнодушным тот факт, что, по данным Международного исследования образовательных достижений учащихся, Россия заняла 28 место из 32 возможных [1].
Давайте задумаемся, почему это происходит? Думаю, со мной согласятся многие, программы общеобразовательных учреждений включают разделы, определяющие знания и умения, но это - специальные (предметные) знания, умения и навыки -так называемые ЗУНы. В данном случае речь идёт о метапредметных умениях, которые в общеобразовательной школе не выступают предметом специального усвоения. Метапредметные умения являются инструментом овладения любым учебным материалом.
Возьмём в качестве примера умение плавать, ездить на велосипеде, управлять автомобилем. Это умение может быть приобретено в результате наблюдений, личных тренировок под руководством инструктора, личных попыток. И любые, сколь угодно ясно сформулированные правила сами по себе не помогут этому научиться. Другой пример - знание языков. Человек, будучи погружённым в языковую среду, успешно осваивает язык постепенно, не изучая грамматики.