Основные тенденции рынка, сегмента делового туризма.
Main market trends in business tourism segment.
Фомин С. В.
S.Fomin
Статья посвящена исследованию сегмента делового туризма. Автор статьи рассматривает вопрос текущего состояния рынка делового туризма, анализирует основные показатели и деятельность представителей сегмента, в том числе дает обзор на передовые практики организации делового туризма. Результатом исследования становятся выявленные тенденции рынка сегмента делового туризма.
The article is devoted to the research of business tourism segment. The author of the article considers the current state of the business tourism market, analyzes the main indicators and activities of representatives of the segment, including a review of the practice of forming strategies for the development of hotel enterprises in the transformation of the domestic market of hotel services in the direction of business tourism. The result of the research is the revealed trends of the market of business tourism segment.
Ключевые слова: Деловой туризм, тенденции рынка делового туризма, трансформация сегмента гостиничного бизнеса, гостиничная индустрия, тенденции гостиничного бизнеса, деловые туристы, бизнес-туризм.
Keywords: Business tourism, business tourism market trends, transformation of the hotel business segment, hotel industry, hotel business trends, business tourists, business tourism.
Введение. Значение международного туризма нельзя переоценить. С международным туризмом связано порядка 30 отраслей экономики
75
государства, он вносит огромный вклад в развитие социально-экономической и культурной сред страны. Однако, с учетом влияния современных внешних факторов, таких как политические и технологические, туристический рынок трансформируется. Эта трансформация привела к тому, что изменилась география основных потоков туристов, что в результате оказало влияние на изменение тенденций рынка делового туризма, в том числе и гостиничных услуг.
Цель исследования - выявить основные тенденции рынка в сегменте делового туризма.
Задачи исследования:
1. Обобщить теоретические аспекты сущности делового туризма.
2. Провести анализ текущего состояния сегмента делового туризма, сравнить передовой и отечественный опыт.
3. Определить тенденции, проблемы и возможные перспективы сегмента делового туризма.
Методы исследования. Теоретический анализ научной литературы и источников, методы описания, обобщение.
Результат исследования.
Теоретические аспекты. Туризм сегодня для государства является источником социально-экономического развития. Исследуя туризм, его можно рассматривать как систему, которая состоит из структурных элементов. В рамках данного исследования будет рассмотрен такой элемент системы как деловой туризм.
Деловой туризм - это временные деловые поездки и поездки с деловыми целями, включая участие в конференциях, конгрессах и симпозиумах, но без получения дохода от деловых поездок [1].
Деловой туризм является первым видом туризма еще с далеких древних времен, когда данный вид туризма представлял собой поездки с целью проведения встреч и решения финансовых вопросов. Индустриальный этап
развития человечества привел к расширению географии делового туризма и его целям [3].
Развитие национальной экономики и ее интеграция в мировой рынок также немыслимы без развития сферы делового туризма. Основная значимость делового туризма для государства заключается в том, что он приносит весомый вклад в экономику страны, поскольку деловые туристы оставляют значительно больше денег во время путешествий, нежели другие сегменты туристов.
В настоящее время выделяют два типа делового туризма: корпоративный тревел туризм и индустрия встреч MICE.
MICE - это аббревиатура, обозначающая направления организации туров: переговоры, поощрительные туры, организация семинаров, организация корпоративных поездок. Данное направление представляет собой обширный перечень деятельности начиная от разработки туристических программ, продвижения, до полной организации встреч [6].
В России тревел направление в сегменте делового туризма существует достаточно давно, а вот MICE появилось относительно недавно, причем его появлению послужило развитие международных отношений и бизнес-сотрудничества, а на его развитие оказали влияние потребности зарубежных туристов. Сегодня MICE направление в России входит в 20-ку отраслей экономики страны.
Анализируя статистические данные, составлена структура MICE индустрии в разрезе целей поездок.
■ Поощрительный туризм
■ Выставки
■ Конгрессы, конференции
■ Деловые поездки
Рис. 1. Структура М1СЕ по целям поездок.
Как видно из рисунка 1 на сегодняшний день преобладают цели деловых поездок, меньше всего можно встретить поездки с поощрительной целью.
При этом важно сказать, что такой тип делового туризма как конгресс туризм - наиболее динамичный сегмент рынка деловых поездок и наиболее перспективный с точки зрения развития. Конгресс туризм - это деятельность, связанная с организацией конгрессов, выставок, ярмарок, конференций и других мероприятий [5].
Так же эксперты в области изучения туризма отмечают такую тенденцию делового туризма, которая заключается в постепенной популяризации интенсив-туризма.
Интенсив-туризм имеет несколько программ:
- поощрительные;
- мотивационные;
- тимбилдинг;
Длительность: 6 -7 дней.
■ Руководящие должности
■ Менеджеры
■ Партнеры
■ Дистрибьютеры
Рис. 2. Структура участников интенсив-туров.
Особенность и популярность этого типа делового туризма обоснована тем, что его программы разрабатываются не только для групп, но и индивидуально. Даже несмотря на значительно высокую стоимость таких поездок последние несколько лет они становятся востребованными из-за высокой потребности в качестве получаемых услуг.
Необходимо отметить, что в последнее десятилетие среднегодовые темпы увеличения объемов делового туризма в России достигли 9%, тогда как туризма в целом - 5%. Согласно прогнозам специалистов, в ближайшие пять лет рост числа бизнес-путешествий будет продолжаться, что объясняется оживлением разносторонних связей между государствами, в частности это касается развития деловых отношений в Восточном направлении [2].
Для России деловой туризм является перспективным направлением, при чем как для развития туризма, как отрасли и для экономического роста.
Однако, его развитию и продвижению препятствует ряд нерешенных вопросов и трудностей организационного, экономического, нормативного, научного, технического, производственного и финансового характера. По оценкам экспертов деловой туризм в России находится в стадии развития, но недостаточного для удовлетворения потребностей туристов. Особенно это остро ощущается сейчас, когда возникают динамичные изменения на рынке гостиничных услуг и сопутствующих деловому туризму отраслях.
В условиях трансформации сегмента гостиничных услуг в сторону делового туризма возникают многочисленные сложности в предоставлении услуг, в том числе это оказывает негативное влияние не только на самих бизнес-туристов, но и на другие сегменты туристов. Однозначно стоит отметить зарубежный опыт делового туризма и его самые перспективные направления [8]:
Европа, возможно, является самым старым и самым популярным местом для деловых поездок. Здесь находятся штаб-квартиры ведущих мировых компаний во всех сферах - от автомобилестроения до производства игрушек, от производства масла до косметологии, здесь можно хранить и приумножать капитал в надежных банках. Только в Европе ежегодно проводится около восьми тысяч выставок, и нет производственной и легкой промышленности, которой не была бы посвящена хотя бы одна тематическая выставка.
Германия давно и прочно занимает лидирующие позиции в выставочном туризме - ежегодно здесь проводится около 1700 выставок: только во Франкфурте-на-Майне их до десяти ежемесячно, а количество участников на каждой от тысячи до трех тысяч.
Франция занимает второе место по популяризации делового туризма. Особенно популярен в стране выставочный тип делового туризма.
Развивающиеся экономики Востока - Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань (напомним, последние два - особые административные районы Китая) - назывались азиатскими тиграми неспроста: с начала 1960-х они смогли прорваться в развитые страны Азии и успешно конкурировать с ними.
Как направление деловых поездок, эти страны продолжают занимать видные позиции на Востоке, и даже масштабный кризис 1990-х годов не стал фатальным для «тигров». В Гонконге есть современный выставочный центр AsiaWorld Expo, в котором ежегодно проводится около 100 выставок, львиная доля из которых является крупнейшими в Азии и одними из крупнейших в мире [8].
Соединенные Штаты - одно из самых популярных направлений деловых поездок для национальных предпринимателей. Несмотря на не всегда простое получение визы, длительный и дорогой перелет и дороговизну общего обслуживания (проживание, транспортировка грузов и т. д.), российские бизнесмены имеют давние и прочные связи с Америкой, хотя в условиях современных реалий число таких поездок сократилось, а ведение бизнеса значительно усложнилось на фоне санкций [8].
К сожалению, Россия при всем своем потенциале в настоящее время занимает довольно скромное место на мировом рынке туристической индустрии. Это связано с недостаточным уровнем развития внутреннего туризма и невнимательностью к этой отрасли со стороны государства.
На сегодняшний день наиболее актуальные проблемы делового туризма в России:
- отсутствие грамотного продвижения и PR для создания заслуживающего доверия положительного имиджа регионов России для развития въездного туризма;
- отсутствие целенаправленной, высокопрофессиональной, продуманной государственной и межведомственной политики обучения персонала;
- мало внимания уделяется участию в международных выставках деловых поездок;
- действующий порядок выдачи виз в Россию гражданам, безопасных с точки зрения миграции иностранных государств, что не всегда способствует росту въездного туризма;
- несоответствие отелей и гостиниц уровню международных стандартов;
- проблемы в адаптации стратегий по развитию гостиничных предприятий в условиях трансформации сегмента;
- проблемы предоставления качественных деловых услуг с учетом другого сегмента, действующего в гостиничном предприятии;
- геополитические отношения между странами, этнические конфликты, недостаточность государственного регулирования решения вопросов национальной безопасности, в том числе участия в организации делового туризма и пр.
Решением вышеперечисленных проблем могут стать информационные технологии, совершенствование государственного регулирования в сфере туризма, в частности разработка программ в направлении делового туризма и вопросов безопасности. Также возможностями решения проблем могут стать переориентация других сегментов сферу делового туризма, повышение квалификации персонала, разработка новых стратегий развития, повышение качества и многое другое.
Рассмотрим несколько перспектив развития делового туризма.
Современные информационные технологии и системы связи неодинаково применяются в различных секторах индустрии делового туризма.
Например, в таком виде делового туризма, как выставки информационные технологии играли бы большую роль в привлечении большего числа туристов, а также продвижению самой категории туризма в целом. Внедрение виртуальных туров - наиболее в этой сфере эффективный инструмент, с точки зрения решения проблемы продвижения туристических продуктов. Отсутствие технологий в наше время негативно сказывается на развитии той или иной сферы, туризм в этом вопросе не исключение.
В последнее время организаторы корпоративных мероприятий все чаще прибегают к услугам бюджетных авиакомпаний. Однако рост числа новых недорогих перевозчиков в таких регионах, как Азиатско-Тихоокеанский регион, Ближний Восток и Латинская Америка, был недостаточным из-за растущего числа пассажиров. Однако это можно расценить как предпосылку к развитию.
На фоне трансформации рынка туризма появляется и трансформация
сегмента потребителей, так, например, вследствие изменения направлений
географии делового туризма появляются все чаще туристы из стран СНГ и
82
Восточных направлений. Это привело к необходимости развития профессиональной имиджелогии и межкультурных связей с общественностью. Сегодня появляется спрос на специалистов по связям с общественностью для оказания услуг в сфере гостиничного бизнеса, причем очень важным критерием отбора стали являться не только знание языков, но и знание особенность культуры разных народов [4].
Отечественные специализированные институты туризма по-прежнему предпочитают производить «обычную рабочую силу». В западных странах давно поняли, что деловой туризм - это специфическая и тонкая работа с предпринимателями, но профессиональные консультации и менеджмент. Поэтому в этой отрасли должны работать профессионалы, знакомые не только с тонкостями организации деловых поездок, но и со спецификой ведения бизнеса, потребностями деловых путешественников, множеством нюансов. от организации профессиональных мероприятий, протокола и многого другого, практического отсутствия институтов, готовящих специалистов по деловому туризму в регионах России.
В Российской Федерации наблюдается общая недооценка роли выставок делового туризма с точки зрения государственной политики и предпринимательства России. А стоимость деловых контактов и результатов на таких выставках иногда в 4-5 раз ниже, чем при использовании других видов деятельности, например рекламы. Часто используется не более 5-10% возможностей, предлагаемых выставками MICE.
Еще одна проблема развития российских региональных бизнес-отелей -отсутствие широкого спектра дополнительных услуг. Пока бизнес-туризм в России - это только посещение командировок и деловых мероприятий, забыв о медицинских услугах, услугах, которые дают возможность совершать деловые поездки с семьей и т. д.
Эта проблема усугубляется тем, что в городах, далеких от центральной России, часто отсутствуют развлекательные и оздоровительные центры, где можно было бы получить услуги приемлемого качества.
Так же из негласных существуют несколько проблем: риски и коррупция. Если риски достаточно распространённая проблема в любом бизнесе и о ней в контексте данного вопроса не стоит упоминать, то вот с коррупцией напротив. Так называемый «отмыв» денег с легкостью можно реализовывать именно через сферу делового туризма.
Важным негативным фактором является отсутствие актуальной статистики. В России подсчет бизнес-туристов ведется на основе информации из зарубежных источников или формальных ответов по социологическим исследованиям.
Ориентация на бизнес-туристов сейчас характерна для отелей районных центров Центрального региона России. Их основные клиенты - бизнесмены, путешествующие по делам из других городов, в основном из Москвы, что составляет до 60% заполняемости региональных отелей. Ночлег в том же регионе или районе составляет не более 10-15%, а иностранные гости здесь, как правило, редки [10].
Таким образом исследование подводит к выводу, что в России существует региональный разрыв в развитии сегмента делового туризма между центральной частью России и регионами, особенно далеко удаленными от столицы.
Особенность делового туризма в том, что бизнес-путешественники оставляют в стране намного больше денег, чем средний турист. Поэтому Россия следует примеру многих стран мира и почти ежегодно принимает множество международных форумов. Да, безусловно на фоне санкционного давления количество форумов сократилось, но сегмент географии трансформировался и теперь, когда преобладают деловые отношения с представителями Восточного направления есть перспективы создания новых форумов и расширения внутренней географии развития делового туризма.
Анализ современного состояния туризма, в том числе делового в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера в целом
развивалась стабильно и динамично, хотя и не без ограничений и сложностей.
84
Ежегодно наблюдается рост внутреннего туристического потока, при этом эксперты GBTA отмечают, что и въездной поток тоже будет нарастать особенно к концу 2023 началу 2024 годов [9].
Другие эксперты RBTC выделили тенденции сегмента делового туризма по итогам 2022-2023 годов [11]:
- увеличение интеллектуальных элементов в деловом туризме;
- устойчивый спрос на выставки;
- сокращение продолжительности деловых встреч;
- комбинированные мероприятия, которые могут содержать в себе сразу несколько видов делового туризма;
- традиционное направление деловых встреч «теплые» локации.
Так же отмечается, что сегодня в 2023 году среди сегмента деловых
туристов все реже можно встретить выбор места проживания в пользу сетевых отелей. Современные деловые туристы предпочитают останавливаться в гостевых домах, апартаментах, бутик-отелях. Но проблема заключается в том, что данные типы мест проживания имеют другие стратегические цели и не всегда можно встретить те, которые направлены на обслуживание именно деловых туристов с предоставлением им необходимых бизнес-услуг.
На основании вышеописанного тренда сами гостиничные предприятия вынуждены менять тревел-политики. Новое поколение деловых туристов занимаются планированием, организацией и бронированием все чаще самостоятельно, что ведет к росту рисков перерасходов бюджета и ошибок в организации. Так, по данным Global Traveler USA, случаи бронирований, несоответствующих тревел-политикам компаний, продолжают расти. Деловые путешественники, выбирая рейсы и отели для командировки, совершают бронирования, выходящие за рамки тревел-политики. Чтобы уменьшить количество нарушений, компании будут пересматривать тревел-политики и делать их более гибкими. Данный тренд не только предоставит сотрудникам более комфортные условия деловых поездок, но и благотворно повлияет на корпоративную культуру и лояльность сотрудников.
течественн е эксперт отмеча т, что с учетом последствий пандемии на рынок туризма, а теперь и нестабильной геополитической обстановки также существует тренд ухода делового туризма в онлайн формат. Для многих представителей отрасли это станет серьезной проблемой. В том числе в следствии оттока туристов и доходных потерь.
Выводы. На Российском рынке сегмент делового туризма существует относительно недавно и еще только начинает свое развитие. Это можно считать преимуществом, поскольку уже сегодня можно будет сформировать совершенно новый рынок, с учетом внешних вызовов. Тенденции делового туризма в России показали, что нужно расти и модернизировать свои устои в более прогрессивное русло, отказываться от устоявшихся технологий в пользу инноваций, не пренебрегать зарубежным, причем положительным, опытом, хотя в условиях санкционного давления стоит большее внимание уделять именно тем направлениям географии развития делового туризма, которые сегодня стали актуальными, например Восточные. Также можно сказать, что интерес к развитию делового туризма начинает расти внутри страны, что является положительной предпосылкой, однако необходимо сокращать региональные разрывы.
Сегодняшние тренды делового туризма вращаются вокруг: новых сегментов туристов и переориентацией на их предпочтения и особенности, онлайн-формат, развитие технологий, расширение базы услуг, сокращение регионального разрыва внутри страны.
Литература
1. Боголюбова С. А. Виды и тенденции развития туризма: учебное пособие для вузов / С. А. Боголюбова. — Москва: Издательство Юрайт,
2020. — 231 с.
2. Будаев П. Е. Потенциал российского туризма в посткризисный период // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки.
2021. №3. С.101-105.
3. Долженко Г. П. История туризма: учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 227 с.
4. Клейман А.А. Тренды развития туристского рынка и формирования потребительских предпочтений / А.А. Клейман, О.А. Бабанчикова // Менеджмент предпринимательской деятельности. Материалы XVII международной научнопрактической конференции преподавателей, докторантов, аспирантов и студентов, 2019. С. 399-405.
5. Лучина Н.А., Леушина О.В. Конгресс-центры как фактор активизации MICE туризма // Передовые инновационные разработки. перспективы и опыт использования, проблемы внедрения в производство: сборник научных статей по итогам шестой международной научной конференции, 2019. С. 124-125.
6. Макринова Е.И. Индустрия туризма в современной мировой экономике: иерархия постановки задач и результаты социальноэкономических исследований на международном, национальном и региональном уровнях / Е.И. Макринова, В.В. Лысенко, С.П. Никулина // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2019. № 2 (75). С. 54-65.
7. Пьянкова С. Г., Митрофанова И.В., Ергунова О.Т. 2023. Индустрия туризма в условиях «новой нормальности»: вызовы и перспективы. Экономика. Информатика, 50(2): 300-312.
8. Севастьянов Д. В. Страноведение и международный туризм: учебник для вузов / Д. В. Севастьянов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 327 с.
9. Исследования GBTA. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gbta.org/?override=y (Дата обращения: 28.11.2023).
10. Сайт туристской статистики Ростуризм: [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/statistika/ (Дата обращения: 29.11.2023).
11. Тенденции сегмента делового туризма. Электронный ресурс]. URL: https://docs.iza.org/dp11220.pdf (Дата обращения: 29.11.2023).