ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА
УДК 377
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ ЕС I
В статье представлены результаты анализа системы профессионально-технического образования и профориентации в экономически развитых странах Евросоюза, где система профориентации и профессиональной подготовки учащихся имеет длительный и планомерный характер развития, базируется на фундаментальной теоретико-методологической базе. Стабильная развитая экономика западных стран позволяет проводить про-фориентационную политику, основываясь прежде всего на интересах личности и принимая во внимание потребности государства в кадрах. Основная задача аналитической работы — разобраться в ориентирах построения конкурентоспособной системы среднего профессионального образования.
Цель исследования: представить основные черты и тенденции развития среднего профессионально-технического образования в экономически развитых странах EC.
Методы: изучение официальных документов и научной литературы по тематике, анализ, синтез, обобщение, классификация.
Результаты: автором выделены и представлены двенадцать основных тенденций развития среднего профессионально-технического образования в экономически развитых странах ЕС.
Ключевые слова: профориентационная политика, среднее профессионально-техническое образование, профподготовка.
С. А. Дудко
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва
E-mail: Svetlana-62@ list.ru
Svetlana A. Dudko
PhD (Education), Senior Researcher, Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia
Как цитировать статью: Дудко С. А. Основные тенденции развития среднего профессионально-технического образования в экономически развитых странах ЕС // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 3 (60). С. 15-28. БО!: 10.24411/2224-0772-2019-10014
Введение
В Рекомендациях ЮНЕСКО по профессионально-техническому образованию дано следующее определение: «профессионально-техническое образование и подготовка понимается как образование, включающее в себя обучение и развитие навыков, связанных с широким спектром профессиональных сфер производства и услуг. Профессионально-техническое образование, как часть обучения на протяжении всей жизни, может проходить на уровне среднего, по-слешкольного и высшего образования и включает обучение на рабочем месте, непрерывное обучение и профессиональное развитие, которые могут привести к получению квалификации» [2].
В развитых странах Европы система профориентации имеет длительный и планомерный характер развития, базируется на фундаментальной теоретико-методологической базе, которая постоянно совершенствуется с учетом экономических и социально-политических изменений. Тогда как в России смена периодов экономического подъема и упадка сопровождались то возрастанием, то снижением практического интереса к данной области, что проявлялось либо в эффективной поддержке государством профессионально-технической подготовки молодежи, либо в отказе от финансирования каких-либо разработок в этой области. В результате, несмотря на то, что подобная работа в России имеет более чем вековую историю, отечественная система профориентации и профподготовки во многом уступает западной. Поэтому изучение основных тенденций развития среднего профессионального образования в экономически развитых странах, их анализ и обобщение представляется важным этапом осознания собственных проблем и ошибок. Основная задача такой аналитической работы — разобраться в ориентирах построения конкурентоспособной системы среднего профессионального образования.
Цель исследования: представить основные черты и тенденции развития среднего профессионально-технического образования в экономически развитых странах ЕС.
Методы: изучение официальных документов и научной литературы по тематике, анализ, синтез, обобщение, классификация.
Результаты исследования
В результате изучения систем профориентации и профессиональ-
но-технической подготовки школьников в экономически развитых странах мира был сделан вывод о том, что развитые западные страны уделяют повышенное внимание личности учащегося, привлекают серьезные материальные и педагогические ресурсы для помощи в самоопределении и самореализации молодых людей. Напротив, в азиатских, даже экономически развитых странах, профориентационная деятельность в школах, как правило, жестко увязана с интересами экономики и потребностями рынка труда и является селективной и сугубо прагматичной. Учащиеся ориентированы на получение элитного образования. В Сингапуре, например, при переходе на старшую ступень школы учащиеся разделяются по способностям на три потока: средне-успевающие, проявляющие особые успехи, наиболее талантливые (или исключительные) [5]. В Японии суровые тестовые экзамены по окончании средней ступени общеобразовательной школы также ранжируют старшеклассников: лучшие продолжают получать академическое образование в старшем звене ведущих школ и готовятся к поступлению в вуз; «средние» выбирают технические колледжи или профтехучилища; учащиеся, показавшие плохие академические результаты, направляются в низкорейтинговые школы. Интересы индивида в азиатских странах отодвинуты на второй план и если учитываются, то только как дополнение к повышению эффективности труда.
В России «профильное обучение направлено на реализацию лич-ностно ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории» [1]. Поэтому профориентационная политика экономически развитых стран ЕС, направленная на самореализацию молодых людей и на их подготовку к сознательному выбору рабочей профессии, гораздо ближе российскому образованию, нежели прагматичный селективный подход азиатских стран. Автор выделил двенадцать основных тенденций развития профессионально-технического образования в странах ЕС, основываясь на европейских документах, программах среднего профессионального образования и практике реализации задач профориентации и профподготовки в различных развитых странах Евросоюза.
1. Равный доступ к получению качественного общего и среднего профессионального образования для всех детей рассматривается в развитых западных странах как ведущий принцип справедливости
в образовании и одно из основных условий устойчивого развития, гендерного равенства и успешной интеграции молодежи в экономику. В экономически развитых странах уделяется особое внимание инклю-зивности и равенству возможностей учащихся во всей системе образования. Принимаются меры против всех форм дискриминации [9]. Профориентация и профессиональная подготовка проводятся таким образом, чтобы все формы учебных заведений, учебных программ, материалов и практика на рабочем месте способствовали достижению гендерного равенства, были доступными для всех детей, в том числе находящимся в неблагоприятном и уязвимом положении. Уделяется внимание учащимся с ограниченными возможностями здоровья, коренным народам, кочевому населению, этническим меньшинствам, мигрантам, беженцам, лицам без гражданства и населению, затронутому конфликтом или стихийным бедствием путем оказания адресной социально-психологической, медицинской и финансовой поддержки [15].
Среднее профессиональное образование в развитых западных странах является бесплатным для всех детей и в его финансировании участвуют министерства и департаменты образования, а также социальные партнеры. Молодым людям с особыми образовательными потребностями перспектива развития дается именно через приобретение профессии, чтобы человек мог трудиться и не чувствовать себя исключенным из жизни общества. При этом отсутствуют тупиковые пути получения образования. В настоящее время все учащиеся, имеющие любой диплом об окончании школы, могут при желании продолжить учебу в университете.
2. Усиливается взаимосвязь среднего профессионально-технического образования с реально существующими потребностями государства в кадрах. Государства — члены ЕС создают для своих стран общедоступные банки данных, содержащие полную информацию о профессиях и ситуации на рынке труда, о содержании и условиях различного рода профессиональной деятельности, квалификационных и медицинских требованиях, родственных профессиях, а также перечень учебных заведений, в которых готовят тех или иных специалистов. Учащимся предоставляется актуальная информация о рынке труда в стране, регионе, городе. Практически во всех странах действуют центры общенациональной государственной службы содействия
найму, основная задача которых — сбор и распространение информации о вакансиях и свободной рабочей силе. В школах небольших городов и в сельской местности структура профессиональных программ изменяется с учетом рекомендаций региональных комитетов по трудовым ресурсам, состоящих из представителей местных властей, учебных заведений, предпринимателей, руководителей наиболее крупных местных компаний. Одна из основных задач — изучение текущего и перспективного спроса на рабочую силу на местах и управление в соответствии с этим процессом подготовки кадров [9].
3. Активизировалась деятельность государства по популяризации и повышению престижа рабочих профессий. Ранее профессионально-техническое образование в экономически развитых странах получали, в основном, малообеспеченные и академически наименее успешные учащиеся. В обществе бытовало стереотипное представление, что данное образование — это удел неудачников и тех, кто плохо учился в школе. Однако на рубеже веков обнаружилось, что спрос на высококвалифицированных рабочих увеличивается с каждым годом. Поэтому серьезные усилия были предприняты для популяризации профессионального образования. В первую очередь с этой целью в развитых странах были ликвидированы «тупиковые» пути получения образования. Если ранее после окончания профессиональных училищ молодые люди не могли продолжать обучение в вузе, то теперь такого запрета нет. Также в средствах массовой информации начали активно распространяться «истории успеха» людей с малопрестижными рабочими профессиями, стали выходить фильмы о позитивной карьере людей труда и т.д. Рост зарплат для высококвалифицированных рабочих также сделал рабочие профессии более привлекательными.
4. Профессиональная ориентация учащихся интегрирована в систему общего и профессионального образования и обычно начинается в начальной школе. Можно выделить четыре базовых составляющих профориентационной деятельности в европейских школах: профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональный выбор, профессиональная адаптация и поддержка. Такая система профориентации характеризуется многоступенчатостью, дифференциацией предметных предложений и индивидуальных подходов, которые все более персонифицируются по мере становления личности обучающегося с целью добиться осознанного выбора буду-
щей профессиональной деятельности, учитывая пожелания учащихся и государственные потребности в кадрах. Начиная с начальной школы с учащимися активно работают психологи, учителя, профессиональные консультанты, социальные работники и т.д. Рекомендуется, чтобы преподаватель каждого предмета на занятиях ясно показывал учащимся перспективы обучения и пользу своего предмета для разных профессий. Работа не замыкается в стенах школы и становится все более разнообразной по форме по мере взросления учащихся [14]. В учебном плане выделяется время для экскурсий на предприятия, лекций специалистов, для разработки проектов о профессиях, работы с наставником и других видов деятельности, которые расширяют представление о профессиях.
5. Развиваются индивидуальная профориентация и профкон-сультирование. Для лучшего удовлетворения запросов учащихся, учета их интересов, способностей и склонностей составляется индивидуальный профориентационный план, портфолио или досье по профориентации. Индивидуальный профориентационный план учащегося вместе с дополнительными данными об успеваемости, результатами психологической службы, медицинских освидетельствований и итогами тестирования служит основой для определения будущей профессии.
В начальной школе коллектив учителей и персонал, занятый в системе профессионального ориентирования, наблюдают за учащимися, а в среднем звене уже проводят разнообразные виды тестирования, опросов, психологическую диагностику, тренинги и семейные консультации, результаты которых заносятся в индивидуальные профо-риентационные планы. Создаются профориентационные советы, куда входят учителя, администрация школы, родители, профконсультанты или советники по профессиям, психологи, представители предприятий и руководство местных властей. Обычно план начального цикла профориентации заключается в информировании школьников о различных учебных направлениях и профессиях. В дальнейшем, когда учащийся стоит перед выбором конкретной профессии, обучение приобретает профильный характер. На последнем цикле обучения в школе происходит уточнение профессиональных и предметных предпочтений обучающихся благодаря стажировкам на предприятиях, пробным работам в реальных организациях (в большинстве стран)
или в специально созданных самостоятельных школьных фирмах (Германия, Финляндия). Общение с профконсультантом должно быть доступно для всех учащихся, и работать специалист должен индивидуально с каждым ребенком. Профконсультант входит в состав про-фориентационного совета класса наряду с классным руководителем и школьным психологом. Дети с трудностями в обучении получают специальное образование. В классах для учащихся с особыми потребностями детей меньше, чем в обычных классах [8].
6. В большинстве развитых западных стран составляется единая программа профориентации и профессиональной подготовки.
При получении среднего образования на старшей ступени школы (15-16 лет) появляются две категории: старшая ступень общего среднего образования и старшая ступень среднего профессионального образования. Вступительные тесты и другие минимальные требования для поступления, как правило, необходимы. Типичная продолжительность этого уровня варьируется от двух до пяти лет [10]. Министерства или отделы департаментов образования и науки разрабатывают рекомендации для учебных программ всех форм среднего общего и профессионально-технического обучения, финансируют и контролируют реализацию государственных программ в сфере профессионального обучения и занятости. Каждая школа региона формирует и применяет определенную программу профориентации и профессионального обучения. Программа известна ученикам, родителям, администрации, работодателям. В основе программ — связь обучения и будущей профессиональной деятельности, а также учет потребностей данного региона в кадрах. В профессиональные программы входит также информирование о различных учебных заведениях профессионального образования, правилах поступления и др. Среднее профессиональное образование призвано развивать также предпринимательские навыки, знание трудовых прав, навыки для здоровья и безопасности труда, культурного развития, ответственного гражданства в целях устойчивогоразвития.Программыстремятсясочетатьравенствоиразно-образие для всех и при этом для каждого [2].
7. Важным условием достижения конкурентоспособности в системе среднего профессионального образования является совмещение теории и практики профессионального обучения в старшем звене школы. Профориентационная политика развитых стран отли-
чается большой практической направленностью, поощряет обучение на рабочем месте в его различных формах, включая обучение без отрыва от производства, профессиональную подготовку и стажировку на предприятиях, чередующееся обучение в школе и на предприятии и т.д. Таким образом, профподготовка позволяет учащимся приобрести максимум навыков в конкретной области деятельности и изучить возможности построения карьеры в данном направлении [11]. Варианты совмещения теории и практики профессионального обучения в старшем звене школы многообразны: чередование теоретической подготовки и работы на предприятиях в течение учебного года (Франция, Швейцария), ознакомление с профессиями и прохождение профессиональных проб в течение нескольких месяцев, работа подростков по найму в течение летних каникул (Канада), создание мини-предприятий (Великобритания), моделирование производственных условий фирмы в стенах школы (создание модели предприятия) (Германия). В Германии был создан проект интерактивного предприятия (NEBS). Основная задача школьников — учиться, работая в самостоятельных школьных фирмах, созданных в зданиях школ.
8. Проводится политика обеспечения квалифицированным персоналом всей системы профориентации и профессионально-технического образования в школе, включая учителей, профконсультантов, администрацию, наставников, инструкторов, ассистентов, социальных работников, психологов и других специалистов. Необходимость повышения квалификации в настоящее время предусмотрена законом практически во всех развитых странах. Исследование Всемирного банка реконструкции и развития показало: «Опыт стран с высоким уровнем доходов показывает, что практикоориентированность, конкретность и непрерывность являются ключевыми для эффективного профессионального развития преподавателей. Практикоориентированность означает, что учителя обучаются с использованием конкретных практических методов, в отличие от теоретических лекций, и обучение проводится в очной форме. Конкретность означает, что программы подготовки учителей наиболее эффективны тогда, когда они обучают педагогическим техникам, специфичным для конкретной предметной области (например, как эффективно преподавать математику). Непрерывность означает, что учителя получают постоянную существенную поддержку, а не посещают разовые семинары»[13].
Повышение квалификации (или продолженное профессиональное развитие) персонала обычно оплачивает работодатель. Учитывая растущее внимание к обучению на рабочем месте, персоналу, занятому в системе профподготовки, также требуется постоянное повышение квалификации, которое включает работу на предприятии и теоретическую поддержку, чтобы адаптироваться к изменениям в структуре рынка труда и к инновационным технологиям. Советники по профессиям и профконсультанты имеют образование в области психологии и социологии или диплом учителя [12]. В последнее время в различных центрах по профориентации работу проводят также нейропси-хологи — выпускники психологических факультетов. Продолженное профессиональное развитие (повышение квалификации) персонала проходит на специально созданных модулях (курсах) в университетах, на курсах профессионального развития, в различных структурах непрерывного профессионального образования взрослых, как формального, так и неформального характера. Длительность таких курсов — от двух недель до нескольких месяцев. Иногда персонал проходит подготовку без отрыва от работы. Иногда на это уходит несколько недель летнего отпуска.
9. Социальный диалог и социальное партнерство в профессиональной подготовке учащихся. Практически все страны испытывают нехватку государственных средств для финансирования возрастающих объемов обучения. Поэтому в развитых странах в процессе профориентации и профподготовки учащихся принимают участие не только министерства образования, но также общественные, муниципальные и региональные организации, государственные и частные предприятия, агентства занятости и другие учреждения. Все они проводят про-фориентационные мероприятия для школьников: организуют встречи с людьми разных профессий, привлекают актеров, спортсменов и других известных людей, организуют лекции, экскурсии, походы, игры, соревнования и т.д. Министерства или отделы департаментов образования и науки выделяют государственные ассигнования, планируют, анализируют и прогнозируют развитие образования и профессиональной подготовки в регионах. Предприятия и ассоциации производителей за свой счет проводят стажировку учащихся, оснащают школы необходимым оборудованием, трудоустраивают выпускников, в том числе с особыми образовательными потребностями. На это предусмо-
трена особая квота. Оплата приглашенных специалистов по профориентации и многие мероприятия финансируются из бюджета региона и местными компаниями. Так называемые «страны ученичества» или наставничества (Австралия, Австрия, Германия, Дания, Нидерланды, Франция, Швейцария и некоторые другие), которые сумели установить тесные связи с социальными партнерами, обеспечивают сейчас наиболее качественное среднее профессиональное обучение для всех учащихся и добились наибольших успехов на этом пути [3].
10. Использование ИКТ, маркетинговых технологий и современных мультимедийных возможностей в системе профориентации и профподготовки. Информационные и руководящие службы, занятые профориентацией учащихся, помогают им определиться и принять решение о выборе профессии с помощью информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая мобильные технологии, социальные сети и мультимедийные платформы и инструменты. Создаются фильмы и рекламные ролики, издаются специализированные журналы о школьной профориентации, выпускаются видеопособия с рекомендациями. Учащиеся имеют доступ к специализированным профориентационным интернет-ресурсам, так же, как и имеют возможность получить информацию от специалиста-консультанта, который может проводить дополнительный компьютерный тест по диагностике способностей, личностных черт и возможностей учащихся. Тестовые задания, а также выполнение практических работ за компьютером позволяют вывести мониторинг эффективности обучения на принципиально новый уровень, более адекватно оценить степень соответствия личных качеств ребенка, его способностей и склонностей тому, чего требует работа по той или иной специальности [4].
11. Использование результатов междисциплинарных исследований, данных нейронаук в системе профориентации и профподготовки учащихся. Только междисциплинарное взаимодействие специалистов разных областей знаний может улучшить здоровье и гармонизировать развитие подрастающего поколения, взрослеющего в условиях ухудшающейся экологии и цифровизации всего окружающего. Одной из дисциплин, разрабатывающих научные и прикладные аспекты здоровьесберегающих технологий для детей и подростков, является нейропсихология детского возраста. В последние десятилетия были предложены многочисленные технологии повышения эффек-
тивности обучения с учетом механизмов работы мозга. Также были получены многочисленные свидетельства в пользу необходимости выявления индивидуальных особенностей мозговой организации психических функций детей при проведении профориентации [7]. Участие нейропсихолога в профориентационной работе заключается в определении индивидуальных особенностей работы мозга, предрасполагающих к выполнению тех или иных видов деятельности, чтобы затем дать рекомендации по дальнейшему развитию способностей, требующихся для освоения определенных профессий.
12. Повышается согласованность между национальным сбором данных о профессиональном образовании и международными стандартами, рекомендациями и инициативами. Государства ЕС проводят политику по взаимному признанию квалификаций на национальном, региональном и международном уровнях. Разработаны соответствующие инструменты и индикаторы для измерения эффективности и результативности политики профориентации и профессионального образования в сравнении с согласованными стандартами, приоритетами и целями. Государства—члены ЕС создают информационные системы и банки данных о рынке труда для обеспечения соответствия технического и профессионального образования текущим и меняющимся потребностям в сфере труда на национальном, региональном и международном уровнях, включая в том числе те, которые подразумевают переход к зеленым профессиям, экономикам и обществам [6].
Заключение
Анализ построения зарубежного образования интересен как в практическом, так и в методологическом плане, поскольку позволяет выявить лучшие мировые модели и наработки, осмыслить их эффективность и возможность использования в РФ. При этом надо учитывать, что система образования не может рассматриваться в отрыве от социальных, экономических и политических задач, от конкретных условий каждой страны, ее национально-исторических особенностей, специфики управления и т.д. Поэтому даже в однотипных по социально-экономическому и политическому строю обществах системы образования не являются тождественными. Про среднее профессионально-техническое образование в странах Евросоюза можно сказать, что оно многовариантно, но основано на единых принципах, которые
можно сформулировать кратко:
переход к персонифицированной профориентации и профподготовке;
интеграция профориентационной деятельности, среднего общего и профессионально-технического образования;
государственное регулирование профессионально-технического образования в целях соответствия подготовки кадров рынку труда и контроля качества профобучения и профподготовки;
участие социальных партнеров в профессиональном образовании и трудоустройстве учащихся.
Эти принципы являются выражением общей политики в области профессионального образования и теоретической основой для построения многовариантных моделей.
Работа выполнена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» по проекту № 073-00086-19-00.
Литература
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени обучения общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0920.htm (дата обращения: 12.02.2019).
2. Рекомендация о техническом и профессиональном образовании и подготовке (ТПОП) (2015) // UNESCODOC: цифровая библиотека [Электронный ресурс]. URL: https://unesdoc.unesco. org/ark:/48223/pf0000245068.page=41 (дата обращения: 12.02.2019).
3. Фомина А. С. Модели финансирования профессионального образования в развитых странах [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-finansirovaniyaprofes sionalnogoobrazovaniya-v-razvityh-stranah (дата обращения: 12.02.2019).
4. Цифровые дивиденды: доклад о мировом развитии (2016) [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org (дата обращения: 10.02.2019).
5. Education and career guidance (ecg) counsellors // Ministry of Education Singapore [Электронный ресурс]. URL: https://www.moe.gov.sg/education/programmes/social-and-emotionallearning/education-and-career-guidance/quality-ecg-counselling (дата обращения: 08.02.2019).
6. European Quality Assurance in Vocational Education and Training — EQAVET [Электронный ресурс]. URL: https://www.eqavet.eu (дата обращения: 08.02.2019).
7. Filler A. G. The history, development, and impact of computed imaging in neurological diagnosis and neurosurgery // Nature Precedings. 2010. Vol. 7, No. 1. P. 1-85. DOI: 10.1038/npre.2009.3267.5.
8. Orientation dans les pays de l'O CDE // Centre Alain-Savary [Электронный ресурс]. URL: http:// centre-alain-savary.ens-lyon.fr/CAS/education-prioritaire/ressources/theme-2-perspectivesrelatives-a-laccompagnement-et-a-la-formation/orientation-et-ouverture-au-monde-professionnel/bibliographie-et-sites-internet/bibliographie/l-orientation-en-europe-et-dans-les-pays-de-l-ocde (дата обращения: 12.02.2019).
9. The EU priorities for vocational education and training (2015-2020) // European Commission [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/education/policies/eu-policy-in-the-field-of-
vocational-education-and-training-vet_en (дата обращения: 22.01.2019).
10. Upper-secondary-education (EPALE) // World Bank Group. Open Knowledge Depositary [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/epale/en/glossary/upper-secondary-education (дата обращения: 22.01.2019).
11. International practices of career services, credentials, and training // National Carrer Development Association / Yoon H. (Ed.), Hutchison B., Maze M., Pritchard C. et al (contributing eds.). USA, OK, 2018. 249 p.
12. Walter C., Briggs J. What Professional Development Makes the Most Difference to Teachers? Oxford: University of Oxford, 2012.
13. World Development Report 2018 // World Bank Group. Open Knowledge Depositary [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/hand le/10986/28340/9781464813795.pdf?sequence=72&isAllowed=y (дата обращения: 11.06.2019).
14. World-class-proforientation [Электронный ресурс]. URL: https://newtonew.com/school/ world-class-proforientation (дата обращения: 22.01.2019).
15. World Development Report 2018: Learning to Realize Education's Promise // World Bank Group. Open Knowledge Depositary [Электронный ресурс]. URL: https://openknowledge.worldbank. org/handle/10986/28340 (дата обращения: 22.01.2019).
MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN ECONOMICALLY DEVELOPED EU COUNTRIES
The article presents the results of the analysis of vocational guidance systems and vocational training in economically developed EU countries, where the system of vocational guidance and vocational training of students has a long and systematic nature of development, based on a fundamental theoretical and methodological basis. Stable developed economy of western countries allows conducting career guidance policies, based primarily on the interests of the individual and taking into account the state's need for personnel. The author highlighted twelve major trends in the development of secondary vocational education in economically developed EU countries. The main goal of analytical work is to understand the guidelines for building a competitive system of secondary vocational education.
Purpose of the article: to present the main features and trends in the development of secondary vocational education in economically developed countries.
Methods: the study of official documents and scientific literature on the subject, analysis, synthesis, synthesis, classification.
Results: the author highlighted and presented 12 major trends in the development of secondary vocational education in economically developed EU countries.
Keywords: career-oriented activities, secondary vocational education, vocational training.
References
• Cifrovye dividendy: doklad o mirovom razvitii (2016) [Elektronnyj resurs]. URL: https://openknowl-edge.worldbank.org (data obrashcheniya: 10.02.2019). [In Rus].
• Education and career guidance (ecg) counsellors // Ministry of Education Singapore [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.moe.gov.sg/education/programmes/social-and-emotionallearning/educa-tion-and-career-guidance/quality-ecg-counselling (data obrashcheniya: 08.02.2019).
• European Quality Assurance in Vocational Education and Training — EQAVET [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.eqavet.eu (data obrashcheniya: 08.02.2019).
• Filler A. G. The history, development, and impact of computed imaging in neurological diagnosis and neurosurgery // Nature Precedings. 2010. Vol. 7, No. 1. P. 1-85. DOI: 10.1038/npre.2009.3267.5.
• Fomina A. S. Modeli finansirovaniya professional'nogo obrazovaniya v razvityh stranah [Elektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-finansirovaniyaprofessionalnogoobrazovani-ya-v-razvityh-stranah (data obrashcheniya: 12.02.2019). [In Rus].
• International practices of career services, credentials, and training // National Carrer Development Association / Yoon H. (Ed.), Hutchison B., Maze M., Pritchard C. et al (contributing eds.). USA, OK, 2018. 249 p.
• Koncepciya profil'nogo obucheniya na starshej stupeni obucheniya obshchego obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0920.htm (data obrashcheniya: 12.02.2019). [In Rus].
• Orientation dans les pays de l'OCDE // Centre Alain-Savary [Elektronnyj resurs]. URL: http://cen-tre-alain-savary.ens-lyon.fr/CAS/education-prioritaire/ressources/theme-2-perspectivesrelatives-a-laccompagnement-et-a-la-formation/orientation-et-ouverture-au-monde-professionnel/bibli-ographie-et-sites-internet/bibliographie/l-orientation-en-europe-et-dans-les-pays-de-l-ocde (data obrashcheniya: 12.02.2019).
• Rekomendaciya o tekhnicheskom i professional'nom obrazovanii i podgotovke (TPOP) (2015) // UNESCODOC: cifrovaya biblioteka [Elektronnyj resurs]. URL: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000245068.page=41 (data obrashcheniya: 12.02.2019). [In Rus].
• The EU priorities for vocational education and training (2015-2020) // European Commission [Elektronnyj resurs]. URL: https://ec.europa.eu/education/policies/eu-policy-in-the-field-of-voca-tional-education-and-training-vet_en (data obrashcheniya: 22.01.2019).
• Upper-secondary-education (EPALE) // World Bank Group. Open Knowledge Depositary [Elektronnyj resurs]. URL: https://ec.europa.eu/epale/en/glossary/upper-secondary-education (data obrashcheniya: 22.01.2019).
• Walter C., Briggs J. What Professional Development Makes the Most Difference to Teachers? Oxford: University of Oxford, 2012.
• World-class-proforientation [Elektronnyj resurs]. URL: https://newtonew.com/school/world-class-proforientation (data obrashcheniya: 22.01.2019).
• World Development Report 2018 // World Bank Group. Open Knowledge Depositary [Elektronnyj resurs]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/28340/9781464813795. pdf?sequence=72&isAllowed=y (data obrashcheniya: 11.06.2019).
• World Development Report 2018: Learning to Realize Education's Promise // World Bank Group. Open Knowledge Depositary [Elektronnyj resurs]. URL: https://openknowledge.worldbank.org/han-dle/10986/28340 (data obrashcheniya: 22.01.2019).