ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО БАЛЕТОВЕДЕНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКА - 20-е ГОДЫ XIX ВЕКА
Маргарита Андреевна ВЕДЕРНИКОВА,
доктор культурологии, доцент, профессор кафедры классического танца хореографического факультета Московского государственного института культуры, Москва, Россия
e-mail: [email protected]
В статье рассматривается начальный период зарождения балетоведения в России и присущие данному процессу основные тенденции. Среди тенденций балетоведения второй половины XVIII века - 20-х годов XIX века следует выделить: приобщение к мировой художественной мысли; появление первого труда, посвященного истории русского балета; утверждение понятийного аппарата балетоведения как науки; появление первых теоретических публикаций в прессе о хореографии, утверждающих равноправие балетного искусства среди других видов искусства; появление первых рецензий на балетные спектакли и выступления танцовщиков в периодических издания.
Ключевые слова: балет, балетоведение, балетная критика, Я. Я. Штелин, А. И. Тургенев, «Вестник Европы», «Сын Отечества», газета «Бабочка».
THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN BALLET IN THE SECOND HALF OF THE XVIII CENTURY - THE 20TH OF THE XIX CENTURY
Margarita A. Vedernikova, Full Doctor of Cultural Studies, Associate Professor, Professor of the Department of classical dance, the Dance Faculty, the Moscow State Institute of Culture, Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
The article deals with the initial period of the origin of ballet in Russia and the main trends inherent in this process. Among the trends of ballet studies in the second half of XVIII century - 20th of the XIX century should be highlighted: introduction to the world of artistic thought; the appearance of the first work dedicated to the history of the Russian ballet; approval of the conceptual apparatus of ballet studies as a science; the appearance of the first theoretical publications in the press about the choreography, affirming equality of ballet among the other arts; the emergence of the first reviews of ballet performances and the performances of the dancers in the periodical. Keywords: ballet, ballet studies, ballet criticism, Yakob Shtelin, Aleksandr Turgenev, "Bulletin of Europe", "Son of the Fatherland", newspaper "Butterfly".
К концу XVIII века - началу XIX века под влиянием французских и итальянских балетных школ в Российской империи завершается процесс становления балетного театра. Несмотря на то, что первая балетная постановка «Об Орфее и Эвридике» состоялась при правлении царя
Алексея Михайловича в 1673 году, балет как самостоятельный вид искусства заявит о себе только через сто лет, к началу XIX века.
Под балетоведением мы понимаем «науку о балете, включающую теорию, историю хореографии, а также балетную критику» [4, с. 41]. Научных работ, раскрывающих особенности зарождения балетоведения в России во второй половине XVIII века - первой половине XIX века немного, наиболее исчерпывающая из них работа О. А. Петрова «Русская балетная критика конца XVIII - первой половины XIX века» [3].
Рассматриваемый период второй половины XVIII века - 20-е годы XIX века является периодом зарождения балетоведения в России.
Первые упоминания о балетных спектаклях в прессе относятся ко второй половине XVIII века. В «Московских ведомостях» регулярно выходили короткие заметки, анонсирующие предстоящий спектакль. Несмотря на то, что данные заметки носили характер коротких сообщений, они свидетельствовали о становлении балета как самостоятельного жанра.
Необходимо отметить, что по русскому балету XIX века сохранилось большое число фактологического материала, оставленного современниками, но по XVIII веку информации крайне мало, что повышает ценность работы Якоба Якобовича Штелина (1709-1785) «Известия об искусстве танца и балетах России» (1770) [6]. Данный труд был впервые опубликован в книге Иоганна Иозефа Хайгольда «Приложения к преобразованиям в России». В 1779 году работа в укороченном виде повторно была опубликована в «Санкт-Петербургском вестнике» под названием «Сокращённые известия о русских танцах и театральных в России балетах, сочинения его превосходительства действительного статского советника Я. Я. Штелина».
Я. Я. Штелин, уроженец Швабрии, окончил высшие академические классы в Цитау, на которых изучал философию, поэзию, музыку, искусство фейерверков и перспективное рисование. Затем он учился в Лейпцигском университете, где у него проявились универсальные способности к физике, химии, математике, праву, истории и даже к музыке. В апреле 1735 года Якоб Штелин приехал в Петербург, где с 1836 года занимал должность заведующего кафедры красноречия при Академии наук, а с 1738 года возглавлял Департамент гравирования на меди, Монетный двор, заведовал каталогизацией Императорской библиотеки и составлением фейерверков для придворных торжеств. Штелин также занимался редакторской и журнальной деятельностью в «Санкт-Петербургских ведомостях», вёл раздел историко-географических обзоров. К концу 1740-х годов деятельность Штелина сконцентрировалась вокруг области искусства. До наших дней сохранились рукописи Я. Я. Штелина, раскрывающие развитие искусства в России в данный период истории,
в том числе посвящённые развитию балетного искусства. Штелин также собрал большое число картин, офортов, разнообразных коллекций, перешедших впоследствии в музеи Санкт-Петербурга.
Следует сделать акцент на том, что работа Я. Я. Штелина «Известия об искусстве танца и балетах России» (1770) является основным материалом по русскому балетному искусству XVIII века. В работе, состоящей из двадцати трёх параграфов, содержатся сведения о русском народном танце, танцах на балах, первых балетных представлениях, начиная с постановок Ж.-Б. Ланде и заканчивая сочинениями Г Анджолини. О русском народном танце Штелин пишет: «Во всём танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который бы мог превзойти русскую деревенскую пляску» [6, с. 259-260]. Сила русских танцевальных традиций не угасла с появлением французских и итальянских профессиональных балетных школ, а наоборот, дала уникальный сплав, на основе которого начнёт формироваться русская школа классического танца.
Я. Я. Штелин по праву может считаться первым историком русского балета, а его работы - первыми текстами критического жанра, по-свящёнными балету.
Первоначально русское балетоведение развивалось через приобщение к мировой художественной эстетической мысли. В 1790 году был издан «Танцевальный словарь», в основу которого легли сочинения Ж.-Ж. Новерра и Л. де Каюзака. Словарь был переведён с французского языка. Как отмечает О. А. Петров: «В предисловии к "Словарю" называются три главные части, которые необходимы в рассуждении о танце» [3, с. 25], а именно: механика, или хореописание, поэтика и история танца. Именно на них следует обратить внимание при прочтении словаря, поскольку «в этих трёх частях, по сути, были заключены три начала балетной критики. Знание технологии танца, понимание его поэтики, введение рецензентом исторических реминисценций в анализ современного ему спектакля уже в XVIII веке представлялись необходимостью в критических рассуждениях об искусстве балета» [3, с. 26]. Также интерес представляют определения, данные таким понятиям, как «танец» и «балет». Например: «Ballet. Балет. Театральное действие, представляемое танцованьем и пляскою, которое всегда соединено с музыкою. Сие слово происходит от древняго французскаго слова Baller, балер, плясать, увеселяться. Балеты разделяются на исторические, баснословные и стихотворческие» [2, с. 44-45].
На современный русский язык «Танцевальный словарь» так и не был переведён. В 2013 году книга была переиздана репринтом в Москве, в издательстве «Книга по требованию».
В 1803-1804 годах в Санкт-Петербурге был издан труд Ж.-Ж. Новерра «Письма о танце». Это основной труд по теории хореографии, определив-
ший вектор развития не только отечественного, но и мирового балета. Как известно, Шарль Луи Дидло, с чьим творчеством связан первый расцвет русского балета, являлся сторонником идей Новерра.
С 1803 по 1806 год русский писатель, переводчик Николай Максимович Яновский (ок. 1764-1826) издал при Российской Академии наук «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту: «содержащий разные в российском языке встречающиеся иностранные речения и технические термины, значение которых не всякому известно, каковы суть между прочим: астрономические, математические и пр.» [7]. Словотолкователь состоит из трёх частей: Часть 1 [от А до И] - 1803 год; Часть 2 [от К до Н] -1804 год; Часть 3 [от О до Я] - 1806 год. Издание интересно тем, что в нём также даны определения понятиям «балет» и «танец», но носят они уже более законченный характер.
Балет определяется как «пляска или танец между многими лицами, украшенный разными выступками и фигурами и представляющий какой особливой предмет трагический или комический» [7, с. 319-320].
Танец определяется как «пляска, плясание, танцование, действие того, кто пляшет, танцует, есть искусство выражать чувства души или страсти, также делать себе и другим соприсутствующим удовольствие особливою выступной или размерным прыганием, правильными и приятными движениями тела и рук, соразмеряя свои шаги с пением или со звуком музыкальных инструментов» [7].
Так, в первых произведениях, посвящённых новому для Российской империи виду искусства - балетному искусству, формулируется сущность данного вида искусства, приводятся первые теоретические рассуждения о хореографии и раскрывается главный объект хореографического отображения - человеческие чувства.
Газеты и журналы - это основной источник, зафиксировавший возникновение отечественного балетоведения, но, к сожалению, пресса рассматриваемого периода сохранилась и дошла до наших дней не в полном объёме. Среди основных источников - журналы «Вестник Европы» и «Сын Отечества», газета «Бабочка». Публикации, помещённые в данных изданиях, не носили системный характер, но свидетельствовали о всё возрастающем интересе к балетному искусству и являются единственным источником, сохранившим для потомков описания балетов прошлого и их исполнителей.
Литератор и историк Александр Иванович Тургенев (1784-1845) в журнале «Вестник Европы» в 1810-1811 годах опубликовал несколько статей, посвящённых хореографическому искусству («О плясанье и танцах», «О танцевальном искусстве» (1810), «О балете» (1811)), которые были наполнены утверждениями о полноправности балетного искусства среди других видов искусств.
В своих работах А. И. Тургенев классифицировал танец на четыре класса: гротескный, комический, полухарактерный и «важные» танцы, и предложил следующее определение понятия «балет»: «К четвёртому классу относятся танцы важные, в которых действуют лица трагические. Иногда состоят они в соло-танце, изображающем один какой-либо важный характер, а иногда в целом действии. Здесь потребны все пособия искусства, служащие к выражению чувств благородных и возвышенных. Такой величественный танец, представляющий определённое действие, называется балетом» [5].
В это же время состоялись знаменитые постановки Шарля Луи Дидло «Аполлон и Дафна» (1802), «Зефир и Флора» (1808), «Амур и Психея» (1809), всколыхнувшие русскую интеллигенцию и оставившие свой след в произведениях русских литераторов. В газетах и журналах появились первые рецензии на спектакли Дидло и выступления танцовщиков -так зародилась профессиональная русская балетная критика. Среди имён русских исполнителей, которые называла пресса тех лет, А. И. Истомина, Е. И. Колосова, Е. А. Телешова, В. А. Зубова и другие.
Летописцами русского балета начала XIX века были не только рецензенты, постоянно следившие за событиями балетной сцены. Своеобразными балетными рецензиями являются отклики русских поэтов на балетные постановки. Среди деятелей русской культуры, отразивших в своём творчестве впечатления об искусстве танца современных им мастеров, Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, Д. Н. Давыдов, П. А. Вяземский. Например, «Дифирамб на балет Зефир и Флора» Г. Р. Державина, стихотворение на выступление Е. А. Телешовой в балете «Руслан и Людмила» А. С. Грибоедова1, бессмертные пушкинские строки в «Евгении Онегине».
Балет «Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника», сочинённый в 1821 году А. П. Глушковским (по поэме А. С. Пушкина), был представлен на петербургской сцене 8 декабря 1824 года. Телешова танцевала в этом балете партию Зломиры, обольщающей Руслана. Именно это исполнение побудило Грибоедова к написанию стихотворения.
Поэма «Руслан и Людмила» уникальна ещё и тем, что молодой Пушкин, посвятивший балетному театру три года из своей жизни, с 1817 по 1820, написал её под воздействием балетных постановок Дидло. Данный факт доказан в советском балетоведении Л. П. Гроссманом в работе «Пушкин в театральных креслах: Картины русской сцены 1817-1820 годов» [1].
Таким образом, следует отметить некоторые тенденции, присущие рассматриваемому этапу зарождения балетоведения во второй половине XVIII века - 20-е годы XIX века:
1 Стихотворение Грибоедова «Телешовой в балете "Руслан и Людмила"». - URL: http://primoverso.ru/stihi-russkie/stihi-griboedov/stihi10017.shtml
• приобщение к мировой художественной мысли о балете через изучение произведения Ж.-Ж. Новерра «Письма о танце и балетах» (1760);
• появление первого труда, посвящённого истории русского балета, - работа Я. Я. Штелина «Известия об искусстве танца и балетах России» (1770);
• утверждение понятийного аппарата (понятий «танец» и «балет») в издаваемых словарях (1790, 1803-1806);
• появление первых теоретических публикаций в прессе о хореографии, утверждающих равноправие балетного искусства среди других видов искусств, - статьи А. И. Тургенева;
• появление первых рецензий на балетные спектакли и выступления танцовщиков в периодических изданиях - журналы «Вестник Европы», «Сын Отечества», газета «Бабочка». Большинство были посвящены творчеству Ж. Л. Дидло и его сподвижников по сцене;
• художественные публикации русских писателей как своеобразные рецензии и как особый подраздел русской балетной критики - произведения Г. Р. Державина, А.. С. Грибоедова, А. С. Пушкина и других.
Литература
1. Гроссман Л. Пушкин в театральных креслах : Картины русской сцены 18171820 годов. - Ленинград : Брокгауз-Ефрон, 1926. - 182 с. : ил.
2. Компан Ш. Танцовальный словарь : Содержащий в себе историю, правила и основания танцовальнаго искусства : С критическими размышлениями и любопытными анекдотами, относящимися к новым и древним танцам : перевод с французскаго. - Москва : Университетская типография, у В. Окоро-кова, 1790. - 437 с.
3. Петров О. А. Русская балетная критика конца XVIII - первой половины XIX века. - Москва : Искусство, 1982. - 319 с.
4. Русский балет : энциклопедия / ред. кол. Е. П. Белова, Г. Н. Добровольская, В. М. Красовская, Е. Я. Суриц, Н. Ю. Чернова. - Москва : Большая Российская энциклопедия : Согласие, 1997. - 632 с. : ил.
5. Тургенев А. И. Орхестика. О плясанье и танцах // Вестник Европы. - 1810. - Часть 54. - № 23. - URL: http://www.balletmusic.ru/books/article/Turgenev1 .htm
6. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. - Санкт-Петербург : Союз художников, 2002. - 320 с. : ил.
7. Яновский Н. М. Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту: содержащий разные в российском языке встречающиеся иностранные речения и технические термины ... - Санкт-Петербург : Типография академии наук, 1803-1806. - Часть 1 : [От А до И]. - 1803. - 868 с.