Научная статья на тему 'Основные тенденции развития обязательного медицинского страхования в РФ'

Основные тенденции развития обязательного медицинского страхования в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1068
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / ПРЕМИИ И ВЫПЛАТЫ / ФИНАНСОВЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОМС / НОВОВВЕДЕНИЯ В ОМС / SYSTEM OF COMPULSORY MEDICAL INSURANCE / PREMIUMS AND PAYMENTS / FINANCIAL RELATIONS BETWEEN SUBJECTS MHI / INNOVATIONS IN MLA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плужник Анна Борисовна

Рассмотрена динамика количества страховых медицинских организаций, выявлены лидеры концентрации капитала в сегменте ОМС. Проведён анализ объёмных показателей страховых премий и выплат как в целом по страховому рынку, так и по ОМС. Исследована доля страховых премий по ОМС в ВВП России. Указаны финансовые взаимоотношения субъектов системы ОМС в России, размеры тарифов за ряд лет, количество задолженности премий во внебюджетные фонды. Приведена сравнительная характеристика основных положений законодательства в разные временные промежутки, отмечены нововведения, сформированы основные тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF OBLIGATORY MEDICAL INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The dynamics of the number of insurance companies that identified the leaders of the concentration of capital in the segment of the MLA. The analysis of quantitative indicators of insurance premiums and payments in the total insurance market, and the MLA. Investigated the share of insurance premiums on obligatory medical insurance in Russia's GDP. Indicate the financial relations between subjects MHI system in Russia, the amount of fees for a number of years, the amount of debt premiums in extra-budgetary funds. Comparative characteristics of the main provisions of the legislation in different time intervals, marked by innovation, formed the main trends.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития обязательного медицинского страхования в РФ»

УДК 364.3:61:368.042(470)

плужник А.Б.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

основные тенденции развития обязательного медицинского страхования в рф

рассмотрена динамика количества страховых медицинских организаций, выявлены лидеры концентрации капитала в сегменте омс. проведён анализ объёмных показателей страховых премий и выплат как в целом по страховому рынку, так и по омс. Исследована доля страховых премий по омс в ВВп россии. указаны финансовые взаимоотношения субъектов системы омс в россии, размеры тарифов за ряд лет, количество задолженности премий во внебюджетные фонды. приведена сравнительная характеристика основных положений законодательства в разные временные промежутки, отмечены нововведения, сформированы основные тенденции развития.

ключевые слова: система обязательного медицинского страхования, премии и выплаты, финансовые взаимоотношения субъектов омс, нововведения в омс

Важную роль в системе обязательного медицинского страхования играют страховые медицинские организации (СМО), которые финансируются за счёт государственных внебюджетных фондов ОМС и, в свою очередь, оплачивают счета лечебных учреждений.

Рассмотрим динамику данного страхового рынка. На начало 2013г. деятельность по обязательному медицинскому страхованию осуществляли 63 страховых медицинских организаций (в 2012 г. - 71) и 260 филиалов. При этом отме-

Таблица 1. Компании-лидеры по сборам страховых премий за 1 половину 2014 г. [1]

Страховая медицинская организация % застрахованных

1 ОАО РОСНО-МС 12

2 ОАО «СК СОГАЗ-Мед» 10,4

3 ЗАО ВТБ Медицинское страхование 4

4 ООО «АльфаСтрахование МС» 5,9

5 ООО «РГС-Медицина» 9,4

6 ЗАО «Капитал Медицинское страхование» 5,3

7 ООО МСК 'РЕСО-МЕД 4,3

8 ООО СК 'Ингосстрах-М 4,6

9 ЗАО «МАКС-М» 13,6

чается снижение количества страховых медицинских организаций. Данный процесс связан, в основном, с установленным законодательством Российской Федерации требования об увеличении минимального размера уставного капитала СМО с 1 января 2012 года до 60 млн.р.

Кроме того, на рынке медицинского страхования отмечается концентрация капитала. За первое полугодие 2014 г. около 70% взносов по обязательному медицинскому страхованию поступило в 10 страховых медицинских организаций, при этом лидерами являются ЗАО «Макс-М», ОАО «Росно-МС», ОАО СК «СО-ГАЗ - Мед» (табл.1)

В страховые медицинские организации, участвующие в системе ОМС, в соответствии с заключенными договорами о финансовом обеспечении за 2013 г. поступило 1116 млрд. рублей, темп роста премий за аналогичный период 2012 г. составляет 152,4%. А по сравнению с 2009 г. темп роста увеличился на 240,4%, т.е. почти в 2,5 раза (таблица 2).

Из таблицы 2 видно, что отмечается положительная динамика как по росту взносов по обязательному медицинскому страхованию, так и по совокупным премиям.

Также рассмотрим более подробно темпы роста совокупных страховых премий и премий

Таблица 2. Удельный вес премий по ОМС в совокупных премиях за 2009-2013 гг. [2]

гг. 2009 2010 2011 2012 2013

млрд. р. % млрд. р. % млрд. р. % млрд. р. % млрд. р. %

Страховые премии всего 977,9 100 1041,1 100 1267,9 100 1541,2 100 2020 100

Страховые премии по ОМС 464,2 47,5 485,3 46,6 604,2 47,7 732,1 47,5 1116 55,2

по ОМС. Так темп роста премий в 2013 году к 2009 году составил 206,6 %, то есть страховые премии за 5лет выросли больше, чем в 2 раза, а темп роста премий по ОМС за этот же период составил 240,4%. Особенно наглядно такое увеличение прослеживается в 2013 г. Это говорит о том, что развитие обязательного медицинского страхования происходит быстрее, чем развитие страхования в целом. Данные изменения можно наблюдать и в таблице 4.

Основным фактором роста рынка обязательного медицинского страхования явилось увеличение тарифа страховых взносов за работающее население с 3,1% до 5,1%, а также увеличение взносов за неработающее население. С 2015 г. нас ожидает переход системы ОМС на одноканальное финансирование за счёт средств государственного внебюджетного фонда ОМС. Кроме того, расширяется перечень медицинских услуг, включенных в программы ОМС, а именно скорой медицинской помощи (с 1 января 2013го-да) и высокотехнологичной медицинской помощи (с 1 января 2015года).

Далее необходимо рассмотреть долю страховых премий по ОМС в валовом внутреннем продукте. В 2009 г. этот показатель был равен 1,19%, от ВВП, в 2010 г. - 1,1% , в 2011 и в 2012 гг. - 1,17% от ВВП, а в 2013 г. составил 1,68%, то есть на протяжении анализируемого перио-

да доля страховых поступлений по обязательному медицинскому страхованию в валовом внутреннем продукте выросла с 1,2% до 1,7% (таблица 5).

Основными страховщиками в сфере медико-социальной защиты граждан страны, согласно новому законодательству, являются Федеральный и территориальные фонды ОМС.

В таблице 6 приведены тарифы страховых взносов в Федеральный Фонд ОМС в 2012-2013 гг., т. е. с того момента, когда стал действовать новый закон.

Таким образом, льготы по этим взносам имели индивидуальные предприниматели, сельхозпроизводители, издательства, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, работодатели инвалидов и др. С 2014 г. взносы в Федеральный фонд ОМС составили в целом 5,1% для основных категорий плательщиков. Количество льгот было сокращено. [4]

Отметим, что в страховом деле большую роль играет соотношение премий и выплат, так как от этого зависит будущее страховых медицинских организаций и всего страхового рынка в целом. Для достижения финансовой устойчивости необходимо, чтобы страховые премии превышали выплаты, но учитывая, что обязательное медицинское страхование является некоммерческим видом, достаточно чтобы

Таблица 3. Доля премий по ОМС в обязательном страховании за 2009-2013 гг. [2]

гг. 2009 2010 2011 2012 2013

млрд. р. % млрд.р. % млрд. р. % млрд. р. % млрд. р. %

Страховые премии по обязательному страхованию 566,1 100 583,8 100 715,0 100 882,3 100 1281,7 100

Страховые премии по ОМС 464,2 82,0 485,3 83,1 604,2 84,5 732,1 83,0 1116 87,0

Таблица 4. Темпы роста премий за 2009- 2013 гг.

Показатели Темп рг ста (%)

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Страховые премии всего 106,5 121,8 121,6 131,1

Страховые премии по обязательному страхованию 103,1 122,4 123,4 145,3

Страховые премии по ОМС 104,5 124,5 121,2 152,4

Таблица 5. Доля страховых премий по обязательному медицинскому страхованию в ВВП России [3]

гг. 2009 2010 2011 2012 2013

ВВП трлн.руб., в текущих ценах 38,8 44,9 51,5 62,3 66,7

Страховые премии по ОМС, трлн.руб. 0,46 0,49 0,6 0,73 1,12

Доля страховых премий по ОМС в ВВП,% 1,19 1,1 1,17 1,17 1,68

страховые выплаты не превышали страховых премий, иначе значительно возрастёт убыточность данного вида, как, например, это происходит в сегменте ОСАГО.

Для полноценного анализа ситуации необходимо проанализировать и страховые выплаты. Так из таблицы 7 видно, что страховые выплаты также как и премии увеличиваются с каждым годом. В 2009 г. страховые выплаты по обязательному медицинскому страхованию составляли 449,3 млрд. рублей, а в 2013 году они же составили 1111 млрд. рублей, превысив данные за 2009 г. на 661,7 млрд. рублей.

Из данной таблицы видно, что динамика выплат положительная. При этом большую

часть страховых выплат составляют выплаты по обязательному медицинскому страхованию, причем эта доля значительно увеличилась к 2013 г. (когда в систему финансирования была включена служба скорой помощи).

Данные таблицы 8 свидетельствуют, что доля выплат ОМС в обязательном страховании самая весомая. Если в 2009 г. она составляла 89%, в 2010 г. - 88,5%, то в 2013 г. достигает 92,1%. Значит, выплаты по обязательному медицинскому страхованию занимают лидирующее положение среди других обязательных видов.

В таблице 9 рассмотрены темпы роста страховых выплат, в том числе и по обязательному медицинскому страхованию.

Таблица 6. Тарифы страховых взносов в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования

в 2012 - 2013 гг. [4]

Страхователи Тариф (%)

Страхователи, которые производят выплаты физическим лицам 5,10

Страхователи - фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели; страхователи, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - инвалидам 3,70

Страхователи - хозяйственные общества, созданные после 13.08 2009 г. бюджетными научными учреждениями; страхователи - организации и индивидуальные предприниматели в особых экономических зонах; страхователи - организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий 4,00

Страхователи - российские организации и индивидуальные предприниматели, которые производят, выпускают в свет или издают средства массовой информации, в том числе в электронном виде 3,50

Страхователи - организации и индивидуальные предпринимателели с упрощенной системой налогообложения; аптечные организации; некоммерческие организации и учреждения; благотворительные организации. 0,00

Страхователи - организации, оказывающих инжиниринговые услуги 5,10

Страхователи - индивидуальные предприниматели с патентной системой налогообложения 0,00

гг. 2009 2010 2011 2012 2013

млрд. р. % млрд. р. % млрд. р. % млрд. р. % млрд. р. %

Страховые выплаты всего 734,6 100 768,6 100 888,4 100 1061,1 100 1531 100

Страховые выплаты по ОМС 449,3 61,2 475,2 61,8 585,3 65,9 691,7 65,2 1111 72,6

Таблица 8. Доля выплат по ОМС в обязательном страховании за 2009-2013 гг. [2]

гг. 2009 2010 2011 2012 2013

млрд. р. % млрд.р. % млрд. р. % млрд. р. % млрд. р. %

Страховые выплаты по обязательному страхованию 504,8 100 537,2 100 647,9 100 767,8 100 1205,8 100

Страховые выплаты по ОМС 449,3 89,0 475,2 88,5 585,3 90,3 691,7 90,1 1111,0 92,1

Таблица 7. Удельный вес выплат по ОМС в совокупных выплатах за 2009-2013 гг. [2]

Здесь отмечается рост всех видов выплат, особенно по обязательным видам, в том числе значительный рост выплат по обязательному медицинскому страхованию. Таким образом, темп роста выплат по ОМС в 2013 г. превысил темп роста премий, что, скорее всего, связано с большей обращаемостью в медицинские учреждения и растущей стоимостью медицинских услуг и включением в оплату работу службы скорой помощи. А то, что абсолютный размер премий по ОМС (1116 млрд.р.) вполне сопоставим с размерами выплат (1111 млрд.р.) говорит о том, что деньги в основном идут на оплату медицинских услуг лечебным учреждениям. [2]

Кроме того, с 2012 г. увеличился возврат неиспользованных целевых средств, которые поступают обратно в территориальный фонд ОМС, что утверждено новым ФЗ «Об ОМС в РФ». [5]

Вместе с тем, значительной проблемой особенно до 2010 г. была формирующаяся задолженность по страховым премиям за неработающее население (дети, студенты, пенсионеры, инвалиды, иждивенцы и т.д.). Она имела тенденцию к ежегодному снижению, благодаря деятельности контролирующих органов и повышению в целом налоговой дисциплины (рис.1).

С 2012 г., согласно новому законодательству, функцию сбора премий со страхователей стал выполнять только Федеральный фонд ОМС (до 2012 г. - Федеральный и территориальные фонды ОМС). При этом в 2012 г. из средств Федерального фонда были произведены перечисления в бюджеты территориальных фондов в виде:

- субвенций для оплаты территориальных программ ОМС в сумме 640,6 млрд. р. с учетом средств нормированного страхового запаса Фонда в размере 29,0 млрд. р.;

- субсидий на исполнение региональных программ модернизации здравоохранения субъектов РФ - 229,7 млрд. р., в том числе на усиление материально-технической базы медицинских организаций - 138,9 млрд. р.; внедрение стандартов медицинской помощи, улучшение доступности амбулаторной медицинской помощи - 80,1 млрд. руб.; внедрение современных информационных систем в здравоохранение в целях обеспечения перехода на полисы обязательного медицинского страхования единого образца - 10,7 млрд. р.;

- субсидий на мероприятия приоритетного национального проекта «Здоровье» за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в размере 4,9 млрд. р., включая дополнительную диспансеризацию работающего населения - 4 млрд. р., диспансеризацию пребывающих в больницах детей-сирот и детей,

10ц-

8-----

6----п-

4-------

2------П~

о!—ии—ии——У—,—У—,—У—,.

2008 2009 2010 2011 2012 2013

Рисунок 1. Количество задолженности премий во внебюджетные фонды ОМС за неработающее население в 2008-2013 гг. (млрд.р.) [6]

Показатели Темп роста (%)

2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Страховые выплаты всего 104,6 115,6 119,4 144,3

Страховые выплаты по обязательным видам 106,4 120,6 118,5 157,0

Страховые выплаты по ОМС 105,8 123,2 118,2 160,6

Рисунок 2. Схема финансирования системы ОМС в РФ Таблица 9. Темпы роста выплат за 2009-2013 гг.

находящихся в трудной жизненной ситуации -0,9 млрд. р. [6]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно новому закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ», организация, осуществляющая отдельные полномочия страховщика, - это страховая медицинская организация (СМО) [5]. Ранее до 2012 г. она выполняла функции основного страховщика системы ОМС, формировала страховые резервы, распоряжалась страховым фондом. В настоящее время её функции сведены к посредническим, ей запрещено формировать и инвестировать страховые резервы. В состав учредителей и органов управления страховой медицинской организации не имеют право входить работники управления здравоохранением, Федерального и территориальных фондов, медицинских организаций, оказывающих медицинскую по-

мощь по ОМС. Она включается в реестр СМО до 1 сентября предшествующего работе года. Уставный капитал такой организации с 2012 г. должен быть не менее 60 млн.руб. СМО вправе подбирать застрахованному медицинское учреждение и контролировать оказание ему помощи на всех этапах.

Таким образом, общая схема финансирования системы ОМС в РФ на настоящий момент выглядит следующим образом:

Кроме увеличения премий в фонд ОМС до 5,1% ФОТ в таблице 10 представлены изменения, которые произошли в законе о медицинском страховании.

Среди инноваций в данной сфере необходимо отметить, что с 2014 г. на территории РФ будут действовать полисы единого образца для получения медицинской помощи по ОМС в

Таблица 10. Сравнительная характеристика основных положений закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.1991 г. № 1499-1 и Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в РФ» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ [5, 7]

Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» (1991 г.) Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в РФ» (2010 г.)

Участники: застрахованные лица, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Федеральный и территориальные фонды ОМС - самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения для сбора и распределения страховых взносов - в состав участников не входили Субъекты: застрахованные лица, страхователи, Федеральный фонд ОМС, Участники: территориальные фонды ОМС, страховые медицинские организации (СМО), медицинские организации

Страховщики: СМО - юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие лицензию на право заниматься медицинским страхованием. Им разрешается проведение обязательного и добровольного медицинского страхования Страховщики: Федеральный фонд в рамках реализации базовой программы ОМС. Территориальный фонд в рамках реализации территориальной программы ОМС. СМО является посредником без права формировать страховые резервы. Использует целевое финансирование

Выбор страховых медицинских организаций страхователем Выбор страховых медицинских организаций и медицинских учреждений застрахованными лицами, т.е. населением

Денежные средства системы ОМС образуются за счет взносов страхователей в Федеральный и параллельно в территориальные фонды ОМС. Финансовые средства фондов ОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав бюджетов, изъятию не подлежат. Условия сбора страховых взносов на ОМС разрабатывается Правительством РФ Денежные средства системы ОМС образуются за счет: - оплаченных страховых премий; - недоимок по премиям, начисленных пеней и штрафов; - средств федерального бюджета, направляемых в бюджет ФФ ОМС; - средств бюджетов субъектов РФ, направляемых в бюджеты ТФ ОМС; - прибыли от размещения временно свободных средств или др. источников, предусмотренных законодательством РФ

любом регионе, в т.ч. временного пребывания. Впервые зафиксирована в законе норма о сроках расчетов за медицинскую помощь застрахованным больным из других регионов, а именно - в течение 25 дней. В будущем планируется включение полиса ОМС в состав универсальной электронной карты гражданина РФ.

Безусловно, сегмент рынка ОМС представляет собой значительный участок для применения контрольных функций как государственных внебюджетных фондов ОМС, так и Центрального Банка России.

Таким образом, на рынке ОМС отмечается уменьшение количества СМО, которые стали выполнять в основном посреднические функции, концентрация капитала среди лидеров рынка, таких как ЗАО «Макс-М», ОАО «Росно-МС», ОАО СК «СОГАЗ - Мед». Пре-

мии и выплаты по ОМС растут с каждым годом, причём эта тенденция усилилась к 2013 г., чему способствовали увеличение премий с работающих до 5,1% ФОТ, а также увеличение стоимости медицинских услуг, активно внедрённая диспансеризация населения, согласно году рождения и некоторые другие факторы. При этом ОМС является лидером по доли премий в ВВП России. Задолженность по сбору премий за неработающее население уменьшается так же из года в год и составляет по данным Федерального фонда ОМС 2,2 млрд.р. за 2013г. Кроме того, С 2010 г. активно происходит модернизация законодательства в сегменте ОМС, что неизбежно приводит эту систему к одноканальному финансированию посредством внебюджетных некоммерческих фондов ОМС.

15.12.2014

Список литературы:

1. Официальный сайт Независимого института социальных инноваций - Режим доступа : http://www.ni-s-in.ru

2. Официальный сайт Центрального банка РФ - Режим доступа : http://www.cbr.ru/Sbrfr/?PrtId=insurance_indastrv

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики- Режим доступа : http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/ rosstat/ru/

4. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации - Режим доступа : http://www.pfrf.ru/ot_ivan_terifsv/

5. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29.11.2010 года № 326-ФЗ / По состоянию на 01.12.2014 N 133-Ф3 - Режим доступа: http://www.consultant.ru

6. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования- Режим доступа : http://www.ora.ffoms.ru/ portal/page/portal/top/about/general/activitv

7. Российская Федерация. Законы. Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 года № 1499-1 - Режим доступа: http://www.consultant.ru

Сведения об авторе:

Плужник Анна Борисовна, доцент кафедры банковского дела и страхования Оренбургского государственного университета, кандидат экономических наук, доцент

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, ауд. 6305а, тел. (3532) 372471, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.