педагогические науки
Сергиенко Ирина Николаевна ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ...
УДК 373.016:78
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
© 2018
Сергиенко Ирина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкально-инструментальной подготовки института искусств Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, ул. Астраханская, д. 83; e-mail: [email protected])
Аннотация. В статье анализируются современные проблемы совершенствования музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки. Автор представляет три направления развития музыкально-инструментальной подготовки в вузе: информационно-технологическое оснащение процесса; гибкая репертуарная политика; междисциплинарный подход. Среди возможностей информационно-технологического оснащения музыкально-инструментальной подготовки рассмотрены синтезатор или цифровое фортепиано, дисклавир, видео-уроки, фонограммы. В рамках второй тенденции изучены вопросы о репертуаре студентов, начинающих освоение инструмента в вузе, и репертуаре, с которым необходимо ознакомиться будущему учителю музыки общеобразовательной школы. Так, для современных начинающих исполнителей автор предлагает использовать репертуар развлекательной музыки (саундтреки к фильмам и компьютерным играм, репертуар современных певцов или групп), постепенно приводя студентов к исполнению серьезной музыки. Но главным требованием к репертуару в профессиональной подготовке учителя музыки указано исполнение музыкального материала из программ по музыке общеобразовательных школ. Акцент на междисциплинарный подход сделан в связи с реализацией компетентностного подхода в вузе. Автор предлагает содержание всех преподаваемых дисциплин пересмотреть с позиции формируемых компетенций - это позволит сделать профессиональную подготовку более эффективной и нацеленной на результат.
Ключевые слова: музыкально-инструментальная подготовка, профессиональная подготовка, учитель музыки, педагог-музыкант, тенденция, информационно-технологическое оснащение, репертуарная политика, междисциплинарный подход, высшая школа.
MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT OF MUSICAL INSTRUMENTAL TRAINING OF THE FUTURE MUSIC TEACHER
© 2018
Sergienko Irina Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of Musical and Tool Preparation Institute of Art Saratov State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhanskaya streeet, 83, e-mail: [email protected])
Abstract. The article analyzes modern problems of improving the musical and instrumental training of future music teachers. The author presents three directions of development of musical and instrumental training in the university: information and technological equipment of the process; flexible repertoire policy; interdisciplinary approach. Among the possibilities of information and technological equipment of musical and instrumental training are considered synthesizer or digital pianoforte, disclavier, video lessons, phonograms. As part of the second trend, the questions about the repertoire of students who start mastering the instrument at the University and the repertoire, which should be familiar to the future music teacher. So, for modern novice performers, the author suggests using a repertoire of entertaining music (soundtracks for films and computer games, a repertoire of modern singers or groups), gradually leading students to perform serious music. But the main requirement for the repertoire in the professional training of a music teacher is the performance of musical material from programs on music in schools. The emphasis on the interdisciplinary approach is made in connection with the implementation of the competence approach in the university. The author suggests the content of all the disciplines taught to be reconsidered from the perspective of the competencies to be created - this will make the professional training more effective and aimed at the result.
Keywords: musical instrumental training, professional training, music teacher, teacher-musician, trend, information technology equipment, repertoire policy, interdisciplinary approach, high school.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Сокращение аудиторного времени на инструментальную подготовку; замена индивидуальной формы обучения на групповую; общее снижение музыкально-исполнительского уровня в стране (в консерваториях, колледжах, музыкальных школах); рост абитуриентов, поступающих на музыкально-педагогические факультеты, со слабой начальной музыкальной подготовкой или вовсе без нее (чаще характерно для детей, увлекающихся вокалом); нарастание проблем с памятью и концентрацией внимания у обучающихся, отсутствие мотивации и безразличие студентов к процессу обучения - это лишь некоторые проблемы, с которыми сталкиваются сегодня преподаватели факультетов или институтов, занимающихся профессиональной подготовкой будущих учителей музыки. Зачастую те формы и методы обучения, стили педагогического воздействия и общения со студентами, дававшие результат два-три десятилетия назад, перестают быть эффективными в работе с подрастающим поколением, которое находится под влиянием рыночной экономики, потребительского отношения ко всему окружающему, демократических общественных принципов, продуктов научно-технического прогресса (гаджетов), бесконтрольного контакта со средствами массовой информации и всемир-Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
ной сетью Интернет. Консервативность системы образования преодолевать сложно, но игнорировать произошедшие изменения в мире и в образовании неразумно и безответственно, так как, потеряв актуальность, накопленные образовательные традиции будут уничтожены новыми веяниями эпохи.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы о совершенствовании профессиональной подготовки будущих учителей музыки необходимо поднимать по всем направлениям (музыкально-теоретическому, музыкально-историческому, информационно-технологическому, психолого-педагогическому и другим), но в данной статье мы уделим внимание лишь изучению современного состояния музыкально-инструментальной подготовки и тенденциям ее развития. Некоторые аспекты модернизации музыкально-инструментальной подготовки изучаются такими исследователями, как: А.М. Антонова, Г.Б. Луганская, А.В. Лысенко, Т.Г. Мариупольская, А.Н. Чертовской [1-4] и другими. Например, в работе Т.Г. Мариупольской выявляются пути преодоления технических и художественных проблем молодыми исполнителями, и поднимается вопрос об использовании
Sergienko Irina Nikolaevna pedagogical
MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT ... sciences
инновационных мультимедийных технологий [3]. В трудах А.В. Лысенко и Г.Б. Луганской рассмотрена реализация межпредметных связей в инструментальном классе по способу усвоения, по постоянству реализации, по формам организации работы студента и способу установления [2]. Другие исследователи разрабатывают особенности индивидуального занятия по фортепиано и поднимают проблему «взаимопосещений» студентами занятий [1], последовательность формирования игровых действий у студентов без подготовки [4].
Формирование целей статьи (постановка задания). В институте искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского музыкально-инструментальная подготовка занимает одну из ведущих областей в современной профессиональной подготовке будущих учителей музыки. При этом сложившиеся в ней традиции по организации обучения студентов игре на инструменте не позволяют сегодня получать новые результаты - формирование компетенций. В связи с этим преподавателями ведется активный поиск новых тенденций развития музыкально-инструментальной подготовки студентов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Опираясь на значение термина из словаря С.И. Ожегова, под тенденцией мы понимаем направление развития [5], и предлагаем рассмотреть три тенденции развития музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки в вузе. Первая тенденция - информационно-технологическое оснащение процесса музыкально-инструментальной подготовки. Современный мир предлагает большой выбор информационно-технологических разработок и возможностей, которые в одних случаях могут использоваться как альтернативные пути совершенствования музыкально-инструментальной подготовки, а в других - как обязательные и значимые для современного педагога-музыканта. К таким возможностям мы отнесли: синтезатор или цифровое фортепиано, дисклавир, видео-уроки, фонограммы.
Синтезатор или цифровое фортепиано. Вопрос об использовании электронных музыкальных инструментов или электронной музыки все чаще поднимается в кругах преподавателей, так как это одно из главных веяний времени, привлекающих молодежь. Кроме этого многие общеобразовательные школы отказываются от обслуживания акустического фортепиано и отдают предпочтение синтезатору, поэтому из 117 опрошенных учителей музыки г. Саратова и Саратовской области 92 (78,6 %) поддержали идею обучения в вузе игре на электронном инструменте. В связи с этим на заседании кафедры музыкально-инструментальной подготовки института искусств Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского был поднят вопрос о внедрении в процесс музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки синтезатора или цифрового фортепиано. Обучение на электронном инструменте в рамках дисциплины «Дополнительный музыкальный инструмент» отметили как наиболее подходящее место для профессиональной подготовки учителя музыки. Но игра на синтезаторе для студентов без музыкальной подготовки могла бы стать отличной альтернативой приобщения к миру исполнительства в рамках основного музыкального инструмента.
Дисклавир - это еще один современный гаджет, принадлежащий компании Yamaha. Дисклавиры делаются в форме фортепиано и роялей, но при этом имеют современное информационно-технологическое оснащение, позволяющее записывать исполнение и воспроизводить его в режиме живого звука, осуществлять прямую трансляцию, синхронизировать звук с видеорядом; иметь доступ к Интернету и к управлению инструментом на расстоянии; заниматься в наушниках; встраивать звучание других инструментов (например, для исполнения кон-330
церта с оркестром) и т. д. Т.Г. Мариупольская считает, что дисклавир можно использовать для интенсификации процесса музыкально-инструментальной подготовки [3, с. 144]. Этот инструмент также имеет большие преимущества для работы со студентами без начальной музыкальной подготовки, так как у педагога появляется возможность записывать отдельные упражнения, фрагменты произведений в своем исполнении, которые обучающийся может многократно просматривать, наблюдая за движением клавиш, или прослушивать, анализируя использованные средства выразительности. Дисклавир открывает ряд преимуществ в организации музыкально-инструментальной подготовки, позволяет активизировать самостоятельную работу студентов, но обладает для бюджетных организаций основным недостатком -высокой стоимостью.
Видео-уроки на сегодняшний день являются одной из самых популярных форм организации обучения самостоятельно. В сети интернет представлен ряд видеозанятий как на синтезаторе, так и на акустическом фортепиано, которые может использовать преподаватель в учебном процессе. Но наиболее плодотворный подход к организации музыкально-инструментальной подготовки - эта собственная разработка одним преподавателем или группой видео-курса, который может учитывать все особенности профессиональной подготовки будущих учителей музыки в каждом отдельном вузе. Видео-уроки также позволяют преодолевать проблемы сокращения аудиторного времени.
Фонограммы. Звуковые записи прочно вошли в жизнь учителей музыки в общеобразовательной школе, кроме этого их активно используют педагоги школ искусств при обучении игре на разных инструментах (скрипке, флейте, гобое, синтезаторе и т. д.). Исполнение под фонограммы закрепилось в концертной деятельности любых учебных заведений, так как приветствуется публикой. В профессиональном росте музыканта-исполнителя использование фонограмм вряд ли можно считать достойным путем его становления как профессионала. Но для развития учителя-просветителя звуковые записи являются частью его работы в учебном заведении, и поэтому умение заниматься с фонограммами (писать их, исполнять произведениях с их помощью) является целесообразным путем его профессионального совершенствования. Также следует отметить, что игра под фонограмму обогащает трудоемкий и кропотливый процесс обучения игре на инструменте, позволяя повышать уровень мотивации как у студента с хорошей музыкально-инструментальной подготовкой, так и без нее.
Вторая тенденция - гибкая репертуарная политика в процессе музыкально-инструментальной подготовки. Несомненно, выбор репертуара оказывает влияние на формирование исполнительских умений у обучающихся и поэтому в рамках совершенствования профессиональной подготовки будущих учителей музыки на современном этапе важно решить две проблемы: на каком репертуаре учить студентов, начинающих освоение инструмента в вузе; на каком репертуаре следует учить будущего учителя музыки в общеобразовательной школе? Отвечая на первый вопрос, отметим, что большинство сборников для начинающих исполнителей содержит материал, адресованный детям. Здесь и определенного содержания детские и народные песни («василек», «во саду ли, во огороде» и др.), а также программные произведения («зайчик», «ежик» и т. д.). Такой репертуар для взрослого студента, находящегося под влиянием музыкальной культуры из средств массовой информации, уже неактуален и неинтересен. Из опроса студентов было выяснено, что в область предпочтений молодежи входят саундтреки к фильмам и компьютерным играм, репертуар современных певцов или групп. Не всегда перечисленные произведения являются художественно ценными, но могут стать точкой опоры для начала обучения игре на инструменте и для поддержания интереса Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Сергиенко Ирина Николаевна ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ...
к исполнительской деятельности, постепенно уводя студента от развлекательной к серьезной музыке. Как отмечалось ранее, в работе с начинающими исполнителями можно использовать репертуар для синтезатора или для исполнения в ансамбле. В исследованиях ученых или преподавателей музыкальных школ, ансамблевое музицирование часто упоминается как средство сохранения мотивации у исполнителя [6-9].
Проблема подбора репертуара для начинающих взрослых исполнителей занимает лишь небольшую часть времени преподавателя, так как студентов без музыкальной подготовки все-таки меньшинство. Вопрос же о репертуарной политике в музыкально-инструментальной подготовке будущих учителей музыки наиболее злободневен, так как до сегодняшнего дня программа по инструменту в институте искусств является идентичной программе будущего концертного исполнителя (например, в консерватории). Несколько десятилетий такая политика отлично вписывалась в подготовку учителя музыки, так как исполнение произведений на уроке являлось основой его профессионального труда. Но времена изменились и доля «живого» исполнения в общеобразовательной школе уменьшается. Это связано не только с появлением подходящего оборудования, но и с общим снижением уровня исполнения у молодых специалистов. Вследствие чего появилась необходимость в пересмотре исполнительских программ по музыкально-инструментальной подготовке со свободной концертной на обязательную, с опорой на репертуар школьных программ.
Такой подход не умоляет ни один принцип подбора репертуара (художественной ценности произведений, педагогической целесообразности, новизны, разнообразия стилей, жанров и форм и др.), но позволяет будущим учителям музыки более глубоко изучить произведения, на материале которых они будут формировать музыкальную культуру и вкус у детей.
Репертуар школьных программ (например, Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской) [10; 11] разнообразен: здесь собраны порядка 150-160 композиторов всего мира и не менее 500 их произведений.
Весь материал можно разбить по отдельным темам, которые будут закреплены за учебными семестрами.
Например: по направлениям (романтизм, классицизм, барокко и т.д.), по жанрам (симфонии, сонаты, прелюдии, песни, балеты, оперы, романсы, мюзиклы и т. д.), по странам (народное творчество и наследие композиторов отдельной страны), а лучше по музыкальному материалу класса (в 1 семестре - 1 класс, во втором семестре - 2 класс и т. д.).
Охватить на инструменте материал учебного предмета «Музыка» сложно, но разбивая его на произведения для эскизного изучения, отдельно для исполнительского анализа, для концертов, для бесед о музыке, можно изучить большую его часть.
Не вошедший в рамках данной дисциплины, музыкальный материал урока музыки может быть использован на других дисциплинах. Этот подход будет рассмотрен в русле следующего направления.
Третья тенденция - междисциплинарный подход в процессе музыкально-инструментальной подготовки. «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» - отмечал Я.А. Коменский [12, с. 287].
Любая дисциплина став частью одного целого - профессиональной подготовки будущего учителя музыки - сможет достичь лучшего результата в формировании компетенций, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
В институте искусств в область музыкально-инструментальной подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «музыка») входят следующие дисциплины: «Музыкально-инструментальная подготовка», «Ансамбль», «Концерт-
меистерская подготовка».
Так, развивать умения аккомпаниатора на дисциплине «КонцертмеИстерская подготовка» можно на вокальном материале, который дети проходят в школе на уроке музыки. Инструментальный репертуар, соответственно, на оставшихся двух дисциплинах.
Каждая учебная область должна создавать условия для роста самостоятельности студента в музыкально-педагогической деятельности.
То есть, на концертмейстерской подготовке студент научиться аккомпанировать детскому хору, на музыкально-инструментальной подготовке - рассказывать о музыкальных произведениях, иллюстрируя их своей игрой, на ансамбле получит навык репетиционной работы для организации коллективного музицирования в школе.
Следовательно, если содержание любых дисциплин (истории музыки, сольфеджио, дирижирования и т. д.) будет разработано на материале необходимых учителю музыки компетенций в школе, то профессиональная подготовка в вузе станет более эффективной и нацеленной на результат.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Конечно, представленные тенденции развития не исчерпывают всех аспектов оптимизации процесса музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки. Перспективами дальнейшего исследования данной проблемы могут стать: исследование потенциала вокально-инструментального ансамбля и других видов коллективного музицирования в профессиональной подготовке современного бакалавра; изучение экспериментальных методик по чтению с листа, подбору на слух, транспонированию, повышающих мобильность и профессионализм молодых специалистов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антонова М.А. Организация процесса музыкально-инструментальной подготовки в педагогическом вузе // Вестник науки и образования. 2015. N° 9 (11). С. 64-66.
2. Луганская Г.Б., Лысенко А.В. Реализация межпредметных связей в музыкально-инструментальной подготовке учителя музыки // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. № 4 (146). С. 44-48.
3. Мариупольская Т.Г. Исполнительская подготовка будущего учителя музыки. Проблемы и перспективы // Наука и школа. 2017. № 1. С. 141-145.
4. Чертовской А.Н. Пути и средства музыкально-инструментальной подготовки будущих учителей музыки начальных классов школы // Вестник Мининского университета. 2015. № 2 (10). С. 22.
5. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL: http://slovarozhegova.ru (дата обращения 20.03.2018).
6. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. 128 с.
7. Баренбойм Л.А. Размышление о музыкальной педагогике. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л.: Музыка, 1974. 336 с.
8. Мильтонян С.О. Педагогика гармоничного развития музыканта: Новая гуманистическая образовательная парадигма. Тверь: ООО «РТС-ИМПУЛЬС», 2003. 216 с.
9. Пуриц И. Методические статьи по обучению игре на баяне. М.: Композитор, 2001. 224 с.
10. Сергеева Г.П. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. 5-е изд. М.: Просвещение, 2014. 64 с.
11. Сергеева Г.П. Музыка. 5-7 классы. Искусство. 8-9 классы. Сборник рабочих программ. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской: учебное пособие общеобразоват. организаций. 4-е изд., дораб. М.:
Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)
331
Sergienko Irina Nikolaevna
MAIN TRENDS OF DEVELOPMENT .
pedagogical sciences
Просвещение, 2016. 126 с.
12. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. 655 с.
Статья поступила в редакцию 28.03.2018 Статья принята к публикации 26.06.2018
332
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)