Научная статья на тему 'Основные тенденции развития компоновки и условий эксплуатации аппаратов на воздушной подушке малого класса'

Основные тенденции развития компоновки и условий эксплуатации аппаратов на воздушной подушке малого класса Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
103
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Каймин С. Г., Фаворский В. С.

Современная реальность требует нестандартного подхода к решению многих проблем и задач, и одним из таких решений явилось возрождение изобретения 60х годов, принципиально нового типа аппаратов, аппарата на воздушной подушке (АВП). Особенности таких аппаратов и сегодня остаются востребованными, продолжается активная разработка новых компоновок АВП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития компоновки и условий эксплуатации аппаратов на воздушной подушке малого класса»

Секция «Эксплуатацияи надежность авиационной техники»

бовое соединение под другим углом, а угол и глубину развития трещины рассчитывают по количеству витков, попадающих в зону звуковых теней трещин при этих углах ввода звуковых колебаний. При этом наименьшая глубина выявления трещин составляет 1,52,5 мм с прямым и 1,0-1,2 мм с наклонным преобразователем [3].

Электромагнитный метод контроля применяется для контроля деталей, изготовленных из электропроводящих материалов. Сущность метода — измерение степени взаимодействия электромагнитного поля вихревых токов, наводимых в поверхностных слоях контролируемой детали, с переменным электромагнитным полем катушки преобразователя. Этот метод позволяет выявить поверхностные и подповерхностные дефекты глубиной 0,1-0,2 мм и протяженностью более 1 мм, расположенных на глубине до 1 мм от поверхности металла.

Неразрушающий контроль методом проникающих веществ основан на явлении капиллярного проникновения хорошо смачивающих пробных веществ (жид-

кости) в полость дефектов объема контроля. Его делят на методы капиллярные и течеискания. Капиллярные методы основаны на капиллярном проникновении в полость дефекта индикаторной жидкости (керосина, скипидара и др.), хорошо смачивающей материал объекта. Их применяют для обнаружения слабо видимых или не видимых невооруженным глазом поверхностных дефектов [2].

Библиографические ссылки

1. Сейд А. М. Разработка метода контроля заклепочных и болтовых соединений планера летательных аппаратов при эксплуатации по техническому состоянию. Таганрог, 2004.

2. Белокур И. П., Коваленко В. А. Дефектоскопия материалов и изделий. Киев : Техника, 1989.

3. Ермолов И. Н. Теория и практика ультразвукового контроля. М. : Машиностроение, 1981.

© Завадский В. В., Кацура А. В., 2011

УДК 629.7.075

С. Г. Каймин Научный руководитель - В. С. Фаворский Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КОМПОНОВКИ И УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ АППАРАТОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ МАЛОГО КЛАССА

Современная реальность требует нестандартного подхода к решению многих проблем и задач, и одним из таких решений явилось возрождение изобретения 60х годов, принципиально нового типа аппаратов, аппарата на воздушной подушке (АВП). Особенности таких аппаратов и сегодня остаются востребованными, продолжается активная разработка новых компоновок АВП.

Необычная конструкция АВП, его первоначальная простота, и многофункциональность аппарата, породили необычайный интерес инженеров-любителей. АВП сочетал в себе возможность эксплуатации как на воде, так и на суше, что делало его незаменимым в различных условиях эксплуатации.

В настоящее время на базе разработанных компоновок за счет использования современных технологий, новых материалов, усовершенствованных двигателей, увеличения числа лопастей и диаметров винтов идет доработка конструкции и улучшение уже созданных аналогов. Увеличилась полезная нагрузка, дальность хода и экономичность, что сделало АВП более рентабельными. Наиболее распространенными версиями являются любительские - туристические АВП малого класса не более 8 мест.

Чтобы показать современное развитие АВП возьмем аппарат проектировки 80х годов в сравнение с современными версиями.

Один из самых популярных аппаратов того времени, «Ховеркэт2, разработанный в Великобритании. Его габариты 8,28*3,93*2,23 (м), площадь подушки 32 м2, Полная масса 2040кг. Полезная нагрузка - 5 человек плюс багаж (326 кг). Крейсерская скорость в модификации МК-2 55 км/ч. Время движения 2 ч.

Данная модель является легким туристическим АВП на пять-шесть человек, оснащенным 67 кВТ маршевым двигателем «Порше 912» (объем 1582 см3). В качестве маршевых винтов использовался два винта диаметром 1,104 м.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки

Современный аналог, СМБ1у-6132. Его габариты 6,42x2,78x2,52. Полная масса 1200 кг. Максимальная грузоподъемность 600 кг (масса груза, топлива, шести пассажиров). Максимальная скорость по воде 90км/ч, по снегу 85 км/ч, по земле 65 км/ч. Это судно принадлежит к тому же классу что и предыдущее. Оно оснащено 132-х сильным маршевым двигателем объемом 1600 см3, и 23-х сильным нагнетательным двигателем объемом 600 см3. Оба двигателя четырехтактные. Расход топлива 10-20 л/ч. Для обеспечения тяги используется осевой 6-лопостной пропеллер диаметром 1,2 м, на нагнетателе 9-лопастной осевой пропеллер диаметром 0,7 м.

Из приведенных выше технических характеристик аппаратов следует, что современный аппарат намного превосходит предшественника по большинству параметров. Его масса уменьшилась практически вдвое, выросла грузоподъемность, увеличилась скорость, сократился расход топлива при условии, что тяга выросла.

Таких результатов удалось достичь с помощью применения современных технологий. Корпус изготовлен из композитных материалов. Корпусные детали изготовлены в виде сэндвич-панелей из стеклопластика и пеннополиуретана. Изначально же при постройки применялся в большей степени алюминий в сочетании с деревом. Для ответственных изделий использовалась сталь. Гибкое ограждение так же пре-

терпело существенные модификации. На современной модели используется двухъярусная сегментная юбка. Верхний ярус - надутый баллон, нижний ярус - 92 независимых сегменты. Изначально же использовалась камерная система создания воздушной подушки. Обычные деревянные винты были заменены на многолопастные вентиляторы, изготовленные из композитных материалов либо алюминия. Силовая установка была также заменена, на смену двухтактным пришли более экономичные четырехтактные двигатели, что способствовало значительному сокращению расхода топлива.

Что касается сферы использования АВП, за последние годы она значительно расширилась. Увеличился спрос как на личное транспортное средство (охота, рыбалка, туризм) так и возрос интерес спецслужб, МВД, МЧС. Аппараты на воздушной подушке так же применяются при патрулировании территорий заповедников, в экотуризме, геолого-разведывательные работы. Все вышеперечисленное относится к судам на воздушной подушке, но АВП включает в себя и многие другие, такие как большегрузные транспортные платформы, десантные машины и др. В заключение можно сказать, что АВП еще не достиг апогея в развитие, у него все еще есть перспективы и в нем есть потребность.

© Каймин С. Г., Фаворский В. С., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.