Научная статья на тему 'Основные тенденции и перспективы турецко-российского военно-технического сотрудничества'

Основные тенденции и перспективы турецко-российского военно-технического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2657
359
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ТУРЦИЯ / РОССИЯ / РОССИЙСКО-ТУРЕЦКОЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПВО/ПРО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Овсепян Левон

В последние годы турецко-российские отношения вступили в качественно новый этап: от политического диалога высокого уровня страны перешли к развитию экономического и энергетического сотрудничества, которое зачастую достигает уровня "стратегического партнерства". Для Турции, а она входит в НАТО, ближайшими партнерами в сфере военно-технического сотрудничества остаются США и другие члены Североатлантического альянса. Кроме того, в 1990-х годах активно расширялись ее связи с Израилем. В последние годы к этому списку добавилась и Россия. Большой интерес политических кругов Турции к новейшим российским вооружениям и военной технике можно в определенной степени связать с общей активизацией "российского направления" во внешней политике Анкары. Можно сказать, что в Турции все более склонны рассматривать Россию в качестве "альтернативного партнера", важного для балансирования отношений страны с Западом (в первую очередь с США).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и перспективы турецко-российского военно-технического сотрудничества»

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ТУРЕЦКО-РОССИЙСКОГО ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Левон ОВСЕПЯН

научный сотрудник Института востоковедения Национальной академии наук Республики Армения (Ереван, Армения)

Введение

В последние годы турецко-российские отношения вступили в качественно новый этап: от политического диалога высокого уровня страны перешли к развитию экономического и энергетического сотрудничества, которое зачастую достигает уровня «стратегического партнерства».

Для Турции, а она входит в НАТО, ближайшими партнерами в сфере военно-технического сотрудничества остаются США и другие члены Североатлантического альянса. Кроме того, в 1990-х годах активно рас-

ширялись ее связи с Израилем. В последние годы к этому списку добавилась и Россия.

Большой интерес политических кругов Турции к новейшим российским вооружениям и военной технике можно в определенной степени связать с общей активизацией «российского направления» во внешней политике Анкары. Можно сказать, что в Турции все более склонны рассматривать Россию в качестве «альтернативного партнера», важного для балансирования отношений страны с Западом (в первую очередь с США).

Договорно-правовая база двустороннего сотрудничества в военно-технической сфере

Отношения России и Турции в начале 1990-х годов трудно охарактеризовать как добрососедские, что объясняется их традиционной геополитической конкуренцией и

взаимоисключающими военно-политическими интересами. Тем не менее в 1992 году был подписан Договор об основах отношений России и Турции.

Понятие «добрососедства» в отношениях двух стран постепенно начинает приобретать свой истинный смысл только со второй половины 1990-х годов: именно тогда появились общие подходы и наметились новые элементы сотрудничества, прежде всего в энергетике и в борьбе с терроризмом. Соглашения о сотрудничестве в этих областях были подписаны в 1996—1997 годах1. С этого периода российско-турецкие отношения сместились из поля противодействия в поле сотрудничества — во многом потому, что страны перестали видеть друг в друге угрозу2.

Новую страницу в политических отношениях между двумя странами открыл подписанный ими в ноябре 2001 года «План действий по развитию сотрудничества между Россией и Турцией в Евразии». В этом документе были намечены перспективы и взаимные интересы сотрудничества3.

Важным шагом в развитии российско-турецких военно-политических отношений стало создание в 2001 году по инициативе Турции Черноморской группы военно-морского сотрудничества («Blackseafor») с участием шести черноморских стран (лидирующее положение среди них занимают Россия и Турция)4. В 2003 году вступил в силу «Документ о мерах укрепления доверия и безопасности в военно-морской области на Черном море» (в рамках проекта «Blackseafor»). В 2006 году впервые в рамках «Blackseafor» были проведены российско-турецкие военно-морские учения, в связи с чем в Стамбул прибыла группа кораблей военно-морских сил России5.

Турция первой из стран НАТО установила военно-техническое сотрудничество с Россией. Еще в начале 1990-х годов Россия продала Турции вооружений на общую сумму примерно в 110 млн долл., в том числе 110 единиц бронетранспортеров (БТР-60/80), военно-транспортные вертолеты Ми-8 и Ми-17, боевые машины, приборы ночного видения, легкое вооружение и др.6

Согласно российским источникам, в мае 1992 года было достигнуто соглашение о продаже Россией Турции вооружений и боевой техники (вертолетов Ми-17, бронетранспортеров, пулеметов, гранатометов и снайперских винтовок) на сумму 300 млн долл.7 Для турецкой жандармерии и сил особого назначения были приобретены огнестрельное оружие, снайперские винтовки, противотанковые минометы и артиллерийские реактивные системы залпового огня российского производства8.

В апреле 1994 года Россия и Турция подписали межправительственное соглашение о сотрудничестве в военно-технической и военно-промышленной областях, которое стало

1 См.: Зиганшин М. Россия — Турция: от двустороннего сотрудничества к многоплановому сотрудничеству. Бишкек, 2007. С. 28.

2 См.: Torbakov I. Making Sense of the Current Phase of Turkish-Russian Relations // The Jamestown Foundation, October 2007.

3 См.: Зиганшин М. Указ. соч. С. 31—32.

4 Создание подобной группы Турция инициировала еще в 1998 году, однако соглашение о ее создании было подписано в 2001-м. Согласно учредительным документам «Blackseafor», его основными функциями являются поисково-спасательные и гуманитарные операции, противоминные мероприятия, охрана окружающей среды, осуществление совместных учений и т.д. [http://www.blackseafor.org/english/operational.php].

5 См.: Зиганшин М. Указ. соч. С. 54—56.

6 См.: Weapons Transfers and Violations of Laws of War in Turkey // Human Rights Watch Arms Project. USA, 1995. P. 36—37; Kandaurov S. Russian Arms Exports to Greece, Cyprus and Turkey, Moscow Defense Brief [http://mdb.cast.ru/mdb/2-2001/at/raegct/].

7 См.: Россия — Турция: от поставок газа до военно-технического сотрудничества /Справка/ [http:// www.itartass.ur.ru/details/rossiya_turtsiya_ot_postavok_gaza_do_voenno_tekhnicheskogo_sotrudnichestva_spravka. html], 15 марта 2011.

8 См.: Litovkin V. The Future of Russian-Turkish Military-Technical Cooperation // RIA Novosti, 26 June 2006.

первым документом такого рода. Соглашение предусматривало выполнение российской стороной работ по снабжению и модернизации вооружения турецких ВС9.

В настоящее время военно-техническое сотрудничество между Россией и Турцией осуществляется в рамках ряда межправительственных соглашений, которые регулируют двусторонние отношения по разработке, производству и снабжению военной продукцией.

Для придания военно-техническому сотрудничеству большей стабильности и долго-срочности в мае 2001 года была создана Смешанная российско-турецкая комиссия по военно-техническим вопросам. В сентябре 2002 года и ноябре 2003-го прошли заседания комиссии соответственно в Анкаре и Москве10.

В январе 2002 года во время визита в Турцию начальника Генерального штаба ВС РФ А. Квашнина были подписаны «Рамочный документ о сотрудничестве в военной сфере» и российско-турецкий договор «О сотрудничестве в области подготовки и обучения военного контингента». В том же году начальник Генерального штаба ВС Турции X. Киврикоглу с ответным визитом посетил Москву11.

Важным шагом по созданию договорной базы для развития военно-технического сотрудничества стало подписание в декабре 2004 года (во время первого официального визита президента России В. Путина в Турцию) двух значимых документов — межправительственных соглашений о «Взаимном сохранении интеллектуальной собственности в военно-технической сфере» и «Взаимном сохранении информационной секретности в военно-технической сфере».

С точки зрения развития сотрудничества между двумя странами в военной сфере следует упомянуть о визите командующего Военно-воздушных сил (ВВС) Турции Ф. Дже-мерта в Россию в июне 2007 года. В ноябре 2008 года Турцию посетил министр обороны России А. Сердюков, а в 2009 году — директор Федеральной пограничной службы (ФПС) России, командующий погранвойсками стран СНГ В. Проничев (первый заместитель директора ФСБ РФ). Кроме того, в июле 2010 года официальный визит в Турцию нанес главнокомандующий ВМФ России В. Высоцкий.

13 февраля 2009 года в ходе официального визита президента Турции А. Гюля в Москву была подписана декларация «О продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства», направленная прежде всего на дальнейшее развитие двустороннего взаимовыгодного сотрудничества в военно-технической и военно-промышленной сферах. В Декларации подчеркивалась особая важность работы Смешанной межправительственной российско-турецкой комиссии по военно-техническим вопросам; отмечалось, что она и в дальнейшем будет способствовать развитию сотрудничества в этих областях12.

Достижения, возможности и перспективы российско-турецкого военно-технического сотрудничества

В июне 2006 года на заседании Исполнительного комитета оборонной промышленности Турции было принято решение начать выполнение широкомасштабной програм-

9 См.: Litovkin V. Ор. ск.

10 См.: Задонский С.М. Состояние и перспективы военно-технического сотрудничества России и Турции // ИИИиБВ, 26 сентября 2008.

11 См.: Rusya Де askeri ап1а§та уарДё1 [http://gbulten.ssm.gov.tr/arsiv/2002/01/15/01_2.htm].

12 Совместная декларация о продвижении к новому этапу отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой и дальнейшем углублении дружбы и многопланового партнерства, 13 февраля 2009 года [http://www.kremlin.ru/text/docs/2009/02/212886.shtml].

мы по модернизации системы противовоздушной обороны (ПВО). В связи с этим был объявлен тендер на приобретение комплексов ПВО/ПРО дальнего действия, в котором участвовали системы американского («Patriot»), российского (С-300 ПМУ-2 «Фаворит») и совместного американо-израильского («Arrow-2») производства13. Однако проведение тендера затянулось; в 2008 года после долгих обсуждений Главное управление оборонной промышленности Турции вновь подтвердило необходимость приобретения систем ПВО. Кроме того, к тендеру присоединилась китайская компании CPMIEC: ее системы HQ-9 (или FD-2000) являются копиями российских комплексов С-300 ПМУ-2 «Фаворит». В 2009 году участницей тендера стала также франко-итальянская компания «Eurosam» с комплексами SAMP-T14.

На пути к созданию развитой ПВО Турция стоит перед серьезным выбором между американскими и российскими комплексами. Согласно турецким источникам, некоторое предпочтение отдается российским системам, однако вопрос пока окончательно не решен. Следует отметить, что посредством своих новейших вооружений Россия пытается позиционировать себя как надежного партнера Турции, которая, в свою очередь, посредством переговоров с российской стороной стремится ослабить свою зависимость от США в данной сфере.

В ходе состоявшегося в конце 2008 года визита в Турцию министра обороны России А. Сердюкова обсуждался ряд вопросов, касающихся двустороннего военного сотрудничества. Были озвучены намерения вести совместную работу по ряду военно-технических проектов, в том числе и по внедрению в Турции систем ПВО. В 2008 году объемы российских поставок вооружений и военной техники (в основном, боеприпасов, а также комплектующих и запасных частей) в Турцию составили около 200 млн долл. По мнению экспертов, в настоящее время перспективным направлением военно-технического сотрудничества России с Турцией может стать взаимодействие в космической об-ласти15.

По данным российских и турецких источников, ведутся переговоры о возможной продаже Турции российских систем ПВО С-400; эту информацию подтвердил и представитель «Рособоронэкспорта». Согласно сообщениям российских СМИ, в апреле 2009 года на Международной выставке военной промышленности (IDEF 2009) состоялась встреча между главой российской военной делегации А. Аксеновым и руководителем секретариата оборонной промышленности Турции М. Баяром. Обсуждались вопросы, касающиеся возможной продажи комплексов С-400. Следует отметить, что Россия представила на выставке 120 наименований военной продукции16.

Однако, как уже отмечалось, Турция, отдавая некоторое предпочтение российским комплексам, пока окончательно не определилась по вопросу приобретения систем ПВО/ПРО.

В январе 2007 года Исполнительный комитет оборонной промышленности Турции объявил тендер на приобретение противотанковых ракетных комплексов дальнего действия для усиления вооружения сухопутных сил, в котором участвовали как местные, так и иностранные компании (в том числе американский консорциум «Lockheed Martin/ Rayteon» и израильская военно-промышленная компания «Rafael»). В конечном счете

13 Необходимо отметить, что до сих пор на боевом дежурстве турецких ВС нет комплексов ПВО большой дальности, а воздушное пространство охраняется ЗРК малой дальности — «Rapier», «Stinger», «Atilgan» и модернизированными «I-Hawk» средней дальности.

14 См.: T&kiye’nin ffizesi hangisi olacak // H&riyet, 15 февраля 2010; F-35’te aslan payi Тйгк jirketlerinin, 2 февраля 2010 [http://www.ihlas.net.tr].

15 См.: Россия — Турция: от поставок газа до военно-технического сотрудничества /Справка/.

16 См.: Turkey Hopes to Buy S-400 Air Defense Systems from Russia // RIA Novosti, 27 April 2009.

турецкие военные отдали предпочтение российскому комплексу «Корнет-Э»; согласно договору Россия продала Турции 80 единиц указанной техники и 800 ракет к ним17.

Доставку вооружений планировалось начать в 2009 году и уже в конце 2009-го ВС Турции получили 40 единиц «Корнет-Э». Стоимость данной сделки между Министерством обороны Турции и Тульским конструкторским бюро составила 100 млн долл.18 Согласно российским источникам, подписанный документ дает Турции возможность в последующем приобрести еще 72 единицы указанных комплексов19.

Как отмечает эксперт С. Холяпин, приобретение Турцией противотанковых ракетных комплексов российского производства придаст новый импульс развитию военнотехнического сотрудничества между двумя странами. Вполне возможно, что Турция заинтересуется и российскими комплексами ПВО, которые хотя и не соответствуют стандартам НАТО, но уже использовались Грецией (страной — участницей НАТО), закупающей, в основном, вооружения западного производства.

По мнению российских экспертов, не исключено, что российская сторона предложит совместно изготавливать российские танки Т-80 и Т-90 и построить на территории Турции завод для их производства20. Турецкая сторона заинтересована в заключении подобного контракта, так как он отвечает интересам ее стратегии развития военно-промышленного комплекса страны.

Турция также изъявила готовность приобрести у России как минимум 12 ударных вертолетов Ми-28 «Havoc»; для уточнения условий сделки в 2009 году в Москву должна была направиться специальная военная делегация21. Решение было принято после того, как США отказали Турции в приобретении своих вертолетов «Cobra» и «Super Cobra», которые она намеревалась применить в борьбе с курдскими вооруженными формированиями в восточных районах страны и в Северном Ираке.

Однако приобретение новых вертолетов рассматривается как краткосрочное, промежуточное решение, поскольку в 2013 году Турция получит на вооружение ударно-разведывательные вертолеты Т-129 совместного итало-турецкого производства22.

Еще в конце 1997 года правительство Турции объявило тендер на сумму 2 млрд долл. (названный программой «АТАК»), который предусматривал совместное производство и закупку 145 ударно-разведывательных вертолетов.

На участие в тендере подали заявки американская компания «Bell Textron», производящая вертолеты «Super Cobra», и российские предприятия «Рособоронэкспорт» и завод «Камов»; вертолеты Ka-50-2 «Erdogan», выпускаемые последним, оснащены бортовыми навигационными системами израильского производства. Кроме того, российская сторона предложила более выгодные условия для создания в Турции производства подобных вертолетов и их дальнейшего экспорта в другие страны.

Однако в мае 2004 года турецкая сторона приостановила тендер, из которого, после долгих проволочек, выбыли франко-немецкая компания «EADS Eurocopter (Tiger)» и российская «Ka-50-2»23.

17 См.: lsra.il yerine Ruslardan ffize aliyoruz // H&riyet, 11 апреля 2008, Тйгк Silahli Kuvvetlerinde Rus silahlari donemi [http://www.nethaber.com], 11 апреля 2008. Ракеты «Корнет-Э» достаточно эффективно использовались со стороны «Хезболла» против израильских танков «Merkava» Mk4, а также иракской армией против американских танков M1 «Abrams».

18 См.: «Kornet-E» Rus f&ze kompleksi T&rk askerleri tarafindan teslim alindi [http://turkish.ruvr.ru/2009/12/17/ 3155702.html].

19 См.: Kerimov T. Russia Eyes Turkish Arms Market [http://english.ruvr.ru/2010/07/15/12424622.html], 15 July 2010.

20 См.: Cetinkaya O. Russia and Turkey: Military Aspects of a Joint Responsibility for the Region [http:// www.eurasiacritic.com/articles/russia-and-turkey-military-aspects-joint-responsibility-region], July 2009.

21 См.: Sariibrahimoglu L. Turkey Sends Delegation to Russia for Mi-28 Attack Helicopters // Today’s Za-man, 8 June 2009.

22 См.: ATAK Projesi nadir [http://www.hurriyet.com.tr/gundem/9263677.asp?gid=233&sz=31569], 24 июня 2008.

23 См.: Turkey Shortlists 2 Attack Helicopters [http://www.xairforces.com/newsd.asp?newsid=236&newst=4].

so

Хотя положительные тенденции в развитии военно-технического сотрудничества между двумя странами очевидны, Турция все еще не определилась в вопросе развития своей системы ПВО. Российская сторона уже несколько лет участвует в тендере развития ПВО Турции, однако реальных результатов пока нет. Кроме того, Турция ведет аналогичные переговоры и с США. По-видимому, Анкара пытается выбрать предложение, максимально выгодное в политическом и в военно-техническом отношениях.

От США Турция ожидает, в первую очередь, четких и определенных действий по решению курдской проблемы, а также согласия на продолжение поставок новейшего вооружения. Что же касается России, то Турция попытается достичь максимального эффекта от сотрудничества с ней в области реализации совместных производственных программ в некоторых важнейших военно-технических областях. Как уже отмечалось, главная проблема заключается в том, чье предложение в адрес Турции окажется «максимально эффективным».

На Лиссабонском саммите НАТО 19—20 ноября 2010 года была принята новая стратегия Альянса, предусматривающая создание объединенной системы ПРО для защиты стран-участниц на территории Европы24.

Турция, выдвинувшая некоторые возражения, в целом согласилась на участие в объединенной системе ПРО НАТО, что, впрочем, не исключает возможность приобретения ею российских комплексов. Однако для надежной защиты всей территории страны необходимо не менее 10—15 ЗРК дальнего действия, и не исключено, что лишь небольшое количество комплексов будут приобретены в России (прежде всего по политическим соображениям). Подобным образом строится система ПВО Греции, которая, приобретя несколько ЗРК в России, основную их часть закупила у США.

В ближайшие годы Турция приобретет 100—120 американских истребителей F-3525, которые будут включены в единое поле ПВО и ПРО страны, и это обстоятельство может серьезно повлиять на ее окончательный выбор в отношении систем ПВО.

Заключение

В 2000-х годах Турция начала пересмотр своей военно-политической стратегии. Анкара стремится к большей самостоятельности в военно-технической сфере: политическая элита страны пытается демонстрировать большую независимость от единой стратегии Североатлантического альянса.

Турция уделяет постоянное внимание совершенствованию национального ВПК, расширению потенциала для производства военной продукции различного назначения, освоению новых зарубежных и созданию собственных современных военных технологий. В рамках официального курса на большую самостоятельность реализуется стратегический план, призванный уменьшить зависимость от зарубежных поставщиков военной продукции. В 2010 году намечалось обеспечить за счет собственного производства 50% потребностей турецких ВС в вооружениях, военной технике и снаряжении. Согласно турецким официальным источникам, в 2010 году этот показатель составил 52,1%26.

24 См.: Allied Leaders Agree on NATO Missile Defense System [http://www.nato.int/cps/en/natolive/news_ 68439.htm], 20 November 2010.

25 Турция приобретет 100—120 единиц самолетов F-35, общая стоимоть которых составит 10—12 млрд долл. По проекту первые самолеты будут доставлены в Турцию в 2014 году, заменив собой находящиеся в настоящее время на вооружении страны устаревшие F-16 и известные еще со времен вьетнамской войны истребители-бомбардировщики F-4 (см.: Turkey to Possibly Buy 20 More F-35 Fighters // HUrriyet Daily News, 7 October 2009).

26 См.: Savunma sanayinde hedefler ajildi, 26 Nisan 2011 [http://ekonomi.milliyet.com.tr/savunma-sanayinde-hedefler-asildi/ekonomi/ekonomidetay/26.04.2011/1382547/defaulthtm; http://www.sasad.org.tr/en/turkiye-savunma-sanayiinin-2010-yili-verileri-aciklandi.html].

si

Турция пытается также диверсифицировать направления сотрудничества в военнотехнической сфере: страна ищет новых партнеров и выгодные сделки. В этих условиях Россия выступает для Турции в качестве оптимальной альтернативы: Анкара как бы шлет сигнал своим традиционным партнерам на Западе, давая понять, что ее северный сосед в какой-то степени может заменить их.

Для России выход на турецкий военно-технический рынок также имеет важное значение как в политическом и экономическом, так и непосредственно в военно-техническом отношении.

Сегодняшнюю динамику военно-технического сотрудничества между Турцией и Россией трудно назвать постоянной: расширение взаимодействия двух стран в этой области во многом зависит от дальнейшего развития их отношений в экономической и энергетической сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.