ББК: 85.31 УДК: 398.221
Калантарян Л.А.
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА В РУСЛЕ СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НА СТАВРОПОЛЬЕ В 20-40-х ГОДАХ XX ВЕКА
Kalantaryan L.A.
THE KEY TRENDS OF SHAPING THE REGIONAL MUSICAL SPACE IN COURSE OF FORMATION OF MUSICAL EDUCATION IN STAVROPOL 20-40s OF XX
CENTURY
Ключевые слова: культурное строительство, культурно-просветительская деятельность, культурно-просветительская филармоническая деятельность, формирование музыкального пространства художественной жизни региона.
Keywords: cultural development, cultural and educational activities, cultural and educationalphilharmonic activities, the formation of musical spaceof the artistic lifeof the region.
Аннотация: в статье дан анализ основных тенденций формирования музыкального пространства художественной жизни региона, детерминированных процессом культурного строительства. Основное внимание автор уделяет осмыслению процесса становления музыкального просвещения на Ставрополье, приоритетной роли в этом процессе музыкально-просветительской деятельности Ставропольской филармонии. Анализ процесса становления музыкального просвещения позволил автору обосновать собственную концепцию генезиса региональной музыкальной культуры.
Abstract: the paper analyzes the major trends shaping the musical space of the artistic life of the region, determined by the process of cultural construction. Main attention is paid to understanding process of formation a musical education in the Stavropol region, the priority role in the process of musical and educational activities of Stavropol Philharmonic. Analysis of process of formation a music education has allowed the author to justify his own concept of the genesis of regional musical culture
Музыкальное искусство в структуре культурогенеза региона выступает как культурный объект, новационная культурная форма, отражающая новое социально значимое содержание. Социокультурные факторы, определившие основные тенденции формирования музыкального пространства
художественной жизни региона лежат в русле становления и развития процесса культурного строительства в советском государстве.
Возникновение нового
социалистического государства, изменения во всех сферах общественной жизни детерминировали новый социальный заказ на культурные новации и интеграцию этих новаций в существующую культурную систему, формирование новой
(социалистической) культурной системы. С самого начала становления советского государства приоритетное значение приобрело культурное строительство. Культурная революция, понимаемая как процесс формирования нового человека, являлась необходимым элементом социалистических преобразований во всех областях общественной жизни.
П.И. Кабанов, анализируя историю культурной революции в СССР, выделяет универсальные признаки, характеризующие ее как «общую закономерность социалистического строительства»:
«Во-первых, культурную революцию следует рассматривать как часть вопроса о социалистической революции: она начинается сразу после завоевания политической власти пролетариатом.
Культурная революция органически входит в социалистическую революцию, пропитывает собой весь процесс социалистического и коммунистического строительства. Во-вторых, трудовой народ был материально и духовно ограблен и потому не имел возможности создать свою культуру в завершенном виде в недрах капитализма.
В-третьих, решающей особенностью социалистической культурной революции является ее подлинно народный, демократический характер»1.
В советском государстве, особенно на ранних этапах его становления, понятие «культурная революция», по сути, тождественно понятию «культурная политика». Культурная политика
понимается как: «направление политики государства, связанное с планированием, проектированием и обеспечением культурной жизни государства и общества»2. К сфере государственных компетенций в области культурной политики относятся: сохранение и накопление культурного наследия; развитие художественной жизни; популяризацию культурных ценностей (классического и народного искусства); культурное сотрудничество на различных уровнях и др. Реализацию культурной политики государства осуществляют культурные институты. Институтами сохранения культурного наследия являются музеи, библиотеки, архивы; вопросы
художественно-творческой деятельности - в ведении различных творческих
объединений, художественных и
кинематографических союзов, театров, филармоний; образование
«художественного профиля» осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения и т.д.
Уже в первые годы советской власти деятельность культурных институтов была направлена на культурно-просветительскую работу, которая составляла неотъемлемую часть идеологической пропаганды в массах
1 Кабанов, П.И. История культурной революции в СССР. - М., 1971. - С. 264.
2. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов -
М., 2000. - С. 215.
«по распространению культуры,
формированию социалистического сознания трудящихся в условиях строительства социализма»3. Задачи и программа деятельности культурно-просветительских организаций были продекларированы на I Всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры (июнь 1919 г.), II Совещании заведующих внешкольными подотделами губернских отделов народного образования (январь
1919 г.), Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования (ноябрь
1920 г.).
Большое значение деятельности культурно-просветительских учреждений в «борьбе за построение социализма», неизменно подчеркивалась на VIII (1919 г.), XI (1922 г.), XII (1923 г.) партийных съездах, указывалось и на необходимость расширения и углубления культурно-просветительс-кой работы, и особенно в сельской местности,
Новый социальный заказ
детерминировал порождение новых форм культурно-просветительской деятельности. В городе это организация народных клубов с различными самодеятельными кружками, народных театров, книжных магазинов, народных университетов культуры и т.д. В деревне - организация сельских клубов, красных уголков, изб-читален, хаток-делегаток, домов крестьянина и т.д.
Безусловно, культурное строительство в СССР определило и общие тенденции развития музыкального искусства. В редакционной статье «Классовая борьба на музыкальном фронте» журнала
«Культурная революция» музыкальное искусство определялось как «сложнейший сектор искусства». «Музыка - один из самых сложных секторов идеологии. Классовый анализ этого искусства наиболее труден. Этот сектор искусства наиболее консервативен. В отличие от художественной литературы и других видов искусства, оперирующих живым образами и конкретными понятиями, музыка своим материалом имеет звуковые комплексы,
3 Кабанов, П.И. История культурной революции в СССР. - М., 1971. - С. 146.
воздействующие преимущественно не на интеллект, а на эмоциональную строну человеческой психики. Этими свойствами музыки и определяется сложность классовой природы этого искусства»1. Для решения приоритетных задач музыкального просвещения - развития общего музыкального воспитания и
профессионального музыкального
образования был создан специальный музыкальный отдел при Наркомпросе.
Проблемы становления и развития музыкального просвещения в советской России нашли осмысление в трудах Б.В. Асафьева, Л.А. Баренбойма, Л.С. Выготского, Н.С. Гончарова, Н.А. Гродзенской, И.Д. Гусина, И.Н. Ерошенкова, Д.Б. Кабалевского, Т.Я. Левашевой, А.В. Луначарского,
Л.Л. Мельниковой, Л.А. Рапацкой, А.Н. Сохора, Б.М. Теплова, Б.Л. Яворского и др.
Социальный заказ на новые культурные смыслы в музыкальном просвещении детерминировал новые культурные формы. Это народные школы музыкального просвещения, обязательное хоровое пение и слушание музыки в образовании школьников, школьные творческие кружки оркестровые,
театральные, хоровые и т. д.
В процесс музыкального просвещения активно включились национализированные музыкальные учебные заведения
консерватории, музыкальные училища, музыкальные школы, ставшие в последствие центрами музыкального просвещения, особенно в провинции. Следует особо подчеркнуть роль открытых в 1921 году в Петрограде и в 1922 году в Москве филармоний. Организации, призванные прежде всего пропагандировать классическое музыкальное искусство, оказались в авангарде музыкального просвещения и во многом определили направление культурного строительства в советском государстве.
Являясь действенным средством социального воспроизводства, механизмом инкультурации и социализации личности, музыкальное просвещение выступает и как
основа для создания новой культурной среды, новой социальной страты -советской интеллигенции, ставшей производителем и транслятором новых культурных смыслов и культурных форм. Выкристаллизовавшиеся в музыкально-просветительской деятельности
филармоний культурные новации, успешно внедрились в социальную практику и получили статус культурных норм. Наиболее мобильной и культуроемкой формой музыкально-просветительской деятельности стала лекция-концерт, что, на наш взгляд, можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, просвещая народные массы, требовалось
«вступительное слово», которое помогало бы слушателям верно трактовать художественное содержание исполняемого музыкального произведения, его стилевые особенности, средства музыкального языка и т.д.
Во-вторых, обязательная
идеологическая составляющая
«лекционной» части концерта обеспечивала направление музыкального восприятия слушательской аудитории в русле «классовой борьбы на музыкальном фронте». «Характеризуя музыкальное произведение, мы должны исходить не только от «конструкции» звукового материала, - отмечалось в журнале «Культурная революция» за 1929 год, - но и от того эмоционального, идейного стержня, который в нем заложен. Нам нужно такое музыкальное воздействие, которое способствовало бы в первую очередь закреплению идеологии пролетариата»2.
Идеологическая направленность
музыкально-просветительской филармонической деятельности наиболее ярко проявилась в таких новационных культурных формах, как музыкальный концерт-митинг. Репертуар подобных концертов строго регламентировался, предпочтение отдавалось революционным песням и песням гражданской войны, массовым и народным песням патриотического содержания,
«вступительное слово» предполагало
1 Классовая борьба на музыкальном фронте. //
Культурная революция. - 1929. - №19. - С. 22.
выступление партийных и государственных деятелей.
За первое десятилетие в филармонической музыкально-
просветительской деятельности сложился особый вид «специализированного» концерта-лекции, предназначенного для конкретной аудитории. Особенно широкое распространение приобрела музыкально-шефская работа в армейской среде, что привело к бурному развитию разнообразных форм художественной самодеятельности и повышению общего культурного уровня моряков и красноармейцев.
Развитие художественной
самодеятельности в советской России, выявило необходимость поиска путей сближения самодеятельного и
профессионального искусства. Анализ проблемы показал, что, так называемые «два сектора искусства» самодеятельное и профессиональное сосуществовали как «два встречных потока», и это являлось характернейшей чертой отличавшей развитие художественной жизни в СССР. «Терминология «самодеятельный» и «профессиональный» сектор искусства -условна. Здесь вопрос идет только о формальных звеньях искусства:
художественная продукция
квалифицированных мастеров,
профессионалов, творящих «на рынок» - с одной стороны, а с другой стороны -гигантское творчество, которое созрело и выросло в недрах рабочего класса после Октября преимущественно в рабочем клубе; творчество, продукция которого является результатом общественной
самодеятельности и активности масс. Здесь сама масса удовлетворяет свои художественные потребности и свое желание создавать художественные ценности. Эти два потока находятся в непрерывном, постоянном взаимовлиянии. Происходит обмен форм, методов и техники исполнения, обмен живыми силами. Квалифицированное искусство мастеров через живых людей, на живых образцах, передается самодеятельному сектору, а самодеятельное искусство, в свою очередь, пополняет основные кадры мастеров
свежими побегами»1. Сближению профессионального и самодеятельного искусства содействовала сложившаяся новая культурная форма - творческий отчет, творческая встреча деятелей музыкального искусства со слушательской аудиторией, активное культивирование которой способствовало ее прочному внедрению в социокультурную практику.
К концу 30-х годов художественная самодеятельность в СССР приобрела массовый характер, чему, безусловно, способствовало и музыкально издательское дело, обеспечившее миллионные тиражи нотной и методической литературы по обучению игре на различных инструментах, организации самодеятельных музыкальных коллективов.
Сближение двух секторов советского искусства выявило злободневную проблему - взаимосвязи «кадров и творчества». Журнал «Культурная революция» отмечает в данной связи: «Наши кадры композиторов и музыкальных клубных работников чрезвычайно бедны. Десятки тысяч музыкальных кружков, с сотнями тысяч организованного пролетариата и крестьянства, этот музыкальный актив СССР нуждается в четком политическом и техническом руководстве»2.
В круг задач, стоящих перед советскими композиторами, входили: создание музыкальных произведений, форма и содержание которых способны захватить массы трудящихся и быть исполненными ими; создание высокохудожественных музыкальных произведений для
агитационной и пропагандистской работы; создание самодеятельных музыкальных форм (частушек, массовых песен, маршей и т.д.), которые могут быть исполнены при проведении политических демонстраций, спортивных праздников и олимпиад; создание идеологически выдержанных образцов эстрадной музыки и т.д.
Для решения поставленных задач необходимо также активизировать существующие ассоциации пролетарских музыкантов, укреплять объединения
Два сектора искусства. // Культурная революция. - 1929. - № 11. - С. 9.
2 Там же. - С. 9.
революционных композиторов и
музыкальных деятелей. Необходимо заострять внимание концертных
организаций и прежде всего филармоний на более широком использовании массовых произведений советских композиторов, направленных на обслуживание
социалистического соревнования,
достижений индустриализации,
коллективизации и т.д. Рост пролетарского влияния в области композиторской деятельности нашел отражение в произведениях - «Октябрь» Шостаковича, «Симфонический монумент» Гневина, «Путь Октября» Давиденко, «Траурная ода», «Шахтер» Крейна, ряде произведений Шехтера, Карасева, Белого, Буглая, Коваля, Лобачева и др.
Анализ процесса становления музыкально-просветительской филармонической деятельности 30-х годов, показал, что в этот период особенно важное значение приобретает просветительская деятельность в детско-юношеской аудитории. В филармониях организуются специальные концертные бригады, осуществляющие лекционно-концертную деятельность направленную на детскую аудиторию, организуются бесплатные лекции-концерты, музыкальные лектории выходного дня и т.д. Оптимальной формой музыкально-просветительской деятельности в детской аудитории в последствие станет «филармония школьника».
В дело музыкального воспитания детей и юношества большой вклад внесла советская музыкальная педагогика. Уже в первое десятилетие советской власти сложились новые формы музыкально-педагогической просветительской
деятельности, такие как музыкально-педагогичес-кие выставки, посвященные тем или иным вопросам музыкального воспитания детей, методологические съезды и семинары по проблемам организации музыкально-просветительской работы в детско-юношес-кой среде. В этот период в отечественной музыкальной педагогике сформировались общие концепции теории и практики музыкального образования школьников и т.д.
Таким образом, становление
музыкального просвещения осуществлялось в русле культурного строительства в советском государстве и было направлено на решение его приоритетных задач. В процессе становления и развития музыкального просвещения
выкристаллизовались общие направления формирования музыкального пространства, основные тенденции развития советского музыкального искусства. Сложились новые формы культурно-просветительской
деятельности и культурные новации в музыкально-просветительс-кой филармонической деятельности, одна из них многофункциональная и культуроемкая - лекция-концерт. Музыкально-просветительская филармоническая деятельность оказала большое влияние на становление и развитие такой культурной новации, как самодеятельное творчество и
активизировала интеграцию
профессионального и самодеятельного искусства в СССР. Решая задачи культурного строительства и являясь частью музыкального просвещения, музыкально-просветительская филармоническая деятельность стала фундаментом для создания советской интеллигенции, выступающей транслятором и производителем новых культурных смыслов.
Все вышеизложенное мы можем экстраполировать на региональный уровень.
Формирование музыкального
пространства художественной жизни региона протекало в русле культурного строительства на Северном Кавказе.
Проблемы культурного строительства, история становления образования и просвещения на Северном Кавказе освещена в трудах П.Г. Буткова, Д.В. Кочуры, А.А. Кудрявцева, М. Краснова, В.И. Лях, В.В. Мельникова, Г.Н. Прозрителева, А.А. Русиной,
Д.С. Ткаченко, Э.А. Шеуджева и др.
Культурное строительство в регионе теснейшим образом связано с вопросами государственного и национального самоопределения народов, населяющих регион. Одной из предпосылок начала культурного строительства на Северном Кавказе явилось признание политической
независимости северокавказских народов и решение вопроса о национальном самоопредлении. Исследуя процесс культурного строительства на Северном Кавказе, Э.А. Шеуджев указывает на важное значение первых декретов Советской власти: «Обращение Совнаркома «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» (ноябрь 1917 г.); «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа» (январь 1918 г.), положивших начало практическому решению задач национального строительства»1.
В 1920 году образовались Дагестанская и Горская (Терская) советские республики, представляющие собой многонациональные объединения. Так, в состав Горской республики входили Балкарский, Ингушский, Кабардинский, Чеченский, Осетинский, Карачаевский административные округа. На
учредительном съезде советов Горской советской республики в апреле 1921 года были определены приоритетные задачи экономического и культурного
строительства: создание промышленной базы; развитие образования и просвещения на национальных языках; формирование национальной интеллигенции.
Следующим этапом национального государственного строительства на Северном Кавказе стало образование автономных областей (Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская,
Чеченская), выделенных в 1922 году из Горской республики. Из Кубано-Черноморской области выделилась Адыгейская автономия. «Создание на Северном Кавказе автономных областей имело важное значение для решения задач советского строительства. Впервые в истории горские народы получили политические права, обрели собственную государственность, сформировались
социалистические нации. Это явилось необходимым условием успешного развития национальной экономики и
1 Шеуджев, Э.А. Политические и экономические предпосылки культурного строительства в национальных областях Северного Кавказа (19211925 гг.) // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1971. - С. 26.
культуры»2. Решение аграрного вопроса, переселение горских народов на «плоскости» способствовало их включению в активную политическую, экономическую и культурную жизнь: «Переселившейся бедноте оказывалась помощь в строительстве жилья, школ, культурно-просвети-тельских учреждений»3.
Образование Северо-Кавказского края (1922 г.), в состав которого вошли ряд областей (Кубано-Черномоская, Ставропольская, Терская, Донская), республик (Горская, Дагестанская) и автономных областей (Чеченская, Кабардино-Балкарская,
Адыгейская, Карачаеыо-Черкесская),
стимулировало качественные изменения в социально-экономи-ческой и культурной жизни региона.
Первый этап культурного
строительства начинается в 1920 году с момента освобождения Северного Кавказа от белогвардейцев. Интенсивность и продуктивность этого процесса
иллюстрируют следующие факты. К середине 1920 года в Дагестане открыто более 100 школ; в Адыгее школ насчитывалось более 30; в Донской области 1469 школ первой ступени, 109 - второй, 174 школы для взрослых; во Владикавказе открылся Горский педагогический институт - первый на Северном Кавказе. Не менее активно в процесс культурного строительства включилось и Ставрополье, где массово открывались школы, ликпункты, библиотеки, клубы, читальни и т.д. В целом по сравнению с дооктябрьским периодом количество школ увеличилось в два, а количество учащихся в пять раз. К 1927 году в Северо-Кавказском крае действовало: «1642 библиотеки, 1824 клуба и избы-читальни, 33 музея, 27 театров, 544 киноустановки, 10 вузов, 63 техникума, 5 рабфаков, в которых учились 25415 человек, 187 школ ФЗУ и профшкол, в которых обучалось 14151 человек»4. Еще одним фактором интенсификации
2 Там же. - С. 28.
3 Там же. - С. 30.
4 Мельников, В.В. В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе. -Ставрополь, 1971. - С. 7.
культурного строительства в регионе явилось создание письменности на родном языке, к 1924 году свою письменность имели все северокавказские народы.
Исследуя процесс культурного строительства на Северном Кавказе, В.В Мельников указывает на большие успехи и на других его участках, так, к 1925 году свою деятельность осуществляли более десятка объединений пролетарских писателей, насчитывавших свыше 300 человек. Среди которых - дагестанские (Г. Цадас, С. Стальский и др.); чеченские (С. Бадуев, А. Дудаев,
А. Нажаев и др.); ингушские (Т. Беков, А. Озиев и др.); осетинские (А. Коцоев, Д. Кусов, Ц. Гадиев и др.); кабардино-балкарские (М. Афаунов, Х. Теунов, С. Кожаев и др.); карачаево-черкесские (Х. Абуков, А. Боташева, И. Каракотов и др.) писатели. Деятельность писательских объединений стимулировала издание художественной литературы на родных языках горских народов. Таким образом, решалась одна из приоритетных задач культурного строительства в крае -развитие образования и просвещения на национальных языках и формирование национальной интеллигенции.
Основные задачи следующего этапа культурного строительства определил XV съезд ВКП (б): «увязать план культурного строительства с индустриализацией страны как неотъемлемую часть общего плана социалистического строительства в СССР; улучшить просветительную и культурную работу среди населения города и деревни»1.
За первую пятилетку в СевероКавказском крае была, в основном, ликвидирована неграмотность. В эту работу были вовлечены сотни тысяч человек. «В мае 1928 года VIII съезд ВЛКСМ выступил с предложением об организации массового культурного движения за полную ликвидацию неграмотности - культпохода. 2 сентября 1928 года в Международный юношеский день было объявлено о начале этого культпохода. 11 ноября 1928 года ЦК ВЛКСМ, руководство общества «Долой неграмотность» (ОДН) и ВЦСПС
обратились ко всем учреждениям и организациям с призывом активно включиться в него. В обращении подчеркивалось, что главное внимание необходимо обратить на деревню, как на самый «больной участок»2.
Анализируя процесс культурного строительства в Кубано-Черноморской области Северо-Кавказского края, В.И. Лях отмечает, что на первых порах культпоход развивался медленно и недостаточно эффективно, видя причину такого положения в недостаточной включенности в это движение широких слоев казачества. К середине 1929 года процесс активизировался, началось соревнование по усиление этой работы между различными областями, районами, краями. Так, СевероКавказский край соревновался с Сибирью и завоевал «первенство в этом соревновании, в крае было обучено 900 тысяч неграмотных и малограмотных»3.
К концу 30-х годов в Северо-Квказском крае значительно расширилась и сеть культурно-просветительских
учреждений. Так, по сравнению с 1927 годом количество библиотек возросло с 537 до 6523; клубов и изб-читален с 657 до 7187; музеев с 13 до 46; театров с 5 до 56; киноустановок с 196 до 1897.
Как и по всей стране, культурно-просветительские учреждения Северного Кавказа являлись активными участниками социалистического строительства и очагами культурной жизни. При клубах и избах читальнях «работали тысячи кружков художественной самодеятельности,
агитбригад; проводились интересные вечера, встречи, конференции; десятки тысяч книгонош, которыми работали коммунисты, комсомольцы, учителя, распространяли книги»4. При большинстве клубов были организованны драмкружки, оркестры народных инструментов, хоровые коллективы, в репертуар которых входили
2 Лях, В.И. просвещение и культура в истории кубанской станицы. - Краснодар, 1997. - С. 98.
3 Мельников, В.В. В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе. -Ставрополь, 1971. - С. 10.
4 Там же. - С. 15.
классические произведения и произведения советских писателей, драматургов, композиторов. Самодеятельное творчество развивалось и в национальных республиках края, так, уже к началу 30-х годов существовали десятки кружков
художественной самодеятельности.
Результатом развития национального самодеятельного творчества явилась проведенная в 1931 году в Ростове-на-Дону «Олимпиада искусств горских народов». Она показала не только возросший исполнительский уровень самодеятельных артистов, но и высветила успехи культурного строительства в воспитании нового человека - продукта и потребителя социалистической культуры.
Культивирование в национальном самодеятельном искусстве самодеятельного театра послужило основой для интенсивного развития национальной литературы и национального театра. В 1934 году открылся Чечено-Ингушский театр, в 1938 году Адыгейский, в 1935 Осетинский драматический театр и т. д. В репертуаре которых видное место занимали произведения национальных авторов: «Кровь» Э. Мальсагова, «Идущие к счастью» Ц. Гадиева, «Зарево» М. Дышекова, «На адыгейских плавнях» Ю. Кобрина, «Два поколения» С. Арсанова и др. В национальную литературу пришла молодая писательская интеллигенция: «в Адыгеи - И. Цей, Т. Керашев; в Кабарде -А. Хавпачев, Али Шогенцуков; в Карачае -И. Каракотов, А. Уртенов; в Осетии -Д. Мамсуров, Б. Боциев, Т. Епхиев, М. Камбердиев; в Ингушетии - А.-Г. Гойгов, Т. Беков, А. Озиев, И. Базоркин; в Чечне - С. Бадуев, М. Мамакаев; в Балкарии - С. Шахмурзаев, Б. Гуртуев, С. Отаров и др.»1.
Таким образом, результатом успешного решения приоритетных задач культурного строительства на Северном Кавказе явилось создание системы образования и просвещения на национальных языках и формирование национальной интеллигенции.
Процесс культурного строительства на Ставрополье начала 20-х годов
осуществлялся в русле общих тенденций культурно-просветительской деятельности. Как и по всей стране, организовывались многочисленные народные клубы, театры, библиотеки, самодеятельные творческие коллективы, народные университеты культуры и т. д.
Реализация социального заказа на новые культурные смыслы определила и основные тенденции формирования музыкального пространства Ставрополья. Национализированные музыкальные
учебные заведения активно включились в процесс музыкального просвещения, став центрами музыкальной культуры и фундаментом для создания новой культурной среды и региональной интеллигенции.
Основной формой музыкально-просветительской деятельности в провинции оставался концерт. Характеризуя уровень музыкального просвещения Ставрополя в начале 20-х годов, газета «Власть советов» в рецензионной статье «Искусство», отмечает, что оно находится «в надежных руках»2. Тем не менее в статье отмечался и тот факт, что «концерт не привлек к сожалению большого количества слушателей, хотя имел все данные для того, чтобы ему было оказано больше внимания со стороны Ставропольской публики, ибо концерт имел громадное общественное значение как яркий показатель того, в каком состоянии находится дело музыкального просвещения в г. Ставрополе»3.
До момента организации
Ставропольской филармонии в 1938 году музыкально-просветительская деятельность на Ставрополье развивалась в целом бессистемно и хаотично, музыкальная культура оставалась на невысоком уровне.
В процессе анализа архивных материалов и документальных источников выявился ряд причин, по нашему мнению, тормозящих развитие музыкальной культуры на Ставрополье в 20-30-х годах. Во-первых, отсутствие перспективного планирования развития музыкальной культуры и музыкально-просветительской
2 Искусство. / Власть Советов, 21 марта 1922 г. -С. 3.
3 Там же. - С. 3.
деятельности на региональном уровне. Во-вторых, приоритетное значение «целевых» спектаклей и концертов. В-третьих, недостаток собственных механизмов реализации музыкально-просветительской деятельности в регионе.
Безусловно, все эти причины взаимосвязаны. Отсутствие системы в планировании развития региональной музыкальной культуры и музыкально-просветительской деятельности объясняется достаточно большим количеством осуществляющих концертную деятельность организаций, в разное время это «Культотделы», «СОФИЛОМ», «ГОМЕУ», «Госэстрада» и др. Что способствовало укреплению такой формы музыкально-просветительской деятельности, как «целевые» концерты, спектакли,
предполагающей приглашение гастрольных коллективов.
На наш взгляд, музыкально-просветительская деятельность гастролеров, даже маститых зачастую носила крайне ограниченный, фрагментарный характер, в силу того, что гастролеры обслуживали большое количество культурных объектов. Так, например, в гастрольной поездке 1928 года Ленинградского театра оперы и балета по Северному Кавказу были даны спектакли в Краснодаре, Таганроге, Новороссийске, Новочеркасске, Ростове-на-Дону,
Ставрополе, где был дан один спектакль и по отзывам критики не самого высокого качества. Местная пресса писала: «Постановочное оформление оперы традиционно и шаблонно. Коллектив не имеет полного ансамбля. Хор слаб, балет тоже. В оркестре ощущается отсутствие деревянных духовых инструментов»1.
Что же касается недостатка собственных механизмов реализации музыкально-просветительской деятельности в регионе, мы имели в виду прежде всего отсутствие собственного симфонического оркестра в Ставрополе, который был организован лишь в 1941 году и не был в полном смысле профессиональным. Ставропольская газета «Молодой Ленинец» от 10 мая 1941 года писала по этому поводу:
«Малый симфонический оркестр Ворошиловского парка культуры и отдыха был организован в начале апреля. Из 31 музыканта оркестра лишь 7 профессионалы, остальные учащиеся музыкального училища»2. До момента создания симфонического оркестра интересы ставропольской публики в области инструментальной и прежде всего, симфонической музыки так же удовлетворяли гастролеры.
Образованная в 1938 году Ставропольская филармония стала важнейшим культурным объектом, оказавшим большое влияние на формирование музыкального пространства художественной жизни региона, центром музыкальной культуры и музыкального просвещения на Ставрополье, организацией планирующей и осуществляющей музыкально-просветительскую деятельность.
В данной связи следует упомянуть о важных структурных преобразованиях в области организации руководства в сфере культуры и искусств. Речь идет о выделении этой отрасли руководства из Наркомпроса РСФСР и передачи ее в ведение образованного в январе 1936 года Комитета по делам искусств при СНК СССР. «Созданием Комитета по делам искусств разрешалась задача объединения руководства всеми видами искусств. В Орджоникидзевском (Ставропольском) крае отдел по делам искусств был образован при крайисполкоме в 1937 г. В ведение отдела перешли все театры и другие зрелищные предприятия, музыкальные школы, а также учебные заведения, подготавливающие кадры работников театра, кино, музыки и изобразительных искусств»3.
Отдел по делам искусств, стал центром, в котором сосредоточились контроль над репертуаром театров, общее руководство развитием художественной самодеятельности, организация
художественных выставок, конкурсов, смотров по различным областям искусств. С августа 1942 года по январь 1943 года отдел
2 Симфонический оркестр. / Молодой ленинец, 10 мая 1941 г. - С. 4.
3 ГАСК,Ф.Р. - 2439, оп. 1, д. 3. л. 16.
по делам искусств прекращал свою деятельность в связи с немецко-фашистской оккупацией города Ставрополя и возобновил ее 25 января
1943 года.
Документальных свидетельств о деятельности Ставропольской филармонии в период с 1938 по 1943 годы не сохранилось, поэтому установить функции и структуру филармонии не представляется возможным. Известно, что во время оккупации с 3 августа 1942 года по январь 1943 филармония прекращала свою деятельность и возобновила ее 9 октября 1943 года. Приоритетными задачами филармонии оставались - повышение культурного уровня трудящихся путем широкой пропаганды лучших образцов музыки, литературы и эстрадного искусства. Следует отметить, что являясь государственным учреждением,
планирующим и осуществляющим концертную деятельность,
«государственное начало» особенно отчетливо проявилось в принципах формирования филармонического
репертуара. Сущность репертуарной политики ярко иллюстрирует один из приказов Комитета по делам искусств при СНК СССР от 10 марта 1943 года, предписывающий областным и краевым отделам по делам искусств: «Обратить особое внимание на репертуар бригад, ведущее место в котором должны занимать оборонные и антифашистские произведения советских авторов, а также приведения о социалистической деревне, колхозном труде, ударниках и стахановцах»1.
Одно из первых после оккупационных постановлений Ставропольского краевого Совета депутатов трудящихся от 6-го октября 1943 года также было направленно на упорядочение деятельности филармонии по концертно-эстрадному обслуживанию трудящихся города Ставрополя и Ставропольского края, в нем было указано на необходимость: «1. Всю организацию возложить на краевую филармонию, сосредоточив при ней всю концертно-эстрадную деятельность. 2. Запретить
руководителям театров, клубов, домов соцкультуры, кинотеатров приглашать концертные силы самостоятельно помимо государственной филармонии, а также сдавать помещения под концерты артистам, не имеющим путевок филармоний»2.
В данной связи следует упомянуть еще один документ-отчет от 10 мая 1944 года «По итогам работы Ставропольской филармонии на 1943 г. и утверждение репертуарного плана на 1944», который свидетельствует о первостепенном значении музыкально-просветительской, пропагандистской деятельности
филармонии: «Ставропольская филармония организовала женский ансамбль песни и пляски, украинский ансамбль и 6 эстрадных бригад, провела большую работу по обслуживанию колхозов и районных центров края. Из общего количества концертов, проведенных в 1943 году, в колхозах дано 858».
В фондах государственного архива Ставропольского края сохранились «Отзывы о работе бригад Ставропольской филармонии за март-декабрь 1943 года»:
1. «9 концертов при горвоенкомате -концерты вызвали большой подъем и большое удовлетворение зрителей. (директор филармонии А. Донской).
2. Шефская бригада филармонии провела концерт в госпитале 1805 1 мая 1943 года. Концерт прослушан с большим вниманием и благодарностью.
3. Обслужили личный состав Невинномысского авиагарнизона. Летчики, бойцы, командиры остались очень довольны (21-22 мая).
4. В госпитале 26 мая. Раненые и больные остались довольны как репертуаром, так и исполнением.
5. Концерт перед комсомольцами и молодежью Шпаковского района с. Кугульта. /Горячие отзывы, особенно понравилось художественное чтение артистки Подольской К.Ф./. и т. д. .
Тем не менее в «Отчете» указывалось и на недостатки в музыкально-просветительской деятельности, а именно недостаточное количество в репертуаре
1 ГАСК,Ф.Р. - 3992, оп. 1, д. 93. л. 11.
2 Там же. - л. 17.
3 Там же. - л. 10.
филармонии лекций-концертов: «За год проведено лишь 2 тематических концерта «50 лет со дня смерти Чайковского» и «Советская поэзия в эпоху отечественной войны». Устранение отмеченных недостатков, расширение музыкально-просветительской деятельности за счет увеличения количества лекций-концертов и тематических концертов нашло отражение в репертуарном плане Ставропольской филармонии на 1944 год. Было запланирвано:
1. «Провести концерты, посвященные: 140-летию со дня рождения Глинки; 145-летию со дня рождения Пушкина; 40-летию со дня рождения Чехова; 130-летию со дня рождения Лермонтова; 110-летию со дня рождения Бородина.
2. Провести ряд тематических концертов: русская народная песня; русские композиторы доглинкинского периода; русские композиторы XIX века; советские композиторы; западные композиторы.
3. Подготовить и провести декаду советской музыки.
4. Организовать творческие вечера лучших артистов филармонии, театров, педагогов Ставропольского музыкального училища и т. д.
5. Организовать к 1-му августа 1944 года Черкесский ансамбль песни и пляски и духовой оркестр.
6. Уделить особое внимание вопросам художественного обслуживания промышленных и сельскохозяйственных районов края»1.
Ставропольская филармония активно включается в процесс музыкального воспитания молодежи края. С июня 1944 года в разных городах Ставрополья при музыкальных училищах и музыкальных школах открываются «Вечерние
музыкальные курсы для молодежи» с одногодичным и двухгодичным сроком обучения.
Анализ документальных источников показал, что уже в первые годы своего существования Ставропольская филармония стала важнейшим культурным объектом, оказавшим большое влияние на процесс
1 ГАСК,Ф.Р. - 3992,оп. 1, д. 93. л. 16.
культурного строительства и формирование музыкального пространства
художественной жизни региона.
Полиэтничность Ставрополья определила поликультурность как приоритетное направление региональной культурной политики в целом и культурно-просветительской деятельности
Ставропольской филармонии в частности. Музыкально-просветительская деятельность филармонии явилась основой для формирования многонациональной
региональной интеллигенции, фундаментом для развития профессионального композиторского творчества и осмысления места профессионального искусства в диалоге культур народов региона. В 40-х годах при филармонии были созданы Черкесский национальный ансамбль песни и танца, Украинский ансамбль, Казачий народный хор и другие национальные коллективы. В последующие годы Ставропольская филармония являлась активным пропагандистом и
популяризатором творчества композиторов Ставрополья и национальных республик Северного Кавказа.
Таким образом, основные тенденции формирования музыкального пространства художественной жизни региона
детерминированы процессом культурного строительства в советском государстве, социальным заказом на новые культурные смыслы и новации, необходимостью интеграции этих новаций в существующую культурную систему. В процессе культурного строительства определился вектор культурной политики, приоритетное значение приобрела культурно-
просветительская деятельность как неотъемлемая часть идеологической работы по распространению культуры, формированию социалистического
сознания трудящихся в условиях строительства социализма.
Социальный заказ на новые культурные смыслы детерминировал порождение новаций в культурно-просветительской деятельности.
Выкристаллизовались и общие тенденции развития музыкального искусства, являющегося одним из сложнейших
секторов идеологии, что, в свою очередь, определило первостепенное значение музыкального просвещения, ставшего в социалистическом государстве
действенным средством социального воспроизводства, механизмом
социализации, инкультурации личности, основой для формирования новой культурной среды и новой социальной страты - советской интеллигенции. Авангардом музыкального просвещения стала музыкально-просветительская
деятельность филармоний,
государственных организаций, призванных пропагандировать музыкальное искусство. В провинции филармонии становились важнейшими культурными центрами, очагами музыкального просвещения, оказывавшими существенное влияние на процессы формирования музыкального и культурного пространства. В процессе становления и развития музыкального просвещения сложились новые формы музыкально-просветительской деятельности, успешно внедрившиеся в социокультурную практику.
Формирование музыкального
пространства художественной жизни региона Ставрополья протекало в русле культурного строительства на Северном Кавказе. Отличительной чертой
культурного строительства в регионе была его теснейшая связь с проблемами национального и государственного самоопределения северокавказских
народов. Обретение государственности явилось основой для развития национальной культуры. Создание письменности на национальных языках интенсифицировало процесс культурного строительства в регионе, создало условия для формирования национальной интеллигенции. Национальные культуры северокавказских народов стали неотъемлемой частью культурного пространства, основой для диалога культур народов региона.
Центром музыкального просвещения на Ставрополье стала Ставропольская филармония. Как важнейший культурный объект, филармония оказала существенное влияние на формирование культурного,
музыкального пространства
художественной жизни региона. Одним из приоритетных направлений музыкально-просвети-тельской деятельности
Ставропольской филармонии являлась популяризация регионального
музыкального искусства, активизация творческой деятельности
профессиональных композиторов
Ставрополья, углубление культурного взаимодействия северокавказских народов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГАСК,Ф.Р. - 2439, оп. 1, д. 3. л. 16-17.
2. ГАСК,Ф.Р. - 3992, оп. 1, д. 93. л. 10-11.
3. Два сектора искусства // Культурная революция. - 1929. - № 11.
4. Искусство / Власть Советов, 21 марта 1922 г.
5. Кабанов, П.И. История культурной революции в СССР. - М., 1971.
6. Классовая борьба на музыкальном фронте // Культурная революция. - 1929. -
№19.
7. Лях, В.И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы. - Краснодар,
1997.
8. Мельников, В.В. В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1971.
9. Симфонический оркестр / Молодой ленинец, 10 мая 1941 г.
10. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов. - М., 2000.
11. Шеуджев, Э.А. Политические и экономические предпосылки культурного строительства в национальных областях Северного Кавказа (1921-1925 гг.) // В.И. Ленин и культурная революция на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1971.