УДК 023
И.В.Колганов
ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИМИДЖЕВЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ В БИБЛИОТЕКАХ
В статье рассматриваются сновные технологии управления имиджевыми коммуникациями в библиотеке. Раскрываются проблемы функционирования понятия «имиджевых коммуникаций» как особого элемента системы. Даются некоторые особенности функционирования имиджевых коммуникаций и определяется схема и модели управления имиджевыми-коммуникациями в библиотеке.
Ключевые слова: имидж, библиотека, имиджевые коммуникации, технологии управления, модели. Ivan V. Kolganov BASIC CONTROL TECHNOLOGIES OF IMAGE COMMUNICATIONS IN LIBRARIES The essence of image communication - establishing and maintaining communication and establishing communication of its main participants, and audience imagenotes image under the control of the image-maker. Image maker provides complex impact on the process of image formation. Management image communications libraries are more in line with RR, the effectiveness of which is conditioned by the created PR communication model. Management of image communication libraries based on the motivation of the audience images action. The action of image-based communication library is based on the powerful emotional surge, coupled with the reduction of mechanisms of conscious control. Recognition by the audience of the image is carried through the experienced that the objectives needs the speakers and audience for image communications. Management of image communication based on the norms and values of the library is closely connected with the history of library institutions, as well as the psychological climate within the team. Management of image communication libraries as the management of the entire spectrum of needs of the audience the image through the use of laws of functioning of mythological notions about the status of the image bearer in the intellectual space of the audience of the image gives a certain dynamism pragmatism of the image.
Keywords: image library, image communications, technology management, models.
Сущность имиджевой коммуникации - формирование связи имидженосителя и целевой аудитории имиджа под контролем имиджмейкера.
Имиджевая коммуникация осуществляется носителем имиджа, активность которого актуализируется путем участия имиджмейкера. Таким образом, цель формирования имиджевой коммуникации - получить от принимающей стороны адекватное понимание созданного образа [4]. Грюнинг выделяет следующие модели имиджевой коммуникации:
- паблисити
- информирование
-двусторонние асимметричные модели -двусторонние симметричные модели [6].
Паблисити и информирование - односторонние модели PR, связанные с простейшими программами коммуникации [6].
В двусторонней симметричной модели предлагается работать с аудиториями не в менторском тоне, а в форме двусторонних переговоров. Такие модели предназначены для управления конфликтами и оптимизации PR [6].
В двусторонней симметричной модели используются методики, предполагающие использование результата мониторингов при создании сообщения, задача которого - заставить аудиторию принять удобную для носителя имиджа коммуникационную парадигму поведения[6].
Имиджмейкер осуществляет сложное воздействие на процесс формирования имиджа, например, фиксирует инконгруэнтность ролей участников имиджевой коммуникации, контролируя интенсивность имиджевой активности, а также статус общественных мнений.
Управлению имиджевыми коммуникациями библиотек в большей степени соответствуют PR, эффективность которых обусловлена создаваемой PR коммуникативной моделью (или «имиджевой коммуникацией»). Система управления имиджевыми коммуникациями в библиотеках всегда адекватны имиджу [5].
Менеджмент имиджевых коммуникаций библиотечных учреждений основан на побуждении аудитории имиджа (актуальных пользователей библиотечныхуслуг) к действиям. В имиджевой коммуникации библиотек управлению подлежат два объекта: -носитель имиджобразующей информации, заинтересованный в формировании положительного отношения к своей деятельности
-потребитель имиджобразующей информации (общественность).
Имидженоситель - всегда строго структурированная система, в отличие от потребителя имиджа. Поэтому имидженоситель с помощью РЯ-деятельности выполняет функции управляющей системы, а общественность - функции управляемой системы.
Главными особенностями менеджмента имиджевыми коммуникациями в библиотеках являются:
—двойственный статус имиджевого агента (вспомогательный и управляющий)
—основным управляющим воздействием является воздействие для согласования интересов и осуществления обмена ценностями
—деятельность имиджевого агента как полноправного участника воздействия носителя имиджа на его аудиторию носит характер конструктивной манипуляции (самая эффективная форма такого воздействия - управляемый диалог)
—истоки логики управления имиджевой коммуникацией библиотек лежат в специфических ценностях аудитории имиджа (чувство принадлежности к интеллектуальной элите, потребность в приобретении новых знаний, потребность в общении), ценностные ориентации, зафиксированные в форме мифов, являются главными аспектами влияния имиджмейкеров
—имидж библиотек всегда ориентирован на цель в виде реализации потребности.
Управление имиджевой коммуникацией - это управление представлениями-мифологемами о ценностных приоритетах аудитории имиджа относительно носителя при соблюдении следующих условий - прагматичность, жизнеспособность, доверительность, обобщенность и выразительность.
Действие имиджевых коммуникаций библиотеки основано на мощном эмоциональном всплеске, соединенном с редукцией системы сознательного контроля, поэтому многие библиотеки начали бороться за оптимизацию уровня привлекательности имиджа, а не за репутацию.
Мощная регулирующая сила имиджевых коммуникаций обусловлена иллюзорностью понятия «имидж», а всё взаимодействие между иллюзорным и реальным миром происходит по схеме «метафора-герой-знак» [2].
Признание аудиторией имиджа производится через опытное совпадение целей и потребностей носителей и аудитории имиджевых коммуникаций. Имиджевые технологии библиотеки объединяют полюсы противоречия, формируя сопричастность индивидов и мнение. Мнение формируется на базисе приобретения информации и возникает вследствие динамической оценки аудиторией имиджевых технологий.
Так, например. Рекламная деятельность Центральной библиотеки Ивнянского района как составная часть маркетинговой политики учреждения способствует созданию положительного имиджа, формирует общественное мнение посредством группы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь ЦБ и всех категорий населения Ивнянского района, а также органов государственного (муниципального) управления [8].
Для успешного управления имиджевыми коммуникациями библиотеки Центральной библиотеки Ивнянского района сотрудниками методического отдела библиотеки исследовались условия эффективной организации рекламной деятельности:
-создание имидж-плана
-детерминирование эффективности рекламной деятельности Центральной библиотеки Ивнянского района.
Основным источником формирования тактики и стратегии рекламной кампании являлась парадигма деятельности библиотеки.
Объектами рекламы выступали:
-система обслуживания Центральной библиотеки Ивнянского района
-структурные подразделения Центральной библиотеки района (сельские библиотеки)
-продукция и персонал Центральной библиотеки Ивнянского района [8].
Центральная библиотека Ивнянского района при рекламировании новой услуги - проведения образовательных мероприятий для населения Ивнянского района - предварительно изучила текущий спрос данную услугу среди актуальных и потенциальных пользователей ЦБ, детерминировала функциональные свойства рекламируемой услуги (субъективность оценки качества), её преимущества в сравнении с подобными услугами (доступность, ценовая конкурентоспособность), эффект, получаемый потребителем данной услуги (получение новых знаний, информирование о структуре и услугах ЦБ). Для существенного увеличения числа пользователей новой услуги использовалась реклама в сети Интернет, местной радиосети и районной газете «Родина».
Менеджмент внутрибиблиотечных имиджевых коммуникаций основан на нормах и ценности библиотеки, тесно связан с историей библиотечного учреждения, а также психологическим микро-
климатом внутри коллектива. Управление внутрибиблиотечными имиджевыми коммуникациями предполагает:
-управление имиджем руководителя библиотечного учреждения, включающее:
■ управление персональными характеристиками
■ управление социальными характеристиками
■ управление миссией руководителя
■ управление ценностными ориентациями руководителя
-управление социально-психологическим микроклиматом библиотечного учреждения, включающее:
■ управление локальной микросредой библиотеки
■ управление служебными коммуникациями
■ мониторинг психологической совместимости сотрудников библиотеки -управление организационной культурой библиотечного учреждения, включающее:
■ планирование изменений корпоративной культуры библиотеки
■ организацию изменений корпоративной культуры
■ мотивацию сотрудников библиотеки оптимизации корпоративной культуры
■ мониторинг проведения изменений корпоративной культуры библиотеки.
Например, для выяснения отношений сотрудников ЦБС г. Белгорода к изменениям организационной структуры ЦБС (снижение числа структурных подразделений и филиалов) проводятся исследования, в ходе которых ищутся ответы наследующие вопросы:
-что может вызвать наибольшее сопротивление сотрудников библиотеки и филиалов (например, снижение уровня материального стимулирования сотрудников ЦБС)
- к чему сотрудники ЦБС г. Белгорода отнесутся положительно (например, к увеличению числа АРМ) -какие изменения пугают персонал библиотеки и почему (неопределенность будущей профессиональной карьеры)
-какие предложения руководства библиотеки (например, предложение внедрить электронный документооборот в филиале, лишенном локальной компьютерной сети) не вызывают реакции персонала -согласны ли сотрудники библиотеки на изменения в целом, считают ли их необходимыми. Управление имиджевой коммуникацией библиотек как управление всем спектром потребностей аудитории через посредство внедрения представлений о положении носителя имиджа в интеллектуальной среде имиджевой аудитории предоставляет известный динамизм самой прагматичности имиджа (т.е. выгоды слияния имиджа носителя и имиджа аудитории).
Основными технологиями управления имиджевыми коммуникациями в библиотеках являются: -создание системы показателей оценки имиджевых коммуникаций -социологическое исследование имиджевых коммуникаций библиотеки -комплексный анализ имиджевых коммуникаций:
■ количественно-качественная оценка
■ БШОТ-анализ
■ экспонометрический анализ
-контроллинг в сфере реализации программ оптимизации имиджевых коммуникаций библиотечного учреждения.
Литература
1.Борисова, 0. Реклама в библиотеке [Текст]: учеб-практ. пособие / О.Борисова. - М.: «ЛИБЕРЕЯ-БИБ-ИНФОРМ», 2005. - 216 с.
2.Горчакова, В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? [Текст] / В.Г. Горчакова. - М.: «Эксмо», 2007. - 208 с.
3.Кармышева, Н. Как сделать грамотный РЯ библиотеки? [Текст] / Н. Кармышева // Новая б-ка. - 2006. -№ 5. - С.46.
4.Матвеев, М. Ю. Проблема определения имиджа библиотек [Текст]/ М.Ю.Матвеев // Библиотековедение. - 2008. - № 6. - С. 118-122.
5.Матвеев, М. Ю. Психологические проблемы совершенствования имиджа библиотек [Текст] / М. Ю. Матвеев // Науч. и техн. б-ки. - 2009. - № 1. - С.103-109.
6.Панасюк, А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники [Текст] / АЮ. Панасюк. - М.: «Омега-Л», 2007. - 266 с.
7.Ульяновский, А.В. Мифодизайн: коммерческие и социальные мифы [Текст] / АВ. Ульяновский. - СПб.: «Питер», 2005. - 539 с.
8.Колганов И. В., Туранина Н.А. Проблемы формирования эффективного имиджа современного специалиста/ И.В. Колганов, Н.А Туранина. - «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям: сб. докладов научн. - практ. конференции.» - Белгород: БГИИК, 2017, с.
References
1. Borisova, О. Reklama v biblioteke [Tekst]: ucheb-prakt posobiye / O.Borisova. - M.: «LIBEREYA-BIBINFORM», 2005.-216 s.
2. Gorchakova, V.G. Imidzh: rozygrysh ili kod dostupa? [Tekst] / V.G. Gorchakova. - M.: «Eksmo», 2007. - 208 s.
3. Karmysheva, N. Как sdelat' gramotnyy PR biblioteki? [Tekst] / N. Karmysheva // Novaya b-ka. -2006. - № 5. - S.46.
4. Matveyev, M. YU. Problema opredeleniya imidzha bibliotek [Tekst] / M. YU. Matveyev // Bibliotekovedeniye. -2008. - № 6. - S. 118-122.
5. Matveyev, M. YU. Psikhologicheskiye problemy sovershenstvovaniya imidzha bibliotek [Tekst] / M. YU. Matveyev // Nauch. i tekhn. b-ki. - 2009. - № 1. - S.103-109.
6. Panasyuk, AYU. Formirovaniye imidzha: strategiya, psikhotekhnologii, psikhotekhniki [Tekst] / A.YU. Panasyuk. - M.: «Omega-L», 2007. - 266 s.
7. Ul'yanovskiy, A.V. Mifodizayn: kommercheskiye i sotsial'nyye mify [Tekst] / A.V. Ul'yanovskiy. - SPb.: «Piter», 2005.-539 s.
8. Kolganov I.V., Turanina N.A Problemy formirovaniya effektivnogo imidzha sovremennogo spetsialista/ I.V. Kol-ganov, N.A Turanina. - «Kul'turnyye trendy sovremennoy Rossii: ot natsional'nykh istokov к kul'turnym innovatsiyam: sb. dokladovnauchn. - prakt konferentsii.» - Belgorod: BGIIK, 2017