УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ
И. В. Павлюткин, И. С. Чириков
Основные социологические подходы к анализу организаций
Факультет социологии ГУ ВШЭ, осень 2010
Описание курса
Курс представляет собой введение в социологию организаций и рассчитан на студентов бакалавриата факультета социологии, прослушавших базовые курсы по истории социологии, экономической социологии, микроэкономике-1.
Цель курса состоит в представлении ключевых подходов в социологии организаций как на уровне теоретических концептов и моделей, так и на уровне эмпирических исследований; в знакомстве студентов с базовыми методами и техниками исследования организаций.
В результате прохождения учебного курса студенты должны:
- уметь ориентироваться в различных социологических подходах к анализу организаций и литературе по каждому подходу;
- получить навыки критического анализа данных подходов (понимать их преимущества и ограничения);
- получить базовые аналитические навыки социологического исследования организаций;
- иметь представление о ключевых методах исследования организаций и их ограничениях.
Базовая литература по курсу
ПАВЛЮТКИН Иван Владимирович —
старший преподаватель кафедры экономической социологии, младший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований ГУ ВШЭ (Москва, Россия).
Email: euhominid@ gmail.com
В качестве базового учебника по курсу выбрана книга Р. Скотта, в которой представлены доминирующие подходы в социологии организации, а также наиболее полно и ясно отражена эволюция взглядов на организации. Книга является учебником и написана простым языком.
Scott R. W. 2003. Organizations: Rational, Natural and Open Systems. 5th edn. New Jersey: Pearson Education Inc.
ЧИРИКОВ Игорь Сергеевич —
аспирант кафедры анализа социальных институтов, директор Центра внутреннего мониторинга ГУ ВШЭ (Москва, Россия).
Email: igor.chirikov@ gmail.com
Формы контроля
Итоговая оценка по курсу является кумулятивной и складывается из следующих составляющих:
- работа на семинарах (30%);
- эссе (30%);
- итоговый экзамен по курсу (40%).
Требования к докладам
Семинарские занятия организованы в форме докладов. Доклад делается студентом на основе предложенной литературы. Статьи для разбора на семинарах предоставляются в электронном виде и подобраны таким образом, чтобы в них присутствовало описание теоретического подхода, методологической части и эмпирических результатов. Обсуждение доклада, посвящённого одной из тем курса, предполагает не только определение самого подхода, но и логики построения исследовательской аргументации и организации самого исследования.
В течение каждого семинара делается два доклада по теме семинара (15 минут) и обсуждаются интересующие слушателей вопросы (10 минут). Студент должен представить к началу семинарского занятия тезисы доклада (1-2 страницы), а также ответить на вопросы студентов и преподавателя после доклада.
Самостоятельная работа студентов
Обучение в рамках курса предполагает значительное время на самостоятельную работу студентов. По каждой теме курса предложена основная и дополнительная литература. Вся имеющаяся периодическая литература доступна студентам через соответствующие базы1 (JSTOR, EBSCO, Pro-Quest и т. д.). Книги (главы), предлагаемые к прочтению, предоставляются студентам по запросу в электронном виде.
Заключительная тема курса посвящена методам исследования организаций и предполагает практические задания для самостоятельного выполнения студентами.
Организация курса предполагает написание эссе, чтобы студенты показали умение самостоятельной работы в рамках предложенных теоретических подходов и методов исследования организаций. Объём эссе должен быть не менее 2500 слов.
Постоянная ссылка на электронные ресурсы библиотеки ГУ ВШЭ (http://library.hse. ru/e-resources/e-resources.htm). — Примеч. авт.
Основные темы курса
1. Социология организаций: ключевые категории и подходы.
2. Теория рациональной бюрократии М. Вебера.
3. Организация как естественная система (теории функционализма).
4. Теории фирмы и экономика некоммерческих организаций.
5. Организации как открытые системы: экологический подход к анализу организаций.
6. Новый институционализм в организационном анализе: проблематика организационных изменений.
7. Размывание организационных границ: сетевой подход к анализу организаций.
8. Теория договорного порядка в организационных исследованиях.
9. Организация как единство практических действий.
10. Качественные методы в исследовании организаций.
11. Метод исследования кейсов в социологии организаций.
Тема 1. Социология организаций: ключевые категории и подходы
Понятие «организация» и подходы к определению организаций. Два понимания организаций в социальных науках. Организация как система и процесс. Типы организаций: деловые организации, или бизнес-организации; некоммерческие организации; государственные организации; бюрократии.
Предмет и ключевые категории социологии организаций. Самоопределение социологии организаций по отношению к современным теориям менеджмента и экономике организаций. Крупные исследовательские проекты в социологии организаций. Специфика социологических подходов к анализу организаций. Логика курса и принцип отбора подходов для рассмотрения.
Обязательная литература
Scott R. W. 2003. Organizations: Rational, Natural and Open Systems. 5th edn. New Jersey: Pearson Education Inc.: 3-31 (Ch. 1.).
Дополнительная литература
Щербина В. В. 2000. Социальные теории организаций: Словарь. М.: ИНФРА-М.
Chandler A. D. 1990. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise. Cambridge: MIT Press: 19-52 (Ch. 1.).
Donaldson L. 1996. For Positivist Organization Theory. London: Sage Publications: 1-19.
Pedersen J. S., Dobbin F. 1997. The Social Invention of Collective Actors: On the Rise of the Organization. The American Behavioral Scientist. 40 (4): 431-442.
Perrow C. 1991. A Society of Organizations. Theory and Society. 20: 725-62.
Perrow C. 2000. An Organizational Analysis of Organizational Theory. Contemporary Sociology. 29 (3): 469476.
Scott W. R. 2004. Reflections on a Half-Century of Organizational Sociology. Annual Review Sociology. 30: 1-21.
Thornton P. H. 2009. The Value of the Classics. In: Adler P. S. (ed.). The Oxford Handbook of Sociology and Organization Studies: Classical Foundations. Oxford, UK: Oxford University Press: 20-39.
Тема 2. Теория рациональной бюрократии М. Вебера
Формальная организация как продукт и двигатель эпохи модерна. Основные этапы возникновения крупных хозяйственных организаций. Отделение собственности от управления. Обособление бюрократии.
Концепция бюрократии в системе основных социологических понятий. Понятие «союз» (Verband). Хозяйственные союзы. Рационализация различных форм союзов. Типы господства. Легальное господство и его роль в формировании бюрократических структур. Бюрократия как идеальный тип. Принципы работы бюрократического аппарата.
Дисфункции бюрократии и критика рационально-бюрократической модели организации. Трансформация бюрократии из средства достижения целей в «цель в себе» (Р. Мёртон). Дисфункции делегирования и специализации в организациях (Ф. Селзник). Влияние профессионального знания на функционирование бюрократических структур. Множественность типов бюрократии (А. Гоулднер). Динамика бюрократии (П. Блау).
Обязательная литература
Мёртон Р. 2006. Социальная теория и социальная структура. Ч. 2. Гл. 8: «Бюрократическая структура и личность». М.: Хранитель; 323-337.
Weber M. 1978. Economy and Society. Vol. 1. Ch. 3. Berkeley: University of California Press; 217-226
Дополнительная литература
Битэм Д. 1997. Бюрократия. Социологический журнал. 4: 165-185.
Блау П. М. 1970. Исследование формальных организаций. В кн.: Осипов Г. В. (ред.). Американская социология. Перспективы. Проблемы. Методы. М.: Прогресс; 93-105.
Вебер М. 2002. Основные социологические понятия. Пер. с нем. А. Ф. Филиппова. В кн.: Теоретическая социология. Антология: В 2 ч. Пер. с англ., фр., нем., ит. Сост. и общ. ред. С. П. Баньковской. Ч. 1. М.: Книжный дом «Университет»; 70-146.
Эванс П. Раух Дж. 2006. Бюрократия и экономический рост. Экономическая социология. 7 (1): 38-61. http://ecsoc.hse.ru/issues/2006-7-1/index.htm
Rothschild-Whitt J. 1979. The Collectivist Organization: An Alternative to Rational-Bureaucratic Models. American Sociological Review. 44 (4): 509-527.
Selznick P. 1943. An Approach to a Theory of Bureaucracy. American Sociological Review. 8 (1): 47-54.
Тема 3. Организация как естественная система (теории функционализма)
Естественная vs. рациональная система. Генезис представления об организации как о естественной системе: школа человеческих отношений (Э. Мэйо), теории X и Y (Д. МакГрегор). Организация как
кооперативная система (Ч. Барнард). Институционализация нерациональных элементов в организации (Ф. Селзник).
Структурный функционализм в теории организаций (проект Т. Парсонса). Цели организации как функции более общей социальной системы. Механизмы определения и легитимирования целей организации. Классификация типов организаций в зависимости от целей. Способы экономической организации и получения ресурсов. Типы принимаемых решений в организации. Интеграция организации с другими социальными системами. Институциональная структура. Источники власти в организациях.
Обязательная литература
Scott R. W. 2003. Organizations: Rational, Natural and Open Systems. 5th edn. New Jersey: Pearson Education Inc.; 56-82 (Ch. 3).
Дополнительная литература
Parsons T. 1956. Suggestions for a Sociological Approach to the Theory of Organizations-I. Administrative Science Quarterly. 1 (1): 63-85.
Parsons T. 1956. Suggestions for a Sociological Approach to the Theory of Organizations-II. Administrative Science Quarterly. 1 (2): 225-239.
Selznick P. 1948. Foundations of the Theory of Organization. American Sociological Review. 13 (1): 25-35.
Stinchcombe A. L. 1959. Bureaucratic and Craft Administration of Production: A Comparative Study. Administrative Science Quarterly. 4: 168-187.
Zald M. N., Denton P. 1963. From Evangelism to General Service: The Transformation of the YMCA. Administrative Science Quarterly. 8: 214-34.
Тема 4. Теории фирмы и экономика некоммерческих организаций
Организация и фирма. Природа фирмы и экономические трансакции (Р. Коуз). Административная власть и минимизация внутрифирменных издержек. Размер и пределы роста организаций.
Фирма как совокупность контрактов (А. Алчиан, Х. Демсец). Проблема коллективного производства (team production). Угроза недобросовестности. Принципал и агент как участники игры в оппортунизм.
Новая институциональная экономика в организационном анализе. Теория трансакционных издержек и внутренняя структура фирмы (О. Уильямсон). Унитарная и мультидивизиональная структура организации. Критика экономического взгляда на организации.
Понятие «некоммерческая организация», её отличие от экономической фирмы. Альтруизм, доверие и роль некоммерческих организаций в обществе. Примеры функционирования некоммерческих организаций: школы, университеты, больницы, профсоюзы.
Обязательная литература
Коуз Р. 2000. Природа фирмы. В сб.: Гальперин В. М. (ред.). Вехи экономической мысли. Теория фирмы: Т. 2. СПб.: Экономическая школа; 11-33.
Фуруботн Э. Г., Рихтер Р. 2005. Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета; 271-386 (гл. 8).
Дополнительная литература
Алчиан А., Демсец Х. 2004. Производство, информационные издержки и экономическая организация. Истоки. М.: ИД ГУ ВШЭ; 166-207.
Долгопятова Т. Г., Ивасаки И., Яковлев А. А. (ред.). 2007. Российская корпорация: внутренняя организация, внешние взаимодействия, перспективы развития. М.: ИД ГУ ВШЭ; 260-297 (гл. 9); 376-403 (гл. 13).
Капелюшников Р., Демина Н. 2005. Влияние характеристик собственности на результаты экономической деятельности российских промышленных предприятий. Вопросы экономики. 2: 53-68.
Капелюшников Р. И., Демина Н. В. 2005. Обновление высшего менеджмента российских промышленных предприятий: свидетельства Российского экономического барометра. Российский журнал менеджмента. 3 (3): 27-42.
Менар К. 2005. Теория организаций: разнообразие соглашений в развитой рыночной экономике. В кн.: Олейник А. М. (ред.). Институциональная экономика. М.: ИНФРА-М; 191-241.
Милгром П. Робертс Д. 1999. Экономика, организация, и менеджмент: В 2 т. Т 1. М.: Экономическая школа; 45-94, 220-246, 412-460 (гл. 2, 5, 9).
Уильямсон О. И. 2000. Вертикальная интеграция производства: соображения по поводу неудач рынка. В сб.: Гальперин М. В. (ред.). Вехи экономической мысли. Теория фирмы: Т. 2. СПб.: Экономическая школа; 33-54.
Arrow K. J. 1964. Control in Large Organizations. Management Science. 10 (3): 397-408.
DiMaggio P. L., Anheier H. K. 1990. The Sociology of Nonprofit Organizations and Sectors. Annual Review of Sociology. 16 (1): 137-159.
Klein B. 1988. Vertical Integration as Organized Ownership: The Fisher Body-General Motors Relationship Revisited. Journal of Law, Economics, and Organization. 4: 199-233.
Masten S. E. 1984. The Organization of Production: Evidence from the Aerospace Industry. Journal of Law and Economics. 27: 403-417.
Menard C. 2005. A New Institutional Approach to Organization. In: Mernard C., Shirley M. M. (eds.). Handbook of New Institutional Economics. Netherlands: Springer; 281-318.
Rose-Ackerman S. 1996. Altruism, Nonprofits, and Economic Theory. Journal of Economic Literature. 34: 701-728.
Perrow C. 1986. Economic Theories of Organization. Theory and Society. 15: 11-45.
Тема 5. Организации как открытые системы: экологический подход к анализу организаций
Критика рационалистских теорий организационных изменений. От адаптации к селекции. Организационные изменения и структурная инерция. Внутренние и внешние факторы структурной инерции.
Понятие «организация как открытая система». Социальная экология (А. Хоули). Окружающая среда организации и её эволюция. Уровни анализа организационной среды: от организационного комплекса (organization set) к организационной популяции (organizationalpopulation). Понятие «организационная популяция».
Понятие «организационная форма». Откуда возникает разнообразие организационных форм? Естественный отбор и три стадии экологического изменения. Дженерализм и специализация. Среда как оптимизирующая сила.
Рождение и смерть организаций: логика организационной демографии. Р-стратегии и К-стратегии. Новые и стабильные организационные популяции. Возраст и размер организационной популяции как факторы организационной динамики.
Обязательная литература
Радаев В. В. 2005. Популяционная экология организаций: особенности эволюции, проблемы и перспективы. Российский журнал менеджмента. 3 (2): 99-108.
Hannan M. T., Freeman J. 1977. The Population Ecology of Organizations. American Journal of Sociology. 82: 929-964.
Дополнительная литература
Олдрич Х. 2004. Предпринимательские стратегии в новых организационных популяциях. В сб.: Радаев В. В. (ред. и сост.). Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. М.: РОССПЭН; 211-225.
Baum J. A. C. 1996. Organizational Ecology. In: Clegg St., Hardy C., Nord W. R. (eds.). Handbook of Organization Studies. London and Thousand Oaks: Sage Publications; 71-109.
Dobrev S. D., Kim T. Y., Carroll G. R. 2002. The Evolution of Organizational Niches: U.S. Automobile Manufacturers, 1885-1981. Administrative Science Quarterly. 47 (2): 233-264.
Hannan M. T., Freeman J. 1984. Structural Inertia and Organizational Change. American Sociological Review. 49:149-164.
Hannan M. T., Freeman J. 1987. The Ecology of Organizational Founding: American Labor Unions, 18361985. American Journal of Sociology. 92: 910-943.
Jitendra S., Lumsden C., Singh J. V. 1990. Theory and Research in Organizational Ecology. Annual Review of Sociology. 16: 161-195.
Ruef M. 2000. The Emergence of Organizational Forms: A Community Ecology Approach. American Journal of Sociology. 106: 658-714.
Scott W. R. 1998. Organizations: Rational, Natural and Open Systems. Prentice Hall, Upper Saddle River, New Jersey; 126-141 (Ch 6).
Swaminathan A. 1995. The Proliferation of Specialist Organizations in the American Wine Industry, 19411990. Administrative Science Quarterly. 40 (4): 653-680.
Young R. C. 1988. Is Population Ecology a Useful Paradigm for the Study of Organizations? American Journal of Sociology. 94 (1): 1-24.
Тема 6. Новый институционализм в организационном анализе: проблематика организационных изменений
Теория обстоятельств (contingency theory) и её критика. Размер, технология и внешняя среда как ключевые факторы организационной структуры. Критика институциональной экономики организаций. Отличие «старого» и «нового» институционализма в организационном анализе. Новый институционализм и теория ресурсной зависимости (resource-dependence theory).
Экспансия государственных бюрократий и проблема рационализации управления в крупных организациях. Переплетение формальной и неформальной структуры организации. Идея организационной анархии и модель «мусорная корзина» (garbage can model). Институциональная среда и организации как слабо сцепленные системы (loose coupling). Почему организации становятся всё более сложными?
Два понимания процесса институционализации в исследованиях организаций. Институциональная структура организации и понятие «действие». Понятие «организационная идентичность» и проблема исследования организационных изменений.
Организационная эффективность vs. легитимность организации. Почему организации так похожи друг на друга? Понятие «изоморфизм», типы изоморфизма, отличие от изопраксизма. Организационное поле, структуры доминирования и коллективная рациональность.
Обязательная литература
Димаджио П. Дж., Пауэлл У В. 2010. Новый взгляд на «железную клетку»: институциональный изоморфизм и коллективная рациональность в организационных полях. Экономическая социология. 11 (1): 34-56. http://www.ecsoc.hse.ru/issues/2010-11-1/index.html
Meyer J. W., Rowan B. 1977. Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony. American Journal of Sociology. 83 (2): 340-363.
Дополнительная литература
Скотт Р. 2007. Конкурирующие логики в здравоохранении: профессиональная, государственная и ме-неджериальная. Экономическая социология. 8 (1): 27-44. http://www.ecsoc.hse.ru/issues/2007-8-1/ index.html
Хасс Дж. 2007. Социологический институционализм и анализ организаций. Вестник Санкт-Петербургского университета. 8 (3): 112-125.
Covaleski M. A, Dirsmith M. W. 1988. An Institutional Perspective on the Rise, Social Transformation, and Fall of a University Budget Category. Administrative Science Quarterly. 33 (4): 562-587.
Glynn M. A. 2000. When Cymbals Become Symbols: Conflict over Organizational Identity within a Symphony Orchestra. Organization Science. 11: 285-298.
Kraatz M. S., Zajac E. J. 1996. Exploring the Limits of the New Institutionalism: The Causes and Consequences of Illegitimate Organizational Change. American Sociological Review. 61 (5): 812-836.
Powell W., DiMaggio P. (eds.). 1991. The New Institutionalism in Organizational Analysis. Chicago: University of Chicago Press.
Thornton P. H, Ocasio W. 1999. Institutional Logics and the Historical Contingency of Power in Organizations: Executive Succession in the Higher Education Publishing Industry, 1958-1990 The American Journal of Sociology. 105 (3): 801-838.
Tolbert P. S., Zucker L. G. 1996. The Institutionalization of Institutional Theory. In: Clegg St., Hardy C., Nord W. R. (eds.). Handbook of Organization Studies. London and Thousand Oaks: Sage Publications; 169-185.
Selznick P. 1996. Institutionalism «Old» and «New». Administrative Science Quarterly. 41: 270-277.
Weick K. E. 1976. Educational Organizations as Loosely Coupled Systems. Administrative Science Quarterly. 21: 1-19.
Zucker L. G. 1977. The Role of Institutionalization in Cultural Persistence. American Sociological Review. 42 (5): 726-743
Zucker L. G. 1987. Institutional Theories of Organization. Annual Review of Sociology. 13: 443-464.
Тема 7. Размывание организационных границ: сетевой подход к анализу организаций
Теория социальных сетей и исследования организаций. Проблема размывания организационных границ: динамика ресурсной зависимости, «переплетённый директорат», рост горизонтальных форм кооперации между организациями. Сети и организация информации.
Характеристики и свойства социальных сетей. Понятие «межорганизационное взаимодействие». Социальный капитал организации. Структурная автономия организации и экономическая эффективность.
Вертикальная и горизонтальная интеграция организации. Сетевые формы организации. Деловые сети и бизнес-группы. Значение плотных и удаленных связей для организации. Важны ли отсутствующие связи? Структурная пустота (structural hole) как конкурентное преимущество. Структурная складка (structural fold) и продуктивная межгрупповая сплочённость.
Обязательная литература
Пауэлл У, Смит-Дор Л. 2004. Сети и хозяйственная жизнь. В сб.: Радаев В. В. (ред. и состав.). Западная экономическая социология. Хрестоматия современной классики. M.: РОССПЭН; 226-280.
Podolny J. Page K. 1998. Network Forms of Organization. Annual Review of Sociology. 24: 57-76.
Дополнительная литература
Блом Р., Mелин Х., Сарно И., Сарно А. А. 2005. Социальный капитал доверия и менеджериальные стратегии. Мир России. XIV (2): 126-159.
Ведреш Б., Старк Д. 2010. Структурные складки: продуктивный разрыв в пересекающихся группах. Экономическая социология. 11 (4): 69-105. http://ecsoc.hse.ru/issues/2010-11-4/annot.html
Старк Д. 2002. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия. В сб.: Радаев В. В. (ред. и состав.). Экономическая социология. Новые подходы к институциональному и сетевому анализу. M.: РОССПЭН; 47-95.
Уцци Б. 2007a. Источники и последствия укорененности для экономической эффективности организаций: влияние сетей. Экономическая социология. 8 (3): 44-60. http://www.ecsoc.hse.ru/issues/2007-8-3/index.html
Уцци Б. 2007b. Источники и последствия укоренённости для экономической эффективности организаций: влияние сетей (окончание). Экономическая социология. 8 (4): 43-59. http://www.ecsoc.hse.ru/ issues/2007-8-4/index.html
Baker W. 1990. Market Networks and Corporate Behavior. American Journal of Sociology. 96 (3): 589-625.
Burt R. S. 1992. Structural Holes: The Social Structure of Competition. Cambridge, Mass.: Harvard University Press: 8-50.
Owen-Smith J., Powell W. W. 2004. Knowledge Networks as Channels and Conduits: The Effects of Spillovers in the Boston Biotechnology Community. Organization Science. 15 (1): 5-21.
Powell W. W. 1990. Neither Market nor Hierarchy: Network Forms of Organization. In: Staw B. M., Cummins L. L. (eds.). Research in Organizational Behavior. 12; 295-336. http://www.stanford.edu/~woodyp/ papers/powell_neither.pdf
Saxenian A. 2005. From Brain Drain to Brain Circulation: Transnational Communities and Regional Upgrading in India and China. Studies in Comparative International Development. 40 (2): 35-61.
Tichy N. M., Tushman M. L., Fombrun C. 1979. Social Network Analysis for Organizations. The Academy of Management Review. 4 (4): 507-519.
Uzzi B. 1997. Social Structure and Competition in Interfirm Networks: The Paradox of Embeddedness. Administrative Science Quarterly. 42: 35-67.
Whittington K. B., Owen-Smith J., Powell W. W. 2009. Networks, Propinquity, and Innovation in Knowledgeintensive Industries. Administrative Science Quarterly. 54: 90-122.
Тема 8. Теория договорного порядка в организационных исследованиях
Символический интеракционизм и исследования организаций. Критика рационально-бюрократической модели организации интеракционистами. Исследования медицинских учреждений, колледжей, рынков, сферы искусства.
Ключевые понятия теории договорного порядка. Значимые жесты и обобщённый другой. Процесс сиг-нификации. Переговоры как символическое взаимодействие. Темпоральность и эмерджентность переговоров. Дезорганизация и определение ситуации. Коллективные действия и конвенции.
Обязательная литература
Чириков И. 2009. Метафора «договорного порядка» как исследовательская перспектива в социологии организаций. Препринт WP4/2009/02. М.: ИД ГУ ВШЭ.
Strauss A. 1978. Negotiations: Varieties, Contexts, Processes and Social Order. San-Francisco: Josey-Bass; 1-27.
Дополнительная литература
Day R., Day J. 1977. A Review of the Current State of Negotiated Order Theory: An Appreciation and a Critique. The Sociological Quarterly. 18: 126-142.
Hall P. 1987. Interactionism and the Study of Social Organization. The Sociological Quarterly. 28 (1): 1-22.
Maines D. 1977. Social Organization and Social Structure in Symbolic Interactionist Thought. Annual Review of Sociology. 3: 235-259.
Farberman H. A. 1975. Criminogenic Market Structure: the Automobile Industry. The Sociological Quarterly. 16: 438-457.
Kleinman S. 1982. Actors' Conflicting Theories of Negotiation: the Case of a Holistic Health Center. Urban Life. 11: 312-327.
Morgan D. 1975. Autonomy and Negotiation in an Industrial Setting. Sociology of Work and Occupations. 2: 203-226.
Strauss A., Schatzman L., Ehrlich D., Bucher R., Sabshin M. 1963. The Hospital and Its Negotiated Order. In: Freidson E. (ed.). The Hospital in Modern Society. NY: Free Press; 147-169.
Surgue N. 1982. Emotions as Property and Context for Negotiation. Urban Life. 11: 280-292.
Тема 9. Организация как единство практических действий
Этнометодологические исследования организаций. Организационная реальность как совокупность «практических обоснований». Роль практик в формировании фонового знания об организации. Три
способа конструирования общего понимания организации (Э. Биттнер): гамбит соответствия; стилистическое единство; функциональная целостность.
Материальные объекты и технологии в организационных практиках. «Материальное измерение» в исследованиях организаций. Социоматериальные практики в организациях (В. Орликовски). Роль технологии в организационном обучении (Дж. Орр). Стратегия организации как практика.
Обязательная литература
Bittner E. 1965. The Concept of Organization. Social Research. 32: 230-255.
Orlikowski W. J. 2000. Using Technology and Constituting Structures: A Practice Lens for Studying Technology in Organizations. Organization Science. 11 (4): 404-428.
Дополнительная литература
Bittner E. 1967. The Police on Skid-Row: A Study of Peace Keeping. American Sociological Review. 32 (5): 699-715.
Garfinkel H. 1994. Studies in Ethnomethodology. Cambridge: Polity Press; 1-34 (.Ch. 1).
Jarzabkowski P., Wilson D. C. 2002. Top Teams and Strategy in a UK University. Journal of Management Studies. 39 (3): 355-382.
Livingston E. 1987. Making Sense of Ethnomethodology. London: Routledge; 1-20 (Chs. 1-5).
Orlikowski W. J. 2007. Sociomaterial Practices: Exploring Technology at Work. Organization Studies. 28: 1435-1448.
Orr J. 1996. Talking About Machines: An Ethnography of a Modern Job. Ithaca, NY; London: Cornell University Press; 14-66 (Chs. 1-2).
Whittington R. 2006. Completing the Practice Turn in Strategy Research. Organization Studies. 27: 613634.
Yanow D. 2006. Talking about Practices: On Julian Orr's Talking About Machines. Organization Studies. 27: 1743-1756.
Тема 10. Качественные методы в исследовании организаций
История этнографических и антропологических исследований организаций. Хоуторнские исследования с точки зрения методологии. Роль качественных методов сбора и анализа данных в современной социологии организаций. Исследовательские стратегии в ходе изучения неформальных отношений, организаций как символических систем, организаций и их окружения, организационных изменений, этики и норм, власти и контроля в организациях.
Стратегии полевого исследования. Grounded Theory как исследовательская стратегия. Два проекта Grounded Theory. Получение доступа, вход в поле. Организация сбора данных: интервью, записи, дневники. Анализ данных: метод постоянного сравнения, кодирование, типы кодов, программное обеспечение. Использование данных в ходе написания отчета.
Обязательная литература
Романов П. В. 1999. Социальная антропология организаций: история, эпистемология и основные методологические принципы. Журнал социологии и социальной антропологии. 2 (4): http://soc.pu.ru/ publications/jssa/1999/4/romanov.html
Schwartzman H. 1993. Ethnography in Organizations. Newbury Park: Sage: 1-27.
Дополнительная литература
Козина И. М. 1995. Особенности применения стратегии «исследование случая» (case study) при изучении производственных отношений на промышленном предприятии. Социология: 4М. 5-6: www. isras.ru/files/File/4M/5-6/Kozina.pdf
Barley S. R. 1983. Semiotics and the Study of Occupational and Organizational Culture. Administrative Science Quarterly. 28: 393-413.
Cassel C., Symon G. (eds.). 2004. Essintial Guide to Qualitative Methods in Organizational Research. London: Sage.
Fine G. A., Morrill C., Surianarain S. 2009. Ethnography in Organizational Settings. In: The SAGE Handbook of Organizational Research Methods. London: Sage.
http://www. law. berkeley. edu/centers/csls/conferences/Fine,%20Morrill,%20and%20Surianarain%20 -%20Org%20Ethnography%20(2008).pdf
Rennie D. 1998. Grounded Theory Methodology: the Pressing Need for a Coherent Logic of Justification. Theory & Psychology. 8: 101-119.
Stake R. The Case Study Method in Social Inquiry. Educational Researcher. 7: 5-8.
Strauss A., Corbin J. 1990. Basics of Qualitative Research: Grounded Theory Procedure and Techniques. London: Sage.
Van Maanen J. 1979. The Fact of Fiction of Organizational Ethnography. Administrative Science Quarterly. 24: 539-550.
Тема 11. Метод исследования кейсов в социологии организаций
Изучение кейсов как исследовательская стратегия: зачем нужны кейсы и на какие вопросы они могут ответить? Виды кейс-стади: объяснительные, описательные, открывающие (разведывательные). Кейс-стади и grounded theory.
Дизайн исследования и основные стадии подготовки кейса. Информационно-ориентированная выборка. Обобщение в кейс-стади исследовании. Вопросы валидности и надёжности. Практики исследования организаций методом кейс-стади.
Обязательная литература
Eisenhardt K. M. 1989. Building Theories From Case Study Research. Academy of Management. 14 (4): 532-550.
Yin R. K. 1984. Case Study Research: Design and Methods. Newbury Park, CA: Sage; 1-19 (Ch. 1).
Дополнительная литература
Козина И. М. 1997. Case Study: некоторые методические проблемы. Рубеж (альманах социальных исследований). 10-11: 177-189.
Романов П. В. 2005. Стратегия кейс-стади в исследовании социальных служб. Социологические исследования. 4: 101-110.
Baxter P., Jack S. 2008. Qualitative Case Study Methodology: Study Design and Implementation for Novice Researchers. The Qualitative Report. 13 (4): 544-559.
Bent F. 2006. Five Misunderstandings About Case-Study Research. Qualitative Inquiry. 12 (2): 219-245.
Burawoy M. 1998. The Extended Case Method. Sociological Theory. 16 (1): 4-33.
Harris S., Sutton R. 1986. Functions of Parting Ceremonies in Dying Organizations. Academy of Management Journal. 19: 5-30.
Martin P. Y., Turner B. A. 1986. Grounded Theory and Organizational Research. Journal of Applied Behavioral Science. 22: 141-157.
Stake R. 2005. Qualitative Case Studies. In: Denzin N. K., Lincoln Y. S. (eds.). The Sage Handbook of Qualitative Research. 3rd edn. California: Sage Publications; 443-466.
Yin R. K. 1984. Case Study Research: Design and Methods. Newbury Park, CA: Sage. Вопросы для письменной экзаменационной работы
1. Каков предмет социологии организаций и в чём состоит его исследовательская специфика в сравнении с экономическими и менеджериальными подходами?
2. В чём отличия понимания организации как системы и как процесса?
3. Охарактеризуйте основные типы современных организаций: деловые, или бизнес-организации; некоммерческие организации; государственные организации и бюрократии.
4. Перечислите основные черты понятий «союз» и «хозяйственный союз» у М. Вебера.
5. Какова роль легального господства в формировании бюрократических структур (согласно теории М. Вебера)?
6. Каковы основные черты бюрократии как идеального типа и рационально-бюрократической модели организации?
7. В чём заключаются основные пункты критики рационально-бюрократической модели организации М. Вебера?
8. Каковы основные положения теорий организации как естественной системы?
9. Как происходит институционализация нерациональных элементов в организациях (согласно теории Ф. Селзника)?
10. Каким образом крупные социальные системы могут оказывать влияние на развитие организаций (в теоретическом проекте Т. Парсонса)?
11. Чем объясняется существование фирмы в экономике и в чём состоит теорема Р. Коуза?
12. Чем объясняется значительная роль некоммерческих организаций в хозяйстве и обществе с точки зрения экономики?
13. Что такое трансакционные издержки, и каким образом они минимизируются с точки зрения экономической теории фирмы?
14. Чем объясняется разнообразие организационных форм в рамках популяционной экологии организаций?
15. В чём состоит специфика организации университета с точки зрения экономики некоммерческих организаций и нового институционального подхода?
16. В чём специфика сетевой формы организации, и почему сети стали играть значительную роль в современных организациях?
17. Что такое феномен слабого сцепления, и какую роль он играет в изменении организации?
18. Приведите пример сетевой формы организации и опишите её основные характеристики
19. В чём заключается отличие подходов «старого» и «нового» институционализма к анализу организаций?
20. Чем объясняется схожесть организаций в рамках нового институционального подхода в организационном анализе?
21. Что такое изоморфизм? Какие виды изоморфизма выделяются в рамках нового институционального подхода?
22. Чем объясняется низкий темп организационных изменений в рамках институционального подхода в организационном анализе?
23. Каким образом структурируется организационное поле? Приведите примеры.
24. В чём состоит отличие в понимании организационной идентичности как элемента организационной культуры и институциональной среды?
25. В чём состоит логика организации исследования методом кейс-стади?
26. Что такое «переплетённый директорат», и какую роль он играет в изменении организации?
27. В чём состоит объяснение различий в изменениях между фирмами-дженералистами и фирмами-специалистами? Приведите примеры.
28. В чём состоит отличие организационной популяции от простой совокупности организаций?
29. Каковы основные пункты критики рационально-бюрократической модели организации с позиций символического интеракционизма?
30. Какова роль переговоров в разрешении проблемных ситуаций и развитии организации?
31. В чём состоят принципиальные отличия этнометодологического подхода к анализу организаций?
32. Какие способы конструирования общего понимания организации выделяют этнометодологи?
33. Какова роль материальных объектов для существования и развития организации?
Примерные темы эссе
1. Могли ли формальные организации не возникнуть? Взаимосвязь генезиса организаций и основных характерных черт эпохи модерна.
2. Возможно ли нейтрализовать дисфункции бюрократии в крупных организациях?
3. В чём заключается отличие союза от рационально-бюрократической модели организации (в рамках теоретического аппарата М. Вебера)?
4. Являются ли организации рациональными? Сравнительный анализ теоретических аргументов функционалистов и интеракционистов.
5. Понятие бюрократии в работах Д. Битэма.
6. Роль секретариата в крупных российских организациях.
7. Критика нового институционального подхода в организационном анализе.
8. Корпоративное управление в России: взгляд сквозь призму экономики и социологии организаций.
9. Структура российской промышленной корпорации: как она исследуется в России?
10. Специфика социальной ответственности бизнеса в России: экономические и социологические аргументы.
11. Институциональная организация университетов в России и США.
12. Идеи менеджериализма в России, их реализация в крупных российских компаниях (кейс одной организации).
13. Роль научных диаспор в развитии инновационной экономики.
14. Кодификация основных теоретических подходов к анализу организационной социализации.
15. Роль оргтехники в современных офисных организациях.
16. Корпоративная переписка как способ конструирования символического единства организации.