УДК 330:001.4 ББК 65.495(2РОС) Р 33
ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Рецензирована)
Редько Андрей Николаевич,
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 377 81 36, e-mail: [email protected]
Шильцова Татьяна Александровна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины Кубанского государственного медицинского университета, г. Краснодар. Тел.: (918) 042 78 94, e-mail: [email protected]
Савчук Светлана Борисовна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры гуманитарных и математических дисциплин Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 397 60 5, e-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена взаимосвязью системы здравоохранения с объемами финансирования, что непосредственно определяет доступность медицинской помощи. Представленные в динамике основные социально-экономические показатели деятельности медицинских организаций определяют основные проблемы современного здравоохранения и характеризуют состояние экономики страны в целом.
Ключевые слова: система здравоохранения, социально-экономические показатели, медицинская помощь, лечебно-профилактические организации.
MAIN SOCIO-ECONOMIC INDICATORS OF THE CURRENT STATE OF THE HEALTH OF THE RUSSIAN FEDERATION
(Reviewed)
Redko Andrey Nikolaevich,
doctor of medical sciences, professor, head of the Department of public health, health and medical history of Kuban State Medical University, Krasnodar. Ph.: (918) 377 81 36, e-mail: [email protected]
Shilcova Tatyana Aleksandrovna,
candidate of economic sciences, associate professor of public health, health and medical history of Kuban State Medical University, Krasnodar. Ph.: (918) 042 78 94, e-mail: [email protected]
Savchuk Svetlana Borisovna,
candidate of economic sciences, associate professor of Department of Humanities and math disciplines of the Southern Institute of management, Krasnodar. Ph.: (918) 397 60 55, e-mail: [email protected]
Summary. Relevance of this research arises from the relationship of health system financing volumes, which directly determines the availability of medical care. Presented in the dynamics of the main socio-economic indicators of health-care organizations embody the fundamental problems of modern health and characterize the State of the economy as a whole.
Keywords: health, socio-economic indicators, medical assistance, medical organization.
Любая система здравоохранения направлена на восстановление и поддержание здоровья населения, что соответственно сказывается на таких показателях как объем производительности труда, увеличение валового внутреннего продукта и повышение благосостояния государства и экономики страны в целом. Динамика показателей системы здравоохранения формирует оценку экономического роста и конкурентоспособности страны, качества жизни, удовлетворения потребностей и благосостояния населения.
Возможность управлять показателями здоровья через совершенствование работы медицинской организации позволяет своевременно и в достаточном объеме изыскивать ресурсы, прежде всего финансовые, на направления, которые способствуют достижению максимальной эффективности деятельности медицинских организаций [1, 14].
Ресурсное обеспечение государственных (муниципальных) учреждений и организаций здравоохранения финансируется госбюджетом Российской Федерации, консолидированными бюджетами субъектов РФ, бюджетами государственных внебюджетных фондов (Федерального и территориального фондов ОМС, Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ). Одним из основных источников финансирования здравоохранения остается Федеральный бюджет Российской Федерации. Повышение расходов федерального бюджета связано с приобретением современного оборудования, применяемого для исполнения федеральных и региональных целевых программ оказания бесплатной медицинской помощи, развития медицины, для реализации программ оказания населению высокотехнологичных видов медицинской помощи, направлением средств на развитие медицинской науки, образования, дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, капитальный ремонт медучреждений [2, 735].
В нашей стране такие параметры как уровень развития системы здравоохранения, охрана здоровья населения, государственное финансирование деятельности организаций здравоохранения требуют рационального использования ограниченных ресурсов в процессе доступа к медицинским услугам. В настоящее время в Российской Федерации остаются актуальными проблемы государственного финансирования системы здравоохранения, обе-
спечения здорового образа жизни, организации оказания медицинских услуг, увеличения мощностей поликлинических и больничных секторов, реализации права на получение своевременной и качественной медицинской помощи, независимо от уровня доходов населения.
В целях устранения вышеуказанных проблем в Российской Федерации совершенствуется потенциал системы здравоохранения, в частности реализуется ряд целевых программ по приоритетным направлениям развития здравоохранения, совершенствуется материально-техническая база и качество оказываемых медицинских услуг, внедряются новейшие технологии и разработки, модернизируется фонд медицинских учреждений, увеличиваются расходы консолидированных бюджетов на здравоохранение. Так от 26 декабря 2017 г. утверждена новая редакция Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», реализуемая по 9 направлениям. Сроки реализации Госпрограммы - 2018-2025 гг. Главными приоритетами стратегического развития системы здравоохранения к 2025 году выступают: увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении 76,0 лет; снижение смертности населения в трудоспособном возрасте до 380 на 100 тыс. населения; снижение смертности от болезней системы кровообращения до 500 на 100 тыс. населения; снижение смертности от новообразований (в том числе злокачественных) до 185 на 100 тыс. населения; повышение удовлетворенности населения качеством медицинской помощи до 54 %1.
Вместе с тем, такой показатель как расходы на здравоохранение в процентах от ВВП по данным Росстата в России значительно ниже, чем в некоторых развитых странах. Так, в 2014 году государственные расходы РФ на здравоохранение составили 3,5% ВВП. Япония финансирует 8,5% от уровня ВВП, США - 8,1%, Канада - 7,6% ВВП2. В 2016 году государственные расходы на здравоохранение в России составили 3,6% ВВП, Япония расходует 8,6%, США - 8,3%, Канада - 7,4%, Германия - 8,7%, Франция - 9,0%, Нидерланды - 9,5%3.
1 Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» URL:https:// www.rosminzdrav.ru/ministry/ programms/health/info
2 Российский статистический ежегодник. - М.: Росстат, 2015. -176 с.
3 Здравоохранение в России: 2017: Стат. сб./Росстат. - М., 2017. - 170 с. - URL: https:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ rosstat/ru
Таблица 1
Динамика лечебно-профилактических организаций системы здравоохранения РФ
2005г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г. 2016г.
Амбулаторно-поликлинические организации 21783 15732 16262 16537 16461 17106 18564 19126
Стоматологические поликлиники (отделения, кабинеты) 13115 7994 7678 7201 6866 6585 6463 6251
Санаторно-курортные организации 2173 1945 1959 1905 1840 1905 1878 1830
Диспансеры 1433 1048 967 840 794 747 702 682
Госпитали и отделения для ветеранов войн 102 117 110 104 110 109 111 108
Дома ребенка (на конец года) 254 227 218 207 194 176 166 161
Больницы скорой медицинской помощи 45 49 48 48 46 47 48 49
* Составлено по данным Росстата
Для характеристики современного состояния системы здравоохранения представим в таблице 1 динамику лечебно-профилактических организаций различного профиля.
В 2016 году по сравнению с 2005 годом наблюдается незначительное увеличение числа больниц скорой медицинской помощи, госпиталей и отделений дляветерановвойн. Од нассиатриваымый
период по остальным лечебно-профилактическим организациям темп роста снижается. Значительное сокращение темпов роста следует отметить по диспансерам - 47,59 %, стоматологическим поликлиникам - 47,66 %.
Рассмотрим на рисунке 1 изменение количества бооьниаеыккдекорганизацийздравоотране-нилпо сап иаиизациямза 200Н-2016 гг.
Рисунок 1. Число больничных коек по специализации (профилю)
Таблица 2
Динамика общей численности врачей и среднего медицинского персонала
Год Численность врачей всех специальностей Численность среднего медицинского персонала
Всего, тыс. чел. На 10 000 чел. населения Всего, тыс. чел. На 10 000 чел. населения
2005 690,3 48,6 1529,8 107,7
2010 715,8 50,1 1508,7 105,6
2011 732,8 51,2 1530,4 107,0
2012 703,2 49,1 1520,3 106,1
2013 702,6 48,9 1518,5 105,7
2014 709,4 48,5 1525,1 104,3
2015 673,0 45,9 1549,7 105,8
2016 680,9 46,4 1537,9 104,8
* Составлено по данным Росстата
Проанализировав данные, очевидно, что в 2016 году уровень 2005 года превышает только показатель онкологических коек. По остальным профилям показатели отчетного периода, по сравнению с базовым, снижены. Наибольшее сокращение коечного фонда наблюдается по дермато-венерологиче-скому и гинекологическому профилям, на 43,0 % и 37,5 % соответственно.
Обеспеченность медицинских организаций врачами и средним медицинским персоналом недостаточна и так же остается актуальной проблемой современного российского здравоохранения. В та-
Таблица 3
Основные социально-экономические
блице 2 представлена динамика изменения численности медицинских кадров в РФ.
Численность врачей всех специальностей в 2016 году по сравнению с 2005 годом снизилось на 1,36 % и соответственно на 4,5 % из расчета на 10 000 населения. Стоит отметить, что за тот же период численность среднего медицинского персонала возросла незначительно на 0,5 %, на 10000 населения фактически снижается на 2,7 %.
За 2014-2016 гг. заболеваемость населения увеличивается, число больничных организаций, осуществляющих медицинское обслуживание госпитализированных пациентов, имеет выраженную тенденцию к снижению, что отражено в таблице 3.
показатели системы здравоохранения
Показатель 2014г. 2015г. 2016г.
Число больничных организаций, тыс. 5638 5433 5357
Число больничных коек, тыс. коек 1266,8 1222,0 1197,2
Численность госпитализированных пациентов на 100 чел. населения 21,4 20,8 20,6
Заболеваемость населения, тыс. чел. 226159,6 234331,7 237067,7
Умершие, тыс. чел. 500,9 520,8 536,4
Число посещений врачей, млн. 1323,4 1288,8 1237,0
Объем платных медицинских услуг населению в области здравоохранения и отдыха, млн. руб. 7467521 8050808 8636277
Всего инвалидов, тыс. чел. 12946 12924 12751
Число стационарных организаций социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей), тыс. чел. 1487 1437 1418
Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие здравоохранения, млн. руб. 197827 181989 181786
Степень износа основных фондов (на конец года), % 55,2 53,9 57,0
Расходы консолидированного бюджета РФ на здравоохранение, млрд. руб. 2532,7 2861,0 3124,4
* Составлено по данным Росстата
Насущной проблемой системы здравоохранения является увеличение заболеваемости населения. В 2014 году данный показатель меньше 2016 года, темп роста составил 104,8%. В 2014 году умерло 500,9 тыс. чел., в 2016 году - 536,4 тыс. чел., увеличение составило 7,0 %. Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие здравоохранения в 2014 году снижены в 2016 году на 8,1 %. Увеличивается объем платных медицинских услуг, оказываемых пациентам в медицинских организациях различного профиля на 15,6 %, что способствует снижению доступности бесплатной медицинской помощи и увеличению заболеваемости. Амбула-торно-поликлиническая помощь (число посещений врачей) снижается на 6,5 %. Незначительная положительная тенденция снижения наблюдается по показателю общей численности инвалидов за рассматриваемый период на 1,5 %. Стационарные организации социального обслуживания пожилого населения и инвалидов сокращаются на 4,6 %. Темп прироста расходов на здравоохранение в части консолидированного бюджета составил 23,3 %, однако износ основных фондов составил более половины, что негативно сказывается на оказании медицинской помощи населению.
Анализ общих тенденций состояния системы здравоохранения позволяет сделать вывод о существовании ряда проблем, понижающих потенциал здравоохранения. К таким проблемам можно отнести:
- недостаточное финансовое обеспечение отрасли;
- сокращение фонда государственных медицинских организаций различного профиля и расширение частного сектора в здравоохранении;
- рост объемов платных услуг;
- снижение доступности медицинской помощи и как следствие рост показателей заболеваемости и смертности;
- кадровый дефицит;
- износ большей части основных фондов.
На основании проведенного исследования в качестве основных мер по улучшению ситуации можно предложить:
- увеличить финансирование государственных гарантий медицинской помощи;
- обеспечить доступность медицинской помощи;
- совершенствовать объемы, виды и качество медицинских услуг, удовлетворяющих потребностям населения;
- увеличить мощности и оснащенность медицинских организаций в соответствии с современными достижениями науки;
- пропагандировать здоровый образ жизни и ответственность человека за свое здоровье.
Решение данных и многих других проблем предусмотрено в Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», реализация которой будет проводиться до 2025 года.
ИСТОЧНИКИ:
1. Саитгареева А.А., Бударин С.С., Волкова О.А. Показатели и критерии оценки эффективности деятельности медицинских организаций в федеральных и региональных нормативных актах // Вестник Росздравнадзора. - 2015. - №6. - С. 12-23.
2. Шильцова Т.А., Мармулева Ю.В. Расходы бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение как фактор финансовой устойчивости отрасли // Экономика и предпринимательство. -2017. - №1. - С. 735-740.