Научная статья на тему 'Основные пути управления инновациями и конфликтами интересов в транспортном комплексе России'

Основные пути управления инновациями и конфликтами интересов в транспортном комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КОНФЛИКТЫ ИНТЕРЕСОВ / СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATION DEVELOPMENT / CONFLICTS OF INTERESTS / STATE MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейников Александр Сергеевич

В статье рассматриваются основные направления зависимости инновационного процесса от эффективности управления конфликтами интересов. Проведен анализ факторов, составляющих конфликт интересов, отрицательно и положительно влияющих на инновационный процесс. Предложены пути минимизации негативного влияния и управления конфликтами интересов, направленные на успешное инновационное развитие транспортного комплекса.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the basic directions of the correlation between innovation process and the effectiveness of the conflicts of interests management are considered. The factor-components of the conflict of interest that influence the innovation process in the positive as well as in the negative way are analyzed. The ways to minimize the negative influence of the conflicts of interests and its management towards successful innovation process development are proposed.

Текст научной работы на тему «Основные пути управления инновациями и конфликтами интересов в транспортном комплексе России»

Выпуск 2

УДК 338.45 А. С. Олейников,

аспирант,

МГУУ,

(Москва)

ОСНОВНЫЕ ПУТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ И КОНФЛИКТАМИ ИНТЕРЕСОВ В ТРАНСПОРТНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

MAIN DIRECTIONS OF INNOVATIONS AND CONFLICTS OF INTERESTS MANAGEMENT IN THE TRANSPORT COMPLEX OF RUSSIA

В статье рассматриваются основные направления зависимости инновационного процесса от эффективности управления конфликтами интересов. Проведен анализ факторов, составляющих конфликт интересов, отрицательно и положительно влияющих на инновационный процесс. Предложены пути минимизации негативного влияния и управления конфликтами интересов, направленные на успешное инновационное развитие транспортного комплекса.

In article the basic directions of the correlation between innovation process and the effectiveness of the conflicts of interests’ management are considered. The factor-components of the conflict of interest that influence the innovation process in the positive as well as in the negative way are analyzed. The ways to minimize the negative influence of the conflicts of interests and its management towards successful innovation process development are proposed.

Ключевые слова: инновационное развитие, конфликты интересов, система государственного управления.

Key words: innovation development, conflicts of interests, state management system.

В НАСТОЯЩЕЕ время проводится активная работа по переходу транспортной системы страны на инновационный путь развития. Такой переход требует пересмотра государственной политики в отношении научного обеспечения развития транспорта и подготовки современных кадров. Только внедрение и использование новых знаний и технологий позволит идти по пути формирования интегрированной транспортной системы страны, адекватной современным требованиям безопасности, экологичности, качества и конкурентоспособности, соответствующим наилучшим мировым стандартам, и обеспечивающей растущие потребности отечественной экономики и населения.

Утвержденная Правительством Российской Федерации «Транспортная стратегия на период до 2030 года» предусматривает проведение крупномасштабных прикладных научных исследований в рамках долгосрочных и среднесрочных программ, формируемых с учетом результатов фундаментальных исследований, по совершенствованию конструкций и технологий производства работ по созданию объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих увеличение межремонтных сроков службы, разработку энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий.

Конфликт интересов, то есть наличие вторичного (в том числе, возможно, коррупционного) интереса наряду с основной обязанностью у лица, принимающего решение, — источник многих проблем в процессе принятия управленческих решений. Вместе с тем своевременная идентификация таких конфликтов и принятие мер по минимизации их негативных последствий может существенно повысить эффективность управления, особенно в инновационной сфере [2, с. 236-242]. В этом смысле можно говорить об управлении конфликтами интересов и инновациями, в том числе на отраслевом уровне.

Инновационное развитие транспортного комплекса России сопровождается значительными изменениями в сложившихся и функционирующих системах и взаимодействиях между ними.

Элементы этих систем по своей природе не склонны к изменениям, особенно в условиях, благоприятных для них, ведь в новых условиях их положение может измениться в худшую сторону [4]. Поэтому интересы этих элементов не совпадают с необходимостью и склонностью системы к модернизации. Только волевые решения высшего руководства, возможно неудобные для элементов системы, могут привести к положительным результатам.

Успешное инновационное развитие транспортного комплекса Российской Федерации нельзя обеспечить только правовыми методами. Необходимо исследовать механизмы действия экономических законов с учетом всех существенных интересов и использовать их в решении всего комплекса проблем, препятствующих созданию системы эффективного обеспечения инновационного развития, отвечающего требованиям ХХ1 в. [1].

Поиск решения проблем обеспечения инновационного развития, как транспортной отрасли, так и всей экономики в целом, требует совершенствования государственного регулирования.

Отсутствие четко структурированного подхода к управлению конфликтами интересов между частными интересами и государственными обязанностями должностных лиц государства может порождать коррупцию. Надлежащая задача действенной политики предотвращения конфликта интересов не должна сводиться к простому запрещению каких бы то ни было частных интересов должностных лиц государственных органов, да и вряд ли такой подход был бы возможен. Непосредственная задача должна заключаться в поддержании добропорядочности официальных политических и административных решений и системы государственного управления в целом, имея в виду, что неразрешенный конфликт интересов способен приводить к различным злоупотреблениям служебным положением.

Для выполнения этой задачи необходимо введение и выполнение норм политики, направленной на обеспечение честности и порядочности в государственных органах; обеспечение эффективного выявления риска возникновения конфликтов интересов и разрешение возникших конфликтов; введение соответствующих механизмов внешней и внутренней подотчетности; внедрение соответствующих методов управления, включая санкции, направленные на обеспечение личной ответственности государственных служащих за следование как букве, так и духу таких норм [6].

Следует отметить различные подходы государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития к управлению ситуациями, связанными с конфликтами интересов, отражающие различия их исторических и правовых традиций, а также традиций в сфере государственного управления.

Институциональные меры, такие как положительный внешний аудит или проверки, могут играть важную роль в управлении конфликтными ситуациями. Могут оказаться эффективными и другие меры, в том числе ограниченное или полное обнародование раскрытых интересов и/или формирование устойчивой культуры управления, поддерживающей добропорядочность. И все же в такой деликатной сфере, как бюджетное финансирование, инновационной деятельности может быть недостаточно. Более того, многие меры, направленные по замыслу их разработчиков на повышение эффективности бюджетных вложений, порождают конфликты интересов и приводят, наоборот, к снижению эффективности.

Например, лица, имеющие личный интерес в финансировании конкретного инновационного проекта, при особом отношении контролирующих органов к этому проекту в части контроля расхода бюджетных средств, выделенных на этот проект, потеряют интерес и направят свои усилия для «урезания» этого проекта и «перебрасывания» федеральных денежных средств на другие проекты, контроль над которыми меньше.

Еще одна тема, самым непосредственным образом связанная с минимизацией конфликтов интересов, — тема коррупции. Самая большая опасность конфликта интересов состоит в том, что коррупция, обусловленная им, может и не сопровождаться взяткой. Управленческие и хозяйствующие элементы инновационной системы следуют собственным экономическим и карьерным интересам. Инкриминировать им такие действия практически невозможно. Точно так же невозможно совсем исключить конфликты интересов. Они неизбежны уже потому, что государство не

Выпуск 2

Выпуск 2

может быть полностью изолировано от общества. Но их негативные последствия, включая коррупцию, можно и нужно минимизировать, причем именно через минимизацию конфликтов интересов можно реально снизить уровень коррупции [9].

Существуют по меньшей мере несколько главных факторов, влияющих на инновационную активность: коммерциализация инновационных идей, спрос, инфраструктура, защита интеллектуальной собственности, наличие технических регламентов и эффективность государственного управления, каждый из которых связан с конфликтами интересов [5].

Поскольку в современных условиях именно наличие передовых наукоемких технологий является фундаментом устойчивого развития экономики, конфликты интересов, возникающие как в государственном, так и частном секторе, тревожат общественность во многих странах мира. Уже давно такие ситуации в государственном и частном секторе стали объектом совершенствования нормативно-правовой базы, законодательства и управленческих подходов, направленных на оптимизацию процедур и механизмов принятия решений, используемых правительством и другими институтами государственной власти.

В последние годы между государственным сектором, с одной стороны, и частным и некоммерческим — с другой, возникли новые разновидности отношений, выражающиеся в более тесных формах взаимного сотрудничества. В том числе активно внедряются различные формы партнерства государства и бизнеса (ГЧП) при создании и внедрении инноваций в транспортный комплекс. Возникают партнерские структуры с участием государственных органов и частных структур, становится обычным создание саморегулируемых объединений (СРО), обмен персоналом. В государственном секторе возникли новые формы занятости, потенциально способные изменить традиционные обязательства сотрудника перед работодателем и проявление лояльности к нему. Как следствие, возникла реальная возможность появления новых форм конфликтов интересов, включающих личную выгоду отдельного государственного должностного лица. В связи с этим растущая обеспокоенность общества заставляет правительства большинства стран мира принимать все меры для сохранения «доброй репутации».

При переходе на инновационный путь развития транспортной отрасли возникает множество конфликтов интересов между государством и частным сектором, так как сложно осуществлять должный государственный поэтапный контроль над использованием выделенных денежных средств на проведение разного вида научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. Может возникнуть ситуация, при которой затраты на научные исследования не принесут ожидаемого результата. В то же время осуществлять инвестиции в сферу научно-технической деятельности необходимо, а инновации следует внедрять, исходя из соображений значимости для экономики и общества [7].

Многие российские предприятия, функционирующие в транспортной отрасли, в процессе своей деятельности, в том числе инновационной, даже по мелким вопросам упираются в избыточные административные барьеры, что противоречит указаниям Президента и Правительства Российской Федерации «перестать “кошмарить” бизнес». Государственные структуры только в последнее время начали проявлять должный интерес к новым разработкам, представленным малыми и средними предприятиями, а они, в свою очередь, не имеют достаточно собственных средств для апробации и внедрения инноваций в свое производство. Конфликт интересов здесь заключается именно в том, что, по сути, государственные органы власти, не оказывая необходимой поддержки предприятиям в процессе их инновационной деятельности, препятствуют государственному же инновационному развитию, что является одной из важнейших задач России в настоящее время [8].

В свою очередь как крупные, так и малые и средние предприятия также не проявляют интереса к инновациям, поскольку модернизация производства, внедрение новых технологий сопряжены со значительными финансовыми затратами, которые приносят дивиденды лишь в долгосрочной перспективе.

В российских же экономических условиях сложилась такая тенденция, что для субъектов хозяйствования большее значение имеют высокие прибыли в данный конкретный момент, чем

забота о конкурентоспособности предприятия в будущем, в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

При этом конфликт интересов следует рассматривать не только как тормоз на пути инновационного развития и источник коррупции, но и как инструмент управления инновациями.

В основе любого процесса всегда лежит интерес того или иного рода. И конфликты интересов реально могут создавать дополнительные стимулы для инноваций. В таком случае инновации выступают как решение для проблем, созданных конфликтом интересов сторон, принимающих участие в процессе, — как компромисс и возможность выйти из тупика, в котором оказались стороны, отстаивая сугубо свои интересы и не желая отступать от намеченной цели, вызванной личными интересами.

Таким образом, получается, что конфликт интересов может рассматриваться не только как наличие коррупционного интереса наряду с основной обязанностью у лица, принимающего решение, но и как препятствие на пути реализации уже утвержденной и согласованной цели, ликвидация которого требует нестандартного, инновационного подхода либо технического, либо управленческого характера [3].

Но при реализации государственной политики, направленной на инновационное развитие, органы государственной власти испытывают конфликты интересов административного характера, ключевым фактором которых является коррупция. Для многих определенных интересов повышение эффективности экономики, в том числе транспортной отрасли, просто невыгодно, ведь это повлечет за собой разрушение устойчивых коррупционных связей и схем [11; 12].

Получается так называемый замкнутый круг — «круговой конфликт инноваций».

Однако при этом отсутствие у субъекта принятия решений коррупционного интереса наряду с основной обязанностью может привести к застою в инновационном развитии отрасли. Известный политолог Станислав Белковский писал: «Чиновник, который взяток не берет, ничего не делает вообще, и там, где нет коррупции, очень часто наблюдается полный паралич бюрократического механизма на всех уровнях». И действительно, официальные заработные платы российских чиновников невысоки, и чтобы чиновник не просто формально выполнял свои обязанности, а еще нес в себе жилку инноваторства, желание реализовывать крупные проекты, необходимы различного рода стимулы. Если есть интерес в том или ином проекте — проект скорее всего будет реализован, по крайней мере конкретный субъект этого интереса приложит все усилия для реализации. В том случае если инновационный проект несет в себе реальную социальную функцию, заведомо несет в себе пользу для общества, для государства, происходит ситуация совпадения интересов всех сторон, задействованных в процессе [10]. Другое дело, чтобы если бы была создана система поощрения должностных лиц официально за успешную реализацию крупных важных инновационных проектов, производителям инноваций и компаниям, которые являются исполнителями проектов, не пришлось бы искать нелегальные способы «заинтересовать» должностное лицо в своем проекте.

Для успешного инновационного развития транспортного комплекса России с учетом создания условий, повышающих эффективность управления конфликтами интересов в течение этого процесса, необходимо следующее:

— перейти на программно-целевой метод планирования внедрения инноваций с обеспечением целевого финансирования отдельных научных программ и мероприятий;

— ежегодно составлять планы внедрения инноваций в строительство, ремонт и содержание дорог с разделением инноваций на массовое и экспериментальное (опытное) применение;

— при планировании внедрения инноваций одновременно предусматривать затраты на подготовку кадров;

— в заданиях на проектирование устанавливать требования к внедрению инноваций на основе ежегодных планов внедрения;

— создать на базе отраслевой науки полигоны для опытно-экспериментальной проверки новых конструкций дорожных одежд, покрытий и материалов, исследований вводно-теплового

Выпуск 2

режима земляного полотна в реальных условиях воздействия транспортных потоков, в том числе путем выделения специальных полос движения для опытных работ на существующих дорогах и создания усовершенствованного кольцевого стенда для оперативных испытаний новых технологий и материалов под современные транспортные нагрузки;

— сформировать для организации и развития отраслевой лабораторной базы целевую ведомственную программу;

— привлекать для проведения фундаментальных научных исследований академическую науку;

— организовать взаимодействие с наукой ВПК и применение на транспорте высоких технологий двойного назначения;

— ввести в договора с субъектами Российской Федерации обязательства по внедрению инноваций;

— усовершенствовать систему изучения зарубежного опыта с выездом на место групп специалистов с обязательной подготовкой отчетов и рекомендаций;

— провести с привлечением ученых и специалистов инвентаризацию выполненных ранее научных разработок с выбором наиболее актуальных для внедрения работ.

Список литературы

1. Баркер А. Алхимия инноваций / А. Баркер; пер. с англ. А. Р. Ханукаевой. — М.: Вершина, 2003. — 222 с.

2. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт / Р. Дарендорф // Иностранная литература. — 1993. — № 4.

3. Коррупция и борьба с ней: сущность и классификация коррупции / В. М. Ланцов [и др.]. — Казань: ЗАО «Новое знание», 2009.

4. Философова Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учеб. пособие / Т. Г. Философова, В. А. Быков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 295 с.

5. Conflict of interest: Workshop Summary // Lister Hill Auditorium, National Institutes of Health, Bethesda, Maryland, September 30, 2002.

6. Financial Conflict of Interest: Objectivity in Research / National Institutes of Health (NIH) // Office of Extramural Research, July 18, 2002 [Электронный ресурс]. Электрон. дан. Режим доступа: http://grants1.nih.gov/ grants/policy/coi/nih_review.htm

7. Андреева Т. Стратегия инноваций в транспортной сфере / Т. Андреева // Наука и техника в дорожной отрасли. — 2008. — № 34.

8. Карвер Дж. А. Конфликт интересов как составная часть коррупции / Дж. А. Карвер // Чистые руки. — 2000. — № 4.

* 9. Коррупция мешает России совершить экономический прорыв // Новая газета.— 2008.

= 7 февр.

00 10. Белковской С. Россию без коррупции разобьет паралич / С. Белковской. — М.: Свободная

^30 пресса, 2010.

11. Сатаров Г. Как измерять и контролировать коррупцию? / Г. Сатаров // Вопросы экономики. — 2007. — № 1.

12. Сатаров Г. Разнообразие стран и разнообразие коррупции: Анализ сравнительных исследований: аналит. докл. / Г. Сатаров, С. Пархоменко; Фонд ИНДЕМ. — М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.