СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕПИТА
М.Н. Исалова, д.э.н., профессор, проректор, Г.С. Эседова, аспирант, Дагестанский государственный технический университет
Анализ финансовой устойчивости объединения предприятий общепита является важнейшим этапом оценки его деятельности и финансово-экономического благополучия, а также отражения результатов текущего, инвестиционного и финансового развития входящих в него предприятий. Проведенный анализ устойчивости объединения предприятий предоставляет необходимую информацию для инвесторов, позволяет охарактеризовать способность объединения отвечать по своим долгам и обязательствам и наращивать свой экономический потенциал.
В первую очередь финансовое состояние объединения предприятий общепита, как и любой другой организации оценивается его финансовой устойчивостью и платежеспособностью1.
Платежеспособность отражает способность объединения платить по своим долгам и обязательствам по истечению оговоренного с кредитором периода времени. Это условие соблюдается тогда, когда все предприятия объединения платежеспособны во времени, т.е. имеет устойчивую способность отвечать по своим долгам и обязательствам через заданные отрезки времени.
Под финансовой устойчивостью следует понимать платежеспособность объединения во времени с соблюдением условия финансового равновесия между собственными и заемными финансовыми средствами.
Финансовоеравновесие представляет собой такое соотношение собственных и заемных средств объединения, при котором оно за счет собственных средств способно полностью погасить прежние и новые свои долги. Рассчитываемая по определенным правилам точка финансового равновесия не позволяет объединению предприятий общепита, с одной стороны, увеличивать заемные средства, а с другой стороны - нерационально использовать уже накопленные собственные средства.
Если принять во внимание, что собственные и заемные финансовые ресурсы проходят стадии образования, распределения и выплат, а их конечная величина идет на пополнение имущества, то проведение анализа финансовой устойчивости на каждой из этих стадий дает возможность выявить условия укрепления или потери финансового равновесия исследуемого объединения предприятий.
Для определения условий финансовой устойчивости объединения предприятий общепита необходимо проведение анализа:
- состава и размещения активов и пассивов хозяйствующего субъекта;
- динамики и структуры источников финансовых ресурсов;
- наличия собственных оборотных средств;
- кредиторской задолженности;
- наличия и структуры оборотных средств;
- дебиторской задолженности;
- платежеспособности.
При этом следует заметить, что если все входящие в объединение предприятия являются финансово устойчивыми, то и само объединение также является финансово устойчивым. Однако, финансовая устойчивость объединения не является достаточным условием устойчивости всех образующих его предприятий. Поэтому анализ финансовой устойчивости объединения целесообразно начинать с анализа и оценки финансовой устойчивости, входящих в него предприятий. Что же касается управления финансовой устойчивостью объединения, то его цель, опираясь на вышеизложенное, может быть сведена к обеспечению финансовой устойчивости всех образующих его предприятий.
При этом, на практике для оценки финансовой устойчивости предприятий могут быть использованы как абсолютные, так и относительные показатели. Абсолютными показателями финансовой устойчивости являются показатели, характеризующие степень обеспеченности финансовых запасов и затрат объединения предприятий источниками их формирования. На практике для характеристики источников формирования финансовых запасов определяют три основных показателя2:
1. Собственные оборотные средства (СОС), определяемые как разница между собственным капиталом (I раздел пассива баланса) и необоротными активами (I раздел актива баланса). Этот показатель характеризует чистый оборотный капитал. Его увеличение по сравнению с предыдущим периодом свидетельствует о дальнейшем развитии объединения.
2. Собственные и долгосрочные заемные источники формирования финансовых запасов и затрат (СД), определяемые путем увеличения предыдущего показателя на сумму долгосрочных обязательств.
3. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ОИ), определяемая путем увеличения предыдущего показателя на сумму краткосрочных кредитов банков (КК).
Рассмотренным выше показателям наличия источников формирования запасов соответствуют три показателя обеспеченности запасов источниками их формирования:
1. Излишек или недостаток собственных оборотных средств (Фсос):
Фсос = СОС - 3,
где 3 - запасы.
2. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных источников формирования запасов (Фсд):
Фсд = СД - 3.
3. Излишек или недостаток общей величины основных источников формирования запасов (Фои):
Фои = ОИ - 3 .
С помощью этих трех показателей определяется трехкомпонентный тип финансовой устойчивости, согласно которому для характеристики финансовой ситуации на предприятии применяется четыре типа финансовой устойчивости:
- абсолютная финансовая устойчивость (трехкомпонентный показатель финансовой устойчивости имеет следующий вид: 8={1,1,1}). Такой тип финансовой устойчивости характеризуется тем, что все запасы предприятия покрываются собственными оборотными средствами, т.е. предприятие не зависит от внешних кредиторов. Такая ситуация встречается крайне редко. Более того, она вряд ли может рассматриваться как идеальная, поскольку означает, что руководство объединением предприятий не умеет, не желает, или не имеет возможности использовать внешние источники средств для производственной деятельности;
- нормальная финансовая устойчивость (показатель финансовой устойчивости имеет следующий вид: 8={0,1,1}). В этой ситуации предприятие использует для покрытия запасов помимо собственных оборотных средств также и долгосрочно привлеченные средства. Такой тип финансирования запасов является "нормальным" с точки зрения финансового менеджмента. Нормальная финансовая устойчивость определяет наиболее желательное для объединения состояние;
- неустойчивое финансовое положение. В этом случае показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: Б={0,0,1}. Для этой ситуации характерно нарушение платежеспособности, при котором сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств, сокращения дебиторской задолженности и ускорения оборачиваемости запасов.
Финансовая неустойчивость считается нормальной (допустимой), если величина привлекаемых для формирования запасов краткосрочных кредитов и заемных средств не превышает суммарной стоимости сырья, материалов и готовой продукции;
- кризисное финансовое состояние, когда показатель типа финансовой устойчивости имеет следующий вид: Б={0,0,0}. При этом объединение находится на грани банкротства, т.к. денежные средства, краткосрочные ценные бумаги и дебиторская задолженность не покрывают даже его кредиторской задолженности и просроченных ссуд.
1 Хелферт Э. Техника финансового анализа /Под ред. Белых Л.П. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1996.
2 Негашев Е. В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка. - М.: Высшая школа, 1997.
В целом же финансовая устойчивость объединения может быть оценена и при помощи системы относительных показателей (финансовых коэффициентов). Они рассчитываются как соотношение абсолютных показателей актива и пассива баланса. Анализ финансовых коэффициентов рыночной устойчивости заключается в сравнении их значений с базисными величинами, а также в изучении их динамики. Данные коэффициенты можно разделить на два блока3:
- коэффициенты капитализации, характеризующие финансовое состояние объединения с позиций структуры источников средств;
- коэффициенты покрытия, характеризующие финансовую устойчивость с позиций расходов, связанных с обслуживанием внешних источников привлеченных средств.
1. Коэффициент Ккс концентрации собственного капитала (автономии, независимости):
Ккс = СК / СБ, где СК - собственный капитал; СБ - средства баланса .
Этот показатель характеризует долю владельцев объединения в общей сумме средств, авансированных на его деятельность. Считается, что чем выше значение этого коэффициента, тем предприятие финансово более устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов.
Дополнением к этому показателю является коэффициент Ккп концентрации заемного капитала равный:
Ккп=ЗК / СБ, где ЗК - заемный капитал.
Сумма этих двух коэффициентов равна единице, т.е. Ккс+Ккп = 1. Коэффициент Кс соотношения заемного и собственного капитала:
Кс = ЗК / СК.
Он показывает величину заемных средств, приходящихся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы объединения.
Коэффициент маневренности собственных средств Км:
Км = СОС / СК, где СОС - собственные оборотные средства.
Этот коэффициент показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, то есть, вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована. Значение этого показателя может существенно изменяться в зависимости от вида деятельности объединения и структуры активов, в том числе оборотных активов. Предполагается, что долгосрочные пассивы предназначаются для финансирования основных средств и капитальных вложений.
Коэффициент Ксв структуры долгосрочных вложений:
Ксв = ДП / ВА,
где ДП - долгосрочные пассивы (тыс. руб.); ВА - внеоборотные активы (тыс.руб.).
Коэффициент показывает, какая часть основных средств и других внеоборотных активов профинансирована за счет долгосрочных заемных источников.
Коэффициент устойчивого финансирования Куф:
Куф = (СК + ДП) / (Ва + ТА), где (СК + ДП) - перманентный капитал; (ВА + ТА) - сумма внеоборотных и текущих активов.
Это отношение суммарной величины собственных и долгосрочных заемных источников средств к суммарной стоимости внеоборотных и оборотных активов показывает, какая часть активов финансируется за счет устойчивых источников. Кроме того, Куф отражает степень независимости (или зависимости) предприятия от краткосрочных заемных источников покрытия.
Для регулирования финансовой устойчивость объединения фактические значения приведенных коэффициентов всех предприятий сравниваются с нормативными их значениями, а затем на основе анализа результатов такого сравнения проводятся организационно-управленческие мероприятия направленные на повышение его финансовой устойчивости до нормативного значения. При этом к наиболее эффективным системам регулирования финансовой устойчивости объединения и входящих в него предприятий общепита можно отнести ситуационную систему управления.
В самом общем случае ситуационное управление финансовой
устойчивостью объединения и входящих в него предприятий может включать следующие две подсистемы:
- управления по ситуации определяемой содержанием трехкомпонентного показателя финансовой устойчивости;
- управление по нормативным значениям относительных показателей финансовой устойчивости.
Первая подсистема ситуационного управления предусматривает необходимость формирования двухуровневой модели выбора управленческих воздействий на объект управления. На первом уровне принятия решений выбор управленческих мероприятий осуществляется на основе результатов анализа текущей и желаемой ситуаций, определяемых соответственно фактическим и желаемым значениями трехкомпонентного показателя финансовой устойчивости. При этом в качестве желаемого состояния обычно принимается состояние нормальной финансовой устойчивости объединения. Тогда, в случае, когда фактическое состояние финансовой устойчивости объединения отличается от желаемого, то выбираются организационно-управленческие мероприятия, позволяющие в результате их проведения изменить его финансовое состояние в выбранном направлении. Для осуществления такого выбора из базы знаний ситуационной системы управления, представляющей собой структурированное описание результатов опроса экспертов, выбирается правило вывода имеющее, например, следующее содержание:
"если финансовое состояние определяется значением
трехкомпонентного показателя 81, окружающая среда объединения характеризуется ситуацией Щ, то для перевода объединения в нормальное необходимо реализовать управленческие мероприятия МП(1), позволяющие выполнить соответствующие изменения показателей обеспеченности запасов источниками их формирования".
Например, "если фактическое финансовое состояние является неустойчивым, а у предприятия имеются в наличии запасы, то для его перевода в нормально устойчивое состояние необходимо увеличить собственные оборотные средства за счет запасов, а также найти долгосрочные и надежные источники их пополнения".
После достижения объединением требуемого нормального устойчивого состояния на втором этапе управления выбираются и проводятся мероприятия направленные на достижение нормативных значений абсолютных показателей его финансовой устойчивости. Для этого вычисляются отклонения фактических значений показателей от их нормативных значений, и формируется кортеж таких отклонений < АФсос , АФсд , АФон >. По величине полученных отклонений на основе соответствующего нечеткого алгоритма их регулирования проводится их устранение и объединение достигает нормативных значений нормального устойчивого состояния. В этом случае используется нечеткий алгоритм управления, состоящий из правил вывода имеющих следующее содержание:
"если отклонение регулируемого параметра большое и у объединения имеются свободные средства Е, то для устранения наблюдаемого отклонения следует провести управленческие мероприятия Р)".
Основным достоинством предложенной ситуационной подсистемы управления является возможность менеджмента объединения предприятий общепита оперативно оценивать свою финансовую устойчивость и своевременно принимать необходимые для ее повышения меры. Недостатком данной подсистемы является узкий охват решаемой проблемы, что не позволяет достичь, таким образом, желаемого устойчивого состояния по всем направлениям финансовой деятельности объединения. Устранить указанный недостаток можно путем организации подсистемы ситуационного управления по нормативным значениям относительных показателей.
В подсистеме ситуационного управления по нормативным значениям относительных показателей текущая ситуация характеризуется фактическими значениями этих показателей, желаемая ситуация с помощью их нормативных значений, а ситуация в системе управления будет определяться кортежем отклонений
" АК кс, АКсп, А К к, А К м, АКсв, А К уф " фактических значений относительных показателей от их нормативных значений.
3 Купчина Л. А. Анализ финансовой деятельности с помощью коэффициентов. //Бухгалтерский учет №2, 1997.
ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ФОРМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЕТЕВОЙ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ
М.Н. Исалова, д.э.н., проф., проректор, Ф.И. Мамедова , соискатель, Дагестанский государственный технический университет
Основными хозяйствующими субъектами на потребительском рынке, осуществляющими розничную продажу товаров, выступают торговые фирмы (юридические лица ) и отдельные предприниматели ( физические лица ).
Под торговой фирмой понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, осуществляющий закупку и реализацию потребительских товаров, а также другие виды сопутствующей хозяйственной деятельности, не запрещенные законодательством и предусмотренные его уставом.
По формам создания и функционирования различают три принципиальных вида торговых предприятий, основанных на личной и коллективной формах собственности: индивидуальные, партнерские и корпо-ративные1.
1. Индивидуальное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный за счет капитала только одного предпринимателя (или членов одной семьи). Такие предприятия в соответствии с действующим законодательством могут быть созданы в следующих организационно-правовых формах:
а) индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно на его труде;
б) семейное предприятие, основанное на семейной собственности и использовании труда членов одной семьи, проживающих совместно;
в) частное предприятие, основанное на личной собственности физического лица, но с правом найма рабочей силы.
2. Партнерское торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для осуществления совместной деятельности двумя и более предпринимателями, объединившими свой капитал. Каждый из партнеров является представителем торгового предприятия и несет имущественную ответственность по его обязательствам. В соответствии с действующим законодательством партнерские торговые предприятия создаются в следующих организационно-правовых формах:
а) общество с ограниченной ответственностью;
б) общество с дополнительной ответственностью;
в) полное хозяйственное общество;
г) коммандитное общество.
3. Корпоративное торговое предприятие представляет собой хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Такое общество имеет уставной фонд, поделенный на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только в пределах своего имущества.
Высшим органом управления акционерным обществом является общее собрание его акционеров. Исполнительным органом, осуществляющим оперативное управление, является правление акционерного общества во главе с его председателем. В акционерном обществе может быть создан наблюдательный, осуществляющий контроль над деятельностью правления. Минимальный размер уставного фонда торгового предприятия, создаваемого в форме акционерного общества, регулируются государством. В соответствии с действующим законодательством корпоративные торговые предприятия создаются в таких организационно-правовых формах:
а) открытое акционерное общество;
б) закрытое акционерное общество.
Рассмотренные правовые основы создания торговых предприятий показывают, что их деятельность может осуществляться в весьма разнообразных организационно-правовых формах. Выбор конкретной их этих форм учредителями торгового предприятия осуществляется обычно в два этапа2.
На первом этапе определяется принципиальный вид торгового предприятия (индивидуальное, партнерское, корпоративное), в рамках которого будет избрана та или иная организационно-правовая форма его деятельности. В этих целях должны быть подробно рассмотрены преимущества и недостатки создания и функционирования торговых предприятий различных видов. Характеристика основных преимуществ и недостатков создания и функционирования торговых предприятий приведена в таблице1.
По результатам анализа данных табл.1 можно сделать следующие основные рекомендации.
Индивидуальные форма организации являются наиболее эффективной формой функционирования относительно небольших по размерам торговых предприятий, реализующих одну или несколько однородных групп продовольственных или непродовольственных товаров. По мере накопления предпринимателями необходимого стартового капита-
Табл. 1.
Характеристика основных преимуществ и недостатков отдельных видов торговых предприятий.
I. Индивидуальное предприятие
Преимущества:
1. Близость к покупателям, возможность наибольшего учета их индивидуальных потребностей
2. Быстрота реагирования на изменения в покупательском спросе, гибкость ассортиментной политики
3. Самый высокий уровень
предпринимательской мотивации (работа на самого себя)
4. Быстрота создания предприятия
II. Партнерское предприятие
Преимущества:
1. Возрастание финансовых возможностей, определяющих расширение масштабов торговой деятельности и более высокие темпы развития
2. Возможность распределения функций управления предприятием
3. Солидарная ответственность по обязательствам предприятия
4. Быстрота создания предприятия
III. Корпоративное предприятие
Преимущества:
1. Неограниченные возможности формирования финансовых ресурсов путем эмиссии акций и облигаций
2. Самые высокие возможности развития в стратегической перспективе
3. Высокая
конкурентоспособность за счет удешевления закупки больших партий товаров, предоставления широкой номенклатуры торговых услуг и относительно снижения издержкоемкости
Недостатки:
1. Ограниченность финансовых ресурсов, определяющая ограниченность масштабов торговой деятельности и низкие темпы развития предприятия
2. Невозможность осуществления закупок товаров крупными партиями и получения соответствующих ценовых скидок
3. Высокая зависимость экономических и финансовых результатов деятельности от резких колебаний конъюнктуры отдельных товарных рынков
Недостатки:
1. Более низкий уровень мотивации
предпринимательской
деятельности
2. Меньшая оперативность в принятии управленческих решений
3. Возможность внутренних конфликтов среди учредителей по вопросам направлений деятельности, эффективности принимаемых решений, направлений
использования прибыли и т.п.
Недостатки:
1. Сложность управления в связи с функциональной многоструктурностью и низкая оперативность принимаемых управленческих решений
2.Недостаточно оперативное реагирование на изменение ситуации на потребительском рынке в силу высоких масштабов деятельности
3. Открытость информации о результатах деятельности, которая может быть использована конкурентами
Рис.1. Структура администрации торговой сети.
ла этот вид предприятия может быть использован и для создания средних по размерам торговых предприятий.
Партнерские предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования средних торговых предприятий; это не исключает, однако, использования этого вида при создании как небольших (при объединении небольшого числа партнеров ), так и крупных торговых предприятий ( при расширении состава их учредителей и привлечении значительного объема их капитала ).
Корпоративные предприятия являются наиболее эффективным видом функционирования крупных торговых предприятий, но в отдельных случаях этот вид может быть использован и для создания предприятий средних размеров (нижняя граница размера предприятия определяется установленной минимальной суммой уставного фонда акционерного общества ).
На втором этапе в рамках избранного вида определяется конкретная организационно-правовая форма деятельности торгового предприятия. Этот выбор определяется рядом факторов:
а) общие факторы:
-намечаемые масштабы торговой деятельности;
-капиталоемкость избранной торговой деятельности ( удельные затраты капитала в данном сегменте потребительского рынка );
-предусматриваемые темпы развития предприятия в стратегической перспективе;
-особенности предоставления налоговых и иных льгот предприятиям отдельных форм;
-государственное регулирование минимального размера уставного фонда предприятий отдельных форм;
б) индивидуальные факторы:
-имеющийся (возможный) размер стартового капитала, который предприниматель может вложить в торговый бизнес;
-индивидуальная мотивация к формам предпринимательской деятельности (предрасположенность к индивидуальной или коллективной деятельности, отношение к формам партнерского контроля и т.п. );
-уровень профессионализма предпринимателя (наличие специального торгового образования, практический опыт работы в торговле и т.п.);
-отношение предпринимателя к высоким хозяйственным рискам и личной имущественной ответственности по обязательствам.
Детальный анализ этих факторов позволяет сделать обоснованный выбор наиболее эффективной организационно-правовой формы деятельности торгового предприятия с учетом конкретных намерений и предпочтений его учредителей.
Что же касается организационной системы управления торговым предприятием, то на наш взгляд администрация небольших частных
предприятий может состоять из трех человек: администратора , он же является и собственником предприятия, маркетолога - экспедитора, который может привлекаться на временной основе со стороны, так и входить на постоянной основе в штат предприятия и продавца товаров.
Что же касается средних и крупных торговых предприятия, например, организованных в виде торговых сетей на потребительском рынке, то их структура управления может быть построена по иерархически -сетевому принципу (см. рис. 1.). Здесь все общие подразделения системы управления сетью торговых предприятий, объединены локальной сетью ПЭВМ и являются равноправными участниками коллективного решении задач делегированных им с более высокого уровня управления.
Отдельные торговые предприятия объединяются в общую структуру корпоративной вычислительной сетью и представляют собой сообщество экономически независимых партнеров, взаимодействие которых координируется из единого центра управления.
Управленческие функции и обязанности между приведенными подразделениями высшего руководства организационной структуры управления сетевой торговой фирмы распределяются следующим образом.
Основными задачами службы зам директора по торговле является организация торгово-технологоческого процесса на всех предприятиях корпорации и обеспечение высокого качества обслуживания покупателей.
Служба маркетинга занимается проведением исследований рынка с целью определения спроса покупателей на различные виды товаров, организацией рекламы и повышением конкурентоспособности торговой фирмы.
Товаровед отвечает за качество предлагаемых покупателю товаров и обеспечение требуемого ассортимента товаров по всем предприятиям сети. Его служба проводит контроль качества поступающих на склад предприятия товаров и управляет ассортиментом и запасами этих товаров.
Служба экспедитора несет ответственность за взаимодействие с поставщиками и за своевременное поступление на фирму требуемого ассортимента товаров.
Отдельные предприятия в сети организуются по группам однотипных товаров и их администрация несет ответственность за эффективность функционирования предприятия соответственно каждый за свою группутоваров.
При этом все принимаемые на каждом уровне системы управления решения осуществляются коллегиально с участием всех подразделений я с учетом их функционального назначения, что позволяет повысить эффективность ее функционирования за счет более оперативной передачи необходимых для принятия решений данных по горизонтальным связям.
1 Экономика и организация деятельности торгового предприятия /Под общ. ред. А.Н.Соломатина. - М.:ИНФРА-М, 2000.
2 Памбухчиянц В. И. Организация, технология и проектирование торговых предприятий. Изд. 2-е - М.: И В Ц « Маркетинг », 1999.