Научная статья на тему 'Основные пути повышения качества управления расходами федерального бюджета'

Основные пути повышения качества управления расходами федерального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
883
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЮДЖЕТА / ПРОГРАММНОЦЕЛЕВЫЕ МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / BUDGET / GOVERNMENT PROGRAMS / PROGRAM BUDGET / BUDGET ALLOCATION / TARGETED-ORIENTED METHODS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупов Магомед Вахаевич, Юсупова Лолита Вахаевна

В статье анализируются мероприятия, способствующие повышению качества управления государственными финансами в области бюджетных расходов на среднесрочную перспективу. Оцениваются эффективность государственных расходов, система закупок для государственных нужд, качество оказания государственных услуг, бюджетных инвестиций, организация движения средств между бюджетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юсупов Магомед Вахаевич, Юсупова Лолита Вахаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN WAYS OF IMPROVEMENT OF THE FEDERAL BUDGET EXPENDITURE MANAGEMENT

The article analyses the measures that contribute to improving the quality of public finance management in the area of budget expenditure in the medium term. The authors assess effectiveness of the public expenditure, the procurement system for state needs, the quality of public services, budget investments, management of funds movement between budgets.

Текст научной работы на тему «Основные пути повышения качества управления расходами федерального бюджета»

УДК 336.14:354

Юсупов Магомед Вахаевич

аспирант факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета

Юсупова Лолита Вахаевна

студентка факультета экономики и финансов Чеченского государственного университета

ОСНОВНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация:

В статье анализируются мероприятия, способствующие повышению качества управления государственными финансами в области бюджетных расходов на среднесрочную перспективу. Оцениваются эффективность государственных расходов, система закупок для государственных нужд, качество оказания государственных услуг, бюджетных инвестиций, организация движения средств между бюджетами.

Ключевые слова:

бюджет, государственные программы, программный бюджет, распределение бюджета, программно-целевые методы управления.

Yusupov Magomed Vakhaevich

PhD student, Economics and Finance Department, Chechen State University

Yusupova Lolita Vakhaevna

Student, Economics and Finance Department, Chechen State University

THE MAIN WAYS OF IMPROVEMENT OF THE FEDERAL BUDGET EXPENDITURE MANAGEMENT

Summary:

The article analyses the measures that contribute to improving the quality of public finance management in the area of budget expenditure in the medium term. The authors assess effectiveness of the public expenditure, the procurement system for state needs, the quality of public services, budget investments, management of funds movement between budgets.

Keywords:

budget, government programs, program budget, budget allocation, targeted-oriented methods of management.

Совершенствование бюджетных расходов на среднесрочную перспективу планируется осуществлять в соответствии с Программой повышения эффективности управления общественными финансами на период до 2018 г. Основной целью в данной сфере является формирование эффективного и ответственного управления государственными финансами, что должно привести к повышению качества жизни населения и достижению целей социально-экономического развития страны. Для этого необходимо решить ряд задач:

- завершить процесс внедрения в бюджетный процесс программно-целевых методов бюджетного планирования и финансирования;

- обеспечить реализацию мероприятий, приводящих к увеличению эффективности бюджетных расходов;

- усовершенствовать систему финансового контроля, переориентировав его на оценку эффективности расходов;

- сформировать структуру управления финансами в регионах и муниципалитетах;

- повысить качество финансового менеджмента в государственном секторе;

- реализовать принцип прозрачности и открытости в области бюджетного процесса.

Переход к программно-целевому методу планирования приводит к повышению уровня ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за достижение установленных целей. Для этого необходимо предусмотреть создание системы анализа эффективности расходов бюджета. Она должна опираться на следующие принципы:

- анализ эффективности расходов бюджета на всех этапах бюджетного процесса;

- оценка всей совокупности ресурсов (административных, финансовых и др.);

- независимость и сопоставимость;

- публичность промежуточных и конечных результатов анализа;

- учет итогов для будущих бюджетных циклов [1].

Можно выделить следующие основные направления повышения эффективности расходов бюджета:

1. Оценка эффективности расходов. На стадии планирования будет учитываться взаимосвязь бюджетных расходов с прогнозируемыми результатами, имеющими измеримые пара-

метры. При анализе предполагается сверка целевых индикаторов, определяемых на стадии бюджетного планирования, с фактическими результатами. В итоге будет осуществлена группировка бюджетных расходов по стоимостным и объемным показателям.

Для повышения эффективности анализа необходимо использовать независимую оценку, что связано с привлечением научных негосударственных организаций и экспертов. Обсуждение промежуточных и итоговых результатов оценки планируется в рамках «открытого правительства».

2. Увеличение эффективности организации государственных закупок. С 01.01.2014 г. вступил в действие новый федеральный закон № 44-ФЗ, который устранил ряд недостатков. В настоящее время на повестку дня выдвигается решение следующих проблем:

- заменить практику авансирования по контрактам предоставлением исполнителю банковских кредитов для исполнения обязательств по контракту;

- законодательно предусмотреть возможность оплаты заказчиком контракта на основе фактических затрат с учетом коэффициента рентабельности [2].

3. Повышение эффективности государственных услуг. В настоящее время завершен переходный период в реформировании государственных и муниципальных организаций. Им предоставлена большая самостоятельность, установлены долгосрочные нормативы, что в основном привело к положительным результатам, выразившимся в увеличении заработной платы, повышении производительности труда, более рациональном использовании бюджетных средств и т. д. Однако были выявлены и некоторые недостатки, в частности:

- осуществление коммерческих видов деятельности вразрез с целями создания учреждения;

- несоответствие оказываемых услуг полномочиям учредителя;

- сохранение подхода «одно учреждение - одна услуга», что приводит к невозможности отделения бесплатных услуг от платных;

- формирование нормативных затрат на основе индексации расходов прошлых лет.

Для решения этих проблем предлагаем осуществить ряд мероприятий:

- обеспечить взаимосвязь государственных заданий и программ;

- ликвидировать учреждения, оказывающие услуги не по профилю учредителя;

- создать сводный перечень госуслуг;

- сформировать единую методику определения нормативных затрат на оказание госуслуг;

- привлечь негосударственные организации к оказанию государственных услуг, что создаст конкуренцию и, следовательно, будет способствовать повышению их качества;

- подготовить перечни услуг, оказываемых государственными учреждениями на платной основе;

- изменить систему оплаты труда с применением принципов «эффективного контракта».

4. Повышение эффективности бюджетных инвестиций. В рамках этого направления предполагается развитие системы государственно-частного партнерства, что требует создания соответствующей правовой базы, методик оценки эффективности проектов, защиты прав участников. Основными задачами в этой области на среднесрочную перспективу являются следующие:

- снижение рисков государственно-частных партнерств;

- передача рисков частным инвесторам;

- повышение эффективности управления активами, созданными в рамках государственно-частных партнерств;

- оптимизация механизма предоставления государственных гарантий;

- совершенствование механизмов предоставления государственных гарантий Российской Федерации [3].

5. Увеличение эффективности распределения межбюджетных трансфертов. В настоящее время их объем составляет около 10 % всех расходов федерального бюджета. Для повышения уровня самостоятельности бюджетов требуется на долгосрочной основе законодательно разграничить доходные источники и расходные обязательства. В рамках второго направления прежде всего необходимо скорректировать подходы к формированию и структуре межбюджетных трансфертов в рамках бюджетов субъектов Российской Федерации в целом.

Основным видом межбюджетных трансфертов являются субсидии, доля которых составляет около 40 %, далее следуют дотации - 36, субвенции - 20, прочие виды - примерно 4 %. В среднесрочной перспективе для повышения уровня стабильности региональных финансов планируется увеличение доли дотаций до 40 %, а такую форму, как иные трансферты, предлагается вообще исключить из бюджетного законодательства. В части субсидий предусмотрено укрупнение, порядок их предоставления будет предусматриваться государственными программами, выделяться они будут только в случае принятия соответствующих программ регионами. Предполагается также сокращение количества субвенций путем передачи полномочий по финансированию этих статей субъектам РФ.

6. Развитие системы управления финансами «электронный бюджет». В рамках этого направления реализуются следующие мероприятия:

- организация перехода на единые стандарты электронной финансовой информации, для этого осуществляется перевод всей информации в электронную форму, создаются форматы документов, внедряется практика использования электронной подписи;

- стандартизация процессов управления государственными финансами;

- формирование единой информационной среды в области управления государственными финансами [4].

Реализация названных направлений приведет к повышению качества управления государственными финансами, эффективности бюджетных расходов. По результатам исследования также можно сделать следующие выводы: внедрение программного бюджета в Российской Федерации находится в начальной стадии, существуют неурегулированные вопросы в области принятия и реализации программ, которые требуют совершенствования законодательства [5].

Основными направлениями совершенствования системы бюджетных расходов на среднесрочную перспективу выступают следующие: анализ эффективности государственных расходов; повышение эффективности и качества систем закупок для государственных нужд, оказания государственных услуг, бюджетных инвестиций; совершенствование системы движения средств между бюджетами; завершение создания системы «электронный бюджет». Реализация этих мероприятий будет способствовать повышению качества управления государственными финансами в области бюджетных расходов.

Ссылки:

1. Евдокимова Ю.В. Анализ основных направлений и параметров бюджетной политики РФ на 2014-2016 гг. // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Сер.: Экономика. 2013. № 3 (24). С. 86.

2. Об утверждении Программы повышения эффективности управление общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. [Электронный ресурс] : распоряжение правительства РФ от 30 дек. 2013 г. № 2593-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Березкин Д.И., Захаров К.Е. Модернизация бюджетного законодательства в условиях перехода к программному бюджету // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 1 (15). С. 63.

4. Евдокимова Ю.В. Указ. соч.

5. Тавбулатова З.К., Юсупов М.В. О проблемах формирования программного бюджета // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6.

References:

Berezkin, DI & Zakharov, KE 2013, 'Modernization of budget legislation in the transition to the program budget' Nauchno-issledovatel'skiy finansovyy institut. Finansovyy zhurnal, no. 1 (15), p. 63, (in Russian).

Evdokimova, YV 2013, 'Analysis of the main trends of the Russian Federation and fiscal policy settings on the 2014-2016', Vestnik Moskovskoy gosudarstvennoy akademii delovogo administrirovaniya. Ser.: Ekonomika, no. 3 (24), p. 86, (in Russian).

Tavbulatova, Zk & Yusupov, MV 2016, 'On the problems of the formation of the program budget', Teoriya i praktika ob-shchestvennogo razvitiya, no. 6, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.