Geography and Geology
УДК 911.3
Основные пространственные свойства традиционного
культурного ландшафта народа саха
Аннотация
В данной статье рассмотрена организация традиционного культурного ландшафта народа саха. Анализ данных полученных в результате экспедиционных работ и проведенного опроса жителей позволил выявить взаимосвязь материальных проявлений организации жизненного пространства с местной мифологией и духовной культурой. Раскрыты основные свойства этнокультурного ландшафта: центрированность, полимасштабность, анизотропность.
I
Ключевые слова: культурный ландшафт, сакральное место, традиционная культура, пространственная структура.
Basic spatial properties of traditional cultural landscapes of the sakha people
Abstract
The article describes the organization of the traditional cultural landscape of the Sakha people. Analysis of the data obtained as a result of field work and the survey of residents revealed the relationship of material manifestations of the organization of living space with the local mythology and spiritual culture. It outlines the main characteristics of ethnic and cultural landscape: the centrality, polimasshtabnost, anisotropy.
Изучение организации жизненного пространства как составляющей единицы этнокультурного ландшафта в настоящее время является актуальным. Структура, свойства и организация этнокультурных ландшафтов отражают закономерности развития этноса, его взаимодействия с окружающей средой. При этом, как отмечено М.А. Оболенской, материальные проявления традиционного культурного ландшафта в виде своеобразия местной природы, традиционных построек, особенностей быта, организации хозяйства, планировочных особенностей поселений не могут рассматриваться в отрыве от местной мифологии, духовной культуры, фольклора, традиций [4].
Территория Якутии в отличие от других регионов России, оказалась слабо освоенной и благодаря этому, сохранила многие традиционные черты, отличающиеся яркой индивидуальностью. На огромных пространствах, среди безбрежной тундры и
тайги, сформировались очаги сельского расселения, где были созданы и сохранились до наших дней удивительные культурные ландшафты с самобытными духовными традициями и мифами, хозяйством и устройством быта.
Ярким примером этнокультурных ландшафтов Якутии являются ландшафты Лено-Амгинского междуречья - территории, исторически освоенной племенными объединениями якутов. Как отмечено А.С. Парниковой, еще до начала контактов с русскими (до 1620-х гг.) в районе Лено-Амгинского междуречья и Средней Лены сосредоточивалось большинство представителей якутского этноса [5].
Лено-Амгинское междуречье характеризуется наличием множества аласов и небольших речек и ручьев, соединяющих озера и плоские долины. Их называют травные речки (от-юрях). Аласы бывают диаметром от десятков метров до нескольких
География и геология
километров и глубиной до 15 м (редко - 30 м). Днища аласов обычно заняты озерами и болотами. Происхождения аласных котловин Центральной Якутии обычно связывается с оседанием грунта в результате оттаивания ископаемого льда. Нет сомнения, что образование современных озер является естественным процессом, но, как отмечает Ю.Г. Саушкин, человек значительно ускорил этот процесс, вырубкой лесов и палами, а это ускорение дало возможность якутам-скотоводам получить на место тайги прекрасные приозерные луга и источники воды для себя и своего скота [7].
Основным функционально -планировочным
фактором формирования якутского этнокультурного ландшафта является традиционный вид хозяйства -скотоводство. Предки якутов еще в глубокой древности создали скотоводческую культуру, которая не только не исчезла, но сохранившись сумела развиться в течение тысячелетий и продолжает развиваться сейчас. Разведение лошадей на протяжении многих лет оставило глубокий след в религиозных представлениях якутов. Судьбоносное значение конного скота в жизни народа саха в старину подчеркивалось тем, что отцовский род назывался «ат байа» (дословно «голова коня») [9]. Еще одна традиционная и жизненно важная отрасль хозяйства саха - разведение крупного рогатого скота. Для сохранения и воспроизводства скота в исключительно суровых климатических условиях заготовка сена на зиму имела решающее значение.
Планировочная структура этнокультурного ландшафта и его эстетика развивается в соответствии
с функциональной нагрузкой [3]. Так, местное сообщество осваивает ландшафт и поддерживает его в соответствие, не только со своими прагматическими устремлениями, но и духовными потребностями. Благодаря чему формируются основные пространственные свойства культурного ландшафта. К важнейшим свойствам культурного ландшафта как социоприродной системы относятся: центрированность, полимасштабность, анизотропность [2].
Для изучения основных пространственных свойств культурного ландшафта были проведены экспедиционные работы и опрос жителей Лено-Амгинского междуречья (Мегино-Кангаласский район с. Майя, Беке, Табага, Чуйя). Исследуемые села расположены на аласном типе местности [8], как и большинство сел Мегино-Кангаласский района (31 село из 36 расположено на аласном типе местности).
Этнокультурный ландшафт традиционного якутского села имеет центрическую полизональную структуру. Ядром в пространственной структуре культурного ландшафта выступает само село в границах застройки. Вокруг села сформировались несколько локусов, различающиеся по характеру природопользования и «вещному миру» как особому, символическому языку традиционной культуры (рисунок 1). В ядре культурного ландшафта (в селе) концентрируются хозяйственный (магазины, почта), административный (управа), селенческий (жилые дома), культурный (клуб ДК, музыкальная школа, спортзал) центры, а также центр духовной культуры -Дом Арчы (на примере села Майя).
Рис. 1. Центрированная пространственная организация и мифологическая картина мира локального
этнокультурного ландшафта якутов
Geography and Geology
Село Майя, как и многие другие якутские села, расположено в аласном понижении. Традиционных якутских жилищ в селе не сохранилось, но в памяти жителей остались воспоминания о балагане: пол земляной, форма многогранника, пристрой для содержания скота (хотон). Основными ритуально-значимыми объектами жилища выступали главный опорный столб и очаг (камелек), вдоль стен распределялись лежанки (ороны), дверью балаган выходил на восток. Следует отметить, что до настоящего времени в большинстве случаев в жилищах соблюдается соотношение с направлениями сторон света, так дверью жилища в основном ориентированы на восток.
Современные жилые дома деревянные, кирпичные, каркасные и др., мало чем похожи на балаган. Однако, для строительства дома, как и прежде, тщательно подбирается место. По поверьям жителей дом не ставят на старых тропах (по тропе перемещаются духи). Дома не ставят и на перепутьях. Если в доме болеют, умирают, значит дом стоит на «плохом» месте (кусаgан сиргэ тураар). Согласно поверью, сохраняющемуся до сих пор, в доме живет Домовой (Дьиэ иччитэ). Он ассоциируется с маленьким капризным ребенком, которому нужно угождать и кормить. От Дьиэ иччитэ зависит благополучие в доме. Хранителем двора является Хозяин земли (Сир иччитэ).
Из всех строений, как отмечают жители, только хлев для скота (хотон) остался практически без изменений. Для его постройки, как и прежде, изготавливают деревянный каркас из лиственницы, затем, обмазывается навозом и глиной. Окна в хотоне маленькие, сейчас их стеклят, а раньше, вместо стекол вставляли лед.
Традиционно пространственная организация якутского подворья была разделена на зоны. В правой мужской части находились объекты, моделирующие южную - благородную зону (ритуальные сооружения, связанные с небесными божествами, охотничьи принадлежности и др.), а левая сторона - сзади усадьбы, с отрицательной валентностью, была предназначена для хозяйственной части и считалась женской зоной [1].
В настоящее время разделение на мужскую и женскую зоны сохраняется. Так, в хозяйственной зоне размещена летняя печь, где жарким летом готовят еду. Ледник, где хранят мясо и лед. Лед запасают зимой, летом используют талую ледяную воду для питья и приготовления пищи. Мужская зона включает строения, где размещены небольшие мастерские и инвентарь для работы в поле, охотничьи и рыболовные снасти.
По мере удаления от центра села последовательно сменяются локусы культурного ландшафта. Следующий локус включает мелкие аласные комплексы, расположенные недалеко от села, где
производят выпас скота. Самое живописное место предназначено для проведения традиционного якутского праздника - Ысыах. Перед началом праздника благословитель Алгысчит производит обряд очищения. Место проведения Ысыах оснащено ритуальными сооружениями: помещения в виде монументальной берестяной урасы, различные формы коновязи сэргэ, священное дерево Аал Луук мас и другие культовые сооружения, составляющие заполненное сакральное пространство - тюсюлгэ. Для проведения спортивных соревнований: национальных прыжков, борьбы хапсагай, перетягивания палки, конских скачек имеется ипподром, арена и др.
Затем следует локус «Ближнего леса» с большими «Родовыми аласами». На этих аласных лугах традиционно заготавливают сено определенные семьи. Они же пользуются преимущественным правом сбора грибов и ягод на прилегающей к данному аласу лесной территории. У каждого аласа - свой «Дух аласа».
Следующий локус представлен «Дальнем лесом», в котором производится заготовка дров и охота. Такой промысел как охота определяет пограничье этнокультурного ландшафта, его лесную приграничную зону, практически лишенную физиономических черт этнокультурного ландшафта. В лесу почитают Байаная (духа охоты). Затем следует «Чужая территория», принадлежащая другому поселению.
Таким образом, на локальном уровне центрированная пространственная организация жизни местного сообщества предопределяет
центрированную локальную мифологическую картину мира. В которой и в настоящее время не утрачена сложная семантическая нагрузка природной (лес, алас) и культурной (двор, изгородь, постройки) границ как пограничных объектов между профанным и сакральным мирами.
Любой этнокультурный ландшафт даже самого малого поселения представляет собой отдельный мир. Главный центр этого культурного ландшафта является одновременно и центром этого мира, и центрирующим этот мир. Относительно главного центра организуется все окружающее пространство независимо от уровня рассмотрения - страны, региона или локуса [2].
Полимасштабность культурного ландшафта определяется разнозначимостью слагающих его мест: «крупномасштабность» наиболее значимых, системообразующих центральных мест задает разную плотность и как следствие, искривление пространства культурного ландшафта. Свойство полимасштабности сводится к «укрупнению» масштаба центрального и других значимых мест культурного ландшафта в сознании общества, и его изображения на карте [2].
Для определения значимых мест культурного ландшафта, жителям предлагалось назвать пять мест последовательно по их значимости в селе. После опроса был составлен реестр названных мест и
География и геология
определены их собственные имена, топонимы. Для каждого топонима был рассчитан коэффициент значимости [2] Б, по формуле: Р="^*Кп, где Wi- число человек «выбравших» данное значимое место, Кп -балл значимости (от 1 до 5). Проведено ранжирование
всех топонимов по коэффициенту значимости. В соответствие с полученными значениями построен индивидуальный картоид местности (рисунок 2). С точки зрения логики индивидуальный картоид аналогичен единичному высказыванию [6].
Площадные Точечные Линейные значимости
Рис. 2. Полимасштабность культурного ландшафта с. Майя (в схеме использованы местные топонимы) этнокультурного года после захоронения дорога на кладбище должна
Следующим свойством ландшафта является анизотропность.
Анизотропность этнокультурного ландшафта - это неравнозначность направлений в его пределах: усиление одних направлений при ослаблении других. Неравнозначность направлений определяется как природными, хозяйственными и другими материальными факторами, так культурными и мифологическими факторами [2].
Усиливают или ослабляют направления в якутском этнокультурном ландшафте сакральные места. Ослабляющим направлением считается места захоронения шаманов, которое обходят стороной. Чаще всего они находится на возвышении. Для того чтобы обозначить это место, на дерево вешают голову лошади. Не принято посещать и кладбища. Через три
быть забыта - «нельзя прокладывать тропу». Сакральным местом, усиливающим направление, является пограничье улуса. При въезде обязательно останавливаются, кормят землю, на святом дереве (кэрэх мас) завязывают ленточки (салама).
Таким образом, рассмотрев этнокультурный ландшафт якутов Лено-Амгинского междуречья, можно утверждать, что организация жизненного пространство в традиционной якутской культуре и сегодня остается символом не только материальных, но и духовных ценностей. Благодаря чему определяются основные пространственные свойства культурного ландшафта: центрированность, полимасштабность, анизотропность.
Литература
1. Данилова Н.К. Якутское традиционное жилище: автореферат диссертации кандидата исторических наук / Н.К. Данилова. - Якутск, 2010. - 51 с.
2. Калуцков В.Н. Ландшафт в культурной географии / В.Н. Калуцков. - М.: Новый хронограф, 2008. - 320 с.
3. Кулешова М.Е. Функционально-планировочная организация крестьянских культурных ландшафтов Кенозерья / М.Е. Кулешова // Культурный ландшафт как объект наследия. - М. - СПб., 2004. - 274 с.
4. Оболенская М.А. Эволюция взглядов на культурный ландшафт в российской географии / М.А. Оболенская // Культурный ландшафт как объект наследия. - М. - СПб., 2004. - С. 133-142.
5. Парникова А.С. Расселение якутов в XVII - начале XX в. / А.С. Парникова. - Якутск, 1971. - 152 с.
6. Родоман Б.Б. География, районирование, картоиды: Сб. тр. / Б.Б. Родоман. - Смоленск: Ойкумена, 2007.
7. Саушкин Ю.Г. Географические очерки природы и сельскохозяйственной деятельности населения в различных районах советского союза / Ю.Г. Саушкин. - М.: ОГИЗ Государственное изд-во географической литературы, 1947.
8. Федоров А.Н. Мерзлотные ландшафты Якутии: методика выделения и вопросы картографирования / А.Н. Федоров. - Якутск: Ин-т мерзлотоведения СО АН СССР, 1991. - 140 с.
9. Якутия. Природа. История. Этнография. Современность. Историко-культурный атлас. - М.: Изд-во Феория, 2007. - 872 с.