УДК 93 : 37
Мещангина Елена Ивановна Meshchangina Elena Ivanovna
кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и психологии Московского государственного машиностроительного университета (МАМИ) Университета машиностроения [email protected]
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1990-2000 ГГ.)
PhD in History, Assistant Professor of the Philosophy and Psychology Department, Moscow State University of Mechanical Engineering (MAMI) [email protected]
MAIN PROBLEMS OF STUDENTS’ EDUCATION IN THE HIGHER EDUCATION SYSTEM (1990-2000)
Аннотация:
Проблемы воспитания являются основными в системе образования. Изменения в жизни Российского общества определили ее как первую из всех образовательных проблем. Принятые законы явились выражением государственной политики в этой области. Главным принципом системы воспитания является принцип гуманизма, который должен обеспечить высоконравственный потенциал студента.
Ключевые слова:
образование, проблема, закон, политика, патриотизм.
Summary:
Changes in the Russian society determine upbringing problems as the major in the educational system, and adopted laws express the state policy in this field. The main principle of the education system is humanism which ensures delivering high moral standards to the students.
Keywords:
education, problem, law, policy, patriotism.
Воспитание - важнейшая и неотъемлемая функция образования. Но прежде необходимо подчеркнуть, что сегодня иным смыслом наполнилось само понимание образования. В системе образования по выбору оно выступает прежде всего как расширение возможности развития личности и тем самым не сводится к передаче суммы формальных знаний, умений и навыков.
В 90-е гг. ХХ в. в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса. Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.
Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) определил систему образования как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства...», поставив в этом определении воспитание на первое место. При этом законодатель акцентировал гуманистический характер образования, воспитание «гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье» (ст. 2) [1].
Соответственно в качестве целей образовательного (следовательно, в первую очередь, воспитательного) процесса Закон определил:
- ориентацию «на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации» [2];
- «формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование» [3].
При этом, по мнению законодателей, «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами» [4].
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе РФ «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.
- 15G -
Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ) принцип гуманистического характера образования.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития. Определение же конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики.
Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций. Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством и признает вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий.
Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся. В последнее десятилетие ХХ в. сложились благоприятные условия для «возращения» воспитания. Осознание обществом того, что духовно-нравственное становление нового поколения - важнейшее условие дальнейшего развития России, стало предпосылкой определенных действий системы образования.
Государственная политика в области воспитания детей и молодежи нашла отражение в Программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденной приказом Минобразования России от 18.10.99 г. № 574. Программа, определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в РФ, Концепции модернизации российского образования, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы», федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)».
В Федеральной программе развития образования указано на необходимость «усиление воспитательной функции по формированию гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.», а также на необходимость «восстановления в новых условиях воспитательных функций образовательных учреждений и системы образования в целом». В материалах Всероссийской научно-практической конференции, состоявшейся в Москве в марте 1999 г., были определены тенденции воспитания в системе высшего педагогического образования, раскрыта сущность новой концепции воспитания, ориентированной на долговременные идеалы базовые ценности и конечные цели и в то же время весьма гибкой, отвечающей насущным требованиям различных этапов демократизации и развития общества на демократических основах.
Принятие Программы стало своего рода основой для разработки программ развития воспитания как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Речь идет о повышении общественного статуса института воспитания, обновлении воспитательного процесса в образовательных учреждениях всех типов на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечении целостности и разнообразия воспитательного пространства, укрепления механизмов воспитания. Осуществлено расширение досуговой деятельности как особой сферы жизнедеятельности студенчества. Около половины студентов охвачено теми или иными формами вне учебной деятельности (смотры, конкурсы, спортивные секции и т.п.). Проводя отраслевые и региональные олимпиады студентов по гуманитарным, экономическим и общепрофессиональным дисциплинам, научно-практические конференции студентов, региональные конкурсы профессионального мастерства, конкурсы «студент года».
Цели и задачи Программы определяют основное направление воспитания студентов: государственно-патриотическое, нравственное, общественное, правовое, экономическое, физическое, экологическое и др.
Сейчас создаются предпосылки для обновления содержания воспитания, которое необходимо сосредоточить на формировании гуманистических, социально-значимых ценностей и гражданского поведения через воспитательное пространство вуза.
Становление воспитательного пространства вуза предполагает всемерное культивирование в образовательном процессе диалоговых технологий, стимулирующих единство преподавания, учения, воспитания и исследования. Проведение семинаров и лабораторнопрактических занятий в виде учебных конференций и дискуссий, ролевых и организационнодеятельностных игр, дебатов, конкурсов педагогических проектов и другое способствует фор-
мированию активности и основ личного педагогического опыта, а также организации воспитательного процесса в педагогических вузах.
Воспитание учащейся молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия. В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развитие физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала.
Главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания учащейся молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений.
В связи с этим представляется необходимым определить исходные позиции и взгляды на сущность воспитания. Есть воспитание как социальное явление, его еще в настоящее время определяют как социализацию личности, которое существует столько же, сколько человеческое общество. Поэтому странно слышать о том, что в последнее десятилетие у нас не было воспитания. Оно было, но его направленность и результаты определялись духовными, интеллектуальными, политическими, экономическими, гражданскими, нравственными приоритетами общества.
Недостаточный воспитательный потенциал высшей школы в значительной степени обусловлен неподготовленностью кадров к работе в новых условиях, а также утратой частью преподавателей четкого и современного представления о своем месте и роли в процессе воспитания будущего специалиста, а в ряде случаев - своих нравственных принципов. Значительная часть преподавателей сосредоточилась на усложняющихся жизненных проблемах. Многие из них, потеряв веру в успех, рассматривают воспитание как второстепенную деятельность, психологически и профессионально не способны вести воспитательную работу со студентами, проявляют пассивность, неумение влиять на сознание и чувства студенчества. Часть преподавателей не видит смысла в воспитании студентов в условиях, когда отсутствует четкая стратегия развития российского общества, стратегия образовательной системы, в частности.
Отрицательное влияет на воспитательную систему в вузах и снижение социального статуса научно-педагогических работников, отсутствие у преподавателей материальных и моральных стимулов для эффективного педагогического труда. Остается невысоким профессиональный и культурный уровень части преподавателей.
Серьезной проблемой в воспитании является отсутствие актуальной методологии этой работы. Остро стоит вопрос разработки новых технологий воспитания студенчества (новых психолого-педагогических установок, методов и форм), отвечающих современным социальноэкономическим, духовным и образовательным условиям, в которых находится общество.
Для высшего профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями.
Одна из них - проблема воспитания, его качественного определения и целенаправленного развития. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.
В декабре 2001 г. коллегия Министерства образования России обсуждала итоги реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг. и основные направления развития воспитания в системе образования на 2002-2004 гг.
Одним из основных механизмов реализации целей и задач, определенных вышеназванным совещанием стала Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 гг., утвержденная приказом Минобразования России. Ее реализация способствовала повышению внимания органов законодательной и исполнительной власти всех уровней к вопросам воспитания и гражданского становления детей и молодежи.
Одна из серьезнейших проблем - создание условий для досуга молодежи, поскольку именно в этой сфере можно реально противостоять различным проявления асоциального поведения молодых людей - алкоголизму, насилию, наркомании и т.п. Надо активнее привлекать саму молодежь к решению ее же проблем, всячески поощрять создание органов студенческого самоуправления на самых разных уровнях - от учебной группы до масштаба института, по-новому, более тесно и эффективно строить взаимоотношения работников вуза с различными молодежными общественными объединениями и движениями.
Министерство разработало и направило в органы управления образованием субъектов РФ «Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в образовательных учреждениях (приказ № 101 -28-16 от 11.02.2000 года)».
Цель высшей школы - воспитание человека просвещенного, гуманного, духовно богатого, высоконравственного, любящего свою Родину, свой народ с уважением относящегося к истории страны и ее традициям. В современных сложных экономических условиях, решать эту задачу нелегко - сказывается и негативное воздействие на человека средств массовой информации, особенно телевидения. Возникает необходимость противостояния негативному влиянию на молодежь СМИ и социально-экономических условий жизни общества. Существующие условия жизни общества таковы, что приводят к усилению негативных факторов, действующих на личность, результатом которых является морально-нравственное разложение значительной части нашей молодежи.
И в заключении отметим, что воспитание - сложный, многоплановый процесс, в котором положительный результат достигается путем расширения пространства социального партнерства, развитием согласованного взаимодействия самого воспитуемого, педагога-воспитателя, коллектива вуза, органов управления образованием, других заинтересованных организаций и ведомств.
В 90-е гг. ХХ в. Министерство образования, Правительство РФ часто критиковали за отсутствие социального заказа на воспитание человека. Сегодня ситуация изменилась кардинальным образом. Федеральная программа развития образования определяет в числе приоритетных задач «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе». Более подробно цели воспитания и пути их достижения посредством государственной политики в области образования обозначены в Национальной доктрине образования в РФ. Она отражает глубокие и всесторонние изменения в стратегических целях воспитания и обучения подрастающего поколения, раскрывает преобразующую роль образования, сущность его воспитательного потенциала в создании условий для устойчивого социально-экономического и духовного развития страны, обеспечения полноценного благосостояния народа и национальной безопасности, укрепление демократического правового государства. Доктрина устанавливает приоритет образования в области государственной политики. Концепция модернизации российского образования, выстраивающая государственную политику на ближайшее десятилетие, определяет воспитание как первостепенный приоритет в образовании, а важнейшими задачами воспитания считает гражданскую ответственность, правовое самосознание, духовность и культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе.
Таким образом, в течение последних двух лет была заложена основа создания условий для развития системы воспитания в образовательных учреждениях через: обновление нормативно-правовой базы по вопросам воспитания и научно-методическое обеспечение развития воспитания с учетом специфики образовательных учреждений разных типов. Все это естественным образом оказало положительное воздействие на всю систему воспитания.
Однако предстоит еще многое сделать в сфере воспитания применительно к возросшим требованиям новой общественно-политической системы Российской Федерации.
Ссылки:
1. «Об образовании» Закон РФ от 10 июля 1992 г. // Вестник образования. 1992. № 11. С. 4-16.
2. Там же.
3. Там же.
4. Там же.
References (transliterated):
1. «Ob obrazovanii» Zakon RF ot 10 iyulya 1992 g. // Vestnik obrazovaniya. 1992. № 11. P. 4-16.
2. Ibid.
3. Ibid.
4. Ibid.
- 15З -