Секция ««Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»
УДК 385.43
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ ГОРОДСКОГО ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА
К. Е. Пояркова, Н. Н. Соломатин Научный руководитель - Е. В. Щербенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Нормальное функционирование городского пассажирского транспорта важно для развития социальной и производственно-экономической сферы любого города. В связи с ростом и развитием города увеличивается нагрузка на общественный транспорт, неизбежно возникают проблемы, связанные с оказанием транспортных услуг населению.
Ключевые слова: управление, развитие, пассажирский транспорт.
MAIN PROBLEMS IN DEVELOPMENT OF CITY PASSENGER TRANSPORT
K. E. Poyarkova, N. N. Solomatin Scientific supervisor - E. V. Sherbenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Normal function of city passenger transport important for development of the social and productive and economic sphere of any city. Due to growth and a development of the city load of public transport increases, inevitably there are problems connected with rendering transport services to the population.
Keywords: management, development, passenger transport.
Основные проблемы и противоречия в развитии системы городского пассажирского транспорта (ГПТ), требующие решения на общероссийском уровне, могут быть сконцентрированы в 4 основных блоках:
- правовые основы деятельности;
- организация и финансирование операционной деятельности;
- инвестиции в ГПТ;
- институциональные вопросы, организация управления.
Законодательные и другие общие и специальные нормативные правовые акты, регулирующие деятельность ГПТ, разрознены, противоречивы и, в ряде случаев, уже не отражают современной реальности. Растет количество протестов надзорных органов и арбитражно-судебных разбирательств по вопросам ГПТ [3].
В сфере законодательства сложились следующие основные проблемы и противоречия:
- не установлено четкое разграничение компетенции, предметов ведения и полномочий органов власти всех уровней в сфере ГПТ;
- не установлено конкретное содержание деятельности органов местного самоуправления по организации транспортного обслуживания населения;
- не совершенен механизм предоставления установленных в стране льгот по оплате проезда и учета предоставленных при этом транспортных услуг;
- не установлены обязательства федеральных органов исполнительной власти, администраций субъектов Федерации, а также ответственность муниципальных образований за неполную компенсацию предоставленных ими льгот по оплате проезда на ГПТ;
- не определены направления и формы государственной поддержки ГПТ;
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
- не предусмотрена возможность существования систем транспортного обслуживания населения с различными формами возмещения затрат предприятий и предпринимателей ГПТ на условиях финансовой независимости и самоокупаемости;
- не определены механизмы формирования на ГПТ конкурентной среды, в том числе конкурсный доступ перевозчиков на городскую маршрутную сеть и принципы договорных отношений между операторами ГПТ и органами местного самоуправления;
- не установлены общие подходы к организации и осуществлению перевозок пассажиров, формирования тарифов на основе социальных нормативов и стандартов.[1]
Организация и механизмы финансирования операционной деятельности предприятий ГПТ неэффективны. Они, как правило, реализуют принцип возмещения фактических убытков предприятий в пределах ограниченных возможностей соответствующих бюджетов, что ведет к накоплению задолженностей, неудовлетворительному финансовому положению специализированных предприятий ГПТ.
В сфере финансирования сложились следующие основные проблемы и противоречия:
- отсутствие единого подхода к формированию тарифов приводит как к фактам чрезмерного их завышения по сравнению с себестоимостью перевозок, так и к фактам их неоправданного занижения;
- усилия специализированных предприятий по обеспечению полноты сбора выручки и применяемые методы недостаточно эффективны. Количество пассажиров, уклоняющихся от оплаты проезда недопустимо велико;
- компенсации затрат предприятий на перевозки льготных категорий пассажиров из бюджетов всех уровней не покрывают связанных с этим выпадающих доходов;
- не производится целевым образом компенсация затрат предприятий, связанных с работой по установленным властями пониженным в сравнении с себестоимостью перевозок тарифам, а также на социально важных маршрутах или в отдельные периоды времени с низкими пассажиропотоками;
- отсутствует мотивация снижения затрат на перевозки пассажиров на муниципальных маршрутах, обслуживаемых специализированными предприятиями, как правило, на условиях общественной монополии
- отсутствие систем объективного контроля объема предоставленных услуг и непрозрачность финансовых потоков операторов не позволяют применять методы объективной оценки затрат убытков в системе ГПТ, в том числе в связи с перевозками льготных категорий пассажиров;
- не разработаны механизмы, препятствующие нецелевому использованию межбюджетных трансфертов, связанных с компенсацией затрат на перевозки льготных категорий пассажиров из бюджетов всех уровней.[1]
Процесс воспроизводства основных фондов ГПТ нарушен. Идет их активное старение и выбытие. Инвестирование предприятий ГПТ с использованием современных механизмов практически отсутствует. В этой сфере сложились следующие основные проблемы и противоречия:
- инвестиционные возможности предприятий, средства, выделяемые субъектами Федерации и муниципальными образованиями для обновления производственных фондов ГПТ, не обеспечивают даже их простого воспроизводства. Они не покрывают и половины объективных потребностей;
- отсутствуют отлаженные организационно-финансовые механизмы государственной и муниципальной инвестиционной поддержки ГПТ;
- не созданы правовые и организационно-финансовые условия для широкого привлечения в ГПТ частных инвестиций;
- отсутствие социальных стандартов транспортной обеспеченности городского населения не позволяет оценить уровень минимальных потребностей в инвестициях;
- технико-эксплуатационный уровень транспортных средств, предлагаемых для ГПТ российскими производителями, остается недостаточно высоким, прежде всего по параметрам экономичности и уровню воздействия на окружающую среду.
Процессы государственного и муниципального регулирования работы ГПТ не подкреплены в должной мере институциональными преобразованиями. Имеющиеся и создаваемые органы управления часто не имеют четких полномочий и недостаточно эффективно взаимодействуют между собой.
В институциональной сфере и организации управления сложились следующие основные проблемы и противоречия:
- не завершен процесс передачи собственности ГПТ с федерального уровня на уровни Субъекта Федерации и муниципальный;
Секция «Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»
- не выстроена система органов государственного и муниципального регулирования ГПТ, способная обеспечивать его устойчивое функционирование и развитие в интересах населения страны;
- не завершено формирование специальных структур для управления пассажирскими перевозками в городах, не получают широкого развития современные информационно-управленческие системы;
- отсутствует механизм эффективного управления государственной и муниципальной собственностью в ГПТ;
- преобладающей организационно-правовой формой на ГПТ остается унитарное предприятие, в рамках которого не стимулируется эффективная хозяйственная деятельность, рост накоплений и инвестиционная активность.
- имеют место уход части перевозчиков в теневой сектор экономики и попытки установления криминального влияния на ГПТ;
- органы государственного и муниципального управления не обладают достаточными ресурсами, а их персонал - опытом и знаниями, необходимыми для проведения комплексных реформ, прежде всего в сфере управления ГПТ.
Самым больным вопросом остается федеральное законодательство. Его противоречивость приводит к тому, что вся система управления пассажирским транспортом в настоящее время держится не на законе, а, по сути, на договоренностях между транспортными администрациями, контрольно-надзорными органами и перевозчиками. И это создает хрупкий, весьма неустойчивый баланс интересов, который то и дело нарушается [2].
Сознавая это, министерство активно работает над ключевыми федеральными законами. Это, прежде всего, Устав автомобильного транспорта. Это поправки к закону «О местном самоуправлении». Закон «Об адресной компенсации оплаты на проезд отдельным категориям граждан и другие нормативно-правовые документы.
Библиографические ссылки
1. Выступление Заместителя Руководителя Департамента автомобильного транспорта Минтранса России Евгения Москвичева // Реформирование городского пассажирского транспорта : семинар. Омск, 2003. 10-11 июля.
2. Шальнова Н. С. Проблемы и перспективы развития пассажирского транспорта // Молодой ученый. 2011. № 12. Т. 1. С. 61-64.
3. Эльдарханов Х. Ю. Логистика: управление городским грузодвижением. Тамбов : Грамота, 2008. 143 с.
© Пояркова К. Е., Соломатин Н. Н., 2015