46
ЗНиСО октябрь №40 (307)
© Ромейко В.Л., Потеряева Е.Л., Ивлева Г.П., Кругликова Н.В., Труфанова Н.Л., 2018 УДК 613.6.02
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ СОХРАНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ
РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ
В.Л. Ромейко1, Е.Л. Потеряева12, Т.П. Ивлева1,2, Н.В. Кругликова1, Н.Л. Труфанова1
1ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора, ул. Пархоменко, 7, г. Новосибирск, 630108, Россия
2ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России, проспект Красный, 22, г. Новосибирск, 630091, Россия
Рассмотрена актуальность проблемы перехода российской системы охраны труда от доктрины абсолютной безопасности к оценке профессиональных рисков. Представлены основные направления совершенствования правовых механизмов обеспечения приоритета профилактики нарушений здоровья работников в процессе трудовой деятельности на ближайшую перспективу. Ключевые слова: охрана здоровья работников, оценка и управление профессиональными рисками, качество проведения периодических медицинских осмотров, центры профпатологии.
V.L. Romeyko, E.L. Poteryaeva, G.P. Ivleva, N.V. Kruglikova, N.L. Trufanova □ THE MAIN PROBLEMS CONCERNING IMPROVEMENT OF LEGAL MECHANISMS FOR MAINTAINING PROFESSIONAL HEALTH OF THE WORKING POPULATION □
Novosibirsk scientific research institute of hygiene of Rospotrebnadzor, 7, Parkhomenko str., Novosibirsk, 630108, Russia; Novosibirsk State Medical University of the Ministry of Health of Russia, 22, Krasny Avenue, Novosibirsk, 630091, Russia.
In this article the issue with transition from the Russian system of labor protection of absolute safety to a professional risk assessment is discussed. The main directions of improvement of legal mechanisms of providing a priority of prevention of risks of violations of health of workers in the course of work on the near-term outlook are presented.
Key words: health protection of working; assessment and management of professional risks; quality of carrying out periodic surveys; centers of professional pathology.
Сохранение и укрепление здоровья трудовых ресурсов России является основным условием для создания устойчивой финансово-экономической базы государства, стимулом дальнейшего социально-экономического роста и национальной безопасности. Вопросы укрепления и охраны здоровья работающего населения -проблема чрезвычайно многогранная, включающая помимо медицинских социально-экономические, правовые и другие аспекты [12].
Ведущее место в обширной системе профилактических мероприятий, включающей современные технические, санитарно-гигиенические решения, лечебно-оздоровительные технологии, занимает профилактика профессиональной и производственно-обусловленной общесоматической патологии. Их следует рассматривать как существенную интегральную характеристику здоровья работающих. Структура и ее уровни находятся в прямой зависимости от вредных, неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса, адекватно отражая состояние производства и качество медицинского обслуживания. При этом следует отметить, что уровень профессиональной заболеваемости не отражает истинной причинно-следственной связи, так как выявляемость проф-патологии неполная и происходит на поздних стадиях развития заболевания, что связано с несовершенством действующего законодательства, недостатками организации и качества проведения профилактических медицинских осмотров работающих.
По данным государственных докладов [6, 7], к настоящему времени в России сложилась противоречивая ситуация, когда при значительном удельном весе рабочих мест с неблагоприятными условиями труда (2013 г. - 32,2 %, 2014 г. -39,7 %, 2015 г. - 39,1 %, 2016 г. - 38,5 %) количество впервые выявленных профзаболеваний в стране неуклонно снижается (2014 г. - 7 891 сл.,
2015 г. - 7 410 сл. и 2016 г. - 6 445 сл.). При этом удельный вес предприятий II и III группы санитарно-эпидемиологического благополучия, рабочие места на которых не соответствуют гигиеническим требованиям, продолжает оставаться значительным - 92,37 % [4].
Неблагоприятные условия труда, представляющие наибольший риск утраты трудоспособности, отмечаются на предприятиях промышленного сектора экономики (машиностроение, металлургия, добыча полезных ископаемых), транспорта, строительной индустрии, сельского хозяйства. Подобная ситуация сохраняется и в Новосибирской области [8], входящей, согласно докладу Роспотребнадзора [6], в число субъектов Российской Федерации с наименьшим уровнем влияния факторов условий труда на состояние здоровья работающего населения. По данным Новосибирскстата [9], в
2016 году удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составил 32,5 % (2012 г. - 25,2 %, 2013 г. - 28,4 %, 2014 г. - 36,6 %, 2015 г. -34,5 %) при числе зарегистрированных случаев хронической профессиональной патологии - 54
октябрь МО (307) ЗНиСО
47
случая (2012 г. - 82 сл., 2013 г. - 78 сл., 2014 г. - 63 сл., 2015 г. - 61 сл.). В отраслевом разрезе по показателю «удельный вес работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» лидируют организации промышленности - 64,9 % и транспорта -23,3 %. Концепцией развития [1] отмечается, что одним из приоритетных факторов охраны здоровья является обеспечение безопасных условий труда на основе критериев оценки профессиональных рисков вреда здоровью работающего населения. Актуальность проблемы перехода российской системы охраны труда от доктрины абсолютной безопасности к оценке профессиональных рисков сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Полностью устранить профессиональный риск при этом невозможно, однако он должен быть минимизирован до приемлемого уровня, обеспечивающего необходимую и достаточную степень безопасности работника. При этом деятельность всех социальных партнеров, и в первую очередь работодателя, должна быть системной и эффективной, должна являться элементом системы управления охраной труда, включающей в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков, по сути - системы управления риском. Вместе с тем до настоящего времени в стране отсутствует единый подход к оценке риска и управлению профессиональным риском, имеющий правовой статус регулирования этих процедур, направленных на сохранение профессионального здоровья работающего населения. Предварительные итоги Всероссийского общественного мониторинга в сфере охраны труда в рамках проведенных мероприятий Всероссийской недели охраны труда (10-14 апреля 2017 года, г. Сочи) [14] показали, что разработка новых и актуализация действующих нормативных правовых актов в сфере охраны труда идут медленными темпами, что отражается на процедуре внесения изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации и законодательство, регулирующее специальную оценку условий труда в части управления профессиональными рисками, проведения обязательных медосмотров работников, занятых во вредных условиях труда, в том числе углубленных медицинских обследований работников с большим стажем в региональных центрах профпатологии, подлежащих финансированию за счет страховых взносов работодателя на обязательное социальное страхование. Финансирование центров проф-патологии из средств Фондов обязательного медицинского и социального страхования способствует полноценному квалифицированному лечению, медицинской реабилитации больных профзаболеваниями и инвалидов, проведению восстановительного лечения группы лиц с начальными признаками профзаболеваний, продлению их трудоспособного периода.
Недостаточно только констатации вышеуказанных проблем без упоминания основных направлений совершенствования правовых механизмов обеспечения приоритета профилактики нарушений здоровья работников в про-
цессе трудовой деятельности на ближайшую перспективу.
Готовится ряд поправок в Трудовой Кодекс Российской Федерации, раздел X «Охрана труда», с целью обеспечения перехода к объективной оценке существующих профессиональных рисков воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов на каждом рабочем месте и последующему управлению ими как комплексом взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления охраной труда. В новой редакции этого раздела, разработанного в тесном взаимодействии Минтруда России и Роспотребнад-зора, специально выделены отдельные статьи: 219. «Профессиональные риски»; 219.1. «Выявление профессиональных рисков»; 219.2. «Оценка уровней профессиональных рисков»; 219.3. «Снижение уровней профессиональных рисков».
Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден план мероприятий [10], где выделен отдельный раздел IV «Мероприятия по снижению смертности за счет улучшения условий и охраны труда». Предусмотрена разработка, в том числе с участием специалистов Новосибирского НИИ гигиены Роспот-ребнадзора, и реализация Государственной Программы Российской Федерации «Безопасный труд на 2018-2025 годы». Даны предложения по обоснованию реализации мероприятий в части разработки объективных критериев ранней диагностики, эффективной профилактики и лечения нарушений здоровья, обусловленных работой во вредных условиях труда (п. 31).
В рамках подпрограммы «Улучшение условий и охраны труда в Новосибирской области» государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения в 2014-2020 годах» [11] продолжается разработка методических материалов серии «Профессия и здоровье» по вопросам профилактики профессиональных заболеваний работников в зависимости от вида и экспозиции действующих факторов производственной среды для предприятий ведущих экономик региона.
Качественное и своевременное проведение профилактических медосмотров работников, занятых на производствах с вредными и опасными условиями труда, остается одним из важнейших мероприятий по сохранению их здоровья и работоспособности. Вместе с тем остается и проблема эффективности проведения медосмотров: несмотря на высокий уровнь охвата работников в Новосибирской области периодическими медосмотрами (2016 г. - 97,9 %; 2015 г. - 91,7 %), последние по-прежнему не выполняют основную профилактическую функцию - выявление на ранних стадиях признаков профессиональной патологии, вследствие чего отмечается несвоевременная диагностика начальных признаков профессиональных заболеваний и позднее выявление уже получившей развитие профпатологии. Анализ заключительных актов комиссии по итогам периодических медосмотров свидетельствует, что во время их проведения не выявляется значительная часть больных с подозрением на профессиональные
40
ЗНиСО октябрь №>10 (307)
заболевания [7]. Данная проблема возникла не в последние годы, причины этого противоречия имеют более глубокие корни. Если ранее это происходило в угоду политической конъюнктуре государства, являясь показателем партийной дисциплины руководителей предприятий, то в последние годы, например, в 2009 году, Роспотребнадзор в своем очередном ежегодном докладе прямо указал на то, что низкое качество профилактических медосмотров работников обусловлено переводом данной деятельности исключительно в экономическую плоскость и возникновением финансовой зависимости медицинских учреждений от работодателя, что привело к появлению различных негосударственных медицинских организаций, некомпетентных в сфере профпатологии. В 2014 году на заседании Правительственной Комиссии [3] руководитель Роспотребнадзора А.Ю. Попова акцентировала внимание на том, что работодатели не заинтересованы в постановке диагноза во избежание повышенных выплат (надбавок к страховым тарифам) в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. К сожалению этот вопрос не нашел должного отражения в решении по итогам заседания. На последующем совещании Правительства Российской Федерации по вопросам охраны труда и трудовым отношениям [5] Главный государственный санитарный врач Российской Федерации А.Ю. Попова предложила ввести правовую ответственность за некачественное медицинское обследование работников, занятых во вредных условиях труда. По итогам совещания было дано соответствующее поручение Минздраву России, Роспотребнадзору с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти провести анализ качества медицинской помощи, оказываемой работникам при проведении периодических медосмотров, в том числе провести проверки по выявленным фактам сокрытия профзаболеваний медицинскими организациями.
Заключение. Таким образом, отмеченное в ежегодных докладах снижение уровня профза-болеваемости свидетельствует, скорее всего, не о достижениях, а о недостаточно объективной профилактической работе по сохранению профессионального здоровья работников вредных производств. Наибольший интерес представляют реальные перспективы улучшения ситуации в данной сфере.
Основными направлениями совершенствования системы управления охраной труда и мероприятиями по их реализации, принятыми Пятым Всероссийским съездом специалистов по охране труда [13] на основании решения участников третьей Всероссийской Недели охраны труда (11-14 апреля 2017 г., Сочи) [2, 14] в области медицины труда, предусматривается:
- внедрить критерии ранних признаков воздействия вредных производственных факторов и начальных признаков профессиональных заболеваний у работников с вредными условиями труда в целях снижения числа профзаболева-
ний, предупреждения развития тяжелых форм ,—j-профессиональной и общей патологии с инва-лидизацией; ^^
- создать единую информационную систему, отражающую фактическое состояние здоровья работающего населения и условия труда;
- разработать и утвердить проект Федеральной программы «Развитие службы профпатоло- 1— гии Российской Федерации», включающей помимо модернизации законодательной и нормативной правовой базы в сфере профпатологии определение единых источников финансирования деятельности центров профпатологии, в
том числе экспертизы профпригодности и связи заболевания с профессией;
- содействовать повышению адресности управления профессиональными рисками на основе широкой профилактики, ранней выявляе-мости профессиональных заболеваний на приоритетных предприятиях, формирующих основную профессиональную патологию, с последующей реабилитацией работников, для чего ввести дополнительные показания для проведения медосмотров и другие мероприятия, реализация которых создаст прочную базу для сохранения профессионального здоровья работников страны, учитывая долгосрочную перспективу в области ее экономического роста.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.minzdravrb.ru/ important/develop.php (дата обращения: 25.03.2018).
2. Круглый стол с участием представителей рабочей группы при Комиссии Общественной палаты РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http:// vosot.ru/news/192/ (дата обращения: 20.04.2018).
3. Об охране труда, в том числе на вредных и опасных производствах. Заседание Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан. Доклад руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Анны Поповой на заседании Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан 9 июня 2014 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://government.rU/news/12944/#popova (дата об-ращения:13.03.2018).
4. О результатах мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации в 2016 году. Доклад Министерства труда и социальной защиты. Москва, 2017. 53 с.
5. О решениях по итогам совещания об охране труда и трудовых отношениях. Правительство Российской Федерации. Поручение от 9 сентября 2016 г. № ДМ-П12-58пр. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://government.ru/orders/selection/401/24598/ (дата обращения: 15.03.2018).
6. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации в 2016 году: Государственный доклад. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017. 220 с.
7. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Новосибирской области в 2016 году: Государственный доклад. Новосибирск: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области, 2017. 264 с.
8. О состоянии условий и охраны труда на территории Новосибирской области в 2016 году. Доклад Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. Новосибирск, 2017. 30 с.
9. О состоянии условий труда работников [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://novosibstat.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/ru/statistics/emplo yment/(дата обращения:15.11.2017).
октябрь МО (307) ЗНиСО
49
10. План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 14 апреля 2016 г. № 669-р) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/71281980/ (дата обра-щения:15.03.2018).
11. Постановление Правительства Новосибирской области от 23 апреля 2013 г. № 177-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Содействие занятости населения в 2014-2020 годах». 112 с.
12. Профессиональное здоровье: клинико-гигиенические аспекты профилактики: монография / Под ред. Е.Л. По-теряевой. Новосибирск: Сибмедиздат НГМУ, 2010. 252 с.
13. Резолюция пятого всероссийского съезда специалистов по охране труда ВССОТ 2017. Москва, 22 июня 2017 г. 24 с.
14. С 10 по 14 апреля 2017 года в Сочи пройдет Всероссийская неделя охраны труда [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.srorosk.ru/arhiv-novostei/s-10-po-14-aprelja-2017-goda-v-sochi-pro.html (дата обращения:15.03.2018).
REFERENCES
1. Kontseptsiya razvitiya sistemy zdravookhraneniya v Ros-siyskoy Federatsii do 2020 g. [The concept of development of the health care system in the Russian Federation until 2020]. Aviable at: http://www.minzdravrb.ru/important/ develop.php (accessed: 25.03.2018). (In Russ.)
2. Kruglyy stol s uchastiyem predstaviteley rabochey gruppy pri Komissii Obshchestvennoy palaty RF [Round table with representatives of the working group at the Commission of the Public chamber of the Russian Federation]. Aviable at: http://vosot.ru/news/192/ (accessed: 20.04.2018). (In Russ.)
3. Ob okhrane truda, v tom chisle na vrednykh i opasnykh proizvodstvakh. Zasedaniye Pravitelstvennoy komissii po voprosam okhrany zdorovia grazhdan. Doklad rukovodite-lya Federalnoy sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav potrebiteley i blagopoluchiya cheloveka Anny Popovoy na zasedanii Pravitelstvennoy komissii po voprosam okhrany zdorovia grazhdan 9 iyunya 2014 g. [About labor protection, including on harmful and dangerous productions. Meeting of the Government commission on questions of protection of public health. The report of the Head of the Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare Anna Popova at a meeting of the Government commission on questions of protection of public health on June 9, 2014.]. Aviable at: http://government.ru/news/12944/tfpopova (accessed: 13.03.2018). (In Russ.)
4. O rezultatakh monitoringa usloviy i okhrany truda v Ros-siyskoy Federatsii v 2016 godu. Doklad Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity [About results of monitoring of conditions and labor protection in the Russian Federation in 2016. Report of the Ministry of labour and social protection]. Moscow, 2017, 53 p. (In Russ.)
5. O resheniyakh po itogam soveshchaniya ob okhrane truda i trudovykh otnosheniyakh. Pravitelstvo Rossiyskoy Federatsii. Porucheniye ot 9 sentyabrya 2016 g. № DM-P12-58pr. [About decisions following the results of a meeting on labor protection and the labor relations. Government of the Russian Federation. The assignment of September 9, 2016 no. DM-P12-58pr]. Aviable at: http://government.ru/orders/ selection/401/24598/ (accessed: 15.03.2018). (In Russ.)
6. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopolu-chiya naseleniya Rossiyskoy Federatsii v 2016 godu: Go-sudarstvennyy doklad [On the state of sanitary and epide-
miological welfare of the population of the Russian Federation in 2016: State report]. M.: Federalnaya sluzhba po nadzoru v sfere zashchity prav potrebiteley i blagopolu-chiya cheloveka. Moscow, 2017, 220 p. (In Russ.)
7. O sostoyanii sanitarno-epidemiologicheskogo blagopolu-chiya naseleniya v Novosibirskoy oblasti v 2016 godu: Gosudarstvennyy doklad. Novosibirsk [On the state of sanitary and epidemiological welfare of the population in the Novosibirsk region in 2016: State report]. Upravleniye Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere zashchity prav pot-rebiteley i blagopoluchiya cheloveka po Novosibirskoy oblasti, Novosibirsk, 2017, 264 p. (In Russ.)
8. O sostoyanii usloviy i okhrany truda na territorii Novosibirskoy oblasti v 2016 godu: Doklad Ministerstva truda, zanyatosti i trudovykh resursov Novosibirskoy oblasti [About the condition of conditions and labor protection in the territory of the Novosibirsk region in 2016. Report of the Ministry of labour, employment and labour of the Novosibirsk region]. Novosibirsk, 2017, 30 p. (In Russ.)
9. O sostoyanii usloviy truda rabotnikov [About a condition of working conditions of workers]. Aviable at: http:// novosibstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/novosibstat/r u/statistics/employment/ (accessed: 15.11.2017). (In Russ.)
10. Plan meropriyatiy po realizatsii v 2016-2020 godakh Kontseptsii demograficheskoy politiki Rossiyskoy Fed-eratsii na period do 2025 goda, utv. rasporyazheniem Pravitelstva RF ot 14 aprelya 2016 g. № 669-r [Action plan for the implementation in 2016-2020 Of the concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025, approved. the decree of the RF Government No. 669-R]. Aviable at: http://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71281980/ (accessed: 15.03.2018). (In Russ.)
11. Postanovleniye Pravitelstva Novosibirskoy oblasti ot 23 aprelya 2013 g. № 177-p «Ob utverzhdenii gosudarstven-noy programmy Novosibirskoy oblasti «Sodeystviye zanya-tosti naseleniya v 2014-2020 godakh» [The resolution of the government of the Novosibirsk region No. 177-p of April 23, 2013 «About the approval of the state program of the Novosibirsk region «Assistance of employment of the population in 2014-2020»]. 112 p. (In Russ.)
12. Professional'noye zdorov'ye: kliniko-gigiyenicheskiye as-pekty profilaktiki: monografiya / pod red. Ye.L. Poteryaye-voy [Professional health: clinical and hygienic aspects of prevention: monograph by ed. E.L. Poteryaeva]. Novosibirsk: Sibmedizdat NGMU Publ., 2010. 252 p. (In Russ.)
13. Rezolyuciya pyatogo vserossijskogo sezda specialistov po ohrane truda VSSOT 2017 [Resolution of the fifth All-Russian congress of labor protection specialists of BCCOT 2017. Moscow, on June 22, 2017]. Moscow, 2017, 24 p. (In Russ.)
14. S 10 po 14 aprelya 2017 goda v Sochi proydet Vserossiy-skaya nedelya okhrany truda [From April 10 to April 14, 2017 in Sochi there will pass the All-Russian week of labor protection]. Aviable at: http://www.srorosk.ru/arhiv-novostei/s-10-po-14-aprelja-2017-goda-v-sochi-pro.html (accessed: 15.03.2018). (In Russ.)
Контактная информация:
Ромейко Валерий Леонидович, кандидат медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора e-mail: [email protected]
Contact information:
Romeyko Valery, Candidate of medical sciences, leading researcher of FBUN «The Novosibirsk scientific research institute of hygiene» of Rospotrebnadzor e-mail: [email protected] (Romeyko)
V