ББК 65-94
В.Н. Ротова
Основные проблемы кластерных организаций Сибирского федерального округа
V.N. Rotova
Main Problems of Cluster Organizations in the Siberian Federal District
Стратегической целью развития Сибири является обеспечение устойчивого повышения уровня и качества жизни населения на основе сбалансированной социально-экономической системы инновационного типа, гарантирующей национальную безопасность, динамичное развитие экономики и реализацию стратегических интересов России в мировом сообществе.
Автором рассмотрены проблемы кластерной организации экономики, решение которых способствовало бы реализации стратегических целей экономического развития Сибири.
Ключевые слова: стратегическое развитие, инновационные высокотехнологичные кластеры, сеть территориально-производственных кластеров, дискретные кластеры, типичные барьеры для развития процессных кластеров, социально-экономическое развитие региона, развитие процесса кластеризации предприятий.
The strategic goal of development of Siberia is to ensure sustainable improvements in the level and quality of life, based on balanced economic and social system of innovation type, ensuring national security, the dynamic economic development and the implementation of Russia’s strategic interests in the global community.
The paper considers the problem of cluster organization of the economy, whose solution would contribute to the strategic objectives of economic development in Siberia.
Key words: strategic development, innovative high-tech clusters, network of regional production clusters, discrete clusters, typical barriers to the development of process clusters, socio-economic development of the region, development of clustering enterprises.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 г. №1662-р, предусматривается создание сети территориальнопроизводственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России [1].
Территориально-производственные кластеры -объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научноисследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг. При этом кластеры могут размещаться на территории как одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации.
К числу характерных признаков кластеров относятся:
1. Сильные конкурентные позиции на международных и/или общероссийском рынках и высокий экс-
портный потенциал участников кластера (потенциал поставок за пределы региона). В качестве индикаторов конкурентоспособности могут рассматриваться: высокий уровень мультифакторной производительности, высокий уровень экспорта продукции и услуг (и/или высокий уровень поставок за пределы региона).
2. Наличие у территории базирования конкурентных преимуществ для развития кластера, к которым могут быть отнесены: выгодное географическое положение, доступ к сырью, специализированные кадровые ресурсы, поставщики комплектующих и связанных услуг, специализированные учебные заведения и исследовательские организации, необходимая инфраструктура и другие факторы. В качестве индикаторов конкурентных преимуществ территории может рассматриваться и накопленный объем привлеченных прямых инвестиций.
3. Географическая концентрация и близость расположения предприятий и организаций кластера, обеспечивающая возможности для активного взаимодействия. В качестве индикаторов могут рассматриваться показатели, характеризующие высокий уровень специализации данного региона.
4. Широкий набор участников, достаточный для возникновения позитивных эффектов кластерного взаимодействия. Индикаторами могут служить показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и организациях, входящих в кластер.
5. Эффективное взаимодействие между участниками кластера, включая, в том числе, использование механизмов субконтрактации, партнерство предприятий с образовательными и исследовательскими организациями, практику координации деятельности по коллективному продвижению товаров и услуг на внутреннем и внешнем рынках.
Кластер в экономической литературе определяется как индустриальный комплекс, сформированный на базе территориальной концентрации и диверсификации сетей специализированных поставщиков, основных производителей и потребителей, связанных технологической цепочкой и выступающих альтернативой секторальному подходу.
Для кластера обязательны наличие различных форм собственности, конкуренции, принцип свободного ценообразования, стабильность денежного обращения, экономическая самостоятельность и ответственность хозяйствующих субъектов. Как единый интеграционный и диверсифицированный механизм, он позволяет снижать издержки производства и ликвидировать дублирование. Когда хозяйствующие субъекты более конкурентоспособны вместе, нежели раздельно, это и есть предпосылки к созданию кластера как инновационной формы диверсификации и развития национальной экономики.
Зарубежный опыт свидетельствует, что кластерный подход во всем мире признается как политика повышения конкурентоспособности национальных экономик и ее структур. В свое время, исследуя конкуренцию, Майкл Портер отмечал, что конкурируют не страны (регионы), а хозяйствующие субъекты; регион или страна представляют собой лишь среду, способствующую (или не способствующую) конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
Преимущества экономических отношений на основе кластерного подхода:
1) высокая согласованность с самим характером конкуренции и источниками достижения конкурентных преимуществ;
2) эффективное обеспечение функционирования межотраслевых связей, распространение технологий, навыков и информации;
3) возможность осуществления внутренней специализации и стандартизации, увеличение производительности труда;
4) минимизация затрат на внедрение инноваций, наличие в структуре кластеров гибких предпринимательских структур - малых предприятий, способствующих формированию инновационных точек роста за счет высокой степени специализации при об-
служивании конкретного промышленного производства;
5) возможности эффективного обмена идеями между специалистами, а следовательно, формирование конкурентной среды.
Деятельность по поддержке кластеров называется «кластерной политикой» и обычно включает в себя:
- ликвидацию барьеров для инноваций;
- инвестиции в человеческий капитал и физическую инфраструктуру;
- поддержку географической концентрации связанных фирм.
Реализация проектов развития кластеров позволяет эффективно преодолевать различного рода барьеры и «узкие места», препятствующие развитию предприятий и организаций, входящих в состав кластера.
К числу проблем, преодолеваемых в рамках развития большинства типов кластеров, следует отнести:
- недостаток квалифицированных кадров, вызванный несоответствием содержания и качества образовательных программ учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования потребностям экономики, неразвитостью механизмов непрерывного образования;
- низкую восприимчивость предприятий к инновациям, крайне медленные темпы обновления модельного ряда выпускаемой продукции, недостаточный уровень ее потребительских качеств;
- недостаточное качество и доступность транспортной и инженерной инфраструктуры;
- недостаточный уровень организационного развития кластера, включая отсутствие практики стратегического планирования развития системы эффективных информационных коммуникаций между участниками кластера;
- ограниченный доступ к зарубежным рынкам.
К числу барьеров, актуальных преимущественно для развития дискретных кластеров, следует отнести:
- недостаточный уровень развития кооперационных связей и механизмов субконтратации, характеризуемый относительно низкой долей комплектующих, производимых внешними поставщиками;
- низкий уровень операционной конкурентоспособности большинства сборочных предприятий, высокие сроки освоения новой продукции, неоправданные накладные расходы, высокий уровень брака, низкий уровень технологической оснащенности и организации производства;
- недостаточный уровень конкурентоспособности внешних поставщиков, включая качество и технологический уровень поставляемой ими продукции и услуг;
- недостаток специализированной производственной и офисной недвижимости для поставщиков.
К числу типичных барьеров для развития процессных кластеров следует отнести:
- ограничение доступа к сырью для малых и средних предприятий, специализирующихся на переработке продукции крупных процессных предприятий;
- финансовые барьеры для приобретения дорогостоящего производственного оборудования;
- проблемы с доступностью и качеством подготовки инженерного персонала и квалифицированных рабочих, обслуживающих современное процессное оборудование.
Для инновационных и творческих кластеров типичными проблемами являются:
- низкая интенсивность научно-исследовательской деятельности по ключевым направлениям развития кластеров, включая образовательную компоненту;
- низкая эффективность процесса коммерциализации технологий;
- проблемы с доступом к финансовым ресурсам для развития новых технологических компаний;
Количество существующих
- низкий уровень доступности специализированных услуг для развития начинающих технологических компаний;
- неэффективное отраслевое регулирование.
Для туристических кластеров типичными проблемами является:
- низкий уровень развития специализированной инфраструктуры и сервиса, в том числе гостиниц, организаций общественного питания, пассажирского транспорта;
- неудовлетворительное состояние ключевых туристических объектов, в том числе памятников истории и культуры;
- несоблюдение стандартов качества предоставляемых услуг.
На территории Сибирского федерального округа (далее - СФО) действует следующее количество развитых экономических кластеров (табл. 1) [2-9].
Таблица 1
астеров в СФО за пять лет
Регион 2006 2007 2008 2009 2010
Алтайский край 3 4 6 8 8
Новосибирская область 2 3 5 5 6
Томская область 3 3 3 4 4
Кемеровская область 1 2 4 5 7
Омская область 5 5 5 6 6
Республика Алтай 0 0 2 2 3
Из таблицы видно, что количество кластеров растет. В СФО наибольшая их численность находится в Алтайском крае.
Если сравнивать количество существующих кластеров по федеральным округам, то на первом месте
находится СФО - 37, на втором - Приволжский федеральный округ - 35, на третьем - Северо-Западный федеральный округ - 31.
В среднем по Российской Федерации рост кластеров за пять лет составил 51% (табл. 2).
Таблица 2
Количество существующих кластеров на территории России по федеральным округам
Федеральный округ Годы
2006 2007 2008 2009 2010
В среднем по Российской Федерации 95 119 146 170 194
Центральный федеральный округ 15 17 20 22 25
Северо-Западный федеральный округ 11 15 21 26 31
Южный федеральный округ 13 14 16 19 21
Приволжский федеральный округ 16 22 29 31 35
Уральский федеральный округ 11 15 17 22 24
Сибирский федеральный округ 17 22 28 33 37
Дальневосточный федеральный округ 12 14 15 17 21
Несмотря на низкую диверсификацию, экономика СФО имеет ряд ключевых преимуществ. С точки зрения занятости угледобывающая промышленность, строительство крупных инженерных сооружений
и сельское хозяйство занимают лидирующие позиции. С позиции конкурентоспособности (в сравнении с остальными регионами России) выделяются кластеры, работающие с природными ресурсами: угольный,
горнодобывающий, металлургический и лесной. Вместе с тем кластеры, связанные с глубокой переработкой, развиты в недостаточной мере, хотя именно здесь заложен большой потенциал для Сибирского региона, богатого природными ресурсами.
Многие субъекты развивают кластерную политику на местах, например, распоряжением администрации Иркутской области от 01.08.2007 №326-ра создана экспертная рабочая группа по развитию процесса кластеризации предприятий в области [10].
В настоящее время в СФО существуют следующие кластеры:
- горнодобывающей промышленности;
- биофармацевтический кластер;
- сельскохозяйственный кластер;
- кластер по глубокой переработке природных ресурсов;
- туристический кластер;
- кластер деревообработки;
- машиностроительный кластер;
- нефтехимический кластер.
В Иркутской области ведется строительство завода по производству полипропилена, и организуются предприятия по дальнейшей переработке полистирола, полипропилена и поликарбоната.
На сегодняшний день существуют разные подходы к структурированию экономических систем и их подсистем: территориальный, секторный, сетевой, отраслевой и др. Достаточно новым подходом к структурированию экономической системы является кластерный,
раскрывающий, в том числе, способы формирования сетевых отношений между организациями, принадлежащими одной или нескольким отраслям в пределах конкретной территории, и позволяет реализовывать преимущества отдельных хозяйственных структур и региональной системы в целом, что подтверждается значимостью кластеров в создании и росте ВРП. Так, например, Самарская область формирует автомобильный кластер (доля отрасли в ВРП - 56,5%); Ленинградская область обсуждает проект формирования туристического кластера (доля отрасли в ВРП составляет примерно 52,5%); разработан проект формирования автомобильного кластера в Свердловской области на базе ЗАО «Амур» (доля в ВРП - 20,9%).
Устранение основных проблем по проведению кластерной политики позволит:
- обеспечить рост неценовой конкурентоспособности отечественных предприятий;
- обеспечить рост несырьевого и высокотехнологического экспорта товаров и услуг;
- стимулировать увеличение количества малых и средних предприятий;
- обеспечить ускоренное развитие инновационного сектора экономики;
- повысить эффективность системы подготовки кадров для потребностей экономики;
- обеспечить рост прямых отечественных и иностранных инвестиций;
- стимулировать социально-экономическое развитие регионов базирования кластеров.
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года : Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р [Электронный ресурс]. - URL: http://www.altairegion22.ru.
2. Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Формирование стратегии функционирования инновационно-промышленных кластеров // Препринт#WP/2008/216. - М., 2007.
3. Алтайский край. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: http://www.altairegion22.ru.
4. Акинфеева Е.В. Практика кластеризации бизнеса [Электронный ресурс]. - URL: http://www.riep.ru/works/ almanach/0007/almanach0007_177-191.pdf.
5. Деловой портал Новосибирской области. Экономика. Кластеры [Электронный ресурс], - URL: http://economy. newsib.ru/clusters/.
6. Региональное законодательство Республики Алтай [Электронный ресурс]. - URL: http://altai.regionz.ru/index. php.
7. Мингалева Ж., Ткачева С. Кластеры и формирование структуры региона // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - №5.
8. Сергеев А.М. Институциональный анализ инновационных кластеров // Вестник УГТУ - 2008. - №1.
9. Региональный сетевой информационный центр, 20012011 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.promclaster. ru/ index. Php / publications-cls/.
10. Приоритетные инвестиционные проекты Сибирского федерального округа [Электронный ресурс], - URL: http:// www. minpromtorg. gov.ru.