ЭКОНОМИКА И ПРОИЗВОДСТВО В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
УДК 621
Основные проблемы импортозамещения в отечественном двигателестроении применительно к маломощным электрогенераторным установкам
А.В. Шелгунов
ООО «АМП КОМПЛЕКТ», 127299, г. Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18, корп. 4 Аннотация
Рассмотрена возможность импортозамещения и локализации двигателей мощностью до 40 кВт, применяемых при производстве электроагрегатов до 30 кВт.
Предмет исследования: маломощные электрогенераторные установки.
Цель: выявление основных проблем, связанных с импортозамещением в сегменте маломощных электрогенераторных установок.
Материалы и методы: приведены основные отечественные законодательные документы, регламентирующие требования к продукции. Произведена оценка актуального состояния российского двигателестроения.
Результаты: дан подробный анализ современного отечественного рынка электрогенераторных установок мощностью до 30 кВт, выявлены основные проблемы в области отечественного производства электроагрегатов в диапазоне до 30 кВт, отмечены перспективы импортозамещения бензиновых и дизельных двигателей. Выводы: выявлено практически полное отсутствие рынка отечественных маломощных электрогенераторных установок, а также недостаточность действий, предпринимаемых для поддержки отечественных производителей. Предложены меры для развития отечественного производства электроагрегатов в диапазоне до 30 кВт.
Ключевые слова: двигателестроение, импортозамещение, импортозависимость, электроагрегаты, маломощные электрогенераторные установки.
Для цитирования: Шелгунов А.В. Основные проблемы импортозамещения в отечественном двигателе-строении применительно к маломощным электрогенераторным установкам // Силовое и энергетическое оборудование. Автономные системы. 2018. Т. 1. Вып. 1. С. 46-51. Режим доступа: www.powerjournal.ru
Main problems of import subsumption in domestic engineering, applicable to small-power electric generator installations
A.V. Shelgunov
"AMP KOMPLEKT" LLC, 18 bldg. 4 Clary Tsetkin st., Moscow, 127299, Russian Federation Abstract
Subject: the subject of the study are low-power generator sets with a power of up to 30 kW.
Materials and methods: in this paper, the main domestic legislative documents regulating the requirements for products. An assessment is made of the current state of Russian engine building.
Results: the detailed analysis of the modern domestic market of power generating units with a capacity of up to 30 kW is made, the main problems in the field of domestic production of electric power generators in the range up to 30 kW are revealed, and the prospects for import substitution of gasoline and diesel engines are noted.
Conclusions: almost complete absence of the market of domestic low-power generating sets is established, insufficient measures taken to support domestic producers are noted, measures are proposed for the development of domestic production of power units in the range of up to 30 kW.
Key words: engine building, import substitution, import dependence, power units, low power generating sets For citation: Shelgunov A.V. Osnovnye problemy importozameshcheniya v otechestvennom dvigatelestroenii primenitel'no k malomoshchnym elektrogeneratornym ustanovkam [Main problems of import subsumption in domestic engineering, applicable to small-power electric generator installations]. Silovoe i energeticheskoe oborudovanie. Avtonomnye sistemy [Power and Autonomous Equipment]. 2018. Vol. 1. Issue 1. Pp. 46-51. Available at: www.powerjournal.ru
Адрес для переписки: Шелгунов Александр Викторович ООО «АМП КОМПЛЕКТ», 127299, г. Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18, корп. 4, [email protected].
Address for correspondence: Shelgunov Alexander Viktorovich "AMP KOMPLEKT" LLC, 18 bldg. 4 Clary Tsetkin st., Moscow, 127299, Russian Federation,
ВВЕДЕНИЕ
Проблема импортозамещения в постсоветской России возникла в связи со сложившейся в 1990-е гг. импортозависимостью отечественной экономики. Для оценки масштаба текущей импортозависимости достаточно сопоставить данные по товарному импорту на начало 1980-х гг. и 2010-х гг.: показатель импортной зависимости имел тенденцию к повышению и достиг своего максимума в 2013 г., а отношение импорта к ВВП реального сектора экономики с начала 80-х гг. выросло с 7 до 50 %. Наиболее зависимыми от импортных сырья и комплектующих оказались такие отрасли, как сельское хозяйство, машиностроение и сфера информационных технологий, где доля импорта при производстве отдельных товаров доходит до 90 % [1-3]. При этом следует отметить, что, если на начало 90-х гг. у предприятий имелись большие незагруженные мощности, которые можно было бы оперативно задействовать для замещения импорта, то сегодня незагруженные мощности отсутствуют ввиду их полной моральной и физической амортизации, произошедшей за последние 30 лет.
Вопросами импортозамещения власти страны озадачились еще в 2012 г. Так, одна из целей «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» состояла именно в импортозамещении и продовольственной безопасности страны. Однако введенные в 2014 г. западные санкции и предпринятые российской стороной ответные шаги привели к тому, что стратегия импортозамещения стала одним из приоритетных направлений деятельности российского правительства [1; 2].
Поскольку машиностроение входит в ключевой перечень импортозамещающей продукции, то в настоящее время в отрасли двигателестроения остро стоит задача импортозамещения и локализации продукции, производимой на территории РФ.
Отметим основные законодательные документы, ограничивающие потребление на территории РФ товаров импортного производства.
Постановлением Правительства РФ № 91 введен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных перечнем импортозамещающей продукции, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории России отсутствует.
Следует отметить, что Федеральный закон № 442 в ряде случаев накладывает ограничения на закупки импортных товаров (Ст. 14 «Применение национального режима при осуществлении закупок»).
1 Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства : Постановление Правительства РФ от 14. 01.2017 г № 9.
2 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018).
Vol. 1, Issue 1, 2018
47
ЭКОНОМИКА И ПРОИЗВОДСТВО В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Шелгуное А.В.
Основные проблемы импортозамещения в отечественном двигателестроении, применительно к маломощным электрогенераторным установкам
В свою очередь, Федеральный закон N° 4883 одной из целей в области отечественной промышленности ставит «формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики государства от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу развития».
В дополнение к приведенному Федеральному закону3 принято Постановление Правительства РФ № 7194, где были выдвинуты конкретные требования о нормах производства продукции, при соблюдении которых продукция считается произведенной на территории РФ. В случае отсутствия продукции в приложении к настоящему постановлению подтверждение производства на территории РФ должно соответствовать нормам и правилам, утвержденным Соглашением5.
В целях реализации Постановления Правительства РФ4 Торгово-промышленной палатой РФ был издан приказ № 526, регламентирующий и разъясняющий порядок выдачи актов экспертизы и сертификата СТ-1. Акт экспертизы подтверждает, что товар соответствует всем требованиям, перечисленным в приложении к Постановлению № 7194, и произведен на территории РФ, а сертификат СТ-1, что Россия является страной происхождения товара.
На основании вышеуказанных документов были введены временные рамки и условия, на которых должно происходить постепенное наращивание объема отечественной продукции, включая увеличение объема отечественных комплектующих в конечном продукте производства отечественной продукции.
В данной статье рассмотрена возможность импортозамещения и локализации двигателей мощностью до 40 кВт, применяемых при производстве электроагрегатов до 30 кВт.
Если обратиться к истории, то в Советском Союзе, а далее и в России выпускалось несколько серий так называемых стационарных бензиновых двигателей для привода электроагрегатов.
Двигатели серии Л, разработанные на Ульяновском моторном заводе, были сняты с производства еще в 1960-е гг. На смену им пришли двигатели серии УД, до последнего времени используемые на бензиновых агрегатах мощностью 4 кВт. Бензиновые двигатели для малой механизации производили Калужский завод «Кадви», «Красный октябрь» в Санкт-Петербурге, заводы в Уфе и Перми, но из-за низкой рентабельности сегодня Россия осталась без собственных двигателей. Данная ниша была занята продукцией китайского производства.
Аналогичная ситуация складывается и в дизельном сегменте. Из выпускающихся в должном серийном объеме, для электроагрегатов в диапазоне до 30 кВт, производимых в России, имеем только двигатели ТМЗ-450Д и ТМЗ-520Д, производимые предприятием «Туламашзавод».
Таким образом, можно заключить, что тенденция 1990-2010-х гг. на увеличение импортозависимости Российской Федерации в полной мере была присуща и отечественному двигателестроению. Увеличение доли импорта наряду с либерализацией экономики и отсутствием протекционистских мер привело почти к полному уничтожению отечественного производства двигателей для электроагрегатов в диапазоне до 30 кВт. В результате в Российской Федерации появилась ниша, которую с огромной скоростью заняли импортные производители двигателей. В бензиновом диапазоне это Honda, Briggs&Stratton, Kohler и неисчислимое количество китайских марок. В дизельном — Yanmar, Lombardini, Hatz и Китай.
Основные требования по импортозамещению и локализации производства бензиновых и дизельных двигателей изложены в «Соглашении о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств»5, согласно которому двигатели внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с вращающимся или возвратно-поступательным движением поршня, а также двигатели внутреннего сгорания поршневые с воспламенением от сжатия (дизели или полудизели) должны соответствовать тре-
3 О промышленной политике в Российской Федерации : Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ.
4 О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 17.07.2015 г. № 719.
5 Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (заключено в г. Ялте 20.11.2009).
6 Об утверждении Положения о порядке выдачи документов для целей подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» : Приказ ТИП РФ от 30.05.2018 № 52.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
бованию к изготовлению, при котором стоимость всех используемых импортных материалов не должна превышать 50 % цены конечной продукции. При отсутствии сертификата формы СТ-1 о происхождении материалов из других государств — участников Соглашения определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критериев достаточной обработки/переработки, а именно:
• изменение товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, произошедшее в результате обработки/переработки;
• выполнение необходимых условий, производственных и технологических операций, при которых товар считается происходящим из той страны, на территории которой эти операции имели место;
• правило адвалорной доли, когда стоимость используемых материалов иностранного происхождения достигает фиксированной процентной доли в цене конечной продукции.
Поскольку рассматриваемые двигатели внесены в приложение к данному Соглашению, то согласно указанным требованиям к ним применяется правило адвалорной доли, а также требуется наличие документов, подтверждающих факт изготовления товара (производственные площади, персонал, технологическая документация и пр.).
На сегодняшний день государство поставило перед рядом ведущих вузов страны и машиностроительными корпорациями задачу о разработке линейки отечественных двигателей, в том числе в диапазоне до 40 кВт. Надо четко понимать, что даже при самом лучшем стечении обстоятельств до серийного выпуска продукции пройдет не менее двух-трех лет, в то время как потребность в отечественных двигателях назрела уже сейчас.
Сегодня существует ряд быстрых решений этой проблемы. Самые популярные — это CKD и SKD сборка двигателей.
Сборка SKD крупно узловая (от англ. semi knocked down — полуразобранный) — это метод, при котором комплект, состоящий из отдельных агрегатов, узлов и деталей для одной сборочной единицы техники ввозят в страну и собирают на местном производстве. Выгода состоит в уплате меньших таможенных пошлин за комплектующие, чем за готовое изделие, а также в меньших прочих расходах, которые на месте сборки техники могут быть ниже, чем в стране-экспортере (трудовые ресурсы, энергоресурсы, аренда недвижимости и пр.).
При CKD сборке (от англ. wmplete knock-down — полноразборный) изделие не только собирается из отдельных деталей и узлов. Также в месте производства выполняется ряд технологических операций, например, металлообработка, сварка, окраска и др. Кроме того, узлы и подузлы могут заказываться у местных поставщиков.
С учетом того, что государством предъявляются требования по содержанию доли импорта продукции не более 50 %, простой SKD сборкой не обойтись. Необходимо либо привлекать отечественных поставщиков комплектующих, либо изготавливать их самим. Внутренняя потребность в таких двигателях на порядок ниже потребности в автомобильных двигателях, а значит, и комплектующие, заказанные у российских поставщиков для выпуска данной продукции, будут более дорогими, а выпуск двигателя будет менее рентабелен и привлекателен для завода.
Современное развитие логистических связей и коммуникационных технологий привело к тому, что многие производители ушли от идеи заводов полного цикла и включились в международную кооперацию. Такой подход позволяет им оставить за собой только инженерию, высокотехнологичные операции и контроль качества конечной продукции, а стандартные операции осуществлять в профильных компаниях. За счет этого первые имеют экономию в площадях, оборудовании и трудовых ресурсах, а вторые — оптимизацию своих доходов за счет увеличения суммарного объема производства однотипной продукции и загрузки производственного оборудования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В рамках работы установлено, что в настоящий момент на территории РФ:
• линейка отечественных двигателей в бензиновом диапазоне отсутствует полностью, а в дизельном — ограничена двумя моделями двигателей мощностью 11 и 13 л. с.;
• для полного выполнения государственной программы по выпуску отечественного двигателя пройдет минимум 2,5-3 года;
Vol. l, Issue l, 2018
49
ЭКОНОМИКА И ПРОИЗВОДСТВО В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Шелгуное А.В.
Основные проблемы импортозамещения в отечественном двигателестроении, применительно к маломощным электрогенераторным установкам
• простая крупноузловая SKD сборка не удовлетворяет требованиям государства по импортозамещению;
• CKD сборка для малого предприятия требует приобретения лицензии на техническую документацию и высокотехнологичного оборудования или заказа комплектующих на стороне, что в свою очередь при относительно небольших объемах выпуска приведет к значительному удорожанию конечного продукта.
В результате на данном этапе двигатель отечественного производства получается дороже импортного, а значит, и менее привлекателен для отечественного производителя электроагрегатов в диапазоне до 30 кВт.
В данной ситуации может помочь введение протекционистских мер [4; 5]. Например, Турция при огромном наплыве дешевых китайских двигателей ввела на несколько лет заградительную пошлину 60 % на ряд импортных двигателей, что позволило двигателестроительному заводу внедрить свой двигатель в производство и иметь стабильный спрос на отечественном рынке. Следует отметить, что на момент введения заградительных пошлин у данного завода существовал проект двигателя, и данная мера, впоследствии показавшая высокую эффективность, являлась адресной мерой поддержки конкретного завода. Будет ли аналогичная протекционистская мера поддержки отечественного двигателестроения столь эффективна применительно к нашей стране, учитывая, что новые проекты двигателей в настоящее время на территории отсутствуют? При позитивном сценарии введение заградительной пошлины простимулирует производителей двигателей на новые разработки, при негативном — приведет к увеличению стоимости конечной продукции.
В более сложной и неоднозначной ситуации сегодня находятся потребители данных двигателей — производители электроагрегатов. К их продукции предъявляются требования о 50%-ной локализации и доведения импортозамещения до 70 % в 2020 г. При этом к основным самым финансовоемким комплектующим — двигателю и генератору — также предъявлены требования по производству на территории РФ, в то время как пошлина на ввозимое готовое изделие здесь составляет 0 %. Очевидно, что в настоящее время меры, принимаемые для поддержки отечественных производителей, недостаточны.
Необходимо учитывать, что очень часто производство электроагрегатов является мелкосерийным, поскольку оно ведется по техническому заданию заказчика. Мелкосерийность существенно усложняет процесс подтверждения производства товара на территории РФ, так как подтверждение дается на конкретный артикул и партию. Требования подтверждения производства на территории РФ значительно усложняют процесс участия в тендерах, поскольку большинство изделий требуют специальной доработки, а значит, и своего подтверждения производства на территории РФ, что невозможно сделать до момента выигрыша тендера и начала работы над технической документацией.
В завершение хочется отметить, что для интересов нашей страны очень важно действительно возродить двигателестроение и избавиться от жесткой зависимости от импорта, но не надо сбрасывать со счетов принятую во всем мире кооперацию и принцип разумности и достаточности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Жакевич А.Г. Импортозамещение: проблемы и перспективы // Вестник Международного института экономики и права. 2015. № 1 (18). С. 36-39.
2. Жакевич А.Г. Анализ современного состояния и основных тенденций функционирования промышленности региона // Взаимодействие науки и бизнеса : сб. науч. ст. по мат. междунар. науч.-практ. конф. М. : Научный консультант, 2015. С. 42-45.
3. Simachev Y., Kuzyk M., Zudin N. Import dependence and import substitution in Russian manufacturing: a business viewpoint // Foresight and STI Governance. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 25-45. DOI: 10.17323/1995-459X.2016.4.25.45.
4. Bruton H. A reconsideration of import substitution // Journal of Economic Literature. 1998. Vol. 36. Pp. 903-936.
ВЫВОДЫ
5. Debowicz D., Segal P. Structural change in Argentina, 1935-1960: The role of import substitution and factor endowments // The Journal of Economic History. 2014. Vol. 74. No. 1. Pp. 230-258. DOI: 10.1017/ S0022050714000084.
REFERENCES
1. Zhakevich A.G. Importozameshchenie: problemy i perspektivy [Import substitution: problems and prospects]. Vestnik Mezhdunarodnogo instituta ekonomiki i prava [The Herald of the International Institute of Economic and Law]. 2015. No. 1 (18). Pp. 36-39. (In Russian)
2. Zhakevich A.G. Analiz sovremennogo sostoyaniya i osnovnykh tendentsiy funktsionirovaniya pro-myshlennosti regiona [Analysis of the current state and the main trends in the functioning of the region's industry]. Vzaimodeystvie nauki i biznesa : sb. nauch. st. po mat. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Science and Business Interaction: A collection of scientific articles on the materials of the international scientific and practical conference]. Moscow, Nauchnyy konsul'tant Publ., 2015. Pp. 42-45. (In Russian)
3. Simachev Y., Kuzyk M., Zudin N. Import dependence and import substitution in russian manufacturing: a business viewpoint. Foresight and STI Governance. 2016. Vol. 10. No. 4. Pp. 25-45. DOI: 10.17323/1995-459X.2016.4.25.45.
4. Bruton H. A reconsideration of import substitution. Journal of Economic Literature. 1998. Vol. 36. Pp. 903-936.
5. Debowicz D., Segal P. Structural change in Argentina, 1935-1960: the role of import substitution and factor endowments. The Journal of Economic History. 2014. Vol. 74. No. 1. Pp. 230-258. DOI: 10.1017/ S0022050714000084.
Поступила в редакцию 26 апреля 2018 г. Принята в доработанном виде 10 мая 2018 г. Одобрена для публикации 1 августа 2018 г.
Received April 26, 2018.
Adopted in the finalized form on May 10, 2018.
Approved for publication August 1, 2018.
Об авторе: Шелгунов Александр Викторович — директор производственного Департамента, ООО «АМП КОМПЛЕКТ», 127299, г. Москва, ул. Клары Цеткин, д. 18, корп. 4, [email protected].
About the author: Alexander Viktorovich Shelgunov — Director of Production Department, "AMP KOMPLEKT" LLC, 18 bldg. 4 Clary Tsetkin st. , Moscow, 127299, Russian Federation, [email protected].
Vol. 1, Issue 1, 2018
51