Финансовая система
УДК 336.76(078)
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕТНО-РАСЧЕТНЫХ ИНСТИТУТОВ ФИНАНСОВОГО РЫНКА*
К. Р. АДАМОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга E-mail: [email protected] Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
В статье отмечается, что в процессе формирования Международного финансового центра в Москве одной из основных задач, поставленных рынком, является формирование развитой, соответствующей мировым стандартам инфраструктуры рынка ценных бумаг. Сейчас в России формируется централизованная посттрейдинговая инфраструктура. Определены проблемы дальнейшего развития учет-но-расчетных институтов, основные задачи нового регулятора, а также влияние центрального депозитария на дальнейшее развитие рынка в целом.
Ключевые слова: инфраструктура рынка ценных бумаг, учетная система, учетно-расчетная инфраструктура, рынок ценных бумаг, центральный депозитарий, регистраторы/реестродержатели, Международный финансовый центр, депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.
Необходимо отметить, что в мире не существует совершенной модели учетно-расчетной инфраструктуры, устраивающей все финансовые институты участников рынка. Системы, сложившиеся на каждом национальном рынке, сформировались с учетом суверенной специфики, совокупности исторических факторов, особенностей национального развития и
* Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве РФ на 2013 г.
т. д. Любая такая система обладает своими «плюсами» и «минусами». Но интеграционные процессы на рынках капитала формируют свои условия. Эффективное взаимодействие финансовых институтов на международном рынке возможно при наличии определенного набора критериев соответствия локальных рынков мировым. Различные международные организации, ассоциации и объединения занимаются разработкой таких стандартов и практик, определением подходов и рекомендаций для участников рынка. Среди этих организаций можно выделить ECB, CPSS, Group 30, IOSCO, ECSDA, ISSA, BIS, The Giovannini Group и др.
Опираясь на практику и аналитические разработки международных организаций, а также в условиях формирования Международного финансового центра российский рынок в 2011 г. вступил на путь серьезного реформирования инфраструктуры финансового рынка (трейдинговых и посттрейдин-говых систем). Основными документами, которые повлекли за собой значительные изменения, стали Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии»1 (далее - Закон № 414-ФЗ) и Федеральный закон от 07.12.2011 № 415-ФЗ «О
1 Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии» (с изм. и доп.); опубл. в Рос. газ. от 09.12.2011. № 278 (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 185-ФЗ и от 23.07.2013 № 251-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2, который внес изменения в несколько федеральных законов3. Закон № 414-ФЗ помог решить многие задачи, однако он также выявил и определенные проблемы (в том числе связанные с его реализацией и взаимодействием финансовых институтов между собой).
Если сейчас попытаться выделить и сформулировать основные проблемы развития учетно-рас-четных институтов, то необходимо обратиться исключительно к тем из них, которые связаны с вступлением в силу именно указанного нового законодательства в период с 2010 по конец 2013 г.
Первая и, наверное, основная проблема связана с деятельностью регистраторов. Наблюдается конфликт интересов двух учетных институтов (депозитариев и регистраторов), который в значительной степени обострился в связи с введением института центрального депозитария, для которого была введена монополия на открытие счетов номинального держателя в реестрах по большому количеству ценных бумаг. Таким образом, в связи с сокращением круга клиентов, а также в связи с введением определенных процедур взаимодействия между регистратором и центральным депозитарием регистраторы вынуждены расширять спектр предоставляемых услуг, пересматривать концепцию ведения собственного бизнеса и своего позиционирования на рынке, они вынуждены фактически заново самоутверждаться в учетной системе финансового рынка.
Регистратор по-прежнему является неотъемлемой частью централизованной инфраструктуры.
Предложенная Правительством РФ концепция построения в России международного финансового центра предполагает создание централизованной системы учета. А любая централизованная система -необязательно финансовая - имеет некое ядро. И вот таким ядром системы учета и расчетов станет центральный депозитарий. И это верно, так как именно такая система, во-первых, позволит российскому фи-
2 Документ опубликован в «Собрании законодательства РФ» от 12.12.2011. №50, ст. 7357 (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 № 282-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3 Федеральный закон от26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп.) (далее - Закон № 208-ФЗ); Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп.); Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (с изм. и доп.); Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изм. и доп.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
нансовому рынку приблизиться к международным финансовым стандартам, во-вторых, обеспечит быстрые и эффективные расчеты в рамках одной операционной подсистемы и, в-третьих, увеличит free float и, как следствие, ликвидность и привлекательность российских ценных бумаг. Но это в будущем, а сейчас необходимо такую систему построить, операционно отладить и протестировать. Во время такого строительства должны быть учтены интересы всех без исключения его участников: и брокеров, и инвесторов, и учетно-расчетных институтов. Однако в этой работе нельзя забывать о другом участнике финансовой системы, а именно о клиентах регистратора - эмитентах.
Основная функция представителей инфраструктуры - это функция посредника на рынке ценных бумаг, посредника, являющегося связующим звеном между одними из основных участников рынка - эмитентом и инвестором. Поэтому основная задача заключается в том, чтобы с опорой на существующую и разрабатываемую законодательную базу построить эффективную операционную модель.
Что же позволит регистраторам остаться на рынке?
Прежде всего, следует заметить, что, помимо регистратора, на российском рынке нет института, который бы работал с эмитентами непосредственно, знал их запросы, требования и уровень необходимого сервиса, выполнял их указания, делал для них работу, связанную с ведением и хранением реестра эмитента, обслуживанием собраний акционеров, проведением корпоративных действий, а также вел работу с зарегистрированными лицами, особенно с миноритарными акционерами. В основе деятельности регистратора лежит индивидуальный подход к каждому клиенту.
Соответственно, такая инфраструктурная единица, как регистратор, необходима рынку, иначе цепочка взаимодействия «эмитент - регистратор -центральный депозитарий - депозитарий - брокер - инвестор» может быть нарушена, что, как следствие, приведет к нарушениям, сбоям и даже к блокировке работы всей инфраструктуры.
Говоря о централизованной системе расчетов, хочется отметить, что появление на рынке центрального депозитария - это новые правила игры, где регистратор и его клиент - эмитент становятся полноправными участниками централизованной системы расчетов, в которой они должны совместно работать и взаимодействовать с другими участниками рынка, настроить операционные системы и начать в них работать согласно Закону № 414-ФЗ.
Понимая особенности и роль регистратора в современной инфраструктуре, ведущие регистраторы активно участвуют в разработке организации операционного и электронного взаимодействия центрального депозитария и регистраторов.
По сути, эти два института являются взаимодополняющими институтами, при этом центральный депозитарий выступает операционным центром и местом расчетов биржевых операций для биржевой инфраструктуры. Регистратор же является центром предоставления различных услуг эмитентам и их акционерам, которые активно не торгуют своими ценными бумагами, а долгосрочно хранят их на своих лицевых счетах либо просто какое-то время не используют в торговле.
Несмотря на то, что в законодательстве существуют отдельные нормы, которые могут свободно трактоваться участниками рынка, в качестве приоритетных вопросов, требующих внимания в текущей перспективе, можно выделить такие, как:
- унификация операционных стандартов для всех участников рынка;
- формирование четких инструкций в отношении технической реализации операций;
- утверждение процедуры проверок;
- обеспечение оперативного взаимодействия при проведении корпоративных действий.
Детальная проработка данных вопросов на уровне нормативного регулирования способна значительно повысить эффективность и устойчивость системы, обеспечить эффективное и комфортное взаимодействие регистратора и тех представителей российского фондового рынка, которые приносят на него и ликвидность, и деньги.
Отлаживая систему в соответствии с критериями, прописанными в законодательных актах, возможно, потребуются внесение изменений в текущее законодательство и доработка только что вступивших в силу документов. Потребуются дополнительные подзаконные акты, которые смогут помочь выстроить систему таким образом, чтобы она могла нормально функционировать.
Поэтому особое внимание следует обратить на четкое описание процессов в принимаемых документах. К примеру, это вопрос доступа эмитента к информации из реестра. Сегодня в законодательной базе этот вопрос отражен достаточно витиевато и сложно. Почему сам эмитент, ответственный за своих акционеров, занимающийся корпоративными вопросами, не имеет права получать информацию обо всех своих акционерах в любой момент?
Кроме того, существует вопрос о своевременном предоставлении информации по раскрытию конечных владельцев эмитентам. В соответствии с текущей версией законодательства эту информацию может предоставить эмитенту, с одной стороны, регистратор (по аналогии с раскрытием сведений по ценным бумагам), а с другой (если записи не совпадают) - центральный депозитарий. И что же делать эмитенту в такой ситуации? В любой централизованной системе для слаженной работы должны быть одна точка входа и одна точка выхода. Как в этом случае эмитент должен перестроить свою систему и свою работу? Хочется верить, что рынок сформирует условия для создания такой операционной системы, которая позволит регистратору работать с эмитентом, а эмитенту - получать информацию из одного источника (от регистратора).
Если этого не произойдет, то центральный депозитарий станет второй сервисной организацией для эмитента. Вопрос: нужно ли это рынку? Это приведет к концентрации всех операций на одном участнике и концентрации всех рисков. На рынке уже сложилась оптимальная модель, которую необходимо лишь откорректировать.
Все это наглядно демонстрирует, что дополнительная «настройка» законодательства крайне необходима, ведь проведение корпоративных действий без нарушений - безусловная обязанность регистраторов, которую никто не отменял.
Нужно отметить, что за прошедший период развития российского финансового рынка от начала 1990-х гг. и до момента создания института центрального депозитария был сделан колоссальный рывок, который развитые экономики делали за столетия. По сравнению с преодоленными проблемами решение текущих вопросов выглядит намного проще.
В части развития электронного документооборота между регистратором и эмитентом уже подготовлен и обсуждается профессионалами рынка законопроект о внесении изменений в Закон № 208-ФЗ, который предоставляет возможность проведения ряда процедур, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров, в электронной форме. Он предполагает создание в акционерном обществе системы электронного взаимодействия, которая представляет собой совокупность правил, организационных мер и программно-технических средств, включая средства криптографической защиты информации. О создании системы электронного взаимодействия организатор системы электронного взаимодействия (общество или регистратор) обязан
уведомить всех акционеров. Система электронного взаимодействия призвана обеспечить возможность проведения ряда процедур, связанных с подготовкой и проведением общего собрания акционеров.
Еще одна из текущих проблем - это проблема соответствия стандартов депозитарной деятельности национального центрального депозитария российского рынка международным депозитарным системам. Вопрос об открытии российского рынка международным депозитариям, глобальным касто-дианам и расчетным системам уже не стоит, так как Закон № 414-ФЗ установил необходимость открытия счетов зарубежным операторам. В связи с этим НКО ЗАО «Национальный расчетный депозитарий» создало International consulting committee, ICC (международный консультационный комитет) в качестве консультативного органа, ориентированного на разработку предложений и рекомендаций по развитию посттрейдинговой инфраструктуры российского финансового рынка. На сегодняшний день в состав комитета входят восемь высокопоставленных представителей крупных иностранных компаний, которые осуществляют операции на российском рынке: JP Morgan Chase, UBS Investment Bank, BNP Paribas Securities Services, Nomura Securities, SEB, Bank ofNew York Mellon, KBC Securities, Pictet & CIE. Данный комитет в том числе обсуждает вопросы открытия счетов номинального держания, стандарты и практику проведения корпоративных действий, а также механизмы выплаты дивидендов и вопросы налогообложения. Рассматривается целесообразность развития технологий расчетов в рублях по сделкам иностранных инвесторов с российскими ценными бумагами, в том числе через систему БЭСП, как одно из условий повышения привлекательности национального рынка.
Один из последних и также основных вопросов -это вопрос конкуренции, что вызывает волнение у участников рынка. Федеральная антимонопольная служба заняла выжидательную политику, она может вернуться к вопросу о центральном депозитарии, в случае если реализуются риски, нарушающие конкурентную среду на рынке депозитарных услуг. До принятия Закона № 414-ФЗ ФАС России выступала с предложением изменить законопроект о центральном депозитарии, запретив ему открывать номинальные счета депо владельцев ценных бумаг. По мнению ФАС России, рядовые депозитарии не выдержат конкуренции с центральным, если в законопроекте не будет учтено предложение службы. Если же обратиться к опыту развитых стран с эффективно работающим антимонопольным законодательством (а именно, рынка
США), то даже при чрезвычайно консервативном подходе антимонопольный орган США принял решение о том, что, несмотря на имеющееся ограничение конкуренции, создание и функционирование центрального депозитария США фТС) обосновано и оправдано рынком, и его наличие и ограничение конкуренции в этом случае будут иметь больший синергетический эффект для развития рынка, чем его отсутствие.
Результаты интеграционных процессов учетно-расчетных институтов. Основные интеграционные процессы, которые происходили в последние годы на российском рынке и затронули основных операторов торговой и учетно-расчетной инфраструктуры, в настоящий момент уже завершились. Эти процессы проходили публично, и каждый специалист рынка знает о них:
- первый процесс - это объединение бирж РТС и ММВБ;
- второй процесс - это объединение посттрей-динговых систем этих двух групп.
Конец 2012 г. был ознаменован завершением двух данных интеграционных процессов. Второй процесс подразумевал интеграцию трех крупных профучастников рынка: ЗАО «ДКК», НКО ЗАО «НРД» и НКО «Расчетная палата РТС» (ЗАО). Интеграционный процесс является стратегической инициативой групп ММВБ и РТС по созданию объединенной биржи. Основными преимуществами интеграции таких крупных институтов учетно-расчетной инфраструктуры для участников рынка стали:
- создание универсальной продуктовой линейки, характеризующейся качественными услугами;
- повышение эффективности операционной деятельности и снижение транзакционных издержек участников рынка при переходе на единый информационный стандарт интерфейса взаимодействия с расчетным депозитарием;
- появившаяся возможность осуществлять все расчеты по сделкам с единого счета.
Объединение двух крупнейших расчетных депозитариев и присвоение объединенной структуре статуса центрального депозитария явились логическим завершением процесса интеграции акционеров этих крупнейших расчетных депозитариев в рамках первого интеграционного процесса, упомянутого ранее (объединение ММВБ и РТС), в результате которого в декабре 2011 г. была создана единая биржа ММВБ-РТС. Завершение второго интеграционного процесса способствует консолидации посттрей-динговой инфраструктуры в России и позволяет
эффективнее осуществлять расчеты по сделкам с ценными бумагами российских эмитентов.
Третий интеграционный процесс - создание мегарегулятора финансового рынка - объединение ФСФР и Банка России. В целом это было закономерным событием. Основные минусы были связаны с тем, чтобы не исчез процесс непрерывности регулирования на рынке, а также с тем, что, как правило, более сложной управленческой структуре, в которую попадет надзор, будет сложнее принимать решения.
Если посмотреть на международный опыт, то нельзя сказать однозначно, что везде существуют тенденции к объединению регуляторов, тенденции везде разные. Отдельные примеры привести можно, это Сингапур, Ирландия, Казахстан, но об общемировом тренде говорить нельзя. К тому же это страны достаточно небольшие, и корректного сравнения, например по срокам перехода на новую систему регулирования, тут сделать нельзя.
Тем не менее российский рынок сделал этот шаг - 01.09.2013 прекратила свое существование ФСФР России, и сейчас уже основная задача состоит в том, чтобы регулирование небанковских финансовых институтов развивалось внутри Банка России, а не отошло на второй план. Основные задачи, которые стоят перед службой по финансовым рынкам Банка России, следующие:
1) развитие пруденциального регулирования небанковских финансовых институтов;
2) выход на более высокий уровень по противодействию использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
3) поддержка, сохранение и развитие в дальнейшем системы саморегулирования на рынке. При этом необходимо не допустить сворачивания небанковского финансового сектора, которое может произойти, если мегарегулятор не будет уделять адекватного внимания развитию этого сектора. Именно поэтому сейчас очень большое внимание необходимо уделить и организационной структуре новой службы в рамках Банка России, и ее функциональному назначению и полномочиям.
Рассматривая ведущие международные финансовые центры, можно сказать, что учетно-расчет-ные институты российского финансового рынка за последние 20 лет прошли путь, который развитые страны проходили годами. В настоящий момент единственными причинами, не позволяющими утверждать, что российская учетная и расчетная системы фондового рынка могут быть интегрированы
в глобальную фондовую архитектуру, являются:
1) большой разрыв между информационными технологиями развитых рынков и национального рынка;
2) неготовность национальной экономики к полной 100 %-ной зависимости от иностранного капитала;
3) отсутствие внутренних инструментов и стимулов сохранения национального капитала на российском рынке;
4) неудовлетворительное развитие систем саморегулирования и СРО.
В качестве основных перспектив, связанных с развитием в России института центрального депозитария, можно выделить:
1) формирование единообразных стандартов ЭДО между участниками рынка;
2) повышение ликвидности национального рынка за счет ускорения расчетов и снижения транзак-ционных издержек;
3) приведение информационных систем участников к единым стандартам;
4) повышение прозрачности рынка;
5) снижение (нивелирование) операционных рисков, связанных с подтверждением и реализацией прав инвесторов, закрепленных ценными бумагами.
Список литературы
1. Доклад «О концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг». 01.07.1997 // Депозитариум. 1997. № 1. С. 2.
2. О центральном депозитарии: Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Об утверждении Дополнительных требований к порядку формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария и Требований к Положению о комитете пользователей услуг центрального депозитария: приказ ФСФР России от 15.03.2012 № 12-13/пз-н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об утверждении положения о депозитарной деятельности в Российской Федерации, установлении порядка введения его в действие и области применения: постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 16.10.1997 № 36. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Об утверждении Порядка присвоения статуса центрального депозитария: приказ Минфина России от 13.04.2012 № 46н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».