Научная статья на тему 'Основные проблемы и переспективы Красноярского края в восточном векторе развития'

Основные проблемы и переспективы Красноярского края в восточном векторе развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1836
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никаноров Р. О., Корсукова Н. Д.

Выявлены основные проблемы развития Красноярского края. Рассмотрен один основных приоритетных проектов, направленный на комплексное развитие региона, создание новых точек экономического роста России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы и переспективы Красноярского края в восточном векторе развития»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

представителей, которые зарегистрированы в зоне действия того, или иного РТУ

3. Придание статуса «Таможенного представителя» как саморегулируемого института или по-другому саморегулируемой организации (далее - СРО). При этом таможенный представитель будет выступать поручителем перед таможенной службой за выполнение финансовых обязательств каждым ее членом с помощью фонда, который будет формироваться членскими взносами. Это увеличит финансовые гарантии института таможенных представителей. СРО будет предоставляться право разрабатывать стандарты и правила осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, контролировать их соблюдение и применять различные меры воздействия вплоть до исключения из организации.

Все эти мероприятия дадут положительный эффект как на сам институт таможенного представителя в целом, так и на увеличения объемов внешнеэкономической деятельности:

1. Сокращение времени совершения таможенных операций с товарами.

2. Создание института таможенных представителей как СРО.

3. Снижение количества правонарушений.

4. Увеличение бюджетных поступлений путем создания эффективной системы оплаты таможенных платежей.

Библиографическая ссылка

1. Таможенный кодекс Таможенного союза» (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 16.04. 2010). URL: www.consultant.ru.

© Наумцев Н. И., 2014

УДК 338.1

Р. О. Никаноров Научный руководитель - Н. Д. Корсукова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРЕСПЕКТИВЫ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В ВОСТОЧНОМ ВЕКТОРЕ РАЗВИТИЯ

Выявлены основные проблемы развития Красноярского края. Рассмотрен один основных приоритетных проектов, направленный на комплексное развитие региона, создание новых точек экономического роста России.

На сегодняшний день в российской экономике возникает проблема спада и замедления экономического роста. Темпы развития экономики России в 2013 году серьезно замедлились. 25 декабря министр экономического развития Алексей Улюкаев сообщил, что рост ВВП по итогам года ожидается на уровне 1,4-1,5 %. Российская экономика находится в стагнации. Поэтому ей нужны новые точки экономического роста.

Большинство экспертов видят решение этой проблемы в развитии восточных регионов России: Сибири и Дальнего Востока - в развитии экономических отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, т. е. для поиска новых точек экономического роста, России следует идти по «Восточному вектору» развития.

Большой ролью для развития в «Восточном векторе» обладает Красноярский край. Он является одним из крупнейших регионов Восточной Сибири, с большим многообразием природных ресурсов, но, тем не менее, на сегодняшний день в крае существует ряд проблем:

- дефицит бюджета Красноярского края (на 2014 год утвержденный дефицит - 22 689 733,5 тыс. руб.) [1];

- нестабильность в размерах налоговых поступлений в консолидированный бюджет Красноярского края;

- слабо развитая инфраструктура (возникает проблема высоких транспортные затраты и длительных сроков доставки);

- «скорость бизнеса», получения разрешений и необходимой поддержки;

- незащищенность средних и малых компаний и недостаток у них ресурсов для продвижения в Сибири;

Решением проблем является развитие потенциала, которым обладает регион. Для наиболее полного раскрытия этого потенциала следует перейти к явному и целенаправленному развитию тех зон, в которых четко определены экономические эффекты.

На сегодняшний день уже намечены перспективные направления развития экономики края. Одним из приоритетных направлений является развитие Анга-ро-Енисейского кластера, начало которому положила программа «Комплексное развитие Нижнего Приан-гарья».

Территория обладает богатым природно-ресурс-ным потенциалом. По данным оценок экспертов запасы алюминия составляют 95,6 млн т, железа - 4 703 млн т, каменный уголь - 1 637 млн т, цинк -8 786 тыс. т, марганец - 11 134 тыс. т, сурьма - 49 651 т, золото 1 664 т. Общая рыночная стоимость минерального сырья составляет порядка 5 616 млрд руб., нефти -200 млрд руб., природного газа - 450 млрд руб. [2].

Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

В процессе реализации проекта предполагается освоить значительную территорию труднодоступного правого берега Ангары, а также заложить основы индустриального развития предгорья Саян.

Основной целью проекта развития Ангаро-Енисейского кластера является формирование нового социально-экономического развития Красноярского края и Российской Федерации путем строительства вновь создаваемых промышленных и инфраструктурных объектов на основе принципов государственно-частного партнерства. Объем бюджетных инвестиций оценивается в 72 млрд руб., из которых 5 % из средств краевого бюджета, 20 % из федерального бюджета, инвестиций частного бизнеса - 216 млрд руб. [2].

Реализация данного проект имеет положительные экономические эффекты для экономики региона и России в целом:

- будут созданы новые рабочие места, оценочное количество которых составляет 8 тысяч;

- вклад в прирост ВВП Российской Федерации около 1,5 %, ВРП Красноярского края около 54 %;

- обеспечение внутреннего спроса для строительных компаний, производителей строительных материалов и оборудования;

- развитие малого и среднего бизнеса в сфере транспортно-логистических услуг, промышленного сервиса (бурение), лесозаготовок, жилищного строительства и социально-бытового обслуживания.

Предполагается, что по истечению 12 лет произойдет полный возврат бюджетных инвестиций, на

продолжении которых произойдет увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней на 211,2 млрд руб.: в федеральный бюджет - 122,6 млрд руб., в краевой и местные - 88,6 млрд руб.

Реализация намеченной стратегии развития Анга-ро-Енисейского сможет решить проблемы, которые на сегодняшний день присутствуют в Красноярском крае. Так, по проведенным усредненным расчетам, покрытие дефицита регионального бюджета с учетом бюджетных инвестиций в развитие Ангаро-Енисейского кластера возможно в течение 5 лет его работы за счет стабильных налоговых поступлений.

Создание кластера сыграет большую роль в развитии инфраструктуры слабо развитых и труднодоступных территорий края, тем самым будут созданы предпосылки для развития малого и среднего бизнеса за счет опрощения ведения хозяйственной деятельности, снижения затрат, связанных с неразвитой инфраструктурой.

Библиографические ссылки

1. О краевом бюджете на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов : Закон Красноярского края № 5-1881 от 05.12.2013.

2. Инвестиционный паспорт [Электронный ресурс] // Красноярский край. Территория развития. URL: http://passport.krskstate.ru/ (дата обращения: 28.04.2014).

© Никаноров Р. О., 2014

УДК 330.77

Л. А. Писарева Научный руководитель - Л. Б. Сидорова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ КООПЕРАЦИИ В РФ

Сегодня кредитные кооперативы становятся одной из самых привлекательных для населения форм финансовых организаций. Они позволяют эффективно решать такие вопросы, как преодоление бедности, повышение уровня занятости граждан, развитие малого бизнеса.

Либерализация экономики страны проявилась в невиданном скачке процентной ставки по кредитам. Малое предпринимательство в России, включая формирующийся фермерский уклад, не имеет на сегодняшний момент серьезного кредитно-финансового обеспечения. Это является всеобщей проблемой экономики, только что вставшей на путь рыночного развития. Коммерческие банки ориентированы прежде всего на работу с крупными заемщиками. Мелкие предприниматели и сельскохозяйственные производители практически лишены возможности получить кредит как от государства, так и коммерческих банков из-за высоких процентных ставок и отсутствия надежных гарантий [1].

Практика развитых стран и уже накопившийся российский экономический опыт подсказывают, что одним из наиболее эффективных путей кредитования малого бизнеса является создание системы кредитных

кооперативов. Основными правилами и принципами успешного функционирования и развития кредитных кооперативов на этапе становления являются прежде всего: краткосрочность кредита; определение максимального размера кредита, предоставляемого одному члену; обеспечение своевременного возврата кредита через систему залога имущества; сбалансированность размеров выданных кредитов и принятых сберегательных вкладов.

Кредитная кооперация - система кредитных потребительских кооперативов различных видов и уровней, их союзов (ассоциаций) и иных объединений [2]. Целью создания и деятельности кредитной кооперации является обеспечение потребностей своих членов в заемных средствах и выгодное размещение их свободных денежных средств. Но основная ее цель -взаимное кредитование пайщиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.