субъекту деятельности орудий и приемов, которые позволяют ему активно овладевать своим поведением, перестраивать непродуктивные структуры деятельности и тем самым выводить себя на более высокий уровень развития. Это имеет большое социальное и моральное значение и служит основой формирования психически и физически здоровой личности.
Полноценная реализация психологического потенциала личности спортсмена и удовлетворение потребностей субъекта деятельности, развитие навыков самопознания, самопонимания и
рефлексии, изменение отношения к себе и другим, восстановление веры в себя и свои возможности, повышение резистентности личности к дестабилизирующим внешним и внутренним факторам, развитие эмоциональной гибкости — все это предъявляет особые требования к психологической компетентности тренера.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Плахтиенко В. А. Надежность в спорте / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. М., 1983. С. 14.
2 См.: Пуни А. Ц. Предмет психологии физического воспитания и спорта / А. Ц. Пуни. М., 1984. С. 157—161.
Поступила 15.12.05.
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАГНОСТИКИ И ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ УСПЕШНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
И. А. Гришанова, доцент кафедры психолого-педагогических дисциплин филиала Глазовского государственного педагогического института им. В. Г. Короленко в г. Ижевске
Статья содержит обоснование дидактических условий, способствующих формированию коммуникативной успешности у младших школьников. Автором приводится описание специального способа, фиксирующего успех в коммуникативной деятельности учащихся.
Концепция формирования коммуникативной успешности у младших школьников базируется на идеях Л. С. Выготского о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой1.
Для младших школьников социальнокультурными условиями является учебная деятельность, представляющая собой деятельность учебного общения, под которым понимается процесс межличностного взаимодействия учащихся на школьных занятиях. Именно в условиях взаимодействия школьников на занятиях и формируется их коммуникативная успешность.
В педагогике успешность рассматривается как качественная характеристика результатов деятельности, имеющая
протяженность во времени. Коммуникативная успешность младших школьников определяется нами как результат положительного опыта коммуникативной деятельности, проявляющегося в стремлении учащихся включиться в учебное общение на уровне своего развития, обученности, воспитанности.
В основе процесса формирования коммуникативной успешности у младших школьников находится специально разработанная система дидактических условий, представляющая собой комплексное использование элементов дидактического процесса, к которым относится интеграция средств педагогической коммуникации и учебной информации; в частности, интеграция игровых методов, групповых форм организации учебного © И. А. Гришанова, 2007
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
общения и содержания коммуникативнонаправленных заданий на специально организованных занятиях по иностранному языку. Интеграция специально отобранных средств педагогической коммуникации и учебной информации способствует проявлению психологической готовности участников дидактического процесса к выполнению учебной коммуникативной деятельности, в частности включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха; стимулированию коммуникативной деятельности учащихся путем ориентировки на те области предметно-практической деятельности, которые отвечают их потребностям и интересам, предоставлению учащимся возможности использования компенсаторного механизма решения коммуникативных проблем.
Ситуация успеха, создаваемая системой дидактических условий, переживается обучаемым и способствует приобретению положительного опыта коммуникативной деятельности. Положительный опыт коммуникативной деятельности младших школьников обусловливает формирование их коммуникативной успешности. В свою очередь, ситуация успеха достигается тогда, когда сама личность определяет этот успех. Система дидактических условий становится пусковым механизмом процесса формирования коммуникативной успешности у учащихся.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что среди различных способов, фиксирующих успех в коммуникативной деятельности, практически нет адекватных методик для изучения данной проблемы у детей.
В целях создания инструмента для оценки коммуникативной успешности младших школьников нами была осуществлена модификация предложенной Г, С. Трофимовой методики измерения уровня коммуникативной компетентности студентов на том основании, что коммуникативная компетентность в терминах исследователя — это способность успешно осуществлять межличностное общение2. Модифицированный для младших школьников вариант методики состоит из 15 шкал, представляющих собой вопросы — описания характеристик^ связанных с общением. Первый блок вопросов ориентирован на когнитивную сферу и предназначен для выявления знаний обучаемых о собственных коммуникативных проблемах. Второй блок несет смысловую нагрузку поведенческого плана, он связан с выявлением особенностей внешней манеры поведения. Третий блок шкал составляет эмотивный параметр, который направлен на выявление умений управлять эмоциональным состоянием.
Модификация методики имеет два варианта: для экспертной оценки и для самооценки. Экспертная оценка производилась по 10-балльной шкале, при этом оценка 0 баллов соответствовала минимальной степени выраженности данного качества, а 10 баллов — максимальной. Вариант самооценки предусматривал отрезок-шкалу, на полюсах которой располагались описания наибольшей и наименьшей выраженности измеряемого качества, и учащиеся чертой отмечали его уровень.
Примеры суждений, предлагаемых в опросных бланках методики, представлены ниже.
Когнитивный параметр. Экспертная оценка
Способен ориентироваться в ситуации общения
10 5 О
I I I I I I I I I I I
Когнитивный параметр. Самооценка
Я могу свободно рассказать что-нибудь ребятам
Не способен ориентироваться в ситуации общения
Я не могу свободно рассказать что-нибудь ребятам
№ 1, 2007
Поведенческий параметр. Экспертная оценка
Способен мимикой или жестами выразить свое отношение к происходящему в классе
10 I о
I I I I I I I I I I I
Поведенческий параметр. Самооценка
Я не беспокоюсь о том, куда деть руки, когда отвечаю у Доски
ДО
Эмотивный параметр. Экспертная оценка
Способен регулировать силу голоса адекватно ситуации общения
ю s о
1 I I [ [ I ] 1 1 ! 1
Не владеет невербальными средствами общения
Я не знаю, куда деть руки, когда отвечаю у доски
Не способен регулировать силу
голоса адекватно ситуации общения
Эмотивный параметр. Самооценка
Я умею говорить и тихим, и громким голосом
.10
Я говорю слишком тихо или слишком громко
Используемый метод субъективного шкалирования позволил организовать эмпирические данные по определению коммуникативной успешности учащихся таким образом, чтобы преобразовать получаемые качественные характеристики в количественную переменную.
Результаты, полученные с помощью данной методики, усреднялись, а конечные результаты были представлены в виде трех экспертных оценок и трех самооценок.
Проверка надежности модифицированного варианта методики проводилась путем сравнительного анализа данных, полученных в результате повторного обследования учащихся экспериментальной группы.
Валидность модифицированного варианта методики подтверждена показателями, снятыми у экспериментальной выборки учащихся с помощью параллельных методик (тест Дж. Бака «Дом, дерево, человек» в интерпретации Р. Ф. Беляускайте3, тест школьной тревожности Филлипса4, тест тревожности Р. Теммла, М. Дорки, В. Амена5). Параллельные методики измеряли косвенные параметры, характеризующие самочув-
ствие учащихся в предлагаемой исследователем ситуации, так как именно самочувствие является основной характеристикой адекватно протекающей деятельности.
При сопоставлении результатов, полученных при использовании данных методик, отмечается динамика показателей, связанных с коммуникативной успешностью учащихся, что подтверждает валидность представленной методики.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Выготский Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л. С. Выготский // Собр. соч. : в 6 т. Т. 4. Детская психология. М., 1984.
2 См.: ТрофимоваГ. С, Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых : дис. ..ч Д-ра пед. наук / Г. С. Трофимова, СПб., 2000.
3 См.: Беляускайте Р. Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка / Р. Ф. Беляускайте// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога : сб. науч. тр. М., 1987. С, 67—80.
4 См.: Альманах психологических тестов. М., 1996.
3 См.: Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. М., 1996.
Поступила 30.09.05.