ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА |К 100-ЛЕТИЮ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕТСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА]
А. А. Парамонова
Аннотация: статья посвящена обсуждению основных проблем современного детского психоанализа как научно-практического направления оказания психологической помощи ребенку и его семье. В качестве эмпирического материала выступают результаты историко-психологического исследования процесса развития психоаналитического знания о ребенке в психологии конца XIX— начала XXI вв. Автор раскрывает этапы эволюции психоаналитических знаний о ребенке. Полученные результаты охватывают широкий спектр проблем, актуальных для современных психоаналитиков, работающих с детьми.
Ключевые слова: история психологии; детский психоанализ; этапы развития психоаналитических знаний о ребенке; психоаналитические методы работы с детьми; принципы детского психоанализа; специфические терапевтические факторы детского психоанализа.
Summary: the article is devoted to discussion of contemporary issues of child psychoanalysis as a scientific and practical school providing child and family psychotherapy. The results obtained in the psychological study of developing child psychoanalysis in the late XIX—early XXI centuries form the empirical ground of the article. The article examines the gradual evolution of the psychoanalytical knowledge of the child. The results obtained have some practical and theoretical implications, significant for contemporary child psychoanalysts.
Keywords: history of psychology, child psychoanalysis, psychoanalytic knowledge of child development; psychoanalytic work with children; principles of child analysis, specific therapeutic factors of child psychoanalysis.
Психоанализ как научно-исследовательское и научно-практическое направление мировой психологии начал развиваться на рубеже XIX-XX вв. В 1896 г. З. Фрейд впервые использовал в научном языке термин «психоанализ» [9-11]. Первая работа по психоанализу «Толкование сновидений» была опубликована в 1900 г. В течение последующих десятилетий З. Фрейд и его последователи разработали теорию и методологию классического психоанализа, и, начиная с первой трети XX столетия, психоанализ прочно вошел в повседневность.
Диапазон трактовок психоанализа в научной литературе и у самого З. Фрейда довольно обширен. На протяжении всего развития психоанализа его определения расширялись и углублялись. На сегодняшний день под психоанализом понимается: совокупность глубинно-психологических концепций, постепенно развивающихся и складывающихся в новую научную дисциплину; метод исследования психических процессов; метод практической психологической помощи взрослым пациентам в лечении неврозов [9, с. 395]. Основополагающим понятием психоанализа явля-
ется представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах.
Для учения З. Фрейда большое значение имеет раннее детство ребенка, так как краеугольным камнем психоаналитической теории является бессознательное и его специфическая динамика; основной чертой бессознательного является его связь с инфантильным: «бессознательное и есть инфантильное» [22, с. 219]. Открыв бессознательное, З. Фрейд произвел революцию в бытовавшем до этого времени представлении о психической жизни, которое существовало в философии и классической психологии конца XIX — начала ХХ в. Это открытие являлось не гипотезой, а результатом систематических клинических наблюдений, и именно открытие динамического бессознательного З. Фрейдом привело к полному перевороту в прежних категориях мышления во всем мире [23, с. 158].
Только с признанием бессознательного в качестве динамического феномена в центр дискуссии попадают вопросы о развитии ребенка. Психоанализ не может сказать о взрослом ничего такого, что в конечном счете не затрагивало бы ребенка. З. Фрейд во всех своих работах главную роль в психических конфликтах отводит природе и судьбе сексуального влечения [13; 17].
Несколько десятилетий спустя, когда основные понятия психоанализа были прочно интегрированы в культуру научного сообщества, и любой образованный человек был знаком с концепциями З. Фрейда и его последователей, начинает зарождаться научно-практическое направление пси-
хологической помощи детям — детский психоанализ [1-4].
Детский психоанализ зародился в рамках взрослого психоанализа, и, начиная с 1909 г. (с момента выхода в свет ставшей классической психоаналитической работы З. Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика», широко известной среди специалистов как «случай маленького Ганса»), развивался на протяжении последующего столетия, постепенно превращаясь в научно-практическое направление современной психологии. С тех пор прошло немногим более столетия, «история маленького Ганса» была опубликована на русском языке в 1912 г. и получила среди специалистов широкий резонанс [20]. З. Фрейд мало писал о детях, но практически во всех описаниях своих клинических случаев он уделял большое внимание инфантильным проявлениям в психике взрослых пациентов, выводя корни невротических конфликтов взрослых из их детских переживаний.
Изначально детский психоанализ понимался специалистами как «психоанализ детских неврозов» [11, с. 151]. Исследователи современного детского психоанализа обозначают его как метод лечения психических расстройств у детей путем выяснения взаимодействия сознательных и бессознательных элементов психики и переведения подавленных чувств и конфликтов в сознание [5-7].
На современном этапе развития детский психоанализ представляет собой динамически развивающуюся систему психоаналитических знаний о ребенке, включающую в себя: 1) концепции социально-эмоционального развития ребенка; 2) глубинно-психологическое
исследование внутреннего мира ребенка; 3) технику и практику психоаналитической терапии детей [29; 30].
Появление и становление научно-практического направления в развитии психотерапии, которым является детский психоанализ в настоящее время, красной нитью связано с выделением понятия «ребенок-пациент» в психологической научной среде. Понятие «ребенок-пациент» выделилось в научном мире в связи с проявлением научного интереса первых детских психоаналитиков (Г. Хуг-Хельмут, С.Н. Шпильрейна, А. Фрейда, М. Кляйн и др.) к миру детских фантазий, страхов, тревог и эмоциональных трудностей [1416; 31]. «Ребенок-пациент» — ребенок со своими эмоциональными нуждами, отличными от эмоциональных нужд родителей и взрослых, ухаживающих за ним и воспитывающих его, со своими особенностями развития психического аппарата, закономерностями роста и развития, с личной историей [12; 17]. Главной целью психоаналитической работы с детьми по-прежнему, как и сто лет назад, остается стремление специалистов «помочь ребенку вернуться на нормальный путь развития» [1; 7; 8; 15; 19; 26; 31].
Эволюция детского психоанализа была сложной и противоречивой. До сих пор на повестке дня остается широкий круг проблем, по которым ведется полемика среди психоаналитиков, работающих с детьми. К ним относятся: 1) возможность применения психоаналитической терапии к детям раннего и дошкольного возраста; 2) методы работы с родителями детей, проходящих психоаналитическую терапию; 3) природа сопротивления и переноса невро-
за детьми разного возраста в ходе психоанализа; 4) виды игрового материала, используемого в работе с детьми разного возраста; 5) модификации техник психоаналитической работы с детьми, страдающими тяжелой психопатологией (нарциссической, пограничной, психотической); 6) разработка техник подросткового психоанализа [1; 7; 8; 26-30; 37; 38; 40].
Принципы детского психоанализа традиционно имели несколько особенностей: частые сеансы; обязательная работа с родителями, дети которых находятся в аналитической терапии; использование игр, рисунков, лепки; применение интерпретации как основного инструмента аналитика; работа с переносом и контрпереносом [1; 4-7; 18; 19; 26; 29; 30].
Современными специалистами выделяются следующие особенности современной психоаналитической терапии ребенка:
1 . Поддержание аналитической позиции, которая устанавливает как можно меньше ограничений на проведение лечения.
2. Интерпретация является основной техникой, используемой при работе с сопротивлением в ходе лечения ребенка и подростка.
3. Детский психоаналитик стремится как можно меньше использовать воспитательные меры и попытки изменения окружающей среды ребенка, вмешиваясь только там, где это необходимо, для поддержки непрерывности аналитического лечения.
4. Цель лечения состоит в том, чтобы позволить ребенку осуществить свое развитие максимально полно, помогая делать сознательными те бессознатель-
ные элементы, которые препятствуют его эффективной деятельности.
5. Личность аналитика выступает особым объектом, с которым маленький пациент может взаимодействовать и делиться любыми мыслями и чувствами из прошлого, настоящего и будущего по мере их возникновения. Аналитик не ограничивает изменяющееся восприятие пациента, а, напротив, непрерывно анализирует его [7; 8; 26-28].
Анализ большого числа научных источников по детскому предмету исследования позволяет выделить несколько этапов развития детского психоанализа. В качестве первого этапа детского психоанализа можно обозначить этап накопления эмпирических знаний о развитии ребенка. Пытаясь найти подтверждение концепции З. Фрейда о психосексуальном развитии в раннем детстве, его ученики и последователи собрали различные факты из реальной жизни и истории развития собственных детей, детей своих знакомых и друзей, анализировали сновидения детей, их фантазии, наблюдали за поведением маленьких пациентов в обыденной жизни [17; 19; 21; 31]. Собранные данные широко обсуждались на заседаниях Венского психоаналитического общества, опубликовывались в периодических изданиях. В период с 1912 до 1921 год в международном психоаналитическом журнале «Imago» существовала постоянно действующая рубрика «О природе детской психики» под руководством первого детского психоаналитика Г. Хуг-Хельмут [15; 36]. В этой рубрике фигурировали различные статьи по детскому психоанализу, а также наблюдения психоаналитиков за детьми. Среди первых психоаналитиков, которые творили мозаичную карти-
ну мира детей, картину развития детских фантазий, можно встретить имена Г. Хуг-Хельмут, С.Н. Шпильрейна, К. Абрахама, К.Г. Юнга, Ш. Ференци, М. Кляйн и др. [15; 16; 31].
В качестве второго этапа развития детского психоанализа можно выделить принадлежащие исследователям попытки проведения психоанализа на собственных детях. Началом этого этапа может служить работа 1909 г. З. Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика», известная всем детским психотерапевтам как «случай маленького Ганса». В данной статье З. Фрейд описывает психотерапевтическую работу с маленьким мальчиком, который боялся лошадей. Терапия [скорее психоаналитическое наблюдение за ребенком) проводилась отцом самого ребенка, который приносил свои отчеты З. Фрейду. Полученный материал основатель психоанализа, говоря современным языком, супервизировал и предлагал отцу ребенка различные рекомендации по дальнейшему проведению начатой работы. Случай маленького Ганса представляет собой современный вариант дочерней психоаналитической психотерапии с ребенком. Техника, используемая З. Фрейдом, К. Абрахамом, К. Юнгом и М. Кляйн в детском психоанализе, находилась на стадии разработки, и поэтому каждый экспериментировал в особом направлении, развивая собственные представления о психоаналитической работе с детьми [8; 16; 24; 25; 31].
Третий этап развития детского психоанализа можно определить как этап длительной полемики на тему «Возможно ли в принципе проводить психоанализ детей». Специалисты обсуждали теоретические и практические вопросы: по-
казания и противопоказания к детскому анализу, сопротивления ребенка и родителей, организации сеттинга и техники работы с детьми, сложности взаимодействия с родителями,природы переноса в детской терапии и др. Детский психоанализ на этом этапе еще рассматривался специалистами как приложение к взрослому психоанализу. Этот период был эмоционально тяжелым для психоаналитиков, и впоследствии специалисты отказались от психоаналитической работы с собственными детьми в силу развития и совершенствования теории и практики психоанализа. Результатом анализа череды личных трагедий в семьях аналитиков явилась выработка четких правил, требований к психоаналитику, примерами которых может явиться прохождение личной психотерапии, а также психоаналитическое правило, накладывающее запрет на психоанализ собственных детей, детей родственников и близких знакомых.
Появление психоаналитических работ и исследований в области психотерапии детей и применения психоаналитической техники отмечают как четвертый этап в развитии детского психоанализа. В научном поле появляются экспериментальные площадки для накопления и проверки полученного психоаналитического материала, первые психоаналитические институты, ведущие систематическое психоаналитическое наблюдение за детьми и подростками, и осуществляющие психоаналитическую помощь детям. Расширяется практика обучения специалистов теории и практики психоаналитической работы с детьми и взрослыми. Одним из первых в мире институтом и экспериментальной площадкой исследования такого рода
стал Государственный психоаналитический институт (Москва, 1921-1925 гг.) и детский дом-лаборатория «Международная солидарность» под руководством профессора И.Д. Ермакова, где российские психоаналитики вели круглосуточное наблюдение за детьми дошкольного возраста. Научные результаты психоаналитического наблюдения за детьми были опубликованы на немецком языке в 1924 г. Вслед за исследованиями в России открываются экспериментальные площадки для детского психоанализа в Европе [13; 14; 16; 17; 19; 29; 31].
Пятый этап — этап активных исследований причин детской психопатологии. После Второй мировой войны, когда наряду с медицинской помощью встал вопрос о психотерапевтической помощи населению, особенно детям, потерявшим родителей и пережившим травматические события войны, в созданных центрах и детских домах разрабатываются новые теоретические вопросы детского психоанализа, а также происходит выработка новой усовершенствованной техники работы с детьми. Исследования проблемы привязанности и появление теории привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт), изучение детских психозов и появление теории сепарации-индивидуации (М. Малер), теории объектных отношений (Д. Винни-котт, Р. Шпиц, Д. Стерн и др.) — основные вехи, перевернувшие понимание природы развития ядра неврозов, сместившего понимание зарождения детской психопатологии от эдипального к пре-генитальному полюсу [24-41].
В 60-90-е годы прошлого столетия внимание западных специалистов было направлено на самый ранний возраст
детей — первый год жизни. В психоаналитических исследованиях отмечается смещение фокуса с изучения инстинктивной жизни на изучение процесса развития отношений между значимыми людьми, возникновение привязанности. Исследования М. Кляйн, А. Фрейд, М. Малера, Д.В. Винникотта, Д. Боулби, Р. Шпица и др. составили основу формирования современных взглядов детских психоаналитиков. Наряду с развитием теории детского психоанализа также ведется активное совершенствование техники работы с детьми.
Шестой этап — развитие теории и методологии детского психоанализа, а именно — изучение игры ребенка и использование игры в психоаналитических целях как особой техники, применяемой в психоаналитическом пространстве помощи ребенку. Впервые в 1919 г. в Вене Г. Хуг-Хельмут описала применение игры в детском психоанализе [15]. М. Кляйн использовала игровую деятельность детей в психоанализе с детьми 2,5-3 лет [25; 29; 31; 33]. А. Фрейд применяла игру в работе с детьми латентного возраста [24; 26; 29; 31; 32; 35; 37-39]. Исследования игровой активности ребенка с целью психотерапевтической помощи велись на протяжении последующих 50 лет, что послужило основой развития отдельных направлений современной игровой психотерапии.
В качестве специфических психотерапевтических факторов современного детского психоанализа выступают:
1. Признание бессознательного психической реальностью ребенка и работа с сопротивлениями, фантазиями, защитными механизмами и внутренними конфликтами ребенка.
2. Работа с продуктами творческой деятельности ребенка (игра, рисунки, фантазии) как отражающими осознанную и бессознательную стороны его психической реальности.
3. Анализ взаимоотношений в терапевтическом процессе (перенос и контрперенос).
4. Вербализации, или постепенный перевод из бессознательного в сознательное пространство языкового и символического дискурса.
5. Работа с родителями, которой в настоящее время специалистами уделяется особое внимание [26; 30].
Современные исследования в детском психоанализе сфокусированы на изучении: 1 ) взаимоотношений матери и младенца; 2) истоков формирования психопатологии ребенка раннего возраста; 3) психического резонанса бессознательного в детской и материнской психопатологии; 4) детских психозов и аутизма; 5) истоков младенческой психосоматики; 6) пониманию роли отца в развитии нормального и патологического в психике ребенка; 7) трансгенерационной линии передачи семейной психопатологии между разными поколениями и другие вопросы [26; 29; 30].
В современном детском психоанализе выявлены различия в методах психоаналитической работы с детьми на различных стадиях развития (Freud, Pine, Bergman, Sharfman, Glan, Lesser, Fraiberg). В настоящее время разработаны особые методы и техники работы с трудными подростками (Bios, Geleerd, Harlyd детьми с дефицитарным развитием (Burlingham, Lesser, Schwartz), с психотическими нарушениями и детьми-аутистами (Mahler, Ekstein, Caruth, Coo-
per, Friedman, Liebowitz), с детьми, имеющими реальные дефекты развития (Pos-nanski, Schwartz, Opperman, Eckhardt), с детьми, пережившими травму и насилие (Peters, Chetik, Kalter, Rosenthal, Robles, Kubler-Ross), с приемными детьми (Wieder, Berger, Hodges, Bandler), с малолетними преступниками и их жертвами (Freud, Rinsley, Lesser, Liberman) [24-41].
На данном этапе развития детского психоанализа существует несколько научных школ, исследования которых проливают свет на картину мира ребенка и развитие его психопатологии и продолжают разработку эффективных методов помощи маленькому пациенту. Понимание причины неврозов в современном обществе сместилось с эдипова периода к фазе сепарации-индивидуации. Можно обозначить в детском психоанализе и набирающие силу процессы интеграции психоаналитических идей с другими научными направлениями (например, с нейропсихологией).
Итак, признание за ребенком и подростком права получения глубинно-психологической помощи — одна из заслуг детского психоанализа. Психоаналитическая практика, расширяющаяся во всем мире с каждым годом, является критерием надежности теорий, накопленных в детском психоанализе за все годы своего развития.
Для отечественных психологов, занимающихся вопросами детского и подросткового психоанализа, важными задачами остаются вопросы восстановления исторических корней отечественного детского психоанализа, развивавшегося в России в 1920-30-е годы. Как известно, 30-х годах психоа-
налитические исследования были приостановлены по идеологическим соображениям, что, в свою очередь, привело к значительному отставанию отечественного глубинно-психологического знания от зарубежных образцов. Другой задачей отечественных исследований по психоанализу может выступать интеграция западноевропейских психоаналитических теорий развития и концепций отечественной психологической школы.
Литература
1. Асанова И.К. Методы психоаналитической работы с детьми от Фрейда до настоящего времени // Материалы Междунар. психоаналит. конф. «Зигмунд Фрейд — основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике». — М.: Рус. психоаналит. общ-во, 2006. — Т. 2. — С. 209-212.
2. Бердникова ЮЛ. Ребенок — зеркало депрессивной матери // Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики. Т. 2 / под науч. ред. С.Ф. Сироткина. — Ижевск: ERGO, 2009. — С. 95- 99.
3. Бердникова ЮЛ. Три уровня психотерапевтических отношений в работе с детьми и взрослыми // Ежегодник истории и теории психоанализа. Т. 2 / под науч. ред. С.Ф. Сироткина. — Ижевск: ERGO, 2008. — С. 44-49.
4. Брафман А. Детский психоанализ: когда? // Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики. Т. 2 / под науч. ред. С.Ф. Сироткина. — Ижевск: ERGO, 2009. — С. 9-18.
5. Васильева Н.Л. Горилла и динозавр или что чувствуют дети (Записки детского психоаналитика). — СПб.: Речь, 2006. — 162 с.
6. Васильева НЛ. Работа с родителями в детском психоанализе // Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики. Т. 2 / под науч. ред. С.Ф. Сироткина. — Ижевск: ERGO, 2009. — С. 35-40.
7. Васильева Н.Л. Детский психоанализ // Детская психиатрия: учебник / под ред. Э.Г. Эйдемил-лера. — СПб.: Питер, 2005. — С. 807-811.
8. Васильева Н.Л. Детский психоанализ. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 256 с.
9. ЛапланшЖ, ПонталисЖ.-Б. Словарь по психоанализу: пер. с фр. Н.С. Автономовой. — М.: Высш. шк., 1996. — 623 с.
10. Лейбин В.М. Психоанализ: учеб. пособие. — 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 592 с.
11. Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. — М.: АСТ, 2010. — 956 с.
12. Парамонова А.А. Детский психоанализ как метод психологической помощи. // Материалы IV Всерос. съезда Рос. психолог. общ-ва «Психология будущему России», 18-24 сент. 2007 г.: в 3 т. — М.; Ростов н/Д: Кредо, 2007. — Т. 3. — С. 83-84.
13. Парамонова А.А. Развитие психоаналитического знания о ребенке в дореволюционной и послереволюционной России(историко-психологическое исследование). // Психоаналит. вестн. — 2009. — Вып. 20. — № 1. — С. 158-180.
14. Парамонова А.А. Вера Федоровна Шмидт (1889-1937) // Психоаналит. вестн. — 2009. — Вып. 20. — № 2. — С. 180-196.
1 5. Парамонова А.А. Гермина Хуг-Хельмут: психоаналитический подход к пониманию ребенка // Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики. — 2009. — Т. 2. — С. 102-110.
16. Парамонова А.А. Идеи русских психоаналитиков 1920-х годов о развитии ребенка в контексте взглядов современного детского психоанализа // Ежегодник детского психоанализа и психоаналитической педагогики. Т. 2 / под науч. ред. С.Ф. Сирот-кина. — Ижевск: ERGO, 2009.
17. ПарамоноваА.А. К вопросу об истории развития детского психоанализа // Материалы Между-нар. психоаналит. конф. «Зигмунд Фрейд — основатель новой научной парадигмы: психоанализ в теории и практике». — М.: Рус. психоаналит. общ-во, 2006. — Т. 2. — С. 214-219.
18. Парамонова А.А. Специфика современной психоаналитической психотерапии. — М.: Вестн. Ека-теринин. ин-та. — 2011. — № 4. — С. 41-56.
19. ПарамоноваА.А. Открытие детства в России: Развитие научного знания о ребенке в истории отечественной психологии конца XIX — начала XX вв.: монография. — Ижевск: ERGO, 2010. — 172 с.
20. Парамонова А.А. Детский психоанализ: обзор теорий объектных отношений // Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / под общ. ред. С.С. Чернова. — Кн. 11. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. — С. 3472.
21. Парамонова А.А. Детский психоанализ в России: вчера, сегодня, завтра. Библиография научных источников по детскому психоанализу, изданных в 1900-2012 годах. — М.: МГУТУ, 2012. — 106 с.
22. Элленбергер Г.Ф. Открытие бессознательного. Часть. II. Психотерапевтические системы конца XIX — первой половины XX века. — СПб.: Янус, 2004.
23. Шторк Й. Психическое развитие маленького ребенка с психоаналитической точки зрения // Энциклопедия глубинной психологии. Т. II. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества.
Психоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. — М.: Когито-Центр, МГМ, 2001. — С. 134-199.
24. Edgcumbe R. Anna Freud—child analyst // Child analysis today / Edited by Luis Rodriguez de la Sierra. — London; N.Y.: Karnak, 2004. — P. 45-59.
25. Anderson R. Developments in technique in Kleinian child psychoanalysis // Child analysis today / Edited by Luis Rodriguez de la Sierra. — London; N.Y.: Karnak, 2004. — P. 15-29.
26. Child analysis and therapy / Edited by Jules Glenn. — London, 1978. — 812 p.
27. GoldblattM.Psychoanalysis ofthe schoolchild // B.B. Wolman (Ed.) Handbook of child psychoanalysis: Research, theory and practice. — Van Nostrand Remhold Company: New York, 1972. — P. 253-296.
28. Provence S. Psychoanalysis and the Treatment of Psychological Disorders of Infancy // B.B. Wolman (Ed.) Handbook of child psychoanalysis: Research, theory and practice. — Van Nostrand Remhold Company: New York, 1972. — P. 191-221.
29. Child analysis today / Edited by Luis Rodriguez de la Sierra. — London; N.Y.: Karnak, 2004. — 116 p.
30. Handbook of child psychoanalysis: Research, theory and practice / Wolman B.B. (Ed.) — New York: Van Nostrand Remhold Company, 1996. — 644 p.
31. Geissmann С, Geissmann P. A history of child psychoanalysis. — Routlenge: London & New York. — 1998. — 386 p.
32. Anna Freud the daughter: psychoanalytical education and observation // Geissmann С., Geissmann P. A history of child psychoanalysis. — Routlenge: London & New York. — 1998. — P. 77-109.
33. Melanie Klein: early object relationships // Geissmann С., Geissmann P. A history of child psychoanalysis. — Routlenge: London & New York. — 1998. — P. 109-133.
34. Neubauer P.B. Psychoanalysis of the Preschool Child // Wolman B.B. (Ed.) Handbook of child psychoanalysis: Research, theory and practice. — Van Nostrand Remhold Company: New York, 1972. — P. 221-253.
35. Freud A. The concept of developmental lines // Psychoanalytic Study of the Child. — 1963.—Vol. 18. — P. 245-265.
36. Freud S. Letter to Dr. Hermine von Hug-Hellmuth [1915] // S. E. — P. 67-143.
37. Freud A. Adolescence // Psychoanalytic Study of the Child. — New York: International Universities Press, 1958. — Vol. 13. — P. 255278.
38. Friend M. Psychoanalysis of adolescents // B.B. Wolman (Ed.) Handbook of child psychoanalysis: Research, theory and practice. — New York: Van Nostrand Reinhoid Company, 1972. — P. 297-363.
39. Freud A. Introduction to psychoanalysis. Lectures for child analysts and teachers (19221935). — London: The Hogarth Press, 1974.
40. Freud A. Assessment of childhood disturbances // The Psychoanalytic Study of the Child. — New York: International Universities Press, 1962. — Vol. 17. — P. 149-158.
41. Freud A. Beating fantasies and daydreams // A. Freud. Introduction to psychoanalysis. Lectures for child analysts and teachers (1922). — London: The Hovarth Press, 1974. — P. 137-157.
КОРРЕКЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ КАК КОРРЕКЦИЯ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ*
Н. В. Яковлева
Аннотация: в статье представлен опыт исследования и коррекции асоциального поведения подростков. Приведены психодиагностические данные о личностных свойствах, особенностях социальной адаптации подростков, демонстрирующих асоциальное поведение. Показаны преимущества авторского тренинга ресоциализации, включающего в себя коррекцию индивидуальных моделей здоровья.
Ключевые слова: асоциальное поведение, ресоциализация, тренинг активного здоровьесбережения, мишени коррекции индивидуальных моделей здоровья.
Summary: in article experience of research and correction of asotsialny behavior of teenagers is presented. Psychodiagnostic data on personal properties, features of social adaptation of the teenagers showing asotsialny behavior are provided. Are shown the advantage of author's training of a resotsializatsiya including correction of individual models of health.
Keywords: asotsialny behavior, resotsializatsiya, training of an active zdor-ovyesberezheniye, target of correction of individual models of health.
В настоящее время большинство отечественных исследователей отмечают рост асоциальных проявлений, а также многообразие форм асоциального поведения современных подростков (Э.Г. Костяшкин, Д.И. Фельдштейн, Т.В. Писарёва, Н.И. Болдырев, А.И. Кочетов, Н.Ю. Максимова и др.) [1, 4, 8, 11]. Асоциальное поведение, как пишет И.А. Епифанова, — это субъективно-индивидуальное или групповое, отклоняющееся от нравственных ценностей, общественных норм и правил поведение, вследствие которого происходит закрепление опыта дезадаптации, десоциали-зации, деморализации личности [4].
В качестве причин асоциального поведения в отечественной литературе исследователи чаще всего рассматривают средовые факторы: от биологических до социальных. Возникает закономерный
* Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и Правительства Рязанской области — проект № 12-16-62001а(р).