Научная статья на тему 'Основные проблемы башкирской этноорганологии'

Основные проблемы башкирской этноорганологии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
222
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БАШКОРТОСТАН / КУЛЬТУРА / ЭТНООРГАНОЛОГИЯ / ФЛЕЙТОВЫЕ АЭРОФОНЫ / ПЛЕКТОРНЫЕ И ФРИКЦИОННЫЕ ХОРДОФОНЫ / BASHKORTOSTAN / CULTURE / ETHNO-ORGANOLOGY / FLUTE AEROPHONES / PLECTORAL AND FRICTIONAL CHORDOPHONES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рахимов Равиль Галимович

Эта статья посвящена проблемам новой науки — башкирской этноорганологии. Основное направление этноорганологии — изучение национальные музыкальных инструментов, их конструкции и репертуара. Здесь рассматривается курай — национальный аэрофон в контексте музыкального звукоряда. Исследованы два типа фрикционные хордофонов — лютневой и цитровой разновидности. Проанализированы национальные хордофоны: думбыра музыкального мастера Вакиля Шугаюпо-ва и кылкубыз музыкального мастера Геннадия Старостина; затрагиваются проблемы реставрации и реконструкции других башкирских традиционные музыкальные инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Problems of Bashkir Ethno-Organology

The article is devoted to the problems of new science, i.e. Bashkir ethno-organology, the main task of which is to study national musical instruments and their construction and repertoire. There are considered the national aerophone kurai in the context of a scale, and two types of frictional chordophones, namely a chordophone of the lute family and that of the zithern family. The author analyzes national chordophones such as а dumbyra done by the musical master Vakil Shugayupov and а kylkubyz done by Gennady Starostin. He also touches upon the problem of restoring and reconstructing other Bashkir traditional musical instruments.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы башкирской этноорганологии»

Р.Г. Рахимов

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАШКИРСКОЙ ЭТНООРГАНОЛОГИИ

Данная статья посвящена сравнительно новому направлению башкирской профессиональной музыки — этноорганологии1.

Инструментальная культура является одной из материальных форм выражения национального самосознания и индивидуальности этноса. В инструментах заложен своего рода звуковой «автопортрет» нации в лице конкретного музыкального орудия с его уникальным внешним видом, звукоизвлечением, тембром, репертуаром и духовной неповторимостью.

И если общероссийское музыкальное искусство письменной традиции сейчас переживает кризис, который грозится быть затяжным, то в это же время инструментальное музицирование устной традиции быстро приняло новации и перевело инструментальную культуру на новый уровень практически при жизни одного поколения. Примеров этому множество, например, внедрение в «семью» башкирских народных инструментов синтезатора, вытесняющего национальное музицирование на баяне, в основном, из-за близости исполнительской логики [I].

Параллельно с практическими успехами башкирской музыкальной культуры свобода печатного слова и бесконтрольность СМИ стали источниками научной недобросовестности. Искажались объективные факты, желаемое выдавалось за действительное, и все это получало отражение в солидных изданиях. Из-за отсутствия специалистов по этноорганологии, к разработкам привлекались случайные авторы, которые при всей их старательности не имели опыта научной работы.

Так, практически до 80-х гг. прошлого века во всех справочниках башкирский инструментарий ограничивался только досуговыми инструментами: курай, кубыз, скрипка, мандолина и гармоника (с оговорками). Эти сведения были почерпнуты из исследований С. Рыбакова,

С. Руденко, Л. Лебединского и кочевали из одной работы в другую. К этому списку можно отнести имя кандидата искусствоведения Ф.Х. Камаева — первого заведующего кафедрой башкирской музыки и фольклора Уфимского государственного института искусств, организатора многих начинаний, включающих работу над восстановлением утраченной думбыры, кыл-ку-быза, камыш-курая, хорная, гэзле и других инструментов башкирского народа, список которых в настоящее время достигает пяти десятков.

Хотелось бы отметить некоторые наиболее крупные неточности в статьях о башкирском инструментарии в многотомной «Башкирской энциклопедии».

Например, материал о башкирском «кыл-ку-бызе» дается достаточно путано, в пояснениях о реставрационной работе не упоминаются лировидные и цитровидные разновидности башкирского типа, неверно дано определение класса инструмента.

Аналогичные неточности можно отнести и к материалу о думбыре. При описании основного башкирского инструмента (статья «Курай») были допущены досадные неточности в описании звукоряда инструмента [2, с. 609].

Такой псевдонаучный стиль подачи информации по башкирской этноорганологии, на наш взгляд, еще долгие годы будет вводить в заблуждение молодых исследователей и приводить в недоумение специалистов.

Реставрация музыкального инструмента — процесс долгих десятилетий и работ многих мастеров. К примеру, первый вариант башкирской думбыры был создан в 1982 г. (мастер В. Шуга-юпов), а приемлемый инструмент вошел в малую серию только в 2002 г. (А. Владимиров).

Что касается описанного в энциклопедии кыл-кубыза, то этот инструмент до сих пор счи-

1 Этноорганология — наука о народном музыкальном инструменте.

Рахимов Равиль Галимович, доктор искусствоведения, профессор Уфимской государственной академии искусств им. 3. Исмагилова

тается неудачным и публикация начальных и промежуточных результатов как окончательных явно преждевременна. Его планировалось использовать в Национальном оркестре народных инструментов Республики Башкортостан (худ. рук. — Р. Гайзуллин) и далее — в сфере музыкальной педагогики. В Союзе композиторов РБ были заказаны и написаны несколько сочинений, но до сих пор партии струнных фрикционных в этом составе исполняют классические скрипки и виолончели.

Нужно отметить, что и думбыра, и кыл-ку-быз до сих пор используются в основном в учебной сфере, они почти не встречаются в бытовом музицировании, т.к. потребности башкирского этноса полностью удовлетворяются мандолиной и скрипкой.

Что же было упущено реставраторами традиционного башкирского кыл-кубыза?

Восстановление фрикционного кыл-кубыза началось в исследовательской группе Ф.Х. Ка-маева в 80-х гг. ХХ в. и продолжалось последовательно в хорошо зарекомендовавших себя практических реконструкциях. Однако политические события конца ХХ в. внесли свои коррективы, работа с кыл-кубызом потеряла координацию и пошла эмпирическим путем проб и ошибок без учета мнений ученых-музыковедов.

Этимология самого слова «кобуз» до сих пор неясна, кобузом (кубызом) назывались инструменты, различные не только по типу звукоиз-влечения, но и по классификации. По мнению многих этноорганологов, инструмент с таким названием первоначально существовал в двух видах — как смычковый и как щипковый. Через какое-то время щипковый тип получил название «танбур», а за смычковым инструментом закрепилось слово «кобуз» (кубыз).

Во многих тюркских легендах и сказаниях в описании игры на музыкальных инструментах часто присутствует и имя исполнителя, например, имя легендарного Деда Коркута — «Коркут-ата». До нас дошли отрывочные устные сведения, в которых этой легендарной личности приписывали сверхъестественные способности в музицировании и часто считали, что они связаны с нечистой силой.

Конечно, изобретению кыл-кубыза тюрки вряд ли обязаны потусторонним явлениям. Но

2 Кюй — мелодия.

во многих фантастических сказаниях, кроме мистического архетипа, есть косвенное указание на вполне реальные подробности изготовления инструмента и даже способы звукоизвлечения.

К примеру, информация «...сделать желобок...» из ствола сухого дерева и «.обшить шкурой крикливого верблюда.» указывает на то, что кыл-кубыз подобной конструкции мог относиться к простым цитровидным хордофонам. В этом случае инструмент изготавливался методом долбления и полученная трубчатая резонаторная полость покрывалась высушенной кожей животного происхождения.

С именем Коркута связан и один из наигрышей в исполнении на кыл-кубызе, которому также приписывалась сверхъестественность. Согласно легендам, мелодия, приведенная в следующем нотном примере, была сочинена Коркут-ата и имела название «Коркыт-кюй2» [3, с. 84]:

Коркыт-кюй (фрагмент).

Казахский кобуз строя A-D:

JU^jlJUJ- АЛ l^-JJ- J.j-J.j- J

Считалось, что исполнять эту мелодию мог только избранный кобузист, отмеченный каким-то знаком свыше. Мелодия «Коркыт-кюй» выговаривалась на кыл-кубызе в медленном темпе с частым повторением одного и того же мотивного повторения и могла продолжаться довольно долго. Исследователь казахской инструментальной музыки А. Жубанов подтверждает эти сведения: «... знахари-баксы, считая кобыз «священным инструментом», также «использовали отрывки из любимого народом кюя». В своем исполнении они придавали кюю мистический, «потусторонний» характер, играя исключительно в нижнем регистре, где под смычком рождался низкий, жужжащий, «таинственный» звук, под стать их заговорам и заклинаниям ...» [4, с. 230—231].

Об этом же пишет семипалатинский этнограф И. Чеканинский: «По преданиям казахов известно, что покровителем баксы и вместе с тем первым баксой был некий Коркыта, или Кор-кут, давший мотив для песен-заклинаний баксы,

48

Р.Г. 'Рахимов

почему, например, услышав этот мотив или ему подобный, бакса приходит в крайне нервное состояние и поет свои заклинания» [5].

Относительно башкирского варианта тюркского кобыза более или менее достоверное описание есть у Р. Игнатьева, среди прочих орудий который отмечает «...гудок в виде скрипки, на котором тоже играют смычком» [6, с. 83]. Здесь описан какой-то фиддлообразный инструмент (на что указывает название «гудок»), но на этом информация обрывается.

Немногочисленные фольклорные информаторы сегодня упоминают о других смычковых музыкальных инструментах, отличающихся друг от друга не только названиями, но и внешним видом. Из всего часто взаимоисключающего разнообразия отметим два инструмента под названием «кыл-кубыз» (в некоторых регионах — «кыл-ку-мыз»), которые могли быть в основе башкирского национального фрикционного звукоизвлечения.

Так, со слов мастера-реставратора Г. Кубагу-шева (1924 г.р.) известно, что струнно-смычковая разновидность инструмента бытовала в Абзелилов-ском районе Башкортостана в период до Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. По словам информатора, «кыл-кубыз» имел 2 струны и, по сведениям его последнего владельца, служил для культовых целей. Струны натягивались на корпус, напоминающий «.. .разрезанную вдоль грушу..», что позволяет предположить его цитровидность.

Еще один интересный фрикционный хордо-фон мы встретили в 1986 г. во время одной из фольклорных экспедиций по Мечетлинскому району Башкортостана.

Информатор X. Кильмухаметов (1906 г.р.) сделал рисунок, а потом из простой дощечки сделал подобие скрипки, очень похожей на его рисунок. Называл его «детской скрипкой» («бала-кумыз»), потому что такой инструмент он делал сначала для своих детей, а затем для внуков. Шестью колками из дерева можно было довольно точно настраивать три металлические струны (в нашем случае инструмент был настроен в квинту) и ногтевыми «флажолетами» исполнять простейшие мелодии.

Тембр инструмента и его акустические данные были далеки от совершенства, но в качестве этнографического экспоната изделие X. Киль-мухаметова было уникальным.

Вряд ли можно сделать какие-то далекие выводы о древности этих инструментов на основе

всего двух фактов, но это лишний раз доказывает, что фрикционное музицирование на цитро-видных и лютневидных хордофонах на территории республики имеет значительные традиции.

Все эти и другие косвенные и прямые сведения о национальном типе фрикционного хордо-фона были упущены современными реставраторами, которые изобрели резонаторы немыслимой формы, натянули на них струны и объявили свою конструкцию этнографическим экспонатом.

Для проверки имеющихся сведений нами был изготовлен простейший фиддлообразный инструмент по старинной технологии тюркских традиций — из цельного куска случайного дерева методом долбления простейшими инструментами.

Как и следовало ожидать, результат оказался малообнадеживающим: инструмент имел характерный «носовой» тембр и приглушенный звук. Для сольного и тем более сольно-виртуозного исполнительства он был явно непригоден, в лучшем случае на нем можно было играть бурдони-рующий аккомпанемент к этнографическим музыкальным иллюстрациям.

Другой инструмент, выполненный по той же схеме, но уже с использованием резонирующей кожи и применением специального подготовленного дерева был изготовлен мастером Г. Старостиным. На его инструменте стало возможным исполнение небольших мелодических композиций с постоянным бурдоном.

Эти инструменты в настоящее время используются в этнографических концертах, но на больших площадках их звучание дублируется стандартной скрипкой.

Эксперименты с поиском репертуара и зву-коизвлечения на кыл-кубызе имеют продолжение, интерес к инструменту не ослабевает. Пример реконструкции башкирского кыл-кубыза как нельзя лучше подтверждает мнение многих исследователей, что современные скрипка, альт и виолончель пока являются вершиной эволюции смычковых инструментов.

Башкирский народ оказался верен своей гибкой политике, сменив в начале XX в. устаревший кыл-кубыз на современный инструмент с аналогичным фрикционным звукоизвлечением, но уже в виде массовой скрипки фабричного изготовления. Определенное изменение репертуара в какой-то мере компенсировал яркий тембр скрипки, на которой многие традиционные наигрыши, в т.ч. и уникальных озон-кюй, получили новое звучание.

Работа по реставрации утраченных инструментов в Республике Башкортостан связана с появлением интереса к своей истории, культуре и музыке. Совместная работа башкирских этно-органологов и мастеров позволит им занять достойное место не только в ряду этнографических экспонатов, но и в музыкальном быту.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рахимов Р.Г. Башкирские инструментальные ансамбли устной традиции: этноорганология. — Уфа: БГПУ, 2008.

2. Башкирская энциклопедия. — Уфа: БЭ, 2007. — Т. 3.

3. Гизатов Б.Г. Казахская народная инструментальная музыка. — М., 1988.

4. Жубанов А. Струны столетий. — Алма-Ата, 1975.

5. Чеканинский И.А. Баксылык // Книга деда Кор-кута / Библиотека сайта XIII век. — М., 2005. — Режим доступа: http://vostlit.narod.ru/Texts/rus9/Korkut/ pril31.html

6. Игнатьев Р.Г. Бригадир Салават Юлаев — певец и импровизатор // Башкирия в русской литературе в 5 томах. — Уфа, 1976 . — Т. 2.

Ключевые слова: Башкортостан, культура, этноорганология, флейтовые аэрофоны, плекторные и фрикционные хордофоны.

Key words: Bashkortostan, culture, ethno-organology, flute aerophones, plectoral and frictional chordophones.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАШКИРСКОЙ ЭТНООРГАНОЛОГИИ

Эта статья посвящена проблемам новой науки — башкирской этноорганологии. Основное направление этноорганологии — изучение национальных музыкальных инструментов, их конструкции и репертуара. Здесь рассматривается курай — национальный аэрофон в контексте музыкального звукоряда. Исследованы два типа фрикционных хордофонов — лютневой и цитровой разновидности. Проанализированы национальные хордофоны: думбыра музыкального мастера Вакиля Шугаюпо-ва и кылкубыз музыкального мастера Геннадия Старостина; затрагиваются проблемы реставрации и реконструкции других башкирских традиционных музыкальных инструментов.

Ravil G. Rakhimov

MAIN PROBLEMS OF BASHKIR ETHNO-ORGANOLOGY

The article is devoted to the problems of new science, i.e. Bashkir ethno-organology, the main task of which is to study national musical instruments and their construction and repertoire. There are considered the national aerophone kurai in the context of a scale, and two types of frictional chordophones, namely a chordophone of the lute family and that of the zithern family. The author analyzes national chordophones such as a dumbyra done by the musical master Vakil Shugayupov and a kylkubyz done by Gennady Starostin. He also touches upon the problem of restoring and reconstructing other Bashkir traditional musical instruments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.