ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ В 1990-2000-Е ГОДЫ
О.А. Коновалова
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
Статья посвящена российско-германским отношениям на современном этапе в 1990—2000-е годы. В статье раскрываются предпосылки взаимодействия России и Германии на государственном, институциональном и личностном уровнях; в исторической ретроспективе рассматриваются основные факторы, ответственные за формирование геополитического положения обоих государств на современном этапе. Отдельное внимание уделяется раскрытию и расставлению по приоритетности основных направлений российско-германского сотрудничества; обозначаются возможные перспективы взаимодействия в рамках обозначенных направлений.
Ключевые слова: Германия, Россия, российско-германское сотрудничество, двусторонние соглашения, геополитическое положение, экономическое, политическое и культурно-гуманитарное сотрудничество, энергоресурсы, инновации, перспективы развития.
Совершенно не сложно ответить на вопрос о том, как развиваются российско-германские отношения на современном этапе. Большинство политиков, историков, политологов и экономистов сходятся во мнении, что весьма позитивно, отмечая, что именно политика и экономика являются теми столпами, на которых, собственно, и держатся эти отношения. Гораздо сложнее ответить на вопрос, что будет содействовать поддержанию российско-германских отношений в будущем — все также прагматический расчет, исторические традиции — или скажутся какие-либо иные факторы?
В свете данной дискуссии совершенно необходимо обозначить ряд важных моментов, которые прямо или косвенно оказывают влияние на обсуждаемую проблему. Во-первых, определить геополитическое положение обоих государств в современном мире, рассмотреть их отношения с ведущими странами мира, а также с союзниками по ЕС и СНГ. Во-вторых, проанализировать приоритеты России и Германии во внешней политике, сравнить, как эти приоритеты коррелируются с целями, заявленными в двусторонних соглашениях и практическими достижениями в рамках российско-германских отношений. В-третьих, определить перспективы развития на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы.
Современные международные отношения характеризуются усиливающейся взаимозависимостью государств во всех сферах жизни общества, в особенности в сфере политики и экономики. Однако даже в этих условиях существуют ведущие государства, лидерство которых нельзя оспорить. К таким государствам можно отнести Федеративную Республику Германию и, с некоторыми оговорками, Российскую Федерацию.
Современное геополитическое положение России и Германии во многом обязано российско-германским отношениям, имевшим место на предыдущих истори-
ческих этапах. Эти отношения переживали периоды союзнического взаимодействия, конфронтационного противостояния, а также политического и идеологического воздействия.
При этом следует учитывать значение этих отношений для других ведущих государств, прежде всего, Англии, Франции и США. Усиление Германии или России, и тем более их союз, никогда не входили в число их внешнеполитических приоритетов, так как это могло повлечь за собой пересмотр привычного баланса сил в Европе и мире, и они как могли этому противодействовали. Здесь следует отметить, что Россия и Германия всегда обладали достаточными внутренними силами и необходимыми ресурсами для консолидации и проведения независимой политики, несмотря на активные попытки их дезинтегрировать.
Примером этому в отношении Германии может служить ряд исторических примеров. Например, положения Вестфальского мира 1648 г., когда германские князья получили суверенные права; положения Версальского мирного договора 1919 г., по которому Германия потеряла завоеванные территории и была обязана выплачивать репарации державам-победительницам; соглашения, заключенные после Второй мировой войны, когда Германия была поделена на Восточную и Западную; дипломатические баталии вокруг вопроса об объединении Германии в конце 1980-х гг., где участие самой Германии на равноправной основе долгое время не считалось целесообразным.
Подобное отношение со стороны западных держав можно наблюдать и в отношении России: пришествие к власти Лжедмитриев I и II, польская интервенция в период Смутного времени, революция 1917 г. и интервенция со стороны западных держав: Англии, Франции и США, — затем идеологическое противостояние в рамках политических, военных и экономических блоков.
В конце ХХ века Россия и Германия предстали на политической карте мира в новом качестве. За прошедшие двадцать с лишним лет оба государства сумели не только занять прочное положение в международной политике, но и переосмыслить свои внешнеполитические приоритеты и отношения между собой в частности.
В начале 1990 гг. российско-германские отношения не отличались особым динамизмом, так как оба государства хотели закрыть страницу советской истории. Германия стала полноправным членом Европейского союза и вступила в НАТО, попутно наращивая свой экономический и политический потенциал. Россия переориентировалась на страны Запада, демонстрируя, что вступила на новый демократический путь развития. Подобная политика привела, в конечном счете, к тем проблемам, с которыми Россия и Германия сталкиваются в настоящее время.
Необходимость решения этих проблем потребовала от обоих государств вновь взглянуть друг на друга как на стратегических партнеров в международных делах и в сфере экономики. Так, в Концепции внешней политики России от 2008 года в разделе № IV «Региональные приоритеты» Германия стоит на первом месте в списке европейских стран, с которыми, как заявляется, «развитие взаимовыгодных двусторонних связей является важным ресурсом продвижения национальных интересов России в европейских и мировых делах, содействия переводу россий-
ской экономики на инновационный путь развития» [1]. Германия также называет Россию «стратегическим партнером», подчеркивая при этом, что это вовсе не означает, что можно «не замечать неразвитость гражданского общества и недостатки в государственном управлении» [8].
Россию и Германию в принципе преследуют одинаковые проблемы, обусловленные их географическим положением. Германия является одним из центральных членов ЕС и, соответственно, проблемы в рамках Евросоюза не могут не затрагивать ее интересы. Россия, как это принято говорить, является «мостом» между Европой и Азией, что создает свои трудности — политическое третирование со стороны Запада и угрозы национальной безопасности со стороны Азии.
Наряду с этим на пространстве ЕС и СНГ присутствует целый спектр проблем не только экономического характера, но и социального, этнорелигиозного и культурного, которые могут привести к усилению дезинтеграционных тенденций непосредственно в рамках национальных границ России и Германии.
В свете этого Россия и Германия в декларативной форме заявляют о важности решения международных проблем. Общение на уровне международных организаций создает благоприятную почву для стратегического партнерства по различным направлениям.
Помимо этого к настоящему моменту сформирована двусторонняя нормативно-правовая база, включающаяся общие соглашения, такие как Договор о добрососедстве, партнерстве и сотрудничестве от 9 ноября 1990 года, Соглашение о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 года, так и соглашения по более узким, но при этом не менее важным, видам сотрудничества, такие как Соглашение о сотрудничестве в научно-технической сфере от 16 июля 2009 года, Соглашение об изучении русского и немецкого языков от 24 июня 1994 г. и другие. Кроме того, созданы специализированные органы, помогающие в реализации целей, заявленных в данных соглашениях. Так, на ежегодной основе действуют, например, российско-германские межправительственные встречи.
Поэтому в отличие от отношений с большинством государств отношения между Россией и Германией охватывают весьма широкий спектр направлений в следующей приоритетности.
В качестве самого важного на настоящий момент направления в рамках российско-германских отношений можно обозначить экономическое взаимодействие, которое служит основанием для других направлений российско-германского сотрудничества.
В целях реализации этого направления сотрудничества были созданы специальные институты, позволяющие координировать торгово-экономические отношения между двумя странами. Основные из них: Рабочая группа высокого уровня по стратегическому сотрудничеству в области экономики и финансов (имеет статус постоянно действующего органа), Российско-Германская Внешнеторговая палата, которая «представляет интересы всех действующих в России немецких компаний и всех действующих российских фирм на территории Германии» [3]; также Российско-Германский Кооперационный совет, который координирует деятельность государств и бизнес-структур.
По степени развитости экономики России и Германии не равны и им присущи те недостатки, которые на настоящий момент можно во многом решить за счет двустороннего сотрудничества.
Если в Германии ощущается нехватка энергоресурсов, то Россия готова их предоставить, невзирая на проблемы с транзитными странами. В России же ощущается нехватка инвестиций, Германия с осторожностью, но все же вкладывается в российскую экономику и открывает, например, заводы по производству автомобилей. Так, согласно данным Министерства иностранных дел Германии в России действует более 6200 предприятий с германским участием [7], в том числе около 1400 совместных предприятий и около 800 компаний со стопроцентным германским капиталом.
Как ни удивительно, но российские инвестиции в экономику Германии также имеют место быть, однако в сравнении с немецкими они, конечно, ничтожно малы. Если брать статистику за 2010 год, опубликованную на официальном сайте «Петербургского диалога», то объем российских инвестиций в экономику Германии составил приблизительно 1 млрд долларов, тогда как Германия поддержала экономику России более чем 10 млрд [2].
Начиная с 2008 года, Россия и Германия стали отводить особую роль сотрудничеству в области модернизации. Было даже подписано рамочное соглашение, охватывающее различные вопросы в энергетической, сырьевой, социальной, научной и правовой сферах. Это направление уже начало приносить свои плоды. Так, например, Компания «Siemens» и Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области исследований и разработок, кроме того, регулярно проводятся бизнес-форумы и конференции, посвященные проблемам модернизации.
Именно сотрудничество в экономической сфере, создало благоприятную почву для более эффективного политического сотрудничества, которому следует отвести второе место в списке приоритетов российско-германских отношений. Однако при этом нельзя не отметить, что на современном этапе экономический интерес готов подмять под себя все политические. Одним из ярких примеров этого является позиция Германии по поводу проекта строительства газопровода «Северный поток», предложенного Россией. Германская сторона встретила с воодушевлением эту идею, несмотря на явное недовольство, демонстрируемое Эстонией — ее европейским союзником.
Конечно, здесь как Россия, так и Германия за более чем 20 лет существования в новом политическом качестве и новыми соседями научились так формулировать свои официальные позиции по тому или иному вопросу, чтобы не навредить экономическим отношениям, т.е. в форме одобрения или нейтральной форме. Тем не менее Германия все же была вынуждена пойти дальше в этом вопросе. Это обусловлено тем, что ФРГ является членом Европейского союза и, уже не секрет, его основной опорой (взять, например, экономическую помощь Греции), кроме того, историческое противостояние с Францией за лидерство до сих пор не изжило себя ни в политике, ни в менталитете народов обеих стран. Поэтому свое согласие с позицией России Германия старается высказывать осторожно, дабы не обидеть ни соседей, ни стратегического партнера Россию.
Весьма показательно в этом отношении заявление Рольфа Мюцениха (Rolf Mützenich), пресс-секретаря по международным вопросам Социально-демократической партии, в отношении встречи «Друзей Сирии» в Тунисе, Р. Мюцених заявляет, что наложение санкций на Сирию должно осуществляться с согласия всех членов ООН, однако при этом указывает, что «разочарован» действиями России, воспользовавшейся своим правом вето [9. 24.02.2012].
Подобное дипломатическое лавирование свидетельствует о том, что политика обоих государств вряд ли будет идти вразрез друг другу. Обоим государствам нужен стратегический партнер, который в случае необходимости поможет или хотя бы не станет мешать при решении того или иного вопроса, вызывающего международно-правовой резонанс.
Кроме того, современные экономика и политика для своего позитивного развития требуют от государств присутствия в различных регионах мира. Россия, сумевшая сохранить достаточно позитивные отношения с большинством стран Африки и Азии, которые теперь вновь становятся перспективными рынками сбыта и получения энергетических и прочих ресурсов, может стать для Германии перспективным партнером и в этом вопросе.
Таким образом, можно с уверенностью говорить о том, что современная политика неотделима от экономики, современная экономика, в свою очередь, больше не может развиваться без инновационных технологий и кооперации между научными кругами различных стран.
Именно в области науки и инноваций начинают формироваться новые каналы российско-германского взаимодействия, и именно здесь развивается прежняя роль и складывается новое значение России во внешней политике Германии, а также проявляются новые возможности для России, которые могут реализоваться в сотрудничестве с Германией.
В этой связи следует обозначить следующее важное направление сотрудничества в рамках российско-германских отношений, занимающее, соответственно, третье место в списке приоритетов — культурно-гуманитарное сотрудничество.
На первый взгляд культура и инновации слабо коррелируются друг с другом, поэтому необходимо обратиться к правовой базе, регулирующей отношения между Россией и Германий в области культуры.
Основными документами в этой области являются Договор между РФ и ФРГ о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 г., где совершенно четко прописано, что наука и образование относятся к сфере культуры [4. Преамбула, Ст. 4], и Соглашение о научно-техническом сотрудничестве от 16 июля 2009 г. [6]. Кроме того, не следует забывать и о Соглашении об изучении русского языка в Федеративной Республике Германия и немецкого языка в Российской Федерации от 24 июня 1994 г. [5], так как без понимания своих иностранных коллег практически невозможно прийти к общему мнению и добиться высоких результатов в области науки и образования.
В этой связи становится очевидным, что культурно-гуманитарная сфера является важным связующим звеном между двумя странами. Политические круги
обоих государств, однако, уделяют пока недостаточное внимание данному направлению сотрудничества, оно развивается, прежде всего, на основании личной инициативы, подкрепленной достаточно редкими актами политического содействия.
Очень важное место в культурно-гуманитарном взаимодействии занимают научно-образовательные отношения. Переход России и Германии к болонской трехступенчатой системе образования, реализация совместных научных и образовательных проектов, а также деятельность культурных центров по распространению немецкого языка в России и русского в Германии соответственно позволяют поддерживать и развивать культурное взаимопонимание между российскими и немецкими специалистами. Этот фактор играет свою позитивную роль в экономике, так как общее видение проблемы способствует ее быстрому решению. Открытие совместных предприятий, развитие и внедрение инновационных технологий в производство ведут к более эффективному экономическому взаимодействию, которое является необходимым фактором для стабильных политических отношений.
Если говорить о сохранении подобной последовательности выше обозначенных приоритетов (экономика на перовом месте, политика — на втором, культурно-гуманитарные отношения — на третьем) в рамках российско-германских отношений, то совершенно очевидно, что экономические отношения будут иметь первостепенное значение для российско-германских отношений еще очень долгое время — краткосрочной и долгосрочной перспективах. Сохранение подобной тенденции обусловлено самой природой росийско-германского взаимодействия — относительное равенство России и Германии как акторов международных отношений, географическая близость, исторические традиции, в отличие, например, от США. Даже в долгосрочной перспективе Россия и Германия будут иметь, что предложить друг другу.
Это обусловлено тем, что число каналов, по которым осуществляется взаимодействие между Россией и Германией, постепенно увеличивается. К сотрудничеству на уровне государств добавляются экономическое сотрудничество, где может быть задействовано не только государство, но и частный сектор, а также культурно-гуманитарное сотрудничество, которое в силу своей специфики держится не только на государственном и институциональном уровне, но и на уровне личных контактов.
Нестабильность современной международной обстановки вполне может вызвать некоторые разногласия между Россией и Германий в политической сфере, однако экономический интерес и набирающие обороты культурно-гуманитарные связи не позволят разорвать дипломатические отношения между двумя странами окончательно.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Концепция внешней политики Российской Федерации от 15 июля 2008 г. // http://kremlin.ru/acts/785
[2] Официальный сайт «Петербургский диалог» // http://rossgerm.ru/Modernity/Economics/ Page3.aspx
[3] Официальный сайт Российско-Германской Внешнеторговой палаты // http://russland.ahk.de/ ru/o-nas/
[4] Соглашение между Правительством Федеративной Республики Германии и Правительством Российской Федерации о культурном сотрудничестве от 16 декабря 1992 г. // http://www.moskau.diplo.de/contentblob/404460/Daten/450744/DownloadDatei_Kulturelle_ Zusammenarbeit. pdf
[5] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия об изучении русского языка в Федеративной Республике Германия и немецкого языка в Российской Федерации от 24 июня 1994 г. — Департамент международного сотрудничества в образовании и науке Минобрнауки России // Действующие международные соглашения о сотрудничестве в сфере образования — М., 2009.
[6] Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Федеративной Республики Германия о научно-техническом сотрудничестве от 16 июля 2009 г. // Действующие международные соглашения о научно-техническом сотрудничестве — М., 2009
[7] Auswärtiges amt der Bundesrepublik Deutschland // http://www.auswaertiges-amt.de/ sid_0003509A4DAA282ED9C3AA1E0BF1B8CC/DE/Aussenpolitik/Laender/Laenderinfos/ RussischeFoederation/Bilateral_node. html#doc336004bodyText2
[8] Grundsatzrede von Bundesaußenminister Westerwelle bei der Deutschen Gesellschaft für Auswärtige Politik, 21.10.2010 // http://www.auswaertiges-amt.de/DE/Aussenpolitik/AktuelleArtikel/ 101021-BM-dgap-grundsatzrede_node .html
[9] Deutsche Welle, 24.02.2012 // http://www.dw.de/dw/article/0,,15765690,00.html
THE MAIN PRIORITIES IN RUSSIAN-GERMAN RELATIONS 1990-2000
O.A. Konovalova
Theory and History of International Relations Chair People's Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117186
The article is devoted to Russian-German relations at the present stage. The article describes the prerequisites for intensive cooperation between Russia and Germany at the state, institutional and personal levels; the main factors responsible for shaping the geopolitical position of both countries at the contemporary stage are examined in historical retrospective. Special attention is paid to the disclosure of the main directions of Russian-German cooperation and their ranking; the prospects of cooperation are identified within the designated areas as well.
Key words: Russia, Germany, Russian-German cooperation, bilateral agreements, geopolitical position, economic, political, cultural and humanitarian spheres of cooperation, energy resources, innovation, future development.