ТЕМА НОМЕРА: ЭКОНОМИКА РОССИИ: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Э.С. Набиуллина
Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в 2012—2014 годах.1
В докладе представлены основные приоритеты экономической политики Российской Федерации, включая использование методов программно-целевого регулирования, модернизацию налогово-бюджетной политики, поддержку малого и среднего бизнеса. Рассматриваются ключевые экономические формирования выверенного федерального бюджета России на 2012 год как залога равномерного поступательного развития Российской Федерации.
Ключевые слова: социально-экономическая политика,
бюджет Российской Федерации, модернизация, инвестиции, человеческий капитал, несырьевой экспорт.
Социально-экономическая политика Правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2012—2014 годы) носит переходный характер, связанный с завершением решения задач посткризисного восстановления и переносом акцентов на меры стратегического характера, зафиксированные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В ближайшие годы наряду с решением задач бюджетной консолидации необходимо сделать задел для реализации долгосрочных интересов России, которые состоят в создании современной экономики инновационного типа, интегрированной в мировое экономическое пространство.
Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:
• социальное развитие и инвестиции в человеческий капитал;
1 Минэкономразвития России [Электронный ресурс]; выдержки из Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013—2014 годов, представленного Министром экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллиной и одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 21 сентября 2011 года. Режим доступа: http://www.tconomy.gov.ru/minec/press/news/ doc20110921_014.
© Набиуллина Э.С., 2011
• модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил;
• инновационное развитие и поддержка высокотехнологичных секторов экономики;
• диверсификация экономики, развитие инфраструктуры;
• сбалансированное региональное развитие;
• улучшение инвестиционного климата, развитие конкуренции и снижение административного давления на бизнес;
• повышение устойчивости национальной финансовой системы, сокращение бюджетного дефицита и снижение инфляции;
• становление Таможенного союза и адаптация национальной экономики к требованиям ВТО.
Деятельность Правительства Российской Федерации по обозначенным приоритетам будет включать следующие основные направления.
В части социального развития и инвестиций в человеческий капитал:
• поддержание в реальном выражении достигнутого уровня оплаты труда в бюджетной сфере, рост пенсионного и социального обеспечения, повышение адресности социальных выплат;
• стабилизация ситуации на рынке труда. Сокращение мероприятий антикризисной поддержки, перенос акцента на реализацию мер по стимулированию трудовой мобильности населения, по профессиональной подготовке и переподготовке кадров, созданию новых рабочих мест, отвечающих требованиям инновационной экономики. Будут также реализовываться меры, направленные на упрощение привлечения в Российскую Федерацию высококвалифицированных иностранных специалистов, либерализацию условий их пребывания и осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации;
• развитие системы здравоохранения путем реформирования системы обязательного медицинского страхования, введения институтов страхования ответственности медицинских работников и защиты прав пациентов, модернизации используемого оборудования и технологий, формирования сети современных центров высоких медицинских технологий, а также перинатальных центров, продолжения реструктуризации учреждений здравоохранения, развития стационарозамещающих медицинских технологий, использования механизмов государственно-частного партнерства в здравоохранении, увеличения доли медицинских учреждений новых организационно-правовых форм, в том числе в форме автономных учреждений;
• развитие системы открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений;
• продолжение политики стимулирования жилищного строительства, в первую очередь, строительства комфортного жилья эконом-класса и малоэтажного жилищного строительства, восстановление снизившихся в условиях кризиса темпов роста покупки жилья на условиях ипотеки.
На инновационное развитие и поддержку высокотехнологичных секторов экономики направлены:
• поддержка создания и обеспечение функционирования и реализации технологических платформ;
• создание и развитие институтов и инфраструктур, обеспечивающих запуск и работу "инновационного лифта";
• стимулирование инновационной деятельности в компаниях с государственным участием;
• поддержка инновационной активности на региональном уровне;
• реализация стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года.
В целях диверсификации экономики, развития инфраструктуры:
• содержание и развитие транспортной инфраструктуры: наземной, водной и воздушной, повышение безопасности транспорта, расходы на поддержку железнодорожных и воздушных перевозок. При этом в ближайшие годы объем инвестиций в транспортный комплекс в условиях жестких бюджетных ограничений и высоких социальных расходов будет несколько снижен, но, начиная с 2013 года, расходы будут последовательно наращиваться, в том числе, через механизмы создаваемого дорожного фонда, через расширение строительства платных автомобильных дорог;
• модернизация агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов (продовольственного комплекса);
• расширение поддержки несырьевого экспорта;
• повышение конкурентоспособности базовых традиционных отраслей: автомобиле- и сельхозмашиностроения, поддержка развития системообразующих предприятий через задействование механизмов поддержки реализации (в том числе через государственные гарантии и субсидирование процентных ставок) крупных инвестиционных проектов в этих секторах, через государственную поддержку спроса (включая программу утилизации подержанных автотранспортных средств);
• развитие минерально-сырьевой базы, развитие лесопромышленного комплекса;
• модернизация легкой промышленности.
На сбалансированное региональное развитие направлены:
• дотации региональным бюджетам на выравнивание и другие трансферты, не связанные с решением социальных вопросов;
• ФЦП регионального развития;
• подготовка проведения общенациональных мероприятий: программа строительства олимпийских объектов и развития г. Сочи, подготовка саммита АТЭС в г. Владивостоке, универсиады в г. Казани, включая финансирование развития соответствующего транспортного комплекса.
Будет активно поддерживаться развитие малого и среднего бизнеса, в том числе через сохранение объемов финансирования программы поддержки малого бизнеса и через масштабирование соответствующих программ Внешэкономбанка.
Одним из приоритетов в развитии фондового рынка в России в 2012— 2014 годы станет создание международного финансового центра.
Кроме того, необходимо активизировать институциональные преобразования, обеспечивающие переход экономики на инновационный тип развития в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
В прогнозный период будет последовательно обеспечиваться развитие рыночных институтов, развитие конкуренции, совершенствование корпоративного управления, развитие финансовых рынков, банковского и страхового секторов, повышение качества государственного управления и механизмов регулирования экономической деятельности.
Важной задачей является продолжение реформирования системы государственного управления в рамках реализации федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009—2013 годы)».
Остается актуальной задача повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизации и формирования интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления, находящимися в федеральной собственности, акциями и объектами недвижимости, в том числе, земельными участками. При этом в 2012—2014 годы будут значительно увеличены темпы приватизации в целях последовательного сокращения государственного сектора экономики.
Совершенствование механизмов государственного регулирования в экономике будет осуществляться по следующим направлениям:
1. Модернизация корпоративного законодательства и совершенствования системы корпоративного управления в 2012—2014 годах, включая развитие механизмов защиты прав собственности акционеров и инвесторов, повышение эффективности организационно-правовых форм юридических лиц, структуры и организации органов управления компании, реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур, совершенствование нормативных правовых актов в сфере законодательства о несостоятельности (банкротстве).
2. Улучшение конкурентной среды, совершенствование антимонопольного регулирования, реализация мер развития конкуренции в отдельных
отраслях будут осуществляться в рамках Программы развития конкуренции в Российской Федерации.
3. Совершенствование регулирования субъектов естественных монополий.
4. Повышение эффективности работы особых экономических зон, включая совершенствование системы законодательства в области ОЭЗ, направленной на создание более комфортной финансовой среды для резидентов российских ОЭЗ и активизацию их инвестиционной активности, а также создание всей необходимой инфраструктуры для их эффективного функционирования.
Совершенствование банковской системы и банковского надзора будет осуществляться в соответствии с разрабатываемой Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2020 года по следующим направлениям:
• обеспечение открытости и прозрачности деятельности кредитных организаций;
• упрощение и удешевление процедур реорганизации;
• оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса;
• развитие системы микрофинансирования.
В рамках развития страхового сектора будет организована работа по выполнению мероприятий, предусмотренных Стратегией развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, включая совершенствование подходов к регулированию отношений в сфере обязательного страхования; определение механизмов взаимодействия государства и страховых организаций в целях возмещения ущерба; защиту прав потребителей страховых услуг; совершенствование отчетности, повышение эффективности управления рисками, совершенствование процедур страхового надзора.
Прогнозный период 2012—2014 годов характеризуется заметными изменениями в структуре и факторах экономического роста, связанными с переходом:
• от развития в условиях благоприятной внешней конъюнктуры к развитию в условиях турбулентности и возросшей волатильности мировых рынков;
• повышением роли внутренних факторов экономического роста;
• постепенным движением от сырьевой модели экономики к более инновационно-ориентированной.
Посткризисное восстановление российской экономики в 2010—2011 годах во многом определялось благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (ростом мировых цен и объемов экспорта). Большая часть факторов посткризисного восстановления российской экономики уже исчерпана.
Со стороны факторов производства в среднесрочной перспективе можно ожидать дальнейшего ужесточения условий на рынке труда. Параметры безработицы уже приближаются к докризисному уровню, а неблагоприятные демографические тренды обострят дефицит на рынке рабочей силы. С 2012 года должен резко снизиться вклад восстановительного роста запасов. Таким образом, по мере исчерпания роста, связанного с внешнеэкономическим фактором и с восстановлением предкризисных объемов производства, на первый план все в большей степени будут выходить внутренние факторы развития. С 2012 года должен ускориться рост реальных располагаемых доходов населения, который будет обеспечивать высокие темпы потребительского спроса.
Несмотря на уменьшение государственных капитальных вложений в рамках оптимистичного сценария можно ожидать существенного повышения инвестиционной активности, особенно роста инвестиций в несырьевой сектор. В целом инвестиции должны стать наиболее динамичным компонентом спроса. Норма накопления основного капитала повысится с 21,4% ВВП в 2010 году до 23,4% в 2014 году, что превысит докризисный уровень, но еще недостаточно для масштабной модернизации экономики. В переходный период, который охватывает 2012—2014 годы, вклад потребительского спроса будет играть доминирующую роль в экономическом росте при сохранении относительной слабости инвестиционной активности.
Ведущим фактором экономического роста в среднесрочной перспективе является не столько увеличение объемов инвестиций и потребления, сколько ожидание заметного повышения конкурентоспособности отечественной продукции, которое компенсирует укрепление курса рубля. Именно эта развилка в динамике конкурентоспособности и эффективности экономики во многом определяет различие между первым консервативным и вторым умеренно-оптимистичным вариантами прогноза.
Умеренно-оптимистичный вариант прогноза (вариант 2) предполагает по сравнению с консервативным вариантом:
во-первых, более эффективную динамику конкурентоспособности отечественной продукции и импортозамещения. По оценке, за счет фактора эффективности может быть дополнительно обеспечено 0,2—0,3 процентных пунктов (п.п.) прироста ВВП по сравнению с возможностями варианта 1;
В варианте 2 эластичность роста производства отечественной продукции по внутреннему спросу повышается и к 2014 году становится выше, чем до кризиса. В консервативном варианте 1 она по-прежнему будет превышать докризисный уровень и на 20% уступать основному варианту.
Во-вторых, повышенные инвестиции в расширение производства, инфраструктурные проекты, что обеспечит дополнительно к консервативному варианту до 0,4 п.п. прироста ВВП в год.
В-третьих, дополнительные инвестиции в развитие человеческого капитала (здравоохранение, образование и культуру) и рост доходов населения добавляют к экономическому росту до 0,2 п.п. прироста ВВП.
Совокупный вклад фактора роста эффективности экономики в темп прироста ВВП в варианте 2 повышается за этот период с 0,85 п.п. до 1,4—
1,5 п. пункта. В консервативном варианте вклад фактора эффективности не превышает 1,1 п. пункта. В целом дополнительный потенциал роста в варианте 2 по сравнению с вариантом 1 оценивается от 0,7 до 0,9 п. пункта прироста ВВП (таблица 1).
Таблица 1
Основные факторы роста экономики, темпы прироста ВВП, %
Прогноз
2011 2012 2013 2014
Прирост ВВП (вариант 2) 4,1 3,7 4,0 4,6
Разница в темпах прироста ВВП (вар.2—1) 0,9 0,7 0,8
Прирост инвестиций (вариант 2) 6,0 7,8 7,1 7,2
Разница в темпах прироста инвестиций (вар.2—1) 0 1,4 1,1 1,3
Прирост реальных располагаемых доходов населения (вариант 2) 1,5 5,0 4,8 5,3
Разница в темпах прироста реальных располагаемых доходах населения (вар.2—1) 0,6 0,7 1,1
Прирост ВВП, в том числе за счет: 0,9 0,7 0,8
дополнительных инвестиций в расширение производства и экспорта 0,5 0,4 0,4
за счет роста эффективности и инвестиций в инновационный сектор 0,2 0,2 0,3
роста доходов населения и вложений в социальную сферу 0,2 0,1 0,1
Повышение эффективности капитала и труда определяется не только повышением качества управления корпораций и давлением конкуренции, но и позитивным вкладом реализации государственных программ и мер, направленных на поддержку развития ключевых секторов экономики, то есть реализацией государством политики развития и модернизации.
С точки зрения весомости для экономического роста наибольший вклад в среднесрочной перспективе имеет комплекс программ и мероприятий по развитию высокотехнологичных отраслей и государственный оборонный заказ. На поддержку (как в формате госпрограмм, так и других мероприятий) авиационной промышленности, космического комплекса, атомного машиностроения, науки и на гособоронзаказ в 2011—2014 годы направляется около 2,7% ВВП. С учетом мультипликативного влияния на развитие других секторов экономики это дает около 3 п.п. темпа накопленного за три года роста ВВП или 17,4% его роста.
Программа и меры по развитию транспортной системы, на финансирование которой направляется около 1,2% ВВП, имеют более долгосрочный эффект. За период 2011—2014 годы вклад этого комплекса в накопленный прирост ВВП оценивается в размере 1,5 п.п. ВВП.
Вложения в человеческий капитал на основе реализации программ развития здравоохранения, образования, культуры и рынка труда, на финансирование которых направляется 0,8% ВВП, повышает качество человеческого капитала и его эффективность. Общее влияние этого фактора оценивается в повышении накопленного темпа прироста ВВП на 0,8— 0,9 п.п. ВВП.
Таким образом, только указанные четыре важнейшие группы государственных программ формируют около 5,4 п.п. накопленного прироста ВВП или 30,9% общего прироста.
Значимый вклад в поддержку экономического роста дают также государственные программы развития сельского хозяйства, жилищного строительства и ЖКХ.
Повышение макроэкономического эффекта программ развития определяется не только масштабами финансирования со стороны государства, но и качеством, результативностью содержащихся в них мероприятий и проектов, а также мультипликативным эффектом для частных инвестиций. Политика государства по становлению системы стратегического управления, дебюрократизации и повышению эффективности бюджетных расходов может существенно повысить эффективность реализуемых мер.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют разработку 40 государственных программ Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года № 1950-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2011 года). Из них Правительством Российской Федерации утверждены три гос-программы:
• «Доступная среда на 2011—2015 годы» (Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175);
• «Информационное общество (2011—2020 годы)» (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 года № 1815 -р);
• «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 2446-р).
Полномасштабное внедрение программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных (проектных) инструментов на всех уровнях управления планируется с 2012 года. В качестве переходных положений в 2011 году допускается разработка основных положений (концепций) государственных программ Российской Федерации.
До принятия Правительством Российской Федерации государственных программ в 2011 году и на период 2012—2014 годов осуществляется работа по аналитическому распределению расходов федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации. Основным принципом аналитического распределения расходов по государственным программам является формирование целостной, ориентированной на результат группировки (в перспективе — системы управления) в соответствующей сфере социально-экономического развития страны, имеющей взаимоувязанный набор целей, задач и показателей. Хотя это предусматривает перераспределение отдельных направлений расходов, внедрение госпрограмм предполагает сохранение функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти по реализации конкретных расходных обязательств.
В целях аналитической работы все госпрограммы распределены по пяти группам: «Новое качество жизни» (13 госпрограмм), «Инновационное развитие и модернизация экономики» (17 госпрограмм), «Обеспечение национальной безопасности» (2 госпрограммы), «Сбалансированное региональное развитие» (3 госпрограммы) и «Эффективное государство» (5 гос-программ).
В проектах государственных программ (основных положений) прорабатываются меры государственного регулирования, в том числе, правового. Одна из основных задач разработки программных инструментов — увязка приоритетов бюджетной политики и институциональных преобразований для достижения целей социально-экономического развития страны.
Система целевых показателей государственных программ в настоящее время еще окончательно не сформирована и не может быть в полной мере учтена при разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на период 2013 и 2014 годов. Однако работа по уточнению целевых индикаторов и объемов финансирования государственных программ продолжается, и показатели базового варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации могут быть положены в основу формируемой системы целевых показателей государственных программ.
Общий вклад всех государственных программ, финансируемых из федерального бюджета в 2011—2014 годах, оценивается как минимум в 7,9 п.п. накопленного темпа прироста ВВП или 45,4% всего роста. Таким образом, программный и проектный подход со стороны государства в сочетании с мерами по улучшению инвестиционного климата являются определяющими факторами экономического роста в прогнозируемом периоде (таблица 2).
Таблица 2
Вклад государственных программ и стимулирующих мер в экономический рост
Наименование приоритета Расходы ФБ, % к ВВП Накопленный мультипликатор Вклад в ВВП (за период), п.п. Доля в реальном росте ВВП, %
Высокотехнологичные отрасли 0,65 1,37 0,96 5,5
Человеческий капитал 0,83 1,26 0,86 4,9
Транспортная система 1,16 1,32 1,51 8,6
Сельское хозяйство 0,23 1,23 0,21 1,2
Развитие пенсионной системы и социальная поддержка граждан 5,77 1,08 1,89 10,9
Обеспечение обороноспособности и безопасности 2,08 1,25 2,07 11,9
ЖКХ и жилье 0,22 1,29 0,25 1,4
Итого, по учтенным комплексам 10,9 1,18 7,9 45,4
Несмотря на то, что качество экономического роста будет постепенно возрастать, и в целом рост будет находиться на сбалансированной траектории, общая динамика будет существенно ниже, чем в докризисный период. Темпы экономического роста в среднесрочный период прогнозируются на уровне близком к 4% против среднего роста на 7% в год в 2000—2008 годах. Такая динамика объясняется, прежде всего, резким сокращением роли внешнеэкономического фактора роста при сохранении относительной слабости внутренних факторов. В предкризисные годы цена на нефть и
другое сырье постоянно увеличивалась на фоне очень низкой базы начала 2000-х годов. В результате внешнеэкономический фактор определял более половины экономического роста (3,5—4 п.п. в 2003—2007 годах). В предстоящие три года предполагается стабилизация цен на нефть и в целом значительное ослабление роста у торговых партнеров России. Вклад внешнеэкономического фактора в росте российской экономики не превысит 0,5—1,1 п.п. прироста ВВП.
Вклад внутреннего спроса будет также существенно ниже, чем был до кризиса. В 2003—2007 годах кредитование экономики увеличивалось на 40—50% в год за счет эффекта низкой базы и высокого уровня мировой ликвидности, что обеспечивало ускоренный рост инвестиций и потребления. В 2012—2014 гг. ожидается, что темпы прироста кредита будут вдвое ниже, по мере роста долговой нагрузки частного сектора и более жестких кредитных условий. Снизится вклад государственного спроса, как потребительского, так и инвестиционного. Необходимость последовательного сокращения дефицита бюджета приводит к ограничению расходов государства, направляемых на финансирование ряда программ, в том числе отвечающих за преодоление ограничений в инфраструктурных отраслях и модернизацию фондов в высокотехнологичных отраслях. Параметры бюджета не позволят преодолеть в прогнозируемый период стагнацию государственного спроса. Другим важным фактором, ограничивающим экономическую динамику, становится низкая конкурентоспособность российской продукции и все большая ориентация внутреннего спроса на импорт, что тормозит оживление отечественного производства.
Потенциальный рост российской экономики оценивается в 5—6%, и повышение до этого уровня фактических темпов роста предполагает значительное улучшение экономических институтов и инвестиционного климата, повышение эффективности государственного программирования развития экономики и конкурентоспособности корпоративного менеджмента.
Формирование спроса
В 2012 году в связи с исчерпанием вклада восстановительного роста запасов рост экономики замедлится до 3,7%, а в 2013—2014 годах составит 4—4,6% в год. Прогнозируемые темпы роста ВВП в целом соответствуют параметрам сценарных условий. Некоторое превышение в 2012 году (на 0,2 п.п.) в определенной степени обусловлено более высокой динамикой розничного товарооборота и отчасти более высокими ценами на нефть. В 2013 году темпы роста ВВП могут быть ниже параметров сценарных условий на 0,2 п.п., что связано с более низкими темпами роста инвестиций и стабилизацией темпов роста товарооборота. В 2014 году темпы роста ВВП практически сохранятся на уровне первоначального прогноза.
Вклад в рост ВВП
15 10 5 0 -5 -10 -15
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
ЕЗ Изменение запасов [^□Чистый экспорт | 1Частные инвестиции
Г оспотребление и госинвестиции Конечное потребление домашних хозяйств
--*-ввп
Уточнение оценок номинального объема ВВП на прогнозный период в основном определяется более высокими значениями индекса-дефлятора в результате более высоких цен на нефть и другие экспортируемые товары. В 2012—2014 годах объем ВВП на 1,1—2,1 трлн рублей (или на 2—3%) превышает оценки сценарных условий.
Рост внутреннего спроса значительно опережает рост ВВП: 6,4—5,6% в 2012—2014 годах против 4,1% роста ВВП. По мере исчерпания роста запасов основной вклад в рост внутреннего спроса будут вносить потребительские расходы. Доля общего конечного потребления в структуре ВВП увеличится в 2014 году до 70,5% против 67,1% в 2011 году. Рост потребления будет определяться в первую очередь устойчивым ростом потребления домашних хозяйств, который составит в 2012—2014 годах в среднем 5,9% в год. Доля вклада потребления в экономический рост составит 70 процентов.
Начиная с 2012 года, возрастает вклад инвестиций в динамику внутреннего спроса. Ежегодный рост инвестиций ожидается на уровне 7,2—7,8%, при этом он в значительной степени связан с повышением доли инвестиций несырьевых секторов при сокращении государственных капитальных вложений. Доля прямого вклада инвестиций в экономический рост составит 37%, однако комплексный вклад инвестиций с учетом создания новых мощностей и их использования повышает их вклад в прирост ВВП в прогнозируемый период до 60 процентов. Доля инвестиций в основной капитал, снизившись в 2011 году до 20,7% ВВП, к 2014 году увеличивается до 23,4%, что выше докризисного уровня, но еще недостаточно для масштабной модернизации экономики. На 2012—2014 годы была повышена оценка темпов роста частных инвестиций в основной капитал. Однако в связи с уточнением инвестиционных программ естественных монополий темп роста инвестиций в 2012 году будет на 1 п.п. ниже, чем предусмотрено сценарными условиями. По этой же причине в 2013 и 2014 годах темп роста инвестиций соответственно на 0,6 п.п. и 2,4 п.п. ниже параметров первоначального прогноза (таблица 3).
Тем не менее, повышение инвестиционной активности в определенной степени компенсирует сокращение вклада внешнеэкономического фактора с 1,1 п.п. в 2010—2011 годах до 0,6 п.п. в 2012—2014 годах.
Таблица 3
Динамика внешнего и внутреннего спроса (вариант 2),
(% к предыдущему году)
2009 2010 2011 прогноз
2012 2013 2014
ВВП -7,5 4,0 4,1 3,7 4,0 4,6
Внутренний спрос* -13,9 7,7 8,5 6,4 5,5 5,6
Импорт -30,4 25,6 23,7 13,8 9,3 7,5
Внутреннее производство -8,7 2,8 3,9 4,0 4,2 4,9
Внешний спрос (экспорт) -4,8 7,1 4,6 3,1 3,4 3,6
Структура источников покрытия прироста (снижения) внутреннего спроса: 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
Импорт 52,4 71,8 64,3 52,9 42,5 33,7
Внутреннее производство 47,6 28,2 35,7 47,1 57,5 66,3
* в ценах предыдущего года
На фоне роста внутреннего спроса и усиления его ориентации на импорт чистый экспорт в 2011 году и в последующие годы будет вносить отрицательный вклад в экономическую динамику.
15 10 5 О -5 -10 -15
Темпы роста внешнего спроса будут увеличиваться на 3—4% в год в результате доминирования в структуре экспорта нефтегазового сектора, спрос на продукцию которого будет расти незначительно. Снижение цен на сырьевые товары в 2012 году и их умеренный рост в 2013—2014 годах приведет к сокращению доли экспорта в ВВП с 30,9% в 2008 году до 26,4% в 2014 году.
Бурный восстановительный рост импорта в 2010 и 2011 году продолжится и в 2012 году с последующим замедлением динамики до 7,5% в 2014 году. В этот период по мере повышения конкурентоспособности отечественных товаров и услуг внутренний спрос будет в большей степени ориентирован на них.
Физический темп роста потребительского импорта замедлится с 18,1% в 2011 году до 2,5% в 2014 году, при этом в структуре импорта доля потребительской продукции снизится с 45,4% в 2010 году до 36,3% в 2014 году.
В 2011—2014 годах рост импорта будет связан, главным образом, с ростом спроса на инвестиционные товары и товары промежуточного потребления. Доля инвестиционных товаров в структуре импорта вырастет с 23% в 2010 году до 30,4% в 2014 году. В товарной структуре импорта возрастет доля машин, оборудования и транспортных средств (с 44,3% в 2010 году до 52,3% в 2014 году). Несмотря на то, что в импорте растет доля машин и оборудования, в натуральном выражении эта товарная группа достигнет уровня 2008 года только к концу 2011 года (в 2009 году физические объемы импорта машин сократились в 2 раза). По остальным товарным группам несмотря на значительный рост стоимостных объемов прогнозируется снижение их доли в структуре.
Основной вариант предполагает существенное улучшение конкурентоспособности российских производителей. Несмотря на опережающие темпы роста физического объема импорта по сравнению с отечественным производством, изменение относительных цен в пользу отечественных товаров и расширение сферы услуг приведут к увеличению доли отечественной продукции в удовлетворении внутреннего спроса. Доля импорта в структуре источников покрытия прироста внутреннего спроса снизится по основному варианту с 71,8% в 2010 году до 33,7% в 2014 году (таблица 4).
Таблица 4
Структура используемого ВВП (вариант 2), %
2009 2010 2011 Прогноз
2012 2013 2014
ВВП используемый Расходы на конечное потребление Домашних хозяйств 100 100 100 100 100 100 74,1 69,6 67,1 68,5 70,2 70,5 52,9 50,1 48,4 49,3 50,1 50,0
Окончание табл.
2009 2010 2011 Прогноз
2012 2013 2014
Государственного управления 20,6 19,0 18,2 18,8 19,6 20,0
Валовое накопление 18,5 22,3 25,0 27,0 27,7 28,0
Валовое накопление основного капитала 21,5 21,4 20,7 21,8 22,7 23,4
Изменение запасов -3,0 0,9 4,4 5,2 5,0 4,7
Чистый экспорт 7,4 8,1 7,9 4,5 2,1 1,5
Экспорт товаров и услуг 27,5 29,3 30,3 28,2 26,6 26,4
Импорт товаров и услуг 20,1 21,2 22,4 23,8 24,5 24,9
Структурные сдвиги в экономике
Экономический кризис существенно изменил структуру производства, ускорив сокращение вклада в производство ВВП обрабатывающей промышленности и остановив рост доли строительства и торговли, при росте доли услуг, значительная часть которых была связана с бюджетными расходами и вследствие этого в меньшей степени пострадала от кризиса. Восстановление экономики в 2010 году привело к повышению вклада в рост ВВП обрабатывающих производств и торговли. Определяющим фактором изменения структуры экономики в 2012—2014 годах будет сдвиг в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства, строительство). Доля обрабатывающих отраслей производства после спада в 2009 году до 12,7% ВВП в прогнозируемом периоде восстановится на предкризисном уровне, превышающем 15% ВВП. Доля строительства также будет расти с 4,8% в 2011 году до 5,0—5,4% в 2012—2014 годах.
Доля добычи полезных ископаемых при несущественном увеличении физических объемов в значительной мере зависит от ценовой конъюнктуры и динамики обменного курса и будет постепенно снижаться с 9,6% в 2011 году до 9,2—8,6% в 2012—2014 годах. Доля производства и распределения электроэнергии, газа и воды в структуре ВВП будет стабильно высокой за счет опережающего роста цен на продукцию этого сектора. Восстановление потребительского спроса приведет к стабилизации доли оптовой и розничной торговли в структуре добавленной стоимости (таблица 5).
Таблица 5
Структура ВВП в разрезе видов экономической деятельности, %
2012 2013 2014
2009 2010 2011
Прогноз
ВВП произведенный 100 100 100 100 100 100
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,9 3,3 3,3 3,3 3,2 3,2
Рыболовство, рыбоводство 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2
Добыча полезных ископаемых 7,8 8,9 9,6 9,2 8,7 8,6
Обрабатывающие производства 12,7 14,1 14,9 14,9 15,1 15,5
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,5 3,6 3,5 3,5 3,6 3,6
Строительство 5,4 4,9 4,8 5,0 5,2 5,4
Оптовая и розничная торгов-
ля; ремонт автотранспортных
средств, мотоциклов, бытовых 15,8 15,7 15,1 15,1 15,0 14,7
изделий и предметов личного
пользования
Гостиницы и рестораны 0,9 0,8 0,8 0,7 0,7 0,7
Транспорт и связь 8,4 8,4 8,0 8,1 8,2 8,2
Финансовая деятельность 4,4 3,8 3,4 3,3 3,3 3,3
Операции с недвижимым иму-
ществом, аренда и предостав- 10,6 9,8 9,2 9,5 9,6 9,7
ление услуг
Государственное управление и
обеспечение военной безопасности; обязательное социаль- 5,7 5,3 4,7 4,9 4,9 4,7
ное обеспечение
Образование 2,9 2,6 2,4 2,4 2,3 2,2
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 3,5 3,2 2,9 2,9 2,8 2,7
После снижения в 2010 году стабилизируется доля сектора «Сельское хозяйство», а доля сектора «Рыболовство» в общей структуре ВВП останется практически без изменения. Доля добавленной стоимости в бюджетно-ориентированных секторах (государственное управление, образование, здравоохранение) после роста в 2009 году в дальнейшем сократится в результате стагнации госрасходов и опережающего развития других секторов и не выйдет в 2012—2014 годах на уровень предкризисных лет (таблица 6).
Таблица 6
Прирост добавленной стоимости по основным секторам, %
2010 2011 2012 2013 2014
Прогноз
Рост ВВП 4,0 4,1 3,7 4,0 4,6
Торгуемые сектора 6,2 5,6 3,4 3,9 4,1
Сельское хозяйство, лесное хозяйство -10,7 10,5 1,9 2,8 2,1
Добыча полезных ископаемых 4,7 2,0 1,5 1,5 1,4
Обрабатывающие производства 12,3 6,8 4,9 5,7 6,1
Неторгуемые сектора 2,4 2,4 3,3 3,8 4,4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5,5 0,8 1,2 1,5 1,6
Строительство -0,7 6,0 7,4 6,8 7,2
Оптовая и розничная торговля 5,0 2,5 3,6 3,9 5,0
Транспорт и связь 7,7 4,9 3,9 4,6 4,9
Финансовые услуги -2,4 1,3 2,0 3,8 4,6
Прочие неторгуемые сектора 0,1 1,1 2,5 3,2 3,6
Торгуемые сектора (кроме сельского хозяйства) обеспечивали в 2010— 2011 годах основной вклад в экономический рост за счет восстановительного роста обрабатывающих производств, а в 2011 году также за счет сельского хозяйства. Экономический рост в торгуемых секторах в 2010—2011 годах был обеспечен в основном за счет эффекта низкой базы. В неторгуемых секторах восстановление инвестиционного и потребительского спроса обеспечит высокие темпы роста строительства, транспорта, связи и торговли.
В 2012—2014 годах динамика роста в неторгуемых и торгуемых секторах будет сопоставима. В неторгуемых секторах прогнозируются высокие темпы восстановления отраслей строительства (7,4—7,2%), транспорта и связи (3,9—4,9 процента). Стабильно высоким (3,6—5%) останется динамика в оптовой и розничной торговле. В сфере финансовых услуг рост в 2012—2014 годах прогнозируется на уровне 2—4,6 процента. Прочие неторгуемые сектора, включающие государственное управление, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, будут ограничены в развитии низким ростом государственного спроса.
Производительность труда
В условиях ожидаемой стагнации (сокращения) занятости рост экономики возможен только при росте производительности труда на 11—13% за три года.
Динамика производительности в восстановительный период характеризовалась разнонаправленными тенденциями изменения количества отработанных часов и численности занятых: в 2010 году количество отработанных часов за год сократилось на 0,8%, численность занятых увеличилась на 0,4%, при этом безработица сократилась до 7,7% экономически активного населения. Наблюдается увеличение рабочего времени на основной (или единственной) работе, на дополнительных рабочих местах, а также сокращение количества человеко-часов, отработанных в домашних хозяйствах. В результате производительность на отработанный час растет быстрее, чем на одного занятого (таблица 7).
Таблица 7
Динамика показателей, характеризующих изменение производительности труда по секторам экономики, в 2010 году
Добав- ленная стои- мость Коли- чество отрабо- танных часов Числен- ность заня- тых Про-изв-сть труда в час Произв-сть труда на 1 занятого
Всего по экономике 104,0 99,2 100,4 104,9 103,6
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 89,3 93,3 98,3 95,7 90,8
Рыболовство, рыбоводство 96,1 80,8 100,0 118,9 96,1
Добыча полезных ископаемых 104,7 101,2 99,0 103,5 105,8
Обрабатывающие производства 112,3 101,9 100,4 110,2 111,9
Производство и распределе-
ние электроэнергии, газа и воды 105,5 99,8 100,5 105,7 105,0
Окончание табл.
Добав- ленная стои- мость Коли- чество отрабо- танных часов Числен- ность заня- тых Про-изв-сть труда в час Произв-сть труда на 1 занятого
Строительство 99,3 97,3 99,6 102,0 99,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт 105,0 101,8 102,3 103,2 102,6
Гостиницы и рестораны 102,2 95,9 100,0 106,7 102,2
Транспорт и связь 107,7 98,3 99,4 109,5 108,3
Финансовая деятельность 97,6 102,2 101,8 95,5 95,9
Операции с недвижимым имуществом 98,8 98,0 100,8 100,9 98,1
Государственное управление 103,9 100,4 100,3 103,5 103,6
Образование Здравоохранение и предо- 98,1 96,8 99,3 101,4 98,8
ставление социальных услуг 101,3 99,9 100,2 101,4 101,1
В 2011 году динамика рынка труда несколько изменилась. По оценкам, безработица сократится до 6,8%, численность занятых в экономике возрастет на 0,7%, а количество отработанного времени может не превысить уровень прошлого года.
Сокращение производительности труда на отработанный час, зафиксированное в 2009 году, было компенсировано уже по итогам 2010 года (совокупный рост производительности за 2009—2010 годы составил
3,6 процента). Докризисный уровень производительности труда на одного занятого будет достигнут по итогам 2011 года, ускоренными темпами растет производительность труда в обрабатывающей промышленности и на транспорте.
Наибольший рост производительности и в дальнейшем ожидается в обрабатывающей промышленности и строительстве, повышение производительности труда будет в значительной степени обусловлено модернизацией производств, техническим перевооружением. Более высокий уровень инвестиций в основной капитал и соответственно больший масштаб модернизации производства по варианту 2 обеспечат рост производительности труда на 13 процентов. Одной из причин относительно низкого уровня конкурентоспособности по варианту 1 будет более низкий рост производительности труда 11 процентов (таблица 8).
Таблица 8
Средние показатели динамики производительности труда за 2012—2014 годы в соответствии с планами компаний с государственным участием
2012 2013 2014 2012— 2014 2012—2014
по планам компаний по экономике
в целом
Добывающая промышленность 2,8 4,1 2,3 9,4 4,5
Обрабатывающая промышленность 18,8
Высокотехнологичные ком-
пании 9,3 10,3 6,1 28,0
Оборонно-промышленный
комплекс 8,0 8,7 9,2 28,2
Авиастроение 10,3 16,1 7,2 37,4
Космический комплекс 17,2 5,4 3,1 27,5
Судостроение 13,3 13,3 11,8 43,5
Радиоэлектронный ком-
плекс 3,1 3,1 3,5 9,9
Компании прочего маши-
ностроения 18,8 16,2 12,9 55,9
Химическая и фармацев-
тическая промышленность 8,4 21,4 19,1 56,7
Энергетика 15,1 11,9 11,7 43,9 4,1
Транспорт и связь 13,3
Транспортные компании 3,9 1,2 1,4 6,5
Инфраструктурные ком-
пании 8,8 7,4 6,6 24,6
Прогнозные расчеты подтверждаются планами компаний с государственным участием (таблица 8), которые в 2011 году разработали и приняли программы инновационного развития. В 2012—2014 годах в среднем по всем компаниям ожидается рост производительности на 5,7—7,8% в год. При этом лидерами роста производительности будут компании машиностроения, химической промышленности и энергетики. Медленнее, чем
в других отраслях, будет расти производительность труда в добывающей промышленности, для которой будут характерны невысокие темпы роста добавленной стоимости и устоявшаяся численность и структура занятых.
Предполагаемые в основных сценариях сокращение численности населения и снижение безработицы, а также индексация заработной платы работников бюджетной сферы обеспечат незначительное опережение роста заработной платы по сравнению с ростом производительности труда.
Энергоемкость
По оценкам, в 2014 году энергоэффективность российской экономики будет на 3,5—5,5% выше уровня 2008 года по вариантам 1 и 2 соответственно. Разница между вариантами объясняется разным уровнем модернизации и эффективности производства.
В 2010 году энергоемкость ВВП снизилась на 0,5% за счет сокращения нефтеемкости экономики на 3,5%, при этом газоемкость увеличилась на 2%, а электроемкость на 0,4 процента.
16
12
ё? 8
§ 4
о.
о. о 1=
-4
-8
Особенностью 2010 года были погодные аномалии. Среднегодовая температура воздуха в 2010 году была незначительно выше нормы (на 0,65 °С), а также выше 2009 года (на 0,11 °С). При этом 2010 год сложился из экстремально холодной зимы и рекордно жаркого лета, что в значительной степени обусловило высокие уровни внутреннего потребления электро- и теплоэнергии для бытовых нужд.
По оценкам, в 2011 году энергоемкость экономики сократится на 0,4%, но останется выше докризисного уровня 2008 года на 1,7 процента.
Основными факторами, определяющими структуру производственного потребления топливно-энергетических ресурсов, будут динамика производства продукции по отраслям экономики, уровень модернизации и
Рост производительности труда и
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
♦ Реальная заработная плата — ■- Производительность труда
эффективности производства, а также темпы внедрения энергосберегающих технологий.
В программах инновационного развития государственных корпораций и акционерных обществ с государственным участием, разработанных по поручению Президента Российской Федерации и решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям, предусмотрено повышение эффективности энергопотребления в 2011—2014 годах на 2— 2,7% в год в среднем по всем компаниям. Лидерами по планам снижения энергоемкости являются высокотехнологичные компании и компании химической промышленности (таблица 9).
Значительно более скромные планы у компаний добывающего сектора, которые уже в значительной степени модернизировали производство в предшествующий период высоких цен на сырье.
Таблица 9
Повышение эффективности энергопотребления по планам компаний, %
2011 2012 2013 2014 2011—2014
Высокотехнологичные компании 4,8 4,9 3,9 5,2 20,2
Оборонно-промышленный комплекс 4,0 5,0 5,0 5,0 20,4
Авиастроение 5,0 5,0 5,0 5,0 21,6
Космический комплекс 15,1 5,0 2,7 2,7 27,5
Судостроение 8,7 10,7 6,8 11,2 42,9
Радиоэлектронный комплекс 3,0 3,0 3,9 4,8 15,5
Компании прочего машиностроения 4,8 5,0 4,2 1,7 16,6
Транспортные компании 3,1 2,2 2,4 1,5 9,5
Инфраструктурные компании 0,2 2,5 3,2 3,8 10,1
Химическая и фармацевтическа промышленность 5,0 5,0 5,0 5,0 21,6
Энергетические компании 1,1 2,1 3,8 2,3 9,6
Добывающий сектор 1,4 1,7 1,7 1,8 6,7
Кроме программ, принятых отдельными компаниями, реализуется государственная программа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации в декабре прошлого года. Мероприятия госпрограммы должны обеспечить сокращение энергоемкости ВВП за 2011—2015 годы не менее чем на 7,4% и годовую экономию первичной энергии не менее 100 млн тонн условного топлива к 2016 году.