Библиографический список
1. Бочаров С.Н. Агропромышленная интеграция: концепции и механизмы повышения эффективности. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2007. — 214 с.
2. Палаткин И.В., Атюкова О.К. и др. Что
такое кооператив второго и третьего уровня?: Информационно-справочная брошюра
/ под общ. ред. И.В. Палаткина. — Пенза, 2010. — 27 с.
3. Семина Л.А., Санду И.С. Инновационный кластер — основа развития инвестиционно-инновационной деятельности в сельском хозяйстве // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2013.
— № 6.
4. Санду И.С., Семина Л.А. Инновационный потенциал — инструмент развития экономики региона // Известия Алтайского государственного университета. — 2013. — № 2/2.
+ + +
УДК 321.01:63:334.75
Е.В. Краснов
ОСНОВНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РАЗВИТИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В РОССИИ И АЛТАЙСКОМ КРАЕ
Ключевые слова: сельское хозяйство, рынок, государственная политика, регулирование, программа, приоритет, Россия, Алтайский край.
Введение
За период реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» обеспечен рост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов, несколько улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, получила развитие деятельность крупных агропромышленных формирований, активизировалась работа по социальному развитию сельских территорий. Благодаря значительным инвестиционным вложениям и использованию инновационных технологий существенно возросли темпы восстановления производства свинины, а по мясу птицы — превышен его дореформенный уровень.
Вместе с тем перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития АПК сохраняются. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2010 г., охватившая 43 субъекта Российской Федерации, в которых сосредоточено более 60% посевных площадей страны, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства, балансе экспорта и импорта [1].
Целью исследования является выявление основных приоритетов государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае.
Задачи исследования:
- выявить предпосылки государственного рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России;
- проанализировать современное состояние государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае;
- выделить приоритеты государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в России и Алтайском крае.
Объект исследования — основные приоритеты государственной политики в развитии сельского хозяйства и регулировании рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Методы исследования: диалектический, контент-анализ, экстраполяций, экономикостатистический и т.д.
Экспериментальная часть
В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства»
14.07.2012 г. Правительство Российской Федерации утвердило Государственную
программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.
Программа обеспечения продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120; повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию; повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса и т.д. [2].
Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. предусматривает обеспечение эффективной деятельности органов государственной власти в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
- осуществление мер по совершенствованию системы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение эффективности системы налогообложения, направленной на стимулирование инновационной и инвестиционной деятельности;
- обеспечение деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации как ответственного исполнителя (государственного заказчика) Государственной программы;
- повышение качества оказания федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг, выполнения работ в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- формирование механизмов взаимодействия ответственного исполнителя (государственного заказчика) с субъектами Российской Федерации по реализации мероприятий Государственной программы;
- формирование государственных информационных ресурсов в сферах обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом;
- обеспечение безопасности продукции растительного и животного происхождения, находящейся в обращении на территории Российской Федерации.
Сферой реализации подпрограммы является осуществление государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, производителей пищевых продуктов, включая напитки, а также организация производственно-технического, логистического, научного и информационного обслуживания агропромышленного комплекса [2].
Практика реализации Государственной программы на 2008-2012 гг. указывает на высокую эффективность использования программно-целевых методов повышения эффективности использования средств, выделяемых на развитие отрасли, повышение конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса на внутреннем и внешнем рынках, социальное развитие сельских территорий. Результаты ее реализации задали направление для дальнейшего создания и усовершенствования различных автоматизированных информационных систем в агропромышленном комплексе [1].
Вместе с тем сохраняется проблема обеспечения выполнения финансирования основных мероприятий Государственной программы, доведения федеральных бюджетных средств до непосредственных их получателей, достижения прогнозных показателей, соответствия количества и качества предоставления государственных услуг финансовым затратам на их оказание в электронном виде.
Все это требует дальнейшего совершенствования организации и управления реализацией Государственной программы на всех уровнях ее выполнения, создания условий для более эффективного использования организационно-экономических рычагов для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственного производства, в том числе за счет создания государственной автоматизированной системы управления агропромышленным комплексом.
Прогноз реализации программы предполагает дальнейшее совершенствование взаимоотношений федеральных и региональных органов управления агропромышленного комплекса, ответственных за выполнение Государственной программы, что позволит обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на ее финансовое обеспечение, и достижение предусмотренных в подпрограмме показателей.
Исходя из задач, стоящих перед агропромышленным комплексом в период до 2020 г., в качестве основных приоритетов при реализации программы являются:
- направленность всей системы управления агропромышленным комплексом на ускорение его модернизации и инновационного развития, создание условий для повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей и социальное развитие сельских территорий;
- повышение роли и финансовых возможностей субъектов Российской Федерации в осуществлении мероприятий Государственной программы и наиболее значимых региональных программ, нацеленных на развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на период до 2020 г.;
- привлечение отраслевых союзов, ассоциаций и саморегулируемых организаций на добровольной основе к участию в формировании и реализации государственной аграрной политики;
- повышение доступности и качества предоставляемых государственных услуг;
- обеспечение исполнения функций по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, семеноводства, обеспечения плодородия почв, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения);
- контроль доклинических исследований лекарственных средств для ветеринарного применения, клинических исследований лекарственных препаратов для ветеринарного применения, качества;
- контроль в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений [2].
В целях реализации на территории Алтайского края Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 гг. в октябре 2012 г. утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие сельского хозяйства Алтайского края на 2013-2020 годы» [3, 4]. Финансирование программы за семь лет превысит 44 млрд руб., из которых 36 млрд руб. — доля федерального бюджета. Объем финансирования долгосрочной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2013-2020 гг. подлежит ежегодному уточнению при формировании федерального и краевого бюджетов на очередной год и плановый период [5].
В качестве стратегических приоритетов развития сельского хозяйства в производственной сфере рассматриваются молочное
и мясное скотоводство как экономически значимые подотрасли, в социальноэкономической сфере — повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения.
В долгосрочной целевой программе выделены подпрограммы: развитие подот-
расли растениеводства; развитие подотрасли животноводства; поддержка малых форм хозяйствования; техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие АПК.
Сельскохозяйственным товаропроизводителям будет продолжена поддержка по таким направлениям, как: элитное семеноводство, закладка и уход за многолетними насаждениями, поддержка племенного животноводства, овцеводства, мараловодства, табунного коневодства, пчеловодства, а также страхование и кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Наряду с прежними видами господдержки, долгосрочная программа предусматривает использование новых инструментов, что обусловлено в том числе и присоединением России к Всемирной торговой организации. Часть действующих прямых мер по поддержке растениеводства (субсидирование части затрат на приобретение минеральных удобрений, поддержка производства льна-долгунца, рапса) трансформируется в субсидии на поддержку доходности (субсидии на 1 га пашни).
В качестве нового вида поддержки предусмотрены субсидии на 1 л реализованного товарного молока (из расчета 1 руб. на 1 л товарного молока первого и высшего сорта).
Особое внимание уделено поддержке малых форм хозяйствования, которая предусматривает субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, компенсацию затрат фермерских хозяйств на оформление в собственность земель, а с 2015 г. — мероприятия по поддержке начинающих фермеров и созданию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, которые в настоящее время реализуются в рамках соответствующих ведомственных целевых программ [5].
Выводы
Ожидаемыми результатами реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. в Российской Федерации являются:
- обеспечение выполнение целей, задач и показателей (индикаторов) реализации Государственной программы;
Таблица
Прогнозные значения показателей реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия [2]
Показатели Годы
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 122,1 98 102,2 102,5 102,7 103,1 101,9 101,9 101,9 101,9
Индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 147,2 93,3 102,8 102,9 102,8 102,5 101,8 101,8 101,6 101,4
Индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 101,5 103,6 101,5 102 102,5 103,8 102 102,1 102,1 102,3
Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах к предыдущему году), % 101 102,2 103 103,1 103,5 104,1 104 104,1 104,3 104,3
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (к предыдущему году), % 117,5 104 104 104,1 104,2 104,3 104,5 104,8 104,9 105
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 12 12 13 12 13 13 13 14 15 15
Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), тыс. руб. 11,9 13,5 14,1 14,5 16,2 18,5 19,5 20,1 22,3 25,5
- повышение качества оказания государственных услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в сфере развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- обеспечение более качественного и оперативного автоматизированного управления процессами, реализующими условия для равного доступа органов управления и сельскохозяйственных товаропроизводителей к информации о состоянии агропромышленного комплекса, для формирования необходимого уровня продовольственной безопасности Российской Федерации.
Прогнозные значения показателей реализации Государственной программы представлены в таблице.
Среди основных ожидаемых конечных результатов реализации долгосрочной программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края»на 2013-2020 гг.:
- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 г. по отношению к 2011 г. на 23,3%;
- обеспечение среднегодового темпа прироста объема инвестиций в основной
капитал сельского хозяйства в размере 4,5%;
- повышение среднего уровня рентабельности сельскохозяйственных организаций не менее 12-19% (с учетом субсидий);
- рост заработной платы в сельском хозяйстве в 2,6 раза к уровню 2011 г. [5].
Библиографический список
1. Государственная программа развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы [Электронный ресурс]: Постановление Прави-
тельства Российской Федерации от 14.07.2007 г. № 446, 2007. — Режим доступа: http://www.mcx.ru.
2. Государственная программа развития
сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Прави-
тельства Российской Федерации от
14.07.2012 г. №717, 2012. — Режим доступа: http://www.mcx.ru/documents/
document/show/16834.342.htm.
3. http://www.altairegion22.ru.
4. http://www.altagro22.ru.
5. Долгосрочная целевая программа ского края от 5.10.2012 г. № 523, 2012. —
«Развитие сельского хозяйства Алтайского Режим доступа: http: // www.
края» на 2013-2020 годы [Электронный ре- regionconsultant. ru.
сурс]: постановление администрации Алтай-
+ + +
УДК 332.1 Н.А. Чижова
К ВОПРОСУ ОСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПОТЕНЦИАЛЕ РЕГИОНА:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Ключевые слова: социально-
экономический потенциал, факторы развития, потенциал региона, классификация целей, критерии развития региона.
Введение
Совершенствование механизмов регионального развития становится одним из наиболее актуальных вопросов в области повышения общего качества управления народным хозяйством. Российские регионы обладают существенным потенциалом развития, который при определенных условиях может стать дополнительным источником роста экономики страны. Вместе с тем существующие межрегиональные диспропорции способны в долгосрочной перспективе оказаться серьезным ограничителем роста российской экономики [1]. Все это способствует росту числа исследований социальноэкономического потенциала региона как элемента национальной экономики, направленных на изучение понятия, факторов, определение целей и формирование концепций с целью развития имеющегося социально-экономического потенциала регионов.
Цель — изучить теоретические аспекты понятия «социально-экономический потенциал региона», рассмотреть влияние факторов на его оценку.
Исходя из цели поставлены следующие задачи: изучить и систематизировать различные взгляды ученых на понятие «социально-экономический потенциал», рассмотреть процесс оценки потенциала и предложить классификацию основных факторов развития потенциала.
Оценка потенциала развития региона, изучение основных факторов его развития, а также поиск механизмов совершенствования процесса регионального развития становится одним из наиболее актуальных вопросов в области повышения общего качества управления народным хозяйством. Российские регионы обладают существенным потенциалом развития, который при опреде-
ленных условиях может стать дополнительным источником роста экономики страны. Вместе с тем воздействие множества факторов способно в долгосрочной перспективе оказаться серьезным ограничителем роста российской экономики. Это способствует росту числа исследований социальноэкономического потенциала региона как элемента национальной экономики, направленных на изучение понятия, факторов, определение целей и формирование концепций с целью развития имеющегося социально-экономического потенциала регионов.
Изучение понятия «социально-экономический потенциал региона» следует начинать с рассмотрения понятия «потенциал». Так, в Большой советской энциклопедии приводится определение термина «потенциал» как «средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» [2]. Понятие же «социально-экономический потенциал» региона (экономической системы) широко используется на практике и в научной литературе. Однако его содержание трактуется неоднозначно в разных источниках и не имеет единого определения, что приводит к множественности оценок экономического потенциала одной и той же экономической системы. Анализ публикаций выявляет значительные различия в определении данного понятия, понимании его сущности, составляющих элементов, взаимосвязи его с такими понятиями, как «национальное богатство», «уровень экономического развития» [3]. Потенциал играет ключевую роль в формировании и функционировании всех хозяйствующих субъектов. Однако в экономической теории категория потенциала не фигурирует среди ее базовых понятий, она не включена в систему факторов развития хозяйства, экономического равно-