М. И. Безбородов
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
В статье автор рассматривает процесс формирования социально-политической доктрины Русской Православной Церкви, в которой отражается взгляд церкви на концепцию церковно-государственных отношений и определяется место Церкви в современном российском обществе. Автор показывает взгляд Церкви на проблему прав человека, свободы совести, либерализма и национальной идентичности.
Ключевые слова: Русская Православная Церковь, государство, концепция, идеология, права человека.
Одним из важных направлений анализа процесса церковно-государственных отношений сегодня является рассмотрение общественно-политической идеологии Русской Православной Церкви (далее — РПЦ). Именно в ней отражен общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества и мира в целом. Процесс формирования и выработки собственной общественно-политической идеологии для РПЦ был непростым и в первую очередь связан с положением Церкви в государстве и степени ее относительной и самостоятельной свободы.
В царской России политика носила ярко выраженный религиозный характер, закрепленный в известной «уваровской триаде»: «православие, самодержавие, народность». На рубеже XIX и ХХ вв. начался процесс секуляризации политики, нашедший свое выражение в законе 1905 г. о свободе вероисповеданий. После революции Декрет об отделении Церкви от государства (1918) и Постановление Всероссийского центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров о религиозных объединениях (1929) завершили этот процесс (Щипков, http://www.religare.ru/article167.htm).
В Советском Союзе религия была изгнана из публичной сферы, поскольку эта сфера была целиком наполнена другими символами, ритуалами и доктринами — своеобразной квазирелигией, каковым был коммунизм (Агаджанян, 2000, с. 116). В этот период РПЦ была вынуждена сохранять общую позицию отстраненности от общественных проблем и демонстрировать высокую лояльность к существующему режиму и проводимой им политике.
В СССР в качестве основной идеологической программы Церкви выступала декларация митрополита (в 1943-1944 гг. — патриар-
© М. И. Безбородов, 2010
ха) Сергия (Старогородского) от 20 июля 1927 г., которая обосновывала положение РПЦ в условиях Советского государства и определяла границы сотрудничества с властью. Декларация появилась в очень непростое для РПЦ время и была написана под сильным давлением со стороны государства, угрожавшего полным пресечением всех легальных форм осуществления церковной жизни. В декларации подчеркивалась патриотическая позиция Церкви в новых исторических условиях: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой — наши радости и успехи, а неудачи — наши неудачи» (Декларация митрополита Сергия (Страгородско-го)..., http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/Article/Dekl_Ser.php). В ней отсутствовал критический взгляд в оценке политики советского правительства по отношению к Церкви и обществу.
Появление декларации митрополита Сергия было связано прежде всего с попыткой сохранить Церковь и оставшуюся малочисленную церковную иерархию в новых условиях. Поэтому этой декларацией РПЦ «была поставлена в правильное отношение к советскому правительству и тем самым подчинена интересам государственной политики» (Комментарий к совместному документу., http://www.pravoslavie.ru/arhiv/050621111609.htm#doc2).
Распад СССР привел к формированию новой российской конституционной и законодательной системы. Конституция РФ 1993 г. подтвердила и развила принципы Закона РСФСР 1990 г. «О свободе вероисповеданий» и «Декларации прав и свобод человека и гражданина» 1991 г. В Конституции провозглашалось, что Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (Конституция РФ, 1993, с. 8). В Конституции РФ 1993 г. были сформулированы два основных принципа секуляризма: конституционный принцип (светский характер государства) и принцип религиозного плюрализма (отделение государства от религии, равенство их перед законом) и заложены новые принципы церковно-государственных отношений (см.: Каариайнен, Фурман, 2000, с. 129).
Для РПЦ положения новой Конституции имели неоднозначное значение. Во-первых, либеральные положения о светском характере государства, принцип религиозного плюрализма и невозможности официального закрепления статуса государственной религии вызывали в кругах РПЦ значительное недовольство. Во-вторых, новые положения Конституции избавили РПЦ от контроля со стороны государства, сделали возможным развитие миссионерского и соци-
ального служения, дали широкий толчок церковному возрождению, что и определило дальнейшую церковную политику в отношениях с государством. При невозможности закрепления за РПЦ статуса государственной религии одной из основных задач РПЦ на новом этапе была выработка основных принципов церковно-государственных отношений и общественно-политической идеологии, которая отражала бы общецерковный взгляд на общественно значимые проблемы.
Произошедшие политические изменения, появление нового законодательства в области государственно-конфессиональных отношений, трансформация общественных отношений, отказ от идеологии коммунистического прошлого оказали сильнейшее влияние на идеологические позиции внутри РПЦ, где велась острая дискуссия по вопросу о рамках, формах и границах церковно-государственных отношений в постсоветское время. В основе дискуссии лежала общая позиция иерархов РПЦ на то, что Церковь не должна быть подчинена интересам государственной политики, как это было в условиях Советского Союза, и должна нести самостоятельную миссию в современном обществе и государстве.
Наряду с этим процесс религиозного возрождения и усиленная интеграция РПЦ в общественно-политическую жизнь государства поставили перед Церковью вопрос о необходимости выработки собственной общественно-политической доктрины, которая отражала бы общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом.
В начале 1990-х годов происходило идеологическое оформление позиций РПЦ по отношению к власти и сотрудничеству с ней. Церковь, как и новое государство, активно осуждала коммунистическую идеологию и пыталась предложить свое видение национальной идеи и дальнейшего пути развития. Этот процесс для РПЦ был тяжелым, так как внутри церкви появились достаточно радикальные и фундаменталистские группы, противостоявшие официальной позиции Церкви, и этот процесс также усугублялся возникновением политических партий и общественных движений, использующих христианскую идеологию и символику1.
В то же самое время основная позиция РПЦ сводилась к преодолению «противостояния в обществе», снижению политических противоречий, достижению единства и согласия, социальной спра-
1 Подробнее о формировании идеологических взглядов РПЦ, противостоянии ее идеологических групп и отношениях РПЦ с политическими партиями и общественными движениями в период 1990-1999 гг. см.: Верховский, Михайловская, Прибыловский, 1999.
278 _
ведливости и укреплению нравственного начала в жизни. Наряду с этим подчеркивалась необходимость отстаивания собственной культурной идентичности и мировоззрения, четкого осознания национальных интересов и защиты общества от влияния разрушающей западной культуры и идеологии. По словам патриарха Алексия II, «часто раздаются голоса, что нам нужно найти национальную идею. И ищут национальную идею где-то за океаном или в Западной Европе. Но я убежден, что наша национальная идея — в трудном, но славном прошлом, в том, что пережила Россия за тысячелетний период своей истории. Важно вернуться к тем основам жизни, которыми жил наш народ, будучи народом-богоносцем, верующим, нравственно чистым» (цит. по: Сафонов, 1999, с. 41).
Для обсуждения проблем и путей национального развития РПЦ стала одним из инициаторов создания нового общественного форума — Всемирного Русского Народного Собора (ВРНС)2 в 1993 г., который стал формой публичного поддержания контактов с различными политическими и общественными организациями. Церковь оказалась включена в прямой институциональный канал сотрудничества с политическими силами, позволяющий ей излагать свои взгляды на пути развития государства и общества.
В течение этого времени РПЦ так и не удалось выработать всеобъемлющую концепцию, которая излагала бы общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества и мира в целом. Только в середине 1999 г. в общем виде общественно-политические ориентации РПЦ были изложены в статьях Патриарха Алексея II «Мир на перепутье» и митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяе-ва), председателя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского Патриархата3, «Норма веры, как норма жизни» (см.: Алексий II, 1999; Кирилл, 2000).
Наиболее полно высказанные общественно-политические взгляды РПЦ были отражены в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (ОСК РПЦ), принятой на Юбилей-
2 Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) — международная общественная организация и форум. Цель Собора — привлечение общественного мнения к наиболее острым вопросам современности. Создан в 1993 г. В заседаниях Собора участвуют представители власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья. В 2005 г. ВРНС предоставлен консультативный статус при ООН.
3 27 января 2009 г. Поместный Собор Русской Православной Церкви избрал митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла Патриархом Московским и всея Руси.
_ 279
ном Архиерейском Соборе РПЦ в 2000 г. ОСК РПЦ стали первой наиболее полной идеологической доктриной РПЦ за более чем тысячелетнюю историю ее развития в России.
ОСК РПЦ — важный документ Русской Православной Церкви, где излагаются базовые положения ее учения по вопросам церков-но-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем (христианская этика и светское право; труд и его плоды; собственность; война и мир; преступность, наказание, исправление; вопросы личной, семейной и общественной нравственности; здоровье личности и народа; проблемы биоэтики; проблемы экологии; светская наука, культура, образование; светские средства массовой информации; международные отношения, проблемы глобализации и секуляризма). В нем отражается официальная позиция Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом (Основы социальной концепции, 2001, с. 6) и выработанный документ представляет собой долгосрочную программу общественного служения Церкви, опирающуюся на православное богословское осмысление положения церкви в плюралистическом секулярном обществе (Доклад митрополита Кирилла, 2001, с. 4-5). В оСк РПЦ представила свою концепцию церковно-государственных отношений, отразила свои взгляды на ее природу.
Важным элементом доктрины РПЦ является современная интерпретация православного учения о симфонии духовной и государственной власти как взаимном сотрудничестве и ответственности при полном равноправии и «невмешательстве в дела друг друга» (Основы социальной концепции..., 2000, с. 26). Необходимость этого сотрудничества вытекает не из сакральной природы государства, а из практических потребностей общества, прежде всего в сфере нравственности. Поэтому задачи государства и Церкви совпадают не только в достижении благополучия и благосостояния граждан, но и в осуществлении «спасительной миссии Церкви» (Костюк, 2001, с. 120). Заявленное положение подтверждают слова нового патриарха РПЦ (тогда митрополита) Кирилла (Гундяева): «В восточно-христианской традиции есть принцип правильного взаимодействия государства и Церкви, Церкви и общества. Он называется симфонией, т. е. координацией между двумя аспектами человеческого бытия. Этот принцип нужно развивать и в сегодняшней России. в симфонии отвергается какое-либо навязывание своих убеждений другим. В то же время этот принцип предполагает, что никакая сфера жизни общества намеренно и искусственно не должна быть закрыта для взаимодействия с Церковью» (Кирилл, http://www.religare.ru/article46978.htm).
В основе разделения компетенций государства и Церкви лежит принцип светскости, понимаемый РПЦ не в его либеральной западной трактовке, как вытеснение религии из сферы общественной жизни и отстранения религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач и оценки действий властей, а как невмешательство двух институтов во внутренние дела друг друга. Отсюда выводятся исключительные сферы компетенции государства и Церкви, к исключительной сфере первого отнесено противостояние греху насилием, использование мирских властных полномочий и функций, которые предполагают принуждение или ограничение, государство же не может влиять и вмешиваться во внутреннюю жизнь Церкви (управление, вероучение, литургическую жизнь, духовную практику и т. д.).
Фактически это разграничение является неравноправным, так как Церковь отнесла к исключительному ведению государства вопросы, которые так или иначе связаны с системой принуждения и повиновения, что объясняется вероучительными позициями Церкви, а неучастие в системе распределения «мирских» властных полномочий связано с внутренним запретом для священнослужителей занимать какие-либо государственные должности и участвовать в политике. РПЦ требует от государства абсолютного невмешательства в свои внутренние дела за исключением тех сторон, которые предполагают деятельность РПЦ в качестве юридического лица (Основы социальной концепции., 2001, с. 19-20). В то же время Церковь предельно широко трактует сферу сотрудничества с государством и определяет области «соработничества Церкви и государства». В ОСК РПЦ они раскрыты достаточно широко (Там же, с. 28). Одновременно с этим РПЦ отразила те области, в которых священнослужители и канонические церковные учреждения не могут оказывать помощь государству и сотрудничать с ним.
Этими областями являются: а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров; б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны; в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию (Там же, с. 29). Здесь же РПЦ подчеркивает невозможность своего участия в военных действиях и разведывательных операций со стороны государства. Закрепляя эти положения, РПЦ запрещает своим клирикам «во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобрела мир_ 281
ПОЛИТЭКС. 2010. Том 6. № 2
ского характера», участвовать в системе государственного управления, т. е. занимать какие-либо государственные должности (Там же, с. 32). Абстрагируясь от прямого участия в политической сфере, РПЦ рассматривает и характеризует возможности участия мирян в политике, но не высказывает никаких политических предпочтений. Церковь заявляет, что политические организации мирян не нуждаются в благословении со стороны высшего церковного руководства, тем самым подчеркивая свою формальную непричастность к их деятельности (Там же, с. 41-48). Действительно, запретить мирянам заниматься политикой невозможно, так как РПЦ претендует в условиях современной России на статус национальной Церкви большинства российских граждан. С другой стороны, Церковь не хочет брать на себя ответственность за деятельность политических организаций мирян, чем и вызван отказ высшей церковной власти благословлять подобные организации.
Предложенная Церковью концепция «соработничества» включает в себя и прямую возможность, даже необходимость диалога РПЦ с «органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе и в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений, экономической деятельности на пользу Церкви, государства и общества, патриотического образования и воспитания, решения различных социальных проблем» (Там же, с. 28-30). Церковь гарантирует свою лояльность государству и рассчитывает на его поддержку и «вправе ожидать, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию» (Там же, с. 25-26). Одновременно с этим в документе содержатся положения о недопустимости ситуации, когда государство превышает свои полномочия, вступает в прямое противоречие с идеалами, представленными Церковью, что не раз происходило в истории (например, национал-социализм в Германии, коммунизм в России), но что прямо не указывается в ОСК РПЦ.
Данное положение является «революционным» с точки зрения церковно-государственных отношений, так как напрямую в концепции звучит учение о праве Церкви и христиан на сопротивление (Костюк, 2001, с. 120), так как «если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Христианин, следуя велению совести, может не исполнить повеления власти, понуждающего к тяжкому греху» (см.: Основы социальной концепции., 2000, с. 25).
В своем отношении к государству Церковь полностью принимает его светский характер, обещает свою лояльность и очерчивает границы этого повиновения и определяет поле сотрудничества. Вопреки конституционным принципам, РПЦ утверждает, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями должно учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического, культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ РПЦ рассчитывает на помощь государства, ставя это ему в обязанность, а сферы их реализации зафиксированы в областях «соработничества» двух институтов (Панкратов, 2002, с. 148). Пользуясь неопределенностью структуры церковно-государственных отношений на момент принятия социальной концепции, РПЦ смогла сформулировать основные принципы этих отношений в наибольшем соответствии с богословской традицией и общецерковным идеалом соборности (Костюк, http://www.religare.ru/ print2169.htm).
В концепции Церковь заявляет о своем участии во всех сферах общественной жизни, и государство не только не должно этому препятствовать, а, наоборот, всячески содействовать этому процессу. В то же время она категорически отвергает участие государства во внутрицерковных делах, тем самым подчеркивая свою независимость и самостоятельность в управлении. Это попытка Церкви не допустить создания в структурах органов государственной власти органа наподобие Совета по делам религий, который существовал в период СССР. В концепции «соработничества» РПЦ фактически ставит себя выше государства, так как целью Церкви «является вечное спасение людей», а цель государства заключается в «их земном благополучии». Церковь тем самым все более явно выходит за пределы правового поля государства, утверждая приоритет христианского, церковного права и идеологического мировоззрения. Принципиальные положения концепции «соработничества» при их воплощении в жизнь смогут обеспечить РПЦ статус привилегированной господствующей религиозной организации в России, пользующейся исключительной поддержкой государства, участвующей практически во всех сферах его компетенции и при этом юридически и фактически независимой от него (Панкратов, 2002, с. 148).
Наряду с определением церковной политики в области церков-но-государственных отношений и формулировкой концепции «сора-ботничества» в ОСК РПЦ была сформулирована общественно_ 283
ПООЛИТЭКС. 2010. Том 6. № 2
политическая идеология РПЦ, которая впоследствии была востребована государством. Выделим наиболее важные доктринальные положения Церкви.
1. Отрицание принципа свободы совести, который рассматривается как признак «распада системы духовных ценностей, потери устремленности к спасению большей части общества», «массовой апостасии, фактической индифферентности к делу Церкви и к победе грехом». За человеком как личностью признаются все права «Декларации прав человека», за исключением права свободы совести. По мнению Церкви, для религиозного человека это право не является центральным, так как речь идет о том, чтобы верить свободно, а вовсе не о вере во что угодно (Костюк, http://www. religare. ru/print2169.htm). Одновременно с этим Церковь видит единственную пользу принципа свободы совести в том, что он позволяет РПЦ иметь легальный статус в неблагоприятных светских условиях безрелигиозного мира. Свобода совести признается утилитарным образом только для себя, но не для других (Игумен Вениамин, 2002, с. 71);
2. Осуждение либерализма и либеральной идеологии. РПЦ осуждает либеральное (западное) мировоззрение как безрелигиозное и индивидуалистическое, но в то же время допускает его право на существование в современном мире. Такое мировоззрение не может приниматься, по мнению Церкви, в качестве нормы, особенно всемирной, глобальной. Существуют и имеют не меньшее право на существование и «традиционные» мировоззрения — исламское, православное, другие, явно религиозно обоснованные и более или менее укорененные в жизни других (не западных) народов. Здесь идет речь не о религиях, но о культурных комплексах, определяющих всю жизнь того или иного народа. Мировой порядок должен в равной мере ориентироваться на все эти мировоззрения (см.: Вер-ховский, http://religion.sova-center.ru/publications/4D646C9/5565861). Отсюда следует, что процесс глобализации (помимо его технической составляющей) определяется как неправомерная экспансия либеральной, секулярной цивилизации против остальных, поскольку «наблюдается стремление представить в качестве единственно возможной универсальную бездуховную культуру, основанную на понимании свободы падшего человека, не ограничивающего себя ни в чем, как абсолютной ценности и мерила истины. Такое развитие глобализации многим в христианском мире сопоставляется с построением вавилонской башни» (Основы социальной концепции..., 2000, с. 123-124);
3. Утверждается необходимость сохранения религиозной, национальной, цивилизованной идентичности. Церковь отстаивает право сообществ и сохранение социально-культурного своеобразия
государств и связывает универсализм с политической сферой, утверждая, что социально-политическое бытие народов определяет их историческое развитие и культурные особенности. Вследствие этого на фоне глобальных тенденций человечество должно формироваться как сообщество, состоящее из различных цивилизационных групп (см.: Рябых, http://www.carnegie.ru/ru/pubs/procontra/56811.htm). Фактически РПЦ предлагает своеобразную версию мультикульту-рализма (см.: Верховский, http://religion.sovacenter.ru/publications/ 4D646C9/5565861). Эти положения подтверждают и слова патриарха Алексия II: «И до, и после 11 сентября зло обнаруживало два своих вектора, направленных на завоевание мира: либеральный и фундаменталистский. Навязывание "универсальной формулы счастья" всем народам может обернуться разрушительными последствиями. Поэтому современное международное общежительство надо созидать с учетом разных политико-культурных традиций» (цит. по: Кеворкова, 2000). На основании цивилизационной идентичности и концепции «групповых прав» РПЦ выводит понятие «православный народ», который и формирует концепцию «русской цивилизации»4, «когда нация, гражданская или этническая, является полностью или по преимуществу моноконфессиональным православным сообществом, она в некотором смысле может восприниматься как единая община веры — православный народ» (Основы социальной концепции., 2000, с. 14);
4. Подчеркивается укорененность доктрины естественных прав человека в библейском учении, но в то же время утверждается, что «для христианского правосознания идея свободы и прав человека неразрывно связана с идеей служения» (Там же, с. 38), которое связывается с правосознанием. Церковь формулирует христианское обоснование достоинства человека, с одной стороны, и критикует современную демократическую концепцию прав человека — с другой. Христианская трактовка человека противопоставляется либеральной, в которой человек рассматривается как самодостаточный, а значит, и падший субъект (Костюк, 2001, с. 120).
Дальнейшее развитие идеологии РПЦ связано с обоснованием православного, т. е. русского, понимания прав человека. Впервые положение о «православных правах человека» были сформулированы на Х Всемирном Русском Народном Соборе, состоявшемся в апреле 2006 г. В принятой Собором «Декларации о правах и досто-
4 Термин «русская цивилизация» введен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (см., например: Выступление митрополита..., 2002, с. 77).
_ 285
инстве человека» подчеркивается отрицание западной концепции прав человека, так как либеральные ценности, предлагаемые Западом миру в качестве универсальной модели, ошибочны, поскольку игнорируют понятие нравственности. «Существуют ценности, которые стоят не ниже прав человека. Это такие ценности, как вера, нравственность, святыни, Отечество» (Декларация о правах., http://www.patriarchia.ru/db/text/103235.html). Принятая Декларация обеспечила духовную поддержку государственной идеологии и приводимой политике, так как фактически оформила сложившуюся систему ценностей. По мнению С. Лаврова, концепция прав человека, предложенная РПЦ, подчеркивает внешнеполитическую самостоятельность России, «которая выражает в том числе нашу национальную самобытность, включающую православную традицию. демократические ценности реализуются в каждой стране с учетом ее традиций и культуры, важной частью которых являются религиозные убеждения» (Лавров поддержал., http://www.religare.ru/ article28843.htm ).
Идеи, изложенные позиции в Декларации ВРНС, были наиболее полно озвучены и доктринально оформлены в виде «Учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», принятом на Архиерейском Соборе в июне 2008 г. На Соборе была идеологически сформулирована православная концепции прав человека как вызов западному неолиберальному идеологическому мышлению. В ее основе лежит утверждение о нравственной ответственности человека и то, что сами права человека не могут быть «выше ценностей духовного мира» и «не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины семьи» (Основы учения., http://mospat.ru/index.php?mid=463). С точки зрения РПЦ высшей ценностью являются не права человека, но интересы Отечества — государства. Подчеркивается высшее призвание граждан государства — долг служения своему государству.
Итак, перед нами наиболее полная идеологическая доктрина РПЦ, отражающая ее взгляды на современные проблемы мира и общества и предлагающая государству свою концепцию церковно-государственных отношений. Ее особенностью является то, что она придает РПЦ одну из ведущих ролей на политическом пространстве не только России, но и мирового сообщества. Государство в этой концепции не может обойтись без Церкви, так как ему просто необходима ее помощь в решении не только социальных проблем, но и всего спектра государственной политики. Взамен на плодотворное сотрудничество РПЦ гарантирует государству свою лояльность, но эта лояльность ограниченная. Церковь ее обеспечивает до тех пор, пока интересы обоих институтов совпадают, а государство не начи-
нает ущемлять права Церкви и ее последователей, что, в свою очередь, является вызовом государству. В то же время РПЦ обосновала для государства новую доктринальную концепцию — право на существование незападной идеологической концепции мышления. Она предложила иное понимание высших ценностей человека и его прав, которые нужны ему для осуществления высокого призвания «служения» Церкви, государству, семье и народу.
Литература
1. Агаджанян А. Религиозный дискурс в Российских масс-медиа: энтропия, симфония, идеократия // Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсовесткой России / Под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. Гл. 4. М.; СПб.: «Летний сад», 2000. С. 116.
2. Алексий II Патриарх Московский и всея Руси. Мир на перепутье // НГ-религии. 1999. 23 июня.
3. Верховский А. Беспокойное соседство: Русская Православная Церковь и путинское государство // SOVA. Религия в светском обществе // http://religion.sova-center.ru/publications/4D646C9/5565861
4. Верховский А., Михайловская Е., Прибыловский В. Политическая ксенофобия. Радикальные группы, представления лидеров, роль Церкви. М., 1999.
5. Выступление митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на VI Всемирном Русском Народном Соборе // Журнал Московской Патриархии. 2002. № 1. С. 77.
6. Декларация митрополита Сергия (Страгородского) 1927 г. о признании им советской власти // Библиотека Гумер // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/ortodox/ Article/Dekl_Ser.php
7. Декларация о правах и достоинстве человека X Всемирного Русского Народного Собора // Русская Православная Церковь // http://www.patriarchia.ru/db/text/ 103235.html
8. Доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, об «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» // Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2000. С. 2-5.
9. Игумен Вениамин (Новик). Анализ 1-5-й глав «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» // СОЦИС. 2002. № 3. С. 71.
10. Каариайнен К., Фурман Д. Религия и государство: дебаты о симфонии // Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Каариайнена и Д. Фурмана. Гл. 3. М.; СПб.: «Летний сад», 2000. С. 129.
11. Кеворкова Н. «Я готов встретиться с Папой Римским» // Газета. 2002. 17 апреля.
12. Кирилл (Гундяев) митрополит Смоленский и Калининградский. Выступление на открытии конференции «Церковная жизнь» // Справочно-информационный Интернет-портал RELIGARE «Религия и СМИ» // http://www.religare.ru/ article46978.htm
13. Кирилл митрополит Смоленский и Калининградский. Норма веры как норма жизни // Независимая газета. 2000.16-17 февраля.
14. Комментарий к совместному документу Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви «Об отношениях Церкви и государства» // Документы, выработанные на совместных заседаниях Комиссии Московского Патриархата
_ 287
по диалогу с Русской Зарубежной Церковью и Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом // Православие^. Интернет-журнал. 2005. 21 июня // http://www.pravoslavie.rU/arhiv/050621111609.htm#doc2
15. Конституция Российской Федерации: Официальное издание. М.: Юридическая литература, 1997. 64 с.
16. Костюк К. Н. Возникновение социальной доктрины Русской Православной церкви // Общественные науки и современность. 2001. № 6. С. 120.
17. Костюк К. Социальная доктрина как вызов традиции и современности РПЦ: Справочно-информационный Интернет-портал RELIGARE «Религия и СМИ» // http://www. religare. ru/print2169. htm
18. Лавров C. поддержал Декларацию о правах и достоинстве человека: Спра-вочно-информационный Интернет-портал RELIGARE «Религия и СМИ» // http://www. religare. ru/article28843. htm
19. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М.: Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата, 2000. С. 129.
20. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека: Русская Православная Церковь. Официальный сайт Отдела внешних церковных связей // http://mospat.ru/index.php?mid=463
21. Панкратов И. Е. Церковь и государство в социальной доктрине Русской Православной Церкви // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. 2002. № 1. С. 147-150.
22. Рябых Ю. Внешнеполитические ориентиры Русской Православной Церкви (1991-2000): Московский центр Карнеги — Carnegie Endowment // http://www.carnegie. ru/ru/pubs/procontra/56811.htm
23. Сафонов В. На самарской земле // Журнал Московской Патриархии (ЖМП). 1999. № 12. С. 41.
24. Щипков А. Регулирование церковно-государственных отношений. К симфонии через партнерство: Справочно-информационный Интернет-портал RELIGARE «Религия и СМИ» // http://www.religare.ru/article167.htm